Студопедия — Д.Р. Яворский
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Д.Р. Яворский






_____________________________________

(фамилия, инициалы автора (ов)

«РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ»

______________________________________

(наименование учебной дисциплины)

Рабочая программа для студентов направления подготовки

031100.62 «Лингвистика»

(код специальности) (наименование направления подготовки)

 

 

Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры Протокол № 2 от «23» сентября 2011 г.     Подпись заведующего кафедрой …………………… /Д.Р. Яворский/    

 

 

Волгоград 2011

 

Содержание

Раздел 1. Рабочая программа учебной дисциплины  
Раздел 2. Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины для студентов  
Раздел 3. Материалы тестовой системы  
Раздел 4. Словарь основных терминов (глоссарий)  

Раздел 1. Рабочая программа учебной дисциплины

Извлечение из образовательного стандарта

 

Цели и задачи учебной дисциплины

Религия всегда являлась и, как показывает практика, до сих пор является одним из важнейших факторов жизни общества. Место и понимание религии в современной культуре определяется следующими обстоятельствами; во-первых, стала очевидной несостоятельность просвещенческого тезиса о постепенном, но неуклонном исчезновении религии из жизни человеческого рода по мере прогресса знания и техники; во-вторых, в современной культурфилософии почти не подвергается сомнению решающее значение религии для формирования фундаментальных ценностных установок современной культуры; в-третьих, в гуманитарном знании ХХ века значительно расширены границы понятия религии за счет включения в него мировоззренческих позиций и идеологических моделей, ранее понимавшихся и представляющих себя в качестве без- и антирелигиозных (т.н. “квазирелигии”: атеизм, гуманизм, коммунизм, нацизм и т.п.); в-четвертых, набирает силу процесс возрождения “исконных” форм религиозности как в виде субкультурного интереса к новым синкретическим культам, так и в виде политического интереса к фундаменталистским течениям в исламе, христианстве, индуизме и т.д. Очевидно, что в этой ситуации специалист, предметом профессиональных интересов которого является человек, среда его жизни и деятельности, вряд ли может обойтись без умения ориентироваться в религиозных тенденциях современного мира.

Данный курс имеет вводный характер и ставит перед собой цель дать общее представление о религии как феномене культуры. Эта цель предполагает: раскрытие ее структурной и функциональной специфики, освещение проблемы типологии, происхождения и трансформаций религиозных представлений, культовой практики и общинной организации. Особое внимание уделяется трем мировым религиям: буддизму, христианству и исламу.

Отдельная задача курса состоит в выработке терпимого отношения к различным религиозным убеждениям; основой чему должно стать понимание религиозных представлений и нужд носителей разных вероисповеданий.

Курс религиоведения содержательно связан с философией, культурологией, историей, социологией, политологией, историей и теорией государства и права.

 

Требования к уровню освоения дисциплины

По окончании курса студент должен владеть религиоведческой терминологией, знаниями об основных религиоведческих концепциях, о вероучении, литературе, особенностях культовой практики и организации ведущих религий мира (иудаизм, буддизм, христианство и ислам). Студент должен уметь пользоваться наиболее распространенными типологиями религий, различать разновидности буддизма, христианства и ислама.

 

Тематический план

№ п/п Тема Всего часов В том числе:
лекций семинаров   самост. работы
  Теоретические проблемы религиоведения.        
  «Религии спасения». Буддизм        
  «Авраамические религии». Иудаизм        
  Христианство: возникновение и основы вероучения        
  Основные христианские конфессии        
  Ислам        
  Современная религиозная ситуация     --  
  ВСЕГО:        

 

Учебно-методическое обеспечение дисциплины

Содержание лекций

Лекция 1. Понятие религии

Проблема определения понятия религии и основные подходы к пониманию ее сущности. Многообразие религий и представлений о религии. Термин «religio» и “богословский подход” к пониманию сущности религии (Тертуллиан, Лактанций). «Критический подход»: религия как “превратное мировоззрение” (К. Маркс), «коллективный невроз» (З. Фрейд). “Апологетический подход”: религия как “переживание” (Ф. Шлейермахер); «религиозное априори» (Э. Трёльч), “предельный интерес” и “субстанция культуры” (П. Тиллих). Основные компоненты религии: мировоззрение (миф), культ, община.

Основные этапы становления науки о религии, отрасли современного религиоведения. Первые опыты теоретического осмысления религии (Ксенофан, Демокрит, Эпикур, Лукреций), рождение “натуралистической идеи”. Развитие “натуралистической идеи” в философии Просвещения. “Мифологическая школа”: начало научного изучения религиозных верований. Психология религии (З. Фрейд). Социология религии (Э. Дюркгейм, М. Вебер). Философия религии. История религии.

Проблема типологии религий. Многообразие религиозных верований и учений и проблема их классификации. Принципы классификации. Родо-племенные, национально-государственные и мировые религии. Монотеизм, генотеизм, супремотеизм, политеизм. Теизм и пантеизм. “Религии спасения”, “авраамические религии”.

Основные понятия и термины: религия, религиоведение, миф, культ, община, натуралистическая идея, религиозное априори, отчуждение, квазирелигия, мифологическая школа, социология религии, психология религии, философия религии, история религии, родо-племенные религии, национально-государственные религии, мировые религии, политеизм, супремотеизм, генотеизм, монотеизм, теизм, пантеизм, деизм, атеизм, религии спасения, авраамические религии.

Лекция 2. «Религии спасения». Буддизм

“Спасение” как религиозная категория, “сотериология”, типологические особенности “религий спасения”. Категория спасения и религиозное осмысление проблемы существования зла. Ситуативное понимание спасения в архаических религиях и проблема окончательного избавления от зла (эсхатология). Сотериология как учение о спасении: его структура. Основные типы сотериологических учений, сформированные вокруг концепции “злой материи” и концепции грехопадения как злоупотребления свободой воли.

Специфика сотериологии индийской религиозной традиции. Истоки индийской религиозной традиции: веды, брахманы, упанишады. Проблема “перерождений души” как стержень религиозной проблематики Древней Индии. Спасение как выход из “колеса перерождений” - “мокша” и поиск путей спасения: веданта, сангхья, йога.

Основные положения буддийского учения. Личность Будды и возникновение буддизма. “Четыре благородные истины”: страдание как основная религиозная проблема. “Восьмеричный путь”: привязанности как причина страданий. Нирвана - обретение спасения.

Распространение буддизма и основные его разновидности. Основные направления и этапы распространения буддизма. Превращение буддизма в государственную религию при Ашоке и разделение махаяны и хинаяны. Этно-культурные разновидности буддизма: чань-буддизм в Китае, цзен-буддизм в Японии, ламаизм в Монголии и на Тибете. Буддизм на территории современной России.

Основные понятия и термины: спасение, религии спасения, сотериология, эсхатология, Веды, перерождение души, карма (рита), сансара, майя, мокша, даршаны, брахманизм, будда, Будда, «четыре благородные истины», «восьмеричный путь», нирвана, сангха, Типитака, махаяна, хинаяна, цзен-буддизм, чань-буддизм, ламаизм.

Лекция 3 «Авраамические религии». Иудаизм

Типологические особенности “авраамических религий”. Иудаизм, христианство, ислам - общность традиции и доктринальных оснований. Диалог как форма взаимоотношений Бога и человека, персоналистическое понимание Божества.

Эволюция монотеизма в контексте истории Древнего Израиля. Яхве как племенное божество воинственного народа (генотеизм). Яхве и земледельческие культы Палестины. Элохим и теогонии развитых религиозных систем. Деятельность израильских пророков и окончательное оформление монотеизма: Бог как покровитель всех народов и господин всех частей мироздания.

Концепция Священной Истории как доктринальный стержень “авраамических религий”. Феномен религиозной веры и появление исторического сознания. Священная История как поле взаимодействия Бога и человека. Основные вехи Священной Истории: творение, грехопадение, спасение. Творение: специфика библейского креационизма. Грехопадение: злоупотребление человеком свободной волей как причина зла. Спасение: эсхатология как учение о конце истории и концепция мессии в книгах израильских пророков.

Основные понятия и термины: монотеизм, персонализм, диалогизм, авраамические религии, культ племенного бога, земледельческий культ, пророк, профетизм, религиозная вера, «Священная История», креационизм, грехопадение, эсхатология, мессия, Танах, Тора, диаспора.

Лекция 4. Христианство: возникновение и основы вероучения

Исторические условия возникновения христианства. Кризис античной культуры, религиозный синкретизм. Расцвет Римской империи и кризис традиционных республиканских ценностей. Еврейское общество накануне возникновения христианства: саддукеи, фарисеи, ессеи, зелоты, прозелитизм. Обострение эсхатологических ожиданий на фоне обострения недовольства римским владычеством в Иудее.

Осмысление “события Христа” в раннехристианских общинах и процесс оформления церковной догматики. Проблема реконструкции истории раннехристианстких общин. Евангелия - исторические источники или/и вероучительные тексты. Истолкование миссии Иисуса в Евангелиях: Иисус как Мессия - Христос, как Спаситель и инициатор Нового Завета между Богом и человечеством. Эллинизация христианской проповеди за пределами Палестины: понимание Иисуса Христа как Слова Божия (Логоса). Попытка синтеза язычества и христианства в гностицизме, догматика как способ отторжения гностицизма от Церкви. Вселенские соборы и складывание церковной догматики, Никео-Константинопольский символ веры. Тринитарный и христологический догматы (учения о Троице и о богочеловеческой природе Иисуса Христа).

Становление культа и церковной организации. Истоки христианского культа: древнееврейские религиозные ритуалы и позднеантичные мистерии. Литургия. Культ и церковный календарь. Таинства. Борьба с гностическими ересями, религиозные репрессии против христиан и становление церковной организации. Усиление роли епископов. Религиозные реформы императора Константина Великого и сближение церковной организации и административной структуры Римской империи.

Основные понятия и термины: религиозный синкретизм, культ императора, саддукеи, фарисеи, ессеи, прозелиты, эсхатологические ожидания, христианство, евангелие, апостол, раннее христианство, церковь, Новый Завет, апологетика, гностицизм, догмат, вселенские соборы, символ веры (credo), патристика, тринитарный догмат, христологический догмат, литургия, таинство, пресвитер, епископ, патриарх (папа), константиновская эпоха, Миланский эдикт, Библия, канон, апокриф, синоптические евангелия.

Лекция 5. Основные христианские конфессии

Формирование двух центров христианского мира и “Великая схизма” 1054 года. Пять центров раннехристианского мира, причины усиление роли Рима и Константинополя. Латинская и греческая патристика: нарастание различий. “Филиокве”. Обострение политических и религиозных противоречий между Западом и Востоком христианского мира, “Великая схизма” 1054 г.

Православие и католицизм: особенности доктрин, церковных практик и исторических судеб. Принцип догматической завершенности в православии и принцип догматического развития в католицизме. Традиция взаимоотношений между церковью и государством в Византии, принцип “симфонии”. Конфликт папы и императора в Западной Европе и принцип разделения духовной и светской власти («двух мечей»). Основные этапы истории Русской православной церкви: христианизация славянских народов в IX-X вв. и значение принятие христианства на Руси; противостояние с язычеством и формирование “двоеверия”; спор иосифлян и нестяжателей о путях развития Русской церкви; становление административной самостоятельности Русской православной церкви и введение патриаршества в 1589 г.; реформы патриарха Никона и церковный раскол сер. XVII в.; усиление роли государства в управлении церковью после петровских реформ; большевистская диктатура и Русская православная церковь после 1917 г.; современное положение РПЦ. Основные этапы истории Католической церкви: церковь в системе феодальных отношений и реформа папы Григория VII; Реформация и Контрреформация; от просвещенческой критики религии к политике “дехристианизации” в ходе Великой французской революции; нарастание либерального течения в католицизме и роль Второго ватиканского собора 1962-65 гг. в реформировании современного католицизма.

Реформация западного христианства и становление основных направлений протестантизма. Религиозные, социальные, экономические и политические предпосылки Реформации. Мартин Лютер: учение об оправдании верой против католической доктрины об оправдании “благими делами”, учение о мирской аскезе, отрицание посреднической роли Церкви во взаимоотношениях между человеком и Богом и нарастание религиозного индивидуализма. Учение Жана Кальвина о предопределении и религиозное обоснование буржуазных ценностей. Формирование основных направлений протестантизма - лютеранства, кальвинизма, англиканства. Многообразие протестантских церквей, деноминаций и сект в современном мире.

Основные понятия и термины: конфессия, схизма, филиокве, принцип догматического развития, принцип симфонии, концепция «двух мечей», автокефалия, христианизация, двоеверие, иосифляне, нестяжатели, никонианские реформы, старообрядчество, синодальный период, инвеститура, симония, григорианские реформы, Реформация, Контрреформация, протестантизм, лютеранство, кальвинизм, анабаптизм, англиканство, пуританизм, секта, деноминация.

 

Лекция 6. Ислам

Доисламская Аравия и исторические условия возникновения ислама. Хозяйство, общество и верования аравийских кочевников и горожан. Основные источники формирования монотеизма на Аравийском полуострове: иудаизм, христианство (несторианство) и ханифизм. Мекка как межплеменной культовый центр.

Деятельность Мухаммеда и формирование мусульманской религиозной и социально-политической доктрины. Личность Мухаммеда. Начало проповеди в Мекке и конфликт с курейшитами. Переселение общины Мухаммеда из Мекки в Медину (хиджра) в 622 г. Укрепление мусульманской общины, образование союза арабских племен и покорение Мекки. Оформление мусульманской доктрины: Коран, Сунна, “пять столпов ислама” и основные положение исламского вероисповедания.

Основные разновидности ислама. Образование теократического государства Арабский халифат. Проблема форм организации религиозно-политической власти: конфликт суннитов и шиитов. Влияние культур покоренных народов на религиозную жизнь в халифате, интеллектуально-мистические течения в исламе: суфизм. Мусульманская реформация и новые течения в современном исламе: панисламизм, фундаментализм.

Основные понятия и термины: ислам, доисламская Аравия, ханифы, Кааба, хиджра, умма, «пять столпов ислама», «пять столпов веры», Коран, Сунна, хадисы, шариат, масхаб, халифат, имамат, суннизм, шиизм, суфизм, исламская реформация, панисламизм, исламский фундаментализм, модернизм.

Лекция 7. Современная религиозная ситуация

Традиционные религии в условиях секуляризации культуры: модернизм и фундаментализм. Секуляризация и ответная реакция христианства: консерватизм и модернизм. Протестантский модернизм: “либеральная теология”, “безрелигиозное христианство” Д. Бонхёффера, “теология смерти Бога”. Католический модернизм: К. Ранер, Г. Кюнг. Модернистские тенденции в православии: русский религиозно-философский ренессанс конца XIX - нач XX века.

“Нетрадиционные религии”: эсхатологические течения в рамках христианства, синкретические культы. Обострение эсхатологических ожиданий и появление новых христианских течений: адвентисты, пятидесятники. Неоиндуизм и его влияние на неоориенталистские религиозные движения Запада.

Основные понятия и термины: секуляризация, религиозный модернизм, католический модернизм, православный модернизм, протестантский модернизм, фундаментализм, «либеральная теология», «диалектическая теология», «безрелигиозное христианство», «теология смерти Бога», неопротестантизм, «нетрадиционные религии», неоиндуизм, ориентализм.

Планы семинарских занятий и литература

Семинар 1-2. Древнеиндийская религиозная литература и сакральные тексты буддизма

1. Веды (самхиты) и религиозно-философские комментарии к ним (брахманы, араньяки и упанишады): происхождение, состав, основные религиозные идеи.

2. Махабхарата как средоточие религиозных идей индуизма (доклад)

3. Палийский канон (Типитака): состав, тематика, происхождение и канонизация.

4. Особенности религиозной литературы ламаизма (доклад).

 

Источники:

1) Атхарваведа: Избранное. М., 1976.

2) Дхаммапада: Пер с пали. М., 1960.

3) Джатаки.

4) Поэзия и проза Древнего Востока. М.: Изд-во “Художественная литература”, 1973.

5) Ригведа: Избр. гимны. М., 1972.

6) Ригведа: Мандалы I-IV. М., 1989.

Литература:

7) Буддизм: история и культура. М., 1989.

8) Васильев Л.С. История религий Востока. М.,1983.

9) Гринцер П. А. Древнеиндийская литература // История всемирной литературы: В 9 томах. Т. 1. М., 1983. С. 204-252.

10) Кочетов А.Н. Буддизм. М.,1965.

11) Кочетов А.Н. Ламаизм.

12) Мень А. В. История религии: В поисках Пути, Истины и Жизни: В 7 т. Т. 3. М., 1992. С. 51-203.

13) Рабинович И. С. Сорок веков индийской литературы. Очерк истории. М., 1969.

14) Серебряков И. Д. Древнеиндийская литература. Краткий очерк. М., 1963.

 

ТЕКСТЫ

Из «Брахман» (Шатапатха-брахмана, II, 2,4)

1. В начале мира Праджапати[1], поистине, был один. Он подумал: «Как мне продолжить себя?» И он напряг свои силы и воспламенил свой дух. Изо рта своего он породил Агни. Он породил его изо рта, поэтому Агни – пожиратель пищи. Кто знает, что Агни пожиратель пищи, у того никогда не будет недостатка в пище…

3. Праджапати подумал: «Я сотворил Агни пожирателем пищи. Но, поистине, здесь нет иной пищи, кроме меня самого, а меня он не должен пожрать!» В ту пору земля была голой, и на ней не было ни травы, ни деревьев. Вот что заботило ум Праджапати.

4. Тут Агни разинул пасть и повернулся к нему, и от испуга Праджапати утратил свою Силу. Сила же его – Речь; значит, утратил он Речь. Тогда Праджапати задумал принести жертву. Он потер рукою руку, и, когда он тер, обе его ладони лишились волос. Он добыл при этом жертвенное масло и жертвенное молоко, но, поистине, и то и другое по сути своей не что иное, как молоко.

5. Эта жертва не принесла Праджапати покоя, потому что она была смешена с волосами. Он воскликнул: «Оша – сожги! Дхая – выпей!» - и пролил ее в огонь. Из нее появились на свет растения; вот почему имя им – ошадхая, что и означает «растения». Во второй раз потер Праджапати рукой об руку и добыл еще одну жертву: жертвенное масло и жертвенное молоко, но, поистине, и то и другое по сути своей не что иное, как молоко.

6. Эта жертва принесла покой Праджапати. Однако он не знал, пролить ее в огонь или нет, но его Сила сказала ему: «Соверши возлияние!» Тогда Праджапати понял, что это собственная – «сва» – его сила говорит – «аха» – ему, и, возгласив: «Сваха![2]» – совершил жертву. Вот почему с тех пор приносят жертвы, возглашая «Сваха!». Из этой жертвы взошел на небе Тот, кто все согревает, затем появился Тот, кто всюду веет, и тогда Агни отступил от Праджапати.

7. Так, принеся жертву, Праджапати продолжил себя и спасся от Агни-Смерти, готового его пожрать. Кто, зная это, совершает жертвоприношение на огне – агнихотру[3], тот продолжает себя, как продолжил себя Праджапати, и так же, как он, спасает себя от Агни-Смерти, готового пожрать его.

8. И когда он умирает, когда возлагают его на огонь, из огня возрождается вновь, потому что огонь сжигает одно лишь его тело. Как он появляется на свет от отца и матери, так рождается он вновь от огня. Но, поистине, навечнотеряет жизнь тот, кто не совершает агнихотры. Поэтому непременно должно ее совершать…

 

1. Какие реалии (религиозные, природные и др.) объяснял этот текст его читателям (слушателям)?

2. Как понимали авторы текста цель религиозной деятельности?

 

Из «Упанишад» (Брихадараньяка - упанишада, II, 4)

1. «Майтрейи, - сказал Яджнявалкья, - поистине, я собираюсь оставить это состояние домохозяина. Давай же я произведу раздел между тобой и Катьяяни».

2. Майтрейи сказала: «Господин. Если бы вся эта земля, полная богатства, сделалась моей, стала бы я от этого бессмертной?» - «Нет, - сказал Яджнявалкья. - Какова жизнь наделенных имуществом, такой стала бы и твоя жизнь. Но нет надежды достичь бессмертия с помощью богатства».

3. Майтрейи сказала: «Что я буду делать с тем, от чего все равно не стану бессмертной? Поведай мне, блаженный, что ты знаешь».

4. Яджнявалкья сказал: «Да. Ты всегда была дорога нам и говоришь дорогое. Подойди же и сядь - я объясню тебе это. А ты поразмысли над тем, что я буду объяснять».

5. И он сказал: «Поистине, не ради супруга дорог супруг, но ради Атмана[4] дорог супруг. Поистине, не ради жены дорога жена, но ради Атмана дорога жена. Поистине, не ради сыновей дороги сыновья, но ради Атмана дороги сыновья. Поистине, не ради богатства дорого богатство, но ради Атмана дорого богатство. Поистине, не ради брахманства дорого брахманство, но ради Атмана дорого брахманство. Поистине, не ради кшатры дорога кшатра, но ради Атмана дорога кшатра. Поистине, не ради миров дороги миры, но ради Атмана дороги миры. Поистине, не ради богов дороги боги, но ради Атмана дороги боги. Поистине, не ради существ дороги существа, но ради Атмана дороги существа. Поистине, не ради всего дорого все, но ради Атмана дорого все. Поистине, лишь Атмана следует видеть, следует слышать, о нем следует думать, следует размышлять, о Майтрейи. Поистине, когда Атмана видят и слышат, когда думают о нем и распознают его, все становится известно...

12. Подобно тому, как брошенный в воду комок соли растворяется в воде и нельзя вытащить его снова, но какую часть воды ни возьмешь - она соленая, поистине, также и эта великая, бесконечная, безграничная, состоящая из одного лишь распознавание сущность, возникнув из этих элементов, исчезает в них. Нет после смерти сознания. Так говорю я», - так сказал Яджнявалкья.

13. Тогда Майтрейи сказала: «Ты смутил меня, господин, словами: «нет после смерти сознания». Тогда он сказал: «Поистине, я не говорю смущающего. И этого достаточно, чтобы понять.

14. Ибо, где есть что-либо подобное двойственности, там один обоняет другого, там один видит другого, там один слышит другого, там один говорит другому, там один мыслит о другом, там один распознает другого. Но когда для него все стало Атманом, то как и кого сможет он обонять, то как и кого сможет видеть, как и кого сможет слышать, то как и кому сможет говорить, то как и о ком сможет мыслить, то как и кого сможет распознать? Как сможет он распознать распознающего?»

 

1. С каким обычаем в жизни брахмана связана завязка фрагмента - раздача состояния домохозяином своим женам Майтрейи и Катьяяни?

2. Как понимает религиозное спасение автор текста, и в чем состоит отличие трактовки спасения в «Упанишадах» от трактовки спасения в «Брахманах»?

 

Из «Упанишад» (Мундака - упанишада, III, 2, 2)

Тот, кто имеет желания и думает о них, вновь рождается здесь и там из-за желаний. Но все желания того, у кого совершенный атман[5] и чье желание исполнилось, исчезают в этом мире...

 

Какие идеи буддийского учения предвосхищены в этом фрагменте?

Из «Типитаки» (Дхаммапада: Глава парных строф)

1. Дхаммы обусловлены разумом, их лучшая часть — разум, из разума они сотворены. Если кто-нибудь говорит или делает с нечистым разумом, то за ним следует несчастье, как колесо за следом везущего.

2. Дхаммы обусловлены разумом, их лучшая часть — разум, из разума они сотворены. Если кто-нибудь говорит или делает с чистым разумом, то за ним следует счастье, как неотступная тень, “Он оскорбил меня, он ударил меня, он одержал верх надо мной, он обобрал меня”. У тех, кто таит в себе такие мысли, ненависть не прекращается.

4. “Он оскорбил меня, он ударил меня, он одержал верх надо мной, он обобрал меня”. У тех, кто не таит в себе таких мыслей, ненависть прекращается.

5. Ибо никогда в этом мире ненависть не прекращается ненавистью, но отсутствием ненависти прекращается она. Вот извечная дхамма.

6. Ведь некоторые не знают, что нам суждено здесь погибнуть. У тех же, кто знает это, сразу прекращаются ссоры.

7. Того, кто живет в созерцании удовольствий, необузданного в своих чувствах, неумеренного в еде, ленивого, нерешительного, именно его сокрушает Мара[6], как вихрь — бессильное дерево.

8. Того, кто живет без созерцания удовольствий, сдержанного в своих чувствах и умеренного в еде, полного веры и решительности, — именно его не может сокрушить Мара, как вихрь не может сокрушить каменную гору.

9. Кто облачается в желтое одеяние[7], сам не очистившись от грязи, не зная ни истины, ни самоограничения, тот недостоин желтого одеяния.

10. Но кто избавился от грязи, кто стоек в добродетелях, исполнен истины и самоограничения, именно тот достоин желтого одеяния.

11. Мнящие суть в не-сути и видящие не-суть в сути, они никогда не достигнут сути, ибо их удел — ложные намерения.

12. Принимающие суть за суть и не-суть за не-суть, они достигнут сути, ибо их удел — истинные намерения.

13. Как в дом с плохой крышей просачивается дождь, так в плохо развитый ум просачивается вожделение.

14. Как в дом с хорошей крышей не просачивается дождь, так в хорошо развитый ум не просачивается вожделение.

15. В этом мире сетует он и в ином сетует. В обоих мирах злочинец сетует. Он сетует, он страдает, видя зло своих дел.

16. В этом мире радуется он и в ином — радуется. В обоих мирах творящий добро радуется. Он радуется — не нарадуется, видя непорочность своих дел.

17. В этом мире страдает он и в ином — страдает, в обоих мирах злочинец страдает. “Зло сделано мной”, — страдает он. Еще больше страдает он, оказавшись в беде.

18. В этом мире ликует он и в ином — ликует, в обоих мирах творящий добро ликует. “Добро сделано мной!” — ликует он. Еще больше ликует он, достигнув счастья.

19. Если даже человек постоянно твердит Писание, но, нерадивый, не следует ему, он подобен пастуху, считающему коров у других. Он непричастен к святости.

20. Если даже человек мало повторяет Писание, но живет, следуя дхамме, освободившись от страсти, ненависти и невежества, обладая истинным знанием, свободным разумом, не имея привязанностей ни в этом, ни в ином мире — он причастен к святости.

Из «Типитаки» (Сутта о Дханийе)

Пастух Дханийя

“Сварен рис у меня, сдоено молоко,

Со своими живу у берега Махи;

Крышей, хижина крыта, огонь зажжен, —

Если хочешь дождь послать, пошли, о небо!”

Блаженный

“Гнева нет у меня, чист я от скверны;

Ночь одну проведу у берега Махи;

Крыши нет надо мною, огонь потух. —

Если хочешь дождь послать, пошли, о небо!”

Пастух Дханийя

“Здесь нет ни оводов, ни комаров;

В поймах на сочных лугах стада пасутся;

Ливень хлынет — они его перетерпят, —

Если хочешь дождь послать, пошли, о небо!”

Блаженный

“Плот надежный я себе сколотил;

Переплыв поток, вышел на тот берег;

Больше этот плот не надобен мне, —

Если хочешь дождь послать, пошли, о небо!”

Пастух Дханийя

“Спутница долгих лет. милая сердцу,

Пастушка моя послушна и благонравна;

Ничего дурного о ней я не слышу, —

Если хочешь дождь послать, пошли, о небо!”

Блаженный

“Укрощенная после борьбы долголетней,

Мысль моя послушна мне и свободна.

Нет во мне теперь ничего дурного. —

Если хочешь дождь послать, пошли, о небо!”

Пастух Дханийя

“В средствах я ни от кого не завишу.

Мои сыновья со мной, они здоровы:

Ничего дурного о них я не слышу,

Если хочешь дождь послать, пошли, о небо!”

Блаженный

“Я никому не служу, мне не платят:

Съем. что подадут, и скитаюсь по свету.

Нет мне надобности служить, —

Если хочешь дождь послать, пошли, о небо!”

Пастух Дханийя

“Есть у меня коровы, телята есть,

Стельные коровы есть и есть телки,

И бык, коров повелитель, есть у меня, —

Если хочешь дождь послать, пошли, о небо!”

Блаженный

“Нет у меня коров, телят нет,

Нет стельных коров и нет телок,

И быка, коров повелителя, нет у меня, —

Если хочешь дождь послать, пошли, о небо!”

Пастух Дханийя

“Глубоко и прочно врыты столбы;

Новы и крепки эти веревки из мунджи.

Даже бычкам молодым не сорвать привязь, —

Если хочешь дождь послать, пошли, о небо!”

Блаженный

“Словно бык, разорвав на себе путы,

Растоптав их. будто слон лианы,

Я освободился от новых рождений, —

Если хочешь дождь послать, пошли, о небо!”

 

И тут, затопляя холмы и долины,

На землю с небес обрушился ливень.

И, заслышав шум дождя, Дханийя

Такое тогда промолвил слово:

Пастух Дханийя

“О, немалое обрели мы благо —

Блаженный явился взорам нашим.

К тебе прибегаем мы, о Зрящий!

Будь учителем нашим, великий муни!

Послушны мы оба — я и пастушка.

Будем жить в благочестье рядом с Блаженным.

Преодолеем смерть и рождение,

Навсегда положим конец страданиям”.

 

Мара-грешник

“Сыновьями счастлив имеющий сыновей.

Имеющий коров коровами счастлив.

Привязанности приносят человеку счастье,

Ведь несчастлив тот, кто ни к чему не привязан”.

 

Блаженный

“Из-за сыновей скорбит имеющий сыновей.

Имеющий коров из-за коров плачет.

Привязанности приносят человеку горе, —

Лишь тот не скорбит, кто ни к чему не привязан”.

 

Из «Типитаки» (Гатха [8] тхери [9] Субхи из манговой рощи Дживаки)

 

Бхикшуни[10] Субхе, шедшей

В прекрасную Дживаки рощу,

Некий ветреник путь преградил.

Ему сказала Субха:

 

“Что я сделала тебе дурного.

Что ты стоишь, не давая пройти мне?

Ведь ушедшей от мира не подобает

Беседовать с мужчиной, почтенный.

 

Заповеди Учителя не нарушая,

Следую я стезею пресветлой,

Возвращенной нам блаженным Буддой, —

Что ты стоишь, не давая пройти мне7

 

Что тебе, страстному, во мне, бесстрастной?

Что тебе, грешному, во мне, безгрешной?

Мысль моя обрела свободу, —

Что ты. стоишь, не давая пройти мне?”

 

“Ты молода, безупречно красива.

Что может дать тебе отреченье?

Скинь это желтое покрывало!

Насладимся любовью в лесу цветущем!

 

Ароматами сладостными веют

Усыпанные цветочной пыльцою деревья,

Ранняя весна — пора блаженства.

Насладимся любовью в лесу цветущем.

 

Тряся хохолками цветов, деревья

Словно шепчутся при дуновении ветра.

Что за радость ждет тебя, подумай.

Если одна углубишься в чащу?

 

Ты без провожатого войти хочешь

В лес густой, безлюдный, внушающий ужас,

Населенный множеством зверей диких.

Оглашаемый ревом слонов в течке.

 

Ты, словно куколка золотая,

Ты летишь, как апсара[11] на колеснице!

О несравненная, сколь прекрасной

Будешь ты в тонком узорном платье!

 

Если пожелаешь в лесу остаться,

Я буду слугой твоим покорным,

Ибо нет для меня никого милее

Тебя, о дева с глазами киннари[12].

 

Если же хочешь меня послушать,

Смени этот лес на жилье мирское!

Ты станешь жить во дворце просторном,

Где рабыни тебе прислуживать будут.

 

Надень тончайшее узорное платье,

Укрась себя мазями и цветами.

Я куплю тебе множество украшений

Из золота, жемчуга и алмазов.

 

Возляг на новое пышное ложе,

Отделанное благовонным сандалом,

Застланное белоснежными простынями

И мягким шерстяным покрывалом.

 

Ведь иначе, отшельница благочестивая,

Ты. состаришься в одиночестве полном.

Так, никем не сорванный, бесполезно

Увядает в воде прекрасный лотос”.

 

“Что же ты ценного увидел

В пополняющей кладбища мерзкой плоти?

В этом теле, разрушиться обреченном,

Что, скажи, с ума тебя сводит?”

 

“Глаза, что подобны глазам лани,

Глазам киннари в пещере горной,

Глаза твои с ума меня сводят,

Желанье страстное будят в сердце.

 

На лице твоем чистом, золотистом,

Как чашечка лотоса, прекрасном,

Глаза твои с ума меня сводят,

Желанье страстное будят в сердце.

 

Как длинны ресницы, как взор ясен!

И вдали от тебя я их помнить буду.

Ибо нет для меня ничего милее

Этих глаз твоих, нежных, как у киннари!”

 

“Соблазнить стараясь дщерь Будды,

Ты. по бездорожью пройти мечтаешь,

Хочешь смастерить из луны. игрушку,

Перепрыгнуть пытаешься через Меру[13].

 

Нет, ни человек, ни бог, — никто в мире

Страсть во мне пробудить не может:

Благородный путь ее вырвал с корнем.

Какова она — я уже не помню.

 

Я ее отшвырнула, как пылающий уголь,

Она для меня была, что сосуд с ядом.

Благородный путь ее вырвал с корнем.

Какова она — я теперь не знаю.

 

Соблазняй другую, учитель которой

Сам нуждается в наставленьях,

Ту, что об этом только слыхала,

А знающую тебе завлечь не удастся!

 

Я всегда спокойна, что ни случится —

Горе ли радость, бранят меня или славят.

Знаю: составленное из частей — дурно,

И ник чему мыслью не прилепляюсь,

 

Знай! Я ученица блаженного Будды,

Шествующая путем восьмеричным.

Выдернув стрелу, от язв исцелившись,

По безлюдным местам брожу, ликуя.

 

Я видела, помню, деревянную куклу,

Размалеванную пестро и ярко.

Когда ее подергивали за нитки,

Она танцевала так забавно!

 

Но попробуй вынуть из нее колья,

Развязать и выбросить все нитки,

И она разлетится на кусочки!

Что в ней тогда может пленить сердце?

 

Таково же, по мне, и это тело.

Ведь оно не живет без частей отдельных.

А раз оно не живет без частей отдельных,

Что в нем тогда может пленить сердце?

 

Ах, сколь бесполезна людская мудрость!

Смотришь на одно, другое — видишь;

Как если бы вдруг за живое принял

Рисунок, сделанный на стене охрой.

 

Слепец! Ты гоняешься з







Дата добавления: 2015-09-15; просмотров: 463. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Потенциометрия. Потенциометрическое определение рН растворов Потенциометрия - это электрохимический метод иссле­дования и анализа веществ, основанный на зависимости равновесного электродного потенциала Е от активности (концентрации) определяемого вещества в исследуемом рас­творе...

Гальванического элемента При контакте двух любых фаз на границе их раздела возникает двойной электрический слой (ДЭС), состоящий из равных по величине, но противоположных по знаку электрических зарядов...

Сущность, виды и функции маркетинга персонала Перснал-маркетинг является новым понятием. В мировой практике маркетинга и управления персоналом он выделился в отдельное направление лишь в начале 90-х гг.XX века...

Признаки классификации безопасности Можно выделить следующие признаки классификации безопасности. 1. По признаку масштабности принято различать следующие относительно самостоятельные геополитические уровни и виды безопасности. 1.1. Международная безопасность (глобальная и...

Прием и регистрация больных Пути госпитализации больных в стационар могут быть различны. В цен­тральное приемное отделение больные могут быть доставлены: 1) машиной скорой медицинской помощи в случае возникновения остро­го или обострения хронического заболевания...

ПУНКЦИЯ И КАТЕТЕРИЗАЦИЯ ПОДКЛЮЧИЧНОЙ ВЕНЫ   Пункцию и катетеризацию подключичной вены обычно производит хирург или анестезиолог, иногда — специально обученный терапевт...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.015 сек.) русская версия | украинская версия