Студопедия — НОУВПО ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

НОУВПО ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ






КАРТОЧКА № 1  
1.К родо-племенным религиям относятся: а) тотемизм; б) буддизм; с) иудаизм.   3. “Сансара” это: а) “колесо” перерождений души; б) мистическое слияние с абсолютом; в) освобождение души из “колеса” перерождений.
2.Функции шамана заключаются в том, чтобы: а) совершать жертвоприношения в храмах; б) предсказывать будущее по расположению светил на небе. в) поддерживать связь членов рода с умершими предками. 4.Канон иудаистической религиозной литературы носит название: а) Евангелие; б) Ветхий Завет; в) Танах.  
  КАРТОЧКА №2.  
1.К религиям спасения относятся: а) индуизм; б) тотемизм; в) ислам; г) буддизм; д) даосизм; е) иудаизм. 3. Ригведа почитается как священная книга: а) в буддизме; б) в индуизме; в) в иудаизме.  
2.Тотемизм это: а) верование в бессмертие души; б) верование в родового первопредка; в) культ неба. 4.“Тора” это: а) “Пятикнижие Моисея”; б) сборник пророческих книг; в) сборник исторических хроник.
  КАРТОЧКА №3.  
1.К национально-государственным религиям относятся: а) христианство; б) буддизм; в) иудаизм; г) конфуцианство; д) ислам; е) индуизм. 3. Канон буддийской литературы носит название: а)Типитака; б) Упанишады; в) Веды.  
2.Линейный образ времени впервые появляется: а) в религии Древнего Египта; б) в религии Древнего Израиля; в) в христианстве. 4.Прародителем еврейского народа считается: а) Моисей; б) Авраам; в) Ной.
  КАРТОЧКА №4.  
1.К мировым религиям относятся: а) буддизм; б) зороастризм; в) индуизм; г) ислам; д) иудаизм; е) христианство. 3. Имя основателя буддизма: а) Уддалака Аруни; б) Сиддхартха Гаутама; в) Бодхидхарма.  
2. Время в религиях “храмовых царств” представлялось: а) линейным; б) цикличным; в) неподвижным. 4.Креационизм это: а) учение о появлении богов; б) учение о самозарождении мира; в) учение о творении мира Богом.  
  КАРТОЧКА №5.  
1.Ту религиозную систему, которую киевский князь Владимир (Х в.) пытался установить в подвластных Киеву восточнославянских землях путем упорядочивания пантеона божеств и выделением культа Перуна религиоведы называют: а) политеизм; б) генотеизм; с) супремотеизм. 3. Книги, носящие название “брахманы” содержат: а) гимны богам; б) дисциплинарные установления; в) объяснение происхождения и смысла ритуалов.  
2.Храм в религиях “храмовых царств” считался: а) местом обитания бога; б)связующим звеном между Небом и землей; в) местом обитания душ умерших предков. 4.Учение о конце истории называется: а) сотериология; б) эсхатология; в) креационизм.  
  КАРТОЧКА №6  
1.Пантеизм это: а) верование во множество богов; б) религиозное представление о тождестве Бога и мира; в) культ Пана в античной Греции. 3. Буддизм разделился на несколько направлений, среди которых: а) вишнуизм; б) ламаизм; в) махаяна.
2.Линейный образ времени впервые появляется: а) в религии Древнего Египта; б) в религии Древнего Израиля; в) в христианстве. 4.Прародителем еврейского народа считается: а) Моисей; б) Авраам; в) Ной.
  КАРТОЧКА №7.  
1.К “авраамическим религиям” относятся: а) буддизм; б) христианство; в) ислам; г) иудаизм; д) зороастризм; е) даосизм. 3.В основе буддийского религиозного учения лежат: а) “десять заповедей”; б) “четыре благородные истины”; в) учение об Атмане.  
2.Тотемизм это: а) верование в бессмертие души; б) верование в родового первопредка; в) культ неба. 4.Учение о конце истории называется: а) сотериология; б) эсхатология; в) креационизм.
  КАРТОЧКА № 8  
1.К родо-племенным религиям относятся: а) тотемизм; б) буддизм; с) иудаизм.   3. “Сансара” это: а) “колесо” перерождений души; б) мистическое слияние с абсолютом; в) освобождение души из “колеса” перерождений.
2.Функции шамана заключаются в том, чтобы: а) совершать жертвоприношения в храмах; б) предсказывать будущее по расположению светил на небе. в) поддерживать связь членов рода с умершими предками. 4.Канон иудаистической религиозной литературы носит название: а) Евангелие; б) Ветхий Завет; в) Танах.  
  КАРТОЧКА №9.  
1.К религиям спасения относятся: а) индуизм; б) тотемизм; в) ислам; г) буддизм; д) даосизм; е) иудаизм. 3. Ригведа почитается как священная книга: а) в буддизме; б) в индуизме; в) в иудаизме.  
2.Тотемизм это: а) верование в бессмертие души; б) верование в родового первопредка; в) культ неба. 4.“Тора” это: а) “Пятикнижие Моисея”; б) сборник пророческих книг; в) сборник исторических хроник.
  КАРТОЧКА №10.  
1.К национально-государственным религиям относятся: а) христианство; б) буддизм; в) иудаизм; г) конфуцианство; д) ислам; е) индуизм. 3. Канон буддийской литературы носит название: а)Типитака; б) Упанишады; в) Веды.  
2.Линейный образ времени впервые появляется: а) в религии Древнего Египта; б) в религии Древнего Израиля; в) в христианстве. 4.Прародителем еврейского народа считается: а) Моисей; б) Авраам; в) Ной.
  КАРТОЧКА №11.  
1.К мировым религиям относятся: а) буддизм; б) зороастризм; в) индуизм; г) ислам; д) иудаизм; е) христианство. 3. Имя основателя буддизма: а) Уддалака Аруни; б) Сиддхартха Гаутама; в) Бодхидхарма.  
2. Время в религиях “храмовых царств” представлялось: а) линейным; б) цикличным; в) неподвижным. 4.Креационизм это: а) учение о появлении богов; б) учение о самозарождении мира; в) учение о творении мира Богом.  
  КАРТОЧКА №12.  
1.Ту религиозную систему, которую киевский князь Владимир (Х в.) пытался установить в подвластных Киеву восточнославянских землях путем упорядочивания пантеона божеств и выделением культа Перуна религиоведы называют: а) политеизм; б) генотеизм; с) супремотеизм. 3. Книги, носящие название “брахманы” содержат: а) гимны богам; б) дисциплинарные установления; в) обяснение происхождения и смысла ритуалов.  
2.Храм в религиях “храмовых царств” считался: а) местом обитания бога; б)связующим звеном между Небом и землей; в) местом обитания душ умерших предков. 4.Учение о конце истории называется: а) сотериология; б) эсхатология; в) креационизм.  
  КАРТОЧКА №13  
1.Пантеизм это: а) верование во множество богов; б) религиозное представление о тождестве Бога и мира; в) культ Пана в античной Греции. 3. Буддизм разделился на несколько направлений, среди которых: а) вишнуизм; б) ламаизм; в) махаяна.
2.Линейный образ времени впервые появляется: а) в религии Древнего Египта; б) в религии Древнего Израиля; в) в христианстве. 4.Прародителем еврейского народа считается: а) Моисей; б) Авраам; в) Ной.
  КАРТОЧКА №14.  
1.К “авраамическим религиям” относятся: а) буддизм; б) христианство; в) ислам; г) иудаизм; д) зороастризм; е) даосизм. 3.В основе буддийского религиозного учения лежат: а) “десять заповедей”; б) “четыре благородные истины”; в) учение об Атмане.  
2.Тотемизм это: а) верование в бессмертие души; б) верование в родового первопредка; в) культ неба. 4.Учение о конце истории называется: а) сотериология; б) эсхатология; в) креационизм.
  КАРТОЧКА № 15  
1.К родо-племенным религиям относятся: а) тотемизм; б) буддизм; с) иудаизм.   3. “Сансара” это: а) “колесо” перерождений души; б) мистическое слияние с абсолютом; в) освобождение души из “колеса” перерождений.
2.Функции шамана заключаются в том, чтобы: а) совершать жертвоприношения в храмах; б) предсказывать будущее по расположению светил на небе. в) поддерживать связь членов рода с умершими предками. 4.Канон иудаистической религиозной литературы носит название: а) Евангелие; б) Ветхий Завет; в) Танах.  
  КАРТОЧКА №16.  
1.К религиям спасения относятся: а) индуизм; б) тотемизм; в) ислам; г) буддизм; д) даосизм; е) иудаизм. 3. Ригведа почитается как священная книга: а) в буддизме; б) в индуизме; в) в иудаизме.  
2.Тотемизм это: а) верование в бессмертие души; б) верование в родового первопредка; в) культ неба. 4.“Тора” это: а) “Пятикнижие Моисея”; б) сборник пророческих книг; в) сборник исторических хроник.
  КАРТОЧКА №17.  
1.К национально-государственным религиям относятся: а) христианство; б) буддизм; в) иудаизм; г) конфуцианство; д) ислам; е) индуизм. 3. Канон буддийской литературы носит название: а)Типитака; б) Упанишады; в) Веды.  
2.Линейный образ времени впервые появляется: а) в религии Древнего Египта; б) в религии Древнего Израиля; в) в христианстве. 4.Прародителем еврейского народа считается: а) Моисей; б) Авраам; в) Ной.
  КАРТОЧКА №18.  
1.К мировым религиям относятся: а) буддизм; б) зороастризм; в) индуизм; г) ислам; д) иудаизм; е) христианство. 3. Имя основателя буддизма: а) Уддалака Аруни; б) Сиддхартха Гаутама; в) Бодхидхарма.  
2. Время в религиях “храмовых царств” представлялось: а) линейным; б) цикличным; в) неподвижным. 4.Креационизм это: а) учение о появлении богов; б) учение о самозарождении мира; в) учение о творении мира Богом.  
  КАРТОЧКА № 22.  
1.К родо-племенным религиям относятся: а) тотемизм; б) буддизм; с) иудаизм.   3. “Сансара” это: а) “колесо” перерождений души; б) мистическое слияние с абсолютом; в) освобождение души из “колеса” перерождений.
2.Функции шамана заключаются в том, чтобы: а) совершать жертвоприношения в храмах; б) предсказывать будущее по расположению светил на небе. в) поддерживать связь членов рода с умершими предками. 4.Канон иудаистической религиозной литературы носит название: а) Евангелие; б) Ветхий Завет; в) Танах.  
  КАРТОЧКА №19.  
1.Ту религиозную систему, которую киевский князь Владимир (Х в.) пытался установить в подвластных Киеву восточнославянских землях путем упорядочивания пантеона божеств и выделением культа Перуна религиоведы называют: а) политеизм; б) генотеизм; с) супремотеизм. 3. Книги, носящие название “брахманы” содержат: а) гимны богам; б) дисциплинарные установления; в) обяснение происхождения и смысла ритуалов.  
2.Храм в религиях “храмовых царств” считался: а) местом обитания бога; б)связующим звеном между Небом и землей; в) местом обитания душ умерших предков. 4.Учение о конце истории называется: а) сотериология; б) эсхатология; в) креационизм.  
  КАРТОЧКА №20.  
1.Пантеизм это: а) верование во множество богов; б) религиозное представление о тождестве Бога и мира; в) культ Пана в античной Греции. 3. Буддизм разделился на несколько направлений, среди которых: а) вишнуизм; б) ламаизм; в) махаяна.
2.Линейный образ времени впервые появляется: а) в религии Древнего Египта; б) в религии Древнего Израиля; в) в христианстве. 4.Прародителем еврейского народа считается: а) Моисей; б) Авраам; в) Ной.
  КАРТОЧКА №21.  
1.К “авраамическим религиям” относятся: а) буддизм; б) христианство; в) ислам; г) иудаизм; д) зороастризм; е) даосизм. 3.В основе буддийского религиозного учения лежат: а) “десять заповедей”; б) “четыре благородные истины”; в) учение об Атмане.  
2.Тотемизм это: а) верование в бессмертие души; б) верование в родового первопредка; в) культ неба. 4.Учение о конце истории называется: а) сотериология; б) эсхатология; в) креационизм.
  КАРТОЧКА №23.  
1.К религиям спасения относятся: а) индуизм; б) тотемизм; в) ислам; г) буддизм; д) даосизм; е) иудаизм. 3. Ригведа почитается как священная книга: а) в буддизме; б) в индуизме; в) в иудаизме.  
2.Тотемизм это: а) верование в бессмертие души; б) верование в родового первопредка; в) культ неба. 4.“Тора” это: а) “Пятикнижие Моисея”; б) сборник пророческих книг; в) сборник исторических хроник.
  КАРТОЧКА №24.  
1.К национально-государственным религиям относятся: а) христианство; б) буддизм; в) иудаизм; г) конфуцианство; д) ислам; е) индуизм. 3. Канон буддийской литературы носит название: а)Типитака; б) Упанишады; в) Веды.  
2.Линейный образ времени впервые появляется: а) в религии Древнего Египта; б) в религии Древнего Израиля; в) в христианстве. 4.Прародителем еврейского народа считается: а) Моисей; б) Авраам; в) Ной.
  КАРТОЧКА №25.  
1.К мировым религиям относятся: а) буддизм; б) зороастризм; в) индуизм; г) ислам; д) иудаизм; е) христианство. 3. Имя основателя буддизма: а) Уддалака Аруни; б) Сиддхартха Гаутама; в) Бодхидхарма.  
2. Время в религиях “храмовых царств” представлялось: а) линейным; б) цикличным; в) неподвижным. 4.Креационизм это: а) учение о появлении богов; б) учение о самозарождении мира; в) учение о творении мира Богом.  
  КАРТОЧКА №26.  
1.Ту религиозную систему, которую киевский князь Владимир (Х в.) пытался установить в подвластных Киеву восточнославянских землях путем упорядочивания пантеона божеств и выделением культа Перуна религиоведы называют: а) политеизм; б) генотеизм; с) супремотеизм. 3. Книги, носящие название “брахманы” содержат: а) гимны богам; б) дисциплинарные установления; в) обяснение происхождения и смысла ритуалов.  
2.Храм в религиях “храмовых царств” считался: а) местом обитания бога; б)связующим звеном между Небом и землей; в) местом обитания душ умерших предков. 4.Учение о конце истории называется: а) сотериология; б) эсхатология; в) креационизм.  
  КАРТОЧКА №27  
1.Пантеизм это: а) верование во множество богов; б) религиозное представление о тождестве Бога и мира; в) культ Пана в античной Греции. 3. Буддизм разделился на несколько направлений, среди которых: а) вишнуизм; б) ламаизм; в) махаяна.
2.Линейный образ времени впервые появляется: а) в религии Древнего Египта; б) в религии Древнего Израиля; в) в христианстве. 4.Прародителем еврейского народа считается: а) Моисей; б) Авраам; в) Ной.
  КАРТОЧКА №28.  
1.К “авраамическим религиям” относятся: а) буддизм; б) христианство; в) ислам; г) иудаизм; д) зороастризм; е) даосизм. 3.В основе буддийского религиозного учения лежат: а) “десять заповедей”; б) “четыре благородные истины”; в) учение об Атмане.  
2.Тотемизм это: а) верование в бессмертие души; б) верование в родового первопредка; в) культ неба. 4.Учение о конце истории называется: а) сотериология; б) эсхатология; в) креационизм.
  КАРТОЧКА № 29  
1.К родо-племенным религиям относятся: а) тотемизм; б) буддизм; с) иудаизм.   3. “Сансара” это: а) “колесо” перерождений души; б) мистическое слияние с абсолютом; в) освобождение души из “колеса” перерождений.
2.Функции шамана заключаются в том, чтобы: а) совершать жертвоприношения в храмах; б) предсказывать будущее по расположению светил на небе. в) поддерживать связь членов рода с умершими предками. 4.Канон иудаистической религиозной литературы носит название: а) Евангелие; б) Ветхий Завет; в) Танах.  
  КАТРОЧКА №30.  
1.К религиям спасения относятся: а) индуизм; б) тотемизм; в) ислам; г) буддизм; д) даосизм; е) иудаизм. 3. Ригведа почитается как священная книга: а) в буддизме; б) в индуизме; в) в иудаизме.  
2.Тотемизм это: а) верование в бессмертие души; б) верование в родового первопредка; в) культ неба. 4.“Тора” это: а) “Пятикнижие Моисея”; б) сборник пророческих книг; в) сборник исторических хроник.

Раздел 4. Словарь основных терминов (глоссарий)

Аббат (арамейск. abba – папа) – настоятель монастыря в католицизме.

Алхимия (араб. «ал-кимия») – средневековая паранаука, изучающая взаимодействие веществ с целью получения такой субстанции («философский камень»), которая позволила бы осуществлять взаимопревращения любых элементов (напимер, неблагородные металлы в золото, или смертную материю в нечто бессмертное); тесно связана с магией.

Антропоморфизм (греч. очеловечивание) – со времен Гомера и Гесиода греческих богов стали представлять в человеческом облике, с человеческими чувствами и мыслями. От людей они отличались лишь бессмертием и могуществом. Гесиод систематизировал мифы, представил генеалогию семьи богов в соответствии с рационалистическим принципом. Впоследствии такого рода представления о богах стали предметом критики со стороны греческих философов (Ксенофан, Парменид, Эмпидокл), что способствовало появлению теории, трактующей миф как вымысел.

Апологеты (греч. apologetikos – защищающий) – в узком смысле слова, раннехристианские богословы, защищавшие христианское вероучение от критики языческих авторов, клеветы и лжеистолкований. В широком смысле слова – защитники какого-либо мировоззрения, системы ценностей, образа жизни и т. п.

Арианство – одно из направлений христианского богословия, разработанное пресвитером Арием в Александрии и осужденное церковью на Никейском (325 г.) и Константинопольском (381 г.) Вселенских соборах. Согласно учению Ария Иисус Христос не был предвечным Богом, рожденным Богом-Отцом еще до сотворения мира и «единосущным» Ему. Поклонение Христу не как Богу, а как совершенному, божественному человеку (которое проповедовал Арий и его последователи) открывало возможность поклонения и другим «совершенным» людям, к каковым можно было отнести императоров или вождей племенных объединений. Видимо, поэтому арианство пользовалась большим влиянием среди германских племен (готов, лангобардов и др.).

Астрология (греч. astron – звезда, logia – знание, наука) – комплекс представлений, служащий для предсказания земных событий по взаимному расположению неподвижных звезд и перемещающихся на их фоне планет. Астрология опирается на магические представления о том, что вся природа пронизана сетью отношений, построенных на симпатиях и антипатиях. Изменение в одном вызывает изменения в другом. Зародившаяся в Вавилонеастрология приняла форму полурелигиозного “профессионального” культа (астральная “секуляризованная” религия), основой которого стало угадывание воли звезд, считавшихся богами. Систематизированная астрология в Вавилоне отсутствовала.

Вселенский собор – собрание высшего духовенства и авторитетных церковных деятелей, представляющих все общины или поместные церкви. Вселенские соборы созываются для выработки важнейших общецерковных решений, касающихся вероучения, культа, церковной жизни и т. п. В связи с разделением христианства на католичество и православие только семь Вселенских соборов признаются обеими конфессиями: I – Никейский собор (325 г.), II – Константинопольский собор (381 г.), III – Эфесский собор (431 г.), IV – Халкидонский собор (451 г.), V – Второй Константинопольский собор (553 г.), VI – Третий Константинопольский собор (680 – 681 г.), VII – Второй Никейский собор (787 г.). Католическая церковь признает Вселенскими еще 14 соборов, в которых православное духовенство либо не участвовало, либо не было представлено должным образом. На первом и втором Вселенских соборах был принят общецерковный Символ веры, излагающий в сжатом виде основы христианского вероучения.

Герметизм (от имени древнегреческого бога Гермеса – покровителя знаний и искусств) – религиозно-философское учение, содержащее элементы магии. В основе его лежит представление о существовании двух противостоящих друг другу бытийных начал: светлом, благом, отождествляемом с Духом и темном, злом, представленном Материей. Несовершенство мироздания объясняется воздействием Материи, которая как бы порабощает Дух. Спасение связывается с мистическим и магическим очищением духовного начала от материального. Возникнув в эпоху поздней античности, герметизм оказал огромное влияние на культуру Ренессанса.

Деизм (лат. deus – Бог) – религиозно-философская доктрина, трактующая Бога как творца космоса, создателя законов, по которым живет природа и общество, а также как «перводвигатель» – динамический импульс, придавший мирозданию движение. Однако деизм исключает участие Бога (то есть «божественный промысел») в дальнейшей судьбе космоса. Деизм стал основой философии Просвещения и придал дополнительный толчок развитию естественных наук.

Духи – мифологические существа, связанные позитивно или негативно с жизненными силами тела (или его отдельных частей) человека, рода, семьи, дома. В язычестве в отличии от богов, входящих в пантеон, духи причисляются к низшим мифологическим существам. В мировых религиях, акцентирующих внимание на этических моментах, духи становятся силами добра или зла.

Евангелие (греч. eu – благой, хороший и angelia – весть) – термин раннехристианского учения, обозначающий сущность проповеди христиан: апостолы и их ученики считали, что они проповедуют не какую-либо религиозную или философскую доктрину, а именно «благую весть» или «радостную новость» о милости и любви Бога к людям. Позднее термин «евангелие» стал применяться и к текстам, в которых рассказывалось о воплощении, жизни, смерти и воскресении Иисуса Христа. Среди множества евангелий, которыми пользовались раннехристианские общины, позднее Церковь отобрала четыре (евангелия Матфея, Марка, Луки и Иоанна), которые были включены в Библию.

Единосущность (греч. homousios: от homo – единый и ousia – сущность) – термин христианского богословия, характеризующий соотношение «природ» Бога-Отца и Бога-Сына (Иисуса Христа). На богословском языке утверждение «единосущности» Бога-Сына Богу-Отцу означает признание совершенной божественности Иисуса Христа, в то время, как некоторые течения в раннем христианстве (например, арианство) рассматривали Иисуса только как совершенного человека или как человека, воспринявшего некоторые божественные свойства.

Епископ (греч. episkopos – надзиратель) – в христианстве представитель высшего духовенства (архиерей), осуществляющий церковную власть на определенной территории (епархии); ему подчинены главы приходов – пресвитеры (священники).

Ересь (греч. hairesis – учение, школа) – в христианстве религиозное учение, отклоняющееся от официальной церковной доктрины и осужденное на церковном соборе.

Жертвоприношение – сюжет космогонических мифов и ритуальные действия, которые символизируют творение космоса из хаоса, начало жизни и ее поддержание в качестве упорядоченного человеческого общежития. Смысл жертвоприношения в том, что жертва вбирает в себя насилие, продуцируемое в результате жизнедеятельности общества (Р.Жирар). В христианстве механизм жертвоприношения подвергся переосмыслению: суть жертвы спасителя – добровольное искупительное принесение в жертву самого себя. Искупительная жертва освобождает человека от неизбежного (как казалось до этого) и обязательного насилия по отношению к другим в целях поддержания мира и порядка.

Жрец – исполнитель ритуалов и носитель сакральных знаний, мифа. Главная функция жреца — организация культа, центральным актом которого было жертвоприношение. В древнееврейской культуре жрец часто отличался от пророка и даже противопоставлялся ему (Аарон и Моисей).

Имам (араб. «амма» – стоять впереди, предводительствовать) – в исламе (особенно в шиитском) духовный и политический глава мусульманской общины.

Инвеститура (лат. investio – облачаю) – в средневековом католицизме церемония утверждения духовного лица (епископа или аббата) в должности; вплоть до реформы папы Григория VII (XI век) представляла собой основной механизм контроля над духовенством со стороны светских феодалов, которые рассматривали церковных иерархов, чьи епархии или монастыри находились в границах феодальных владений, как своих вассалов и поэтому присваивали себе право церкви утверждать их в должности.

Инь и ян (кит. темное и светлое) – категории китайской философии, выражающие идею универсального дуализма мира: пассивное и активное, мягкое и твердое, женское и мужское и т. п.

Ипостась (греч. hypostasis – основание, личность) – термин христианского богословия, обозначающий каждое из лиц Святой Троицы: Бога-Отца, Бога-Сына и Бога-Святого Духа и тем самым подчеркивающий их различённость, самостоятельность. В формулировке тринитарного догмата (догмата о Святой Троице) утверждение «неслиянности» ипостасей Троицы сочетается с утверждением их «нераздельности» (см.: единосущность).

Каббала (древнееврейск. «предание») – мистическое течение в средневековом иудаизме. Его приверженцы исходили из того, что изначальный язык еврейской Торы (входящей в христианскую Библию как «Пятикнижие Моисеево») – иврит – это язык, посредством которого Бог творил мир. Из этого следует, что буквы еврейского алфавита наделены сверхъестественным творческим потенциалом, который скрыт в хитросплетениях библейского текста. Своей задачей приверженцы каббалы считали реконструкцию скрытых мистических смыслов священных текстов и букв и, посредством этого, обнаружение «имени Бога» – слова, обладающего высшими магическими возможностями. Считалось, что обладатель этого слова может уподобиться Богу. Каббала пользовалась большой популярностью в эпоху Возрождения, выйдя за рамки еврейской традиции.

Канон (греч. kanon – норма, правило) – в христианстве свод правил, вероучительных положений или священных книг, обязательных для испонения, исповедания и почитания.

Кардинал (лат. cardinalis – главный) – представитель высшего духовенства в Католической церкви; занимает вторую после Римского папы ступень в церковной иерархии; кардиналы являются ближайшими советниками папы, коллегия кардиналов (конклав) избирает нового папу.

Керигма (греч. kerygma – возвещение, провозвестие) – в современной западной теологии термин для обозначения смыслового ядра христианского вероучения. Керигма здесь понимается как непреходящее содержание христианской проповеди и отграничивается от тех преходящих языковых (символических, образных) форм, в которых она выражается. Теологи – модернисты, в отличие от консерваторов, полагают, что при постоянстве керигмы каждая эпоха христианской истории рождает свой символический язык, и смена эпохи требует нового языка для выражения керигмы.

Клир (греч. kleros – жребий) – в христианской Церкви совокупность священнослужителей и церковнослужителей, имеющих право осуществлять важнейшие ритуальные действия; клир отделяется от мирян.

Конкордат (лат. concordatum – соглашение) – соглашение между Католической церковью и главой какого-либо государства, устанавливающее ее права и привилегии на территории этой страны.

Культурный герой – персонаж мифических повествований, который создает или добывает для людей различные культурные ценности (ремесла, огонь, строительство, табу). В соответствии с этой главной для культурного героя ролью, он может выступать как родоначальник рода (первопредок), создатель мира (демиург), и даже, как свой собственный антипод — нарушитель табу (трикстер). В концепции К.Леви-Стросса культурный герой рассматривается как посредник между богами и людьми.

Логос (греч. logos, — собирать, упорядочивать мышление, учение) – человеческое слово вообще. В философии — всеобщий закон, основа мира (Гераклит), мировой разум, которому подчиняется природа и человек (Стоики), слово личного и живого Бога, посредник между Богом и людьми (Филон Александрийский).

Мессия (греч. messias – искаженное евр. māšîjah – помазанник) – в иудаистской эсхатологии посланник Бога, спаситель, чье появление на земле предваряет наступление Царства Божия и способствует ему. Христианство возникло на гребне мессианских ожиданий (ожиданий прихода мессии) в древнееврейской культуре и связано с верой в то, что мессия воплотился в личности Иисуса, чей титул – Христос представляет собой греческий перевод еврейского слова «машиах» (māšîjah).

Митрополит (греч. metropolites – человек из метрополии, главного города) – в христианской Церкви представитель высшего духовенства, управляющий объединением нескольких епархий (см. епископ).

Новый Завет – в исходном значении: новый «договор» между Богом и человеком, который, согласно некоторым книгам израильских пророков, должен прийти на смену прежнему Синайскому Завету (договору), заключенному при посредничестве Моисея. И если Синайский Завет предполагал беспрекословное подчинение человека божественным установлениям, и скурпулезное следование ритуальным предписаниям, то Новый Завет рассматривался как основа свободных, диалогических отношений Бога и человека, не требующих строгого исполнения ритуала.

Ортодоксия (от греч. orthos – правильный, doxa – мнение) - христианская церковная доктрина, выработанная Вселенскими соборами и трудами Учителей и Отцов церкви – наиболее почитаемых Церковью богословов.

Пантеизм (от греч. pan – все, theos – бог) – религиозно-философская доктрина, утверждающая тождество космоса (природы) и бога. В этом качестве он противостоит христианскому теизму, четко разграничивающему Бога и природу.

Патриарх (греч. patriarches – родоначальник) – в христианстве (преимущественно в православии) высший духовный сан, глава поместной церкви.

Патристика (греч. pater – отец) – в христианстве учение богословов II – VIII вв., признанных Отцами Церкви; в русле патристики складывалось официальное церковное учение.

Пресвитер (греч. presbyteros – старейшина) – глава раннехристианской общины, управляющий, священник.

Священное Писание – религиозные книги, почитаемые как наиболее авторитетные; в монотеистических религиях (иудаизме, христианстве и исламе) рассматриваются как богооткровенные, то есть ниспосланные Богом; Священным Писанием евреев является Танах, христиан – Библия, мусульман – Коран.

Священное Предание – в христианстве совокупность обладающих безусловным авторитетом вероучительных, культовых и нормативных установлений, сформулированных на Вселенских соборах, в трудах Отцов Церкви, в постановлениях высших иерархов церкви (например, Римского папы). В православии и католицизме почитается наряду со Священным Писанием (хотя Священное Предание не имеет таких четких рамок как Писание), в протестантизме высший авторитет Священного Предания отрицается.

Секулярный (секуляризация) (лат. saecularis – мирской, светский) – в изначальном смысле, относящийся к мирскому, земному времени (saeculum), а не к божественной вечности. В западном христианстве секулярным называли все то, что не относится к церкви (синоним слов «светский», «мирской»). Отсюда появилось слово «секуляризация», которое обозначало процедуру передачи чего бы то ни было (имущества, юрисдикции и т. д.) от церковных светским инстанциям. В широком смысле, процесс утраты религией главенствующей роли в культуре.

Синедрион (греч. synedrion – совет) – законодательный орган еврейских общин в эпоху Второго храма (VI в. до н. э. – I в. н. э.). Великий Синедрион – высший законодательный орган – заседал в Иерусалиме.

Схизма (греч. schisma – разделение) – в христианстве раскол Церкви на самостоятельные и конфронтирующие течения, например, схизма католицизма и православия, схизма русского православия и старообрядчества.

Схоластика (греч. schole – школа) – средневековое богословско-философское течение в Западной Европе, с которым связывается развитие католической доктрины по пути рационализации. Схоластика имела не только религиозное значение, но и сыграла важную роль в развитии европейской философии.

Теизм (от греч. theos – бог) – религиозная или религиозно-философская доктрина, основанная на понимании Бога как трансцендентной (отдельной от мира) личности, сотворившей мир и управляющей им.

Теология (греч. theos – бог, logia – учение) – то же, что богословие; в христианстве учение о сущности, атрибутах и деятельности Бога, опирающееся, наряду с Откровением, на рациональную аргументацию.

Фатализм (лат. fatum — судьба) – вера во всемогущество судьбы, рока. Олицетворением фатума были богини Тихе, Ананке, парки. В античности фатализм возникает как следствие разочарования в религии. Религии спасения евреев и христиан нарушили эту традицию; в них законы фатума (безличной силы) бессильны перед волей личностного Бога.

Халифат (араб. «халифа» – заместитель) – в исламе институт власти и государство, возглавляемое халифом, считающимся заместителем пророка Мухаммеда и сосредотачивающим в своих руках как светскую, так и духовную власть; Халифат как единое исламское государство просуществовал с VII по XIII в. (периодически переживая расколы).

Эсхатология (греч. eschatos – последний, logos – учение) – учение о конце истории (“конце света”).

 

 


[1] Праджапати – «повелитель живых существ», бог-творец в ведийской мифологии.

[2] «Сваха!» – ритуальное восклицание, означающее «Во благо!».

[3] Агнихотра – «жертвоприношение на огне», ежедневный ведийский ритуал.

[4] Атман - в индийской религиозной философии единая, пронизывающая все сущее реальность, «мировая душа». Авторы Упанишад считали целью своей мистической и интеллектуальной практики распознавание Атмана в многообразном, разнообразном, раздробленном на множество отдельных вещей и существ мире.

[5] Атман - (здесь) индивидуальная душа человека. В русскоязычных переводах древнеиндийских религиозно-философских текстах принято писать слово «Атман» с заглавной буквы, если в тексте речь идет о всеобщей, мировой душе и со строчной буквы («атман»), если об индивидуальной душе человека.

[6] Мара - в буддийской мифологии демон-искуситель, совращающий человека с пути спасения.

[7] Желтое одеяние - облачение буддийского монаха.

[8] Гатха - лирическое стихотворное произведение.

[9] Тхери - буддийская монахиня - наставница, «старица».

[10] Бхикшуни – буддийская монахиня.

[11] Апсара - в индийской мифологии женщина-полубожество, насылающая «любовный недуг». Апсары слывут небесными танцовщицами и куртизанками.

[12] Киннари - мифическое существо, полуптица, полуженщина.

[13] Меру - в индийской мифологии «мировая гора», соединяющая землю и небо.

НОУВПО ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 







Дата добавления: 2015-09-15; просмотров: 370. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Внешняя политика России 1894- 1917 гг. Внешнюю политику Николая II и первый период его царствования определяли, по меньшей мере три важных фактора...

Оценка качества Анализ документации. Имеющийся рецепт, паспорт письменного контроля и номер лекарственной формы соответствуют друг другу. Ингредиенты совместимы, расчеты сделаны верно, паспорт письменного контроля выписан верно. Правильность упаковки и оформления....

БИОХИМИЯ ТКАНЕЙ ЗУБА В составе зуба выделяют минерализованные и неминерализованные ткани...

Выработка навыка зеркального письма (динамический стереотип) Цель работы: Проследить особенности образования любого навыка (динамического стереотипа) на примере выработки навыка зеркального письма...

Словарная работа в детском саду Словарная работа в детском саду — это планомерное расширение активного словаря детей за счет незнакомых или трудных слов, которое идет одновременно с ознакомлением с окружающей действительностью, воспитанием правильного отношения к окружающему...

Правила наложения мягкой бинтовой повязки 1. Во время наложения повязки больному (раненому) следует придать удобное положение: он должен удобно сидеть или лежать...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия