Берестов Серафим.
В.А. Бурова, врач-психиатр, психотерапевт Люди любят играть в игры. Не только в азартные. В 60-е годы в США приобрели популярность так называемые "ролевые игры". Начало им положили "толкиенисты", поклонники творчества Дж.Р.Р.Толкиена. Возможно, вам попадались на глаза одетые в необычные костюмы люди с деревянными мечами в окрестных лесах. Это и были "ролевики". Для непосвященных в нескольких словах: ролевые игры - это что-то типа самодеятельного театра, когда группа единомышленников устраивает своеобразные Гигантские постановки какой-то книги или эпохи, что может продолжаться от нескольких часов в городских условиях до недели и более на выезде. Каждый из участников принимает на себя некую "личину" на более или менее длительное время и, как говорят психологи, "уходит" таким образом из мира реального в вымышленный, реализуя имеющуюся потребность в принятии роли. С появлением компьютеров немедленно появились и компьютерные игры. В ногу с техническим прогрессом современные компьютерные игры все совершеннее имитируют реальность. На сегодняшний день наибольшей популярностью пользуются игры, в которых человек наблюдает за происходящим как бы глазами своего персонажа "над дулом пистолета". Можно играть против достаточно прямолинейного и предсказуемого компьютера, но в последнее время игроки предпочитают играть друг с другом по сети (локальной, Интернет - кому что доступно). Получается аналог вышеописанных "ролевых игр", опосредованный компьютером. Т.е. в данном случае компьютер выступает лишь как вспомогательное средство в межличностной коммунникации. С точки зрения медицины все это совершенно безвредно до тех пор, пока не угрожает здоровью физическому либо психическому. Так как "посредником" в данной игре является компьютер, то возможные неблагоприятные последствия для физического здоровья предположить легко: Длительное сидение за монитором может вызвать сухость в глазах, проблемы со зрением, головные боли; Длительное сидение как таковое - большая нагрузка для позвоночника и часто приводит к болям в спине, нарушениям осанки; интенсивное управление мышкой, джойстиком или клавиатурой приводит к излишнему напряжению в мышцах кисти и предплечья и, как следствие, к туннельному поражению в отдельных мышцах и нервных стволах рук - "синдром карпального канала". Для психического здоровья самая большая опасность компьютерных игр заключается в возникновении зависимости. Компьютерные игры, особенно ролевые, являются одним из способов так называемой "аддиктивной реализации", т.е. ухода от реальности. Полностью погружаясь в игру и достигая в ней определенных успехов, человек реализует таким образом (виртуально) бОльшую часть имеющихся потребностей (см. иерархию А. Маслоу) и игнорирует остальные. В любом обществе находятся люди, предпочитающие "убегать" от проблем. Тех, кто в качестве такого способа Выбирает алкоголь, мы называем алкоголиками, наркотики - наркоманами, работу - работоголиками, азартные игры - патологическими гэмблерами, Интернет - интернет-зависимыми, компьютерные игры - кибераддиктами и так далее. В последнем случае вместо решения проблем здесь и сейчас человек "с головой" уходит в компьютерную игру. Там, в игре, ему хорошо: он сильный, смелый, вооруженный, успешный... Время, проведенное за игрой, не делает его сильнее и успешнее в реальной жизни. Потому, "выныривая" из виртуального мира в реальный, человек испытывает дискомфорт, ощущает себя маленьким, слабым и беззащитным в агрессивной среде. И желает как можно скорее вернуться туда, где он победитель. Приведу классификацию компьютерных игр:
|