Студопедия — Глава 5. Ст. 1. Пришел я в сад мой, сестра моя, невес­та; набрал мирры моей с ароматами моими, поел сотов моих с медом моим
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Глава 5. Ст. 1. Пришел я в сад мой, сестра моя, невес­та; набрал мирры моей с ароматами моими, поел сотов моих с медом моим






Ст. 1. Пришел я в сад мой, сестра моя, невес­та; набрал мирры моей с ароматами моими, поел сотов моих с медом моим, напился вина моего с молоком моим. Ешьте, друзья; пейте и насыщай­тесь, возлюбленные.

Возлюбленный согласен с желанием Невесты.

Он, несомненно, жаждет прийти и отведать всего, однако Ему прежде надо показать Невесте, что это Он - хозяин стола. «Я набрал, - говорит Он, ­Моей мирры. Но это - для тебя, Моя Невеста, ибо это - твоя пища, которая есть ни что иное, как му­чение, потому что в этой смертной жизни страдания не прекратятся никогда. Тем не менее, эта мирра всегда сопровождается очень приятными аромата­ми». Благоухание - для Жениха, а горькое миро ­для Невесты. «Что касается Меня, - говорит Же­них, - Я съел Свои сладости, Я выпил вино и моло­ко, Я напитался сладостями твоей любви».

Очарованный великодушием Невесты, Он приг­лашает ее вместе со своими друзьями и детьми прийти и утолить голод и жажду в саду, полном пло­дов, напитаться молоком и медом. Подкрепившись, таким образом, она может обильно восполнять ду­ховные нужды людей, давать превосходные советы всем, кто к ней обращается.

Это также относится и к Церкви, которая приглашает Христа прийти и отведать плодов с ее яблонь. Она просто собирает плоды Его добродетелей, бла­гословляя избранных Им, подобно тому, как Он сделает это в Свое второе пришествие. Жених отвечает Своей возлюбленной Невесте, что Он, воплотив­шись, пришел в Свой сад, чтобы набрать мирры с ароматами, претерпев страдания, которые в сопро­вождении несметных добродетелей возносились к Богу Отцу приятным благоуханием. «Я поел сотов Моих, - добавляет Он, - с медом Моим». Это следует понимать как Его учение и поступки. Он поступал так же, как учил, и ничего не предписал нам из того, чего Сам прежде не пережил. И, так поступая, Он достигал святости, которую требует сейчас от нас. Таким образом, сравнение с медовыми сотами здесь весьма уместно. Божественно устроенные и сладкие, они составляют Его пищу и питье. Кроме того, Он счастлив сознавать, что Его Отец испытает удовольствие от этого меда и от пользы, которую он прине­сет людям. «Я напился вина Моего с молоком Моим». Что это за вино, о, божественный Спаситель, которое Ты выпил, и от которого Ты настолько опьянел, что всецело забыл о Себе? Это та безмерная любовь, которую Ты принес людям. Думая только об их спасении, Ты забыл даже о Своей Божественнос­ти. Ты настолько опьянел от этого вина (и так было сказано о Нем пророком), что подвергся поношени­ям со стороны людей. Такова сила Божьей любви. Он напился вина с молоком, когда причащался Сво­ей собственной крови. Вино символизирует чистое молоко, отражающее Божественность Христа в Его человеческой природе.

Этот Божественный Спаситель привлекает всех, кого Он избирает, кто жаждет, подобно Ему, вку­сить страданий и позора, кто стремится к Его любви и Его чистому учению. Все это станет для них изысканным вином и молоком. Вино даст им силу и мужество исполнять все, что от них требуется, а молоко доставит удовольствие от учения, в котором они будут утверждены.

Да! Мы все призваны слушать Иисуса Христа и подражать Ему

 

Ст. 2. Я сплю, а сердце мое бодрствует; вот, голос моего возлюбленного, который стучится: «отвори мне, сестра моя, возлюбленная моя, голубица моя, чистая моя! потому что голова моя вся покрыта росою, кудри мои - ночною влагою».

Душа, ожидающая своего Бога, чувствует, что хотя внешне она выглядит мертвой, как бы находящейся в глубоком сне, сердце ее хранит некую скрытую силу, поддерживающую ее в единении с Богом. Люди, дос­тигшие такого духовного уровня, часто переживают удивительное ощущение: нередко посреди ночи они впадают в состояние как бы забытья, и Бог начинает действовать в них более могущественно, чем днем.

Во время такого забытья душа ясно слышит голос Возлюбленного. Он хочет быть услышанным и го­ворит: «Отвори Мне, сестра Моя! Я иду к тебе, воз­любленная Моя, которую Я избрал быть Своей Невестой. Голубица моя в простоте своей, совер­шенная Моя, прекрасная Моя, чистая Моя! Поду­май о том, что Я перенес ради тебя посреди тьмы Своей смертной жизни. Ради тебя Я пропитался ночной влагой самых жестоких гонений. Теперь Я пришел к тебе, чтобы сделать тебя причастной Моим поношениям, Моему позору и Моему смущению".

До сих пор ты отведала только мучение креста, но еще не пережила его позора. И первое ужасное пере­живание сильно отличается от второго, которое ты уже начала познавать.

 

Ст. З. Я скинула хитон мой; как же мне опять надевать его? я вымыла ноги мои; как же

мне марать их '?

Невеста, осознав намерение Жениха сделать ее причастной Его позору, ужасно напугана. Теперь она настолько же удручена угрожающим ей униже­нием, насколько ранее была отважна и храбра в при­нятии креста. Многие согласны нести крест, но едва ли найдется хотя бы один человек, согласный понести его бесчестье.

Эта душа, узнав о возможности позора, испуга­лась, во-первых, того, что к ней может вернуться уже не нужное знание себя и своих природных изъ­янов"; и, во-вторых, того, что она может осквер­ниться привязанностью к творению, «Я скинула хитон свой, - говорит она, - то есть саму себя, свои ошибки и все, что осталось во мне от ветхого Адама. Как же я могу опять одеть его? И, к тому же, я не могу представить ничего другого, что могло бы также унизить и смутить меня, ибо незаслуженное презре­ние со стороны людей радует меня и прославляет моего Бога. Оно делает меня более желанной в Его глазах. Я избавил ась от всех своих земных привязан­ностей и хочу всецело посвятить себя своему Воз­любленному. Как же я могу теперь оскверняться общением с творением?»

О, бедная, ослепленная, душа! Чему ты проти­вишься? Жених всего лишь желает испытать твою верность и увидеть, действительно ли ты готова ис­полнить любую Его волю. Он, будучи невиновным, был презрен и отвержен людьми (Ис. 53), которые сочли это за наказание Божье. И, отягощенная ви­ной, ты все еще не можешь согласиться претерпеть поношение вместе с ним! Ах! Не повлечет ли твое противление еще больших страданий?

 

Ст. 4. Возлюбленный мой протянул руку свою сквозь скважину, и внутренность моя взволнова­лась от него.

Возлюбленный, вопреки противлению Своей Не­весты", протягивает к ней руку через узкую щель, Хотя Невеста и не желает отказаться от себя пол­ностью, она в какой-то мере все еще посвящена Же­ниху, Это и есть та узкая щель. До этого момента ее посвящение было таким глубоким, что она подчиня­лась каждому Божьему изволению, не отказывая Ему ни в чем. Однако, когда Он открыл Свой план под­робно" И, пользуясь Своими правами над нею, приз­"ал ее к окончательному самоотречению и крайним жертвам, она пришла в волнение от Его прикоснове­ния и столкнулась с трудностью там, где не ожидала.

Это затруднение" возникает вследствие того, что она имеет какие-то привязанности, не подозревая об ном. Вся ее сущность трепещет от этого прикосно­вения Жениха, потому что оно мучительно и причи­няет сильнейшую боль. Когда эту боль испытал великий страдалец Иов, известный своим долготер­пением, он не смог удержаться, чтобы не восклик­нуть: «Помилуйте меня, помилуйте меня вы, друзья мои, ибо рука Божия коснулась меня» (Иов 19:21). Таким же образом и Невеста трепещет от Прикосно­вения Божьего.

О, Божественный Жених, Ты ревностно жаж­дешь, чтобы Твоя невеста исполняла любую Твою волю, и потому простое извинение, которое выгля­дит абсолютно справедливым, так сильно оскорбляет Тебя! Разве не мог Ты Своей нежностью и предан­ностью сохранить Невесту от такого противления?" Но это было необходимо для ее совершенствования. Жених Позволяет ей совершить ошибку, чтобы иметь возможность наказать ее и в то же время окончатель­но очистить ее от удовлетворенности собственной чистотой и невинностью, а также от нежелания рас­статься с собственной праведностью. Она прекрасно знала, что ее праведность принадлежит Жениху, од­нако присваивала ее себе, а вместе с ней - какую-то часть Его почестей.

 

Ст. 5. Я встала, чтоб отпереть возлюблен­ному моему, и с рук моих капала мирра, и с перс­тов моих мирра капала на ручки замка.

Невеста осознала свою ошибку только тогда, ког­да с поспешностью раскаялась и встала, обновив свое посвящение и глубину своей жертвенности. Однако это не прошло без моли и мучений. Все ее естество охвачено печалью И страхом. Все ее поступ­ки стали причинять ей боль и мучение, превосходя­щие те, что она уже перенесла.

 

Ст. 6. Отперла я возлюбленному моему, а возлюбленный мой повернулся и ушел. Души во мне не стало (в английском переводе Вульгаты» -­ «душа моя растаяла» - прим. переводчика), когда он говорил; я искала его, и не находила его; зва­ла его, и он не отзывался мне.

Она как будто говорит: «Я убрала преграду, кото­рая препятствовала моему браку, который возможен только после полной смерти. Поэтому я убрала эту преграду мужественным посвящением и чистой жертвенностью". я открыла" дверь своему Возлюб­ленному, думая, что Он войдет и исцелит печаль, ко­торую Он причинил Своим прикосновением, но, увы! Жених скрывается, убегает, отворачивается и уходит. Он не оставляет Своей страдающей Невесте ничего, кроме раны. Боль ее ошибки мучает ее, как и нечистота, которую, как ей кажется, она приобрела, встав с постели.

Тем не менее, благость Жениха настолько вели­ка, что, хотя и скрываясь, Он не перестает награж­дать Своих друзей благоволением, причем, тем большим, чем продолжительнее и суровее их лише­ния. Так Он поступил и со Своей Невестой, созна­ние которой уже изменилось, хотя она и не знала об этом. Душа ее смягчилась, когда Он говорил, и, бла­годаря этому, она лишилась жесткости и неуступчивости, помешавших ей вступить в духовный брак. Теперь она полностью готова к тому, чтобы тихо влиться в свой Источник".

«Я искала его и не находила его; звала его, и он не отзывался мне». Какое непостижимое несчастье!

 

Ст. 7. Встретили меня стражи, обходящие город, избили меня, изранили меня; сняли с меня

покрывало стерегущие стены.

Бедная страдающая Невеста! С тобой никогда раньше не случалось чего-либо подобного, потому что до этого времени Жених хранил тебя. Ты безопасно обитала в Его тени, ты покоилась в Его руках, но когда Он ушел из-за твоей ошибки... Ах! Какое несчастье случилось! Ты думала, что уже достаточно натерпелась в различных испытаниях, когда Он про­верял твою верность, однако все они были ничто по сравнению с тем, что тебе еще предстоит претерпеть. То, что ты испытала с Ним, было всего лишь тенью страданий, и у тебя нет оснований рассчитывать на что-то меньшее. Ты надеялась стать супругой Бога, покрытого ранами, прибитого гвоздями, лишенного всего, и избежать подобной участи! Невеста была изранена стражами города, которые до настоящего времени не осмеливались напасть на нее. Но, одна­ко, они непрерывно наблюдали за нею, и, наконец, получили возможность избить ее. Кто эти стражи? Они - служители Божьего правосудия. Они изра­нили ее и забрали покрывало, которое было для нее таким ценным, - покрывало ее собственной пра­ведности.

О, несчастная Невеста! Что ты теперь будешь де­лать в своем жалком состоянии? После ужасного происшествия, когда ты подверглась унижению, из­биению, позору, Жених не захочет иметь с тобой де­ла. Если ты, несмотря на это, Продолжишь искать своего Возлюбленного и явишься пред Ним в таком состоянии, то Он сочтет тебя безумной. Но если ты не будешь искать Его, то умрешь от жажды. Ты действительно оказалась в жалком положении!

 

Ст. 8. Заклинаю вас, дщери Иерусалимские: если вы встретите возлюбленного моего, что

скажете вы ему? Что я изнемогаю от любви.

Любовь не смотрит на себя". Эта бедная страдаю­щая Невеста забыла о своих все еще кровоточащих ранах, о своем убытке и даже не вспоминает о них. Она думает только о Том, Кого она любит, и ищет Его тем настойчивее, чем больше встречает на пути преград. Она взывает к просвещенным людям: «О, вы, кому мой Возлюбленный, без сомнения, откроет Себя! Заклинаю вас: скажите Ему, что я изнемогаю от любви». «Почему, о, прекраснейшая из женщин, ты не просишь, чтобы мы рассказали Ему о твоих ра­нах и о том, что ты претерпела в поисках Его?» «Ах, нет! - отвечает эта великодушная душа. - Мне сполна возмещено за все мои страдания, потому что я перенесла их ради Него, и я предпочитаю их вели­чайшему из благ. Скажите моему Возлюбленному только одно: что я изнемогаю от любви! Глубокая сердечная рана, нанесенная Его любовью, настолько сильна, что я стала нечувствительна ко всякой внеш­ней боли. Я могу даже сказать, что в сравнении с той раной эта боль - радость».

 

Ст. 9. «Чем возлюбленный твой лучше других возлюбленных, прекраснейшая из женщин? Чем возлюбленный твой лучше других, что ты так заклинаешь нас?»

Дочери Иерусалима называют ее прекраснейшей из женщин, потому что ее самые мучительные раны носят скрытый характер, а те, которые на поверх­ности, даже придают ее красоте дополнительный блеск. Они изумлены, видя такую сильную, неиз­менную, верную любовь и расспрашивают: «Кто этот Возлюбленный? Он, должно быть, бесподобно привлекателен, если смог так увлечь Свою Невес­ту». Хотя эти люди и духовны, они еще не достигли такого уровня, чтобы понять мотивы настолько честного и искреннего поведения.

Если бы Невеста думала о себе, она сказала бы: «Не называйте меня прекрасной» (Руфь 1:20). Она употребила бы какие-нибудь другие слова, указыва­ющие на ее смирение, однако сейчас она не способ­на на это38. Она думает только об одном: как найти Возлюбленного. Она может говорить только о Нем и не в силах помышлять ни о чем другом. И даже если бы ей пришлось прыгать в пропасть, это нисколько не взволновало бы ее. Рассуждения, которым она недавно дала волю из-за страха стать нечистой, сто­или ей слишком дорого, поскольку стали причиной исчезновения Жениха. Наученная своим горьким опытом, она не желает больше смотреть на себя и размышлять о себе.

 

Ст. 10. Возлюбленный мой бел и румян, лучше десяти тысяч других.

«Мой Возлюбленный, - отвечает Невеста, ­чист, невинен и прост. Он румян Своей милостью, окрашен и обагрен огнем Своей любви, бел Своей искренностью. Мой возлюбленный - наилучший, и я избрала и предпочла Его всем другим. Отец наз­вал Его Своим Возлюбленным Сыном, высшим среди сынов человеческих, в Котором Его благоволение (Матф. 3: 17). Если бы вы только знали, о, мои юные и нежные сестры, Кто ОН - Тот, Кого я так страстно люблю! Он - Тот, Кто прекраснее сынов человеческих, ибо из уст Его излилась благодать (Пс. 44:3). Он есть отблеск вечного света и чистый образ благости Бога (Мудр. 7:26) («Мудрость Соломона» - ­апокрифическая книга, не вошедшая в канон Писа­ния - прим. переводчика). Посудите: разве я не была права, отдав Ему всю силу своей любви?

 

Ст. 11. Голова его - чистое золото; кудри его волнистые (в английском переводе Вульгаты – «подобны пучку пальмовых ветвей» - прим. пе­реводчика), черные, как ворон...

Под кудрями следует понимать святую челове­ческую природу, покрывающую и скрывающую Божественность. Эти же кудри (или человеческая природа, распятая на кресте) подобны пучку пальмовых ветвей. Умерев ради людей, Он одер­жал победу над врагами и приобрел плоды Своего искупления, которые были обещаны нам через Его смерть (в английском языке слово «palm» имеет два смысла: прямой - «пальма» И перенос­ный - «победа, триумф», - прим. переводчика). Цветок пальмового дерева распустился, что сим­волизирует рождение Церкви. Восхитительная че­ловеческая природа представлена черной, как ворон, потому что она была не только покрыта ра­нами, но и отягощена грехами и нечистотой лю­дей. Христос, принявший человеческую плоть, претерпел поношение и презрение людей, Разве не был Он черным? И все же эта чернота только подчеркивала Его красоту, поскольку выполняла исключительно важную функцию: Бог очернил I Его, чтобы обелить в дальнейшем весь мир.

 

Ст. 12. Глаза его - как голуби при потоках вод, купающиеся в молоке, сидящие в доволь­стве... (в английском переводе Вульгаты – «возле переполненных потоков» - прим. пере­водчика).

Невеста продолжает выражать восхищение со­вершенством Жениха. Его избыток и удивительные качества помогают ей в ее страданиях. «Глаза Его, ­говорит она, - так чисты, так непорочны и так просты (Его познание, очищенное от материалистического восприятия), что их можно сравнить с голубями при потоках вод. Под водами подразуме­вается божественная благодать, которая была дана Ему без меры, наполнив Его всеми сокровищами премудрости и ведения Божьего (Кол. 2:3), Он оби­тает у маленьких потоков - в скромных душах, которые, будучи даже не зрелыми, все равно дороги Ему. Кроме того, Он постоянно находится возле быстрых и обильных потоков, которые стремительно несутся вперед, преодолевая любые преграды. Это образ посвященных душ.

 

Ст. 13. Щеки его - цветник ароматный, гряды благовонных растений; губы его – лилии, источают текучую мирру...

Щеки Жениха олицетворяют две составляющие Его души: высшую и низшую. Они устроены восхи­тительно и источают непостижимый аромат. Вели­чие и красота души Жениха являются составной частью Его Божественности, подобно тому, как ще­ки являются частью головы. Ароматный цветник символизирует свойства души и внешние качества Его святой человеческой природы. Без сомнения, эти цветы посадил умелый Садовод - Святой дух, ибо Он полностью, как внутренне, так и внешне, сформировал Человека Иисуса Христа. Его губы удачно сравниваются с красными лилиями. Эти не­обыкновенно красивые цветы растут в Сирии. Губы, которые произносят слова духа, слова вечной жиз­ни, поистине прекрасны! Из них сочится превос­ходное миро, ибо учение Христа ведет к покаянию, к победе над страстями и полному посвящению.

 

Ст. 14.... Руки его - золотые кругляки, уса­женные топазами; живот его - как изваяние из слоновой кости, обложенное сапфирами...

Под руками следует понимать Его внешние дела и внутренние побуждения. Внутренние побужде­ния - изделия из золота. Они имеют большую цен­ность, поскольку сконцентрированы на одном - вернуть Богу Отцу все, что принадлежит Ему. Ии­сус Христос верен в том, чтобы передать Свое Царство Богу и Отцу (l Кор. 15:24,28). Его внутрен­ние побуждения - топазы - добродетельны в вы­сочайшей степени, особенно в плане посвящения Богу Отцу и милости к человеку. Его внешние дела щедры и обильны. Его руки - золотые кругляки - олицетворяют изобилие благодати и милости, кото­рыми Он наделяет Свои творения.

Его человеческая природа, в высшей мере чистая и цельная, находится в единстве с Богом и покоится на Божественном фундаменте. Она сравнивается со слоновой костью, украшенной драгоценными кам­нями - совершенствами.

 

Ст. 15....Голени его - мраморные столбы, поставленные на золотых подножиях; вид его по­добен Ливану, величествен, как кедры.

Голени символизируют плоть Спасителя, которую можно сравнить с мрамором - материалом, непод­дающимся тлению. Хотя на какое-то время она и ус­тупила смерти, однако, поставленная на золотые подножия, символизирующие Божественность, она не увидела тления (Деян. 2:31). И это величественное Божье строение, поддерживаемое Словом Божьим, которому оно и обязано своей нетленностью, уже ни­когда не разрушится. Его прекрасный вид подобен Ливану, очень просторному и чрезвычайно плодо­родному, засаженному кедрами (святыми). Иисус Христос стал первенцем из спасенных. Он избран для всех людей. Первородный между многими братьями, Он заслужил избрание всех тех, кто предопределен быть подобным образу славы Христа (Рим. 8:29).

 

Ст. 16. Уста его - сладость, и весь он – лю­безность. Вот кто возлюбленный мой, и вот кто друг мой, дщери Иерусалимские!

Хорошие качества можно выразить словами похвалы, однако есть добродетели, которые не поддаются словесным определениям. Таков и Бо­жественный Жених. Невеста как бы немеет, когда пытается воздать Ему достойную хвалу. Страсть побудила ее хвалить некоторые, наиболее привле­кательные для нее, достоинства Жениха. Однако, придя в себя от своего любовного исступления и устыдившись своего желания выразить невырази­мое, она обрекает себя на молчание. Тем самым она внезапно прерывает свое повествование, кото­рое она вела не только для того, чтобы найти вы­ход своей страсти, но и для того, чтобы призвать своих подруг также полюбить Того, в Кого она влюблена. Ее молчанию предшествовали несколь­ко слов: «Уста его - сладость».

Таким образом она подчеркивает, что Он, будучи Богом, превыше всех атрибутов и качеств. Если ка­кие-то качества и приписываются Ему, то только по причине слабости творения, которое не знает друго­го способа выражать свои мысли. Затем, предав­шись порыву чувств, она восклицает: «Весь Он ­любезность!» Этим она как бы говорит: «О, подруги мои! Поверьте мне! Рассудите сами. Испытайте, что есть благо для вас, и тогда вы увидите силу и искренность моей любви. Он потрясет все народы (Агг. 2:7), и потому мы должны стремиться стать причаст­никами Его величия. Ему может подражать каждый, хотя и не во всех Его совершенствах. Только Он, о, дочери Иерусалима, обладает этими всеми, редкими 110 красоте, чертами. Они настолько прекрасны, что н не могу их описать. Именно Его я люблю и ищу Того, в Кого я отчаянно влюблена. Посудите: разве не закономерно то, что я изнемогаю от любви?

 

Примечания:

25 Становится очевидно, что весь путь этой души - не что иное, как непрерывный ряд крестов, позора и смущения. Есть множест­во людей, которые только частично отказались от себя, приняв да­леко не все кресты. Они не желают терять репутацию в глазах людей. Но именно эту цель здесь преследует Бог. Эти души также испытывают крайнее нежелание повиноваться повелению Бога покинуть свое внутреннее убежище. Тем не менее, совершенно очевидно, что они не смогут понести эти кресты до тех пор, пока не выйдут из своего укрытия. Когда Бог хочет, чтобы человек действительно умер для себя, Он иногда допускает ему совершить, на первый взгляд, ложные шаги (хотя на самом деле, это не так), вследствие которых его репутация в глазах людей портится. Я зна­ла одну духовную персону, которой были уготованы многие серь­езные испытания - кресты, в том числе, и потеря репутации. Она чрезвычайно ею дорожила и не могла заставить себя отказаться от доброго имени перед людьми. Поэтому она просила у Бога о любом другом кресте, выражая таким образом свой отказ. Она сама рас­сказала мне, что больше никогда не занимала прежнего положе­ния. Этот отказ был настолько пагубным для ее возрастания, что с того времени Господь не проявлял к ней благосклонности ни в унижениях, ни в милостях.(«Оправдания», П. 20.)

26 Человек не может оставаться долго в этом состоянии обна­женности и пустоты, и потому апостол Павел (Кол. 3:9-10) сооб­щает нам, что, лишившись ветхого Адама, мы должны облечься в нового Человека Иисуса Христа. Отказавшись от всего - даже от привязанности к вещам, какими бы хорошими они ни были, - и

научившись не желать ничего, кроме предусмотренного Божественной Волей, мы теперь снова должны облачиться в эти же при­вязанности. Но на этот раз уже не потому, что они приятны, выгодны или служат способом удовлетворения нашего самолюбия, а потому, что они приятны Богу, приносят Ему честь и славу. (Св. Францисск де Саль «О Любви Божьей», книга 9, гл. 16.)

27 Здесь имеются в виду изъяны характера, а не сознательные грехи. Для того чтобы очистить дух, Бог использует то, что Иоанн Креста называет мрачной ночью духа. В это время Бог позволяет плохим свойствам характера, от которых человек, как ему кажется, навсегда избавился, вновь проявиться, причем очень заметно. Я имею в виду природные качества, поспешные слова или поступки, прихоти поведения и бунтовские мысли. Затем Бог лишает человека способности проявлять божественные добродетели и совершать: добрые дела. При этом человек очень страдает. Божья рука довлеет над ним; люди злословят его и подвергают невиданным гонениям; ~ его собственные мысли оборачиваются бунтовскими помыслами; и, вдобавок ко всему, его осаждают бесы. Благодаря этому ужасному набору инструментов распятия, человек соглашается уступить и умереть. Если бы хоть одна из этих мер была упущена, то сфера, не подвергнувшаяся нападкам, могла бы послужить в качестве убежи­ща и места передышки, и человек продолжал бы свою эгоистическую жизнь. Эти недостатки не преднамеренные, как и тысяча ужасных слабостей, атакующих душу и делающих ее несчастной. ~ Однако наша Невеста не всегда осознает это, поскольку думает, что причина отсутствия Бога - ее собственные ошибки. Обращается ли она к Нему? Она чувствует себя покинутой и не испытывает ниче­го, кроме Его негодования. Заглядывает ли она в себя, видит ли свое нечестие, нищету, несовершенство? Смотрит ли она с моль­бой на окружающих людей? Они - шипы, которые пронзают и от­талкивают ее. Она оказалась как бы на расстоянии от Бога и от всего творения, и, чтобы довершить ее страдания, Он выгоняет эту бедную страдалицу за дверь. Это необходимо для того, чтобы, сог­ласно Его Провидению, она оставила место своего уединения и вошла в контакт с этим миром. Величайшее мучение таких душ состоит в том, что, страстно желая отделиться от творения, они об­наруживают, что их сердца постоянно отвлекаются на него, нес­мотря на все их усилия противостоять этому. Но теперь, когда их личные недостатки, испытания, переживание собственной слабос­ти, злоба людей и бесов позволили Богу осуществить Свои намере­ния, Он, наконец, одним движением руки избавляет эти души от всех врагов и принимает в Себе совершенно чистыми. Тому, кто не согласится пройти этот процесс распятия, придется всю оставшу­юся жизнь довольствоваться собой и своим несовершенством. Здесь Невеста хочет объяснить, что поначалу душа решительно пе­реносит гонения и клевету, уверенная в их несправедливости, но теперь все изменилось. Когда она видит себя привязанной к творе­нию, она полагает, что существующее в мыслях, также существует и в реальности. В результате она считает себя самым жалким творе­нием во всем мире, убежденная, что заслужила все эти мучения. Она невыразимо смущена и унижена и считает себя самой боль­шой грешницей. И чем больше она была ранее отделена от творе­ния, от духовных удовольствий и от радости жизни, тем больше она чувствует свою порочность и привязанность к земному, что служит причиной ее бесконечных мучений. Ей кажется, что ее влечет к удовольствиям, хотя на самом деле она избегает их больше, чем когда-либо.(«Оправдания». Н. 21.)

28 В предыдущем примечании я отметила, что в это время чело­век оказывается втянутым в активную жизнь и из-за непредвиден­ных обстоятельств вынужден слиться с миром. До сих пор он находился в уединении от него, тщательно избегая его влияния, и теперь, соприкоснувшись с ним, он сильно страдает. И все таки, если бы Бог по Своему Провидению не вынудил человека выйти из своего убежища, то он не стал бы объектом клеветы, поскольку был бы неизвестен. Он также не испытал бы возрождения своей привя­занности к творениям, поскольку они не оказались бы перед его глазами. И он никогда не смог бы в достаточной мере узнать свои собственные слабости и свою абсолютную зависимость от благодати. Он бы не осознал того, что не может надеяться на себя, что дол­жен во всем уповать на Бога и доверять Ему, навсегда отвергнуть свое «я». Эта боль и эти страдания не знакомы тем, кто не знает Бо­га, и тем, кто предоставляет себе свободу действий. Они не могут почувствовать жало зла, поскольку добровольно подчиняют себя ему, угашая Святой Дух, предаваясь всевозможным беззакониям, забывая Бога. Чем дольше они живут, тем больше развращаются. Другие же, пройдя искушения и испытания, признаются достой­ными за свою верность и глубокое смирение и принимаются Бо­гом. («Оправдания», П. 203.)

29 Здесь важно помнить об упомянутом в начале различии между умышленным противлением, являющимся непреодолимой преградой Божьей работе, потому что Он не может нарушить сво­бодную волю человека, и противлением естества, которое, несом­ненно, совершается по его воле, однако является неумышленным и представляет собой просто природное желание жить. Но каким бы сильным ни было это последнее противление и каким бы вели­ким ни был бунт естества, Бог не прекращает Свою работу. Он ис­пользует посвящение человека, от которого тот никогда не отказывался и не отказывается сейчас. Его воля остается в послу­шании и подчинении Богу, несмотря на бунт чувств. Именно это посвящение, это подчинение воли, рождающееся в глубине души и не всегда распознаваемое человеком, позволяет Богу протягивать ему Свою руку и продолжать Свою работу, не отнимая его свободы. («Оправдания», 11. 205 - 1.7.)

30Бог подробно открывает Свои планы. Но мы не должны это понимать буквально, будто Он прямо указывает человеку на оп­ределенные вещи, от которых тот Должен отказаться и принести в жертву. Вовсе нет. Здесь Он всего лишь объясняет Свои намере­ния, помещая человека в горнило самых суровых испытаний, как будет показано дальше. В результате человек оказывается в состо­янии пожертвовать Богу не только то, что у него есть, но даже всю свою жизнь, и, причем, навсегда. И как же совершается эта жерт­ва? Через полное разочарование в себе, которое Иаков называет святым разочарованием, поскольку оно вынуждает человека бе­зусловно довериться Богу и оставить всякую надежду на себя. Мы должны помнить о том, что, чем больше мы разочарованы в себе, тем больше надеемся на Бога, хотя этот принцип может быть про­диктован разумом. Чем дальше мы уходим от веры, основанной на видении, тем глубже мы входим в веру Божью, лишенную вся­кой материальной опоры. Чем больше мы ненавидим себя, тем сильнее любим Бога. Что бы Бог ни забирал у человека, это всег­да жертва, которую я по обыкновению называю чистой. Он при­носит ее в тот момент, когда, чувствуя, что лишился Бога, себя и творения, взывает к Нему: «Боже мой, для чего Ты оставил меня? (Матф. 27:46)», - и сразу же добавляет вместе с Господом Иису­сом: «В руки Твои предаю дух мой» (Лук. 23:46). Это полная и со­вершенная жертва. Именно это безусловное подчинение всего себя воле Божьей я называю окончательной жертвой. Слово «со­вершилось» (Иоан. 19:30), произнесенное Иисусом Христом на кресте, ставит точку в этом акте и свидетельствует об окончании действия.

31Причиной всех наших неприятностей является наше против­ление, обусловленное нашими привязанностями. Чем больше мы страдаем, тем острее становится наша боль, однако, если мы пол­ностью предаемся ей и позволяем процессу распятия беспрепят­ственно продолжаться, то она значительно смягчается. Человек начинает узнавать о своих преградах только тогда, когда они устра­няются. («Оправдания», П. 207.)

31 Противление, о котором здесь идет речь, бывает двух видов. Мы слышим голос Жениха, Который обращается к Своей невесте: «Отвори Мне, сестра Моя, Невеста! Я отягощен Своими чувства­ми». Он пришел, чтобы сделать ее соучастницей Своих страданий, и поэтому она ясно видит Его печаль. Его обращения рождают в ней мучительные образы страданий, сопровождаемых всеми возможными последствиями. Ибо, если бы она могла быть сильной в своих страданиях, то она переживала бы их с радостью. Бог откры­вает ей возможность потери репутации и клеветы со стороны лю­дей, что и происходит с ней вскоре. Он сопровождает эти неприятности ощущением ее собственных бесчисленных слабос­тей и пороков, а также явной потерей добродетели или, скорее, си­лы и способности к добрым делам, чтобы подвергнуть ее невероятному смущению и страданию. Он подвергает ее клевете, злобе людей и бесов, которым Он дает неограниченную власть над телом. Одной этой мысли достаточно, чтобы человека бросило в дрожь. Обычно, перед тем как предать человека во власть врага, Он вселяет в него такое восхищение Своим правосудием и такое силь­ное желание удовлетворения этого правосудия (и не только в отно­шении собственных грехов, но также и грехов других людей), что это чувство почти ошеломляет. Затем человек, без лишних разгово­ров и без какого-либо определенного видения, предает себя стро­гому Божественному Правосудию. Пока длятся испытания, человек противится страданиям. Он не может найти в себе ни сле­да посвящения и изо всех сил взывает об избавлении. 8 редкие мо­менты затишья к нему возвращается понимание и любовь к Божественному Правосудию. Он не может удержаться и приносит жертву на алтарь того же Правосудия, после чего буря возобновля­ется. Затем он опять забывает о жертве и о своей любви к Правосу­дию, и, пожираемый своим противлением, испытывает смертные муки. В другие же времена, прежде чем подвергнуть человека ис­пытаниям, Бог предлагает ему, не вдаваясь в подробности, самые ужасные страдания и требует его согласия. Некоторые люди отка­зываются, будучи не в силах принести эту жертву: одни - пол­ностью, другие же - только на какое-то время. Из-за своего противления они испытывают ужасные мучения - особенно те из них, которые ранее были уступчивыми и послушными, но в даль­нейшем тайно возгордились своей верностью в страданиях и в ис­полнении Божьих требований, даже самых строгих. Бог позволяет человеку противиться жертве, принесенной на Кресте, и чувство­вать нежелание принять Жениха, покрытого кровью и погружен­ного в печаль. Однако люди такого рода, как правило, противятся недолго. Им необходимо было пережить это противление, чтобы убедиться в собственной слабости и бессилии. Оказывается, у них нет мужества, которое они приписывали себе. Некоторые из них, пережив недавно искреннюю радость любви, почувствовали себя чрезвычайно растерянными перед лицом предъявленных им Лю­бовью требований распятия. И если ранее они были верны, то боль, вызванная противлением, принесет им сильные духовные страдания. («Оправдания», Н. 208.)

33Согласие быть осужденным, но не согрешить. Жертва, о кото­рой здесь идет речь, - это отказ от надежды на вечную жизнь. Че­ловеку кажется, что он оставлен Богом и предан сатане. Он считает себя потерянным и оставляет свою надежду на спасение. После принесения этой жертвы он испытывает некоторое облегчение и начинает думать, что вновь обрел Божью благосклонность. Однако Бог бросает его в духовный ад. Эта жертва чиста, поскольку про­диктована избытком любви. Она сопровождается отказом от всех эгоистических интересов, когда человек предпочитает ад греху и потому не грешит, хотя сильно страдает из-за сознания собствен­ной греховности. Сильная боль, которую приносит это сознание - достаточное доказательство того, что он не оскорбляет Бога. Сколько раз он восклицал в своей горячности: «Убей меня, но не позволь согрешить. Некоторые люди боятся ада потому, что он ­наказание за грех, но при этом они предпочитают оказаться там, нежели согрешить. Они думают, что виновны во всех богохуль­ствах, которые приходят на ум. Их борьба усиливает зло, которое может быть побеждено только смирением и терпением. («Оправда­ния», 1.9.)

34 Открытая дверь - это обновленное посвящение. Недавнее противление прервал о путь Невесты, и теперь она должна вновь проявить свое посвящение. Бог всегда настоятельно требует этого, следовательно, тот, кто допустил неверность, должен обратиться и возобновить свои явные благодеяния. («Оправдания», П. 213.)

35«Сердце мое, - говорит Давид от лица нашего Господа Иису­са Христа, страдающего на кресте, - сделалось как воск, растаяло посреди внутренности моей» (Пс. 21:15). Сердце Спасителя можно сравнить с самой драгоценной, не имеющей цены, Жемчужиной. Погруженное в пучину невыразимых страданий, оно таяло внутри Него, разрушал ось в невыносимых муках. Однако любовь сильнее смерти и может, прикасаясь к сердцу, смягчить и расплавить его быстрее, чем любая другая сила. «Души во мне не стало, когда Он говорил», - утверждает святая Невеста. Этими словами она дала понять, что душа покинула ее и направилась к Божественному Возлюбленному. Бог повелел Моисею сказать скале, чтобы та дала воду (Чис. 20:8). Что же удивительного в том, что душа Невесты та­ет внутри нее, когда Жених нежно обращается к ней! Природный бальзам имеет настолько густую концентрацию, что не может про­литься, и чем дольше он содержится закрытым, тем гуще становит­ся. В конце концов, он приобретает красный цвет, делается тверды







Дата добавления: 2015-09-15; просмотров: 344. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Различия в философии античности, средневековья и Возрождения ♦Венцом античной философии было: Единое Благо, Мировой Ум, Мировая Душа, Космос...

Характерные черты немецкой классической философии 1. Особое понимание роли философии в истории человечества, в развитии мировой культуры. Классические немецкие философы полагали, что философия призвана быть критической совестью культуры, «душой» культуры. 2. Исследовались не только человеческая...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит...

Условия, необходимые для появления жизни История жизни и история Земли неотделимы друг от друга, так как именно в процессах развития нашей планеты как космического тела закладывались определенные физические и химические условия, необходимые для появления и развития жизни...

Метод архитекторов Этот метод является наиболее часто используемым и может применяться в трех модификациях: способ с двумя точками схода, способ с одной точкой схода, способ вертикальной плоскости и опущенного плана...

Примеры задач для самостоятельного решения. 1.Спрос и предложение на обеды в студенческой столовой описываются уравнениями: QD = 2400 – 100P; QS = 1000 + 250P   1.Спрос и предложение на обеды в студенческой столовой описываются уравнениями: QD = 2400 – 100P; QS = 1000 + 250P...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия