Студопедия — Часть I. Абхиджит — один из лунных домов (накшатр).
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Часть I. Абхиджит — один из лунных домов (накшатр).

Абхиджит — один из лунных домов (накшатр).

абхинивеша — техническое название слабости ума, которая вызывает огонь смерти. Это одно из пяти несчастий йогинов.

авидья — ложное знание.

 

Агама — одно из трех обозначений достоверного и авторитетного знания. Знание, которое приходит к нам из опыта исследования других, которых мы принимаем за авторитет, такое знание, как говорят, приходит из Агамы. И Веды иногда называются Агамой по той же причине, равно как и Агама — Пятой Ведой. Чаще же всего Агамами называют Тантры, наиболее эзотерические из всех индуистских священных писаний.

агни — огонь. Имя светоносного эфира, иначе называемого теджас-таттвой. Его цвет красный. Другие цвета получаются от сочетания с другими таттвами.

акаша — название первой таттвы, звуконосного эфира; это очень важная таттва. Все другие таттвы выходят из нее и живут и работают в ней. В ней все формы и идеи жизни Вселенной. Не существует такой вещи в мире, которая бы не предшествова-лась акашей или не следовала бы за ней, это то состояние, из которого мы можем ожидать непосредственный выход каждой другой субстанции и каждой другой таттвы, или, более точно, в котором все есть, но не видимо.

аламбуша, или аламмукха — канал в человеческом теле, о котором говорят, что он открывается в рот; поэтому это питающий канал.

Амбариша — один из пяти адов, в котором свойства апас-таттвы находятся в болезненном избытке.

 

амрита — напиток бессмертия в райских мирах; само состояние бессмертия.

ананда — это состояние блаженства, в котором душа поглощается духом. Это означает также духовное состояние таттвичес-кой атмосферы.

анандамайя-коша — духовный жизненный слой, духовная монада.

ангула — мера длины, равная ширине большого пальца; дюйм.

Андхатамисра — ад, где качества акаша-таттвы находятся в болезненном избытке.

Анурадха — семнадцатый лунный дом.

анумана — вывод.

апана — то проявление жизненного дыхания, которое удаляет из системы организма вещи, которые больше не нужны, такие как кал, моча и т. д.

Ардра — один из лунных домов (см. накшатры).

Арджуна — герой «Махабхараты», прославленный воин, с которым Кришна беседует в «Бхагавад-гите» и открывает ему важные истины йоги.

апас — название одной из пяти таттв; элемент воды.

асампраджнята — высшее состояние ментального транса, в котором ум полностью поглощается душой. Низшее состояние известно как сампраджнята.

асат — отрицательное дыхание или фаза материи.

асмита — 1. Синоним ахамкары, эгоизма. 2. Производящая часть, или доля «Я». 3. Мнение, что «Я» ничем не отличается от органов чувств и ментальных построений.

Атман истинная Самость, или душа (особенно как универсальная Сверхдуша) всех живущих; также один из эпитетов Парабрахмана.

ахавания — один из трех священных огней, которые поддерживались в древнем ведическом ритуале.

ахамкара — эгоизм.

Ашвини — первый лунный дом.

ашрам(а) — духовная обитель или центр; одна из четырех духовных стадий жизни индуиста.

биджа (биджа-мантра) — тантрический звуковой символ идеи человеческого ума, шагнувшего за обычные границы видимого и, таким образом, заглянувшего в невидимое. Древние тантрические философы и мистики имели алгебраические

символы для обозначения почти каждой идеи. Им это было абсолютно необходимо, потому что они придерживались мнения, что если человеческий ум фиксировался на каком-либо объекте с достаточной силой некоторое время, то несомненно, посредством силы воли он достигнет объекта. Внимание, вообще говоря, достигалось посредством постоянного бормотания определенных магических звуков и слов, и, таким образом, удерживанием идеи (воплощенной в звуке-образе) всегда перед умом. Короче, алгебраические символы использовались поэтому для обозначения_каждой идеи. Так, например, ХРИМ означает скромность, КЛИМ означает любовь, АИМ означает защиту, ШРИМ означает благополучие, и т.д. Аналогичные символы использовались для названия кровеносных сосудов и т.д. Значительная часть символического языка Тантр в настоящее время, к сожалению, большинству людей просто непонятна, за исключением сравнительно небольшого числа посвященных тантрических адептов.

Брахман — также известен как Парабрахман, единый Абсолют, из которого исходит Вселенная.

Брахма (с долгим конечным «а») — 1. самосознание проявленной Вселенной, шестой принцип Вселенной. 2. Бог-творец.

брахман — ведический жрец; индуистский священнослужитель, представитель высшей касты индуистов.

брахмарандхра — отверстие в голове, через которое йогин (см.) выходит из тела. В нем заканчивается позвоночный канал.

брахмавидья — божественная наука; знание, ведущее к постижению Абсолюта.

брахманда — Вселенная (буквально «яйцо Брахмы»).

буддхи — 1. разум, интеллект. 2. Понимание и сама способность к пониманию чего-либо.

Бхарани — второй лунный дом.

бхуты — 1. оболочки духов умерших. 2. Низшие демоны и духи. 3. Живые существа вообще. 4. Материальные космические элементы, называемые также махабхутами (буквально «великими элементами»).

вайдхрита, или вайдхрити — существует 27 йог («соединений») в эклиптике. Йога в этом значении, как утверждает Колебрук, «есть ни что иное, как способ указания суммы долгот Солнца и Луны».

Это так и есть. Вайдхрита — это 27-я йога.

вайрагья — безразличие к объектам мира, доставляющим удовольствие.

Вак — богиня речи; другое имя Сарасвати.

 

ВАМ (of) — мистический символ (биджа-мантра) anac-таттвы, от слова «вари», синонима апаса («воды»).

васана — привычка или стремление действовать, которая зарождается в уме при совершении действия.

вайю — одна из таттв; вкусоносный эфир.

вашикарана — букв, «приворожение»; одна из шести оккультных способностей (т.н. шаткармы) в индуистской тантре; способность подчинять других своему контролю.

веданги — букв, «части Вед». Шесть вспомогательных отраслей ведических знаний, помогающих правильно понимать и применять Веды.

ведоведа — проявление сушумны.

Веды — четыре изначальные и наиболее священные книги индуистов.

встала — злой дух.

виджняна буквально означает познающего. Технически означает психическую материю и ее проявления.

виджнянамайя-коша — психический слой сознания.

викальпа — ложное воображение. Определение см. в эссе об уме.

вина — струнный музыкальный инструмент.

винду (или бинду ) — точка.

випала — мера времени в 2,5 секунды.

випарьяя — ложное знание; одно из пяти проявлений ума, признаваемое мудрецом (риши) Патанджали.

вира-мантры — букв, «героические мантры»; тантрические мантры (см.), связанные с почитанием ужасных и гневных проявлений Божества, а также с опасными практиками шаткармы (см.) и т.п.

Вират — непосредственный предок Ману и сын создателя Брахмы; эфирное состояние психической материи, из которого исходят ментальные таттвы, которые составляют Ману.

витарка — философская любознательность.

вичара — медитация. Философское определение см. в эссе по йоге.

Вишакха — лунный дом (накшатра).

вишама-бхава — неравное состояние. Это проявление сушумны. В нем дыхание течет в один момент из одной ноздри, а в следующий из другой. (См. примечание к стиху 121).

Вишну — один из аспектов Высшего Бога, выступающий в качестве Хранителя жизни и Вселенной. Индуистами-вдйшнаволш почитается как единственный Верховный Господь.

«Вишрамопанишад» — название йогической Упанишады, переведенной в тексте.

вьяна — то проявление жизненной энергии, которое позволяет каждой части тела сохранять свою форму.

Вьяса — древний философ, автор «Махабхараты», большинства пу-ранических текстов, комментариев к «Йога-сутре» (афоризмам йоги) и «Веданта-сутре» (афоризмам веданты), а также ряда других писаний.

вьятипата — одна из 27 йог. (См. вайдхрита).

гуру — букв, «весомый» (в смысле «наделенный знанием, силой и опытом»). Авторитетный учитель или наставник в любой дисциплине ведической культуры: музыке, танце, той или иной науке, философии, но особенно в религии и мистической практике (йоге и тантре).

 

ГХАМ — мистический символ (биджа-мантра) для одного из сосудов, которые идут от сердечного центра и разветвляются по всему телу.

гхати — 1. период времени в 24 минуты; 2. лунная гхати несколько меньше — 1/60 лунного дня.

гхрана — орган обоняния, запахоносной модификации праны.

 

ГАМ — мистический символ (биджа-мантра) одного из сосудов, которые отходят от сердечного центра.

Ганга — 1.технический термин для солнечного дыхания в классических текстах по йоге. 2. Священная река в Индии.

гандхарва — небесный музыкант и певец.

гандхаринади (см.), которая идет в левый глаз.

ганы — букв, «сонмы, толпы». Собирательное название целых групп низших персонажей индуистской мифологии: божеств, полубогов, всевозможных духов, выступающих как свита помощников Шивы и находящихся под предводительством Ганеши (букв. «Повелителя ганов»), слоноликого бога мудрости и успеха.

Гаргья Саурьяяна — имя древнего философа, упоминаемого в Упанишадах.

гархапатья один из трех домашних священных огней древнего ведического ритуала.

гуны букв, «качества, свойства, характеристики». Составляющие принципы пракрити (см.), первичной природы: саттва (чистота, благость) — качество покоя, прозрачности, всепроникающее и отражающее свет чистого Сознания; раджас (страсть) — активность, присущая энергии, движению, действию, эмоциям и жизнедеятельности; тамас (тьма) — инертность, плотность, сила сжатия, сопротивления и распада. Гуны — неотъемлемая часть индуистского мышления, важная не только в религии и философии, но также в йоге и искусстве. Все вещи, явления и личности в мире рассматриваются индуистами как комбинации гун.

 

дайва — относящийся в богам (дэвам). Ддйеа-день равен одному году человека. Дямеа-год состоит из 365 таких дней.

дамани — название одного из сосудов человеческого тела (вероятно, того — со всеми его ответвлениями,— который переходит в грудь женщины).

двадашанта — двенадцатая часть знаков зодиака.

двеша — то проявление ума, которое связано с отвращением к чему-либо.

девадатта — одна из десяти модификаций жизненного принципа.

девачана — теперь в английском языке используется для обозначения того состояния блаженства, которым наслаждаются после смерти в лунной сфере.

 

ДЖАМ — мистический символ (биджа-мантра) одного из двенадцати стволов нади, которые ответвляются от сердечного центра.

джаграт — состояние пробуждения.

джапа — букв, «повторение, произнесение». Практика сосредоточенного повторения мантры (см.) мысленно, шепотом или вслух.

джива — любое живое существо; жизнь; индивидуальная душа.

джива-мандала — букв, «круг жизни»; сфера жизнедеятельности.

 

ДЖХАМ — мистический символ (биджа-мантра) одного из стволов нади, исходящих из сердечного центра.

Джьештха — лунный дом.

дрешкана — третья часть знака зодиака.

духкха — боль, страдание.

дхананджая — одна из десяти модификаций жизненного принципа.

Дхаништха — лунный дом.

дхату — многозначительное слово, имеющее несколько значений: 1. металл, руда, слой, пласт; 2. первичный элемент, то же самое, что и таттва (см.) или махабхута (см.); 3. составная часть тела, которых аюрведа, ведическая система медицины, насчитывает семь.

доша — телесная среда и индивидуальная конституция, регулирующая жизнедеятельность тела.

«Дхьяна-бинду Упанишад» — одна из Упанишад, рассматривающих вопросы йоги.

иданади, которая располагается в левой части тела; левая симпатическая.

Индра — Правитель богов; владеющий молнией.

Ишвара — 1. шестой принцип Вселенной (согласно семеричному подразделению). 2. Проявленный аспект Бога.

ишта-девата — букв, «желанное божество». Конкретное божество индуистского пантеона, избранное верующим как объект особого почитания и олицетворение Высшего Божества, чаще всего понимаемого индуистами как безличное начало.

«Ишопанишад» — название одной из Упанишад.

йога — наука и практика правильного применения человеческого ума

и тела в целях духовного совершенствования. «Йога-сутры» («Йога-сутра») — важный трактат по йоге, авторство

которого традиционно приписывается мудрецу Патанджали. йогин — практикующий йогу, то же самое, что и йог. йони — женский половой орган.

 

кали-юга — название космического цикла в 2400 дайва-лет. Железный век.

Камадева — божество чувственной любви и наслаждения.

камала — буквально означает «лотос». Центр нервной силы в теле. (За подробным объяснением обращайтесь к тексту).

кансья — сплав цинка и меди, широко используемый в производстве сосудов.

«Катхопанишад» — одна из Упанишад.

капала — ритуальная чаша из верхней половины черепа.

Кауравы — персонажи «Махабхараты», букв, «потомки Куру», противники клана Пандавов («потомков Панду»), в том числе и

Арджуны (см.). В мистическом смысле олицетворяют неправедность, эгоизм и зло.

каштха — деление времени, равное 3 и 1/5 секунды.

комала — буквально «мягкий».

крия — букв, «действие». В самом общем смысле означает любую деятельность, в специфическом — религиозную

деятельность (обряды, таинства и т.п.). В йоге и тантре (см.) обозначает контролируемые движения и позы тела.

крикала — то проявление принципа жизни, которое вызывает голод.

Криттика — третий лунный дом.

крор — индийская мера исчисления, равная 100 000.

Кубера — божество богатства, охранитель земных недр и повелитель якшей (см.).

кумбхака — практика задержки вдыхаемого воздуха в пранаяме (см.).

курма — то проявление принципа жизни, которое вызывает моргание глаза.

куху — та нади, которая идет к половым органам.

куша — священная трава Роя Cynosuroides, используемая в ведических ритуалах.

КАМ — мистический символ (биджа-мантра) одной из нади, исходящей из сердечного центра.

 

кала — деление времени, равное 1 и 3/5 минуты.

Кала (Махакала, Калабхайрава) — букв. «Время». Понятие времени и вечности, а также его мифологическое олицетворение, часто рассматриваемое как особое (гневное или ужасное) проявление Шивы (см.). Другое значение слова — один из адов (см.).

Каласутра название ада, в котором свойства вайю-таттвы находятся в болезненном избытке.

 

ЛАМ — мистический символ (биджа-мантра) притхиви-тат-твы.

лайя-йога практика постепенного погружения, растворения и слияния индивидуального сознания в бесконечном, абсолютном.

линга(м) — букв, «знак, символ, признак, тело». 1. Мужской половой орган; 2. фаллический символ Шивы; 3. тонкое тело (линга-шарира), в котором находятся чакры (см.) и нади (см.).

лока — сфера бытия.

Магха — десятый лунный дом.

Макарадхваджа — одно из имен Камадевы (см.), означающее «С дельфином на знамени».

манас — ум; третий принцип Вселенной снизу.

манвантара — цикл из 71 чатур-юги (см.), в течение которого господствует один Ману, т. е. в течение которого существует человечество как определенный тип.

манвантарический — присущий манвантаре.

маномайя-коша — ментальный жизненный слой. Индивидуализированный ум, который является оболочкой духовной энергии, необходимой для проявления себя в нем.

мантра — звук, слог, слово или фраза, наделенные мистической энергией, обычно взятые из Вед, Тантр и др. писаний и используемые для призыва богов и установления силового поля. Важнейшей и универсальной мантрой считается слог «Ом» (Аум). Для полной эффективности мантра должна быть получена от гуру (см.) при посвящении.

Ману — бытие, представляемое как бытие субстрата третьего принципа Вселенной снизу; идея человечества об одном из тех циклов, которые известны как манвантары.

манушья — принадлежащее людям, человеческое.

манушья-день — обычный день из 24 часов.

манушья-год — обычный солнечный год. Лунный месяц известен как день предков (питрья), солнечный год известен как день богов.

Матаришва(н) — буквально «тот, кто спит в пространстве». Термин применим к пране, выполняющей функции регистрации действий людей и т. д.

Матсьендранатха — великий шиваитский подвижник и йог из традиции натхов (см.).

махабхута — синоним таттвы.

Махадева — букв. «Велий Бог». Одно из имен Шивы.

Махакала — 1. Ад, в котором свойства притхиви-таттвы находятся в болезненном избытке. 2. Шива в гневной форме (см. Кала). 3. Одно из имен бога смерти Ямы.

махамоха — одно из пяти несчастий согласно Патанджали. Синоним раги (желания приобрести или сохранить)

Махешвара — Великий Господь; Всевышний Бог Шива.

 

матрика-мандала — букв, «круг Матерей». В тексте данной книги используется как обозначение скопления звезд и планет.

мухурта — деление времени, равное 48 минутам.

Меру — также называется Сумеру. Пураны говорят о ней, как о горе (пар-вата, ачала\ на которой располагается сварга, небо Индии, которая содержит города богов, населенные небесными духами. Фактически речь идет об Олимпе индусов. Факт заключается в том, что Меру — вовсе не гора земной формы, такой, с которой мы знакомы на поверхности нашей Земли. Это пограничная линия, которая отделяет атмосферу Земли от верхнего воздуха, чистого эфира, или, по терминологии Науки Дыхания, Меру является ограничивающей круг земной праны. Эта сторона круга есть наша планета с ее атмосферой; та сторона — небесная прана, место небес. Мудрец Вьяса описывает Бхурлоку (Землю) как распространяющуюся от уровня моря до хребта Меру. На поверхности этой так называемой горы располагаются небеса, следовательно, граница Земли является ее «спиной». Эта линия называется «горой» из-за ее фиксированного, неизменного положения.

мокша — то состояние ума, в котором тенденции ума, направленные вниз, абсолютно отмирают, и в котором поэтому ум остается поглощенным в душе.

моха — забывчивость. Это синоним асмиты (см.), одного из пяти несчастий, согласно Патанджали.

Мригашира (иначе Мригаширша) — лунный дом, а также название месяца, соответствующего ноябрю-декабрю.

Мула — лунный дом (накшатра),

мудра — букв, «знак, жест, печать, символ». 1. Эзотерический жест рук, выражающий движение мистических сил и энергий в почитании богов, в танце, в йоге и медитации. 2. В терминологии тантры означает также один из компонентов эзотерического поклонения — т.н. «таинства пяти М». 3. Крия (см.).

 

НАМ — символ одной из нади (см.), ответвляющейся от сердечного центра.

навамша — девятая часть знака зодиака.

нага — проявление жизненной энергии, которое вызывает отрыжку.

нади — это слово буквально означает «трубка» или «канал». Оно применяется независимо и к кровеносным сосудам, и к нервам. Смысл этого слова отражает идею трубки, сосуда или даже

линии, вдоль которой что-то течет, будь то жидкость или поток энергии.

никшатры — двадцать семь лунных домов, лежащих вдоль эклиптики. Важное понятие индуистской астрономии и астрологии. Индивидуальная накшатра, или «звезда рождения», — это тот лунный дом, в котором находилась Луна в момент рождения конкретного человека.

«Насадасит» («Не было ни сущего, ни не-сущего...») — 129-й гимн Ригведы из Х-й мандалы, который начинается с этих слов. В этом гимне обнаруживаются зачатки науки дыхания, подробно изложенной в тантрических текстах.

Нарасимха — одно из земных воплощений (аватар) Вишну (см.) в образе Человекольва.

натха — букв, «господин» (в применении к божеству — «Господь»). Приверженец и наставник одной из школ шиваитской йоги, известной как натха-сампрадая, система сиддха-йоги (см.)

нидра — сон без сновидений.

нидхи — букв, «сокровища». Девять мифических сокровищ Куберы (см.), представляющих состояния сознания, которых может достичь тот, кто практикует сиддха-йогу (см.)

нимеша — деление времени, равное 8/45 секунды. Буквально, это означает «моргание глаза».

нирвана — угасание тенденций ума, направленных вниз. Синоним — мокша.

нирвитарка — вид интуиции (сампатти), бессловесная интуиция. Это то состояние ментальной ясности, в котором истины природы освещают себя сами, без вмешательства слов.

нирвичара — сверхсознательная интуиция, в которой без какого-либо усилия мысли прошлое и будущее, предшествующее и последующее явления настоящего сразу появляются в уме.

Ом (Аум) — звуковой символ Абсолюта, Брахмана, Единого Целого. «Ом хрим парабрахмане номах» — «Ом. Хрим. Высшему

Брахману — поклонение!» (букв, перевод). Одна из мантр (см.).

 

ПАМ — мистический символ (биджа-мантра) вайю-таттвы. «Пам» есть именительный падеж среднего рода от буквы «па», первой буквы слова «павана», синонима вайю.

 

пада — нога или стопа; проявление жизненной материи, которое действует при ходьбе.

падма — синоним камалы (см).

падмасана — йогическая «поза лотоса».

пала — мера веса; около 4/3 унции.

пани — рука, сила руки.

паньчикарана — буквально это слово означает «пятеричное действие». Грубо оно переводилось как «деление на пять». Оно означает процесс составления минимального количества таттвы с минимумом других. Таким образом, после процесса, каждая молекула, скажем в притхиви-таттве, будет состоять из восьми минимальных количеств: притхиви — 4 притхиви + 1 акаша + 1 вайю + 1 агни + 1 апас. И так. В состоянии ананды таттвы являются обособленными. В виджняне и впоследствии каждая является пятеричной, и, следовательно, каждая имеет свой цвет и другие характеристики.

Парабрахма(н) — беспричинная Причина Вселенной, одно Абсолютное Все.

«Парабрахмане» — дательный падеж от слова Парабрахман; означает «Парабрахману».

паравайрагья — то состояние ума, когда его проявления становятся абсолютно потенциальными и теряют всю силу вхождения в актуальное бытие без согласия души. В этом состоянии каждая высшая сила осуществляет свое проявление в уме.

Парамешвари — букв. «Высшая владычица», одно из имен Шакти.

паранирвана — последнее состояние, в котором человеческая душа может жить, но психические, ментальные и физиологические влияния не имеют никакой власти над ней.

«Парамештхи-сукта» (иначе — «На сад асит») — другое название ведического гимна, отмеченного выше.

Патанджали — знаменитый мудрец (риши), автор «Йога-сутр», афоризмов йоги.

пайю — органы выделения. Модификация пряны, которая образует их.

пингаланади и система нади, которая работает в правой половине тела, правая симпатическая.

питръя — относящееся к предкам. Питрья-цряъ означает лунный месяц.

питта — синоним агни; означает тепло, температуру.

пракрити — неидентифицированная космическая материя.

пралайя — прекращение действия созидающей энергии мира; период покоя.

прамана — в значении знания это: 1) ощущения, 2) вывод, 3) авторитет или, другими словами, опыт других.

пранава — другое название священного слога «Ом» (см.)

прана — жизненный принцип Вселенной и его локализованное проявление. Жизненный принцип человека и других живых существ состоит из океана пяти таттв. Солнца являются различными центрами океана праны. Наша солнечная система до ее крайних пределов заполнена пряной, и в этом океане находится то, что движет различные небесные тела. Утверждается, что весь океан праны с Солнцем и Луной и другими планетами является полной картиной каждого живущего на земле организма или любой планеты. Следовательно, о пране иногда говорится как о личности, живом существе. Все проявления жизни в теле известны как малые праны. Легочное проявление известно как собственно прана, ввиду ее превосходства. Положительная фаза материи также называется праной и отличается от отрицательной фазы жизненной материи.

пранамайя-коша — витальный жизненный слой; жизненный принцип.

пранаяма — практика регулируемого дыхания в йоге, состоящая из трех стадий: вдоха (пураки), задержки (кумбхаки) и выдоха (речаки).

«Прапатхака» — глава в «Чхандогья Упанишад».

«Прашнопанишад» — одна из Упанишад.

пратьякша — восприятие.

прахара — название отрезка времени в 3 часа, 1/8 часть суток.

Праяга — место слияния трех рек — Ганги, Джамны (Ямуны) и нигде не видимой теперь Сарасвати. Современное название — Аллахабад. По терминологии Науки Дыхания применяется к соединению правого и левого потоков дыхания.

притхиви — одна из пяти таттв; запахоносный эфир.

Пунарвасу — один из лунных домов.

пурака — в пранаяме регулируемый процесс наполнения легких вдыхаемым воздухом.

Пурандара — букв. «Разрушитель городов», одно из имен бога Инд-ры.

Пураны — «древние предания». Индуистские народные сказания, содержащие мифологические, космологические и этические учения о богах, человеке и мире. Пуранические повествования вращаются вокруг пяти тем: первотворение, вторичное творение,

генеалогия богов, царей и героев, циклы времени и история. Существуют 18 главных и 18 (фактически больше) второстепенных

Пуран — соответственно махапуран и упапуран.

Пурвабхадрапада — один из лунных домов.

Пурвашадха — один из лунных домов.

пуруша — букв, «мужчина, человек, личность». 1. Бог как личностное божество. 2. Мужской принцип бытия, часто отождествляемый с Шивой (в данной книге используется в основном в этом значении). 3. Отдельная человеческая личность.

пуша — имя нади, которая проходит в правое ухо.

Пушъя — один из лунных домов.

рага — 1. То проявление ума, которое старается сохранить объекты, дающие удовольствие. 2. Лад музыки. Существуют восемь ладов музыки и каждый из них имеет несколько минорных тонов, называемых рагини. В свою очередь, каждая рагини имеет несколько гармоний.

РАМ — мистический символ (биджа-мантра) для агни-таттвы.

Рама — герой «Рамаяны», почитающийся как одно из главных воплощений Вишну наряду с Кришной. Обучался йоге под руководством мудреца Васиштхи. Поклонение ему распространено не только среди вишнуитов, но и большинства других индуис-тов, для которых он олицетворяет собой идеального и справедливого правителя. Рама был великим почитателем Шивы и основал в его честь храм Рамешварам, находящийся на южной оконечности Индийского полуострова.

расана — орган вкуса.

Рати — букв. «Страсть», олицетворение энергии чувственной любви, в мифологии индуизма — супруга и спутница бога любви Камадевы (см.).

Раху — букв. «Захватчик»; в индуистской астрономии и астрологии одна из девяти важнейших планет, но планета не видимая и «астральная», как и ее планета-противовес Кету. С астрономической точки зрения это одна из двух точек небесной сферы, в которых Луна пересекает эклиптику или путь движения Солнца. Точка, в которой Луна пересекает эклиптику, двигаясь с юга на север, — это Раху, т.н. «северный узел» орбиты, соответственно «южный узел» — это Кету.

Раурава — ад, в котором свойства теджас-таттвы находятся в болезненном избытке.

Ревати — один из лунных домов.

речака — в пранаяме регулируемая практика глубокого выдоха.

Ригведа — первая из четырех Вед. Остальные три — Самаведа, Яд-журведа и Атхарваведа.

ршпамбара — способность психического восприятия, посредством которого реальности мира известны с такой истиной и точностью, с какой внешние вещи известны посредством обычного восприятия.

Рохини — четвертый лунный дом.

Рудра — один из главных ведических богов, божество бури, грома и молнии, повелевающий силами смерти и разрушения. Также одно из имен Шивы (см.) в аспекте Разрушителя.

«са» — мантрический символ процесса вдоха. Шакти, воспринимающая модификации жизненной материи, называется также «са».

САХ — символ (биджа-мантра (см.)) процеса выдоха.

савичара — созерцательная интуиция (см. нирвитаркл и нирвичара).

садхака-питта — температура (теплота) сердца, которая, как говорят, является причиной разумности и понимания.

садхана — букв, «старание, усердие». Религиозная, духовная или йо-гическая практика, которая обуздывает и преображает инстинктивно-интеллектуальную природу человека, делая возможным постепенное духовное раскрытие и реализацию сверхсознательного состояния, различных психофизических совершенств (сид-дхи (см.)) и врожденных способностей.

самадхи — состояние, в котором ум настолько поглощается процессом действия, объектом или душой, что забывает себя в объекте своего внимания.

самана — то проявление жизни, о котором говорят, что оно вызывает в животе поглощение и распределение пищи по всему телу.

сампраджнята — 1. вид самадхи. 2. Тот, в ком ментальное применение вознаграждается открытием истины.

сандхи — соединение положительной и отрицательной фаз любой силы. Это синоним сушумны. Соединение двух таттв. Когда одна таттва переходит в другую, вмешивается акаша. В действительности не может быть никакого изменения из одного состояния материи в другое без этого всепроникающего вмешательства таттвы. Это промежуточное состояние, однако, не есть сандхи. При таттвическом соединении всегда получается смешанная таттва. На это указывает длительность дыхания. Таким образом, когда агни и вайю соединяются, длительность находится где-то между ними двумя. Аналогично для

других таттв. Если положительная и отрицательная фазы в любом объекте осуществляют свое появление в регулярной прямой последовательности некоторое время, о них говорится, что они находятся в соединении (сандхи). Если, однако, приходя от противоположных направлений, они поглощают друг друга, результатом является или акаша, или сушумна. Читатель ощутит, что существует очень малое отличие (а иногда никакого отличия) в состояниях акаши, сандхи и сушумны. Если акаша остается неподвижной, это сушумна; если же сушумна стремится к воспроизведению, она становится акашей. В действительности акаша есть то состояние, которое сразу предвещает любое другое таттвическое состояние бытия.

самскара — приобретенная скорость; приобретенная привычка. Синоним васаны (см.)

сансара — круговорот рождений и смертей, общий шаблон неоднократных последовательных жизней в разных мирах и формах, переживаемых душой. В широком смысле — феноменальный мир, отличающийся «иллюзорностью» и непостоянством.

санскрит — священный язык индуизма, на котором написаны Веды, Пураны, Тантры и др. писания.

Сарасвати — богиня речи.

cam — первое состояние Вселенной, в котором каждая форма живущей Вселенной (даже сам Индра) лежит скрытой. Это то состояние, из которого первыми возникли несоставные таттвы.

сатья — верность, правдивость, истина.

сахаджа — букв, «сопутствующее от рождения, врожденное». Какое-либо естественное или спонтанное состояние или способность, которым не нужно обучаться.

свапна одна из стадий сна, сон со сновидениями, поверхностный сон.

свара — ток жизненной волны (волны жизненной энергии); Великое Дыхание; дыхание человека. Великое дыхание на любом плане жизни имеет пять модуляций, т.е. таттв.

свами — букв, «господин, владыка». В индуизме является почтительным обращением к старшим, особенно к духовному наставнику или подвижнику.

Свати — лунный дом.

сиддхи — букв, «совершенства». Психофизические и духовные совершенства, развиваемые или обретаемые в результате садханы (см.).

сиддха — букв, «совершенный». Йогин, реализовавший сиддхи (см.).

сиддхасана — йогическая «поза совершенных» (см. также сиддха).

смрити — способность удерживания, памяти.

стхула — грубый.

стхула-шарира — грубое физическое тело, отличающееся от высших тонких принципов.

 

сукха — ощущение счастья, комфорта и удовольствия.

сукхасана — букв, «удобная поза», одна из поз (асан) хатха-йоги.

Сурья — 1. Солнце. 2. Божество Солнца.

Сурьялока — солнечная сфера.

Сурья-мандала — часть пространства, в котором достигается влияние Солнца.

сутры — краткие афоризмы, суммирующие самую суть какого-либо




<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Глоссарий. Абхиджит — один из лунных домов (накшатр). | 

Дата добавления: 2015-09-15; просмотров: 580. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Упражнение Джеффа. Это список вопросов или утверждений, отвечая на которые участник может раскрыть свой внутренний мир перед другими участниками и узнать о других участниках больше...

Влияние первой русской революции 1905-1907 гг. на Казахстан. Революция в России (1905-1907 гг.), дала первый толчок политическому пробуждению трудящихся Казахстана, развитию национально-освободительного рабочего движения против гнета. В Казахстане, находившемся далеко от политических центров Российской империи...

Виды сухожильных швов После выделения культи сухожилия и эвакуации гематомы приступают к восстановлению целостности сухожилия...

Реформы П.А.Столыпина Сегодня уже никто не сомневается в том, что экономическая политика П...

Виды нарушений опорно-двигательного аппарата у детей В общеупотребительном значении нарушение опорно-двигательного аппарата (ОДА) идентифицируется с нарушениями двигательных функций и определенными органическими поражениями (дефектами)...

Особенности массовой коммуникации Развитие средств связи и информации привело к возникновению явления массовой коммуникации...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия