Студопедия — ВЫРВАТЬСЯ ИЗ ПЛЕНА ИГРОМАНИИ
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ВЫРВАТЬСЯ ИЗ ПЛЕНА ИГРОМАНИИ






...Мой личный опыт помощи зависимым людям свиде­тельствует: причина того, что человек становится одержи­мым той или иной зависимостью состоит в том, что он отказывается от высоких духовных устремлений и усвоил эгоцентричный образ жизни, идущий вразрез с велениями совести. Такая жизненная позиция обусловливает характерные изменения в поведении и эмоциональном состоянии человека - он предается власти гедонистических влечений. То есть смысл жизни связывает в первую очередь с получе­нием удовольствий как лекарством от совести. Соответ­ственно исцеление от различного рода игр, алкоголизма, наркомании, блудной страсти возможно только в случае изменения образа жизни. Под ним подразумевается в первую очередь активная работа зависимого человека над собой, конечным итогом которой становится формирование нового одухотворенного сознания и поведения.

Ориентируясь на святоотеческий опыт, можно сказать, что проблема преодоления любой зависимости (в том числе и игромании) решается только тогда, когда человек подни­мается над собственным духовным невежеством, работает над преображением своей души, конструктивно меняет себя и свое мировоззрение. Только в плоскости телесной, социальной и психической проблема игромании не разре­шима. Ее можно преодолеть, если подняться на высший, духовно-нравственный уровень понимания человеческого бытия. С этого уровня человек получает свободу изменяться к лучшему, быть иным, быть собой, обрести радость здоро­вой жизни.

Православный опыт помощи людям, зависимым от игр, убедительно свидетельствует о первичности духовно- нравственного начала в человеке. Никакие медицинские препараты и психотерапевтические приемы не помогают, если страждущий от игромании не идет путем духовного оздоровления. Православные программы реабилитации, основанные на различных элементах религиозной церков­ной жизни, позволяют человеку не только преодолеть свою страсть, но и усвоить духовные законы, которые смогут надежно оградить его от иных дурных пристрастий, нрав­ственного разложения и духовного опустошения.

Все игроманы, которые обращались к нам за помощью, говорили о пустоте, терзающей их души. О чем идет речь? Святитель Феофан Затворник поясняет: «Образовавшаяся в человеке пустота через отпадение от Бога непрестан­но возжигает в нем ничем не удовлетворяемую жажду- неопределенную, но непрестанную. Человек стал без­донной пропастью; всеусиленно заботится он напол­нить сию бездну, но не видит, не чувствует наполне­ния. От того весь свой век он в поте, труде и великих хло­потах: занят разнообразными предметами, в которых чает найти утоление снедающей его жажды. Предметы эти поглощают его внимание, все время и всю деятель­ность его. Они - первое благо, в коих живет он сердцем. Отсюда понятно, почему человек, поставляя себя исключи­тельно целью, никогда не бывает в себе, а вне себя, в вещах, сотворенных или изобретенных суетой». *

Как мы видим, в духовном и нравственном ниспадении людей заключается главная причина того, что они оказы­ваются в плену пристрастий. Одно из них, весьма злокаче­ственное, именуется игроманией. Как вырваться из этого плена?

Когда человек достаточно долго предается страсти к играм, происходят ужасные вещи, которые трудно понять тем, с кем они не случились. Игра становится главной цен­ностью его жизни. Или одной из самых главных. Она

* Святитель Феофан Затворник. Наставления в духовной жизни. — М. Отчий дом, 1997. с.13-14.

засло­няет собой почти все. Многие ценности, которые были зна­чимы или к которым игроман стремился всеми силами души, вдруг отходят на второй план, на третий, а то и вовсе скрываются за горизонт устремлений. Человек перестает быть самим собой. В игре он живет, а в жизни играет.

Что и кто скрывается за пагубным пристрастием к играм, четко отражено в письме М. Ю. Лермонтова, не избежавшего гибельного увлечения. Поэт признавался своему другу: «Когда я играю, я чувствую бестелесного дьявола, притаившегося за моими плечами». И тому же Лермонтову принадлежит жесткая констатация: «Азарт­ные игры - это сети, в которые сатана ловит души».

Попробуем заглянуть в глубинную сущность пробле­мы: что нужно для того, чтобы преодолеть игровую зависи­мость? Как пристрастившемуся к играм человеку обрести себя?

Почерпнув из многолетнего личного православного опыта помощи зависимым людям, могу сказать: человек с игровой зависимостью выздоравливает настолько, насколь­ко он обретает (или восстанавливает) подлинную систему жизненных ценностей. Вы, наверное, слышали, в обыден­ной речи выражение «это вам не игрушки» О чем тут гово­рится? О том, что настоящая, реальная жизнь гораздо важнее, серьезнее иллюзий игры. И беда тому, кто реаль­ность променяет на игровые миражи.

Итак, вырваться из плена игромании можно лишь в том случае, если вместо иллюзорного восприятия действитель­ности человек обретает подлинное мировоззрение. Если же он какое-то время воздерживается от игр одной лишь силой воли, просто терпит, не играя, - ему крайне тяжело. Он на­ходится в состоянии постоянной раздражительности, нарас­тает болезненное восприятие окружающего, а в душе господ­ствует холод и пустота. Если человек не обретает подлинную систему жизненных ценностей, то все попытки избавиться от игровой зависимости в конце концов приводят к духовно­му фиаско (а возможно, и самоубийству).

Практика показывает, что подлинные ценности, внося­щие в жизнь светлую энергию и радость, можно обрести через стремление к пониманию смысла собственного суще­ствования. Кто я такой? Зачем живу? Несут ли мои слова и поступки добро? Да, это трудные вопросы, но дать на них ответ необходимо.

Если вы намерены преодолеть игровую зависимость, предлагаю вам сделать самостоятельный выбор. Объясните самому себе, что и как вы хотели бы изменить в своей жиз­ни, что вы от нее ждете. Выбор за вами. Решайте, как жить и для чего жить. Никто за вас такое решение не примет.

Духовное оздоровление заключается в том, чтобы увидеть себя, свои страсти, покаяться, и, приняв Божию помощь, исправится. Надо отметить, однако, что у людей с игровой зависимостью нередко наблюдается утрата покаянного чувства. Что делать в том случае, «не хочет­ся или не можется» постичь азы духовной жизни? Пове­сить нос? Разочароваться? Устроить марафон по право­славным храмам, вдруг «где-то что-то да получится?» Отвечу так. Стремитесь работать над собой, а не пытайгпесъ с позиции эгоцентризма заставить священников или их помощников-мирян работать на себя. Надо овла­деть элементарной порядочностью, тогда избавление от страстей станет возможным.

Откройте себе путь к храму!

Святая Православная Церковь подает сильнейшие средства для противодействия пагубным пристрасти­ям — церковные таинства, пост, молитву. О том написа­но немало книг. По благословению своего духовника вы мо­жете основы православной веры изучать самостоятельно.

В А. Цыганков

Руководитель Школы трезвения

в петербургской Свято-Троицкой Александро-Невской Лавре.

"Из плена игромании". Сатис. Держава. Санкт-Петербург. 2006 г.

Руководитель Школы трезвения в Свято-Троицкой Александро-Невской Лавре Владимир Цыганков, исходя из личного опыта оказания помощи зависимым, рассказы­вает о том, как можно вырваться из плена игромании людям, попавшим в жестокую игровую зависимость.

–Игромания, игровая зависимость, лудомания (от латинского ludus - игра) - этими терминами называют пристрастие к играм (на компьютерах, игровых автоматах, в казино и прочие).

Чаще всего к нам приходят "зависшие" на компьюте­рах, игровых автоматах, казино (обычном и он-лайн), кар­тах, лотереях. Иногда обращаются и те, кто пристрастил­ся к ставкам на скачках или спортивных состязаниях. Наш опыт помощи людям, зависимым от различного рода игр, говорит определённо: игромания может развиваться очень быстро. Серьёзное втягивание в игру нередко проис­ходит за несколько недель, а иногда даже часов.

–Есть ли сходство игромании и иных видов зависи­мостей, например, от наркотиков, алкоголя?

Игромания, алкоголизм, наркомания, блудная страсть - понятия, стоящие в одном ряду. Механизмы формирования всех зависимостей одни и те же. Всех пристрастившихся людей объединяет стремление быстро и без особых усилий избавиться от терзающей душевной боли, психического напряжения. Иначе говоря, человек зависи­мый использует предмет своей страсти в качестве деп­рессанта, отключающего разум, заглушающего совесть, изменяющего ощущения и чувства. Кто-то предпочитает отключиться от реальности, забыться, уйти в мир иллюзий с помощью наркотика, кто-то - с помощью алкоголя, кто-то - посредством игрового автомата, а кто-то - утопая в разврате. Когда пристрастие удовлетворено, наступает некоторое облегчение. На какое-то время состояние человека будто бы улучшается. Человеку кажется, что жизнь стала лучше, что отступило беспокойство, неуверенность, усталость, неудов­летворенность. Но иллюзии исчезают. В реальности оказы­вается, что трудности и проблемы никуда не делись, а толь­ко усугубились. Жизнь блекнет, теряет свой смысл. Челове­ка вновь одолевают печаль, раздражительность, тревога, презрение к себе и разочарование. Он чувствует себя особен­но несчастным, а ему хочется снова "чувствовать себя хоро­шо", причем в самое ближайшее время. И тут, конечно, человек обращается к своей любимой страсти, ведь простое и быстрое решение проблем уже опробовано - сбежать в мир иллюзий. Правда, последствия оказываются плачевными, поскольку происходит разрушение личности и внутрисе­мейных взаимоотношений, надвигается обнищание, разго­раются конфликты на работе и многое другое.

–Можно ли заработать большие деньги, играя в азартные игры и как определить, что у человека появи­лась игровая зависимость?

–Кто-то, если хочет, может верить рекламе, которая развешана в метро и на которой игроки сфотографированы с дипломатами, распираемыми от выигранных миллионов. Реальность же такова: игорный бизнес - один из самых прибыльных во всех странах мира, в том числе и в России. Если владельцы игровых заведений получают огромную прибыль, то, как вы думаете, за счет кого они ее получают? Понятно, что большей частью именно за счет игроманов, которые проигрывают деньги и часто, и помногу.

Как долго нужно играть, чтобы стать игроманом?

–Серьезное втягивание в игру происходит за несколько недель, а иногда даже часов.

Как определить, что у человека появилась игровая зависимость?

Признаки зависимости достаточно хорошо известны. Перечислю лишь некоторые:

1. Перед предстоящей игрой человек заметно ожив­ляется, веселеет на глазах, начинает торопиться, чтобы побыстрее закончить дела. Все его поведение, мимика, жесты свидетельствуют о том, что он нахо­дится в предвкушении приятного события.

2. Играя, зависимый человек испытывает эмоцио­нальное возбуждение и субъективное улучшение психологического состояния.

3. Количество затрачиваемых на игру денег впослед­ствии значительно возрастает по сравнению с перво­начальным периодом втягивания в игру.

4. При необходимости ограничить ставки или остано­вить игру человек чувствует тревогу или раздражение.

5. Он пытается уменьшить количество проведенного времени за игрой или проигрываемых денег, но чаще всего безрезультатно.

6. Эпизодическое обращение к игре сменяется на си­стематическое.

7. Игроман обещает членам семьи или друзьям бро­сить играть, но обещание не сдерживает.

8. Играет, чтобы убежать от своих проблем или под­нять настроение (уйти от чувства одиночества, ску­ки, тревоги, депрессии).

9. Предпринимает попытки отыграться на следую­щий день после проигрыша.

10. Обманывает членов семьи с целью скрыть нега­тивные последствия своей вовлеченности в игру.

11. Он играет "до последней копейки".

12. Он продает какие-либо ценности, чтобы иметь возможность играть.

13. Совершает обман или кражу с целью добычи денег для игр.

14. Из-за пристрастий к играм возникает риск поте­рять работу, близких друзей, возможность продвиже­ния по службе или получения образования.

15. Игроман перезанимает деньги у других лиц, чтобы расплатиться с уже имеющимися долгами, вызванными игрой.

Если у человека наблюдаются хотя бы несколько из вышеперечисленных признаков, то налицо проблема игро­вой зависимости.

По приблизительным подсчетам в нашем городе прожи­вает около 200 тысяч человек, пребывающих в различной степени игровой зависимости. Нами оказывается помощь на специальных курсах, основанных на активных методах групповой работы. Встречи в особо организованной группе помогают людям с игровой зависимостью сознательно пере­смотреть сформированные ранее стереотипы, конструктив­но решать личностные проблемы. Одним из основных досто­инств общения в группе является то, что в них каждый чело­век чувствует себя принятым и активно принимающим дру­гих. Он пользуется доверием группы, не боится доверять свои мысли и чувства, переживания или сомнения другим. В группе создаются условия, когда все окружены человечес­ким вниманием и душевным теплом. В группе, как в зерка­ле, любой участник получает возможность увидеть себя - каков я есть на самом деле. Как это достигается? Во-первых, происходит восприятие себя через соотнесение с другими. Каждый может сравнить свои поступки с поведением друго­го человека, спрашивая себя: «А как бы поступил я?» или утверждая:» И я стану решать проблему вот так же». Во-вторых, в группе эффективно действует так называемый механизм обратной связи, когда мы узнаем, что же о нас думают другие люди. Обратная связь может быть легко ини­циирована каждым, кто пожелает узнать у группы: «А как вы относитесь к моим словам?» или «Что вы думаете о моем поступке?» Благодаря обратной связи человек может кор­ректировать свое последующее поведение, заменяя неудачные поступки на новые, конструктивные. В качестве ком­ментария необходимо заметить, что открытость и коммуни­кативность - качества психики здоровых или выздоравли­вающих людей. В православной группе взаимопомощи уча­стники учатся видеть себя не такими, какими хочется себя видеть, но такими, какими предстают перед самими собой в присутствии других. В группе гораздо легче, чем в одиноч­ку, приобрести духовные познания, идти по пути воцерков- ления, то есть по пути преображения жизни. Залог успеха всех, кто обращался к нам за помощью, заключается в том, что люди избирали высокие духовно-нравственные цели, прилагая усилия и упорство к изменению себя.

–Если член семьи игроман, как убедить его признать проблему и обратиться за помощью, например, в вашу Школу трезвения?

–Убедить вряд ли удастся. Люди зачастую не в силах изменить поведение человека, даже близкого, а путь упре­ков, криков, угроз и даже шантажа приносит только отри­цательный результат. Мы предложили бы родственникам игромана попытаться изменить свое отношение к его проб­леме. Прежде всего, им нужно обсудить эту проблему между собой. Желательно также выработать и прописать на бума­ге конкретную систему обычных нравственных взаимоот­ношений между игроманом и другими членами семьи на основе принципа безусловной ответственности за неиспол- няемые или исполняемые в недостаточном объеме семейные обязанности. И, конечно же, игроману не следует давать в долг деньги или выплачивать его долги. Тогда у него появиться стимул осознать, что игровая зависимость явля­ется одной из главных личностных проблем. Он, возмож­но, перестанет твердить: «я как все имею право на отдых», «у меня никакой зависимости нет, я в игре профессионал» и тому подобное.

–Как же так получается, что одни люди попадают в зависимость от игр, а другие нет?

–Рискует стать зависимым тот, кто строит свой жиз­ненный стиль на отказе от духовных устремлений, находя им замену в устремлениях эгоистических. Такая жизнь подавляет человеческую совесть, что ощущается как дис­комфортное состояние души. Для того чтобы избавиться от дискомфортных чувств, человек предается власти гедо­нистических влечений, то есть смысл жизни связывает в первую очередь с получением наслаждений как лекар­ством от совести.

В Школе трезвения мы помогаем зависимому человеку выйти из болезненного эгоцентричного состояния души и обрести источник духовных сил, с помощью которых воз­можно противостоять греховным влечениям. Стараясь жить по совести, ответственно, зависимый человек оказывается способным задуматься над смыслом собственного существо­вания и обрести нравственную свободу, способность к выс­шему личностному становлению. Если у вас есть намерение преодолеть игровую зависимость, и, если вы желаете полу­чить помощь именно у нас, то следует позвонить по телефо­ну 274-33-04, узнать подробнее о нас, рассказать немного о себе и записаться на очередной курс. Подчеркнем, что следу­ет лично записываться тем, кто намерен избавляться от за­висимости, а не пытаться попасть на курс посредством звон­ков к нам родственников или знакомых. Мы через третьи лица в Школу трезвения не принимаем.

–По каким критериям Вы оцениваете успех в пре­одолении игромании?

–У нас выработан целый ряд критериев выздоровления.

Приведу некоторые из них:

1. Желающие преодолеть игровую зависимость осоз­нают, что они оказались не способными удовлетво­рять свою страсть "изредка" или "понемногу", пони­мают необходимость полного отказа от игры.

2. Не имея собственных сил для борьбы с поро­ком, обращаются за духовной помощью в храм, а также принимают поддержку православной группы взаимопомощи.

3. Познав невозможность собственными силами изба­виться от глубоко укоренившихся в душе страстей, обретают упование на Бога и веру в Него.

4. Каются за содеянное, совершают глубоко прочув­ствованную исповедь в храме.

5. Принимают решение жить в согласии с Божией во­лей и своей совестью, которая с каждым днем силь­нее и сильнее понуждает очищать душу от зла.

6. Обретают высокую цель жизни - спасение души.

7. Полностью отказываются от всех веществ, изменяю­щих состояние сознания.

8. С Божией помощью упорно преодолевают жизнен­ные препятствия.

9. В случае срыва пытаются разобраться в том, что сделали неверно, зная: падение - еще не гибель, а нераскаянный грех - это смерть.

10. Воспринимают окружающий мир как духовное училище, в котором одна ситуация учит добродете­ли, другая подсказывает, как делать не стоит, а третья оказывается экзаменом выученному уроку.

–Что бы вы хотели сказать в заключение беседы?

–Пусть завершающими словами будет цитата из статьи "Тайна личности" профессионального психотера­певта протоиерея Бориса Ничипорова: «Одна из главных тайн бытия, тайна личности заключается в том, что чем ближе человек к Богу, тем он с каждым днем, месяцем и годом обретает себя, возвращается к себе, становится самим собой. Но мы, россияне, долго ли еще будем скопищем озлобленных, обездоленных, душевно израненных людей? Видимо, до тех пор, пока не откроем Бога в своей душе, пока Церковь вновь для нас не станет родной Матерью. Именно покаяние и простая, твердая, чистая вера вернут прежнее достоинство и былое величие российскому народу. А народ в своем духовном пределе - это сообщество свободно, духов­но развитых людей, которые любят друг друга».

ВЛ. Цыганков

Беседовала Светлана Сотникова

24.10.2006

КОМПЬЮТЕРНЫЕ ИГРЫ:







Дата добавления: 2015-09-15; просмотров: 384. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Этапы творческого процесса в изобразительной деятельности По мнению многих авторов, возникновение творческого начала в детской художественной практике носит такой же поэтапный характер, как и процесс творчества у мастеров искусства...

Тема 5. Анализ количественного и качественного состава персонала Персонал является одним из важнейших факторов в организации. Его состояние и эффективное использование прямо влияет на конечные результаты хозяйственной деятельности организации.

Билет №7 (1 вопрос) Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Русский литературный язык как нормированная и обработанная форма общенародного языка Важнейшая функция языка - коммуникативная функция, т.е. функция общения Язык представлен в двух своих разновидностях...

Анализ микросреды предприятия Анализ микросреды направлен на анализ состояния тех со­ставляющих внешней среды, с которыми предприятие нахо­дится в непосредственном взаимодействии...

Типы конфликтных личностей (Дж. Скотт) Дж. Г. Скотт опирается на типологию Р. М. Брансом, но дополняет её. Они убеждены в своей абсолютной правоте и хотят, чтобы...

Гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм.разновидности агностицизма Позицию Агностицизм защищает и критический реализм. Один из главных представителей этого направления...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.014 сек.) русская версия | украинская версия