Студопедия — ЗАМЕТКИ Г. В. ЛЕЙБНИЦА О ЖИЗНИ И УЧЕНИИ ДЕКАРТА
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ЗАМЕТКИ Г. В. ЛЕЙБНИЦА О ЖИЗНИ И УЧЕНИИ ДЕКАРТА






 

Декарт долго обучался в иезуитской коллегии во Флеше п еще юношей под влиянием какого-то сновидения принял решение усовершенствовать философию, долго размышляя над известными словами Авзония: «Какой путь изберу в жизни?» 1 Об этом свидетельствуют его собственноручные записи в дневнике. 11 ноября 1620 г. он записал в своем дневнике: «В этот день я начал понимать основы удивительного открытия» 2. Мне кажется, я догадываюсь, о чем здесь идет речь; сам он в своих сочинениях не изложил свой метод и не обнародовал его 3; он только, как сам замечает, хотел написать о нем и дать примеры его. Поэтому сильно заблуждаются те, которые, чрезмерно полагаясь на изданные им сочинения, считают, что они обладают его методом. Липстроп рассказывает, что Декарт встретился в Германии с Фаульхабером, замечательным математиком, особенно известным в теории чисел, и последний был в восхищении от юноши. Когда Декарт приехал в Швецию 4, королева была увлечена скорее изучением древностей и истории, нежели философии, и Декарт, будучи целые дни свободным, с непривычки заболел. Я слышал от весьма уважаемого Иоганна Генриха Бёклера, находившегося в Швеции в это же время, что он умер от плеврита, потому что не захотел, следуя каким-то собственным соображениям, пустить себе кровь или сделал это слишком поздно.

 

Декарт очень широко использовал ученые сочинения, хотя ему самому и не хотелось, чтобы об этом знали, но и стиль и само содержание свидетельствуют об этом. Он великолепно использовал для своих целей чужие мысли, хотя, как мне кажется, было бы лучше, если бы он не скрывал этого; именно это обстоятельство вызвало у него в Швеции столкновения с учеными.

 

Его метафизические принципы, в частности учение об идеях, недоступных чувствам, о различии души и тела, о неустойчивости и недостоверности самих по себе представлений о материальных вещах, — все это чисто платоновские положения. Доказательство существования Бога,

 

==159

 

основанное на том, что совершеннейшее существо или существо, более которого невозможно себе помыслить, включает в себя и существование, принадлежит Ансельму; его можно найти, среди прочих сочинений последнего, в «Книге против безумствующего» 6, и оно неоднократно рассматривается схоластиками. В учении о непрерывном, полном и положении наш автор следует за Аристотелем, в этике он полностью повторяет стоиков, собирая повсюду свой мед, подобно пчеле на цветущих лугах. В механическом истолковании физических явлений его предшественниками были Левкипп и Демокрит, которые дали ему и идею самих вихрей. Джордано Бруно, как известно»; высказывал почти те же самые идеи о размерах вселенной» как это и отметил почтеннейший Стефан Шплейс; я уже не говорю о Гильберте, чьи наблюдения над магнитом, как сами по себе, так и в приложении к системе вселенной, оказали огромную помощь Декарту. Объяснение тяжести через отражение более плотной материи при касании (едва ли не самое прекрасное место во всей картезианской физике) он заимствовал у Кеплера, который первым объяснил это на примере соломинок, сбивающихся к центру под действием воды, вращающейся в сосуде. Действие света на расстоянии еще древние объясняли сравнением с давлением на упругую палку. Что касается радуги, то, как полагают, он немало заимствовал здесь у М. Антонио де Доминис. Декарт в личных письмах признает, что Кеплер был его первым учителем в диоптрике и что тот далеко превосходил всех остальных в этой области, но в изданных им сочинениях мы нигде не встретим ни такого признания, ни этих похвал, хотя у Кеплера подробнейшим образом излагается принцип, на основе которого он объясняет направление лучей, а именно из сложения двух усилий: перпендикулярно направленного к поверхности и параллельного к ней. Кеплер, подобно Декарту, выводит отсюда равенство углов падения и отражения. Этот принцип тем более заслуживает благодарного упоминания, что на нем строится почти все рассуждение Декарта. Исаак Воссий показал, что первым закон преломления открыл Виллеброрд Снеллиус, хотя я бы не осмелился на этом основании утверждать, что Декарт не мое прийти к нему самостоятельно.

 

В своих письмах Декарт утверждает, что он не читал Виета, но многие почти не сомневаются, что ему было известно посмертное издание «Аналитических книг» англи-

 

==160

 

чанина Томаса Гэрриота 8, вышедшее в 1631 г., — столь велико их сходство с геометрическими расчетами Декарта. Действительно, Гэрриот уже построил уравнение, равное нулю, и отсюда вывел, каким образом в результате умножения корней друг на друга возникает уравнение, как уравнение может меняться в результате сложения, вычитания, умножения и деления корней и как в связи с этим можно узнать природу и построение уравнений и корней, исходя из характера членов. Поэтому знаменитый Валлис рассказывает, что Роберваль, удивлявшийся, откуда Декарту пришла в голову эта замечательная мысль — считать уравнение равным нулю как определенному количеству, когда г-н Кэвендиш показал ему книгу Гэрриота, воскликнул: «Он же ее знал, он ее знал!» А сведение квадратно-квадратичного уравнения к кубическому еще в прошлом веке было открыто Лудовико Феррари, жизнеописание которого оставил его друг Кардан. Наконец, как это уже было отмечено многими учеными и с полной очевидностью явствует из его писем, он с безграничным презрением относился к другим ученым и из жажды славы не брезговал приемами, которые могут показаться не слишком благородными. Но все это я говорю, конечно, не с тем, чтобы умалить заслуги этого человека, которого я бесконечно уважаю, но чтобы каждому было воздано свое и чтобы один человек не присваивал себе славу, принадлежащую всем; ибо в высшей степени справедливо воздавать должный почет изобретателю, а иначе, если перестанут награждать таланты, охладеет и стремление к созданию замечательных творений. И мне бы хотелось, чтобы о создателях важных теорий и учений всегда сохранялась память, как это делается у математиков, которые всегда помнят о заслугах каждого ученого: Пифагора, Платона, Архимеда, Евклида, Аполлония, Никомеда, Динострата и множества других.

 

Мне бы также хотелось, чтобы выдающиеся мужи оставили пустую надежду захватить тираническую власть в Философской державе и отказались от честолюбивых претензий на основание собственной секты, постоянно порождающих (к великому вреду для науки и в ущерб драгоценному времени) глупую пристрастность и совершенно бесплодные литературные побоища. У геометров нет евклидовцев, архимедовцев или аполлониевцев: все они образуют одну единую секту — последователей того, кто открывает истину, где бы она ни находилась. И никогда не явится

 

==161

 

человек, который смог бы претендовать на обладание всем достоянием науки или смог бы весь род человеческий превзойти своим талантом и, подобно солнцу на небе, затмить своим блеском все звезды. Так будем читать Декарта и восхвалять его, даже восхищаться им, но не будем на этом основании пренебрегать другими, у которых есть немало замечательного, чего, кстати, не заметил Декарт.

 

Ничто не препятствует столь сильно научному прогрессу, как рабское, не знающее меры усердие эпигонов в философии. И я полагаю, что именно в этом заключена причина того, почему ортодоксальные картезианцы, равно как и ортодоксальные аристотелики, редко создают что-либо выдающееся и оригинальное — не потому, конечно, что у них не хватает таланта, а потому, что они скованы догмами секты. Ведь подобно тому, как воображение, захваченное одной мелодией, с трудом обращается к другой, или как тот, кто вступил на исхоженный другими путь, редко встречает что-нибудь новое, так и те, кто привык идти за одним автором, становятся рабами своего учителя как бы по праву давности и с трудом направляют свой ум на что-то новое и необычное, хотя известно, что нет иного средства увеличить и приумножить знание, кроме многообразия путей, на которые вступают различные ученые в поисках истины.

 

Коснусь некоторых положений, которые среди оригинальных работ Декарта представляются мне наиболее заслуживающими одобрения. Если начать с геометрии, то здесь (вслед за немцем Севером, вскользь затрагивающим эту проблему) он правильно показал, что природа конхоиды и подобных ей выражаемых уравнением фигур глубоко отлична от природы спирали и что древние неверно исключали существование линий уравнений более высоких порядков. Он также первым обнаружил, что не только отрицательные, но и мнимые, т. е. невозможные, корни могут рассматриваться как полезные и решать уравнения, так что вообще число корней таково, каков порядок уравнения. Сочетание уравнений, хотя уже частично примененное другими, получило у него великолепное развитие. Он же весьма удачно заметил, что в задачах с касательными и аналогичных им два корня равны. Открытые им свойства гиперболы, эллипса и овалов более высоких порядков благодаря замечательной теоретической разработке могут быть использованы при создании выпуклых и вогнутых линз (в катоптрике и диоптрике). В метафизике

 

==162

 

он великолепно применил аргументацию скептиков. В физике он признал, что некоторые части материи актуально могут делиться бесконечно, а также что движение, т. е. перемена места, есть нечто само по себе (in se) относительное. Мы обязаны ему более четким объяснением вихрей, открытых еще древними, и применением их к Гильбертовой философии магнита. Великолепны попытка объяснить морские приливы; объяснение радуги и других небесных явлений; изящный образчик логических рассуждений относительно возникновения соли. И во многих других вопросах, даже там, где я не согласен с ним, мне доставляет огромное наслаждение сама нить философских рассуждений, и поистине едва ли есть у него хоть одна страница где нельзя было бы найти что-то полезное и новое, а поэтому я могу ограничить себя в примерах.

 

Наконец, я приведу некоторые места, вызывающие известные возражения. Во вступлении к своей геометрии он хвастливо заявляет, что свел все задачи к корням уравнений определенной степени и поэтому все они в его власти. Он отрицал возможность измерения кривых, которая, однако, позднее была найдена. Он исключил из геометрии линии, называемые мною трансцендентными. Он неудачно установил степени линий, годных для решения задач, на что указывал Ферма. Он превратно истолковал природу преломлений, пользуясь сравнением с шариком, теряющим на ковре свою силу, для того чтобы доказать, что сила сопротивления воздуха больше, чем воды. Он неудачно принял количество движения за количество движущей силы и на этом основании решил, что оно должно сохраняться. Он спутал материю с протяженностью, связность т. е. прочность, он производил от покоя, тогда как она исходит от движения. Он совершенно бесплодно выдумывал собственные элементы, прежде всего то, что он называет шариками второго элемента, шероховатыми частицами и тому подобное. Он утверждал, что вихри движутся с неизмеримой скоростью, пропорциональной расстоянию. Кроме того, он не признает у животных ощущений, истолковывая происхождение и строение скорее каких-то выдуманных, чем реальных, животных. А если обратиться к вещам еще более важным, он отвергает доказательство существования Божества, основанное на провидении и достойных мудреца конечных причинах, и вместо более простых для понимания доводов обращается только к одной метафизике. Непонятно, зачем он распространил сомнение на

 

==163

 

самые простые, совершенно очевидные утверждения, делая вид, будто ничего нельзя знать наверное, если не предположить существование Бога, хотя никто не поверит, что он сам верит этому, или будто бы сама истина зависит от воли господней, так что от его воли зависит равенство трех углов треугольника двум прямым. Он, видимо, допускает, что у вещей один создатель — Бог, а Спиноза, превратно истолковав это, стал утверждать, что у вещей только одна субстанция — сам Бог, т. е. мировая природа, а все остальные вещи — ее модусы, так же как фигуры — модусы материи. Декарт утверждал также, что материя последовательно принимает любые формы, так что невозможно вообразить ничего столь невероятного, что не существовало когда-то хоть где-нибудь во вселенной, а это, если быть последовательным в рассуждении, вне всякого сомнения, означает уничтожение всякого основания мудрости и красоты (не говорю уже о провидении), хотя я и не утверждаю, что он сам делал такой вывод, и надеюсь, что он даже и не подозревал о нем. Есть у него и другие мысли такого же рода, которые, по-моему, невозможно защищать и которые предвосхитили Спинозу.

 

Однако все это ничуть не мешает нам считать Декарта одним из величайших ученых, обогащавших человеческий род и даже в своих заблуждениях приносивших ему пользу. Поэтому потомки до тех пор будут чтить Пифагора, Демокрита, Платона, Аристотеля, Коперника, Галилея, Бэкона и Декарта (к которым я прибавил бы еще Иоахима Юнга, если бы были изданы его сочинения) и других, беспримерным заслугам которых человечество останется обязанным, покуда память будет сохранять уважение к истории и добродетели.

 

==164

 

ЗАМЕЧАНИЯ К ОБЩЕЙ ЧАСТИ ДЕКАРТОВЫХ «НАЧАЛ»

 

Предварительное замечание: для лучшего понимания мы считаем возможным представить здесь содержание каждого раздела обеих первых книг «Начал» так, как они изложены у самого Декарта.

 

ЧАСТЬ I

 

О началах человеческого познания Перечень разделов

 

1. Ищущий истину должен раз в жизни усомниться, насколько это возможно, во всем.

 

2. Все, что вызывает сомнение, следует принять за ложное.

 

3. Однако это сомнение не следует распространять на практическую жизнь.

 

4. Почему мы можем сомневаться в чувственно воспринимаемых вещах.

 

5. Почему мы можем сомневаться и в математических доказательствах.

 

6. Мы обладаем свободной волей, для того чтобы не соглашаться с вещами сомнительными и тем самым избегать ошибок.

 

7. Мы не можем сомневаться, что мы существуем, пока сомневаемся, и это первое, что мы познаем в результате философского размышления.

 

8. Это приводит к познанию различия между душой и телом, или между вещью мыслящей и вещью телесной.

 

9. Что такое мышление.

 

10. Самые простые и самоочевидные вещи в результате логических определений превращаются в темные и

 

==165

 

такие познания нельзя считать приобретаемыми путем исследования.

 

11. Каким образом нам лучше известен наш дух, чем тело.

 

12. Почему не все одинаково хорошо знают его.

 

13. В каком смысле познание остальных вещей зависит от познания Бога.

 

14. Из того, что в нашем понятии о Боге содержится признак необходимого существования» мы правильно заключаем, что Бог существует.

 

15. В понятиях же остальных вещей содержится признак не необходимого, а только случайного существования.

 

16. Предрассудки мешают ясному познанию всеми этой необходимости существования Бога.

 

17. Чем выше объективное совершенство какой-либо из наших идей, тем выше должна быть ее причина.

 

18. Отсюда опять-таки делается вывод, что Бог существует.

 

19. Хотя мы и не охватываем целиком божественную природу, однако ее совершенства познаются нами яснее из всего остального.

 

20. Мы не сами создали себя, а созданы Богом, и поэтому Бог существует.

 

21. Само продолжение нашего существования достаточно для доказательства существования Бога.

 

22. С помощью нашего метода познания существования Бога одновременно естественной силой разума познаются и все его познаваемые атрибуты.

 

23. Бог не телесен, не обладает нашими чувствами, не желает зла от греха.

 

24. От познания Бога мы приходим к познанию его творения, помня, что он бесконечен, а мы — конечны.

 

25. Нужно верить всему, что сообщается божественным откровением, хотя бы это и выходило за пределы вашего понимания.

 

26. Никогда не следует рассуждать о бесконечном иначе, как считая неопределенным то, в чем мы не обнаруживаем никаких границ, например протяженность мира, делимость частей материи, число звезд и т. д.

 

27. В чем состоит различие между неопределенным и бесконечным.

 

28. Следует изучать не конечные, а действующие причины сотворенных вещей.

 

29. Бог не является причиной заблуждений.

 

==166

 

30. Отсюда следует, что все воспринимаемое нами ясно является истинным и что сомнения, рассмотренные ранее, устранены.

 

31. Наши заблуждения, если мы приписываем их богу, суть лишь отрицания, если же себе — недостатки (privationes).

 

32. У нас есть только два способа мышления — восприятие ума и действие воли.

 

33. Мы ошибаемся только тогда, когда высказываем суждение о предмете, недостаточно воспринятом.

 

34. Для суждения необходим не только интеллект, но и воля.

 

35. Воля имеет более широкое поле деятельности, чем интеллект, и именно она является причиной заблуждений.

 

36. Мы не можем вменять в вину Богу наши заблуждения.

 

37. Высшее совершенство человека — в том, что он действует свободно, т. е. посредством воли, и поэтому достоин похвалы или порицания.

 

38. Заблуждение есть недостаток нашего действия, а не нашей природы; и часто можно переложить вину подданных на других владык, но никогда — на Бога.

 

39. Свобода воли самоочевидна.

 

40. Но несомненно также, что все предопределено Богом.

 

41. Каким образом примиряются между собой свобода нашей воли и божественное предопределение.

 

42. Каким образом мы все же оказываемся обманутыми по нашей воле, хотя мы и не желаем этого.

 

43. Мы никогда не ошибаемся, если соглашаемся лишь с тем, что мы воспринимаем ясно и отчетливо.

 

44. Мы всегда судим неверно, когда соглашаемся с тем, что мы воспринимаем неясно, хотя случайно можем высказать и правильное суждение; и это является результатом нашего предположения о том, что этот предмет был уже достаточно воспринят нами раньше.

 

45. Что такое ясное восприятие, что такое отчетливое восприятие.

 

46. На примере боли мы видим, что восприятие может быть ясным, не будучи отчетливым; по оно не может быть отчетливым, не будучи ясным.

 

47. Для искоренения предрассудков раннего возраста следует рассмотреть простые понятия и установить, что в каждом из них является ясным.

 

==167

 

48. Все, что доступно нашему восприятию, рассматривается как вещи и действия вещей либо как вечные истины, а также как исчисление (enumeratio) вещей.

 

49. Вечные истины не могут так исчисляться, но это и не нужно.

 

50. Вечные истины воспринимаются ясно, но не все и не всеми, по причине предрассудков.

 

51. Что такое субстанция и почему это название неприложимо однозначно (univoce) и к Богу, и к его творениям.

 

52. Почему оно однозначно приложимо и к духу и к телу и как они познаются.

 

53. Каждая субстанция обладает одним главным атрибутом: дух — мышлением, тело — протяженностью.

 

54. Как мы можем обладать ясными и отчетливыми понятиями мыслящей субстанции, телесной субстанции, точно так же — Бога.

 

55. Как длительность, порядок, число могут мыслиться отчетливо.

 

56. Что такое модусы, качества, атрибуты.

 

57. Одни атрибуты присущи вещам, другие — мышлению. Что такое длительность и время.

 

58. Число и все универсалии — это только модусы мышления.

 

59. Как возникают универсалии; что такое пять общеизвестных: род, вид, видовое отличие, собственный признак, акциденция.

 

60. Об отличиях, и сначала — о реальном отличии.

 

61. О модальном отличии.

 

62. Об отличии разума.

 

63. Как могут быть отчетливо познаны мышление и протяженность в качестве образующих природу духа и тела.

 

64. И как еще в качестве модусов субстанции.

 

65. Как следует познавать их модусы.

 

66. Каким образом чувства, аффекты и стремления могут быть ясно познаны, хотя часто мы судим о них неверно.

 

67. Мы часто ошибаемся и в самом суждении о боли.

 

68. Как следует отличать здесь познаваемое нами ясно от того, в чем мы можем ошибаться.

 

69. Познание величины, формы и т. п. значительно отличается от познания цвета, боли и т. п.

 

==168

 

70. Мы можем судить о чувственно воспринимаемых вещах двумя способами, из которых один предостерегает нас от ошибки, другой обрекает на нее.

 

71. Главная причина заблуждений проистекает из предрассудков детства.

 

72. Вторая причина заблуждений в том, что мы не способны отстраниться от наших предрассудков.

 

73. Третья причина состоит в том, что мы тратим силы, стремясь к тому, что недоступно чувственному восприятию, и потому мы обычно судим об этом, исходя не из непосредственного восприятия, а из предвзятого представления.

 

74. Четвертая причина в том, что наши понятия мы связываем со словами, которые не соответствуют точно предметам.

 

75. Совокупность того, что следует соблюдать, чтобы философствовать правильно.

 

76. Божественный авторитет мы должны ставить выше нашего восприятия, но в остальном философу не подобает соглашаться с чем-либо, кроме собственного восприятия.

 

ЧАСТЬ II

 

О началах материальных вещей

 

1. Какими рациональными способами познается существование материальных вещей.

 

2. А также какими способами познается тесная связь человеческого тела и духа.

 

3. Чувственные восприятия учат не тому, что в действительности присуще вещам, а тому, что может быть полезным или вредным для человека.

 

4. Природа тела состоит не в весе, твердости, цвете и т. п., но в одной лишь протяженности.

 

5. Предрассудки относительно разрежения и пустоты затемняют эту природу тела.

 

6. Как происходит разрежение.

 

7. Оно не может быть объяснено никаким иным доступным пониманию способом.

 

8. Количество и число только в абстракции (ratione) отличаются от счислимой и обладающей количеством вещи.

 

9. Телесная субстанция, рассматриваемая отдельно от своего количества, смутно воспринимается как нетелесная.

 

10. Что такое пространство, или внутреннее место.

 

==169

 

11. Каким образом оно в действительности не отличается от телесной субстанции.

 

12. Каким образом оно отличается от той же субстанции в способе восприятия.

 

13. Что такое внешнее место.

 

14. В чем состоит различие между местом и пространством.

 

15. Как внешнее место справедливо принимается за поверхность охватывающего тела.

 

16. Против допущения пустоты, т. е. [места], где не существует совершенно ничего.

 

17. Пустота в обычном понимании не исключает всякое тело.

 

18. Как следует искоренить предрассудок абсолютной пустоты.

 

19. Этими рассуждениями подтверждается то, что было сказано о разрежении.

 

20. Отсюда также получаем доказательство, что не может существовать никаких атомов.

 

21. А также и того, что мир неопределенно протяжен.

 

22. А также и того, что материя неба и Земли одна и та же и что невозможно существование множества миров.

 

23. Любое изменение материи, т. е. все разнообразие ее форм, зависит от движения.

 

24. Что такое движение в обычном смысле.

 

25. Что такое движение в собственном смысле.

 

26. Движение требует не больше действия, чем покой.

 

27. Движение и покой — всего лишь противоположные модусы движущегося тела.

 

28. Движение в собственном смысле передается только телам, соприкасающимся с движущимся.

 

29. И только тем соприкасающимся телам, которые рассматриваются как покоящиеся.

 

30. Почему говорят, что из двух соприкасающихся тел, отделенных друг от друга, движется скорее одно, чем другое.

 

31. Каким образом в одном и том же теле может существовать бесчисленное множество разнообразных движений.

 

32. Каким образом движение в собственном смысле, которое в каждом теле только одно, может рассматриваться как множественное.

 

33. Каким образом при всяком движении одновременно движется весь круг тел.

 

==170

 

34. Отсюда следует деление материи на частицы действительно неопределенные, даже если такие частицы оказываются для нас чем-то непостижимым.

 

35. Каким образом происходит это деление; и почему не следует сомневаться в том, что оно происходит, хотя и hp воспринимается нами.

 

33. Бог есть первопричина движения и всегда сохраняв! во вселенной одно и то же количество движения.

 

37. Первый закон природы: любая вещь всегда стремится сохранить неизменным свое состояние, и, таким образом, то, что однажды было приведено в движение, будет всегда продолжать двигаться.

 

38. О движении брошенных тел.

 

39. Второй закон природы: всякое движение само по себе прямолинейно, и поэтому все, что движется по кругу, всегда стремится отойти от центра описываемого круга.

 

40. Третий закон: тело, встречаясь с другим, более мощным, ничего не теряет от своего движения; встречаясь же с менее мощным, теряет столько, сколько переносит на него.

 

41. Доказательство первой части этого правила.

 

42. Доказательство второй части.

 

43. В чем состоит сила действия или сопротивления каждого тела.

 

44. Движение противоположно не движению, но покою, а направление в одну сторону — направлению в противоположную.

 

45. Каким образом можно определить, насколько изменяется движение каждого тела из-за столкновения с другими телами, с помощью следующих правил.

 

46 — 52. Правила от первого до седьмого.

 

53. Применение этих правил затруднительно, поскольку каждое тело соприкасается одновременно со многими телами.

 

54. Что такое твердые и что такое жидкие тела.

 

55. Части твердых тел не имеют никакой иной связующей силы, кроме собственного покоя.

 

56. Частицы жидких тел движутся с одинаковой силой во все стороны, и твердое тело, помещенное в жидкое, может прийти в движение от малейшей силы.

 

57. Доказательство этого.

 

58. Если какие-то частицы жидкости движутся медленнее, чем находящееся в нем твердое тело, то первое в атом случае не может рассматриваться как жидкое.

 

==171

 

59. Твердое тело, толкаемое другим твердым телом, заимствует у него не все свое движение, ибо часть его оно заимствует также и от окружающего жидкого тела.

 

60. Однако оно не может приобрести от этого жидкого тела скорость большую, нежели оно получило от твердого, которое произвело толчок.

 

61. Поскольку жидкое тело сразу целиком устремляете и в какую-то сторону, оно неизбежно несет с собой и твердое тело, содержащееся в нем.

 

62. Поэтому твердое тело, в то время как оно таким образом влекомо жидким, само не движется.

 

63. Почему некоторые тела настолько тверды, что даже будучи малыми, они с трудом разламываются руками.

 

64. В физике я принимаю те же принципы, что в геометрии и в абстрактной математике, и не ищу других, потому что с их помощью объясняются все явления природы и для них могут быть представлены точные доказательства.

 

К первой части

 

К пункту 1. Что касается утверждения Декарта о необходимости сомнения в том, в чем есть хоть малейшая доля неясности, то было бы полезнее дополнить его более удачным и четким предписанием: следует поразмыслить о том, какой степени согласия или несогласия заслуживает каждое положение, пли проще — следует доискиваться оснований каждого учения. В этом случае прекратились бы все эти словопрения вокруг Декартова сомнения. Но, может быть, наш автор предпочел высказаться парадоксально (рбсбдпъплпгеън), чтобы необычностью мысли пробудить дремлющего читателя? Мне бы хотелось, чтобы он сам помнил о своем предписании или, лучше, чтобы он осознал подлинное его значение, (когда он сам строит свои учения). Мы поясним нашу мысль лучше всего на примере геометров. Известно, что у них существуют аксиомы и постулаты, на истинности которых строится все остальное. Мы допускаем их истинность иногда потому, что наш ум сразу же соглашается с ней, иногда потому, что она подтверждается бесконечными опытами, и все же для развития науки было бы важнее, если бы они были доказаны. 'В свое время этим занимались по отношению к некоторым аксиомам Аполлоний и Прокл, а не-

 

==172

 

давно — Роберваль. (Прокл же приводит аналогичные попытки самого Фалеса Милетского.) И конечно же, подобно тому как Евклид, желая, чтобы геометрические истины опирались не на чувственные образы, а на логические основания, решил доказать, что две стороны треугольника в сумме больше третьей его стороны (кое-кто из древних смеялся, говоря, что это известно даже ослам, которые бегут к сену по прямой, а не зигзагом), точно так же он мог бы доказать, что две прямые (не совпадающие одна с другой) могут иметь только одну общую точку, если бы он имел хорошее определение прямой. И насколько мне известно, доказательство аксиом приносит большую пользу истинной аналитике, или искусству открытия. Таким образом, если бы Декарт пожелал вспомнить то, что в его предписании является наилучшим, он должен был бы заняться доказательством принципов наук и сделать в философии то, что пытался сделать Прокл в геометрии, где это было не столь необходимо. Но нашему автору, по-видимому, хвалы представлялись важнее точного знания. И я бы не стал его упрекать за то, что он частенько удовлетворяется лишь видимостью истины, если бы он сам не вызвал меня на это своей подчеркнутой резкостью. Во всяком случае, я не хочу упрекать Евклида за то, что он принимает некоторые положения без доказательства, ибо благодаря ему мы, во всяком случае допустив лишь несколько гипотез, знаем, что все остальное надежно опирается на них и равно им по достоверности; если бы Декарт и другие философы сделали нечто подобное, мы бы сейчас не испытывали трудностей. Да и скептики должны отнести эти слова к себе, поскольку они пренебрежительно относятся к наукам под тем предлогом, что [ученые] постоянно пользуются недоказанными принципами. Я же, наоборот, считаю, что геометры скорее заслуживают похвалы за то, что они своими аксиомами» словно колышками для виноградника, дали опору науке и открыли искусство продвигаться вперед и получать множество результатов из немногочисленных предпосылок; а если бы они захотели отложить поиски решений теорем и задач до того времени, пока не будут доказаны все аксиомы и постулаты, мы бы, пожалуй, и сегодня не имели бы никакой геометрии.

 

К пункту 2. Впрочем, я не вижу, какая польза принимать сомнительное за ложное: это значило бы не избавиться от предрассудков, но лишь поменять их. Ведь если

 

==173

 

мыслится лишь фикция, то не следует злоупотреблять ею, как это и покажет возникающий отсюда паралогизм (в конце пункта 8), когда пойдет речь об отличии духа от тела.

 

К пункту 4. Что же касается чувственных вещей, мы не можем знать о них и не должны желать в отношении их ничего другого, кроме того, чтобы они могли согласовываться как друг с другом, так и с несомненными рациональными основаниями, и притом так, чтобы из прошлых [явлений] можно было в какой-то мере предвидеть будущие 1. Другой истины и другой реальности в указанных вещах мы не доищемся, и ничего иного, кроме этого, не должны ни требовать скептики, ни обещать догматики. (Сюда следует добавить то, что сказано в замечаниях к пункту 1 второй части.)

 

К пункту 5. В математических доказательствах можно сомневаться в такой же мере, в какой можно бояться ошибки в арифметических (или аналитических) расчетах. Этому можно помочь лишь повторными пересчетами или сопоставлением расчетов разных людей и соответствующим подтверждением правильности. Эта слабость человеческого ума, рождающаяся из несовершенства внимания и памяти, не может быть вполне преодолена, и Декарт в поисках средства помочь этому напрасно прибегает к сомнению. Если бы достаточным в других науках считалось то же, что и в математике, тогда всякое, даже Декартово, рассуждение, каким бы убедительным и точным оно ни было, будет, однако, подвержено этому сомнению, чтобы ни думали об этом неведомом могучем демоне, способном нас обмануть, или о различии между сном и бодрствованием 2.

 

К пункту 6. Мы обладаем свободной волей не в чувственном восприятии, а в действии. От моего произвола не зависит, представляется ли мне мед сладким или горьким, как не зависит от моего произвола, представляется ли мне предлагаемая теорема истинной или ложной; это дело осознания (conscientia) — рассматривать то, что представляется. Всякий, кто принимает какое-то решение, осознает данное ощущение или мысль или по крайней мере данное воспоминание о прошлых ощущениях или прошлой мысли, передающей восприятие. Хотя в этом мы часто ошибаемся из-за ненадежности памяти либо из-за недостатка внимания. Осознание же настоящего или прошлого во всяком случае не зависит от нашего произвола. (Даже

 

==174

 

при сомнении дело сознания — сознавать, что мы чувствуем или как действуют на нас доказательства.) Мы признаем, что воле принадлежит лишь одно — повелевать вниманием и стремлением и, таким образом, если и не формировать (по своему усмотрению) в нас мнение, однако же косвенным образом содействовать этому. Именно поэтому получается так, что люди в конце концов верят в истинность того, что они хотят видеть истинным, приучив разум стремиться прежде всего к тому, к чему они сами склонны, и таким путем наконец добиваясь удовлетворения не только воли, но и сознания, (часто также ошибочного). Ср. пункт 31.

 

К пункту 7. (Знаменитое) «Я мыслю, значит, существую» 3, как великолепно заметил Декарт, принадлежит к числу первых истин. Но было бы справедливо, если бы он не пренебрегал и другими, равными этой. Вообще же можно сказать так: истины бывают или истинами факта, или истинами разума. Первая среди истин разума — принцип противоречия или, что сводится к тому же, принцип тождества, как правильно заметил еще Аристотель. Первых истин факта столько, сколько существует непосредственных восприятии, или, я бы сказал, осознании (сопscietiae). А я осознаю не только себя в процессе мышления, но и то, что я мыслю, и не более истинен и определенен факт, что я мыслю, чем то, что я мыслю то-то и то-то. Поэтому первые истины факта можно вполне логично свести к следующим двум: «Я мыслю» и «Я мыслю разнообразное». Отсюда следует не только то, что я существую, но и то, что я испытываю на себе разнообразные воздействия.

 

К пункту 8. Не приносит успеха (такого рода аргументация): «Я могу предположить или вообразить, что не существует никаких телесных объектов, но я не могу вообразить, что я не существую, или не мыслю; следовательно, я не обладаю телом и мышление не есть модус тела». И я удивляюсь, что этот выдающийся ученый мог придавать столь большое значение столь несерьезному софизму; во всяком случае, в этом пункте он больше ничего не прибавляет, а то, что он говорил в «Размышлениях» *, будет рассмотрено в своем месте. Тот, кто будет считать душу телесной, не примет допущения, что можно полагать, будто не существует ничего телесного; он только согласится, что можно сомневаться (поскольку природа души нам неведома) существуют или не существуют те-

 

==175

 

лесные объекты; а так как ты, однако, ясно видишь, что твоя душа существует, он признает, что из этого следует только одно: ты все еще можешь сомневаться, телесна ли твоя душа; и никакими силами из этого







Дата добавления: 2015-09-15; просмотров: 429. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Приложение Г: Особенности заполнение справки формы ву-45   После выполнения полного опробования тормозов, а так же после сокращенного, если предварительно на станции было произведено полное опробование тормозов состава от стационарной установки с автоматической регистрацией параметров или без...

Измерение следующих дефектов: ползун, выщербина, неравномерный прокат, равномерный прокат, кольцевая выработка, откол обода колеса, тонкий гребень, протёртость средней части оси Величину проката определяют с помощью вертикального движка 2 сухаря 3 шаблона 1 по кругу катания...

Неисправности автосцепки, с которыми запрещается постановка вагонов в поезд. Причины саморасцепов ЗАПРЕЩАЕТСЯ: постановка в поезда и следование в них вагонов, у которых автосцепное устройство имеет хотя бы одну из следующих неисправностей: - трещину в корпусе автосцепки, излом деталей механизма...

Виды и жанры театрализованных представлений   Проживание бронируется и оплачивается слушателями самостоятельно...

Что происходит при встрече с близнецовым пламенем   Если встреча с родственной душой может произойти достаточно спокойно – то встреча с близнецовым пламенем всегда подобна вспышке...

Реостаты и резисторы силовой цепи. Реостаты и резисторы силовой цепи. Резисторы и реостаты предназначены для ограничения тока в электрических цепях. В зависимости от назначения различают пусковые...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.016 сек.) русская версия | украинская версия