Студопедия — Договор
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Договор

«И проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во

всех народах…»

(Лк.24, 47)

Дневник удобно проходить с помощью опытного в духовной жизни руководителя.

 

Святоотеческий опыт разделяет все грехи на восемь групп – страстей. Каждая страсть имеет своё название, и про­является особым образом. Всякое проявление страсти мы должны признавать грехом, враждой против Бога, служени­ем сатане. Таким образом, повторяя безбоязненно грехи, мы растим страсти – этим более и более продаём себя в рабство дьяволу.

В дневнике восемь глав, каждая из которых посвяще­на отдельной страсти. Внутри каждой страсти грехи разделе­ны на три группы:

1) жирным шрифтом выделены грехи смертные, и даже один, любой из них, отрывает нас от Церкви, отлучает от Христа, лишает Божественной Благодати и отправляет на вечные муки в ад – такова их тяжесть, если они остаются нераскаянными.

2) обычным шрифтом написаны грехи тяжкие, кото­рые нужно обязательно замечать и регулярно с сокрушением сердца исповедовать. Нельзя их «копить»: от этого враг укрепляется в сердце, помрачает ум и лишает его способно­сти замечать грехи.

3) курсивом выделеныгрехи «условно» простительные.«Условно» потому, что в разных ситуациях у разных людей степень их опасности может меняться – они могут переходить и в разряд тяжких. Простительные грехи в виде помыслов и чувств не оставляли даже святых, но они при этом сокрушались так, как мы не можем сокрушаться даже о смертных грехов. Опасность простительных грехов в том, что если их не признавать за грехи и оставлять без раскаяния, то можно набрать целый «мешок песчинок», который по весу будет не меньше тяжелого камня (смертного греха), и так же утянет на дно ада.

С детских лет сатана развивает в нас страсти: сначала приучая ко «грешкам», потом дальше и дальше, желая под­вести нас ко грехам смертным, чтобы гарантировано запо­лучить свою добычу. По этой причине не только смертный грех, но и любая из страстей, оставленная без борьбы, разви­тая, да ещё и любимая, точно так же отрывает нас от Христа и лишает Вечной Жизни.

Исследуем себя! Проверим, на сколько крючков (стра­стей) поймал нас враг. А ведь для рыбы достаточно проглотить и один, чтобы быть пойманной! Но точно так и для души и одной страсти, оставленной без борьбы, достаточно для погибели. К ужасу своему, обнаружим при чест­ном рассмотрении все восемь!

Если имеем заботу о своей бу­дущей вечной участи, то незамедлитель­но начнём борьбу. Дерево (страсть), ко­торое долго растили, и выкорчевать не­легко, но с помощью Божьей всё воз­можно.

Любой из грехов может быть прощён христианину в Таинстве Испо­веди при выполнении следующего:

1) грех должен быть признан грехом (раньше мы могли не считать то или иное дело греховным и спокойно его совершали, не волну­ясь о последствиях);

2) человеку необходимо раскаяться во грехе, причём степень покаяния должна соответствовать степени греха, чего у большинства из нас обычно не получается из-за отсутствия страха Божьего. Как следствие, грехи с лёгкостью повторяются до тех пор, пока человек по-настоящему не сокрушится сердцем. Требуется борьба до «кровавого пота». В прежние века для этого назначали епитимии;

3) кающемуся не нужно отныне повторять этот грех, в его сердце должен произойти разрыв со грехом и должны родиться ненависть и брезгливость к нему. При одном вос­поминании о грехе должна закипать вражда против него.

 

В левой части каждой страницы дневника оставлено три колонки. В первой колонке нужно отметить грехи, совершенные за всю прошедшую жизнь. Во второй колонке отметить грехи, совершаемые в настоящее время. В третьей колонке отмечается частота повторения нынешних грехов, например, за неделю. Если грех повторяется многократно, то необходимо найти адекватные меры для его устранения – в этом поможет священник.

 

Пример заполнения дневника:

 

      Наименование греха
˚ ˚ ˚ ˚ + + Привязанность к лакомствам

 

Всё, что будет намечено для исправления (периодич­ность исповеди, молитвенное правило, режим поста и про­чее), можно отметить на последних страницах дневника, спе­циально оставленных пустыми.

Надеемся, что большой перечень грехов, приведён­ный по каждой страсти, не толкнёт никого в отчаяние, а, наобо­рот, поможет родиться в сердце сокрушению, без которого спасение не начинается.

В заключение хочется напомнить об ответственности христианина в Таинстве Причастия: Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от Хлеба сего и пьёт от Чаши сей. Ибо кто ест и пьёт недостойно, тот ест и пьёт осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает (1 Кор.II, 28 - 30). Нераскаянный соответствующей степенью покаяния смерт­ный грех и страсть, оставленная в сердце без борьбы, разлу­чают нас со Христом, следовательно, приступать к Таинству Причастия в таком состоянии пока невоз­можно – обернётся в осуждение. Сначала необходимо исправить свою жизнь, то есть обрести покаяние.

Да умудрит вас Бог.

 

      Наименование страсти, греха
      ЧРЕВОУГОДИЕ
  напивались до беспамятства;
  употребляли спиртное до сильного опьянения в течение нескольких дней (запой);
  подвергали себя отравлению алкоголем от избыточного употребления (до рвоты и других осложнений здоровья);
  обращались за оздоровлением к экстрасенсам, колдунам, гипнотизерам, «бабкам», «народным целителям», сектантам, знахарям и пр.;
  применяли для оздоровления заговоры;
  обращались за оздоровлением к природе, звездам, земле, воде, огню и пр.;
  кодировались от ожирения, курения, пьянства и пр.;
  служили своему телу как самому драгоценному в жизни; много сил, средств, времени тратим на заботы о теле (культ тела);
  чрезмерно объедались при употреблении пищи (обжорство);
  употребляли пищи ночью: просыпались от голода и не могли уснуть, пока не наедались (работающих в ночную смену это не касается);
  не могли уснуть с «пустым желудком», ели (пили чай) перед сном;
  регулярно употребляли пива (как безвредный напиток, хотя пиво более опасно с точки зрения привыкания, чем вино);
  за ужином непременно желали выпить спиртное;
  не соблюдали посты (каждая среда и пятница и 4 многодневных поста в году);
  не могли целиком выдержать пост, неоправданно нарушали посты;
  привязывались к наслаждениям телесным (баня, купание, загорание и пр. – не как к необходимости, а как удовольствию);
  переедали и упивались вином даже в церковные праздники;
  нарушение режима питания по требованию желудка; частое в течение дня, употребление пищи;
  привязанность к острым пикантным приправам и закускам - пища без них кажется невкусной (майонез, кетчуп, горчица, перец и пр.);
  желали обязательного разнообразия в пище – роптали, что надоело одно и то же, хочется чего-нибудь вкусненького;
  привязывались к лакомствам (в разном возрасте они могут быть разными – торты, сгущенка, конфеты, орехи, семечки, сухарики и пр.);
  привязывались к шоколаду (усиливает блудную страсть);
  были изнеженны, долго спали, длительно лежали в постели после пробуждения;
  употребление спиртного до характерного «шума» в голове, вызывающего излишнюю веселость, болтливость, развязность, нарушение координации движений и искажение произносимых слов;
  переедали (до тяжести в желудке), после чего наступает вялость, сонливость, лень, уныние;
  считаем употребление пищи приятным, радостным занятием, а не необходимой потребностью тела, принимаем пищу с услаждением, алчно, торопливо, не пережевывая тщательно;
  желали друг другу и себе телесного здоровья как самого главного в жизни;
  угождали плоти: хотели, чтобы было мягко, удобно, приятно, в удовольствие, с комфортом;
  после приема пищи обязательно нужно вздремнуть, полежать, расслабиться.
      БЛУД
  имели плотскую связь до заключения брака (не сохраняли девства, любодеяние);
  допускали зачатие детей до заключения брака;
  изменяли - супружеская измена (прелюбодеяние);
  разрушали венчанный брак;
  зачатие детей от внесемейной плотской связи;
  вступление в четвертый брак;
  вступление в плотскую связь с бывшим супругом (супругой) после расторжения брака (любодеяние);
  однополый «брак»;
  занимались рукоблудием;
  согрешали блудом противоестественным (анальным, оральным, с животными, между однополыми, между близкими родственниками, с несколькими одновременно);
  соединялись в семью близких родственников (кровосмешение);
  блудной связью разрушали чужую семью, дети оказались сиротами;
  разбивали чужую семью, желая устроить свою личную жизнь;
  блудной связью довели кого-либо до отчаяния, до самоубийства;
  развращали, втягивали в блуд младшего по возрасту, девственника (девственницу);
  занимались сводничеством (содействовали в знакомстве людей, ищущих блудных отношений);
  целование, обнимание, нецеломудренное поведение до заключения брака;
  читали сладострастные книги, слушали и пересказывали непристойные анекдоты, смотрели передачи и фильмы с блудными сценами, в том числе разрешали детям это же;
  считали плотские отношения необходимыми для здоровья и хорошего настроения;
  допускали плотский интерес к лицам противоположного пола, разглядывали тело «через одежду»;
  засматривались с вожделением на красивые лица, неприличные сцены и картины, непристойную рекламу;
  носили одежду, подчеркивающую форму тела и не покрывающую (или специально открывающую) непристойные места (это касается и женщин, и мужчин);
  допускали заигрывание, кокетство, кривляние, распущенность рук и языка, намеки, двусмысленность, вольное обращение с лицами противоположного пола;
  допускали блудные воспоминания и мечтания, охотное удержание их в мыслях и происходящее от этого похотливое разжжение в теле;
  танцевали с бесстыдными телодвижениями;
  применяли косметику и другие средства украшения тела для привлечения внимания;
  проявляли плотское влечения супругов при детях;
  не воздерживались в супружеской жизни в посты, в среды и пятницы, воскресные и праздничные дни;
  неумеренность в плотских отношениях в законном браке;
  изменяли второй половине в своем сердце нечистым воззрением на лица противоположного пола;
  постоянным отказом в супружеской близости доводили вторую половину до измены;
  обращались к литературе, научающей разнообразию плотских отношений;
  учили детей «безопасному сексу»;
  одобряли блуд, любодеяние, измены, разводы, брак с разведенными;
  надсмехались над целомудрием, девством, честным браком, супружеской верностью;
  сквернословили (матерщина);
  мужья принуждали жен носить нецеломудренную одежду;
  старшие принуждали младших носить нецеломудренную одежду;
  имели похотное чувство от случайно услышанного, увиденного или вспомнившегося;
  часто смеялись по всякому пустяку;
  наивные романтические мечтания о «возвышенной» любви.
      СРЕБРОЛЮБИЕ
  святотатство (похищали или присваивали себе церковную собственность);
  похищали у людей иконы, священные книги и другие святыни;
  обделяли стариков, немощных, калек, убогих, больных, заключённых, сирот – этот грех напрямую вопиет к Богу об отмщении за обиженных;
  совершали разбой с целью наживы;
  мародёрство – ограбление жителей неприятельской территории или убитых и раненых (во время войны);
  хитростью и обманом выигрывали в азартных играх деньги у простецов и неопытных;
  играли в казино, игровые автоматы, доходя в азарте до помрачения ума, растрачивая впустую деньги;
  организовывали залы и клубы для игр на деньги;
  в бизнесе обманывали и подставляли других, наживая себе прибыль нечестно;
  зарабатывали на болезнях и несчастьях людей, давая ложные обещания исцеления, облегчения трудной участи;
  подвергание риску своего здоровья и даже жизни ради денег;
  различные игры на деньги;
  давали в долг под проценты;
  неуплата положенных налогов, сокрытие доходов от государства (наемный работник не виновен, если это зависит не от него, а от хозяина предприятия);
  возложение всех надежд на деньги, на запасы, на хозяйство;
  жестокосердие к нищим и ко всем нуждающимся (жалеем своего, не хотим поделиться, хотя и имеем возможность);
  Болезненная привязанность к деньгам, вещам, предметам и сильная зависимость от них;
  желание обогатиться и размышление о средствах к обогащению, мечтание быть богатым (забота о необходимом достатке грехом не является);
  ненасытное желание иметь как можно больше, желание приобретать даже сверх необходимого, про запас;
  скупость, мелочность, жадность, скряжничество даже по отношению к родным;
  искание выгоды во всём (корыстолюбие);
  скрывание доходов от семьи, накапливание тайком от ближних;
  жалеем своё имущество, когда им необходимо послужить для ближних или Отечества (не хотим принять в свой дом проезжающих, оказавшихся неожиданно в бедственном положении, за помощь берём деньги; не хотим подвезти попутчиков – только за плату и т.д.);
  если просят имеющееся у нас, то, из жалости к вещи, обманываем, будто нет её у нас или уже отдали кому-то;
  требуем возврата долга с оскорблениями и угрозами (спрашивать о возврате долга разрешается);
  воровство (кража чужого имущества, государственного или частного, присваивали то, что «плохо лежит»);
  Умышленно не оплачивали проезд в транспорте;
  взятие без спроса не принадлежащего нам;
  бездельничанье на работе, недобросовестное исполнение служебных обязанностей (при этом оклад получаем целиком);
  ложный больничный лист;
  работаем не по совести, а только чтобы начальство не ругало и премии не лишило;
  обвешивание, обсчитывание, завышение цен в торговле;
  продавали плохое за хорошее;
  Пользование электроэнергией без оплаты, занижение показаний счётчика;
  покупка краденного подешевле;
  подделка документов ради выгоды и наживы;
  незаконное приобретение дипломов, удостоверений, сертификатов и пр., чтобы получить должность с большей оплатой;
  предложение взятки и получение взятки;
  не возвращали то, что брали во временное пользование;
  требовали премию, доплату, надбавку, угрожая начальству и шантажируя увольнением или забастовкой;
  судились с родными, с соседями, требовали возмещения ущерба материального, да ещё и морального;
  приносили краденное или незаработанное в качестве пожертвования в храм;
  утаивали и присваивали найденные вещи и деньги;
  получали незаработанные деньги;
  намекали или принуждали людей делать нам подарки;
  не возмещали нанесённого ущерба;
  выпрашивали деньги и вещи на свои мнимые нужды ради наживы или пропоя;
  нечестно делили вознаграждение за труды (себе или своим брали больше);
  присваивали чужое, утраченное людьми в результате стихийных бедствий;
  одобряли какую-нибудь разновидность воровства, научали и подстрекали к этому других;
  приносили домой с работы что-либо незаработанное: инструмент, канцелярские принадлежности, краску, лампочки, продукты и пр. (позволяется брать списанное с разрешения начальства);
  если и даём кому-нибудь чем-то попользоваться, при этом боимся, как бы не сломали;
  соблазнялись чем-либо в чужом саду, огороде, поле – частном или государственном;
  небрежно относились к чужой или казённой вещи;
  скупились тратить на добрые дела помощи ближним, хотя и имели на то возможность;
  приносили на пожертвование что похуже, лучшее оставляли себе;
  не заботились о содержании и украшении храма, скупились на пожертвование в храм, хотя имели достаток в средствах;
  полученные деньги обязательно пересчитываем, не доверяя честности человека (можно посчитать, чтобы убедиться: не дали ли лишнего);
  задерживаем возврат долга, хотя можем его отдать;
      ГНЕВ
  убийство человека умышленное;
  убийство человека неумышленное;
  ненависть (ярость, вражда) к соседям, сослуживцам, начальникам, детям, родителям и пр. (ненавидящий ближнего есть человекоубийца);
  избиение, увечье и прочее жестокое, бесчеловечное отношение к людям;
  аборт (убийство ребенка в утробе матери) – этот грех ложится на мать, решившуюся на такое злодеяние, на отца, пожелавшего или промолчавшего, на врача (или на знахарку) и вспомогательный персонал, исполнивший убийство;
  выкидыш (от самовольной физической нагрузки, от греховной жизни, от сильной печали, от умышленного применения специальных рецептов, от нехранения здоровья);
  применение абортивных противозачаточных средств (спираль, гормональные таблетки, гормональная система «Мирена»), в части случаев вызывающих убийство оплодотворённой клетки, уже имеющей душу, т.е. живого человека (отличие от рожденного человека только в том, что тело еще не развито);
  советовали делать аборт, давали деньги на это злодеяние, становясь соучастником убийства невинного ребёнка;
  «лечили» детей у «бабок», экстрасенсов, колдунов и т.д. – тем самым предавали их в лапы бесам;
  своим поведением довели человека до самоубийства или до запоя, вследствие которого наступила смерть, став соучастником смертного греха;
  не прощали обидчиков, держали в сердце злобу, примирялись только на словах, лишая себя возможности получить прощение своих грехов. Если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам прегрешений ваших (Мф. 6,15);
  Имели злоречивый характер: ругались, оскорбляли, проклинали, наговаривали, преувеличивали, угрожали, желали зла, запугивали, распускали слухи, выдумывали сплетни и клевету на людей, писали жалобы, устраивали разборки, злословили;
  предательство, повлекшее гибель людей;
  принуждали кодироваться;
  жестокая месть с тяжкими последствиями;
  угрожали человеку убийством;
  проклятие своих личных врагов, а иногда даже родителей (посылали их в руки нечистой силы или в другой форме, при этом в смысл произносимых слов не вдумывались и даже не понимали, что это проклятие);
  проклятие своих детей (проклятие отцовское разрушает дом, проклятие материнское низводит с земли);
  желание беды, смерти, несчастья, болезни своим обидчикам;
  не помогли умирающему от голода, тонущему, тяжелобольному, просящему о помощи, погибающему; не защитили обижаемого, убиваемого (убежали, крепче закрыли двери, заткнули уши);
  оставление детей, отдание их в интернаты, детские дома;
  оставление детей на воспитание бабушкам – не хотели связывать себя хлопотами, хотя имели возможности и силы;
  оставление старых немощных родителей, отдание их в дома престарелых;
  подталкивали человека на грех, соблазняли, растлевали душу (навязывали выпивку, научали отомстить, развращали анекдотами, дурными примерами, скверными книгами, видеокассетами, дисками);
  втягивали в осуждение;
  постоянными придирками довели человека до отчаяния;
  обидным словом, упрёком, придирками, грубостью досаждали родителям;
  не исполняли волю родителей, не утешали их в старости и болезни, не ухаживали перед смертью, не молились после их смерти, не подавали за них милостыню, не поминали на панихидах в храме, не следили за могилами, ставили на могилах не кресты, а звёзды;
  непристойный крик, спор, бранные жесткие и колкие слова, запугивание, оскорбление;
  ударение, толкание, побои без увечья;
  злопамятство (воспоминание старых обид);
  мелкая месть и рассуждение в мыслях об отмщении;
  клевета (забыли, что отец и родитель лжи – дьявол), сознательная ложь о человеке;
  распространение злых слухов о человеке;
  разглашали тайны человека его врагам;
  разглашали чужие слабости, грехи, очерняли доброе имя человека;
  верили наговорам, распускали злые слухи, да ещё и преувеличивали их;
  передавали недобрые слова человеку, в адрес которого они были сказаны – тем самым вызывали обиды и ссоры;
  сеяли раздоры и вражду между людьми;
  осуждение другого человека в мыслях и словами – вместо сочувствия и сострадания (опасность этого греха в том, что часть вины за грех переходит с осуждаемого на осуждающего, таким образом, при осуждении мы страдаем за грех, которого не совершали. Если не хотим, чтобы нас осудил Бог, то не должны осуждать других. Судить людей – право Бога);
  произнесение в виде шуток опасных пожеланий;
  злорадование: радуемся неудачам других, особенно неудачам наших недругов; радость эта не обязательно открытая, она может быть в виде мыслей или сердечного чувства;
  попользовавшись благами от общего дела (например, в бизнесе), не захотели отвечать за последствия;
  Расторжение брака (развод) без уважительных причин;
  воспитание детей (или подчиненных) с помощью гнева, крика, оскорблений;
  применение наказаний, превышающих проступок;
  безразличие родителей к духовному состоянию детей (ненаучение их вере, заповедям, молитве, посту; дозволение не посещать Храм Божий, не исповедоваться, не причащаться, не читать духовную литературу);
  безразличие родителей к занятиям детей: посещают ли школу, выполняют ли домашнее задание, хороших ли имеют друзей, чем занимаются, чем интересуются, как относятся друг к другу);
  ненаучение детей нравственности, приёмам ведения домашнего хозяйства, способности терпеть и прощать;
  не подавали детям примера исполнения Христовых заповедей;
  своим примером научали детей лжи, притворству, сквернословию, грубости, осуждению, зависти, мести, накопительству, алчности, обжорству, винопитию и прочим грехам, хотя на словах, может быть, были благочестивы (забыли, что дети во всём копируют своих родителей и научение происходит не столько словом, но больше делом, поэтому напрасно удивляемся: «Откуда у нас такие дети, мы их этому не учили!»);
  долго не крестим своих детей, после крещения не заботимся об их духовном возрастании, о регулярном причастии;
  не учили детей покаянию, не готовили их к исповеди;
  не оплакивали грехи ребенка как свои собственные;
  не прививали ребёнку благоговейного отношения к Храму, особенно к Таинствам Церковным;
  по неразумной родительской любви воспитывали эгоистов, лентяев, всё отдавали им, всем ради них жертвовали, не знали меры, всё дозволяли, не поручали домашних дел, приучали к лакомствам, не запрещали смотреть подолгу телевизор (даже срамные передачи и фильмы), выполняли все их прихоти, терпели от них грубость и ложь, не применяли допустимых средств наказания (вплоть до телесных, но без гнева);
  ревность (подозрение в измене), желание «привязать» к себе супруга (супругу) как собственность;
  рассчитывались за работу водкой, способствуя спаиванию людей;
  наносили вред чужому имуществу умышленно: от зла или зависти;
  поджег чужого (или в порыве ярости своего) имущества;
  отравление соседских животных;
  препятствие в выгоде других людей;
  не предохраняли других от убытков, заведомо зная, что они могут быть;
  не помогали добрым советом, не обращали на путь истины заблуждающихся, если они просили об этом;
  не утешали человека, находящегося в несчастии;
  жестоко относились к домашним животным (били, пинали, кидали камнями, издевались, убивали по ненависти или ради развлечения);
  не умеем отделять грех от человека (осуждаем не поступок, а человека);
  «резали правду в глаза», обличали с гневом и без милости;
  грубим ближним, ходим со злым лицом, не глядим на ближних, здороваемся сквозь зубы, хлопаем дверями;
  в транспорте толкаемся, ругаемся, не уступаем место, не терпим неудобств и неприятностей;
  не можем просить Бога о своих врагах такими словами: «Отче, прости им, не ведают, что творят. Не вмени им этого в грех. Просвети их ум, приведи их к вере и покаянию. Не лиши их Царства Небесного, не наказывай их за меня»;
  неверующим людям навязываем веру, укоряем и упрекаем за неверие вместо того, чтобы кротостью, смирением, любовью, милосердием, терпением свидетельствовать о своей вере;
  не выполняли обязанностей крёстных, не молились за крестников, не научали их вере, не показывали им пример благочестия, не водили их в храм, не заботились об их причастии (если родители ребенка препятствуют крестному, то остается только молитва и собственная благочестивая христианская жизнь);
  родители вносили раздоры в семью молодых, ревновали сына к снохе и пр.;
  будучи начальниками, потворствовали любимчикам или, наоборот, были жестоки в обращении с подчиненными, изводили придирками, несправедливостью, изживали с работы по зависти, наговору, мести;
  потворствовали порокам подчиненных: пьянке, блуду, прогулам, воровству и прочее;
  скверно относились к старшим по возрасту, старики мешали нам на улице, в транспорте, магазинах, больницах;
  подвергали человека опасностям, изнуряли трудами;
  не верили в болезни ближнего, надсмехались над ним;
  умышленным молчанием вызывали гнев ближнего;
  строптивостью, упрямством, желанием настоять на своем доводили человека до раздражения;
  осуждали священников (как говорят проповеди, как совершают молебны, Таинства, богослужения);
  отказывали болеющим или умирающим родственникам в приглашении домой священника;
  повреждали своё здоровье умышленно, назло другим делали себе плохо;
  считали, что в храме есть «наше» место и сгоняли занявших его;
  не просим прощения у обиженных нами, не спешим к примирению;
  не уступаем с любовью место, раздражаемся на других прихожан, с раздражением одёргиваем, грубо назидаем новичков, осуждаем;
  осуждаем сидящих в храме по причине усталости и немощи телесной или даже делаем им замечание;
  не хотим навестить больных, старых, страдающих, одиноких – не хочется портить себе настроение, оправдываемся нехваткой времени;
  просили прощения формально, без сокрушения сердца, без искреннего сожаления о содеянном;
  делали замечание человеку с раздражением и осуждением;
  гневные мысли и чувства (в сердце, как будто бы, закипает кровь и начинается некоторое жжение);
  вспыльчивость, раздражительность, говорение на «повышенных тонах».
      ПЕЧАЛЬ
  отчаяние в трудных ситуациях;
  рассуждение о бессмысленности жизни, о том, что «я никому не нужен»;
  нежелание жить, если с ближним случится беда или смерть;
  мысли о самоубийстве при обстоятельствах, кажущихся безвыходными;
  отречение от спасительного креста – бегство от попущенных Богом трудных жизненных обстоятельств, что является отречением от Божьей воли спасительной и исполнением своей воли – гибельной;
  жалуемся на жизнь: «За что мне это, за что меня Бог наказал?» - не можем принять всё случившееся с нами как лекарство, совершенно необходимое, хотя и горькое, для исцеления нашей души, подаваемое рукой Божьей;
  не хотим терпеливо переносить скорби, забываем, что они очищают душу, что они абсолютно необходимы для нашего спасения, что с


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Психолого – педагогическая характеристика личности учащегося

Дата добавления: 2015-09-15; просмотров: 227. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Подкожное введение сывороток по методу Безредки. С целью предупреждения развития анафилактического шока и других аллергических реак­ций при введении иммунных сывороток используют метод Безредки для определения реакции больного на введение сыворотки...

Принципы и методы управления в таможенных органах Под принципами управления понимаются идеи, правила, основные положения и нормы поведения, которыми руководствуются общие, частные и организационно-технологические принципы...

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОВОСПИТАНИЕ И САМООБРАЗОВАНИЕ ПЕДАГОГА Воспитывать сегодня подрастающее поколение на со­временном уровне требований общества нельзя без по­стоянного обновления и обогащения своего профессио­нального педагогического потенциала...

БИОХИМИЯ ТКАНЕЙ ЗУБА В составе зуба выделяют минерализованные и неминерализованные ткани...

Типология суицида. Феномен суицида (самоубийство или попытка самоубийства) чаще всего связывается с представлением о психологическом кризисе личности...

ОСНОВНЫЕ ТИПЫ МОЗГА ПОЗВОНОЧНЫХ Ихтиопсидный тип мозга характерен для низших позвоночных - рыб и амфибий...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия