Студопедия — Л.Витгенштейн и М.Хайдеггер: исходная точка проблематизации.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Л.Витгенштейн и М.Хайдеггер: исходная точка проблематизации.






1. Людвиг Витгенштейн и Мартин Хайдеггер - фигуры, споры о которых не утихают до сих пор. О Хайдеггере говорят как о последнем философе, имея ввиду то, что на Хайдеггере закончилась европейская философия [83,78]; отказывают Хайдеггеру в звании философа вообще; считают, что Хайдеггер открыл философию, что философия только началась с Хайдеггера. То же и в отношении Витгенштейна. Его сравнивают с Сократом [169,114], Марксом [171,11], Декартом [82,22-23], называют тотальным разрушителем [169,114-115], ключевой фигурой ХХ века [118,346], “самым умным человеком” [111,94], пророком и предтечей новой философии [118,333]. Объединяет все эти оценки признание уникальности Хайдеггера и Витгенштейна, признание их принадлежности перелому способов мышления, характеризующего ХХ век, и их непосредственного влияния на этот перелом.

Действительно, проблема опосредования, выдвинутая в разных аспектах Марксом, Фрейдом, Эйнштейном, сделала основным объектом философии ХХ века язык. Пожалуй, почти все направления теории языка так или иначе связаны с работами Витгенштейна и Хайдеггера. С Хайдеггером связана линия герменевтических исследований, с Витгенштейном - анализ языка. Но кроме проблем и тем теоретических исследований Хайдеггер и Витгенштейн определили способы выражения, дискурса ХХ века, проблематизировав традиционные способы выражения не столько своими теоретическими положениями, учениями, сколько способом своего письма. Наиболее наглядно эта проблематизация демонстрируется ситуацией, возникшей при анализе и критике текстов Витгенштейна и Хайдеггера. Истории с пониманием текстов Хайдеггера и Витгенштейна очень похожи.

Как говорят о “двух” Витгенштейнах - Витгенштейне “Логико-философского трактата” и Витгенштейне “Философских исследований”[1], также говорят и о “двух” Хайдеггерах - Хайдеггере-1 (“Бытие и время”) и

Хайдеггере-2, возникшем после поворота лекции “О сущности истины”. При этом очень часто поворот в мысли становится основным пунктом критики, ставящей в вину Витгенштейну и Хайдеггеру непоследовательность, недодуманность и т.п. В то время как наличие “поворота” (кстати, одного из ведущих понятий Хайдеггера [137]) в траектории мысли Витгенштейна и Хайдеггера свидетельствует о сути их философии, демонстрируя принцип непредметности мышления [140], важности пути, а не метода и результата [24,419]. А критика и упрёки в непоследовательности показывают как раз то, что Хайдеггер и Витгенштейн строили и реализовывали иное, непривычное мышление (непривычное в первую очередь для критиков непоследовательности, для которых последовательность и неизменность - основные критерии истинности мысли), истинность которого заключается в открытости, повороте, пути.

Схожи у Витгенштейна и Хайдеггера истории с попытками приписать их какому-либо определённому течению, направлению, с попытками определяющего, классифицирующего отнесения. Вплоть до последних двух-трёх десятилетий критики относили Витгенштейна “ЛФТ” к основоположникам логического анализа и неопозитивизма, а Витгенштейна “ФИ” - к лингвистической философии [38;55; 168]; Хайдеггера относили к экзистенциализму [19,216; 63; 88; 120,518-533]. Схожи и реакции самих Витгенштейна и Хайдеггера на такой способ понимания - несогласие и неприятие. И только в последние десятилетия наметилась тенденция к их “автономному” пониманию и исследованию, появилось понимание неадекватности применения к ним процедур инвентаризации и классификации, прикрепления Хайдеггера и Витгенштейна к какому-либо направлению [54; 160,234]. Это оказалось невозможным по нескольким причинам. Во-первых, работы Хайдеггера и Витгенштейна сами направлены против классификационного понимания, утверждая что такое понимание в сущности является ненастоящим пониманием, поскольку для подлинного понимания требуется открытость, невозможная в классификационных рамках. Во-вторых, в основном инвентаризирующая критика, относящая авторов к различным течениям и направлениям, основана на анализе высказывания авторов или на анализе метода, выступающего средством благодаря которому производятся данные высказывания: то есть отнесение к тому или иному течению производится на предметном основании, в то время как для анализа работ Витгенштейна и Хайдеггера более важным представляется не то, что высказывается, а то что делается в тексте и текстом, то что проявляет текст. Для их анализа важно не то, что сказано, но то, о чём не сказано, но что показано.

Здесь мы представим попытку именно такого понимания текстов Хайдеггера и Витгенштейна. Здесь значимо будет не столько то, что они говорили, сколько то, что демонстрировали. При таком способе понимания оказывается, - и ниже мы постараемся это показать,- что Витгенштейн и Хайдеггер находятся намного ближе друг к другу, чем это принято считать (в критике они обычно оцениваются как два противоположных полюса в мысли ХХ века). Витгенштейн и Хайдеггер составляют ядро, точку проблематизации способов выражения и понимания, чтения и письма, сферы текста, порождения современной проблематики текста.

Так как задачей данной главы является реконструкция понятия “текст”, то работы Хайдеггера и Витгенштейна будут рассматриваться как презентирующие текст по понятию, как новый тип текста, будут анализироваться с точки зрения того, как они сделаны как тексты. При этом утверждается, что один из смыслов работ Витгенштейна и Хайдеггера состоял в том, чтобы построить новый способ порождения, выражения и трансляции мысли, что привело к иному типу текста.

Высказывания принадлежат тексту в той же мере, как и то, что делается текстом и в тексте, поэтому содержание высказываний также будет анализироваться, но только в той мере, в какой высказывания поясняют, позволяют понимать и рефлектировать то, что показывает текст.

2. Мартин Хайдеггер и его тексты. Для демонстрации того изменения, которое произвёл своими текстами Хайдеггер в отношении к тексту, в способах чтения и письма, обратимся к работе Хайдеггера “Что такое метафизика?” [144]. Эта работа, изданная в 1930 году, принадлежит периоду “Бытия и времени”.

Ответ на интересующий нас вопрос: что представляют собой Хайдеггеровские тексты?, - содержится почти целиком в первом абзаце этой работы. “Что такое метафизика? Вопрос склоняет ожидать, что речь пойдёт о метафизике. Мы поступим иначе. Разберём отдельный метафизический вопрос. Тем самым мы сумеем, если удастся, перенестись непосредственно в метафизику. Только так мы дадим ей реальную возможность представить саму себя” [144,16].

Какова функция этого абзаца? Это - введение. Но если в традиционном академическом тексте во введении обрисовывается предмет, которого будет касаться дальнейшая работа или по крайней мере направления работы, то в тексте Хайдеггера введение касается того, что надо сделать, чтобы понять, прочитать данный текст. Введение - это определение требований к чтению и пониманию.

Хайдеггеровский текст лишает читателя его “ожиданий”. Лишая ожиданий, текст лишает читателя стереотипов чтения и понимания. Подлинное понимание текста - это понимание “иначе”: иначе чем привычно, иначе, чем ожидалось. И этим объясняется невозможность классифицирующего понимания Хайдеггеровских текстов и того способа письма, который он инициировал, поскольку понимание посредством отнесения к систематизирующей сетке - это понимание посредством ожидаемого.

Итак, речи о метафизике, как ожидалось, не будет. А что же будет? Что значит: “мы поступим иначе”? Будет разбор отдельного метафизического вопроса. “Тем самым мы сумеем, если удастся, перенестись непосредственно в метафизику. Только так мы дадим ей представить саму себя.”

“Речи о...” не будет. Этот текст - не речь о метафизике, а текст-демонстрация, представление метафизического способа мысли, метафизика в действии. Соответственно, такой текст требует другого способа понимания. Его бессмысленно читать, как высказывания про метафизику: чтение типа “метафизика это 1)..., 2)..., 3)...”. Но здесь требуется ответить на вопрос: такова специфика только метафизических текстов, или это принципиально новый тип текста вообще? Для этого необходимо понять, чем является для Хайдеггера метафизика?

Хайдеггер разрушает предметные границы (а за этим следует и разрушение нормативных для каждого предмета языков, смешение жанров). Хайдеггер выступает против требования задать философии строго очерченное, функциональное место в структуре познания [76,70], вынимает философию из предметной структуры, где она существует как одна из предметно организованных наук. И поэтому то, что Хайдеггер говорит о философии, не относится к той философии, которая существует в виде предметно-профессиональной области. Хайдеггер говорит о философии в “греческом” смысле, о философии, как центре, основном событии, вокруг которого собирается мышление, - мышление неограниченное методом и предметом. Поэтому тексты Хайдеггера представляют мысль, а не только предметную область метафизики, причём мысль в действии, а не только её описание или описание результатов мышления.

Появлением своих текстов Хайдеггер проблематизировал традиционнные тексты, как логические высказывания о... Хайдеггер не говорит о метафизике, а находится в метафизике, даёт ей возможность предъявить себя. При этом изменяется способ письма. Основными способами хайдеггеровского письма становятся “показывание, метафора и инициация” [76,71]. Назначение высказывания теперь состоит не только в том, чтобы сказать о.., но и в том, чтобы сказать в смысле “показать, объ-явить, дать видеть, слышать” [143,265]. Такая форма хайдеггеровских текстов напрямую связана с его представлением о метафизике: философия “ есть только тогда, когда мы философствуем. Философия есть философствование ” [142,329].

У Хайдеггера нет предметных референтов высказываний [76,70]. Они могут быть только у высказываний о сущем. Сущее - предметно. Хайдеггеровские же высказывания служат тому, чтобы показать и инициировать Бытие, которое Здесь, дающее сущему его существование. Здесь-Бытие есть событие, не имеющее ставших предметных форм и не могущее быть определённым. А, следовательно, о нём нельзя высказаться. И Хайдеггеровские высказывания непроверяемы на истину/ложь, как мы проверяем высказывания о сущем: через соответствие вещей и высказываний [141,10]. “Вместе с этим отпадает господствующее традиционное мнение, согласно которому сущность истины дана только в предложении” [141,15]. Хайдеггеровский текст не равен совокупности предложений-высказываний, содержащихся в нём.

Текст становится двумерным: план выражений, речь о... и план действия, игры, демонстрации. Причём план речи может соотноситься через понимание с планом действия, то есть то, что говорится в тексте, то и демонстрируется; а может и не иметь такого соответствия: план действия и план речи развиваются каждый по своей логике, а сама их связь и то, что демонстрируется текстом, в речи не эксплицируется. Отсутствие такой экспликации может происходить по разным причинам. Либо, как у Витгенштейна, по причине невозможности речевого выражения того, что демонстрируется. Либо специально скрывается, оставляется на понимание читателя.

Кроме того, что текст Хайдеггера двумерен, он ещё и двухместен (многоместен). В нём есть место для другого. Ответ на вопрос “что такое метафизика?” читатель может получить только в том случае, если он:

1) войдёт в разговор с Хайдеггером по разбору отдельного метафизического вопроса;

2) будет сам осуществлять метафизическую работу;

3) будет анализировать, но уже не этот текст, как внеположенный ему, а ситуацию своего взаимодействия с текстом как метафизическую деятельность.

Таким образом текст Хайдеггера не просто демонстративный: демонстрация типа традиционно театральной с разделением на сцену, где происходит действие и зрителей для которых играется спектакль. Он ещё и коммуникативный: включает в себя место для другого, для читателя, причём место для читателя задано таким образом, что сценируется ситуация осуществления метафизики. Этот текст не просто представляет, но и организует метафизическое расуждение.

Можно даже говорить о том, что текста “Что такое метафизика?” ещё нет, что он ещё не написан. Он только ещё должен появиться, должен быть написан читателем совместно с Хайдеггером. “Хайдеггеровские выражения (Ausserungen) - это не высказывания в привычном смысле слова (Aussagen). Они лишь наводят на предмет, намекают на суть дела, то есть инспирируют и инициируют. А уж сумеем ли мы проделать следующее движение для того, чтобы событие мысли свершилось - другой вопрос” [76,70]. Хайдеггер самим фактом появления своих текстов поставил вопрос о границах текста и предзадал Бартовский выход текста за границы произведения.

Текст Хайдеггера строится на примате вопроса [31,34], а ответа как такового в нём нет, ответ откладывается на будущее. И это не временное откладывание ответа, а принципиальное. Тексты Хайдеггера меняют наше представление о том, что есть вопрос и ответ. Так как текст Хайдеггера имеет рефлексивное строение: строится как самоописание, то мы можем воспользоваться высказыванием самого Хайдеггера о сущности вопроса и ответа. “Спрашивая: что это такое - философия? - мы говорим о философии. Таким образом мы явно пребываем над философией, т.е. вовне. Однако цель нашего вопроса - войти в философию, обосноваться в ней, вести себя в согласии в нею, т.е. “философствовать”. Ход нашей беседы поэтому не просто должен иметь ясное направление, но её направление должно одновременно гарантировать, что мы движемся внутри философии, а не вне её и не вокруг.

Наш разговор, следовательно, должен идти по такому пути и в таком направлении, чтобы то, о чём говорит философия, относилось к нам самим, задевало нас, причём именно в нашей сути” [145,113]. Текст представляет собой “разворачивание метафизического вопроса”. “Сам вопрос есть путь” [145,116].

Хайдеггеровский текст задаёт тип текста, задача которого состоит в том, чтобы поставить вопрос, дать вопросу жизнь. Это текст-инициация. При этом такая смена целей и задач, которые ставит перед собой текст, изменяет и представление о культуре в целом, поскольку текст является транслятивной формой существования клуьтуры. С Хайдеггера появляется представление о том, что в культуре транслируются не нормы, ответы и знания, а вопросы и проблемы. С Хайдеггера начинается проблематизация предметной культуры, культуры ответов [36], разделение культуры и мышления, полагание акультурности мышления [106,3; 109,275].

В чём же состоит ответ на вопрос “что такое метафизика?”. Нельзя получить ответ на этот вопрос, сравнивая и анализируя различные представления о философии, которые складывались в ходе её истории. “Ответ может быть только философствующим ответом, ответом, который как от-зыв, как ответное слово философствует всебе” [145,119].

Как достичь такого ответа? “Когда ответ на вопрос “что это такое -философия?” является философствующим? Когда мы философствуем? Лишь тогда, очевидно,когда вступаем в разговор с философами. Это предполалагет, что мы говорим с ними о том, что они обсуждают”. “Одно дело констатировать и описывать мнения философов, и совсем другое - говорить с ними о том, что они традиционно обсуждают, о чём повествуют”. “Ответ на наш вопрос не исчерпывается высказыванием, устанавливающим, что следует понимать под “философией”. Ответ не есть ответное высказывание (n`est par une response), а скорее со-ответствие (la correspondance), которое со-ответствует Бытию сущего” [145,119].

Вопрос есть путь. Ответ же наше;

1)соответствие вопросу, то есть исполнение того, о чём спрашивешь;

2) со-ответствие как совместный ответ.

Ответ теперь содержится одновременно в плане речи и в плане демонстрации. Наличие же двух планов в тексте позволяет удерживать вопрос. Вопрос удерживается разворачиванием демонстративного плана как постоянного повода, источника вопросов, возникающих рефлексивно по отношению к демонстрируемому. План выражения позволяет оформить вопрос, развернуть его, поставить вопрос так, чтобы на него возможно было ответить так, как показано выше.

О текстах Хайдеггера уже нельзя говорить как об описаниях объектов. Текст теперь включает в себя как то, что ранее именовалось “объектом”, так и описание этих объектов. Но сверх того объект здесь имеет не вещную, а деятельностную природу, что позволяет осуществлять демонстрационный и имитационный режимы, входить в объект.

Таким образом описывается то, что демонстрируется; текст имеет рефлексивно-понимающую структуру, строится как самоописание. ““Неклассичность” Хайдеггера в том, что, согласно его мысли, нет и не может быть наблюдателя, находящегося вне ситуации. Описание и понимание ситуации совпадает с самоописанием и самопониманием человека.”[76,72].

Но это означает, что в данном типе текста не может быть дан систематический, “от простого к сложному”[19,216] ответ на вопрос “что такое метафизика?”. Систематичности не может быть, поскольку оставлено место для другого и, соответственно, и для ответа другого (другого-читателя или себя-другого) о том, что такое метафизика. Тексты Хайдеггера - “такого типа тексты, которые радикально меняют наше представление о философии”[128,83]. Беря тексты Хайдеггера, человек может впервые “не вступить в какой-то поток или заранее запрограммированиое движение, а здесь сесть за столом вместе с Хайдеггером начать думать”[128,83].При систематическом, логическом изложении пустого места в изложении оставаться не может, не может быть и места для читателя. Строение хайдеггеровских текстов - тематическое и разговорное. Тематический способ построения текста есть то самое совпадение описания ситуации и самоописания. Поскольку тема есть форма человеческого самоопределения, возникающая при рефлексивно-понимающем повороте, то тематическое строение текста организует путь с точками поворота, событиями на этом пути. Тематически организованный текст - это текст, в котором есть место для пишущего/читающего - другого.

Логика разворачивания текстов Хайдеггера - логика делания, пути, разговора, логика движения. Отсюда и глагольные формы речи. На логику движения указывают и сами названия многих текстов Хайдеггера: “Путь к языку”, “Поворот”, “Из разговора на просёлочной дороге о мышлении” и т.д.

Вообще заглавия текстов Хайдеггера следует воспринимать так, как мы воспринимаем заглавия произведений искусства: литературных произведений, кино. Читая, например, заглавие “Преступление и наказание”, мы не ожидаем прочитать здесь суждения о том, что есть преступление, классификацию преступлений, предписанные законом наказания за преступления и прочее. Мы ожидаем увидеть само преступление и наказание, а не их описания. Таковы и тексты Хайдеггера. (Для Хайдеггера была очевидна близость мышления и философии с искусством, особенно с поэзией.) Если работа называется “Путь к языку”, то в ней показан, проделан путь, а не рассказано о нём.

Выделенные выше принципы построения текста потребовали от Хайдеггера иного языка. Его язык и всё единство текста также ближе, скорее, к произведениям художественной литературы [19,216]. Язык - это первое, что поражает, обращает на себя внимание в текстах Хайдеггера. Вот как описывает встречу с ними и впечатление от этой встречи Г.-Г. Гадамер. “Что же потрясало в тех ранних текстах Хайдеггера?... Прежде всего - язык. Хайдеггер был мыслителем, который стремился полностью передать терминами живого разговорного языка внутреннее движение мысли в греческом тексте”[30,58]. Смена языка, особенно когда она происходит в “обыденном языке”, всегда свидетельство и сопровождение изменений в способах мышления. (Самый распространёный пример - Возрождение и начало Нового Времени: отказ от латыни и переход на национальные языки как следствие критики схоластической формы мысли. Подробно на материале языка науки эта смена рассмотрена Ольшке.)

Хайдеггеровский язык метафоричен. И это напрямую связано с назначением его текстов - показ. “Яркость метафор заключается в их способности “показывать” смысл, который они выражают”[113,417]. Причём, показ не столько как изображение, сколько как реализация, осуществление[113,417]. “Уже само выражение “фигура речи” подразумевает, что в метафоре. как и в других тропах и оборотах речи, речь воссоздаёт природу тела, показывая формы и черты, которые обычно характеризуют человеческое лицо, “фигуру” человека; это происходит так, как если бы тропы обеспечивали речи квазителесное вопрлощение. Придавая сообщению своего рода форму, тропы реализуют речь”[113,417]. Метафоричность хайдеггеровского письма стала из личной стилевой особенности характеристикой современных текстов, “начиная с поэтической речи и публицистики и кончая языками разных отраслей научного знания”[5,6]. Как тексты Хайдеггера выходят за пределы высказывания, так метафора есть средство обеспечения этого выхода, поскольку метафора выходит за границы языка в саму мысль [115,47]. И тексты Хайдеггера есть прежде всего демонстрация, исполнение мышления, мысль в действии, а не только изложение результатов мышления.

 

3. Тексты Людвига Витгенштейна.

Людвига Витгенштейна сложно подвести под какое-либо до него существовавшее течение мысли, выявить истоки и, как оказалось, невозможно интерпретировать его работы через течения, которые он породил: неопозитивизм, аналитическая философия. Витгенштейна невозможно понять ни из каких течений: ни из прошлых, ни из будущих. Но так как наше понимание требует совпадения с чем-то, аналогий, иначе мы не можем понимать, то часто способ понимания Витгенштейна состоит в нахождении аналогий с выдающимися персонами. Кажется, никто из философов не удостоился такого количества сравнений:

- Сократ[169,114];

- Маркс[171,11];

- Декарт[82,22-23];

- Диоген-Киник;

- Св. Августин;

- Руссо;

- Кьеркегор [118,333].

Такая ситуация с понимание трудов (и жизни) Л.Витгенштейна фиксирует уникальность Витгенштейна (уникальность фиксируется его соотнесением с персоналиями как наиболее адекватным способом его понимания; персоналии - уникальные единицы сами по себе) и необходимость иного, чем мы привыкли, понимания: понимания без подведения под основания и выведения причин, того понимания, о котором говорил Хайдеггер, - событийного понимания, без укладывания его в типологические схемы[54,96]. Тексты Витгенштейна нельзя объяснить, но можно понять[118,333].

Людвиг Витгенштейн вошёл в интеллектуальное поле ХХ века благодаря всего двум книгам: Логико-философскому трактату, изданному в 1921 году, и Философским исследованиям, изданным в 1953 году посмертно. Оценки соотношения этих двух работ различны: одни считают, что ФИ полностью опровергают написанное в ЛФТ; другие считают, что ФИ служат пониманию ЛФТ, исправляя некоторые его ошибки (так считал и сам Витгенштейн). Последователи ФИ считают, что суть философии Витгенштейна в ФИ, что ФИ являются революцией в философии[170,64], а ЛФТ был ошибкой. Приверженцы ЛФТ считают ФИ полным провалом[15,310]. Если же рассматривать ЛФТ и ФИ с текстологической точки зрения: с точки зрения устройства этих двух работ как текстов и того, как изменили эти работы представление о тексте (главным образом, о научном тексте), то оказывается, что эти работы гораздо ближе друг к другу, чем это обычно принято считать.

Влияние Витгенштейна на современный дискурс не меньшее, чем Хайдеггера, хотя с первого взгляда его язык и способ письма не так сразу бросается в глаза, не вызывает такого непосредственного удивления, как хайдеггеровское письмо. Г.Х.фон Вригт по этому поводу писал: “Язык Витгенштейна, несомненно, будет вызывать всё возрастающий интерес. Не удивлюсь, если его однажды причислят к классикам немецкой литературы. Литературные достоинства “Трактата” не остались незамеченными. Столь же замечателен и язык “Философских исследований”. Он прозрачен и лёгок, структура предложений проста и завершённа, текст ритмически организован. Иногда автор прибегает к диалогу - в вопросно-ответной форме, иногда, как в “Трактате” выражает мысль афористично. Поражает полное отсутствие литературных “излишеств” и специальной терминологии”[28,27].

Мы сконцентрируем анализ вокруг ЛФТ как более сложно устроенного текста по сравнению с ФИ.

В письме фон Фикеру Витгенштейн писал о ЛФТ: “Цель книги этическая. В предисловие я собирался включить одно предложение, которого сейчас там нет, но я специально выпишу его для тебя, потому что, возможно, оно является ключевым во всей работе. Я хотел написать следующее. Моя работа состоит из двух частей: первая часть представлена здесь, а вторая - всё то, чего я не написал. Самое важное - именно эта вторая часть. Моя книга как бы ограничивает сферу этического изнутри. Я убеждён, что это единственно строгий способ ограничения. Короче говоря, я считаю, что многие люди сегодня лишь строят предположения. Мне же в книге почти всё удалось поставить на свои места, просто храня молчание об этом. По этой причине, если я только не слишком ошибаюсь, книга скажет намного больше, чем хотел сказать автор. Правда, возможно, никто и не заметит, что об этом сказано в книге. А пока я советую тебе прочитать предисловие и заключение, потому что в них содержится наиболее точное выражение главной идеи всей книги.”[11,172-173] Здесь явно видно сходство со строением текстов Хайдеггера. Только если в хайдеггеровских текстах пустое место, ненаписанное, место для другого включено в само тело текста и не имеет указанной автором локализации, то ЛФТ разделён самим Витгенштейном на первую часть - то, что написано и вторую часть - то, чего он не написал. Вторая часть несёт на себе две функции: во-первых, она не может быть высказана в принципе (“Этика не поддаётся высказыванию”[40,70]), но может быть показана (“В самом деле существует невысказываемое. Оно показывает себя”[25,72]). Вторая часть, таким образом, несёт на себе функцию показа, исполнения. Во-вторых, вторая часть является местом, находясь в котором можно осуществить анализ и критику первой части. “Мои предложения служат прояснению: тот, кто поймёт меня, поднявшись -по ним - над ними, в конечном счёте признает, что они бессмысленны. (он должен, так сказать, отбросить лестницу, после того, как поднимется по ней)”[25,72-63]. Таким образом, Витгенштейн сознательно разделил в тексте план высказываний-предложений и план демонстрации-действия, задав рефлексивное строение текста. О том, что план демонстрации принадлежит телу текста, а не лежит вне его, свидетельствует сам Витгенштейн: “Моя работа состоит из двух частей”[11,172].

ФИ были построены уже несколько иначе. Витгенштейн, видимо, понял невозможность последовательного разграничения плана выражения и действия: в ФИ выражение и действие происходят в одном месте и в одно время. Текст ФИ строился одновременно как высказывания о языковых играх и демонстрация их на деле[56,XIII,XVII]. Но зато за счёт чёткой локализации и разграничения в тексте ЛФТ планов выражения и демонстрации и выделения рефлексивной структуры, в ЛФТ было ярче эксплицировано двуплановое строение текста.

По своей форме ЛФТ напоминает трактат Спинозы “Этика”, который в свою очередь заимствовал средневековую схоластическую форму. Форма трактата неслучайна. Она лежит в средневековых представлениях о познании. Во-первых, это Ареопагитики с их разделением апофатического и катафатического богословия: апофатическое богословие относится непосредственно к Богу, катафатическое - к миру, а к Богу опосредованно через мир[4,606-612; 131,101-109]. Бог, Троица есть “причина всего, сущая превыше всего”[4,608], “до неё невозможно коснуться мыслью”, “для неё нет разумения, имени познания”[4,609], “превосходит всякое слово и всякое познание”[4,611]. Апофатическое богословие строится на отрицании, где “не” понимается как “сверх”[131,102]. Апофатическое богословие не исключает откровения[131,103]. “Катафатическое богословие по Дионисию возможно потому, что весь мир, всё существующее есть некий образ, изображение Бога”[131,104]. Катафатические имена Бога выражают Божественную сущность, но не исчерпывают её. Познавая мир и отношение Бога к миру, мы движемся к Богу, а апофатическое не даёт застыть, объективироваться значениям катафатических имён [72,205-206]. Также и другая, невыраженная часть ЛФТ не даёт объективироваться положениям первой части, заставляя рассматривать её лишь как лестницу, которую по прохождении необходимо отбросить.

Форма трактата обеспечивает средневековое требование “ясности” и упорядоченности[147,300]. Это же требование является основным в ЛФТ: “что вообще может быть сказано, может быть сказано ясно”[25,3].

Одновременно форма трактата придаёт тексту видимость систематичности. Но систематичность ЛФТ кажущаяся. Единственно, что в этом тексте систематично - это нумерация тезисов. Причём нумерация нисколько не организует процесс чтения и понимания трактата. Нумерация указывает последовательность движения, но не указывает на степень сложности или простоты тезисов. Тезисы трактата вообще не представляют собой последовательного текста. они образуют поле с маршрутами, где, попадая в новую точку, получаешь сразу отсылку к другой (но не обязательно к той, которая следует дальше по номеру) или к другим, - существует ещё выбор пути. Нумерация обеспечивает возможность возвращения в точку, на которой читатель остановил свой путь по прямой нумерации. Нумерация выполняет функцию напоминания, что у этого лабиринта есть выход, что существует мир за пределами этого лабиринта. Поэтому сложно цитировать ЛФТ, так как каждая цитата влечёт за собой другие. В принципе, если уже цитировать, то цитата должна состоять из текста ЛФТ в целом.

Сложно сказать, осознавал ли сам Витгенштейн несистематичность ЛФТ, была ли эта несистематичность сознательной. В отличие от ЛФТ в ФИ нет претензий на систему. Витгенштейн сам писал в предисловии к ФИ, что “философские заметки в этой книге - это как бы множество пейзажных набросков, созданных в ходе долгих и запутанных странствий”[26,77].

Вообще, Витгенштейна считают одним из самых несистематических философов ХХ века[41,5]. Несистематичность ФИ есть выражение критического отношения к современной цивилизации Европы и Америки, где систематичность изложения является следствием тоталитарной (и массовой) организации цивилизации[81,119; 94]. ФИ с этой цивилизацией по словам самого Витгенштейна не имеют ничего общего[24,419]. ФИ построены в альтернативу систематичности письма, понимаемой как законченность, заполненность, логичность, которая порождает лишь принудительность мышления[110,157]. Основной целью витгенштейновских текстов было не “избавить других от усилий мысли”, а “побудить кого-нибудь, если это возможно, к самостоятельному мышлению”[26,79]. Именно с этой несистематичностью (которая стала базовой характеристикой текстов ХХ века вообще) связана неадекватность интерпретации текстов Витгенштейна как определённого течения, теории. Тексты Витгенштейна в принципе нельзя приписать к какой-либо теории, учению, потому что они не ставят своей целью изложение никакого учения[25,24]. По отношению к Витгенштейну слово “учение” неприменимо. Единственно, чему намеревался научить Витгенштейн своего читателя - это научить мышлению как таковому. Его тексты представляют собой “тренажёры”, обучающие мыслить. Поэтому такое большое внимание Витгенштейн уделяет предисловиям к своим текстам. Предисловия содержат указания на то, как пользоваться текстом-тренажёром, как этот тренажёр устроен. Поэтому то в предисловии и содержится основное содержание книг Витгенштейна [11,173]. В текстах Витгенштейна нельзя выделить “системообразующий принцип” в виде краткого содержания, основных положений теории, тезисов[61,299]. У этого типа текстов иная форма организации: он удерживается путём, траекторией письма и чтения. Краткое содержание текста - это его деятельностное устройство. Но это устройство и траектория движения по тексту не предзаданы изначально. Текст удерживается пониманием читающего, и в зависимости от того, как прошёл путь по тексту читатель, текст будет иметь ту или иную степень и способ организации.

Систематичность в смысле наличия системообразующего принципа, движения изложения от “простейших определений предмета ко всё более всестороннему и конкретному его пониманию, что обычно отличает теоретическую мысль”[19,216], является характеристикой научных текстов, как текстов дескриптивных, описывающих объекты. Наука, по Витгенштейну, принадлежит сфере чистых высказываний, отделённых от действия[25,72]. Для Витгенштейна же слова - “суть дела”[24,454; 26,272], а “смысл словам придаёт определённая практика” [24,490]. Отношение к слову, предложению, высказыванию - один из пунктов критики науки Витгенштейном. Соответственно, его тексты не столько дескриптивные, сколько показывающие, демонстративные, и строение этих текстов диктуется не столько логикой описания, сколько логикой действия. И утверждение о несистематичности текстов Витгенштейна означает лишь то, что мы имеем дело с иным типом текстов, иной логикой, иной формой организации мысли.

 

 


[1] В дальнейшем “Логико-философский трактат” будет обозначаться как “ЛФТ”, а “Философские исследования” как “ФИ”.







Дата добавления: 2015-09-15; просмотров: 457. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Функциональные обязанности медсестры отделения реанимации · Медсестра отделения реанимации обязана осуществлять лечебно-профилактический и гигиенический уход за пациентами...

Определение трудоемкости работ и затрат машинного времени На основании ведомости объемов работ по объекту и норм времени ГЭСН составляется ведомость подсчёта трудоёмкости, затрат машинного времени, потребности в конструкциях, изделиях и материалах (табл...

Гидравлический расчёт трубопроводов Пример 3.4. Вентиляционная труба d=0,1м (100 мм) имеет длину l=100 м. Определить давление, которое должен развивать вентилятор, если расход воздуха, подаваемый по трубе, . Давление на выходе . Местных сопротивлений по пути не имеется. Температура...

Тема: Изучение приспособленности организмов к среде обитания Цель:выяснить механизм образования приспособлений к среде обитания и их относительный характер, сделать вывод о том, что приспособленность – результат действия естественного отбора...

Тема: Изучение фенотипов местных сортов растений Цель: расширить знания о задачах современной селекции. Оборудование:пакетики семян различных сортов томатов...

Тема: Составление цепи питания Цель: расширить знания о биотических факторах среды. Оборудование:гербарные растения...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия