Студопедия — Платежная матрица игры
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Платежная матрица игры






Вj Аi В1 В2 В3 pi α
А1       p1  
А2       p2  
А3       p3 4*
qj q1 q2 q3    
β   6*     α = 4, β = 6

 

Определить оптимальные пропорции в выпускаемой продукции, гарантирующие среднюю величину прибыли при любом состоянии спроса, считая его неопределенным.

Решение. Задача сводится к игровой модели, в которой игра предприятия А против спроса В задана платежной матрицей (табл. 5.3).

Определим нижнюю и верхнюю цены игры в табл. 5.2.

Так как α ≠ β, то седловая точка отсутствует, и оптимальное решение следует искать в смешанных стратегиях игроков:

и .

Обозначив xi = pi/v, yj = qj/v, составим две взаимно-двойственные задачи линейного программирования.

 

Задача 1. Игрок А. Задача 2. Игрок В.

 

Рекомендуется решать задачу на максимум, как, например, задача 2, поскольку первое базисное решение для нее будет допустимым. Введем добавочные переменные и перейдем к уравнениям, т. е. приведём задачу линейного программирования к каноническому виду[1]. Учитывая соответствие между переменными задач (вторая теорема двойственности), получим:

 

Свободные (первоначальные) переменные Базисные (дополнительные) переменные
x1 x2 x3 x4 x5 x6
↕ ↕ ↕ ↕ ↕ ↕
y4 y5 y6 y1 y2 y3
Базисные (дополнительные) переменные Свободные (первоначальные) переменные

т. е.: x* = (0,074; 0; 0,111), у* = (0,037; 0,148; 0). При решении задачи линейного программирования с помощью надстройки MS Excel «Поиск решения» решение двойственной задачи содержится в отчёте Устойчивость: основные переменные – в столбце «Результ. значение», а дополнительные – в столбце «Теневая цена».

Используя первую теорему двойственности, получим: Zmin = Z´max = 0,185. По формуле (5.3): ν = 1/0,185 = 5,4. Учитывая, что xi = pi/v, yj = qj/v, получим:

pi = xi ∙ v, p1 = 0,074 ∙ 5,4 = 0,4, p2 = 0 ∙ 5,4 = 0, p3 = 0,111 ∙ 5,4 = 0,6.

qj = yj ∙ v, q1 = 0,037 ∙ 5,4 = 0,2, q2 = 0,148 ∙ 5,4 = 0,8, q3 = 0.

Оптимальная стратегия игрока А – SA = (0,4; 0; 0,6), игрока В – SВ = = (0,2; 0,8; 0).

Решение двойственной задачи линейного программирования представлено на рис. 5.1–5.3.

 

 

Рис. 5.1. Решение задачи теории игр с помощью надстройки MS Excel «Поиск решения»

 

 

Рис. 5.2. Данные для решения задачи в надстройке MS Excel «Поиск решения»

 

 

Рис. 5.3 Использование отчёта «Устойчивость» для поиска дополнительных переменных

 

Ответ: Предприятие должно выпустить 40 % продукции А1 и 60 % продукции А3, а продукцию А2 не выпускать.

Оптимальный спрос в 20 % времени находится в состоянии В1, и в 80 % – в состоянии В2, при этом математическое ожидание прибыли составит 5,4 ден. ед.

При решении произвольной конечной игры размера m × n рекомендуется придерживаться следующей схемы.

1. Исключить из платежной матрицы заведомо невыгодные стратегии по сравнению с другими стратегиями. Такими стратегиями для игрока А (игрока В) являются те, которым соответствуют строки (столбцы) с элементами, заведомо меньшими (большими) по сравнению с элементами других строк (столбцов).

2. Определить верхнюю и нижнюю цены игры и проверить, имеет ли игра седловую точку. Если седловая точка есть, то соответствующие ей стратегии игроков будут оптимальными, а цена совпадает с верхней (нижней) ценой.

3. Если седловая точка отсутствует, то решение следует искать в смешанных стратегиях.

 

 

5.5. Исходные данные

 

Методика решения задач по теории игр включает следующие этапы:

1) составление платёжной матрицы игры в соответствии с выбранными вариантами;

2) определение верхней и нижней цены игры;

3) если α ≠ β, то следует составить две взаимно-двойственные задачи;

4) решение задачи линейного программирования. Рекомендуется решать задачу на максимизацию целевой функции с ограничениями «меньше либо равно»;

5) формулирование выводов по задаче.

Задача 1. Предположим, что ОАО «РЖД» осуществляет только три вида деятельности: грузовые перевозки; пассажирские перевозки в дальнем следовании; пассажирские перевозки в пригородном сообщении: (А1, A2 и А3) – стратегии игрока А, получая при этом прибыль, зависящую от спроса, который может быть в одном из четырёх состояний (В1, В2, В3 и В4) – стратегии игрока В.

Определить оптимальные пропорции в видах деятельности, гарантирующие среднюю величину прибыли при любом состоянии спроса, считая его неопределенным. Игровая модель задаётся платежной матрицей с элементами аij, характеризующими прибыль, которую получит ОАО «РЖД» при выпуске i-й продукции с j-м состоянием спроса.

Указания. Вывод сделать по образцу: «Следовательно, ОАО "РЖД" должно осуществлять виды деятельности в следующих пропорциях __ % грузовые перевозки – А1, __ % пассажирские перевозки в дальнем следовании – А2, а, допустим (условный пример!), пассажирские перевозки в пригородном сообщении – А3 не осуществлять.

Оптимальный спрос в __ % времени находится в состоянии В1, и в __ % – в состоянии В2» и т. д.

Задачи линейного программирования необходимо решать с помощью надстройки MS Excel «Поиск решения».

Выбор вариантов. Стратегия игрока В имеет четыре стратегии – их оценки остаются неизменными. Для стратегия игрока А выбираются три стратегии по трём последним цифрам номера зачётной книжки. Например, три последние цифры зачётной книжки студента равны 285, таким образом, выбираем строки 2, 8, 5. Если три последние цифры номера зачётной книжки содержат два одинаковых числа, например, 055, то выбираются строки 0, 5, *(1) – одно совпадение (табл. 5.4); если номер содержит три одинаковые цифры, например, 555, то выбираются строки 5, *(1), **(1) – два совпадения (табл. 5.4). В случае, если платежная матрица содержит седловую точку, то строка, её содержащая, заменяется на значения строки ***(с.т.). Например, три последние цифры номера зачётной книжки 026, таким образом, платёжная матрица выглядит следующим образом (табл. 5.3).

Таблица 5.3

Платёжная матрица игры по варианту 026

 

Вj Аi В1 В2 В3 В4 α
А1          
А2         5*
А3          
β 5*        

 

Поскольку α = β = 5, то имеется седловая точка; игра имеет решение в чистых стратегиях. Заменяем строку с набором стратегий А2 на строку ***(с.т.).

 

Таблица 5.4

Варианты для решения задачи по теории игр

Стратегии игроков Номера зачетной книжки Стратегии игрока В
В1 В2 В3 В4
Стратегии игрока А          
         
         
         
         
         
         
         
         
         
*(1)        
**(2)        
***(с.т.)        

В задаче следует привести доказательство существования (α = β) или отсутствия (α ≠ β) седловой точки (см. табл. 5.3).

 

& Рекомендуемая литература: [1, 2, 4, 6, 9, 11].







Дата добавления: 2015-08-31; просмотров: 1654. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Педагогическая структура процесса социализации Характеризуя социализацию как педагогический процессе, следует рассмотреть ее основные компоненты: цель, содержание, средства, функции субъекта и объекта...

Типовые ситуационные задачи. Задача 1. Больной К., 38 лет, шахтер по профессии, во время планового медицинского осмотра предъявил жалобы на появление одышки при значительной физической   Задача 1. Больной К., 38 лет, шахтер по профессии, во время планового медицинского осмотра предъявил жалобы на появление одышки при значительной физической нагрузке. Из медицинской книжки установлено, что он страдает врожденным пороком сердца....

Типовые ситуационные задачи. Задача 1.У больного А., 20 лет, с детства отмечается повышенное АД, уровень которого в настоящее время составляет 180-200/110-120 мм рт Задача 1.У больного А., 20 лет, с детства отмечается повышенное АД, уровень которого в настоящее время составляет 180-200/110-120 мм рт. ст. Влияние психоэмоциональных факторов отсутствует. Колебаний АД практически нет. Головной боли нет. Нормализовать...

Дренирование желчных протоков Показаниями к дренированию желчных протоков являются декомпрессия на фоне внутрипротоковой гипертензии, интраоперационная холангиография, контроль за динамикой восстановления пассажа желчи в 12-перстную кишку...

Деятельность сестер милосердия общин Красного Креста ярко проявилась в период Тритоны – интервалы, в которых содержится три тона. К тритонам относятся увеличенная кварта (ув.4) и уменьшенная квинта (ум.5). Их можно построить на ступенях натурального и гармонического мажора и минора.  ...

Понятие о синдроме нарушения бронхиальной проходимости и его клинические проявления Синдром нарушения бронхиальной проходимости (бронхообструктивный синдром) – это патологическое состояние...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия