Студопедия — КОАНЫ О ДОБРЕ И ЗЛЕ
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

КОАНЫ О ДОБРЕ И ЗЛЕ






Жил-был бедный крестьянин. С трудом удавалось ему прокормить себя и семью. Как-то раз, забравшись на высокогорное пастбище, он нашел потерявшегося жеребенка. Хозяин так и не объявился, и он решил оставить жеребенка себе. Вся деревня судачила, как ему повезло, какое счастье привалило последнему бедняку. Теперь, говорили они ему, твое хозяйство поднимется, глядишь, и разбогатеешь. И действительно, молодая крепкая лошадка не только помогла поднять хозяйство, но и давала возможность дополнительно заработать на соседских полях и на пере-возке грузов.

Однажды его семилетний любимый сынишка залез на лошадь, и в это время ее что-то вспугнуло. Лошадь понесла. Мальчик не удержался на ней и сильно расшибся. Долго ухаживали за ним родители, думали, что уже не выживет. На этот раз вся деревня, жалея малыша, говорила, что лучше бы отец и не находил этого жеребенка, что он принес только несчастье в их дом. Мальчик выжил, но остался на всю жизнь хромым калекой. Все проклинали злополучного жеребенка.

Прошло десять лет. Местный князь объявил войну соседям и потребовал от всех своих деревень, чтобы ему прислали молодых людей для пополнения войска, а кто ослушается, того ждет смертная казнь. Ззабрали всех ребят, только хромого не взяли. Никто не вернулся с той войны, опустели сердца матерей, бессмысленна стала жизнь отцов, в одиночестве доживут свою жизнь невесты. И только хромой оставался утешением для своих родителей и первым женихом на всю деревню. Как же им все-таки повезло с этим жеребенком!

Человек никогда не узнает, чем обернется для него добро, а чем зло. Добро и зло – категории относительные. То, что сегодня является добром, завтра может стать злом, и наоборот. Даже для момента здесь и сейчас категории добра и зла неоднозначны. Для червячка птичка, которая пытается его съесть, – зло; а для птички злом будет отсутствие червячков, ведь это приведет к смерти от голода саму птичку и ее птенцов. Как видим, причиной добра и зла является всего лишь наличие точки зрения. «Что хохлу хорошо, то свинье смерть» («Русское радио»).

Могущественный царь участвовал в захватнической войне и ждал вестей с места сражения. Наконец, прибежал посланец и сказал, что битва проиграна. «Ты приносишь несчастье», – сказал царь посланцу и приказал отрубить ему голову. «Встреча со мной принесла тебе лишь неприятное известие, тогда как встреча с тобой принесла мне потерю головы. Так кто приносит больше несчастья?» – ответил посланец.

Да, все зависит от точки зрения. «Возлюбивший врага своего – это предатель родины».

То, что с одной стороны кажется «жертвенным служением», с другой расценивается как «эксплуатация». То, что одни называют «социальной переориентацией», другие – «промывкой мозгов».

 

*****

 

Добро и зло относительны и во времени, и по отношению к различным участникам вселенского процесса. Как в игре. То, что для одной команды является добром, для их соперников – зло, а для зрителей их борьба – зрелище. Однажды у моего знакомого из-за какой-то игрушки поссорились два его сына. Одному было пять лет, другому девять. «Нехорошо же быть такими жадными», – пытался урезонить их отец. «Ну, не знаю, – ответил младший, – лично для меня хорошо».

Интересно рассмотреть такую библейскую заповедь, как «не убий». Если ты не убьешь врага и погибнешь в смирении, то, возможно, и попадешь в рай. Но если враг после этого убьет еще пять человек, то своим бездействием ты стал причиной смерти нескольких невинных людей, которые, возможно, рассчитывали на твою защиту. Заслуживаешь ли ты рая в этом случае? В таких обстоятельствах человек находится перед лицом двойного послания «не убий – защити». «Я не люблю насилья и бессилья», – пел Владимир Высоцкий. Выберете ли вы действие или выберете бездействие – вы все равно убиваете. Любым своим поступком вы для одних творите добро, для других зло, одновременно заслуживая и рая и ада. У буддистов задачи подобного рода называются коанами. Размышления над коаном позволяют ученику глубже постичь законы бытия.

Еще два коана.

1. а). Бог всемогущ. Отвечай: да или нет?

б). Если да, то он легко может уничтожить все зло. Да или нет?

в). Если да, то зло и дьявол существуют с его согласия. Да или нет?

г). Если да, то бог и дьявол заодно.

Если на пункты а),б),в) вы отвечаете «нет», то бог не всемогущ.

2. Если Христос главное лицо в искушении Иуды, не является ли он тогда и причиной его греха?

Недавно в прессе мелькнуло сообщение, что Ватикан намерен провести изменения в церковных догматах, в частности реабилитировать Иуду Искариота, апостола, предавшего Иисуса Христа. Этим церковь решит проблему видимого отсутствия сострадания Христа по отношению к своему лучшему ученику. Ватикан намерен обратить внимание паствы на то, что без предательства Иуды не произошло бы ни казни Иисуса, ни его воскресения. Следовательно, Иуда и его преступление - это часть божественного плана, направленного на спасение человечества через смерть и воскресение Сына Божьего. Пересмотр отношения к Иуде связывают с желанием римско-католической церкви подготовить верующих к готовящейся первой публикации так называемого Евангелия от Иуды, апокрифического текста, найденного в середине XX века в Египте. Сейчас с помощью радиоуглеродного анализа доказана подлинность этого текста, написанного примерно 1600 лет назад.

В нем Иуда описывается как человек, посвященный в самые высокие тайны. Скорее всего, он был избран Иисусом на внешне неблаговидную роль предателя, как наиболее достойный и сильный. Как святой, достойный нести в истории крест, не менее тяжелый, а может быть и более, чем крест Иисуса.

С этой точки зрения некоторые слова из Библии становятся понятными.

«…И сказал: истинно, истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня.







Дата добавления: 2015-09-15; просмотров: 369. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Вопрос. Отличие деятельности человека от поведения животных главные отличия деятельности человека от активности животных сводятся к следующему: 1...

Расчет концентрации титрованных растворов с помощью поправочного коэффициента При выполнении серийных анализов ГОСТ или ведомственная инструкция обычно предусматривают применение раствора заданной концентрации или заданного титра...

Психолого-педагогическая характеристика студенческой группы   Характеристика группы составляется по 407 группе очного отделения зооинженерного факультета, бакалавриата по направлению «Биология» РГАУ-МСХА имени К...

Прием и регистрация больных Пути госпитализации больных в стационар могут быть различны. В цен­тральное приемное отделение больные могут быть доставлены: 1) машиной скорой медицинской помощи в случае возникновения остро­го или обострения хронического заболевания...

ПУНКЦИЯ И КАТЕТЕРИЗАЦИЯ ПОДКЛЮЧИЧНОЙ ВЕНЫ   Пункцию и катетеризацию подключичной вены обычно производит хирург или анестезиолог, иногда — специально обученный терапевт...

Ситуация 26. ПРОВЕРЕНО МИНЗДРАВОМ   Станислав Свердлов закончил российско-американский факультет менеджмента Томского государственного университета...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия