Студопедия — Подобно тому, как человек, сбросив ветхую одежду, надевает новую, так бросает он изношенные тела и облекается в новые.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Подобно тому, как человек, сбросив ветхую одежду, надевает новую, так бросает он изношенные тела и облекается в новые.






Человек является последним этапом в эволюцион­ном ряду развития воплощаемой пуруши (мине­ра­лы — растения — животные — человек — Бог). Его за­да­ча — стремление к обретению Божественного Совер­шен­ст­ва. На этом Пути он проходит определённые стадии, ступени. Об одной из схем та­кого восхождения мы уже говорили. Но в Бхагавадгите представлены ещё две.

Одна из них — описание эволюции по гунам. То есть, существуют три гуны: а) тамас — темнота, невежество, тупость, грубость, б) раджас — страстность, активность, интенсивный поиск своего места в жизни, борьба за свои идеалы и т.п. и в) саттва — чистота, гармония. Но надо идти, говорил Кришна, ещё дальше — за пределы саттвы, к слиянию с Творцом, а это тре­бует новых усилий, новой борьбы с собой. Об этом ва­ж­но помнить, ибо саттва может оказаться ловушкой: она пленит именно блаженством, которое обретает на этой стадии человек. Она — "расслабляет", пред­­лагает отказаться от дальнейших усилий. Но для того, чтобы стать Брахманом (постигнув Нирвану в Брах­ма­не), а затем и Ишварой, требуется сделать ещё очень много.

Но и миновать гуну саттва нельзя. Нельзя без ос­во­ения качеств, присущих этой гуне, слиться с Богом.

Нельзя миновать также и гуну раджас, ибо именно в ней человек осваивает такие качества, как энерги­ч­ность, собранность, устремлённость, сила.

Вторая схема эволюционного продвижения чело­ве­ка, приводимая Кришной, — шкала варн. (Под­чер­к­ну, что эти и многие другие шкалы хорошо взаимодопол­няют друг друга; их комплексное использование в при­ложении к себе или к любому другому че­ло­ве­ку даёт более полную картину).

По шкале варн, находящийся на первой ступени че­ловек называется шудрой. Он ещё слишком молод в своём психогенезе, ещё слишком мало умеет. Его задача сейчас — учиться у более взрослых в эволюционном отношении людей, помогая им в их работе.

Вторая ступень — вайшьи. Это — торговцы, ремес­ленники, земледельцы. Пребывание в данной вар­не под­разумевает наличие уже достаточно развитого интеллекта, чтобы начать творческую предприниматель­­скую деятельность. Ведь, чтобы вести самостоятельное дело, требуется уже развитый интеллект. Имен­но через указанную деятельность пред­­ставители данной варны совершенствуются и далее.

Следующая варна — кшатрии. Это — люди, которые поднялись ещё выше в своём интеллектуаль­ном развитии, в своей энергичности. Это — уже руководители, обладающие соответствующим "раз­ма­хом" ума, соответствующей "личной силой";.

Кстати, готовить себя к этой ступени духовного раз­вития, развивая в себе "личную силу" и энергич­но­сть, можно уже с ранней молодости. Этому будут способствовать физический труд, подвижные со­рев­но­вательные виды спорта, энергичные танцы под ритмичную музыку. Если всё это делать, избегая грубых эмоциональных состояний, помня о Боге и необходимости соблюдения известных этических норм пред Его Лицом, — создаётся важный "задел" для плодотво­р­ного духовного совершенствования в зрелые годы. Тогда нужно будет отказаться и от соревновате­ль­ности, и от страстности. Напротив, тогда должны бу­дут придти покой, гармония, нежность и ласковость, муд­рость. Но это будет зиждиться на фундаменте боль­­шой "лич­ной си­лы" — энергетической мощи сознания и интеллекта.

Высшая варна — брахманы, т.е. духовные лидеры.

"Брахман", кстати, это есть единое санскритское слово, которое переводчики на русский язык стали пе­ре­водить иногда неадекватно — разными санскритоподобными словами. Так, появились слова "бра­мин", Брах­ма", "Брах­мо", "Бра­ма". А в санскрите есть единое слово, обозначающее и Сознание Брахмана, и че­ло­ве­ка, постигшего Брахмана.

В Индии и ряде других стран исторически сложилось так, что варновая принадлежность стала передавать­ся по наследству. Поэтому, разумеется, далеко не все люди, относящие себя к высшей варне, действительно имеют высокие духовные достижения.

Но вернемся к проблеме самосовершенствова­ния.

Приведу слова Кришны о том, как для самого себя выбрать адекватные методы работы над собой — т.е. те, которые соответствуют реально существующей ста­дии психогенеза и онтогенеза:







Дата добавления: 2015-09-15; просмотров: 351. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Характерные черты официально-делового стиля Наиболее характерными чертами официально-делового стиля являются: • лаконичность...

Этапы и алгоритм решения педагогической задачи Технология решения педагогической задачи, так же как и любая другая педагогическая технология должна соответствовать критериям концептуальности, системности, эффективности и воспроизводимости...

Понятие и структура педагогической техники Педагогическая техника представляет собой важнейший инструмент педагогической технологии, поскольку обеспечивает учителю и воспитателю возможность добиться гармонии между содержанием профессиональной деятельности и ее внешним проявлением...

Приложение Г: Особенности заполнение справки формы ву-45   После выполнения полного опробования тормозов, а так же после сокращенного, если предварительно на станции было произведено полное опробование тормозов состава от стационарной установки с автоматической регистрацией параметров или без...

Измерение следующих дефектов: ползун, выщербина, неравномерный прокат, равномерный прокат, кольцевая выработка, откол обода колеса, тонкий гребень, протёртость средней части оси Величину проката определяют с помощью вертикального движка 2 сухаря 3 шаблона 1 по кругу катания...

Неисправности автосцепки, с которыми запрещается постановка вагонов в поезд. Причины саморасцепов ЗАПРЕЩАЕТСЯ: постановка в поезда и следование в них вагонов, у которых автосцепное устройство имеет хотя бы одну из следующих неисправностей: - трещину в корпусе автосцепки, излом деталей механизма...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия