Студопедия — Образование давалось через церковные школы, возникающие при церквях и монастырях. Естественно, что там же развивалась и школа иконописи.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Образование давалось через церковные школы, возникающие при церквях и монастырях. Естественно, что там же развивалась и школа иконописи.






Для культуры Беларуси характерно христианское мировоззрение. Культурная преемственность – из Византии.

 

в) В архитектуре господствующим направлением было сакральное (церковное) зодчество, а наиболее распространённым типом сооружений был крестово-купольный храм. Существовали две региональных разновидности древнерусского зодчества (школы) —полоцкая и гродненская.

Полоцк был одним из древнейших и крупнейших городов Киевской Руси. В середине XI века(около 1050-х) здесь началось создание третьего на землях восточных славян Софийского собора.

Белорусская архитектура берет свое начало в далеком прошлом. Она богата различными архитектурными стилями и направлениями, но наибольшее влияние на нее оказало русское зодчество. Столь сильное влияние объясняется исторической близостью Беларуси и России, тесным переплетением многих аспектов жизни этих двух стран.

Ярким свидетельством высокого уровня развития культуры Белоруссии в IX — XIII в. являются памятники архитектуры, которые строились вначале из дерева, а после принятия христианства — из камня и кирпича. Наиболее древним каменно-кирпичным сооружением на территории Белоруссии является Софийский собор в Полоцке, возведенный в середине XI в. В XII в. были построены Полоцкая Спасо-Ефросиньевская церковь, Бельчицкий монастырь, Витебская Благовещенская церковь, два храма в Гродно — Нижняя и Борисоглебская церкви. Необходимо отметить, что здания церквей в древности использовались не только для религиозных целей. Там проводились собрания горожан, на которых обсуждались наиболее важные дела, возведение князей на княжение. Церкви и монастыри использовались также как книгохранилища. При них переписывались книги и составлялись летописи. Из летописей известно, что в Полоцкой Софии на протяжении многих столетий имелась, богатая библиотека, в которой, кроме церковных книг, были произведения античных авторов и летописи.
Оригинальным памятником архитектуры Белоруссии XIII в. является Каменецкая, или Белая вежа, сохранившаяся до наших дней. Это наглядный пример военных сооружений того времени. Находится она в г. Каменец Брестской обл., построена мастером Алексой «с тоземцами», т.е. местными жителями в 1276 —1289 гг. по приказу волынского князя Владимира Васильковича как форпост на западных границах Руси. Она имела пять межэтажных перекрытий. Ее стены прорезают амбразуры (небольшие окна) для стрельбы — узкие в нижних этажах и более широкие в верхних. Кирпичные башни в древности белились известью, поэтому в народе ее называли Белой, а пущу, где она находилась, — Беловежской пущей.
Высокого уровня в IX — XIII вв. на белорусских землях достигло также изобразительное искусство. Основными его жанрами в этот период были монументальная живопись (фреска, мозаика), иконопись и книжная миниатюра. Мозаика украшала стены и полы Верхнего замка и Спасо-Ефросиньевского монастыря в Полоцке, Нижней церкви в Гродно. Фресковые росписи обнаружены в Полоцкой Софии и в Спасо-Ефросиньевской церкви в Полоцке. Иконы писались под влиянием византийского искусства. Книжная миниатюра развивалась в тесной связи с перепиской книг. Примером художественного оформления книг того времени являлись украшения, использованные в Туровском евангелии.
Высокого уровня в этот период достигло и декоративно-прикладное искусство. Прекрасные произведения оставили древние мастера-ювелиры, которые работали в Гродно, Витебске, Полоцке, Новогрудке, Турове.

Среди высокохудожественных произведений ювелиров, которые дошли до нас, можно назвать золотое кольцо Полоцка, браслет из Минска и др. Но наиболее выдающимся произведением ювелирного дела в Белоруссии того времени был крест, сделанный по заказу Ефросиньи Полоцкой ювелиром из Полоцка Лазарем Богшей в 1161 г. Крест был сделан из дерева, имел длину 51 см. был обложен золотыми и серебряными пластинами, украшенными драгоценными камнями, жемчугом и изображениями святых, выполненными в технике перегородчатой эмали. На пластинах также имелась надпись, сообщающая историю создания реликвии, время и имя мастера, количество золота, серебра и жемчуга в изделии, его стоимость. К сожалению, это изделие Лазаря Богши не сохранилось. Оно пропало в годы второй мировой войны в Могилеве. Есть предположение, что крест находится в США в одной из частных коллекций.
Представление о музыкальной культуре белорусских земель в IX — XIII вв. дают изображения музыкантов, сделанные на произведениях декоративно-прикладного искусства. При княжеских дворах в это время была распространена торжественно-церемониальная и военная музыка. Профессиональное музыкальное искусство получило развитие в творчестве скоморохов, народных сказочников и певцов. Они играли на гуслях, флейте, бубнах, сопровождали народные празднества, игры, обряды. Существовала и церковная музыка, основы которой были позаимствованы из Византии, но в процессе развития в музыке возникла своя система пения — так называемый знаменный распев.

Наиболее почитаемой белорусской святой является Евфросиния Полоцкая (Предслава), внучка полоцкого князя Всеслава Чародея. Покинув княжеский дом, она приняла монашество под именем Евфросиния и посвятила себя духовному просвещению полочан, занимаясь вместе с двоюродной сестрой Звениславой организацией школы, библиотеки, скриптория для переписки книг. Евфросиния также явилась ктитором женского монастыря, впоследствии названного её именем. Около 1161 года в Полоцке был построен Спасо-Преображенский собор (зодчий Иоанн). Собор является одним из древнейших дошедших до наших дней практически в первозданном виде памятников восточнославянской архитектуры. Восстанавливаемые в настоящее время фрески собора являются одним из наиболее ранних образцов монументальной живописи в Белоруссии.

 

г) Ефросинья Полоцкая - просветительница из рода Всеслава. Летописцы извещают, что самый известный из полоцких князей Всеслав родился от «волхования». Это значит - при участии «поганских богов» --волхвов. Современники и наследники верили, что небо наделило Всеслава вещей душой и способностью преображаться в волка или сокола. В то же время вполне земные качества, такие как энергия, ум, а так же его полная приключений жизнь вдохновляла гусляров, сочинителей баллад. За свои необычные качества к своему имени Всеслав при жизни получил еще одно - Чародей. Символом мирного княжения Всеслава Чародея стал Софийский собор, построенный в 1550-1555 г.г. Во времена Всеслава Чародея наша древняя держава достигла своего наивысшего расцвета. По территории она равнялась тогдашним европейским державам таким, как герцогство Баварское или королевство Португальское. Полоцк вместе с Киевом и Новгородом стал одним из трех крупнейших политических и культурных центров Восточной Европы. О международном авторитете полоцкой земли говорит ее близкое родство с домом византийских императоров. На протяжении большей части своей истории Полоцкое княжество сохраняло независимость от Киева. Независимость кроме политических и экономических выгод давала значительно большую творческую свободу местным архитекторам, живописцам, другим талантам. Такие условия способствовали формированию культуры с целым рядом своеобразных особенностей, что дает основания называть Полоцкую землю не только прародиной белорусов, но и колыбелью будущей белорусской культуры. Именно Полоцк во времена процветающего раннефеодального государства стал родиной Ефросиньи.

Будущая просветительница родилась в семье младшего сына Всеслава Чародея - Святослава Георгия. Девочку назвали старинным полоцким именем Предслава. С детства она слышала предания о славных предках. В сознание юной княжны рано вошло имя непокорной Рогнеды. Предславу привлекала и легендарная личность деда Всеслава. От кормилицы, нянек, от матери княгини Софии она слышала сказки, обрядовые песни, заговоры и заклятия. Своеобразное двоеверие (язычество и христианство) и через два века после принятия христианства существовало на Полотчине даже в княжеско - дружинной среде. Отсюда Предслава хорошо знала языческих богов и древне белорусскую мифологию. Она была среди зрителей, а возможно и участников русалий, купалья, коляд и других дохристианских праздников. Училась девочка в школе при Софийском соборе либо дома. Наука давалась ей значительно легче, чем сверстникам. Еще в родительском доме, кроме богослужебной и другой религиозной литературы, Предслава могла читать «Изборники» с афоризмами и изречениями, переведенный с греческого роман о подвигах Александра Македонского, остросюжетную повесть «про Акира Премудрого». Позже им на смену пришли книги, дававшие богословно-схоластическое описание природы, знакомившие с античной историей. Слава о красоте и образованности Предславы разнеслась «по всем градам», и в Полоцк зачастили сваты. «Житие» сообщает, что когда княжне исполнилось двенадцать лет (с такого возраста в то время девочка считалась невестой), родители решили выдать ее замуж за некоего славного своим богатством и княжением властелина. Для Предславы открывалась обычная для женщины ее круга судьба: рождение и воспитание детей, хозяйственные заботы, ожидание мужа из похода или охоты. Неожиданно для близких у Предславы созрело решение посвятить жизнь другому служению. В «Житии» сказано, что Предслава представляла: женившись и вышедши замуж люди не вечны, а жизнь их течет мимо. Слава их погибает как прах. Памятны те люди, кто не склонил голову, отказавшись от светской жизни и плотских радостей, служит духовности. Втайне от родителей Предслава принимает постриг под именем Ефросиньи.
Какие же причины побудили Предславу принять такое суровое решение? Их, по-видимому, было несколько. Одной из официальных версий принято считать любовь княжны к Богу и желание ему служить. Мысли же княжны, озвученные в «Житии» указывают на то, что возможно, она не видела в светской жизни возможностей заниматься просветительством. Возможно, княжна уже приняла решение посвятить себя просвещению родной земли. Вмиру возможность такой деятельности практически исключалась. В то же время, нельзя исключить и возможное нежелание выходить замуж в двенадцать лет пусть и за очень могущественного и достойного, но незнакомого и нелюбимого человека. К тому же, около 1129 года возникла суровая необходимость высылки на чужбину всей семьи. Избежать этой высылки можно было только будучи служительницей Бога.В формировании взглядов Ефросиньи Полоцкой, ставших одной из образованнейших женщин своей эпохи, исключительную роль сыграла литература того времени. Кроме библейских книг еще в юности она не могла не читать произведений патристики - римских и византийских богословов, считавшихся «отцами церкви». В полоцких собраниях книг хранились сочинения выдающегося византийского проповедника Иоанна Златоуста, учившего христианским добродетелям, образно изобличавшего человеческие пороки. Распространены были так же в то время произведения Григория Назиазина, Василия Кесарийского, Ефрема Сирина, Иоанна Синайского. Патриотическая литература имела большое значение в становлении этических идеалов того времени. Тем же целям служили и жития святых и патерики - сборники коротких рассказов о людях, прославившихся набожностью или аскетизмом. Каждый просвещенный человек XI-XII веков должен был знать историю своего народа. Следовательно, Ефросинья изучала Несторову «Историю временных лет», вводившую восточное славянство во всемирную историю.
Наряду с отечественными летописями знаменитаяполочанка читала и популярные тогда византийские хроники, которые благодаря династическим связям могли попадать в Полоцк непосредственно из Византии. Одна из таких книг «Хроника Георгия Амартола», к примеру, начиналась от сотворения мира, затем излагала
библейскую историю, историю вавилонских и персидских царей, повествовала о римских и константинопольских императорах. Представления о мироздании давали произведения византийской научной мысли. Ефросинья, несомненно, изучала так называемые «Шестодневы» - книги, которые дополняли и объясняли библейский рассказ о том, как за шесть дней Бог создал небо, землю, светила, растения, живых существ и человека. «Шестодневы» были сводом всех известных в то время византийской науке сведений о живой и мертвой природе. Естественнонаучный характер носил и такой памятник эпохи Ефросиньи, как «Физиолог», где речь шла преимущественно о живых созданиях, в числе которых встречались, правда, кентавры, сирены и прочие мифические существа. В ее руки должны были попадать и сочинения, вступающие в противоречие с богословско-схоластическим истолкованием мира, -- например книги византийского ученого -энциклопедиста Михаила Пселла, который рассматривал природу, как рассеянное везде, невидимое, но постижимое разумом начало. Общественно-политические взгляды Ефросиньи отражены в певческом цикле XII века о великой соотечественнице. В нем утверждаются пламенный протест против братоубийственных войн, необходимость союза восточно славянских народов против внешней угрозы.
«Житие» повествует, что постригшись в монастырь, юная княжна с позволения полоцкого епископа Ильи поселилась в келье - «голубнице» и начала «книги писати своими руками». Дело это было многотрудным. Переписчиками были почти исключительно мужчины. Уже одно то, что молодая женщина взялась за это - было подвигом. Вполне вероятно, что перо просветительницы выводило не только слова религиозно-нравственных текстов, но и строки византийских хроник, отечественных летописей, переводила книги с греческого и латинского. Из «Жития» можно понять, что часть переписанных Ефросиньей книг шла на продажу, а полученные деньги по ее просьбе раздавали нуждающимся. Именно она заложила основу уникальной библиотеки Софийского собора, утраченной в период Ливонской войны. После основания Ефросиньей двух монастырей в них были созданы книжные мастерские - скриптории. Из скрипториев созданные высокохудожественные книги расходились по всей Полоцкой земле и за ее пределами. В школах того времени дети обучались чтению, письму, цифири и церковному пению. Высокообразованная игуменья стремилась расширить границы обычной школьной программы. Кроме церковнославянского юные полочане учили греческий, приобретали знания по естественным наукам, риторике, медицине. Большое внимание уделялось истории. Такова была роль Ефросиньи как просветительницы.Находившаяся в центре культурной жизни Полоцкого княжества, Ефросинья предстает перед нами в роли собирательницы талантов, своеобразной, и наверное, первой на нашей земле меценатки. В середине XII века окончательно сформировалась полоцкая архитектурная школа. Ее наивысший взлет, связанный с творчеством архитектора Иоанна,, приходится на годы деятельности Ефросинии. Чудом завершенности и гармонии называют заложенную по настоянию Ефросинии и возведенную за один строительный сезон Спасо-Преображенскую церковь. Ефросиния способствовала и развитию изобразительного искусства. По ее желанию византийский императорский дом прислал один прижизненных ликов Девы Марии. Этот самый ранний образец иконографии стал излюбленным сюжетом в белорусской иконописи. С именем Ефросинии связано и создание полоцким мастером Лазарем Богшей его знаменитого креста - шедевра древнебелорусского ювелирного искусства. Реликвия выполняла роль ковчега для хранения святынь. Дальнейшая судьба креста Ефросинии драматична: похищен Иваном Грозным, во время оккупации Полоцка французами крест для сохранности был замурован в стену, в 1928 году крест оказался в Полоцком финотделе. В последние годы появились сообщения, что крест после 1941 года находится в частном владении одного из миллиардеров. В годы высылки Рогволодовичей в Византию Ефросиния оставалась единственным представителем рода на Полоцкой земле и знаменем борьбы полочан за независимость. Таким образом, становление личности Ефросинии Полоцкой происходило в период наивысшего расцвета Полоцкого княжества. Являясь внучкой князя Всеслава Чародея, юная княжна избрала себе путь отличный от судьбы женщин ее круга. С раннего детства впитала ее душа отголоски язычества в традициях и ценности христианства. Изучая библейскую литературу, жития святых, труды о живой и неживой природе, историю своей земли, стала одной из образованнейших женщин своей эпохи. Свои знания, деньги и власть Ефросиньи Полоцкая применила для просветительства своего народа, поддержания и развития талантливейших архитекторов, художников и ювелиров полоцкой земли. В годы изгнания Рогволодовичей из полоцкой земли она, являясь единственным представителем династии, проповедовала отказ от братоубийственных войн.
Кирилла Туровский - восточнославянский мыслитель 12 века. Теперешний Туров - небольшой поселок на юге Беларуси. Но когда-то на его месте стоял богатый красивый город с каменными храмами и монастырями, который был столицей отдельного княжества. В отличие от Полоцка Туров признавал власть Киева. По народному преданию основатель города князь Тур принял христианство, крестился в колодце, который и стали называть Тур-колодезем. Время жизни Кирилла Туровского приходится на эпоху резкого падения политического значения Киева, феодализации великокняжеской власти. Все более затяжной характер принимали княжеские усобицы, ослаблявшие и разъединявшие силы народа перед лицом возрастающей угрозы иноземного нашествия. Известно, Кирилл Туровский был сыном богатых родителей, но не возлюбил тленной славы мира сего и постригся в монахи. Учился будущий философ скорее всего дома, а так же при монастыре: курс богословия, греческий язык, светские книги. Все это накладывалось на природную одаренность Кирилла. В пору фактически существующего на территории Беларуси двоеверья деятельность монастырей приобретала особое значение. Там новые взаимоотношения и новая религия проповедовались словом, делом и личным примером.
Будучи монахом, Кирилл начал писать свои произведения. Но что бы отдаться делу полностью, он решается на новый шаг - заключает себя в столп. Примеров столпничества до Кирилла на Руси не было. Для всего Турова это явление стало значительным событием.
В 1157 году князь и уважаемые жители города выбрали Кирилла епископом, и утвердил его Киевский митрополит. Так начался второй период его жизни, мировосприятия и общественной деятельности. Епископ Кирилл боролся с феодальной раздробленностью восточного славянства. Это известно по его отношению к делу Феодорца [3, c.115]. Дело состояло в том, что епископ Ростовский надумал отделить автокефалию от православной церкви. Слова и мысли Кирилла летели в разные города древней Руси, где он выкрывал ересь зазнавшегося епископа, вразумлял князя. Боролся святитель и с язычеством. Только в церкви, в «Новом завете» видит Кирилл единственный путь. В книгах призывает он искать смысл теперешнего бытия. Из творческого наследия сохранились три дидактические повести притчи: «Притча о душе и теле», «Повесть о белоризце и монашестве», «Сказание об иноземском чине». Кроме того, известны восемь проповедей, принадлежащие его перу. И еще часть наследия - гимнографическая: два канона и около 30 молитв - исповедей. До сих пор все гимнографические произведения Кирилла Туровского, которые рядом исследователей признаются как наиболее важная часть наследия, полностью не установлены. Первоначально, в период монашества и затворничества он писал, что мирской человек не наследует «царства», поскольку он отягощен страстями и весь запятнан грехом: «нет места чистого, все скверна». Оттого душа его «с Богом не смирится, живет сама по себе». Есть только один путь спасения, согласно мировоззрения Кирилла в этот период - монашество. Кирилл сравнивает удаление из мира в монашество с избавлением от рабства мысленному «фараону» - дьяволу. В то же время, Кирилл считает, что очеловечивание Христа было мнимым. Не мог принять образ человека тот, кто пожелал спасти человечество. И в этом его взгляды перекликаются с мировоззрением его предшественника философа Феодосия Печерского. В этот период для Кирилла не существовало проблемы познания мира. Истина для него была дана изначально в откровении, изложенном в «Священном писании». В этот же период им были записаны чудесные мысли о красоте природы, как проявлении божественной красоты. Кирилл не отрицал ценности земной красоты, но ставил ее значительно ниже духовной. В религиозной антропологии Кирилла этого периода решающим критерием в оценке всех аспектов человеческой жизнедеятельности служил критерий сотериологический. Подлинный смысл и значение имеет только то, что способствует достижению спасения -- единственной существенной цели человеческого бытия. Поэтому Кирилл отдавал решительное предпочтение "ангельскому житию", монашескому пути. Только подвиг смиренномудрия, который должен осуществить инок в своем служении, позволяет пройти тем единственно верным, "узким путем", который ведет к спасению.
Второй этап жизни и общественной деятельности связан с его пастырской деятельностью. Новая деятельность способствовала смягчению его прежнего аскетизма, выработке более терпимых мировоззренческих ориентаций. В это время философ занят выработкой общезначимого идеала мирской личности. Идеи этого времени, заключенные в стихах, проста: человеческие помыслы, не пронизанные духовным началом, грешны и недобродетельны. В своих проповедях Кирилл скорее поэт, нежели богослов: строки написаны не столько благодаря анализусвященного текста, сколько под воздействием чувства, радостно взволнованного в обстановке праздничного богослужения. Кирилл проводит в аллегорической форме взгляд на мирское, человеческое. Обращаясь к методу аллегории, по-видимому, Кирилл пытался найти моральные критерии для светского человека. Эти поиски обусловлены пониманием, того что не все могут служить Богу, принимая постриг. Сохранение пропасти между мирским и ангельским, в конечном счете, приводило к тому, что Христос низводился до уровня монастырского Бога. Тем самым совершалось сужение идеи Божества, ограничение его силы и мудрости. Мир, человечество представлялись собственной участи, лишались покровительства. Осознав это, Кирилл круто меняет свою позицию, что отражено в «Слове о расслабленном». Человек для Кирилла -- центральная фигура мироздания, "венец творения". Он наделен свободой воли и сам должен принять "правду", возвещенную Спасителем. Кирилл развивал учение о "стройном разуме" как возможном для человека духовном состоянии, при котором достигается гармония между мышлением и верой и которое неразрывно связано с духовно-нравственным опытом личности.Существуют обоснованные мнения на тот счет, что Кирилл Туровский вполне мог быть автором «Слова о полку Игореве». Ответ на этот вопрос, по видимому, впереди. На вопрос, касающийся Кирилла Туровского, время уже давно дало ответ: эта личность стояла у истоков белорусской письменности и культуры наряду с Ефросиньей Полоцкой.Первым свидетельством признательности потомков Кириллу Туровскому стал памятник святителю Кириллу в древнем Турове. Таким образом, образованнейший человек своей эпохи, прошедший путь от монаха до епископа, великий мыслитель и философ, просветитель Кирилл Туровский, наряду с Ефросиньей Полоцкой явился основоположником белорусской письменности и культуры.

 

Заключение

Культура Беларуси IX - XII в.в. в контексте восточнославянского и восточноевропейского процессов


В тесной связи с государство образующими процессами в IX - XIII вв. шло развитие культуры. В своей основе она соединяла языческую и греко-византийскую традицию. Язычество сближало славянские общности кривичей, дреговичей, радимичей с местным населением - балтами. Силы, с которыми человек не мог справиться, древние славяне наделяли качествами живых существ (водяной, домовой, лесовой и др.). Возникли обряды, связанные с разными моментами сельскохозяйственных работ. Они становились целыми календарными циклами: прилет птиц, гуканье весны, вербная неделя, юрьев день, купаловские дни, дожинки, зажинки и т.д. С языческих богов больше всего поклонялись богу грома, молнии и дождя Перуну. Широко был представлен у наших предков культ солнечных богов: Хорос, Даждьбог, Купала и Ярило.
Христианство появилось в Палестине во времена Римской империи в среде бедного еврейского населения. В первые столетия верующие собирались в домах для чтения евангелий и тайной вечери. Со временем в христианской церкви на первое место выдвинулись обряды, пышные богослужения, стала складываться церковная иерархия. На первом Виленском церковном соборе (325 г.) в Никее и на втором (381 г.) в Константинополе был разработан в общих чертах «символ веры» - краткое изложение основных положений христианской церкви. В символ веры вошел догмат триединства Бога («Бог - отец», «Бог - сын», «Бог - дух святой») и воскресение Христа. Римские императоры приняли христианство и сделали его государственной религией. После распада Римской империи на две части римский патриарх, Папа, считал себя первым среди патриархов. Восточные (греческие) патриархи не хотели подчиняться Папе Римскому. Произошел раскол на две церкви: западную, римско-католическую и восточную, византийскую (православную), или греческую (1054 г.).
Восточнославянские княжества приняли византийскую церковь. В 988 г. Киевский князь Владимир принял христианство и в р. Днепр крестил жителей Киева. На Руси появилось духовенство, во главе которого стал митрополит, ему подчинялись епископы. Русское духовенство всегда поддерживало светскую власть. Церковь получила десятую часть государственных доходов. На Беларуси также стало распространяться христианство, его вначале принимали высшие слои общества, а затем и остальные люди. В 992 г. была создана Полоцкая, в 1005 г. - Туровская епархии. Благотворным было влияние христианства на распространение письменности и образования. Важными культурно-просветительскими центрами на территории Беларуси стали монастыри: Туровский (Варваринский), Мозырский (Петропавловский и Параскевы), Полоцкий (Борисоглебский). При монастырях были своеобразные мастерские (скриптории), в которых переписывались Священное писание и произведения отцов церкви, патерики и жития, византийские хроники и местные летописи.
Основным жанром раннесредневековой письменной культуры стало летописание. Одним из первых памятников летописания является «Повесть временных лет». Продолжением ее явились местные летописи: Киевская, Галицко-Волынская, Новгородская, Суздальская. Имеются данные о том, что летописи составлялись в Полоцке, Турове, Новогрудке. Широкое распространениеполучила каноническая литература, жития и поучения: «Туровское евангелие», «Оршанское евангелие», «Полоцкие евангелие», «Житие Ефросиньи Полоцкой», «Житие Авраамия Смоленского», «Слова Кирилла Туровского: «Притча о душе и теле», «Про слепого и хромого» и др. О распространении письменности на Беларуси свидетельствуют надписи на свинцовой печати полоцкого князя Изяслава, знаменитом кресте Ефросиньи Полоцкой, каменных пряслицах XII в., найденных в Витебске, Друцке, Пинске. В Бресте обнаружен самшитовый гребень с вырезанным алфавитом (буквы от «А» до «Л»), берестяные грамоты, найденные в Витебске и Мстиславле. Памятниками письменности Беларуси являются надписи на камнях-валунах («Борисовы» и «Роговолодов» камни).
Мировым достижениям соответствовало строительство храмов, их архитектура, роспись, убранство. Храмы были не только культовыми сооружениями, в них размещались архивы, государственная казна, библиотеки, школы. В XI в. по инициативе князя Всеслава был построен в Полоцке Софийский собор. В начале XII в. в Бельчицах (близ Полоцка) сооружена Борисоглебская церковь, а в 1161 г. в Сельце Спасо-Преображенский собор, известный также под названием Спасского или Спасо-Ефросиньевского. Для этого собора по заказу Ефросиньи Полоцкой мастер-ювелир Лазарь Богша создал в 1161 г. непревзойденный образец прикладного искусства - крест, обложенный золотыми и серебрянными пластинами с миниатюрными изображениями христианских святых, выполненными многоцветной эмалью. До наших дней сохранилась Борисоглебская, или Коложская, церковь в Гродно. В Каменце в конце XIII в. была возведена вежа (Белая вежа), памятник военного зодчества в Беларуси. В духовно-культурной жизни Беларуси того времени яркой личностью выступает Кирилл Туровский (возможно, 1130 - не позднее 1182 гг.). Он был высокообразованным человеком, блестящим литератором, выдающимся религиозным деятелем. Сохранилось тридцать молитв, восемь «слов», три поучения, два канона, написанных К.Туровским. За выдающееся ораторское искусство современники называли его «Златоустом». По желанию горожан и князя Юрия Кирилл стал туровским епископом. Личностью, оставившей заметный след в культурной жизни Беларуси, была Ефросинья (Предслава) Полоцкая (возможно, 1104 - 1167 гг.), внучка Всеслава Чародея. Вначале переписывала книги, после постриглась в монашки, поселилась в келье Софийской церкви в Полоцке, где продолжала переписывать книги, позже создавала летописи и собственные писания. В дальнейшем стала игуменьей монастыря Св. Спаса в Полоцке, построила мужской монастырь. В конце жизни Ефросиния совершила паломничество в Иерусалим, где и скончалась. Декоративно-прикладное искусство развивалось под влиянием Византии, однако ремесленники вносили в него и местные черты. Изделия из дерева, кости, металла украшались резьбой, инкрустацией в виде различных орнаментов (геометрические фигуры, фантастические звери и птицы). О высоком художественном мастерстве говорят следующие предметы: каменные иконки, украшенные тончайшей резьбой, шахматные фигурки из кости и камня, найденные в Гродно, Волковыске, Лукомле. Ювелиры создали золотые украшения, покрытые цветной эмалью, изделия из серебра со сканью и зернью, с чернью и позолотой. Все это свидетельствовало о высоком уровне развития культуры на территории Беларуси. Большинство памятников культуры древней Беларуси погибло во времена многочисленных войн.

 







Дата добавления: 2015-09-15; просмотров: 429. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

ТЕОРИЯ ЗАЩИТНЫХ МЕХАНИЗМОВ ЛИЧНОСТИ В современной психологической литературе встречаются различные термины, касающиеся феноменов защиты...

Этические проблемы проведения экспериментов на человеке и животных В настоящее время четко определены новые подходы и требования к биомедицинским исследованиям...

Классификация потерь населения в очагах поражения в военное время Ядерное, химическое и бактериологическое (биологическое) оружие является оружием массового поражения...

Схема рефлекторной дуги условного слюноотделительного рефлекса При неоднократном сочетании действия предупреждающего сигнала и безусловного пищевого раздражителя формируются...

Уравнение волны. Уравнение плоской гармонической волны. Волновое уравнение. Уравнение сферической волны Уравнением упругой волны называют функцию , которая определяет смещение любой частицы среды с координатами относительно своего положения равновесия в произвольный момент времени t...

Медицинская документация родильного дома Учетные формы родильного дома № 111/у Индивидуальная карта беременной и родильницы № 113/у Обменная карта родильного дома...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.014 сек.) русская версия | украинская версия