Студопедия — Оральный характер
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Оральный характер






Оральная стадия длится от рождения приблизительно до 18- месяч­ного возраста Младенцы получают питание путем сосания груди или рожка, в то же время сосательные движения доставляют удовольствие. Поэтому полость рта - включая губы, язык и связанные с ними структуры - становится главным средоточением активности и интереса младенца. Фрейд был убежден в том, что рот остается эрогенной зоной в течение всей жизни человека.

Фрейд выдвинул постулат, согласно которому у ребенка, который получал чрезмерную или недостаточную стимуляцию в младенчестве, скорее всего сформируется в дальнейшем орально-пассивный тип личности. Человек с орально-пассивным типом личности - веселый и опти­мистичный ожидает от окружающегомира "материнского" отношения к себе и постоянно ищет одобрения любой ценой. Его психологическая адаптация заключается в доверчивости, пассивности, незрелости и чрезмерной зависимости.

В течение второй половины первого года жизни начинается вторая фаза оральной стадии - орально-агрессивная или орально-садистическая фаза. Теперь у младенца появляются зубы, благодаря чему кусание и жевание становятся важными средствами выражения состояния фрустрации, вызванной отсутствием матери или отсрочкой удовлетворения.

Фиксация на орально-садистической стадии выражается у взрослых в таких чертах личности как любовь к спорам, пессимизм, саркастичес­кие "подкусывания", а также часто в циничном отношении ко всему окружающему. Людям с этим типом характера, кроме того, свойственно эксплуатировать других людей и доминировать над ними с целью удовлетворения собственных нужд. Согласно Лоуэну, оральный характер от­личает чувство депривации, сильный страх потерять любовь объекта, внутренняя пустота и отчаяние. Такие люди зависимы во взаимотношениях. Их отличают колебания настроения, они то восторжены, то подавлены. Лоуэн отмечает также следующие черты, присущие оральному типу а) они не хотят принять мысль о том, что работать необходимо. Они чувствуют, что мир обязан обеспечить им жизнь. Они не могут аргументировать такую позицию, но она передает внутреннее чувство лишения Люди с такой установкой ведут себя так, словно уверены, что их обманули в праве по рождению и они будут тратить жизнь, стараясь добиться того, что им принадлежит по наследству. Людям с таким характером обычно не удается сохранить работу на долгое время. Нередко дело доходит до того, что человек восстает против требований трудовой дисциплины. Альтернативной работе становится депрессия.

б) Любовные отношения у человека с оральным характером сопряжены с теми же проблемами, что и функция работы. Его интерес нарциссический, требования велики, а реакции ограничены. Он ждет понимания, симпатии и любви и очень чувствителен к холодности партнера или окружающих его людей. Не получая ожидаемого у человека с оральным характером появляются чувства неприятия, обиды и враждебности. Поскольку его партнер имеет собственные потребности, которые человека с оральным характером удовлетворить не способны, ситуация все время остается конфликтной. Такие люди очень зависимы, но это часто маскируется враждебностью.

Страх быть отвергнутым, который для человека с оральным характером означает страх потерять любовь объекта, таится в бессознатель­ном, как огромная опасность и угроза. При психотерапевтической работе с оральным характером крайне важно довести до сведения пациента что то, что он считает любовью, другие воспринимают, как обращенное к ним требование любить его. Утверждение "я тебя люблю" для такого человека означает "я хочу, чтобы ты меня любила".Такая позиция в любовных отношениях не основана на взрослом паттерне поведения.

в) Человеку с оральным характером, присуще желание поговорить и удовольствие от говорения. Это типично. Он любит рассказывать о себе, как правило, выставляя в выгодном свете. Такой человек легко оказывается в центре внимания и не беспокоится по поводу своего эксгибиционизма. Оральному характеру важны внимание, интерес и любовь. Эта потребность в вербальном выражении сопровождается высоким уровнем вербального интеллекта.

г) Имеют место депрессивные тенденции. Депрессия наступает пос­ле снижения активности и утраты видимого благополучия. Состояние восторженности и депрессии цикличны, но это не всегда легко заме­тить. У людей с оральным характером состояние депрессии очень стойкое. На глубинном уровне у этих людей обнаруживаются проблемы с восприятием собственных желаний. Такой человек обычно говорит:"Я не знаю чего хочу". Материальные желания редко бывают значительными для таких людей.

д) Агрессия и агрессивные чувства у человека с оральной структурой характера выражены слабо. Такие люди не предпринимают больших усилий для того, чтобы достичь желаемого.Такой страх проявляется с легкостью, причем оправдывает переживание постоянного разочарования которого так боится. Гнев пробудить нелегко. Вместо него можно уви­деть сильное раздражение. Может быть много крика и ярости, но при этом нет сильного чувства. Нельзя заблуждаться принимая за гневвраждебные Фантазии или мечты. В поступках или жестах очень трудно выявить полноценное выражение враждебности.

е) Оральный характер - это "прилипчивый" тип. В экстремальном случае он способен высасывать чужую силу и энергию. Неумение стоят на собственных ногах является верной характеристикой такой структуры.

ж) Характерная черта оральной структуры - чувство внутренней пустоты, которая присутствует независимо от внешнего поведения человека. Такие люди испытывают одиночество даже в любовных отношениях.

Все психологические и биологические проявления орального характера имеют нечто общее. С точки зрения биоэнергетики оральный характер представляет собой недозаряженный организм; он похож на пустой мешок. Энергии хватает, чтобы поддерживать жизненные функции, но ее недостаточно для полного заряда мышечной системы. Это связано с тем, что структура орального характера поражается иммобилизацией агрессивного влечения. Если организм боится или не может дотянуть­ся и взять, то все, что существует во вне, становится бесполезным. Но у орального характера есть потребности, которые должны удовлетворяться. Он относится к ним инфантильно, то есть требует, чтобы внешний взрослый мир понял его нужды и удовлетворил их без всяких усилий с его стороны.

 

Анально-эротический характер

 

Анальная стадия начинается в возрасте около 18 месяцев и продолжается до третьего года жизни. В течение этого периода маленькие дети получают значительное удовольствие от задерживания и выталкивания фекалий. Они постепенно научаются усиливать удовольствие путем отсрочки опорожнения кишечника (то есть допуская небольшое давление, вызывающее напряжение в области прямой кишки и анального сфинктера). Хотя контроль над кишечником и мочевым пузырем является в основном следствием нервно-мышечной зрелости. Фрейд был убежден в том, что способ, каким родители или замещающие их Фигуры приучают ребенка к туалету. Оказывает влияние на его более позднее личностное развитие. С самого начала приучения к туалету ребенок должен учиться разграничивать требования (удовольствие от немедленной дефекации) и социальные ограничения, исходящие от родителей самостоятельный контроль над экскреторными потребностями). Фрейд утверждал, что все будущее формы самоконтроля и саморегуляции берут начало в анальной стадии.

Фрейд выделял две основные родительские тактики, наблюдаемые в процессе преодоления неизбежной фрустрации, связанной с приучением ребенка к туалету. Некоторые родители ведут себя в этих ситуациях негибко и требовательно, настаивая,чтобы их ребенок"сейчас же сходил на горшок".В ответ на это ребенок может отказаться выполнять приказания "мамочки" "папочки", и у него начнутся запоры. Ecли подобная тенденция "удерживания" становится чрезмерной и распространяется на другие виды поведения, у ребенка может сформироваться анально-удерживающий тип личности. Анально-удерживающий взрослый необычайно упрям, скуп, методичен и пунктуален. У этого человека также наблюдается недостаточная способность переносить беспорядок, неразбериху и неопределенность. Указанные качества обычно выражены до крайности. Человек такого типа может быть настолько аккуратен, что не потерпит малейшего беспорядка на письменном столе приятеля. Едва видимая пыль или незначительное пятнышко способно вызвать у него вспышку гнева. Он сделает выговор жене за недостаточно отутюженные брюки, не начищенные до блеска ботинки и сам похож при этом на манекена. Человек с анальным характером крайне скрупулезен и требует того же от других. Он имеет репутацию очень экономного, часто отличаясь мелочностью и точностью до последнейкопейки. Сложившегося мнения такой человек не меняет и упрямо придерживается своей точки зрения. Чертой анального характера является мститель­ность, перенесенные обиды, причиненные даже в ранней юности отцом или старшим братом, никогда не забываются. Будучи писателем или ора тором, человек с анальным характером очень критичен, саркастичен и редко проявляет доверие, чтобы не аннулировать его в следующем утверждении. Независимо от воспитания он склонен к сквернословию и черному юмору, в то же время редко наслаждается шутками, относящимися к объект-либидным ситуациям. Ему свойственно видеть непристойности во всех и во всем.

Второй отдаленный результат анальной фиксации, обусловленной родительской строгостью в отношении туалета - это анально-выталкивающий тип черты данного типа личности включает склонность к разрушению, беспокойство, импульсивность и даже садистическую жестокость. В любовных отношениях в зрелом возрасте такие индивидуумы чаще всего воспринимают партнеров в первую очередь как объекты обладания.

Некоторые родители, наоборот, поощряют детей к регулярному опорожнению кишечника хвалят их за это. С точки зрения Фрейда, подобный подход, поддерживающий старания ребенка контролировать себя, воспитывает позитивную самооценку и даже может способствовать развитию творческих способностей.

 

Мазохистский характер

Мазохизм - извращение, противоположное садизму. Термин был пред­ложен Крафт-Эбингом поимени австрийского писателя Захир-Мазоха. Герои этого автора испытывают сладострастие, когда их унижают и мучают, что составляет для них конечную сексуальную цель.

Психаналитик Лоуэн отрицает существование первичного мазохиста т.е. влечения к смерти. По его мнению, клинический мазохизм - это садизм, обращенный на себя. Следовательно мазохистский характер, его природа тесно связаны с проблемой агрессии.

По мнению психоаналитиков, ребенок в течение прегенитального пе­риода безжалостен, деструктивен, жесток и не испытывает угрызений совести. Чтобы сделать ребенка цивилизованным, необходимо вновь и вновь обуздывать его естественную агрессивность, пока не возникнет реактивное образование. Это реактивное образование называют "симпатией", что филологически означает "сострадание" или "сходное пере­живаниe". C помощью продолжительной коррекции со стороны окружающих ребенок наконец обучается симпатизировать другимчеловеческим существам и животным.

Симпатия, подобно другим плотинам цивилизации, развивается в возр­асте трех, четырех или пяти лет в качестве реактивного образования против агрессивности. После установления плотины жестокость и агрессивность больше не проявляются в примитивном смысле. Человек, не способный к выражению симпатии, не разовьется в цивилизованное существо и, следовательно, представляет опасность для общества. Крайние случаи такого типа некоторые психиатры называют "моральной идиотией". Моральные идиоты совершают преступления исключительно ради удовольствия. Они, кажется, не обладают способностью различать добро и зло. У людей такого типа плотина симпатии совершенно отсутствует.

Некоторая частъ агрессивных побуждений, конечно, не подвергается вытеснению, а реализуется в борьбе за удовлетворение пищевого и сексуального инстинктов. Еще часть сублимируется и трансформируется в высшие цели. Огромный интерес к состязаниям также, возможно, объясняется тем, что зрители получают превосходный косвенный выход для агрессивных побуждений. Индивид идентифицируется со знаменитым боксером, игроком, командой и достигает косвенным путем разрядки. Если врожденная агрессивность ко времени достижения генитальности не в должной мере вытеснена сублимирована, может возникнуть желание генитального выхода исключительно посредством проявления агрессии. Индивид не удовлетворяется поддразниванием или заигрыванием с возлюбленнной в качестве подготовки к достижению сексуальной цели; агрессия сама по себе становится полноценной сексуальной реализацией. В таких случаях налицо

перверсия в форме садизма. Перверсии, согласно взглядам психоаналитиков, представляют отклонения от цели, т.е. частные влечения, или компонент сексуальности, и подменяют окончательную цель-коитус. Истинный садист не нуждается в генитальном выходе в форме копуляции. Он хочет осуществлять агрессивные действия по отношению к любовномy объекту, что и составляет для него единственную желанную цель. Один из пациентов Брилла говорил отвращении к женским гениталиям. Ему нравилось надевать на женщин наручники и затем производить над ними разного рода агрессивные действия. Только таким образом он получал сексуальное удовлетворение. Мазохистский характер, представляя собой садизм, обращенный на себя, по словам Райха, характеризуется следующими чертами: " Субъективное, хроническое ощущение страдания, которое объективно проявляется как тенденция жаловаться, хроническая склонность к тому, чтобы навредить себе, и к самобичеванию (моральный мазохизм),а также навязчивое стремление мучить других, которое заставляет пациента страдать не меньше, чем его объект. Вce люди с мазохистским характеромпроявляют специфическую неловкость, статичную манеру вести себя в контактах с окружающими, причем часто столь заметную, что она похожа на умственную недостаточность. Только тогда, когда имеют место все эти черты, которые определяют ключевые моменты личности и ее типичные реакции, они составляют в сумме мазохистскую структуру характера. Райх подчеркивал, что "мучения мазохиста и мазохистские жалобы, провокация и страдания, объясняются реальной или вымышленной фрустрацией требования любить его, которое чрезмерно и не может доставить удовольствия. Это специфически мазохистский механизм, его не встретишь в других формах невроза". Но почем у требование любви чрезмерно? Райх говорит: "Мазохист пытается облегчить внутреннее напряжение и снять тревожность неадекватным способом, а именно: требованием любви, которое принимает форму провокации и злобы ". Разумеется, это оканчивается неудачей. Человек с мазохистским характером едва ли не осознает, что такая неудача неминуема. Эго случалось мно­го раз и, пожалуй, является неоспоримым фактом. Можно добавить, что на каком-то определенном уровне он хочет этой неудачи. Если ли это потребность в наказании? Существуют две интерпретации. Первая - неудача оправдывает собственную неадекватность такого человека. Он возлагает вину на других. Вторая - успех пугает мазохиста, он освещает его, словно прожектор, и вызывает сильнейшую тревогу, связанную с эксгибиционизмом.

Центральная проблема мазохиста - потребность получать удовольствие и удовлетворение от страха или переживания того, что воспринимают как неудовольствие. В обычном случае это потребность страдать выражается чаще всего в фантазиях, которые сопровождают сексуальное возбуждение или в провоцирующем поведении, которое приводит к самобичеванию и униженности. В первом случае фантазии о том, что его истязают, необходимое условие для того, чтобы достигнуть разрядки в половом акте. Провоцирующее поведение выполняет подобную функцию. Униженность ведет к садизму, который раскрывает более глубокие чувства. После борьбы с партнером, мазохист сексуально лучше функционирует.

У мазохиста очень суровое сверх – Я. Потребность страдать интерпретируется как попытка смягчить его, облегчить чувство вины и угрызения совести. Под мазохистским поведением скрыта злоба и ненависть. Эта скрытая ненависть полностью оправдывает суровость сверх – Я или совести. Остается вопрос о том, как импульс, т.е. ненависть, изначально направленный наружу может оборачиваться внутрь на себя самого?

Среди качеств, характеризующих мазохиста, первое место занимает субъективное ощущение страдания и несчастливой судьбы, которое объективно проявляется, как тенденция жаловаться. Он страдает на самом деле, и его жалобы имеют под собой основание. Однако мазохиста трудно убедить в том, что одно с другим не связано, что удовлетворение его жалоб не избавит его от страдания. Мазохисту всегда кажется, что он прилагает максимум усилий, которые не ценятся и не приносят успеха. Если так, то в этом виноват кто угодно.

Для мазохиста характерно то, что чем больше он прикладывает усилий, тем более безнадежной становится ситуация. Он находится в западне и чем больше старается выбраться из неё, тем больше в ней вязнет. Пока агрессия направлена внутрь, нужно помнить, что его активность самодеструктивна по своей природе. Именно это “старание” создает западню для мазохиста. Его усилия не направлены на рациональные требования ситуации. Он старается завоевать одобрение, расположение, получить любовь за то, что искренне старается.

Успеха при лечении мазохистской структуры характера можно достичь, если “упросить” пациента выразить свои негативные чувства. Этим людям легче всего удается выражение таких чувств как “Я не хочу”, “Я тебя ненавижу” и т.д. Сдерживание агрессии вызывает негативные чувства. До тех пор, пока имеется эта базисная негативная установка добиться облегчения страдания невозможно. Окруженный этим слоем негативности, мазохист не доверяет миру, реальности и терапевту. Ни любовь, ни одобрение не могут преодолеть барьер, и никакие позитивные чувства не в силах пробиться сквозь него. Он хочет вырваться, но не осмеливается, он хочет, чтобы Вы его освободили, но не верит Вам. Ф.М. Достоевский верно отметил эту черту словами отца Зосима: “Что есть ад? Страдание о том, что нельзя более любить”. Все так пронизано недоверием, что мазохист не доверяет даже самому себе, своим действиям и успехам.

Истерический характер

 

Психоаналитики связывают истерический характер с генитальным конфликтом, возникающим из-за неразрешенной эдиповой ситуации. Доминирующий конфликт, названный Фрейдом эдиповым комплексом (аналогичный конфликт у девочек получил название комплекса Электры) возникает на фаллической стадии развития либидо. Фрейд заимствовал название комплекса из трагедии Софокла “Царь Эдип” и рассматривал данную. Трагедию как символическое описание одного из величайших человеческих психологических конфликтов. В сущности, этот миф символизирует неосознанное желание каждого ребенка обладать родителем противоположного пола и одновременно устранить родителя одного с ним пола. Конечно, обыкновенный ребенок не убивает своего отца и не вступает в половую связь с матерью, но фрейдисты убеждены в том, что у него есть бессознательное желание сделать и то, и другое. У всех женщин с истерическим характером на сексуальность влияет бессознательная установка, проистекающая из эдиповой ситуации. Такая установка выражается в амбивалентном отношении к сексуальному объекту и благодаря анализу можно увидеть, что за этим стоит отношение девочки к отцу.

Для девочки первым сексуальным объектом является ее отец. В эдиповой ситуации многое зависит от реальной роли отца в детстве и подростковом возрасте девочки. Его суровая авторитарность может вызвать у девушки сильный страх перед мужчинами. В таком случае не только сдерживается генитальное желание, но и в результате фрустрации блокируется и подавляется злость.

Основу истерического характера составляет амбивалентное отношение к мужчине. С одной стороны, желание заблокировано страхом, который уходит корнями в изначально отвергнутую отцом детскую сексуальность. С другой – злость сдерживается подавленным желанием или говоря проще: желание заблокировано злостью, а злость заблокирована подавленным желанием. Ригидность возникает из-за подавления этих противоположных побуждений.

Фенихел эту проблему истерического характера описывает следующим образом: “Рассматривая механизмы истерии следует иметь в виду, что ее особенности отражают конфликты между интенсивным страхом сексуальности и не менее интенсивным, но подавленным сексуальным влечением…Истерический характер – это личность, склонная сексуализировать все несексуальные отношения, ей свойственна суггестивность, иррациональные эмоциональные вспышки, хаотичное, драматизированное и театрализованное поведение и даже обман, вплоть до экстремальной формы – истерических фантазий”.

В анализ истерического характера на психоаналитическом уровне большой вклад внес Райх. Он писал: “Самая выраженная его особенность – это явно сексуальное поведение в сочетании со специфически телесной подвижностью, которая носит отчетливый оттенок сексуальности. Связь женской истерии с сексуальностью известна давно. Женщин с такой структурой характера легко заметить по скрытому или неприкрытому кокетству походки, взгляде и речи. Основу этого характера “составляет фиксация на фаллической фазе инфантильного развития с ее инцестуозной привязанностью. Райх классически интерпретировал это чрезмерно развитое сексуальное поведение: Истерическому характеру свойственно сильное и неудовлетворенное сексуальное стремление, которое сдерживается генитальной тревожностью, он чувствует постоянное присутствие опасности, которая соответствует его инфантильным страхам. Изначальное инфантильное сексуальное стремление позже утилизируется, чтобы почувствовать, как и прежде, природу и величину грозящих опасностей”.

Как же ведет себя истерический характер в этой ситуации. Подавленное желание препятствует непосредственному сближению с мужчиной. Явные сексуальные жесты, включая специфическую подвижность бедер и взгляд, служат, хотя и бессознательно, тому, чтобы спровоцировать мужчину на агрессивное сексуальное поведение. Структура характера обычного мужчины вполне годится для этой роли. Воспроизводится типичный паттерн преследования, который, как правило, приводит женщину к подчиненному положению, причем он от начала и до конца отображает ее бессознательное намерение. Иногда внешнее сопротивление преодолевается силой. Но не всякое преследование оканчивается покорностью женщины. Бывает, что загнанная в угол, она превращается в сущую ведьму и выражает свою ярость с бешенством мегеры.

В чем психологический смысл такого поведения? Покорность женщины не является актом любви. Если любовь проникает в сексуальные отношения, то смывается клеймо невроза, которым они отмечены. Поскольку покорность является бессознательным намерением, она служит тому, чтобы переложить ответственность за половой акт на мужчину. Под внешней покорностью скрывается агрессивная установка, которая ведет к сексуальной разрядке. Преследование со стороны мужчины помогает смягчить страдание от нарциссической обиды, связанной с отцовским отвержением сексуальности дочери. Если эти приставания увенчались успехом, то в дальнейшем это служит местью за изначальную обиду со стороны мужского пола. Подобно тому, как мужчина невротик может считать свои действия завоеванием, истеричная женщина точно также расценивает свое поведение. Сексуальная покорность восстанавливает эдиповы отношения, но уже удовлетворительные для женщины.

Истерический характер психоаналитики рассматривают также с биоэнергетической очки зрения. При этом считается, что пока сохраняется равновесие между выработкой и разрядкой энергии, истерический характер функционирует без симптомов. Равновесие между уровнем продуцирования и разрядки может поддерживаться на низком уровне. Тогда жизнь становится серой и бессмысленной. Человек не всегда осознает, что он функционирует на пониженном энергетическом уровне, но он постоянно испытывает скуку, неудовлетворенность, жизнь кажется ему однообразной. Судя по тому, с какой энергией люди ищут возбуждения в той или иной форме, можно сделать вывод, что их повседневная жизнь весьма уныла. Истерический характер постоянно стремится нарушить его, чтобы получить больше энергии и испытать более глубокие чувства. Это как раз то желание и потребность, которые приводят к флирту, поиску любовных приключений, внебрачным отношениям, желанию испытать полноту жизни.

Истерическому характеру не так уж трудно повысить уровень выработки энергии, все что усиливает возбуждение, повышает и количество энергии. Наиболее распространенный способ – через новые любовные связи. Но возникает другая проблема: как разрядить дополнительную энергию. Генитальные напряжения не устраняются во вспышке возрастающего возбуждения. Правда, возросшее возбуждение, вызванное новизной опыта и ощущением победы в новой любовной связи, выражается и повышением сексуального заряда, жизненных сил и чувстве радости. Но, поскольку способность к разрядке не соответствует увеличению заряженности, количество энергии должно вернуться к прежнему уровню. Возбуждение пропадает, количество вырабатываемой энергии уменьшается, ощущение новизны любовной связи исчезает, и приходится искать новую.

Для сохранения статус-кво задействованы мощные силы. Пациентке недостаточно осознать проблему. Во-первых, выработка энергии должна подняться на более высокий уровень, а, во-вторых, женщине необходимо терпеть и разряжать ее возросшее количество. Поскольку оно превышает способность к разрядке, возникает тревожность. Таким образом, когда любовные чувства сердца приведены в движение в сексуальном импульсе, можно ожидать, что возникающая в результате тревожность может убить сексуальное желание, не допустить сексуальной разрядки или восстановить женщину против мужчины.

Иначе говоря, в наше время истерическая женщина боится не столько генитальности, сколько глубоких, сердечных, любовных чувств. Это сексуальность, ограниченная гениталиями и не затрагивающая организм целиком. Обнаруживается расщепление между любовными, неживыми чувствами и генитальностью. Истерические женщины в наше время идентифицированы со своими генитальными стремлениями в отличие от истерических женщин, живших в начале XX века, которые нормальное генитальное стремление отвергали. В то время они были романтическими мечтательницами. В обоих случаях идентификация касается только одного аспекта сексуальности: либо покорной генитальности, либо романтической любви. Невроз заключается в антагонизме двух аспектов одного побуждения. При истерии и истерических приступах может иметь место внезапное резкое возрастание продуцируемой энергии, вызванное высвобождением вытесненного аффекта, что проявляется в усилении тревожности. Эта тревожность превращается в соматический симптом и конфликт переходит на психический уровень Истерический приступ – это психический дубликат попытки подавить состояние сильной тревожности.

Приступ истерии – это эксплозивный феномен. Внезапно возникающий избыток энергии может захлестнуть Я, в так называемой, истерической вспышке или же эта энергия может перетечь в ту или иную часть тела и изолироваться, продуцируя истерическую телесную симптоматику.

Иммобилизация может проявиться в поразительной картине истерического паралича. Если энергию невозможно эффективно связать, возникают непроизвольные движения (клонусы, тики и т.д.). Эксплозивность ситуации зависит от накопления силы внутри закрытой, ригидной системы или резервуара. Именно ригидность и составляет неотъемлемую природу истерической структуры характера. Ригидность истерического характера охватывает все телесные процессы, сковывая организм словно панцирем. Таким образом, истерический характер – это не только ригидный тип, но и панцирный тип структуры.

Ряд авторов считают сердцевиной истерического характера то, что попытка мобилизовать глубокие чувства любви может натолкнуться на самую решительную защиту. Анализ экспрессии свидетельствует о гордости и решительности. Многие женщины истерического склада обладают этими чертами и эта решительность и гордость являются ключевым моментом характера. Кто-то может сказать, что отсутствие гордости говорит о дефекте в характере. Разумеется, существует естественная гордость, но гордость истерического характера застывшая, негибкая и непреклонная. Это ригидная гордость количественно соотносится со склонностью к истерической симптоматике.

 

Фаллически-нарциссический характер

 

Описанная выше истерическая структура характера свойственна женщинам. Соответствующая мужская структура – фаллически-нарциссический. Райх указывал: “Если компульсивному характеру как правило, присущи сдерживание импульсов, самоконтроль и депрессивность, истерическому – нервозность, живость, беспокойство и лабильность, то типичный фаллически-нарциссический характер самоуверен, нередко высокомерен, гибок, энергичен и выразителен”.

Обычно такие люди достаточно успешны в своей профессиональной деятельности, хорошо адаптированы в социальном окружении и сексуально привлекательны для противоположного пола. Райх отмечал, что одной их характерных черт таких людей является “агрессивная храбрость”, которая как правило, ведет к успеху. С другой стороны, это “агрессивное поведение само по себе выполняет функцию защиты”. По Райху фаллически-нарциссический мужской характер может ранжироваться от почти полного здоровья до тяжелого невроза. Относительно здоровые представители этого типа благодаря свободной агрессии социально активны, импульсивны, энергичны и, как правило, продуктивны, но чем более невротичен характер, тем более своеобразными и односторонними бывают их достижения.

При изучении фаллически-нарциссической структуры характера вопрос об амбициозности является первостепенным. Фаллически-нарциссический тип характризует его напор, то есть агрессия. Это динамический фактор, в основе которого лежит энергетическое функционирование. Райх отмечал: “С точки зрения конституции, вполне возможно, что повышенное количество либидозной энергии, которое вырабатывает эти типы, делают агрессию более интенсивной”. Ч то же невротического содержания в этом процессе? По мнению психоаналитиков, это описание касается внешних проявлений характера, а невроз состоит в том, что реальное и внешнее различаются. Другими словами, человек фаллически-нарциссического типа ведет себя так, словно обладает огромной половой потенцией. Такие люди хвастаются своими завоеваниями и силой (сила подразумевает количество половых актов за ночь). В действительности же их оргазмическая потенция, т.е. способность переживать удовольствие, пропорционально этому снижена. Причиной частых половых актов является невозможность получить удовлетворение сразу. Таким образом, агрессия человека фаллически-нарциссического типа характера преувеличена, чтобы скрыть конституциональную слабость. Каким же образом психоаналитики объясняют динамику полового влечения, амбициозность и якобы повышенное количество либидозной энергии, если у этих индивидов сексуальное либидо меньше, чем их притязания, и если агрессия слабее, чем выглядит внешне? Ответ состоит в том, что фаллически-нарциссический характер определяется нарушением, которое проявляется сравнительно поздно, около трех лет, когда генитальность уже проявлена и давление в виде фрустрации или наказания приводит к тому, что организм становится негибким. Это тот же самый процесс, который наблюдается при истерической структуре характера. Вследствие того, что ригидные структуры имеют панцирь, напоминающий трубу, кирасу или кольчугу, большинство аспектов фаллически-нарциссической структуры можно объяснить, если понять природу этого панциря.

Ригидная трубообразная структура, направляя поток энергии в мозг и гениталии, зачастую чрезмерно их заряжает. Вместе с тем ригидность снижает психологическую и соматическую гибкость организма. Когда дело касается агрессии, фаллический мужчина демонстрирует более сильную импульсивность, чем догенитальные типы характера. Тоже самое касается и его напора при достижении материнских успехов. Однако в его агрессивности отсутствуют гибкость и спонтанность. Фаллический мужчина считает, что у него большая потенция, поскольку за ночь способен совершить несколько половых актов, дающих разрядку. Но сила агрессии не измеряется числом ее появлений. Поскольку удовлетворение зависит от степени накопления напряжения перед разрядкой. Фаллический мужчина, как правило, получает мало удовольствия от сексуальных переживаний. Его амбициозность объясняется динамикой этих процессов. Энергия постоянно поступает к выходам, а удовлетворение о разрядки ограничено. Естественно, человек постоянно испытывает влечение. Легко также понять, почему фаллический мужчина ищет себе “женщину-агрессора”. Поскольку сексуальное удовлетворение неполное, возникает чувство неудовлетворенности, что новый партнер может принести ему большее удовлетворение. В порыве возбуждения, вызванного погоней за новыми взаимоотношениями, часто так оно и бывает. Когда же эти условия исчезают и возникает прежняя ситуация сексуальное удовольствие пропадает и погоня возобновляется. Этот процесс, происходящий на генитальном уровне, является типичным или характерологическим. Фаллический мужчина, чем бы он ни занимался, никогда не находит глубокого удовлетворения и он вкладывает силы в дальнейшую погоню и завоевание. Подобную амбициозность, необходимо отличать от творческой и созидательной деятельности здорового индивида.

 

Шизоидный характер

Шизоида определяют, как человека, не страдающего настоящим психозом, но проявляющего отдельные черты или механизмы шизофренического типа. Наличие “психотической диспозиции в противоположность психотическому поведению и отличает шизоида от шизофреника”. Психотическую диспозицию следует прежде всего принимать в терминах психологии “Я”. Ригидной структуре характера присущи прежде всего агрессивность, решительность и нечувствительность. Ее установку можно выразить словами “Я хочу”. Желание может ослабнуть или усилиться в зависимости от физической силы и витальности тела. Для мазохистской структуры характерны сомнения, нерешительность и амбивалентность. Ее базальную установку характеризует выражение “Я не хочу”, хотя внешне такой человек может изо всех сил стараться достичь успеха: он неминуемо потерпит неудачу. Агрессия мазохиста обращена вовнутрь она самодеструктивна. Оральный характер обладает слабым агрессивным влечением. Его установку можно определить как “Я не могу”. Эта неспособность справиться с требованиями реальности приводит к их отвержению. Он таит глубокую обиду на несправедливость социальной системы. Его Я слабое, связанное с оральными потребностями и чувством депривации, но оно реальное.

Базальная установка шизоида проистекает из отрицания ценностей материальной реальности. У него потребности за эту реальность бороться.

Шизоидный характер функционирует в реальности ради выживания, но без внутреннего убеждения в истинности ее ценностей. Если оторванный от реальности шизофреник полностью утрачивает свое Я, то шизоид способен избежать этого отрыва и сохранить Я. Но это Я слабее, еще слабее, чем Я орального характера. Не то, чтобы шизоид не чувствовал себя – он чувствует. Но его ощущение себя в материальной реальности слабое. С другой стороны, он обладает большой способностью испытывать духовные чувства, нежность, симпатию. Шизоид воспринимает себя как духовную личность, полную глубоких чувств, нежнос







Дата добавления: 2015-09-15; просмотров: 2733. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Билет №7 (1 вопрос) Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Русский литературный язык как нормированная и обработанная форма общенародного языка Важнейшая функция языка - коммуникативная функция, т.е. функция общения Язык представлен в двух своих разновидностях...

Патристика и схоластика как этап в средневековой философии Основной задачей теологии является толкование Священного писания, доказательство существования Бога и формулировка догматов Церкви...

Основные симптомы при заболеваниях органов кровообращения При болезнях органов кровообращения больные могут предъявлять различные жалобы: боли в области сердца и за грудиной, одышка, сердцебиение, перебои в сердце, удушье, отеки, цианоз головная боль, увеличение печени, слабость...

Характерные черты немецкой классической философии 1. Особое понимание роли философии в истории человечества, в развитии мировой культуры. Классические немецкие философы полагали, что философия призвана быть критической совестью культуры, «душой» культуры. 2. Исследовались не только человеческая...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит...

Кран машиниста усл. № 394 – назначение и устройство Кран машиниста условный номер 394 предназначен для управления тормозами поезда...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия