Студопедия — Особенности исламского судопроизводства.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Особенности исламского судопроизводства.






Возникновение исламского правосудия связано с процессом формирования и становления исламского государства и права, главное содержание которого определялось деятельностью Пророка Мухаммада, выполнявшего в первом исламском государстве роль верховного судьи. Его деятельность основывалась на положениях Корана.

В дальнейшем, в связи с распространением ислама и территориальным расширением исламского государства, Пророк Мухаммад ввел в практику делегирование своих судейских полномочий наиболее влиятельным и авторитетным сподвижникам, выполнявшим роль наместников в разных частях исламского государства. Имеются также сведения о том, что Пророк Мухаммад неоднократно доверял своим сподвижникам рассмотрение отдельных судебных дел, однако еще без введения специальной должности кади (судьи), который был бы освобожден от других функций и занимал бы эту должность постоянно.

После смерти Пророка Мухаммада в период правления первых его четырех преемников-халифов основные принципы исламского судопроизводства оставались без существенных изменений. Халифы сосредоточили в своих руках не только верховную государственную власть, но и верховную судебную власть.

Статус судей как официальных лиц, назначаемых правителем и наделенных специальными полномочиями по отправлению пра­восудия, утвердился в первый период правления династии Аббасидов. В этот период в халифате большое влияние приобрела фигура верховного судьи, назначаемая халифом, который по по­ручению правителя подбирал и назначал кади, т.е. формировал структуру судебной системы.

Судебной системе, сложившейся в период правления Аббасидов, был свойственен дуализм, проявлявшийся в сосуществова­нии как исламских, так и неисламских судов, в частности: ислам­ских судов, которые руководствовались нормами исламского пра­ва; гражданских судов (ведомств жалоб), которые опирались на реальную силу государственного аппарата принуждения; кон­сульских судов и судов персонального права для немусульман с различной компетенцией.

Исламское правосудие окончательно сформировалось к X в. одновременно с завершением становления исламско-правовой доктрины, которая, наряду с судебной практикой, уже тогда предложила более цивилизованную судебную процедуру и прави­ла доказывания на основе следующих принципов: принципа спра­ведливости, упоминаемого во многих аятах Корана, например: «Если станешь судить, то суди их по справедливости»; принципа равенства, закрепленного Кораном, в частности: «Верующие ведь братья...»; принципов публичности и гласности судопроизвод­ства, выражавшиеся в том, что оно проводилось в публичном месте, обычно в мечети, и др.

На начальной стадии развития исламского правосудия отсут­ствовали формальности в судопроизводстве, что проявлялось в устном состязании тяжущихся сторон в заседании суда, причем кади принимал решение на месте в первом же заседании. Подоб­ная форма делопроизводства существовала до середины VIII в., записей и итогов судебного рассмотрения не велось, а по оконча­нии судебного процесса принятое по делу решение немедленно приводилось в исполнение. Однако рассмотрение доказательств, основанных на законе, принудило к признанию ценности письмен­ных документов, ставших непременным атрибутом любого правового акта. Постепенно профессиональные свидетели стали выполнять обязанности общественных нотариусов. Таким образом, судебная процедура из устной преобразовалась в письменную, а адулы (нотариусы) стали судейскими писцами, вырабатывавшими текст протокола из каждого записанного ими ответа или факта предъявления документа по иску, решения судьи.

Также на начальном этапе существования исламского судо-производства отсутствовала иерархия судов. Не существовало апелляционной инстанции. Однако возможность обжалования решения все же существовала. В частности, глава государства, исправляя совершенную ошибку, мог смягчить некоторые виды наказания.

Особенности исламского права отражаются и на исламском правосудии, в частности: отправление правосудия от имени Аллаха, что объясняется его божественным происхождением и религиозной природой; закрепление исходных начал правосудия такими ведущими источниками исламского права, как Коран и Сунна; отправление исламского правосудия специально назначенным лицом — кади, наделенным специальными полномочиями и др.

Несмотря на то, что большинство споров разрешалось кади единолично, в случае необходимости ему разрешалось иметь наиб (заместителей), катиб (делопроизводителей), бевваб и хаджиб (привратников), расуль (посыльных). Предусматривалось привлечение к процессу терджуманов (переводчиков), а также лиц, занимавшихся выявлением состояния свидетелей на предмет соответствия предъявляемым к ним требованиям, т.е. дававшим заключения об их беспристрастности.

Как уже отмечалось, судьи на свою должность назначались главой государства. Перед назначением кандидат экзаменовался на предмет знания исламского права, т.е. должность кади не была выборной, он назначался на должность указом главы государства (халифа или имама) или его заместителя, в котором указывался район его юрисдикции. Вступление в должность происходило немедленно сразу же после обнародования указа. При смене главы государства необходимо было утверждение в ранее занимаемой судейской должности новым правителем.

В настоящее время многие исламские государства полностью отказались от исламских судов в пользу светских. Так, в Египте до 1952 г. организация и порядок работы мусульманских судов регулировались законом. В соответствии с этим в стране создавались мусульманские суды трех уровней — низшие, которые рассматривали обычные дела; первой инстанции, юрисдикция которых включала рассмотрение более сложных дел и апелляцию на решение низших судов и Верховный суд. Специальные шариатские суды были ликвидированы в этой стране в 1956 г., их полномочия были переданы общегражданским судам. В 1954 г. была предпринята попытка ликвидировать мусульманские суды в Ливии, но через четыре года они были снова восстановлены.

Несмотря на различную степень влияния норм классического исламского права на судебные системы исламских государств, в большинстве из этих государств они и сегодня продолжают оказывать значительное влияние на отправление правосудия.







Дата добавления: 2015-09-15; просмотров: 835. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Конституционно-правовые нормы, их особенности и виды Характеристика отрасли права немыслима без уяснения особенностей составляющих ее норм...

Толкование Конституции Российской Федерации: виды, способы, юридическое значение Толкование права – это специальный вид юридической деятельности по раскрытию смыслового содержания правовых норм, необходимый в процессе как законотворчества, так и реализации права...

Значення творчості Г.Сковороди для розвитку української культури Важливий внесок в історію всієї духовної культури українського народу та її барокової літературно-філософської традиції зробив, зокрема, Григорій Савич Сковорода (1722—1794 pp...

ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ В УСЛОВИЯХ ОМС 001. Основными путями развития поликлинической помощи взрослому населению в новых экономических условиях являются все...

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ МОРФЕМНОГО СОСТАВА СЛОВА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ В практике речевого общения широко известен следующий факт: как взрослые...

СИНТАКСИЧЕСКАЯ РАБОТА В СИСТЕМЕ РАЗВИТИЯ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ В языке различаются уровни — уровень слова (лексический), уровень словосочетания и предложения (синтаксический) и уровень Словосочетание в этом смысле может рассматриваться как переходное звено от лексического уровня к синтаксическому...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия