Студопедия — О ЧЕМ ГОВОРИТ ТИШИНА
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

О ЧЕМ ГОВОРИТ ТИШИНА

 

ЭКХАРТ ТОЛЛЕАВТОР «СИЛЫ МОМЕНТА СЕЙЧАС»

© Перевод с английского Николая Лаврентьева Новая редакция 2007 г.

ВВЕДЕНИЕ

Истинному духовному учителю нет нужды учить чему-либо в обыденном смысле этого слова. Ему не нужно тебе ничего ни давать, ни добавлять — ни к информации, ни к убеждениям, ни к твоему образу действий. Единственная функция такого учителя — помочь убрать то, что отделяет тебя от истины о том, кем ты уже являешься, и что ты уже знаешь в самой глубине своего существа. Духовный учитель нужен для того, чтобы раскрыть и явить тебе то измерение внутренней глубины, что есть также и покой. Если ты приходишь к духовному учителю — или к этой книге — в поисках побудительных идей, теорий, веры, интеллектуальных дискуссий, то будешь разочарован. Другими словами, если ты ищешь пищу для ума, то не найдешь ее. Более того, ты упустишь самую суть учения, суть этой книги, которая не в ее словах, а в тебе самом. Хорошо, если ты будешь помнить и чувствовать это во время чтения. Слова — не более чем указатели. То, на что они указывают, нельзя отыскать в мире мыслей, но лишь внутри собственного измерения, что гораздо глубже и бесконечно больше мысли. Живое, вибрирующее спокойствие — это одна их характерных черт этого измерения. Таким образом, когда во время чтения ты почувствуешь, что в тебе разливается внутренний покой, — это будет означать, что книга делает свое дело и выполняет функцию быть твоим учителем: она напоминает тебе о том, кто ты есть, и указывает тебе дорогу домой. Это не такая книжка, которую нужно прочитать от корки до корки и отложить в сторону. Живи с ней, бери ее почаще и, что гораздо важней, чаще ее откладывай, а еще лучше, меньше читай, а больше держи в руках. Многие читатели будут чувствовать, что после каждых нескольких строк их совершенно естественным образом будет тянуть остановить чтение, сделать паузу, отражая прочитанное и погружаясь в его спокойствие. Всякий раз, когда такое будет случаться, гораздо полезнее прервать чтение, чем продолжать его. Пусть эта книга делает свою работу, пусть она пробуждает тебя, пусть вытаскивает тебя из старой колеи бесконечно повторяющегося и обусловленного мышления. Форму этой книги, то, как она сделана, можно рассматривать как возрождение самых древних форм духовных учений, дошедших до нас в виде записей — сутр древней Индии. Сутры — это очень яркие и насыщенные указатели на истину, имеющие форму афоризмов или коротких изречений, в которых очень мало концептуального наполнения. Ранние священные учения, Веды и Упанишады были записаны в форме сутр, и в таком же виде предстают слова Будды. Изречения и притчи Иисуса, если их очистить от повествовательного контекста, тоже могут быть отнесены к сутрам, не говоря уже о знаменитом учении, содержащемся в Дао Де Цзин — древнекитайской книге мудрости. Преимущество сутр в их краткости. Они не занимают думающий ум более необходимого. В них гораздо важнее не то, что они говорят, а то, на что указывают. Абзацы этой книги, сделанные в виде сутр, особенно отчетливо предстают в главе 1 («Тишина и Покой»), содержащей только самые краткие вводные изречения, мысли, фразы и т.п. Суть всей книги выражена в этой главе, и вполне возможно, что это всё, что некоторым читателям может понадобиться. Остальные главы предназначены тем, кому нужно еще несколько указателей.

 

Так же как и в древних сутрах, содержащиеся в этой книге писания сокровенны и исходят из того состояния сознания, которое мы могли бы назвать покоем. Однако в отличие от древних сутр, они не принадлежат ни к одной религии, не относятся ни к какой духовной традиции, однако, всё человечество имеет к ним самый прямой доступ. Здесь к ним добавлен также оттенок безотлагательности. Трансформация человеческого сознания больше не является роскошью, то есть тем, что доступно лишь нескольким индивидуумам. Это настоятельная необходимость, если только человечество не жаждет самоуничтожения. В настоящее время происходит как усиление дисфункциональности старого мышления, так и рост нового. Парадоксально, но всё на свете становится одновременно и лучше и хуже, хотя то, что становится хуже — заметнее, потому что создает много «шума». В этой книге, конечно же, используются слова, которые в процессе чтения твой ум будет превращать в мысли. Но это будут не обычные мысли — без конца повторяющиеся, шумные, служащие только самим себе, громко требующие к себе внимания. Как любой истинный духовный учитель, как древние сутры, мысли в этой книге не говорят: «Смотри на нас». Они говорят: «Смотри за нас». Потому что они приходят из тишины, и у них есть сила — сила, способная вернуть тебя в ту тишину, из которой они возникли. Эта тишина — это еще и внутренний покой, а тишина и покой — это суть твоего Существа. Это внутреннее спокойствие убережет и преобразует наш мир.

ГЛАВА 1

ТИШИНА И ПОКОЙ

Теряя соприкосновение с внутренней тишиной, ты теряешь соприкосновение с собой. Теряя соприкосновение с собой, ты теряешь себя в этом мире.

Твое самое сокровенное самоощущение, чувство — кто ты есть, неотделимо от тишины. Это то самое Я Есть, что гораздо глубже имени и формы

Тишина — это твоя природная суть. Что такое тишина? Твое пространство осознанности, внутри которого слова этой страницы воспринимаются и становятся мыслями. Без этой осознанности нет восприятия, нет мыслей, нет мира.

Ты — осознанность, переодетая в личность.

Эквивалентом внешнего шума является внутренний шум думанья. Эквивалент внешней тишины — это покой внутри.

Когда бы вокруг тебя хоть ненадолго ни воцарилась тишина — слушай ее. Это значит, просто заметь ее. Обрати на нее внимание. Слушание тишины пробуждает внутри тебя измерение покоя, потому что осознавать тишину ты можешь только через покой.

Заметь, что в момент, когда ты замечаешь окружающую тишину, ты не думаешь. Ты осознаешь, но не думаешь.

Когда начинаешь осознавать тишину, в тебе тотчас возникает состояние внутренней готовности. Ты присутствуешь. Ты вышел за грань тысячелетней коллективной человеческой обусловленности. Посмотри на дерево, цветок, растение. Пусть твоя осознанность отдохнет на них. Как они спокойны, как глубоко укоренены в Сущем. Позволь природе научить тебя спокойствию.

Когда смотришь на дерево и чувствуешь его покой, ты сам становишься спокойным. Ты соединяешься с ним на очень глубоком уровне. Ты ощущаешь единство с тем, что воспринимаешь в покое и через покой. Ощущение своего единства со всем — это истинная любовь.

Тишина — хороший помощник, но для того, чтобы найти покой, она тебе не нужна. Даже если есть какой-то шум, ты можешь осознавать стоящий за ним покой, пространство, откуда он возникает. Это и есть внутреннее пространство чистой осознанности, само сознание.

Ты можешь осознавать осознанность, являющуюся фоном всего твоего чувственного восприятия, всего твоего думанья. Осознавание осознанности — это появление внутреннего покоя. Любой шум, выводящий тебя из равновесия, может быть столь же полезным, как и тишина. Как? Через оставление внутреннего сопротивления этому шуму, через позволение ему быть таким, как он есть. Это принятие тоже уносит тебя в царство внутреннего мира, что и есть покой.

Когда ты глубоко принимаешь этот момент таким, как он есть — неважно, какую бы форму он ни принимал, — ты спокоен, ты в полном покое.

Обращай внимание на просвет — интервал между двумя мыслями, краткое, пространство тишины между словами во время беседы, между звуками пианино или флейты или паузу между вдохом и выдохом.

Когда ты обращаешь внимание на эти промежутки, осознавание «чего-то» становится просто осознаванием. Бесформенное измерение чистого сознания возникает изнутри тебя и приходит на смену отождествлению с формой.

Настоящая разумность действует бесшумно. Покой — это где живет творчество, а проблемы находят решение.

Является ли тишина лишь отсутствием шума и содержимого? Нет, это сама разумность — лежащее в основе всего сознание, из которого рождается всякая форма. Как же оно может быть отдельно от того, кто ты есть?

Та форма, которой, как ты думаешь, ты являешься, исходит из него и на него опирается.

Оно суть любой галактики, любой травинки; всех цветов, деревьев, птиц и прочих форм.

Тишина — это единственное во всей вселенной, что не имеет формы. Это ничто, и оно не от мира сего.

Когда ты смотришь на дерево или человека — в покое, то кто смотрит? Что-то более глубокое, чем личность. Сознание смотрит на свое творение.

В Библии говорится, что Бог создал мир и увидел, как он хорош. Это именно то, что ты видишь, когда смотришь из покоя, в котором нет думанья.

Тебе нужно больше знания? Разве больший объем информации или более скоростной компьютер, или еще более научный, интеллектуальный анализ спасет мир? Разве сейчас человечеству не нужно больше мудрости?

Но что такое мудрость и где ее искать? Мудрость приходит вместе со способностью быть спокойным. Просто смотри и слушай. Больше ничего не нужно. Когда ты в покое, когда ты просто смотришь и слушаешь, это активизирует внутри тебя свободную от понятий разумность. Пусть покой направляет твои слова и дела.

ГЛАВА 2

ЗА ПРЕДЕЛАМИ МЫСЛЯЩЕГО УМА Состояние человека: заблудился в мыслях.

Большинство людей проводят всю свою жизнь в заточении — в плену собственных мыслей. Они никогда не выходят за пределы узкого, созданного умом и обусловленного прошлым личностного самоощущения.

В тебе, как и в других человеческих существах, есть такое измерение сознания, которое неизмеримо глубже мышления. Это сама суть того, кто ты есть. Мы можем называть ее присутствием, осознанностью, безусловным сознанием. В древних учениях это Христос внутри или твоя природа Будды.

Найдешь эту мерность — и освободишь себя и мир от того страдания, которое навлекаешь на себя и других, когда всё, что тебе известно, — это созданное умом «маленькое я», управлюющее твоей жизнью. Любовь, радость, творческое развитие, вместе с бесконечным внутренним покоем, не могут войти в твою жизнь иначе, чем через это безусловное измерение сознания.

Если ты способен осознать, пусть случайно, что приходящие тебе на ум мысли, — это просто мысли, если тебе удастся проследить возникновение собственных реактивных ментально-эмоциональных стереотипов, — значит, это измерение в тебе уже поднимается. Оно возникает в тебе как осознанность, внутри которой случаются мысли и эмоции — вневременное внутреннее пространство, в котором твоя жизнь разворачивается и наполняется содержанием.

Мыслительный поток имеет невероятный момент инерции и легко может утащить тебя за собой. Каждая мысль претендует на то, чтобы быть самой важной. Каждая хочет оттянуть на себя всё твое внимание.

Вот тебе новая духовная практика: не принимай свои мысли слишком всерьез.

Как же легко человеку угодить в ловушку своей концептуальной тюрьмы.

Человеческий ум в своем желании знать, понимать и контролировать ошибочно принимает свое мнение и точку зрения за истину. Он говорит: это то, как оно есть. Тебе нужно быть больше, чем мысль. Тебе нужно быть больше мысли, чтобы понять, что, несмотря на углубление в интерпретации «своей» или чьей-то еще «жизни», чьего-то поведения, несмотря на привычку оценивать любую ситуацию, — это не более, чем одна из многих возможных точек зрения. Это не более чем оковы, сделанные из мыслей. Однако реальность настолько целостна, едина и неделима, и в ней всё так тесно переплетено, что ничто не существует само по себе. Мышление разбивает реальность на фрагменты — оно дробит ее на концептуальные кусочки.

Мыслящий разум — это полезный и мощный инструмент, но когда он берет твою жизнь под свой полный контроль, и когда ты не понимаешь, что он — всего лишь крошечный аспект сознания — тебя, — тогда он является сильным ограничивающим фактором.

Мудрость — это не продукт думанья. Мудрость — это глубокое знание, приходящее через очень простое действие — полное отдавание кому-то или чему-то всего своего внимания. Внимание — это изначальная, исконная разумность, само сознание. Оно устраняет преграды, созданные концептуальным мышлением, а с ним приходит понимание того, что ничто не существует само в себе или само по себе. Внимание соединяет наблюдающего и наблюдаемое в единое поле осознанности. Оно исцеляет от разделенности.

Погружаясь в навязчивое думанье, ты избегаешь того, что есть. Ты не хочешь быть там, где ты есть. Здесь, Сейчас.

Догмы — религиозные, политические, научные — исходят из ошибочного убеждения, что мысли могут содержать в себе реальность или истину. Догмы — это коллективные концептуальные тюрьмы. И ведь странная вещь — люди любят свои тюремные казематы, потому что они дают им чувство безопасности и ложное чувство «знания».

Ничто не причинило человечеству столько страданий, как догмы. Дело в том, что любая догма рано или поздно распадается, потому что со временем реальность раскрывает ее ложность. Однако пока ее основное заблуждение будет приниматься за истину, одна догма будет сменяться другой.

Каково же основное заблуждение? Отождествление с мыслью.

Духовное пробуждение — это пробуждение от сна мысли.

Мир сознания намного больше того, что мысль способна постичь. Переставая верить во все, что думаешь, ты выходишь за пределы мысли и ясно видишь, что мыслитель — это вовсе не тот, кто ты есть.

Ум пребывает в состоянии «недостаточно», и поэтому всегда хочет еще больше. Когда ты отождествлен с умом, то на тебя очень быстро накатывает скука и беспокойство. Скука свидетельствует о том, что ум голоден, что ему нужно больше стимулов, больше пищи для думанья, но его голод невозможно утолить.

Если ты испытываешь скуку, то можешь утолить голод ума, полистав журнал, позвонив кому-нибудь, включив телевизор, побродив по Интернету, походив по магазинам, или — и это не является чем-то не свойственным большинству — переадресовать ментальное чувство недостаточности и его потребность в чем-то большем — телу и быстро удовлетворить его, проглотив побольше пищи.

Или же можешь испытывать скуку и беспокойство, но одновременно можешь наблюдать за тем, что именно заставляет тебя скучать и беспокоиться. Как только ты вносишь в свои чувства осознанность, то вокруг нее тут же появляется как бы некое пространство спокойствия. Сначала оно небольшое, но по мере углубления ощущения внутреннего пространства интенсивность и значимость скуки уменьшатся. Поэтому даже скука может научить тебя, показать тебе, кто ты и кто не ты.

Ты обнаружишь, что «скучающая личность» — это не ты. Скука — это лишь обусловленное движение энергии внутри тебя. Ты не злой, не грустный, не испуганный. Скука, гнев, уныние или страх — не «твои», они не личностны. Это состояния человеческого ума. Они приходят и уходят.

Ничто из того, что приходит и уходит, не есть ты.

«Мне скучно». Кто об этом знает?

«Я зол, печален, я боюсь». Кто об этом знает?

Ты — само знание, а не состояние, о котором знаешь.

Наличие любого предубеждения говорит о том, что ты отождествляешься с мыслящим умом. Это значит, что ты перестал видеть другого человека, ты видишь только свое собственное представление о нем. Снижение меры наполненности другого человека жизнью до уровня представления о нем уже является формой насилия.

Думанье, не укорененное в осознанности, становится дисфункциональным и обслуживающим само себя. Одаренность, лишенная мудрости, чрезвычайно опасна и разрушительна. Это современное состояние большей части человечества. Распространение мысли в виде науки и технологии, что само по себе ни хорошо ни плохо, также становится разрушительным, потому что очень часто исходит из того, что не укоренено в осознанности.

Следующим шагом человеческой эволюции является выход за пределы мысли. Сейчас это наша неотложная задача. Это не значит, что больше не надо думать, это значит — не быть полностью отождествленным с мыслью, не быть захваченным ею.

Почувствуй энергию внутреннего тела. Ментальный шум тут же стихнет или исчезнет. Почувствуй ее в руках, ступнях, животе, груди. Почувствуй ту жизнь, которой являешься, жизнь, которая делает твое тело живым.

Тогда тело становится вратами, так сказать, в более глубокое ощущение жизненности под меняющимися эмоциями и думаньем.

В тебе есть жизненность, которую ты можешь ощущать всем своим Существом, а не только в голове. Каждая клеточка живет в том присутствии, в котором тебе не требуется думать. Вместе с тем, когда ты в этом состоянии, и если тебе для каких-то целей понадобилась мысль — то вот она. Ум по-прежнему способен работать, и когда его использует великая разумность, каковая и есть ты и которая выражет себя через него, он действительно работает отменно.

Ты мог проглядеть те короткие моменты, когда был «сознанием без мыслей», и когда это с тобой уже случалось в жизни естественно и спонтанно. Ты мог выполнять какую-то работу руками или ходить по комнате, или ждать у стойки в аэропорту и при этом присутствовать настолько полно, что обычный статический ментальный шум затихал, и его сменяло осознанное присутствие. Ты мог замечать, что смотришь в небо или кого-то слушаешь без малейшего умственного комментария. Твое восприятие становится кристально чистым, не затуманенным мыслями.

Для ума всё это совершенно не значимо, потому что у него есть дела «поважнее», о которых ему надо думать. Это не остается в памяти, и поэтому ты мог просто не заметить того, что это уже происходит.

Истина в том, что это и есть самое значимое из того, что только может с тобой произойти. Это начало сдвига от думанья к осознанному присутствию.

Войди в свободное и непринужденное состояние «не-думанья». Это унесет тебя за пределы ума, потому что ум всегда пытается делать выводы и интерпретировать. Поэтому если ты настолько расслаблен и спокоен, что тебе ничего не надо знать, — ты уже вышел за пределы ума. Тогда из этого состояния восходит гораздо более глубокое, не концептуальное знание.

Творчество художников, спортсменов, танцоров, преподавателей, консультантов — мастерство в любой сфере устремлений подразумевает, что мыслящий ум либо в это больше не вовлечен, либо находится на вторых ролях. Сила и разумность, гораздо большие тебя, и вместе с тем неотделимые от тебя по своей сути, становятся преобладающими. Процесс выработки и принятия решений прекращается; нужные действия начинают происходить сами собой, но их совершаешь не «ты». Мастерство жизни противоположно контролированию. Ты сонастраиваешься с гораздо большим сознанием. Оно действует, говорит и делает работу.

Временная остановка мыслительного потока может произойти в момент опасности, что дает тебе возможность изведать вкус того, что значит быть в присутствии, готовности, быть осознанным.

Истина содержит в себе гораздо больше, чем ум способен охватить. Никакая мысль не может объять Истину. В лучшем случае она может только указать на Нее. Например, мысль может изречь: «Всё есть одно». Это указатель, а не объяснение. Понять эти слова означает почувствовать в глубине себя ту истину, на которую он указывает.

ГЛАВА 3

ЭГОТИПИЧЕСКОЕ Я

Ум постоянно рыщет не только в поисках пищи для думанья; он ищет пищу для отождествления, самоощущения. Так эго возникает и непрерывно воссоздает себя.

Когда ты думаешь или говоришь о себе, когда произносишь: «я», то обычно имеешь в виду вот что — «я и моя история». Это «я» сделано из того, что тебе нравится и не нравится, из твоих страхов и желаний. Это то самое «я», которое никогда не испытывает долгого удовлетворения. Это — созданное умом самоощущение, обусловленное прошлым и ищущее реализации в будущем.

Видишь ли ты, что это «я» — мимолетное временное образование, похожее на рябь на воде?

Кто это видит? Кто осознает скоротечность твоей физической и психологической формы? Я Есть. Это гораздо более глубокое «Я», не имеющее ничего общего ни с прошлым, ни с будущим.

Что останется от всех страхов и желаний, связанных с твоей проблематичной жизненной ситуацией и ежедневно отвлекающих на себя львиную долю твоего внимания? Тире длиной в один-два дюйма между двумя датами — рождения и смерти — на твоем надгробном камне.

Для эготипического «я» это очень неприятная мысль. Для тебя же она — освобождающая.

Если какая-то мысль целиком поглощает твое внимание, это значит, что ты отождествился с голосом в голове. Тогда эта мысль получает подкрепление от твоего самоощущения. Это эго, созданное умом «я». Ментально сконструированное «я» чувствует себя незавершенным и неустойчивым. Вот почему страх и алчность являются не только его доминирующими эмоциями, но и движущими силами.

Когда ты понимаешь, что у тебя в голове есть голос, претендующий на то, чтобы быть тобой, и никогда не прекращающий своей трескотни, ты пробуждаешься от своего бессознательного отождествления с этим мыслительным потоком. Начиная замечать этот голос, ты начинаешь понимать, что ты — не голос, ты не думатель — но тот, кто осознает его.

Знание, что ты — осознанность, которая за голосом, и есть свобода.

Эготипическое «я» все время чего-то ищет. Оно ищет побольше того, побольше этого, чтобы добавить это к себе. Чтобы почувствовать себя более цельным. Это объясняет, почему эго навязчиво озабочено будущим.

Если ты осознаешь себя «живущим в следующем мгновении», значит, ты уже оставил стереотипы эготипического ума, и одновременно с этим у тебя появилась возможность выбора — отдать всё свое внимание данному мгновению.

Перенос всего внимания в настоящий момент позволяет разумности, неизмеримо большей, чем эготипический ум, войти в твою жизнь.

Когда ты живешь через эго, то всегда низводишь настоящий момент до уровня средства достижения цели. Тогда ты живешь ради будущего, и когда достигаешь целей, они тебя уже не устраивают, во всяком случае, надолго.

Уделяя больше внимания тому, что делаешь, чем тому, чего хочешь этим достичь, ты ломаешь старую эготипическую обусловленность.

Тогда то, что ты делаешь, становится не только неизмеримо эффективней, но и дает тебе бесконечно больше возможностей для самовыражения и радости.

Почти каждое эго содержит хотя бы один элемент, который мы могли бы назвать «отождествлением с образом жертвы». Некоторые люди носят в себе такой сильный образ себя-жертвы, что он становится ядром их эго. Определяющая часть их самоощущения складывается из негодования и обид.

Даже если обиды полностью «оправданы», все равно отождествление, которое ты из них для себя соорудил, больше похожее на тюрьму с решетками из мыслеформ. Стремись видеть то, что делаешь сам себе, или, вернее, то, что твой ум тебе делает. Чувствуй эмоциональную привязанность к имеющейся у тебя истории жертвы и осознавай свою навязчивую потребность думать и говорить о ней. Будь свидетельствующим присутствием своего внутреннего состояния. Тебе ничего не надо делать. С осознанностью приходит трансформация и свобода.

Недовольство и реактивность — вот любимые стереотипы ума, за счет которых эго усиливается. У большинства людей огромная часть ментально-эмоциональной активности состоит из недовольства тем или иным, а также из противодействия тому или другому. Поступая так, ты делаешь других «неправыми», ситуации «неправильными», а себя — «правым». Через «правоту» ты чувствуешь превосходство, а через чувство превосходства усиливаешь свое самоощущение. На самом деле ты лишь усиливаешь иллюзию эго.

Можешь ли ты наблюдать эти модели поведения у себя и считать недовольный голос у себя в голове тем, чем он является?

Эготипическое самоощущение нуждается в конфликте, потому что чувство обособленности крепнет в борьбе против того или этого и в демонстрации: вот это — «я», а это — не «я».

Нередко кланы, народы и религии извлекают усиленное чувство коллективного отождествления из наличия у них врагов. Кем бы был «верующий» без «неверующих»?

Можешь ли ты обнаружить в своем взаимодействии с другими людьми хоть едва заметное чувство превосходства или неполноценности по отношению к ним? Если да, то ты смотришь на эго, живущее через сравнение.

Зависть — это побочный продукт эго, которое чувствует себя ущемленным, если у кого-то происходит что-нибудь хорошее, или у кого-то чего-то больше, или другой больше знает, или способен на большее, чем ты. Отождествление эго зависит от результатов сравнения, и его пищей является больше. Оно хватает всё, что под руку попадет. Если ничего другого нет, то ты можешь усиливать свое ложное самоощущение через то, что будешь считать себя менее везучим и более пострадавшим от жизни или более больным, чем кто-либо.

Каковы же эти истории, выдумки, из которых ты извлекаешь свое самоощущение?

Потребность спорить, сопротивляться и отказывать кому-либо с целью нагнетания и усиления чувства разобщенности, от глубины которого зависит твое выживание, встроена во все схемы действия эготипического «я». То есть «я» против «него», «мы» против «них».

Эго нужно быть в конфликте с кем-то или чем-то. Это объясняет, почему ты ищешь покоя, радости, любви, но не можешь выносить их достаточно долго. Ты говоришь, что хочешь счастья, а сам сидишь на игле несчастья.

В конечном счете, твое несчастье исходит не из обстоятельств жизни, а из обусловленного ума. Носишь ли ты в себе чувство вины по поводу чего-то такого, что сделал или не сделал в прошлом? Несомненно вот что: тогда ты действовал в полном соответствии со своим уровнем осознанности или, вернее, неосознанности. Если бы ты был более осознан, более сознателен, ты бы действовал иначе.

Чувство вины — это еще одна попытка эго создать личное отождествление, самоощущение. Для эго совершенно неважно, будет ли это чувство позитивным или негативным. То, что ты сделал или не сделал, было выражением неосознанности — человеческой неосознанности. Тем не менее, эго его персонифицирует и говорит: «Это сделал я», и, таким образом, ты носишь в себе ментальный образ себя как «плохого».

На протяжении всей своей истории люди причиняли друг другу неисчислимые страдания и боль, вершили насилие и жестокость и занимаются этим по сей день. Неужели все они были прокляты; разве все они виновны? Или эти действия просто являются выражением неосознанности, эволюционного этапа, из которого мы сейчас вырастаем?

Слова Иисуса «Прости им, ибо не ведают что творят» примерь еще и на себя.

Если ради своего освобождения, возвышения себя или усиления чувства собственной важности ты ставишь эготипические цели, то даже если их достигаешь, они все равно тебя не устраивают.

Ставь цели, но знай, что их достижение — это еще далеко не все, что важно. Когда что-то возникает из присутствия, это значит, что настоящий момент не является средством достижения цели: делание реализует само себя в каждый момент. Ты больше не низводишь настоящий момент до уровня средства достижения цели, что является эготипическим сознанием.

«Нет “я”. Нет проблем», — сказал буддистский Мастер, когда его попросили объяснить глубинный смысл буддизма.

ГЛАВА 4

НАСТОЯЩИЙ МОМЕНТ

Внешне кажется, будто данный момент — лишь один из многих-многих моментов. Каждый день твоей жизни выглядит так, будто состоит из тысяч мгновений, в которых происходят разные вещи. Вместе с тем, если посмотреть глубже, разве это не всё тот же самый, единственный момент? Разве жизнь — не «этот самый момент»?

Этот самый момент — Сейчас — единственное, откуда ты не можешь сбежать, единственная константа, единственный неизменный фактор твоей жизни. Неважно, что происходит, неважно, как сильно меняется твоя жизнь, — одно остается неизменным: это всегда происходит Сейчас.

Поскольку сбежать из настоящего момента невозможно, то почему бы тебе не приветствовать его, почему бы тебе с ним не подружиться?

Когда ты дружишь с настоящим моментом, то куда бы тебя ни занесло, ты везде чувствуешь себя как дома. Когда в настоящем моменте ты не чувствуешь себя как дома, то где бы ты ни был, твоими спутниками будут беспокойство и тревога. Настоящий момент такой, какой есть. Всегда. Можешь ли ты позволить ему быть?

Делить жизнь на прошлое, настоящее и будущее придумал ум, но это деление абсолютно искусственно. Прошлое и будущее — это мыслеформы, иллюзия, умственная абстракция. Ты можешь вспоминать прошлое только в данный Момент. Событие, которое ты вспоминаешь, происходило в данный Момент, и вспоминаешь ты его тоже в данный Момент. Будущее, когда оно наступает, наступает в данный Момент. Так что единственно реальная вещь, единственное, что всегда есть — это настоящий Момент.

Держать внимание в настоящем Моменте не значит отрицать то, что тебе необходимо для жизни. Это просто понимание того, что первично. Тогда намного легче взаимодействовать с тем, что вторично. Это не значит, сказать: «Я больше не имею дела с вещами, потому есть только данный Момент». Нет. Сначала найди, что первично, и подружись с настоящим Моментом, а не делай его врагом. Чти его, будь ему признательным. Когда настоящий Момент становится фундаментом и главным фокусом твоей жизни, тогда она разворачивается с необычайной легкостью.

Отнести тарелки, выработать бизнес стратегию, спланировать поездку, — что важнее: процесс или результат, которого ты хочешь достичь посредством этого процесса? Данный момент или какой-то момент в будущем?

Может быть, ты относишься к данному моменту как к препятствию, которое надо преодолеть? Ты полагаешь, что у тебя есть момент в будущем, чтобы подобраться к тому, что важнее?

Именно так почти каждый из нас живет большую часть времени. Поскольку будущее всегда наступает только как настоящее и никак иначе, такой способ жить получается очень разрушительным. Он генерирует постоянное подводное течение из тревоги, напряжения и недовольства. Он не чествует жизнь, которая происходит Сейчас и никогда не бывает не Сейчас.

Ощущай жизненность в теле. Это твой якорь в моменте Сейчас.

В любом случае ты не можешь принять ответственность за жизнь, пока не примешь ответственность за данный момент — Сейчас. Это потому, что настоящий Момент — единственное место, где можно найти жизнь.

Принять ответственность за настоящий момент не значит внутренне сопротивляться «таковости» данного момента или спорить с тем, что есть. Это означает быть сонастроенным с жизнью.

Настоящий Момент такой, какой есть, потому что не может быть иным. Сегодня физики подтверждают то, что буддисты знали всегда: обособленных вещей или событий не существует. Под покровом внешнего облика все взаимосвязано, все вещи являются частями тотальности космоса, вызвавшей появление формы, какую принимает настоящий момент.

Говоря «да» тому, что есть, ты сонастраиваешься с силой и разумностью самой Жизни. Только тогда ты можешь стать действующей силой происходящих в этом мире позитивных перемен.

Простая и вместе с тем самая результативная практика — принимать всё, что возникает в настоящем моменте — внутри и снаружи.

Когда ты переносишь внимание в настоящий момент, появляется готовность. Ты словно пробуждаешься от сна — сна, состоящего из мыслей, из прошлого и будущего. Это так ясно, так просто. В нем нет места для проблем. Только настоящий момент как он есть.

В тот миг, когда ты своим вниманием входишь в Настоящий Момент, ты понимаешь, что жизнь свята. Святость есть во всем, что ты воспринимаешь, когда присутствуешь. Чем больше живешь в Настоящем, тем лучше чувствуешь простую и, вместе с тем, глубокую радость Сущего, как и святость всей жизни.

Большинство людей путают настоящий Момент с тем, что в Нем происходит, а это далеко не одно и то же. Настоящий Момент неизмеримо глубже того, что в нем происходит. Он является пространством для происходящего.

Так что не путай содержимое настоящего Момента с самим настоящим Моментом. Он глубже любого появляющегося в нем содержимого.

Вступая в настоящий Момент, ты выходишь из содержимого своего ума. Непрерывный поток думанья замедляется. Мысли больше не поглощают все твое внимание, не захватывают тебя целиком. Между мыслями появляется просвет — пространственность, покой. Ты начинаешь осознавать, насколько ты больше своих мыслей.

Мысли, эмоции, чувственное восприятие, что бы ты ни испытывал, — это содержимое твоей жизни. «Моя жизнь» — это то, из чего ты извлекаешь свое самоощущение. «Моя жизнь» — это содержимое или нечто, во что ты веришь.

Ты все время упускаешь самый очевидный факт: твое глубочайшее внутреннее чувство Я Есть не имеет ничего общего с тем, что происходит в твоей жизни, ничего общего с содержимым. Это чувство Я Есть и Настоящий Момент — одно целое. Оно всегда одно и то же. В детстве и в старости, в здоровье и болезни, в успехе и неудаче это Я Есть — пространство Настоящего Момента — на самом глубоком уровне всегда остается неизменным. Его иногда путают с содержимым, и тогда ты ощущаешь Я Есть, то есть Настоящий Момент, очень слабо и не прямо, ты ощущаешь его через содержимое своей жизни. Иными словами: твое чувство Сущего закрыто облаками обстоятельств, потоком мыслей, и очень многими другими вещами этого мира. Настоящий Момент заслоняется временем.

Так ты забываешь о своих корнях, уходящих в Сущее, в твою божественную реальность, и теряешь себя в этом мире. Запутанность, гнев, депрессия, насилие и конфликт возникают лишь когда люди забывают, кто они есть.

Тем не менее, так легко вспомнить эту истину и, таким образом, вернуться домой:

Я — не мои мысли, эмоции, чувственное восприятие, ощущения. Я — не содержимое своей жизни. Я есть Жизнь. Я есть пространство, в котором всё происходит. Я есть сознание. Я есть Настоящий Момент. Я Есть.

 

 

ГЛАВА 5

КТО ТЫ НА САМОМ ДЕЛЕ

Настоящий Момент неотделим от того, кто ты есть на самом глубоком уровне.

В твоей жизни многое значимо, но абсолютное значение имеет только одно.

Значимо то, насколько ты успешен или неуспешен в глазах мира. Имеет значение, здоров ты или нет, образован или нет. Имеет значение, богат ты или беден — это определенно создает различия в твоей жизни. Конечно, это имеет относительное значение, не абсолютное.

Есть что-то такое, что имеет неизмеримо большее значение и открывает самую суть того, кто ты есть за своей недолго живущей оболочкой, за своим коротко живущим персонифицированным самоощущением.

Ты обретаешь покой не путем изменения рисунка жизненных обстоятельств, а через понимание того, кто ты есть на самом глубоком уровне.

Реинкарнация не поможет, если в своей следующей инкарнации ты по-прежнему не будешь знать, кто ты есть.

Все беды и невзгоды, какие только есть на планете, рождаются из персонифицированного чувства «я» и «мы». Они заслоняют суть того, кто ты есть. Если ты не осознаешь эту внутреннюю суть, то в результате всегда создаешь беды и невзгоды. Это так просто. Когда не знаешь, кто ты есть, тогда в качестве замены своему прекрасному божественному существу рождаешь умозрительное «я», состоящее из страха и нужды и прицепляешься к нему.

Тогда твоей главной движущей силой становится защита и усиление этого ложного самоощущения.

Множество общеупотребимых выражений, а также структура самого языка обнаруживают такой факт, что люди совершенно не знают, кто они есть. Ты говоришь: «Он потерял свою жизнь» или «моя жизнь», как будто жизнь, это что-то такое, чем ты можешь владеть или потерять. Истина в том, что ты не имеешь жизнь, ты есть жизнь. Единая Жизнь, одно сознание, пронизывающее вселенную и принимающее временные формы, чтобы ощутить себя в виде камня, травинки, животного, личности, звезды или галактики.

Способен ли ты глубоко внутри себя чувствовать, что ты это уже знаешь? Способен ли ты чувствовать, что ты уже и есть Это?

Большинство, что есть у тебя в жизни, требует времени: овладение новым искусством, строительство дома, углубление мастерства, приготовление чая... Время бесполезно, однако оно имеет большое значение для одного, являющегося самым важным, самым существенным, а именно: для самореализации, означающей обретение знания того, кто ты есть за




<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Бедра и согнутые в колене ноги | 

Дата добавления: 2015-09-15; просмотров: 289. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Именные части речи, их общие и отличительные признаки Именные части речи в русском языке — это имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение...

Интуитивное мышление Мышление — это пси­хический процесс, обеспечивающий познание сущности предме­тов и явлений и самого субъекта...

Объект, субъект, предмет, цели и задачи управления персоналом Социальная система организации делится на две основные подсистемы: управляющую и управляемую...

Трамадол (Маброн, Плазадол, Трамал, Трамалин) Групповая принадлежность · Наркотический анальгетик со смешанным механизмом действия, агонист опиоидных рецепторов...

Мелоксикам (Мовалис) Групповая принадлежность · Нестероидное противовоспалительное средство, преимущественно селективный обратимый ингибитор циклооксигеназы (ЦОГ-2)...

Менадиона натрия бисульфит (Викасол) Групповая принадлежность •Синтетический аналог витамина K, жирорастворимый, коагулянт...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.015 сек.) русская версия | украинская версия