Студопедия — ЗАПОВЕДИ УСПЕШНОЙ ЖИЗНИ
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ЗАПОВЕДИ УСПЕШНОЙ ЖИЗНИ






Хочу предложить Вам, дорогой читатель, 21 заповедь (по числу правил примерного поведения ученика в ста­рой школе). Запомнить их подряд непросто, но придется, если вам хочется «стать среди равных лучшим и лучшим среди равных» (а кому из взявших эту книгу в руки не хочется быть таковым!?).

1. Определите, чего вы хотите и куда направляетесь.

Не абстрактно: «Хочу стать успешным!». А конкретно: «В чем? Где? Как?»

Взбодрите свой ум четко поставленной целью, и он сразу превратится в магнит, притягивающий все, что гар­монирует с нею.

Сенека писал: «Нет попутного ветра для корабля, ко­торый не знает, в какую гавань плывет». Как только вы ре­шите, чего вы хотите и куда направляетесь, сконцентри­руйтесь на этом, и вам будет проще сказать «нет» всему остальному, что прежде манило вас в жизни.

Цель заставит вас рано просыпаться по утрам и быть свежим, как огурчик, чтобы незамедлительно приступить к ее реализации. Это станет главным мотивом всей вашей деятельности, если хотите, - вашей постоянной страстью.

Владимир Мономах завещал сыновьям: «Да не заста­нет вас солнце в постели». А ведь он был князем, и сы­новья его - княжичи. Могли и поспать вдосталь. Однако князь и его дети-преемники не имели на это права, если, конечно, намеревались княжить долго и стабильно...

Летчик Алексей Маресьев был сбит в воздушном бою. Тяжело раненный, он совершил аварийную посадку в тылу противника и 18 суток, теряя остатки сил, целена­правленно полз к своим товарищам по оружию, к фрон­ту. Цель спасла его, сделала героем...

Со своей целью в жизни я определился не сразу. В от­рочестве мечтал стать военным моряком: однажды на

наш школьный вечер-встречу с выпускниками явились два морских офицера при полном параде - в погонах, с кортиками на поясе. Блистательная их форма пленила наших девчонок, и они тут же в глазах мальчишек стали «просто формалистками». Тайно для всех я присоединил­ся к «формалистам». Но по окончании школы медицин­ская комиссия забраковала меня для роли будущего поко­рителя морей-океанов - из-за недостаточно хорошего зре­ния. Я подал документы на поступление в Свердловский горный институт, не имея никакого желания стать горня­ком, а лишь за компанию с другими моими однокашни­ками, мечтавшими забраться в земные недра-кладовые. К слову, никто из них, кроме меня, при поступлении в Свердловский горный институт не выдержал конкурса: он в те годы был очень большой, и не всем, даже очень же­лающим, хватало подготовки, чтобы преодолеть его. В те годы юноши в большинстве своем мечтали обрести про­фессии наиболее, в их глазах, значимые - судостроителя, металлурга, шахтера, летчика, моряка... В бухгалтеры и юристы шли лишь «неудачники-троечники», путь кото­рым в престижные по тем временам вузы был заказан.

В горном институте я больше занимался обществен­ной деятельностью, чем учебными дисциплинами, но учился неплохо: по окончании вуза мне было предложе­но в числе десяти лучших выпускников самому выбирать будущее место работы. Остальные отправлялись - по спи­ску, куда кого распределят... Мне была оказана высокая честь, а я не знал, как поступить, ибо на последних кур­сах увлекся художественной самодеятельностью - танца-,ми, достиг в этом деле заметных успехов, стал лауреатом Студенческой эстрады Советского Союза. Мне очень нра­вилось танцевать, и к аплодисментам я привык, как к до­пингу. Были и предложения перейти на профессиональ­ную сцену...

Но как бы я выглядел в глазах моих друзей Вити Власихина, Жоры Андреева, Сашки Меньшикова!? С ни­ми в годы вузовской учебы спал-обитал в одной комна­те студенческого общежития и с ними ел-пил на общие

четыре стипендии, а бывало - и на три, если кто-то из нас получал на экзаменах «неуд» (родители не имели возмож­ности материально нам помогать, и мы, когда с деньгами становилось совсем туго, ходили разгружать вагоны). Мои друзья, значит, отправятся «вкалывать» под землю, а я - танцевать на сцену? Эта дилемма оказалась для меня мучительной, но все же я выбрал не танцы, а город Асбест со знаменитым асбестовым рудником, крупнейшим в Ев­ропе. Иначе говоря, выбрал себе цель дальнейшей жиз­ни и деятельности опять же не по желанию и призванию, а - «за компанию»...

Через полгода я пришел к директору рудника Лазарю Моисеевичу Токарю с категоричным заявлением: либо меня увольняют, либо... Но к этому эпизоду я еще вер­нусь, когда, как говорится, будет место и время...

2. Создайте письменный план того, что намерены предпринять для достижения поставленной цели и еже­дневно хотя бы мысленно заглядывайте в него, сверяйте с ним свои действия.

Не стесняйтесь того, что будете походить в такие ми­нуты на школяров, составляющих письменный поминут­ный «режим дня», дабы не забыть и не перепутать, что предстоит вовремя и в обязательном порядке сделать в школе и совершить дома. Многие ведь еще и дневники ведут, где отчитываются перед собой в своих действи­ях и помыслах, и сохраняют эту духовную потребность, ставшую жизненной привычкой, до старости. Как Лев Николаевич Толстой.

Предавайте бумаге не только свои дела на неделю вперед, но и замыслы на будущее: что хотите предпри­нять через год, два, через десятилетие. Такое «бумаго­творчество» - первый шаг к осуществлению запланиро­ванной цели. Мир меняется каждую минуту, ежечасно. Планирование необходимо для выживания и преуспе­вания в постоянно возникающей пульсирующей ситуа­ции неопределенности, а не для окаменевшей ситуации определенности: я, к примеру, хочу быть богатым и все тут... Для этой ситуации записывать свои намерения

не обязательно: они «запоминаются» и так. Но «хочу» -лишь половина «могу». Суть же планирования, фикси­руемого на бумаге, в том, что оно заставляет вас думать, приводить в некий порядок ваши желания и мысли, за­ставляет соответствовать самому себе, то есть принимать­ся за вторую половину «могу».

Вы должны стать драматургом своей жизни и режис­сером спектакля, в котором собираетесь сыграть главную или хотя бы не второстепенную роль. Иначе за вас это сделают другие. Перед тем как выйти на сцену, вы долж­ны во всех нюансах знать, тщательно отрепетировать свою роль на сцене жизни. «Жизнь - театр, а люди - ак­теры...» - говорил Шекспир. На жизненную сцену надо выходить «при полном параде» - в тщательно обдуман­ном и пригнанном по фигуре костюме и с отлично вы­ученным текстом, который вы сочинили, работая над собственной пьесой.

Спланируйте свои будущие действия мысленно и сра­зу же материализуйте - да, да, материализуйте их - на бу­маге.

Если же не представляете, какого конкретного успеха хотите добиться в будущем, подумайте, кто из известных героев, «больших людей», ближе всего вам, чтобы выбрать пример для подражания, определиться в вопросе, по­ставленном Маяковским: «Делать жизнь с кого?» Не обя­зательно с Дзержинского, хотя он был, по всем данным, человеком и деятелем, достойным подражания. Неда­ром до сих пор портреты «железного Феликса» являют­ся офисной принадлежностью для российских борцов с терроризмом и преступностью. Свою жизнь можно де­лать и по миллиардеру Генриху Форду, выбившемуся из бедности и достигшему блистательных результатов в автомобилестроении благодаря ежедневному упорному труду. Он создал эффективную систему организации мас­сово-поточного производства, пользуясь которой, многие его подражатели тоже стали сверхбогачами.

Свою жизнь можно делать и по Альфреду Швейцеру (1875 - 1965, немецко-французский мыслитель, теолог,

музыковед, лауреат Нобелевской премии). К тридцати годам он виртуозно владел искусством игры на органе и считался в Европе одним из лучших исполнителей хо­ральных произведений, сочиненных для этого инстру­мента. В самодовольстве и самоуважении Швейцер мог бы безбедно, с полным душевным комфортом прожить до глубокой старости. Но именно в тридцать лет он круто изменил свою жизнь, поставил перед собой новую цель, кардинально противоположную прежней: он решил ехать в Африку.

На стыке двух веков, девятнадцатого и двадцатого,, малоизведанный в прошлом «черный африканский кон­тинент» неожиданно привлек к себе внимание про­свещенной Европы. Газеты взахлеб писали о дикости африканских племен, свирепости людоедов и жалком, полуголодном существовании арабов и негров (такое су­ществование многих людей в Африке наблюдается и се­годня, оно, к сожалению, стало уделом и ряда обитате­лей России).

«Не могу молчать!», - заявил Золя, защищая Дрей­фуса. «Не могу терпеть!», - сказал Швейцер, читая ре­портажи с черного континента. Он решил стать врачом-миссионером и восемь лет потратил на изучение тро­пической медицины, чтобы получить соответствующий диплом, официально разрешающий врачебную практи­ку в Африке. Параллельно Альберт давал концерты иг­ры на органе для сбора денег на «путешествие к людо­едам» и приобретение нужного медицинского оснаще­ния и, наконец, осуществил свою мечту - погрузился на корабль и поплыл в Африку. Там пересел в туземную лодку и стал подниматься вверх по реке Огове к малень­кой деревушке Ламбарене. Поставил палатку и приступил к врачеванию местных людей - больных и голодных...

На его призыв о материальной помощи откликнулись богатые европейские фонды и меценаты. К нему стали прибывать молодые врачи, медицинские сестры...

Альберт Швейцер скончался через полвека после то­го как поселился на берегах Оговы. Его капитально по-

строенный и оснащенный современным медицинским оборудованием ламбаренский госпиталь - изначально просто брезентовая хижина, в непогоду прикрытая паль­мовыми листами, - вмещал до полутора тысяч пациентов, имел в штате сорок врачей и специалистов. Спустя десять лет после кончины великого гуманиста его именем бы­ло названо большее число больниц в мире, чем именем какого-либо иного врача или другого выдающегося че­ловека. Сотни и тысячи молодых миссионеров делали и делают свою жизнь по Швейцеру, находя таким образом призвание и признание. Наиболее яркий след оставила сестра милосердия Мать Тереза, посвятившая жизнь бес­корыстной любви к людям, заботе о бедных и стражду­щих.

Тысячи и тысячи российских учителей, врачей, фель­дшеров, нянечек вершат свой подвиг на просторах нашей страны - в глубинных малонаселенных пунктах, нынеш­них селах и деревнях. Не знаю, назовут ли хотя бы через полвека их именами школы и больницы, где они сегодня учат и лечат. Но известно, что лечат и учат они, получая небольшую зарплату и не сводя концы с концами.

Без признания и должной материальной мзды, фак­тически безвозмездно, наши вынужденные миссионеры, российские Швейцеры и матери Терезы, делают великое йело. Гуманисты по призванию и обстоятельствам, они могут сегодня лишь уповать на лучшее будущее и до­вольствуются сознанием того, что живут чисто - по чести, совести и долгу сердца своего. Не многие из преуспеваю­щих - «ликующих и праздно болтающих» - могут похвас­таться этим...

Однако вернемся к моим заповедям.

3. Контролируйте свое время и четко организуйте все, к чему приступили и что делаете.

Время - деньги, и их легко растранжирить, если тра­тить попусту и без счета.

Время, которое у нас есть, это деньги, которых у нас нет (Остап Бендер).

Всплывают в памяти имена и других людей, кото­рых знает весь мир, которым он особо благодарен. В са­мых неблагоприятных условиях они продолжали честно жить и творить, обогащать человечество новыми идеями, изобретениями, великими произведениями. Они вошли в золотой фонд человечества, находясь в тюрьме, лагере, ссылке, изгнании.

Вот лишь небольшая часть этих имен:

Публий Овидий создал в изгнании на берегу Понтий-ского моря столь любимое Александром Пушкиным про­изведение - «Ex ponto».

Мигель Сервантес написал роман «Дон Кихот».

Уолтер Репли придумал средство для опреснения воды.

Иоганн Фридрих Бетгер изобрел способ приготовления саксонского фарфора.

Леонтий Шамшуренков в 1752 году явил надзирателям проект самоходной коляски с мускульным приводом -будущий велосипед.

Чарльз Гудиер в 1630 году придумал метод облагоражи­вания изделий из каучука.

Иоганн Каммерер изобрел спички.

Павел Ощепков изобрел радиолокатор.

Андрей Туполев создал проект бомбардировщика Ту-4...

А Федор Михаилович Достоевский, Александр Исаевич Солженицын, Наталия Ильинична Сац (основательница Детского музыкального театра в Москве, провела в за­ключении около 15 лет), Георгий Степанович Жженов, Иннокентий Михайлович Смоктуновский...

А Сергей Павлович Королев, отправивший в космос Юрия Гагарина... Прикованный к тачке на колымском руднике, он нес в сердце и голове мечту о покорении безмерного Пятого океана...

Мы знаем людей, которые, боясь пыток и тюрьмы, ста­новились провокаторами. И мы помним людей, которые свободу ставили выше жизни, а честь - выше свободы. Для людей честь и честность всегда были превыше всего. Задумайтесь над тем, как вы живете. Вы хотите, что­бы так же жили ваши дети? Подайте им пример, задайте

стандарты жизни и поступков. Вы определяете, что хоро­шо и что плохо. Честность не передается по наследству. Ей следуют...

И все же, все же, наверное, есть ген честности, он пока еще лабораторно не открыт, но без него человечество не жило бы...

Взял взаймы деньги - отдай...

Дал слово - выполни...

Родил ребенка - вырасти...

И другое, более прагматичное понимание честности. Американский бизнесмен-строитель делает заказ вла­дельцу автопредприятия - устно, по телефону: прислать к нему завтра пять грузовиков. Но назавтра обстановка меняется, и строителю они не нужны. Он мог бы, поль­зуясь тем, что не было письменного договора, отослать грузовики обратно - не оплатив их эксплуатацию. Он их оплачивает. Иначе в следующий раз никто ему машин к воротам не пришлет...

Приведу здесь (тема обязывает) «правила чести и доблести», выдвинутые Ху Цзиньтао - руководителем КПК:

Считать делом чести и доблести горячую любовь к Отечеству (дословно: стране предков) - считать позором и по­стыдным делом нанесение вреда Отечеству, создание угрозы для Отечества.

Считать делом чести и доблести служение народу (обслу­живание народа) - считать позором и постыдным делом по­ступки, идущие вразрез с интересами народа.

Считать делом чести и доблести стремление к науке - счи­тать позором и постыдным делом невежество и отсутствие зна­ний.

Считать делом чести и доблести усердный труд - считать позором и постыдным делом стремление к безделью и непри­язнь к труду, лень.

Считать делом чести и порядочности соблюдение дисцип­лины - считать позором и постыдным делом нарушение зако­нов и дисциплины.

Считать делом чести и доблести сплочение и взаимную по­мощь - считать позором и постыдным делом нанесение ущерба другим ради своей выгоды, стремление поживиться за чужой счет.

Считать делом чести и доблести порядочность и верность слову - считать позором и постыдным делом утрату чувства долга ради собственной выгоды.

Считать делом чести и доблести упорную борьбу - считать позором и постыдным делом барское поведение, стремление к роскоши, разгулу и праздности.

Можно быть уверенным, что с этим, так сказать, «мо­ральным кодексом строителя коммунизма» китайцы, обо­гнав и Америку, и Россию, первыми высадятся на Марсе...

5. Относитесь к другим людям так, как вы хотели бы, чтобы другие относились к вам.

Быть первооткрывателем этой истины я не претендую, поскольку такой совет был дан людям еще Конфуцием и перешел в библейское поучение, трансформировавшись в заповедь: «Возлюби ближнего своего, как самого себя». Что в лоб, что по лбу. Однако сколько ни учат людей это­му правилу нормального общения между собой, не все овладели им. До сих пор зловредных людишек не счесть, о чем свидетельствует и такая притча:

- Грицько, прежде чем ты отправишься к праотцам, выскажи
свое последнее желание...

- Шоб у Петра корова сдохла...

Или такая басня еще библейских времен:

Свинопас Давид обратился к овцепасу Саулу:

- Саул, у меня нет ни одного барана, у тебя их много - по­
дари мне одного.

- Пожалуйста, Давид, но у меня нет ни одного борова, по­
дари и ты мне...

Так и поступили друзья-пастухи, совершив выгодный для обоих обмен, или, как сегодня говорят, бартер. Но вдруг ста-

ли завидовать один другому, засомневались, а не обманул ли Давид Саула, а Саул Давида. И поселилась между друзьями большая вражда. Яростно шепчут в спину друг другу:

- Чтоб подох, Саул, мой боров у тебя!

- Чтоб, Давид, откинулся у тебя мой баран!

Бедные животные, оказавшись в стаде непривычных для себя приятелей, заскучали, заболели и, в прямом смысле, отки­нули копыта. И что ж, опечалились Давид да Саул? Нисколько. Наоборот, оба были рады, утешены тем, что Бог их услы­шал...

Завистливые люди вредят другим, приносят всем зло в убыток самим себе, но все равно радуются. Не дай Бог никому такой радости! Избавь и нас от нее!..

6. Контролируйте себя - свое отношение к жизни.

Как это делать - контролировать себя? Возникла, к при­меру, на ваш взгляд, дурная мысль в голове - подумайте о реальных причинах ее зарождения и о плохих последстви­ях. Избавьтесь от таких причин, предусмотрите их в своих поступках, и вы предотвратите потенциальные неприят­ности для себя. Почаще заглядывайте в себя, фокусируйте свою мысль на позитивных возможностях, и они отодви­нут от вас негативные. Властвуйте над собой, и вы будете властвовать над обстоятельствами, а не они над вами.

Английский поэт и политик XVI в. Джон Мильтон пи­сал: «Кто властвует над собой и управляет своими страс­тями, желаниями и страхами, тот больше, чем король». Вняв такому или подобному ему правилу жизни, Эндрю Карнеги стал стальным королем Америки. Об этом муль­тимиллионере, в прошлом шотландском мальчике из очень бедной семьи, сообщает нам другой американский Карнеги - Дейл (в Америке людей с такой фамилией, по-видимому, столько же, сколько в России Сидоровых, а в Грузии Церетели) в одной из своих книг. Не помню, в какой точно - «Как завоевать друзей и оказывать вли­яние на людей», «Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично» или «Как пере­стать беспокоиться и начать жить», но советую прочитать

 

все три, если вы их еще не прочитали. Может, вы и не вос­пользуетесь всеми рекомедациями умнейшего Дейла, од­нако получите массу удовольствия от самого чтения, как и миллионы читателей в десятках стран мира.

Стальной король Эндрю Карнеги обладал стальными нервами и умел подавить в себе, на его взгляд, бессмыс­ленные желания и страхи, чем бы они ни были вызваны: он их попросту выбрасывал из головы, что по силам лю­бому человеку. Со страстями дело сложнее. С ними под­час не могут справится даже люди с железной волей и мо­гучим интеллектом, как, к примеру, Достоевский.

Федор Михайлович очень любил азартные игры. Знал, что это порок, но избавиться от него не мог. Играл и про­игрывал и впадал в тяжелую депрессию... Но здесь я дол­жен сделать оговорку: что для рядового человека смерти подобно, то для гениального - толчок к творчеству, ма­як к Правде. Не будь у Достоевского пагубной страсти к рулетке, мы бы сегодня не читали его проникновенно­го «Игрока» с тончайшими исследованиями психоло­гии молодого человека, загубленного игровым азартом. Чтобы понять состояние самоубийцы в его последнюю минуту, Эмиль Золя бросался под карету, мчавшуюся по парижской улице.

Что делать со страстями, я не знаю. Наверное, лучше всего их не приобретать. Чтобы не было утраченных ил­люзий, не нужно давать им возможность появляться...

От страхов и беспокойства избавиться можно, если по­стоянно контролировать свое сознание и анализировать свои поступки в поисках, повторюсь, реальных причин их возникновения, и при наличии собственной воли, со­бранности для их устранения, а затем и предупреждения. Но часто бывает и так: причины найдены, а устранить их нет никакой возможности. Скажем, нет и не предвидит-. ся денег для уплаты долга или вы совершили непопра­вимый проступок, и вам грозят крупные неприятности, вплоть до скамьи подсудимых или даже (упаси, Госпо­ди!) - киллерской пули. Это очень беспокоит вас, приво­дит к отчаянию, к мыслям о бесполезно прожитой жиз-

ни... Дейл Карнеги, рассуждая о таких ситуациях, приво­дит изречение мудрого китайца Лин Ютаня: «Подлинное душевное спокойствие достигается в результате прими­рения с самым худшим. Психологически, я думаю, это означает высвобождение энергии». Может, такое при­мирение и не прибавит вам денег и не избавит от ответ­ственности за совершенное, но заставит трезво и серьез­но - спокойно! - думать, как выйти из создавшегося по­ложения. Дейл приводит рассказ некоего мистера Эрла П. Хэни, у которого открылась язва двенадцатиперст­ной кишки. Видимо, бизнес Эрла покатился под гору, и он впал в панику от перспектив банкротства - перестал спать, приобрел тяжелейшую болезнь. Как бы то ни бы­ло, но три врача сказали ему, что он неизлечим, и посо­ветовали составить завещание.

«Если мне ничего не светит, кроме скорой смерти, -сказал себе Эрл, - то не буду ждать ее в страхе и душев­ных мучения, возьму от жизни все, о чем мечтал». Он всю жизнь мечтал совершить кругосветное путешествие и вот наконец-то решился на него. Купил билет на пароход...

Врачи были в ужасе: «Мы должны предупредить вас, что это приведет к ускорению вашего печального конца и вас похоронят в море...» - «Нет, этого не произойдет, - от­вечал Эрл. - Я уже приобрел гроб, и договорился с капи­таном, что в случае моей смерти в море меня положат в этот гроб и сунут в холодильник. А со своими родствен­никами я договорился, что по завершении кругосветного путешествия они извлекут меня из холодильника и по­хоронят в семейном склепе...» Кладбищенский шутник этот мистер Эрл? Ничего подобного. Он попросту при­обрел оптимизм, которого лишился, получив врачебный приговор. Во время путешествия он позволял себе вкусить запретных плодов: пил виски с содовой и льдом, курил сигары, ел все подряд, что должно было незамедлитель­но его убить. Но не убивало. Развлекался вовсю: танцевал, пел, заводил новых друзей.

Когда пароход достиг Индии, Эрл понял, что трево­ги, вызванные делами и заботами, которые преследовали

его дома и от которых он нажил язву, можно считать ни­кчемными по сравнению с увиденной им голодной ни­щетой аборигенов. Он перестал мучиться былыми пере­живаниями, почувствовал особую радость, оттого что жив и может пользоваться всеми благами жизни. Он вернулся в Америку, прибавив девяносто фунтов веса и почти за­быв о своей «смертельной болезни». Он стал крепко спать, и его бизнес снова пошел в гору.

И так ведь бывает: сознание того, что где-то в Африке негры могут бедствовать, лишило Швейцера привычного спокойствия и позвало его в тропические джунгли помо­гать несчастным людям, а мистера Эрла вид чужих стра­даний привел в радость, и он волне здоровым прибыл домой наслаждаться жизнью. Отсюда можно сделать вывод, что в разных местах, будь то в Африке, Индии или России, бедные люди страдают по-разному, и их страдания по-разному воздействуют на других, более благополучных представителей человечества: одних пе­чалят, других радуют? Ничего подобного. Голод и ни­щета везде одинаковы, но отношение к ним у Щвейцера одно, у мистера Эрла - другое. Впрочем, не буду столь строго относиться ко второму: ведь он нашел выход из своего тупика, стал здоров, обрел уверенность в себе и спокойствие... И такая тут маленькая, но значительная деталь: получил все это не за чужой счет. Как это бывает в Одессе:

- Моисей, что ты все крутишься, вертишься? Сам не спишь
и мне не даешь...

- Софа, я должен вернуть Изе тысячу баксов, а их у меня
нет, и я не знаю, как ему даже сказать об этом...

- Ну, это очень просто... Алло! Изя? Извини, что разбуди­
ла, хочу только сообщить, что Моисей не может отдать тебе
тысячу баксов, потому как у него и одного не имеется... Ну,
не кипятись, Изя, не волнуйся... Что, у тебя денег нет? Есть?..
Значит, все обойдется, как-нибудь перемелется... Спокойной
ночи, Изя. Заходи в гости... Вот и все, Моисей, - спи спокойно.
Пусть теперь Изя повертится...

Этот действенный способ по-одесски избавляться от собственных тревог и волнений, перекладывая их на дру­гого человека, поистине универсален во всех случаях жиз­ни. Но к нему не следует прибегать (см. заповедь № 5).

7. Лучшее лекарство от грусти и неудач - оптимизм.

Существует мнение, что чувство тревоги, недоволь­ство, пессимизм как таковой - это исконно русские чер­ты. Скажем, еще 150 лет назад незабвенный М.Е. Сал­тыков-Щедрин писал о России:

... Очень редко можно было встретить довольного чело­века... Кого не послушаешь, все на что-то негодуют, жалу­ются, вопиют:

- один говорит, что слишком мало свобод дают, другой -
что слишком много;

- один ропщет на то, что власть бездействует, другой - на
то, что власть чересчур достаточно действует;

- одни находят, что глупость нас одолела, другие - что
слишком умны стали;

- третьи, наконец, участвуют во всех пакостях и, хохоча,
приговаривают: ну, где такое безобразие видано!

Даже расхитители казенного имущества - и те недовольны, что скоро нечего будет расхищать.

И всякий требует для себя конституции: мне, говорит, по­дай конституцию, а прочие пусть по-прежнему довольствуют­ся раками и скорпионами.

Что изменилось за последние полтора века в этой чис­то русской картине, нарисованной великим сатириком? Ответ оставляю за читателем... Одно скажу - мало радост­ного, мало оптимистичного видел Михаил Евграфович в русской действительности. Но что такое оптимизм, с по­мощью которого можно избавиться от грусти, стресса, не­удач и в целом от пессимизма?

Смысл этого слова - оптимизм - всем ясен. Но есть еще три особенности, три его степени:

Первая, по Владимиру Далю: убеждение в том, что все на свете идет к лучшему.

По современному БТС - Большому толковому словарю русского языка: бодрое и жизнерадостное мироощущение, ис­полненное веры в будущее; склонность во всем видеть хорошие, светлые стороны.

По герою врачебных анекдотов доктору Сахаринову:

Вы говорите, что ваша бабушка умерла? Хорошо, очень хо­рошо... Отчего же она умерла - от инфаркта, инсульта, рака?.. От обычной инфлюэнции? Замечательно!.. А потела ли перед смертью?.. Не потела? Это, скажу я вам, просто превосходно!!.

Пессимистом можно стать от пустяка, можно - и по серьезной причине. В любом случае не пытайтесь засу­нуть толстую книгу туда, где и тонкой не поместиться. Перечислю джентльменский набор приемов, как не стать пессимистом.

Небольшая зарядка утром, продолжительные пешие прогулки. Чтение интересных книг. Улыбка при встре­че с друзьями. Вера в собственное «я». И, конечно, юмор. Смешные истории, анекдоты, комедии. Забавные про­исшествия, пусть даже они случаются непосредственно с вами, - все равно смешно вспомнить. Без этого трудно со­хранить оптимизм. Завтра, послезавтра вы сможете стать другим человеком, более интересным. И постарайтесь за­ряжать оптимизмом других людей. Мягкий взгляд, доброе слово тут очень важны - иным докторам этого порой до­статочно, чтобы приободрить больного, да и самому стать веселее, поверить в целебность своего столь простого враче­вания, исстари применяемого в медицинской практике...

Но не обманывай других красивыми словесами да умиль­ным выражением лица, и сам не будешь обманут...

Однако есть и второе «но» - базарное: «без обмана не продашь»...

И все же - торгуй и живи честно: самому дешевле обой­дется (см. заповедь № 4). И не впадай в дешевый оптимизм, вернее, в оптимизм, который дается дешево, - к примеру, с помощью спиртного. Впрочем, когда как.

Из-за сплошных неудач Иван Иванович решил покончить с собой, и так как решение его было твердым, то захотел пе­ред смертью побаловать себя спиртным - все равно на тот свет. Выбрался на балкон, с которого собрался прыгать, с бутылкой и огурчиком, хлебнул раз, второй, и стало ему лучше, хлебнул третий и орлиным оком взглянул окрест, и издал клекот:

- А ведь жизнь-то налаживается!..

И не прыгнул. Но со временем стал алкоголиком...

Все великие люди были оптимистами, иначе они бы и не достигли величия. Никакое большое дело не начина­ется без веры в него. Нужно верить в свою удачу, тогда и она будет верна тебе. Рисковать нужно весело, даже если тебе грозит поражение. Сомнение и неверие в свою уда­чу - удел пессимистов. Оптимисты сжигают за собой ко­рабли, чтобы не было сомнений. Так, Юлий Цезарь сжег корабли, на которых он прибыл в Британию, чтобы отре­зать себе путь назад.

Нечто подобное совершил и Александр Македонский. Перед сражением с персами у реки Граник он узнал, что у его противника, полководца Дария, гораздо больше сол­дат и денег на содержание войска. Македонский, чтобы сохранить хотя бы то, что имел, должен был, не прини­мая боя, отступить. Но тогда бы он потерял все, чего до­стиг, - славу непобедимого полководца, честь смелого и мужественно солдата. Плутарх пишет:

Войско Александра состояло, по сообщению тех, кто ука­зывал наименьшее число, из тридцати тысяч пехотинцев и четырех тысяч всадников, а по сведению тех, кто называет на­ибольшее число, из сорока трех тысяч пехотинцев и пяти тысяч всадников. Средств на содержание войска у Александра, как сообщает Аристобул, было не более семидесяти талантов, а по словам Дурила, продовольствия было только на тридцать дней, кроме того, по сведениям Онесикрита, царь задолжал двести талантов. Несмотря на то, что при выступлении Александр располагал столь немногим и был стеснен в средствах, царь, прежде чем взойти на корабль, разузнал об имущественном

положении своих друзей и одного наделил поместьем, друго­го - деревней, третьего - доходами с какого-нибудь поселения или гавани. Когда же наконец почти все царское достояние было распределено и роздано, Пердикка спросил его: «Что же, царь, ты оставляешь себе?» «Надежды!» - ответил Александр. «В таком случае, - сказал Пердикка, - и мы, выступающие с то­бой, хотим иметь в них долю». Пердикка отказался от пожа­лованного ему имущества, и некоторые из друзей Александра последовали его примеру. Тем же, кто просил и принимал его благодеяния, Александр дарил охотно, он раздал почти все, чем владел в Македонии.

Македонский тоже отрезал себе дорогу назад, показав войску, что верит в победу, и вселив в него свою веру...

Оставшись гол как сокол, Александр победил.

Сжигайте и вы свои корабли, чтобы не было дороги назад, и, исполненные оптимизма, без сомнений ступайте к своей победе. Не будьте скаредными, когда терять не­чего, весело расставайтесь с грузом прошлого на пороге лучшего будущего...

Смейтесь над трудностями, и вы преодолеете их. Смех лучше уныния, как весна лучше зимы. Виктор Гюго утверждал: «Смех - это солнце, он прогоняет зиму с че­ловеческого лица». Дотошливые американские ученые сообщают:

Смех повышает содержание адреналина в крови. От смеха проходят головные боли, снижается давление.

Смех оказывает такое же благоприятное воздействие на ор­ганизм, что и физические упражнения, бег трусцой, быстрая ходьба. Он воздействует на кожу лица так же, как хороший мас­саж, делает ее эластичной, не дает образоваться морщинам.

Верхние дыхательные пути он прочищает лучше, чем при-- ступ кашля, способствует ликвидации бессонницы, даже мо­жет привести к прекращению астмы, что доказано наукой.

Смех является не только хорошей тренировкой для иммун­ной системый. Смеющийся человек вдыхает гораздо большую порцию кислорода, в результате у него нормализуется пульс.

Доказано: веселье в коллективе оказывает более благотворное воздействие на физическое состояние человека, чем радости одиночества.

Подсчитано, что, если в сутки человек смеется не меньше 17 минут, он продлевает себе жизнь на один год. Поэтому са­мый лучший прогноз у тех, кто может искренне, от души по­смеяться.

Лучше смеяться над собой, чем над другим человеком. Однако, как говорил классик, «смеяться право не грешно над тем, что кажется смешно». И повторю слова другого классика: «Человечество смеясь расстается со своим про­шлым». Мы все время с чем-нибудь расстаемся. Лучше при этом улыбнуться, чем впасть в грусть. Лучше пошу­тить, чем ругнуться. Но притом надо знать, с кем и как шутить.

Козьма Прутков завещал: «Не шутите с женщинами...» С гаишниками шутить тоже бесполезно. Случай из жиз­ни, не помню, кем рассказанный:

Меня остановил гаишник и говорит: «Вы нарушили». Я соглашаюсь: «Да». Он говорит: «Будьте любезны, билет в Большой театр». Я отвечаю: «Вы знаете, у меня есть один лиш­ний билет, но он в театр Станиславского». Он говорит: «Дурак. Возьми сторублевку. Взял?» - «Взял». - «Что там нарисова­но?» - «Большой театр». - «Так вот, билет в Большой театр да­вай...»

8. Делайте все превосходно.

Лев Николаевич Толстой делал свое дело именно так. Он не мог допустить какого-нибудь огреха в своих руко­писях и много раз их переписывал, находя недостатков все больше и больше и все усерднее с ними воюя. «Хаджи Мурата» он переписал, кажется, 68 раз, но, в конце кон­цов, добился своего, и его читатели, вплоть до сегодняш­них, не могут обнаружить в этой повести каких-либо не­брежностей, кроме тех, которые гений сохранил специ­ально... Для чего Толстой это сделал, мы не знаем. Может,

для того, чтобы выпуклее и ярче показать совершенства своего произведения. Это известный прием, скорее даже хитрость, которым пользовались и пользуются большие художники - слова, красок, музыки.

Софья Андреевна переписывала черновики мужа на­бело и всякий раз бранилась, когда ей приходилось их расшифровывать - разбираться в многочисленных по­правках, в поправках к поправкам... Она полагала, что муж «по вредности характера» специально переделывал свои произведения, потому как считала их совершенны­ми с самого начала.

Написанное Львом Толстым занимает 90 томов, а он ус­певал еще учить детей в яснополянской школе, часами вес­ти беседы с посетителями. Воевал под Севастополем и на Кавказе, бывал в Европе, пахал землю и сеял хлеб. Великий немецкий поэт и философ Иоганн Гёте был министром, директором театра, сделал ряд научных открытий в есте­ствознании. Великий физик Эйнштейн играл на скрипке. Великий химик Бородин создавал оперы. Великий астро­ном Коперник писал картины. Великий математик Софья Ковалевская сочиняла романы. Цезарь Кюи был генералом царской армии, инженером и знаменитым композитором.

В человеческих Гималаях, где обитают такие люди, как Толстой и ему подобные, вам, дорогой читатель, по-видимому, не стать Эверестом. Но среди гор других человеческих занятий и призваний вы вполне обладаете возможностью стать пиком, возвысившись над себе по­добными. Стать вершиной, к примеру, в бизнесе.

Нет ни одного миллионера, успешного человека, ко­торый не стремится к превосходству во всем или не хочет стать лучше.

Разница между номером один и номером два - это обычные секунды, миллиметры, мелочи, которые, между тем, играют решающую роль.

Многие люди не успешны большей частью потому, что не готовы чем-то жертвовать. Если вы хотите стать человеком № 1, вы должны сделать больше, чем все ос­тальные, и лучше, чем способны, как кажется вам, сделать

сами. Подумайте, готовы ли вы к этому? В конце концов, скажите себе «да!» и знайте, что выбрали правильный путь.

Начните сегодня! Сделайте хотя бы один шаг на пути к совершенству, назавтра - два... И когда вы подсчитаете, что сделали уже три шага, то обрадуетесь тому, что стро­нулись с места и стали ощутимо ближе к своей цели - не только, а на целых три шага - ближе.

Успех и превосходство - это все ускоряющийся мара­фон без остановок. Вы должны каждый день прибавлять по шагу на своем пути и не заметите, как перейдете на спринтерский бег. И он будет вам по силам и приятен. Главное, не сбивать темпа и дыхания ненужными сомне­ниями, копаниями в душе... Вы придете к финишной лен­точке первым, доказав превосходство над вторыми и треть­ими.

Зарубежные исследователи считают, что люди, кото­рые мыслят как предприниматели, как владельцы бизне­са, отлич







Дата добавления: 2015-09-15; просмотров: 391. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

Неисправности автосцепки, с которыми запрещается постановка вагонов в поезд. Причины саморасцепов ЗАПРЕЩАЕТСЯ: постановка в поезда и следование в них вагонов, у которых автосцепное устройство имеет хотя бы одну из следующих неисправностей: - трещину в корпусе автосцепки, излом деталей механизма...

Понятие метода в психологии. Классификация методов психологии и их характеристика Метод – это путь, способ познания, посредством которого познается предмет науки (С...

ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ФОРМЫ ДЛЯ ИНЪЕКЦИЙ К лекарственным формам для инъекций относятся водные, спиртовые и масляные растворы, суспензии, эмульсии, ново­галеновые препараты, жидкие органопрепараты и жидкие экс­тракты, а также порошки и таблетки для имплантации...

Подкожное введение сывороток по методу Безредки. С целью предупреждения развития анафилактического шока и других аллергических реак­ций при введении иммунных сывороток используют метод Безредки для определения реакции больного на введение сыворотки...

Принципы и методы управления в таможенных органах Под принципами управления понимаются идеи, правила, основные положения и нормы поведения, которыми руководствуются общие, частные и организационно-технологические принципы...

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОВОСПИТАНИЕ И САМООБРАЗОВАНИЕ ПЕДАГОГА Воспитывать сегодня подрастающее поколение на со­временном уровне требований общества нельзя без по­стоянного обновления и обогащения своего профессио­нального педагогического потенциала...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.014 сек.) русская версия | украинская версия