Студопедия — КРАТКИЕ ВЫВОДЫ
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

КРАТКИЕ ВЫВОДЫ






В заключении подведём итоги исторического развития экономической мысли. Последняя, как было выяснено, возникает после того, как история человеческого общества начала набирать обороты, появился “излишек” и встал вопрос о его делёжке. Кардинальные изменения в экономической системе требовали теоретических обоснований. Первобытно-коммунистический принцип сменился на принцип: “ от каждого по возможностям, каждому по силе ”.

Первые экономические рассуждения в письменном виде содержатся в письменных источниках Древнего Египта, Вавилона, Китая, Индии. Они представлены в нормативных документах, законах, хрониках, летописях и философских трактатах. Обычно эти произведения носят фрагментарный характер и сложно отделимы от юридической, нравственной, эстетической и прочих сфер человеческого знания. Чаще всего в них содержатся традиционные для того времени практические рекомендации, направленные на укрепление централизованной власти. Составителями были правители, министры, советники или люди близкие к “власть придержащим”, а также философы и все те, чьи экономические интересы они могли отражать. Так, в Индии был найден один из первых, как признано на сегодняшний день, экономических трактатов. Его название – “Артхашастра”. Трактат датирован IV в. до н.э. и, предположительно, принадлежит Каутилье, советнику императора. За рекомендации в области управления государством историки окрестили данный документ “Инструкцией по материальному процветанию”.

Экономическая мысль Китая складывалась под воздействием идей Конфуция (551-479 г. до н.э.). Основные из них были изложены в политико-этическом трактате “Кун-цзы”, где проповедовались нормы поведения в обществе, основанные на почтении старшим и подчинении правителям.

Одним из наиболее ярких мыслителей Древнего мира по праву считается царь Хаммурапи, правивший в Вавилоне в 1792-50 гг. до н.э. В 1901 г. французская экспедиция, осуществлявшая раскопки в г. Сузы (к востоку от Вавилона), обнаружила базальтовый столб, со всех сторон покрытый клинописью. Находка содержала знаменитый свод законов этого царя. Законник Хаммурапи состоял из 282 статей, из которых 247 полностью сохранились. Ученые, изучив законы, пришли к выводу, что Хаммурапи стремился установить в Вавилоне жестко централизованную власть. В своде законов подробным образом регламентировались экономические отношения, такие как продажа земли и строений, аренда пахотного поля и сада, быков для работы в поле, заклад имущества при сделках займа, а также устанавливалась ответственность за порученную работу, определялся уровень минимальной заработной платы и необходимой документальной отчетности. Местом же, где экономическая мысль стала развиваться достаточно бурно и последовательно, общепринято считать Древнюю Грецию. Древнегреческий мыслитель Ксенофонт (ок. 430-355 гг. или 354 г. до н.э.) в трактате “Домострой”, состоящем из 12 томов и представляющем настоящую сельскохозяйственную энциклопедию, впервые предложил термин “экономия” – закономерность (номос) ведения домашнего хозяйства (ойкос – место, где живет человек, где он хозяин, хозяйство). Данной форме общественной деятельности вменялись и воспитательные функции.

В зависимости от понимания древнегреческого термина “ойкос” в этой деятельности формируются различные направления. Если под “ойкос” понимался личный дом – то это направление развития микроэкономики. Если – полис (государство), то это направление политической экономии, которая в дальнейшем даст основы формирования макроэкономики и международной экономики. Если “ойкос” – это Земля (Космос), то мы имеем дело с мегаэкономикой (международной или мировой). Преобладание натурального хозяйства в античном мире ограничивало область “экономии”.

Аристотель (384 – 322 гг. до н.э.), в рамках учения о справедливости, в работе “Политика” предложил различать два вида хозяйственной деятельности: собственно экономию – ведение хозяйства ради самообеспечения и хрематистику – ведение хозяйства в целях “необоснованного” обогащения. Считая справедливой экономию, основанную на натуральном хозяйстве, Аристотель критично относился к хрематистике как к противоестественной деятельности.

Аристотель считал, что семья является основой государственного устройства, а сущность государства видел в стремлении к всеобщему благополучию, полагая, что критерием последнего является наличие “среднего” гражданина, коим, по его представлению, являлся землевладелец – рабовладелец.

Древнегреческий философ Платон (428-347 гг. до н.э.) разработал теорию идеального общественного устройства, основанную на принципах справедливости, которую изложил в произведениях “Государство” и “Законы”. Справедливость в понимании Платона проявляется в такой организации государства, когда каждый занимается тем, к чему более приспособлен с рождения, а задача государства сводится, в том числе, к ограничению имущественной дифференциации путем монополизации собственности.

Таким образом, можно констатировать, что уже в Древнем мире происходило зарождение и формирование основ экономической науки в качестве политической экономии – разработки рекомендаций государственного устройства для эффективного ведения хозяйства (“ойкос”).

Первоначально, в связи с государственной обособленностью и со слабостью мирохозяйственных связей, эта теория занималась поиском внутренних для государства источников накопления богатств. Развиваясь в неотрывной связи с другими знаниями, экономическая наука сама по себе не носила собственно самостоятельный характер, а была интегрирована в этико-правовые, философские и другие науки.

Период средневековья ознаменовался формированием “канонического” экономического знания, воспринявшего, однако, основные идеи древнегреческих философов. Господство церкви и религиозных воззрений оказали значительное влияние на специфику определения предмета экономической науки в сравнении с предыдущим периодом. С точки зрения средневековых мыслителей предмет экономической науки – выбор хозяйствующими субъектами путей удовлетворения собственных потребностей в условиях ограниченных возможностей, определяемых особенностями существующей экономической системы и доступными методами освоения действительности. Данный выбор обусловливался божественным провидением, волей Господа. Именно Он ставит условия выбора в виде ограниченности ресурсов, т.е. ограничения возможностей его осуществления, а сам выбор – в руках человека, дело его свободы, свободы волеизъявления. Ограниченность же ресурсов (возможностей) толковалась как испытание, которое Господь налагает на людей для проверки их усердности, стойкости и крепости веры, то есть качеств, “угодных Богу”.

Развитие науки, по преимуществу, в монастырских стенах делало невозможным отделение теоретических концепций от теологии (богословия). Таким образом, в роли “теоретиков” выступали историки и философы, религиозные деятели, монахи, пророки. А основными источниками знаний являлись Священное писание, интерпретация идей древнегреческих мыслителей (особенно – Аристотеля), проповеди, мораль.

Как в арабских странах, так и в странах Европы, проповедующей христианство, экономическая мысль выступала против денежных, а значит, рыночных отношений. Религиозные воззрения осуждали развитие товарной экономики и ростовщичества. Гипотезы по поводу хозяйственной жизни, высказанные такими видными теоретиками средневековья, как Августин Блаженный (354-430 гг.) или Фома Аквинский (1225-1274 гг.), носили преимущественно религиозно – этический характер и были направлены, по мнению их авторов, на возведение “града божьего” на земле. Следовательно, целью выбора форм поведения экономических субъектов являлось установление божественного устройства на земле, предполагающее высокое общественное благосостояние, так называемое “общество благоденствия”.

В принципе эти идеи средневековых мыслителей легли потом в основу формирования одного из течений “классической политэкономии” – марксизма, особенно в той его части, которая приобрела название “политэкономия социализма”. Критерием же оценки выбора форм поведения выступало не просто материальное обогащение, а оБОГащение (т.е. приближение к Богу, “богатый – тот, кто с Богом”) - справедливое, божеское отношение к контрагентам, на основе человеческой справедливости и добродетели. Отсюда и призывы к установлению “справедливой цены”, помощи ближнему, благотворительности и трудолюбию. Именно труд - по мнению средневековых теоретиков - и должен был выступать основным источником богатства. Эта идея затем была заимствована классической экономической школой, а именно Д. Риккардо (1772-1823), К. Марксом (1818-1883), а также представителями утопического социализма Ж. Сисмонди (1773-1842), Ш. Фурье (1772-1837), Р.Оуэном (1771-1858). Практическое же воплощения она нашла в таких формах хозяйствования, как кооперативы, артели, кибуцы, колхозы, монастырское хозяйство и т.д.

Тем не менее можно утверждать, что в эпоху средневековья экономическая наука так же, как и в Древнем мире, развивалась в качестве политической экономии. Однако интеграция с религией придала ей “нерыночный” характер.

Допарадигмальный период развития экономической мысли заканчивается с наступлением эпохи Нового времени, оставив после себя разрозненные идеи о принципах ведения хозяйствования, запечатленные в различных законах, книгах и Священных писаниях.

2. Поиск новых источников пополнения богатства сформировал эпоху Великих географических открытий, которая явилась стимулом внешней торговли. В экономической литературе данные явления нашли отражение в формировании первой экономической школы – науки меркантилизма. Таким образом, экономическая наука отделилась от других теорий, а в истории экономической мысли впервые появилась и заняла прочное место парадигма рыночного хозяйства. Политика протекционизма, лежащая в основе меркантилизма, т.е. являющаяся его важнейшей характеристикой или, иными словами, принципом, требовала активизации роли государства в регулировании экономики. В качестве объекта изучения меркантилисты рассматривали сферу обращения, причем в отрыве от проблематики сферы производства. Изучая выбор государственной внешнеторговой стратегии, направленной на эффективное использование ограниченных ресурсов, они использовали преимущественно метод эмпиризма. Данный метод вел к изучению экономических явлений в каузальном, то есть причинно – следственном варианте, на основе описания его внешнего проявления в действительности, исключающем возможность системного анализа всех сфер экономики.

Несмотря на то, что меркантилизм выступал как политика колониального господства, сама концепция меркантилизма была неплохо разработана именно теоретически и до сих пор используется (конечно, в преобразованном виде) в современной хозяйственной жизни и научных исследованиях. Это дает право на существование точки зрения, разделяемой многими современными экономистами: экономическая теория как самостоятельная ветвь человеческих знаний зародилась именно в меркантилизме.

В 1615 г. в “Трактате политической экономии” французский представитель меркантилизма А.Монкретьен (1575-1621) предложил специальный термин для характеристики экономической науки в эпоху меркантилизма – “ политическая экономия ”, который прочно укоренился в экономической науке и использовался весьма длительный период. Политическая экономия в представлении А. Монкретьена рассматривалась как средоточие правил хозяйственной деятельности государства для достижения денежного богатства.

Период накопления капитала, промышленных революций и формирования национальных рынков привел к кардинальному переустройству экономической системы. Развитие мануфактурного, а позже фабричного производства сопровождалось ростом имущественной дифференциации и обострением антагонизма в обществе. Шел процесс передела собственности, а вместе с тем пересмотра ценностных установок. Развивались товарно-денежные отношения, власть титула сменила властью “всеобщего эквивалента стоимости” - денег. Деньги стали надежным инструментом государственного управления. В то же время, активно развивался новый слой общества – предприниматели, который набирал силу как в хозяйственной, так и в политической жизни общества. Все это нашло отражение в создании новой парадигмы, изменившей содержание предмета политической экономии.

Во-первых, принцип протекционизма был заменен принципом экономического либерализма, а значит, была значительно снижена роль государства как основного регулятора экономических процессов. Во-вторых, на смену концепции активного вмешательства государства в экономическую жизнь общества пришла концепция естественного порядка, т.е. “чисто рыночной” экономики. В-третьих, прежний объект внимания - сфера обращения - был заменен сферой производства. В-четвертых, данная теория выражала интересы уже не торговой буржуазии, а промышленников, взяв на вооружение лозунг “Свободу предпринимательству!”.

Таким образом, можно констатировать, что новый этап развития экономической науки напрямую связан с развитием производства, способствующего достижению “богатства народов”. Экономическая наука из “политического руководства к действию”, превратилась в фундаментальную науку. Появилась новая экономическая школа - школа английской классической политической экономии, которая просуществовала с конца XVII века до начала XX века. Она заимствовала у предшественников эмпирический метод исследования, который предполагал изучение множества фактов экономической действительности. С точки зрения науковедения, впервые появилась возможность говорить о рождении на свет классической парадигмы экономической науки.

“Классическая” парадигма экономики объединила разные воззрения.

С точки зрения общности основополагающих принципов, объекта и схожести трактовки анализируемого предмета, а также методологии и наличия тождественных методов исследования в рамках классической политической экономии выделяют: физиократию, английскую классическую политэкономию и марксизм.

Однако с точки зрения исторических условий хозяйствования, а значит, конкретизации цели и выбора приоритетов исследования (разница в выборе основных экономических субъектов, факторов производства, видах деятельности, источниках богатства и т.п.), данные направления отличаются друг от друга.

Особенностью физиократического направления, охватывающего период с конца XVII в. до конца XVIII в., была идея поиска источника богатства в сельскохозяйственном производстве, которое было на тот момент времени наиболее развитым. Иными словами, основным фактором производства, а значит, обогащения выступали земельные ресурсы. Упоминая данное направление, принято говорить о “французской физиократической школе”, так как её представителями были в основном французские экономисты. Наиболее известны из них Ф. Кэне (1694—1774) Ж. Тюрго (1727-1781).

Английская классическая политэкономия обогатила экономическую науку вводом принципа “рационального поведения” экономических субъектов, который в рамках парадигмы “экономикс”, сформированной в ХХ веке, до сих пор является фактически аксиомой. Великий английский экономист А. Смит (1723-1790) ввел понятие “экономического человека”, наделив его свойством рациональности.

В рамках классической школы политэкономии активно развивалась теория факторов производства, в дальнейшем взятая на вооружение маржиналистами. Основным фактором производства, по мнению А. Смита, выступал труд. Эту точку зрения позже разделили его последователи Д. Рикардо, К. Маркс и др. Однако в классической школе политэкономии зародилась и теория многофакторного подхода. А именно в 1803 г. в “Трактате политической экономии” французского экономиста и промышленника Ж. Сэя (1767-1832) была высказана идея о разделении всех видов промышленного производства на три самостоятельные операции, в осуществлении которых принимают участие три фактора производства: труд, земля и капитал. По мнению Ж. Сэя, собственник каждого из факторов должен был получать доход: рабочий – заработную плату, землевладелец – ренту, предприниматель – прибыль. Причем цена каждого из этих факторов должна была определяться ценой производимого товара. Позже эта теория была обоснована американским экономистом – маржиналистом Д. Кларком (1847-1938) и вошла в историю экономической мысли как теория распределения доходов на факторы производства.

Кроме того, А. Смит разработал “принцип невидимой руки рыночного механизма” и акцентировал внимание политической экономии на поиске всеобщих законов экономического развития. Таким образом, в экономическую науку вошел системный анализ как новый метод научного исследования. Несмотря на пристальное внимание к конкретному индивиду, А. Смит все-таки продолжил традиции исследования макро уровня, внеся значительный вклад в разработку политической экономии.

Правда, многие экономисты эпохи зарождения капитализма не использовали в заголовках своих работ термин “политическая экономия”, он не сразу “прижился” в экономической науке. Представитель физиократов, Ф. Кэне назвал свою основную теоретическую работу “Экономическая таблица” (1758). У. Петти (1623-1687) – “Эссе о политической арифметике” (1683). А. Смит – “Исследование о природе и причине богатства народов” (1776). Видный представитель экономической мысли Англии начала XIX в. Т. Мальтус (1766-1834) – “Опыт о законе народонаселения” (1798).

Традицию именовать свои труды “политической экономией” ввел представитель классической политэкономии, француз по происхождению, Ж. Сэй, озаглавивший свои работы по экономике “Трактат политической экономии, или простое изложение способа, которым образуются, распределяются и потребляются богатства” (1803) и “Полный курс практической политической экономии” (1829). Д. Рикардо назвал свое основное произведение – “Начало политической экономии и налогового обложения”. И даже в 1908 г. австрийский экономист Й. Шумпетер (1883-1950) использовал данное определение в названии своей работы “Сущность и содержание теоретической политической экономии” (1908).

Собственно “политический” оттенок данной науки наиболее активно разрабатывался в марксизме. Идея создания науки, изучающей производственные отношения исторически сменяющих друг друга способов производства, была представлена Ф. Энгельсом (1820-1895) в “Анти-Дюринге” (1877-78) и развита К. Марксом в его основном научном труде “Капитал”, а также его последователями. В рамках политэкономии марксизма было создано учение о прибавочной стоимости, в основе которого лежала идея капиталистической эксплуатации рабочего класса. Согласно марксисткой интерпретации политическая экономия – это наука, изучающая общественные отношения между людьми, складывающиеся в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных и духовных благ. Данное определение основывается на разработке идеи о четырех фазах производства: производство, распределение, обмен и потребление.

Марксистская политическая экономии выбрала предметом своего изучения производительные силы общества и производственные отношения, основу которых составляют отношения собственности на средства производства и, соответственно, на изготовляемый продукт. Под производительными силами общества подразумевались личные и вещественные факторы производства в своей совокупности и взаимодействии, которые включали в себя труд (рабочую силу), предметы труда и средства труда. В свою очередь производственные отношения подразделяются на социально-экономические отношения, т.е. те отношения, которые возникают между людьми по поводу производства, распределения, обмена и потребления материальных и духовных благ (отношения собственности), и организационно-экономические отношения, которые представляют определенную систему хозяйствования. На основе анализа производственных отношений, свойственных капитализму, делался вывод о различиях экономических интересов, классовом антагонизме и необходимости передачи экономической власти пролетариату как производителю материальных благ. В связи с этим марксистская политэкономия включала три основные части: политэкономию капитализма, учение об империализме как высшей и последней стадии капитализма, и политэкономию социализма (первой фазе коммунизма), т.е. рассматривала разные способы производства, свойственные определенном общественно-экономическим формациям.

Понятие “общественно-экономическая формация” в экономической литературе впервые было сформулировано К. Марксом для определения периода общественного развития, характеризующегося свойственными данному уровню производительными силами и производственными отношениями, а значит, наличием определенного способа производства. В марксизме различают пять общественно-экономических формаций:

- первобытно-общинную; - рабовладельческую; - феодальную;

- капиталистическую; - коммунистическую.

В движении любой общественно-экономической формации выделяли фазы развития. Так, социализм рассматривался как первая фаза коммунистической формации, а развитие общества – поступательно: от “низшего” уровня к “высшему”. Противоречия между производительными силами и производственными отношениями, возникающие в процессе развития, разрешаются при помощи социальных революций, что находит свое выражение в смене способа производства, а значит, и общественно-экономической формации.

В целом марксистская политэкономия, изучая способы производства, позиционировалась и как идеология рабочего класса. В современной интерпретации политэкономия может рассматриваться как наука, существующая на стыке политики и экономики. По своей сути она ближе к макроэкономике, так как главенствующим агентом в ней выступает государство.

Но деятельность государства при этом непосредственно направлена не на повышение общественного благосостояния (хотя это может не противоречить целям данной политики), а на удержание власти (революция управляющих на макроуровне). Например, австрийский экономист Й. Шумпетер (1883-1950) полагал, что политическая экономия – это экономическое исследование (экономикс) механизмов политики, т.е. деятельности по захвату и удержанию государственной власти.

3. С развитием научно-технического прогресса, сглаживающим общественные противоречия и создающим условия для гуманизации труда и построения гражданского общества, необходимость в политической ориентации экономической науки утратила свою актуальность (“когда народы сыты – пушки молчат”). Наступила эра экономикс как науки, изучающей поведение человека с т.з. отношений между его целями и ограниченными средствами, допускающими альтернативное использование[2]. Именно это определение легло в основу трактовки предмета экономической науки большинства зарубежных и отечественных учебников.

Новая концепция экономической науки отразила лишь новые экономические условия, но, по сути, основывалась на тех же принципах, что классическая парадигма. Правда появились новые методы анализа, новые идеи, новые школы и их последователи, в связи с чем, данный период, по нашему мнению, можно охарактеризовать, как период господства постклассической парадигмы.

“Экономикс” по своей сути есть теория, изучающая чисто рыночную экономику, являющаяся преемницей классической школы политэкономии в области использования принципа рационального поведения экономических субъектов. Это - неоклассическая теория или “постклассическая парадигма”.

Экономикс прошла 5 этапов, включающих в себя 1)субъективный маржинализм (кардиналистскую теорию), 2)объективный маржинализм (ординалистскую теорию), 3)кейнсианство, 4)монетаризм и 5)неоклассический синтез.

Зарождение “экономикс” связано с эпохой промышленных революций, когда рост конкуренции и захват рынков заставлял предпринимателей мобилизовать усилия на экономии издержек. Деньги должны были делать деньги, а предложение формировать спрос. Создание “экономикс” связано с эпохой, когда на пустом месте создавались невиданные богатства, а власть, связанная с аристократическим происхождением, подменялась властью денег. Именно в эту эпоху и происходит синтез экономики и математики, используемой в качестве инструментария для экономических расчетов. Появление новых методов научного исследования ознаменовало коренной переворот в научной экономической мысли.

Математический аппарат берется на вооружение для анализа экономических явлений на микроуровне и принятия, в конечном счете, оптимальных решений. Рождается “экономикс” микроуровня. Микроэкономика как часть экономической науки в общих чертах сформировалась в конце XIX в., в форме достаточно стройного, логически выверенного учения маржинализма (неоклассическая школа). Для анализа экономических законов и закономерностей маржиналисты гениально предложили использовать “предельные”, т.е. приростные величины.

Первые попытки введения маржинального анализа в экономическую теорию были сделаны еще в середине XIX в. французскими экономистами А. Курно (1801-1877), Ж. Дюпюи (1804-1866), И. Г. Тюненом (1783-1850) и немецким экономистом Г. Госсеном (1810-1858). Переход от классической политической экономии к неоклассической науке маржинализма принято называть маржинальной революцией. Независимо друг от друга в Манчестере (Великобритания), в Вене (Австрия) и Лозанне (Швейцария) были разработаны схожие экономические учения, существенно отличающиеся от классического и основанные на анализе предельных величин: предельной полезности, предельной производительности и т.п.

Первый этап развития маржинализма (1870-1880) связан с именами У.Джевонса (1835-1882) – основателя английской школы, К. Менгера (1840-1821) – основателя австрийской школы, Л. Вальраса (1834-1910) – основателя “лозаннской” школы. Этап получил название “субъективного направления” вследствие того, что анализ предельной полезности проводился исходя из психологии конкретного потребителя. На данном этапе была предпринята попытка количественного подсчета так называемой “полезности”. Для этого в экономический лексикон было введено понятие “ютиля” (“утиля”) - единицы полезности.

Второй этап маржинальной революции относится к 1890-м гг. Выразителями идей этого этапа явились А. Маршалл (1842-1924) – основатель кембриджской школы и Д. Кларк (1847-1938) – основатель американской школы. На данном этапе количественный анализ был заменен порядковым, а также был использован графический метод исследования для анализа уровней полезности и условий ее максимизации. Вскоре данный метод занял почетное место среди основных методов “экономикс”.

Третий этап развития экономикс- кейнсианство

Концентрация экономического анализа на проблемах микроуровня и идее отстранения государства от проведения экономической политики в эпоху “чистой конкуренции”, в конечном итоге, привели к глубочайшему кризису в индустриально развитых странах конца 20-х начала 30-х гг. XX в. - к кризису перепроизводства. Потребовался пересмотр принципов экономической науки. Макроэкономика превратилась в самостоятельную дисциплину. Новые идеи о роли государства в экономической жизни общества, рожденные под влиянием Великой депрессии в США, впервые были изложены и систематизированы в работе Дж. Кейнса (1883-1946) “Общая теория занятости, процента и денег” (1936). В работе были представлены основные взгляды на решение проблем государственного регулирования экономических процессов для достижения главной, с точки зрения Дж. Кейнса, цели государства – обеспечения “полной занятости” населения. Благодаря развитию государственной статистики, экономическая наука, в лице макроэкономики, смогла заполучить еще один метод экономического анализа – агрегирование. Данное направление экономической науки (кейнсианство) было развито в моделях экономического роста последователями Дж. Кейнса Е.Домаром (1914-1997), Р.Харродом (1900-1978) и Э.Хансеном (1887- 1975).

Четвёртый этап. Не менее значимым было и другое направление макроэкономики - монетаризм, получивший импульс развития в связи с появлением нового экономического явления – стагфляции, обрушившейся на экономику в конце 70-х – начале 80-х гг. ХХ в. Данное направление акцентировало узкую функцию государственного управления - управление денежными потоками.

Дихотомическая версия экономической науки, науки, разделенной на два уровня: микро- и макроэкономику, получила свое развитие после 40-50-х гг. XX в.

Пятый этап экономикс – неоклассический синтез. В рамках неоклассического синтеза американские ученые во главе с П.Сэмюэльсоном (1915-2009) предприняли попытку соединения кейнсианской макроэкономики и неоклассической микроэкономики в рамках одной экономической науки. Подобная дихотомия сохраняется и сегодня в виде одной из традиций экономической науки. Сегодня формируются и другие уровни экономического знания (мезо-, мега-, мини-, нано- и т.п. уровни), но пока они не имеют достаточно четкого оформления.







Дата добавления: 2015-09-15; просмотров: 592. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Ученые, внесшие большой вклад в развитие науки биологии Краткая история развития биологии. Чарльз Дарвин (1809 -1882)- основной труд « О происхождении видов путем естественного отбора или Сохранение благоприятствующих пород в борьбе за жизнь»...

Этапы трансляции и их характеристика Трансляция (от лат. translatio — перевод) — процесс синтеза белка из аминокислот на матрице информационной (матричной) РНК (иРНК...

Условия, необходимые для появления жизни История жизни и история Земли неотделимы друг от друга, так как именно в процессах развития нашей планеты как космического тела закладывались определенные физические и химические условия, необходимые для появления и развития жизни...

Типовые примеры и методы их решения. Пример 2.5.1. На вклад начисляются сложные проценты: а) ежегодно; б) ежеквартально; в) ежемесячно Пример 2.5.1. На вклад начисляются сложные проценты: а) ежегодно; б) ежеквартально; в) ежемесячно. Какова должна быть годовая номинальная процентная ставка...

Выработка навыка зеркального письма (динамический стереотип) Цель работы: Проследить особенности образования любого навыка (динамического стереотипа) на примере выработки навыка зеркального письма...

Словарная работа в детском саду Словарная работа в детском саду — это планомерное расширение активного словаря детей за счет незнакомых или трудных слов, которое идет одновременно с ознакомлением с окружающей действительностью, воспитанием правильного отношения к окружающему...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия