Студопедия — Глава 63
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Глава 63






Враги

 

Они прогуливались по берегу Наровы. В этом году весна началась довольно рано. И потому десятки ручейков, журча, сбегали к реке, быстро несущей свои воды в Балтику. Но снег еще лежал во многих местах подтаявшими пластами. И вот по этому снегу неспешно шагали двое. Главнокомандующий войсками князя Ингрийского боярин Алексей, облаченный в легкий доспех, в шлеме и с мечом на поясе, и невысокий итальянец в богато расшитой золотом одежде, в накидке и шапке из меха серебристой лисицы. На боку у него висел длинный тонкий меч с витой золоченой рукоятью. На противоположном берегу реки грозно вырисовывался силуэт Нарвского замка. Говорили собеседники по-немецки.

– Да, вы правы, милейший граф Чиани, – говорил Алексей, – ваш план действительно великолепен. Впрочем, я не понимаю, в чем ваша выгода от всего этого.

– Ну, во-первых, я нахожусь на службе у его святейшества Папы Римского Климента VII, и те порядки, которые насаждает этот ваш сумасшедший барон, сильно беспокоят нас. Мы опасаемся, что Рункель убедит князя переметнуться на сторону наших врагов.

– Князь – мудрый и отважный воин, – отрезал Алексей.

– Не спорю, – спокойно и вкрадчиво произнес Чиани, – но вы ведь сами жаловались, что барон имеет на него абсолютное влияние. Князя Андрея пока не интересует то, что не касается его княжества и государств, граничащих с ним. Барон же опытный интриган и не преминет воспользоваться этим к своей выгоде.

– Вы абсолютно правы, граф, – высказался Алексей, – с тех пор как Андрей встретился с этим проклятым бароном, его словно подменили. Он не слушает более ничьих более советов, только Рункеля.

– Далее, – продолжал с улыбкой граф, – этот кошмарный университет, который создал барон с подручными, этот рассадник ересей.

– Ну, это дела поповские, – презрительно хохотнул Алексей.

– Не скажите, – запротестовал Чиани, – смута начинается с вольномыслия, а что является вольномыслием, как не утверждение таких бесовских университетов?

– Но в ваших же католических странах этих университетов полно, – изумился Алексей.

– Университет университету рознь, – наставительно произнес Чиани. – До тех, где преподают не освещенные святым учением Церкви знания, мы скоро доберемся, вот только разделаемся с Урбаном. Что же до остальных, то грамотные и преданные престолу святого Петра богословы всегда нужны. Но когда в христианскую землю призывают нехристианского лекаря, это не годится никак. Кроме того, все эти депутаты от низших сословий в думе подрывают общие устои морали. Если простой суконщик или пивовар решит, что может голосовать или не голосовать за закон, по которому надлежит жить целому государству, то далее он захочет руководить благородными воинами, такими как вы с князем Андреем. Эти заразные идеи передаются от страны к стране подобно моровой язве. Не успеем мы и глазом моргнуть, как наши сапожники из Милана и Неаполя тоже захотят думу по ингрийскому образцу.

– Да, здесь я с вами абсолютно согласен, – произнес Алексей, – чернь должна знать свое место.

– Ну вот видите, вы прекрасно понимаете меня, – просиял Чиани. – Ну что же, если все детали нами согласованы, я желаю вам успеха.

– Надеюсь, вы посетите нас в Петербурге, когда мы добьемся успеха, – произнес Алексей.

– Непременно, непременно, – расцвел в улыбке Чиани.

 

Глава 64

Допрос

 

В тот же день Артема пригласили в бывшую резиденцию инквизитора, которую теперь занимала православная миссия, а вернее, представительство нового митрополита Новгородского Иоанна. Недоумевая, зачем потребовался попам, Артем с трудом выкроил полчаса и верхом прискакал к миссии. Когда он вошел в приемную, навстречу ему поднялся какой-то худощавый монах с желчным лицом и объявил:

– Отец Амвросий занят сейчас. Обождите.

– Чего? – надменно бросил Артем и толкнул дверь в кабинет недавно приехавшего специального представителя митрополита.

Весьма тучный и при этом явно высокий, отец Амвросий сидел за большим дубовым резным столом, еще недавно принадлежавшим Великому Инквизитору, разговаривая с каким-то священником. В углу, за маленьким столиком, сидел еще один поп, шевеля свитками. Повернувшись к Артему, Амвросий заговорил перекатистым басом:

– Я занят, обожди с полчаса.

– Я советник князя, и у меня нет ни единой свободной минуты. Из уважения к вам и митрополиту я приехал сюда, оторвавшись от важных государственных дел, но просиживать в вашей приемной у меня нет совершенно никакого желания.

– Хорошо, – произнес священник и обернулся к посетителю: – Обождите меня в приемной.

Когда посетитель вышел, священник грозно уставился на Артема. Не дожидаясь приглашения, Артем сел в кресло перед священником и произнес, чеканя каждое слово:

– Я слушаю вас, отче.

– Я вызвал вас… – начал священник.

– Насколько я понимаю, пригласили, – с ходу парировал Артем. Разговор явно начался с пикировки, и теперь отступать было нельзя. Священник мог воспринять это как признак слабости.

– Я вызвал вас, – продолжал священник, – для дачи показаний по следствию, проводимому канцелярией митрополита, и по воле Великого князя Ингрийского, о делах бесовских и притеснении Церкви в землях новгородских, псковских и ингрийских.

– Каком еще следствии? – изумился Артем.

Амвросий кивнул своему помощнику, и тот подал Артему свиток. Там значилось, что князь Андрей дозволяет канцелярии митрополита вести следствие «о делах бесовских и притеснении Церкви… всеми доступными мерами, вызывать для дачи показания любого из подданных князя, а буде на то нужда, то держать в острогах и допрашивать под пыткою. А ежели будет явлено, что привлеченный по следствию совершил деяния супротив священников и церквей, словом или делом желая служить правителям мирским, то по окончании дознания дела сии должны быть переданы в следственную канцелярию Великого князя. А буде явлено, что обвиняемый совершал ереси и, обуянный дьяволом, вредил делам церковным, воздвигал гонения на священников и Церковь, служа дьяволу, неся порядки языческие и желая вред нанести делу Христову, то, ежели будет он православным, судим должен быть судом церковным и покаран по уложению церковному вплоть до смерти. Буде он католиком, дело сие Святой инквизиции передано должно быть. А буде тот человек нехристь, то подлежит суду княжескому». Подписан документ был князем 28 сентября прошлого года, то есть сразу после битвы на Великой. Артем оценил хитрость составителя документа. Доказать, «обуянный дьяволом» или по службе человек вступил в конфликт с церковниками, было непросто.

– Как видишь, сын мой, – наставительно произнес священник, – на вопросы мои отвечать ты обязан. И ежели нужно мне то будет, то и арестовать тебя могу.

– Как видишь, батюшка, сидит перед тобой советник князя, государя лицо доверенное, так арестовать меня кишка у тебя тонка, – ухмыльнулся Артем и, погладив эфес меча толедской стали, подаренного испанскими купцами, добавил елейным голосом: – Да и без князя непросто это будет, так что голову мне не морочь, говори быстро, в чем дело, и я поехал.

– Гордыня – тяжкий грех, сын мой, – вымолвил священник.

– Воистину, ко всем относится, – парировал Артем.

Покряхтев, священник развернул один из свитков, лежащих на столе, и произнес:

– Ответь мне, сын мой, являешься ли ты православным?

– Да, – сухо ответил Артем и заметил, что помощник священника что-то записал в свиток.

– Причащаешься и исповедуешься ли?

– Да, – ответил Артем, вспомнив, как причащался в последний раз у отца Александра, еще до того, как попал к Цильху. Помощник Амвросия снова заскрипел пером.

– Ответь мне, сын мой, с какого времени служишь ты князю нашему Андрею?

– С февраля тысяча триста семьдесят девятого года, – произнес Артем, вспомнив, как назначил его десятником Андрей после свадьбы.

– С февраля семь тысяч триста восемьдесят седьмого года, – грозно сказал священник, повернувшись к помощнику, и снова обратился к Артему: – Ответь, кому еще ты служил в землях ингрийских, новгородских и псковских.

– Барону фон Рункелю и в ополчении магистрата, – спокойно отвечал Артем, прикидывая, когда эти формальности окончатся.

– Скажи мне, – продолжал священник, – служил ли ты отцу Александру, настоятелю храма в кузнечной слободе?

– Служил, – ответил Артем.

– Отчего же утаиваешь? – сдвинул брови священник.

– Не утаиваю, я думал, это неважно, – ответил Артем и тут же спохватился: – Служил слугой, приказчиком, а не мечом, поэтому и не сказал.

– Известно ли тебе, что священник Александр предписаний митрополита Пимена не исполнял, в проповедях канон предписанный нарушал, речами бесовскими людей прельщал? – спросил священник.

– Нет, неизвестно, – спокойно ответил Артем, испытывая страстное желание заехать попу в ухо.

– Принимал ли от отца Александра причастие, слушал ли его проповеди? – спросил поп.

– Принимал и слушал, – ответил Артем и краем глаза заметил, как обрадовавшийся чему-то секретарь что-то записал.

– Ответь мне, сын мой, по чьему приказу арестован тобой был отец Филарет, когда, будучи посадником Петербурга, ты вошел в город?

– По моему, – ответил Артем.

– Указывал ли тебе кто арестовать Филарета?

– Великий князь Андрей приказал мне навести порядок в городе. Филарет поднимал в нем смуту, призывал к погрому, за то был мной арестован.

– Что знаешь ты об исчезновении отца Филарета после ареста? – Глаза Амвросия блеснули нехорошим огнем.

– Я отпустил его на второй день после ареста. В том есть расписка в каземате замка, где арестованных держали. Куда этот доносчик от страха сбежал после этого, мне неизвестно.

– Отец Филарет был моим другом, и неведом мне был более искренний священник в этих землях, служащий Богу, – возвестил Иоанн.

– Из-за этого человека в погромах погибло более шестидесяти человек. Я уж не говорю о тех, кого он сдал инквизиции. – Артем заметил, что помощник больше не пишет свиток.

– На то была воля Божья, – вымолвил Амвросий. – Чем меньше еретиков по земле ходит, тем Богу радостнее.

– Что у вас еще ко мне? – сухо спросил Артем, огромным усилием воли подавляя желание заехать все-таки попу в ухо.

– Что известно тебе о бесовской деятельности католического священника Людвига?

– Мне известно, что этот священник организует университет для образования подданных нашего князя.

– Известно ли тебе, что в университет сей приглашает он язычников и еретиков?

– Мне известно, что в этот университет он приглашает лучших ученых со всего мира, и я ему в том помогаю.

– Хорошо, – произнес Иоанн и с сожалением посмотрел на эфес меча, висящего на боку Артема, – на сегодня это все. Я вызову еще тебя.

– Придешь ко мне в приемную и подождешь, когда приму, – бросил Артем, поднимаясь.

– Не упорствуй, силой приведут, – ответил, поднимаясь, священник.

– Кто, твои хлюпики? Я на Ладоге видел их в деле. Им только баб гонять.

Глаза Амвросия широко раскрылись. Похоже, о деле на Ладоге он знал много больше, чем хотел показать.

– Покайся, сын мой, – произнес он, – иначе анафеме предан будешь или от Церкви отлучен.

– Ну а я тебя на хрен пошлю, так что будем квиты, – бросил Артем, выходя и хлопая дверью.

 







Дата добавления: 2015-09-15; просмотров: 308. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Педагогическая структура процесса социализации Характеризуя социализацию как педагогический процессе, следует рассмотреть ее основные компоненты: цель, содержание, средства, функции субъекта и объекта...

Типовые ситуационные задачи. Задача 1. Больной К., 38 лет, шахтер по профессии, во время планового медицинского осмотра предъявил жалобы на появление одышки при значительной физической   Задача 1. Больной К., 38 лет, шахтер по профессии, во время планового медицинского осмотра предъявил жалобы на появление одышки при значительной физической нагрузке. Из медицинской книжки установлено, что он страдает врожденным пороком сердца....

Типовые ситуационные задачи. Задача 1.У больного А., 20 лет, с детства отмечается повышенное АД, уровень которого в настоящее время составляет 180-200/110-120 мм рт Задача 1.У больного А., 20 лет, с детства отмечается повышенное АД, уровень которого в настоящее время составляет 180-200/110-120 мм рт. ст. Влияние психоэмоциональных факторов отсутствует. Колебаний АД практически нет. Головной боли нет. Нормализовать...

Роль органов чувств в ориентировке слепых Процесс ориентации протекает на основе совместной, интегративной деятельности сохранных анализаторов, каждый из которых при определенных объективных условиях может выступать как ведущий...

Лечебно-охранительный режим, его элементы и значение.   Терапевтическое воздействие на пациента подразумевает не только использование всех видов лечения, но и применение лечебно-охранительного режима – соблюдение условий поведения, способствующих выздоровлению...

Тема: Кинематика поступательного и вращательного движения. 1. Твердое тело начинает вращаться вокруг оси Z с угловой скоростью, проекция которой изменяется со временем 1. Твердое тело начинает вращаться вокруг оси Z с угловой скоростью...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия