Студопедия — Глава 1. Ст. 1. Да лобзает он меня лобзанием уст своих
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Глава 1. Ст. 1. Да лобзает он меня лобзанием уст своих






Ст. 1. Да лобзает он меня лобзанием уст своих.

Этот поцелуй, которого душа жаждет от своего Бога, является символом духовного брака - нераз­рывного единения души с Богом и обладания Им.

Для правильного понимания данного вопроса необходимо разъяснить различие между гармонич­ным состоянием души И состоянием неразрывного единения ее с Богом. Каждое из этих состояний мо­жет быть преходящим, длиться только несколько мгновений, или же, напротив, быть непрерывным и непреходящим.

Гармоничного состояния, при котором силы и свойства души приходят в единство, душа достигает тогда, когда Бог начинает воссоединять человека с Собой, но это, скорее, просто контакт, чем настоящий союз.

Тем не менее, человек воссоединяется с Троицей под воздействием каждой Ее Личности. Это действие одновременно служит и средством, и целью. Человек переживает состояние такого единения, не предпола­гая о том, что возможен еще более близкий союз. При этом человек имеет отношение со всеми Тремя Лич­ностями Святой Троицы.

Когда единение достигается только на уровне разума, то оно - чисто интеллектуальное И относится к Слову как к отдельной личности. Когда единение постигается на уровне памяти, что выражается в сосредоточенности человека на Боге и полном отре­шения от всего земного, то оно относится к Отцу как к отдельной личности.

Когда же оно достигается только на уровне воли, минуя рассмотрение или познание конкретного объ­екта, то это - СОЮЗ любви, который имеет отношение к Святому Духу как к отдельной личности. Такое еди­нение самое совершенное из всех, поскольку больше, чем какое-либо другое, похоже на неразрывный союз и обычно является способом его достижения.

Все эти виды единения - это божественные объ­ятия, но не Поцелуй Его уст.

Они бывают двух видов: одни - преходящие и очень недолговечные, а другие - непрерывные, поддерживаемые постоянным присутствием Божь­им и нежной, безмятежной любовью, которая ни­когда не перестает.

Так в нескольких словах можно описать состояние гармонии души или, другими словами, первый шаг к ее единению с Богом. Это - помолвка. Она подразу­мевает привязанность сердца, ласки и взаимное об­щение, как всегда бывает с обрученными. Однако, это еще не полное обладание объектом любви.

Неразрывное единение и поцелуй Его уст - это духовный брак, союз одной сущности с другой и их связь между собой. В этом случае Бог принимает человека как Супруг и объединяется с ним, но уже не на личностном уровне или посредством каких-­либо действий или средств, а напрямую - приводя все в единство, заключенное в Его собственном единстве.

Тогда, это - поцелуй Его уст и настоящее и со­вершенное обладание, которое не напрасно и не бесплодно, поскольку простирается гораздо дальше простого общения с человеком.

Мы должны помнить, что прикосновение боже­ственных уст к человеку символизирует совершен­ное обладание и интимность брака, когда человек соединяется с Самим Богом и с Его словом.

Такое состояние, когда человек не только вступа­ет в брак, но и приносит плод, называется апостольским. Бог, прикасаясь устами к человеку, на некоторое время соединяется с ним и передает ему плодотворность Своего изобилия.

Некоторые люди утверждают, что подобное единение невозможно до момента наступления грядущей жизни, однако я убеждена, что оно может быть достигнуто еще при этой жизни, но с одной оговоркой: здесь мы обладаем, не видя; там же мы узрим то, чем обладаем.

Теперь хочу отметить следующее. Само по себе видение Бога не приносит истинного блаженства, поскольку мы счастливы уже тогда, когда прини­маем наивысшее Благо и можем наслаждаться им, не видя его. Здесь мы наслаждаемся им исключи­тельно по вере; там же, в дополнение к счастью об­ладания Богом, мы будем ясно видеть Его. Однако эта слепота не препятствует истинному облада­нию, настоящему наслаждению объектом облада­ния и интимности отношений, характерных для божественного брака.

Это единение далеко не воображаемое, поскольку подтверждается каждым человеком, имеющим подобный опыт'.

Сейчас мы можем разрешить затруднения некоторых верующих, которые считают, что человек, достигший неразрывного единения с Богом, уже не может свидетельствовать об Иисусе Христе и о сво­ем духовном состоянии, поскольку жизнь минова­ла, и душа уже пребывает в вечности. Я всецело согласна с ними в том, что единение с Иисусом Христом как с Личностью происходит намного раньше, когда душа приходит в гармоничное состо­яние. Более того, единение с Богочеловеком Иису­сом Христом - это самое первое, что происходит в начале жизни во Свете. Однако в отношении обще­ния Слова с человеком я утверждаю, что человек должен прежде пребывать только в Боге', и что такое состояние достигается через духовный брак. Только после этого он может иметь божественное общение, поскольку только после такого общения могут поя­виться плоды брака.

Все это более реально, чем можно выразить словами, и, учитывая тот факт, что Бог на земле постоянно обладает человеком, мы можем проследить различие между духовным браком и любым другим союзом. Когда мы воссоединяемся с творением, то можем об­ладать им только временно, потому что оно вне нас. Однако обладание Богом - процесс непрерывный и непреходящий, поскольку Бог находится внутри нас.

Бог - наша конечная цель, и человек может беско­нечно сливаться с Ним воедино и преображаться, ни­когда уже не выходя из этого состояния". Точно так же река движется навстречу морю. Достигнув своей цели, она смешивается с морской водой, возвраща­ясь в первоначальное состояние. Отныне уже она и океан неразделимы.

Кроме того, следует отметить, что Бог сделал нас причастниками Своего естества, способными к воссоединению с Ним, и наделил стремлением к такому воссоединению". Это стремление было за­ложено в самом человеке, в его невинности. Но, поскольку такое воссоединение затрагивает гру­бые, материальные, сущности, то и их единение имеет исключительно материальный характер. Ес­ли мы, к примеру, попытаемся сделать сплав из двух металлов с очень разными свойствами, то на­ша попытка закончится провалом. Однако если мы возьмем два подобных металла, то добьемся желаемого результата. С другой стороны, можно вылить в одну емкость два стакана воды, и они так смешаются, что станут неразделимыми. Таким же образом человек, духовный по своей сути, спосо­бен воссоединиться, слиться со своим Богом и преобразиться, согласно Его замыслу.

Это можно проиллюстрировать на примере со­единения соли и воды. Когда кусок каменной со­ли бросают в воду, она растворяется в ней, и их уже невозможно разделить. Единство может иметь место и без какого-либо смешивания. В ка­честве примера можно привести единство сил и свойств души, которое мы называем гармонией души. Но в данном случае речь идет о неразрыв­ном единении человека с Богом, и такое единение является высшим и абсолютным. Человек может воссоединиться таким образом только с Богом, потому что такова его природа творения. Именно это явление Святой Павел называет «преображе­нием в тот же образ» (2 Кор. 3:18), а Спаситель - ­«единством» (Иоан. 17: 11,21).

Это происходит тогда, когда человек лишается свойственного ему бытия, чтобы существовать только в Боге. Я имею в виду полное отречение от своей плотской сущности, своего «я», и совершен­ное погружение в Бога. Это отнюдь не есть унич­тожение личностного начала, предполагаемое в гипостатическом единстве. Это подобно падению капли воды в чашу с вином, в результате чего она теряет свойственные ей форму и характер. Однако ее сущность остается индивидуальной, и таким об­разом, если в этом есть Божья воля, ангел может в любой момент выделить ее из вина. Подобным же образом человек может быть обособлен от Бога, хотя и с большим трудом.

Таким образом, это есть возвышенное и интим­ное единение, в котором так сильно нуждается Не­веста, находясь рядом с Женихом. Она просит об этом у Него, но так, как будто обращается к кому­-то другому. Импульсивная вспышка любви дает выход ее страсти. «Пусть Он поцелует меня,- го­ворит она, - поскольку Он может сделать это. Я не могу довольствоваться никаким другим единени­ем. Только такой союз может удовлетворить все мои желания, и это - то, в чем я нуждаюсь».

 

Ст. 1, 2. Ибо ласки твои (в английском пе­реводе Вульгаты - «ибо груди твои» - прим. переводчика) лучше вина. От благовония мас­тей твоих...

О, Боже! Твои груди, из которых Ты вскармли­вал людей, такие сладкие и приятные! Они упояют Твоих детей - даже тех, которые все еще нуждают­ся в грудном молоке - сильнее, чем вино пьяницу, даже самого закоренелого. Они такие ароматные, что своим чарующим благоуханием привлекают души, готовые с радостью принять их. Они также подобны драгоценной масти, исцеляющей все внутренние раны. Ах! Если все обстоит так, то ка­ких только радостей нет в этом брачном поцелуе­ - поцелуе Его уст!

Книга Песня Песней с самого начала объявляет о том, чем она закончится, - наградой и совершен­ством Невесты, - ибо вполне естественно, что перспектива и постановка цели должны предшест­вовать выбору средств ее достижения. Эти средства описаны в порядке последовательности, начиная с духовного младенчества.

Именно перспектива этой цели побудила Невес­ту просить о поцелуе Его уст, хотя это - последнее, что она получит, причем, только после того, как пройдет через многие испытания и трудности.

 

Ст. 2. Имя твое - как разлитое миро; поэ­тому девицы любят тебя.

Ощущение благосклонности Жениха проника­ет сладостью в души тех, кого Он хочет наполнить Своей любовью. Это проникновение настолько сильно, что действительно напоминает распрост­раняющееся и усиливающееся благоухание разли­того миро. Оно так восхитительно и ароматно, что юная душа оказывается полностью поглощенной его силой и нежностью. Это происходит без како­го-либо принуждения и доставляет такое удоволь­ствие еще юной и слабой душе, что та позволяет себя увлечь подобным невинным очарованием. Именно таким образом Бог рождает в юных серд­цах любовь к Себе. Эти сердца пока еще знают о любви только то, что она приносит радость. Имен­но таким елеем радости Отец помазал Сына.

 

Ст. З. Влеки меня, мы побежим за тобою... (в английском переводе Вульгаты здесь добавлено «на аромат твоих мастей» - прим. переводчика).

Эта юная влюбленная молится Жениху, чтобы Он увлек ее всецело, полностью. Она как будто не удовлетворена сладостью благоухания, наполняю­щего ее душу, поскольку уже поняла через посто­янно нарастающее расположение Жениха, что существует еще более возвышенный и интимный союз, предполагающий взаимное обладание. Это состояние ранее ей было неведомо. Вот почему у нее возникает такая просьба. «Влеки меня, - гово­рит она, - в самые сокровенные уголки моего сердца, чтобы моя душа и мои чувства могли также устремиться к Тебе. Влеки меня, о, божественный Возлюбленный! И я побегу за Тобой, постигая ту силу, которой Ты привлекаешь к Себе. Аромат Твоей любви будет направлять меня. Это - запах мира, уже излитого Тобой, чтобы исцелить мою душу от зла, причиненного грехом, и очистить мои чувства от проникшей в них порочности. Я буду стремиться к тебе, чтобы достичь Тебя - центра своего блаженства».

Это восхитительное благоухание дает начало мо­литве размышления, потому что чувства, также как и душа, следуют за этим ароматом, позволяющим человеку с восхищением увидеть, как благ Господь (Пс.33:9).

 

Ст. З.... Царь ввел меня в чертоги свои, - бу­дем восхищаться и радоваться тобою, превозно­сить ласки твои (в английском переводе Вульгаты – «груди твои» - прим. переводчика) больше, нежели вино; достойно (в английском пе­реводе Вульгаты – «честные» - прим. перевод­чика) любят тебя!

Она охотно пожелала оставить все земное, и сде­лала это не только для того, чтобы иметь возмож­ность бежать к Нему, то и для того, чтобы получить награду за любовь, уже отчасти очищенную. Он вво­дит ее в Свои божественные чертоги. Эта Его благо­склонность намного превосходит ту, которую Он проявлял к ней ранее, и которая выражалась всего лишь в мимолетном состоянии гармонии души.

Когда сердце человека проявляет достаточную верность, отказываясь от всех Божьих даров ради того, чтобы достичь Его Самого, то Бог в изоби­лии изливает их на такого человека. Однако Он с негодованием удерживает Свои дары от тех. кто жаждет только их.

Зная об этом, царь-пророк призывает всех людей искать Господа и силы Его, искать лица Его всегда (Пс. 104:4). Он как бы говорит: «Не останавливай­тесь на милостях или дарах Божьих, которые, хотя и подобны лучам, исходящим от Его лица, но не являются Им Самим. Восходите к престолу Бога, и там ищите Его. Ищите лица Его до тех пор, пока не най­дете и не получите Его благословений».

«Когда мы в Тебе, о, Боже! - говорит Невеста, радуясь, что ей открылась неописуемая тайна, - мы будем восхищаться и радоваться Тобой. Мы будем превозносить Тебя». Она восторгается тем, что Же­них предпочитает ее всем остальным, и этот восторг есть проявление ее радости и удовлетворения. Она уже предпочла сладость Его молока вину удоволь­ствий этого мира. Именно поэтому она говорит: «Будем превозносить груди твои больше, нежели вино». Здесь она избирает Бога, отдавая предпочте­ние Его духовным утешениям и переживая Его бла­госклонность.

Говоря слова «честные любят Тебя», она жела­ет подчеркнуть, что истинная честность, ведущая человека к расставанию со всеми земными и небесными удовольствиями ради единения с Богом,- это И есть чистая и совершенная любовь. Воистину, о, мой Бог, ни один нечестный в таком смысле человек не может любить Тебя так, как Ты того заслуживаешь!

 

Ст. 4. Дщери Иерусалимские! Черна я, но красива, как шатры Кидарские, как завесы Соломоновы.

Величайшие милости Божьи всегда помогают нам обрести глубокое познание того, кем мы явля­емся в действительности. Они дают, как им свой­ственно, определенное понимание страдания. Точно так же обстоит дело и с этой душой. Едва выйдя из царских чертогов, она обнаруживает, что черна. «Что это за чернота, о, несравненная де­ва? - спрашиваем мы ее. - Скажи нам, умоляем тебя!» «Я черна, - отвечает она, - потому что в све­те моего божественного Солнца выявилось множе­ство изъянов, о которых я ранее ничего не знала. Я черна, потому что еще не очищена от самой себя. Но, тем не менее, - продолжает она, - я красива, как шатры Кедарские, потому что этот опыт позна­ния себя чрезвычайно приятен моему Жениху и по­буждает Его навестить меня в месте покоя. Я красива, потому что не имею" пятна, и мой Жених делает меня прекрасной Его собственной красотой. Чем чернее я в своих глазах, тем прекраснее в Его. Я красива, как завесы Соломоновы». Завесы пророка Соломона - это святая Человечность, которая скрывает Слово Божье, ставшее плотью. «Я краси­ва, - говорит она, - как Его завесы, потому что Он сделал меня причастной к Его красоте. Как свя­щенная Человечность скрывает Божественность, так моя внешняя чернота скрывает величие того, что Бог совершил в моей душе. Еще я черна из-за страданий и гонений, преследующих меня извне, но, тем не менее, я красива, как завесы Соломоно­вы, потому что чернота и крест делают меня подоб­ной Ему. Я черна, потому что во мне проявляются внешние недостатки", но я красива, потому что мое внутреннее стремление чисто».

 

Ст. 5. Не смотрите на меня, что я смугла; ибо солнце опалило меня: сыновья матери моей разгневались на меня, поставили меня стеречь виноградники, - моего собственного виноградни­ка я не стерегла.

Почему обрученная просит не смотреть на ее черноту? Потому что она, входя в состояние веры и отказа от ощутимой благосклонности, постепенно лишается той нежной силы, которая так легко при­вела её к добродетельным поступкам и сделала ее настолько прекрасной внешне". И, будучи неспо­собной творить свои прежние дела, потому что Бог требует от нее чего-то другого, она, похоже, снова оказалась в своем природном состоянии.

Так может показаться непросвещенным лю­дям, и именно по этой причине она восклицает: «Я умоляю вас, мои друзья, еще не оказавшиеся в таком сокровенном месте и не испытавшие таких духовных переживаний! Не судите меня за мою смуглость и внешние изъяны, - реальные или мнимые, - потому что они обусловлены не лю­бовью и храбростью, как это бывает с людьми в начале их духовного пути, но тем, что мое боже­ственное Солнце озарило меня своими обжигаю­щими лучами и изменило цвет моей кожи. Жених забрал мой природный облик, чтобы у меня был цвет лица, который дает Его пламенная страсть. Неистовство любви иссушило и обожгло мою ко­жу". Эта чернота - преимущество, не потеря, а приобретение. Но не следует ее добиваться ради подражания юному возрасту, ибо в этом случае ваша чернота будет изъяном. Она должна исхо­дить только от Солнца Праведности, сжигающе­го и уничтожающего для Своей собственной славы и для наивысшего блага человека его вели­колепный наружный облик, ставший причиной слепоты души. Этот облик, хотя и заставлял вос­хищаться окружающих, наносил большой ущерб славе Жениха. Сыновья моей матери, увидев мою черноту, попытались вновь заставить меня вести активную жизнь и сосредоточиться на внешних делах. Они долго боролись со мной, и, в конце концов, я не смогла противостоять им. Я уступи­ла их желаниям, и, уделяя внимание этим внеш­ним и чуждым мне вещам, я не стерегла свой собственный виноградник - сокрытое во мне обиталище Бога. Это - моя главная забота, и мне следует стеречь только его. Но поскольку я не де­лала этого и была невнимательна к голосу моего Бога, то не охраняла и чужие виноградники». Это переживание обычно свойственно людям, осоз­навшим, что их сосредоточенность на духовной стороне жизни приводит к небрежению другими ее сторонами.

Душа всецело обращена внутрь себя и потому не способна заниматься исправлением опреде­ленных изъянов. Это сделает Сам Жених в поло­женное время.

 

Ст. 6. Скажи мне, ты, которого любит душа моя: где пасешь ты? где отдыхаешь в полдень? к чему мне быть скиталицею возле стад товари­щей твоих?

«Ты, которого любит душа моя! - восклицает эта бедная обрученная, вынужденная сменить свою ти­хую, безмятежную, жизнь на жизнь, полную волне­ний и тревог. - Я люблю Тебя тем сильнее, чем больше мне мешают это делать! Ах, покажи мне, где Ты пасешь Свои стада, и какой пищей Ты насыщаешь души, о которых заботишься! Мы знаем, что, будучи на земле, Ты творил волю Своего Отца (Ио­ан. 4:34); это была Твоя пища. А теперь Ты хочешь, чтобы Твои друзья творили волю Твою. Ты все еще насыщаешь Своих последователей Собой, показывая Свое безграничное совершенство, чтобы они могли еще сильнее любить Тебя. И чем больше отк­рывается им Твой облик, тем больше они стремятся познавать Тебя».

«Скажи мне также, - уговаривает она, - где Ты отдыхаешь в полдень?» Таким образом эта душа хо­чет выразить страстность своей чистой любви. Она желает узнать у Господина этой любви, в чем ее суть, потому что боится впасть в заблуждение и начать служить себялюбию. Она не хочет сбиться на какой­-то плотской, хотя и имеющий подобие духовного, путь. В этот момент она ничего не желает, кроме чистой любви и Божьей славы.

Она справедливо опасается заблуждения, несу­щего за собой тяжелые последствия. Это заблужде­ние слишком распространено среди церковных паств. Оно возникает тогда, когда духовные настав­Ники не умирают для себя, не распинаются вместе с Иисусом Христом для мира, не учат своих подопеч­ных жить только для Бога, хотя Он действительно сделал их Своими компаньонами. По той причине, что их плотское «я» не умерло, их путь - крайне че­ловеческий, и, как следствие, они колеблются в сво­ем посвящении и своих ориентирах, так никогда и не достигая духовной высоты. Это блуждание воз­никает по причине нежелания бережно относиться к принципам Иисуса Христа и обращаться к Нему в молитве, чтобы получить то, что может даровать только Он. Именно поэтому возлюбленная душа, хорошо осведомленная, так желает познать Его Слово, которым Он насыщает души, и верно следо­вать Его примеру. Ибо она знает, что только Он смо­жет защитить ее от неверного пути.

Мы слишком часто бываем привязанными к рукотворным средствам, хотя и религиозным. Только Бог может научить нас исполнять Его волю, потому что только Он - наш Бог". (Пс. 142: 1 О).

Она также просит Жениха, чтобы Он вел ее к Его Отцу. Лоно Отца - это место, в котором Он покоит­ся в зените Своей славы и в совершенном свете веч­ности. Она жаждет быть потерянной в Боге вместе с Иисусом, Его Сыном, чтобы сокрыться там и упо­коиться навеки. И хотя она не говорит об этом явно, такой вывод напрашивается из ее слов: «К чему мне быть скиталицею, как раньше. Там я буду в совер­шенной безопасности. Я больше никогда не буду обманута, и, самое главное, - я уже никогда не буду грешить».

 

Ст. 7. Если ты не знаешь этого, прекрасней­шая из женщин, то иди себе по следам овец, и па­си козлят твоих подле шатров пастушеских.

Жених отвечает Своей Невесте, и, желая подго­товить ее к даруемой благодати и научить приме­нять уже имеющиеся дары, Он дает ей очень важное указание: «Если ты не знаешь этого, - го­ворит Он, - то иди». Он имеет в виду следующее: она не сможет познать божественный объект сво­ей любви, как бы страстно она того ни желала, если вначале не познает себя. Ибо ничтожность творения помогает составить верное представле­ние о Боге, существующем во всем. Однако, чтобы увидеть это, необходим свет. Поэтому Он говорит ей, чтобы она ушла. Откуда? От самой се­бя? Как? Через посвящение и преданность прин­ципу, согласно которому нужно отказаться от любых естественных удовольствий и жизни". И как долго душа должна пребывать в таком состоя­нии? Пока она не войдет в Бога через абсолютное самоотречение, обнаружив, что Он - все и во всем (Кол. 1:17; 3:2), а она, как любое творение, рядом с Ним - ничто.

Ничтожность не заслуживает оценки, потому что в ней нет ничего доброго. Она также не достойна любви. Единственное, чего она заслуживает, - это презрение и ненависть, поскольку ее самолюбие и эгоизм, являющиеся следствием греха, абсолютно противны Богу. Таким образом, если творение стремится к Единению с Богом, то оно должно быть убеждено в том, что Бог существует во всем, а оно само - ничтожно и должно отречься от себя, чтобы отдать все свое почтение и любовь Ему. Только так можно достичь единения.

Этот уход от себя посредством полного отказа от эгоистических интересов есть внутренняя работа, которую Небесный Жених предписал всем, кто вздыхает о поцелуе Его уст. Таким образом, корот­ким словом «иди» Он подчеркивает, что душе нужно только одно - следовать по этому пути.

Относительно внешней жизни Его воля заключа­ется в том, чтобы душа не пренебрегала ни одной из своих обязанностей. Это указание гораздо важнее, чем может показаться на первый взгляд. Во всем, что касается духовной жизни, душа должна следовать. влечению Святого Духа. Но в обычной жизни Он повелевает ей придерживаться религиозных традиций и быть послушной начальствующим. Это Он выражает словами «иди себе по следам овец (т. е., обычным путем) и паси козлят (т. е., чувства) твои подле шатров пастушьих».

 

Ст. 8. Кобылице моей в колеснице фараоновой я уподобил тебя, возлюбленная моя.

Жених, прекрасно зная о том, что все похвалы, которые Он изливает на Свою возлюбленную, нис­колько не распаляют ее тщеславия, хвалит ее с воз­вышенной поэтичностью. Тем самым он дает пищу ее любви. «Я уподобил тебя, - говорит Он, - кобы­лице Моей». Это означает: «Я хочу, чтобы ты бежа­ла ко мне так же быстро и уверенно, как царская колесница. Я уподобил тебя Моим ангелам, и Я хо­чу, чтобы ты испытывала то же блаженство, что и они. Это блаженство заключается в том, чтобы всегда видеть Мое лицо (Матф. 18:10). Я сделал те­бя чрезвычайно похожей на стремительно летящую колесницу. Те, кто видят тебя такой быстрой и, на первый взгляд, необузданной, будут думать, что смысл твоей жизни - в поиске удовольствий, славы и развлечений, или что ты движима корыстными целями. Однако ты устремлена ко Мне, и твой бег завершится только во Мне. И ничто не сможет по­мешать тебе благополучно достичь цели, потому что Я наделил тебя силой и верностью».

 

Ст. 9. Прекрасны ланиты твои под подвесками, шея твоя в ожерельях...

Ланиты (щеки) символизируют внутреннюю и внешнюю стороны жизни. Они прекрасны, как горлица. Говорят, что у голубей есть одна особен­ность: когда кто-то один из пары умирает, второй навсегда остается одиноким. Так же и душа, отде­ленная от своего Бога, не может найти удовлетво­рения ни в каком творении. Внутренне, не находя Жениха, она погружается в состояние одиночест­ва, которое постоянно усиливается, ибо Его ник­то заменить не может. Внешне она, понимая, что все в этом мире смертно и преходяще, удаляется от всего земного, что и делает ее красивой в глазах Возлюбленного.

Ее шея символизирует чистую любовь - величайшую из оставленных ей опор. И бесчисленные добродетели, подобно драгоценному ожерелью, украшают ее. Но даже без этого украшения она прекрасна. Такой делает ее любовь.

 

Ст. 10.... Золотые подвески мы сделаем тебе с серебряными блестками.

Хотя ты очень красива в своей наготе - чистоте сердца и неподдельном милосердии - мы все-та­ки добавим еще кое-что, чтобы еще больше подче­ркнуть твою красоту. Мы дадим тебе драгоценные украшения. Это будут подвески в знак твоего со­вершенного послушания каждому желанию Царя Славы. Но они будут золотыми в свидетельство того, что ты действовала, руководствуясь только чистой любовью, что ты была верна Богу, воздава­ла Ему славу во всех своих делах и страдала ради Него. Но эти подвески будут с вкраплениями серебра, потому что, каким бы простым и чистым ни было милосердие, оно должно проявляться види­мым образом в добрых делах.

Следует отметить, что Божественный Господин требует от Своей возлюбленной безупречной чисто­ты, которую олицетворяет любовь Невесты. Он ожидает от нее верности в служении Возлюбленно­му или в помощи ближнему.

 

Ст. 11. Доколе царь был за столом своим (в английском переводе Вульгаты - «приклонил го­лову на своем ложе» - прим. переводчика), нард мой издавал благовоние свое.

Невеста пока еще обнажена настолько, чтобы иметь возможность время от времени принимать визиты своего Возлюбленного. Но почему я называю это визитом? Это, скорее, глубокое, внутреннее переживание Его присутствия. Святой Жених всегда находится в центре верной Ему души, одна­ко зачастую Он обитает в ней как бы скрыто - так, Невеста почти никогда не догадывается о своем счастье, за исключением тех редких моментов, когда Он с радостью являет Себя ей. Она тотчас принимает Его. Таково Его отношение к самой безупречной из Своих последовательниц, о чисто­те которой свидетельствуют слова: «Доколе мой Царь (то есть, Тот, Кто царствует надо мной и направляет меня) приклонил голову на Своем ло­же (основании и центре моей души), где Он отды­хал, мой нард (то есть, моя верность) издавал такое нежное и приятное благовоние, что Он был вынужден открыться мне. Тогда я поняла, что Он покоился во мне, как на Своем царском ложе, о чем я ранее не догадывалась. Хотя Он и был ря­дом, я об этом не знала».

 

Ст. 12. Мирровый пучок - возлюбленный мой у меня; у грудей моих пребывает.

Когда Невеста (или, скорее, возлюбленная, пото­му что она еще не невеста) обнаружила Жениха, она исполнилась такой радостью, что страстно возжела­ла сразу же воссоединиться с Ним. Однако время единения и непрестанного обладания еще не приш­ло. «Он мой, - говорит она. - У меня нет сомне­ний, что Он в этот момент отдает Себя мне, потому что я чувствую это. Но Он для меня, как мирровый пучок. Он еще не Жених, которого я могла бы обни­мать на брачном ложе. Он - жених крови (Исх. 4:25) и распятый Возлюбленный, желающий испы­тать мою верность, сделав меня соучастницей мно­гих Своих страданий. Ибо такова участь человека в этот период».

Однако эта героическая душа произносит слова, которые указывают на ее совершенствование. Она говорит: «Все мои распятия должны быть такими же, что и у моего Возлюбленного. Этот мирровый пучок у грудей моих является свидетельством того, что Он желает быть Женихом моим во время моих страда­ний, как внутренних, так и внешних». Внешние рас­пятия имеют мало смысла, если не сопровождаются внутренними страданиями, а внутренние страдания становятся намного более мучительными, если к ним присоединяются внешние. Но, хотя она не принимает ничего, кроме распятия, внутреннего и внешнего, тем не менее, в образе креста сокрыт именно ее Возлюбленный, и Он никогда не будет более близок ей, чем в эти мучительные для нее перио­ды. В этот момент Он обитает внутри ее сердца.

 

Ст. 13. Как кисть кипера, возлюбленный мой у меня в виноградниках Енгедских.

«Мой возлюбленный, - продолжает влюблен­ная, - как кисть кипера». Она только отчасти вы­ражает свою мысль. Это подобно тому, как если бы она сказала: «Он всего лишь рядом со мной, потому что Я не имею того интимного единения, когда Он будет полностью обитать во мне, а я в Нем. Но, тем не менее, Он рядом со мной, как кисть кипера (кустарник, из которого производят очень ароматный бальзам)». Этот кустарник растет в очень красивых виноградниках Енгедских, виноград которых просто великолепен. Она срав­нивает своего Возлюбленного с приятным благоу­ханием и превосходными качествами ароматного мира, а также с крепостью вина. Этими образами она показывает, что тот, кто, обладая Богом, нау­чился полагать свою радость только в Нем, не сможет уже найти ее ни в чем другом. И, во-вто­рых, если он имеет божественный источник, то уже не будет искать какой-либо другой.

 

Ст. 14, О, ты прекрасна, возлюбленная моя, ты прекрасна! Глаза твои голубиные.

Возлюбленный, видя готовность Невесты быть распятой и наставленной Им, очарован великоле­пием красоты, которую Он даровал ей. Он ласкает и хвалит её, называя прекрасной и возлюбленной. «О, ты прекрасна, возлюбленная моя, - говорит Он, - ты прекрасна!» Какие нежные слова! Жених имеет в виду внешнюю и внутреннюю красоту. Он хочет, чтобы она поняла это, и потому говорит: «Ты уже прекрасна внутри, хотя твой облик еще не совершенен. Знай также, что скоро, когда я доведу тебя до конца и избавлю от изъянов, ты станешь красивой и снаружи».

Эти похвалы сопровождаются обещанием еще более совершенной красоты, в надежде на которую душа будет мужественно смиряться, размышляя о своем несовершенстве.

Но почему Он говорит, что в скором времени она будет наделена двойной красотой? Потому что у нее глаза голубки, а это есть символ простоты, внутрен­ней и наружной. Она не отворачивается от взгляда своего Бога, а также проста во всех своих словах и поступках. В ней нет никакого коварства.

Эта голубиная простота - вернейший знак ее со­вершенствования, потому что, не используя отныне иных средств, она ведома только Духом Божьим. Невеста понимает значение простоты и честности, о чем свидетельствуют ее слова: «Честные любят Те­бя» (стих 3). Совершенство любви она определяет простотой и честностью.

 

Ст. 15. О, ты прекрасен, возлюбленный мой, и лю­безен! И ложе у нас - зелень (в английском переводе Вульгаты – «украшено цветами» - пpuм. переводчика).

Влюбленная, слушая, как ее Жених хвалит ее за двойную красоту, и не желая ничего присваивать се­бе, говорит в ответ: «О, ты прекрасен, возлюблен­ный мой, и любезен!» Она отвечает Ему той же похвалой и немного добавляет от себя. Ничто не принадлежит нам: ни похвала, ни слава, ни удоволь­ствие. Все принадлежит только Тому, Кто является источником и центром всякого блага. Влюбленная учит нас этому важному принципу - всегда и везде воздавать славу Господу за все, что Он даровал нам. «Если я прекрасна, - говорит она Ему, - то только Твоей красотой. Твой прекрасный облик отражает­ся во мне внутренней и внешней красотой».

«Наше ложе, - добавляет она, - это внутрен­нее убежище, где Ты обитаешь во мне. Я зову Те­бя, чтобы Ты пришел и одарил меня брачным поцелуем, которого я жаждала и который является моей конечной целью. Наше ложе готово и укра­шено цветами тысячи добродетелей».

 

Ст. 16, 17. Кровли (в английском переводе Вульгаты - «балки» - npuм. переводчика) домов наших - кедры, потолки наши - кипарисы.

Жениху, сокрытому в основании души (о чем бы­ло сказано ранее), нравится посылать из Своего свя­тилища потоки благосклонности, производящей в Невесте изобилие различных добродетелей, подоб­но цветам. Украшенная этими добродетелями, она весьма удивлена и очарована, и, возможно, по при­чине своей неопытности уверена в том, что ее духов­ное строение близко к завершению. «Крыша на месте, - говорит она. - Балки (то есть, внешние проявления добродетелей) положены из кедров. Я чувствую их приятный аромат и могу поступать в высшей мере добродетельно. Мне кажется, что я ус­тановила полный контроль над чувствами (что символизируют красивые резные потолки из кипариса)».

Но, о, Невеста! Тебе только кажется, что все обстоит таким образом. Если твое ложе украшено цве­тами и в душе царит благодарность и радость, то у тебя может сложиться впечатление, что цель уже достигнута. Но помни: твои потолки сделаны из кипарисов, а это - дерево смерти, и все эти красоты и украшения - всего лишь подготовка к жертве

 

Примечания :

6 Новорожденный младенец питается «молоком» исторических примеров. Затем наступает второй этап, когда он больше не нужда­ется в поддержке человеческих авторитетов и забывает обо всем, что берет начало в человеке. Он стремится к тому, что есть Божье. При этом его сознание просвещается светом наивысшего и непре­ложного закона, который посредством требований элементарных норм добра дает ему возможность продолжать твердо идти вперед. Затем следует третий этап, когда человек начинает контролировать силы разума, подобно тому, как жена подчиняется мужу. При этом он переживает блаженство супружеского единения, благодаря че­му его больше не требуется принуждать жить честно. Если нам пре­доставляется полное право грешить, то у нас не должно возникать желание воспользоваться этим правом. На четвертом этапе силы человека постепенно укрепляются; продолжать ранее начатое ста­новится проще. Человек становится более решительным и более постоянным, к нему приходит зрелость совершенного мужа, бла­годаря которой он может преодолевать, не отступая, все бури этого мира и все нападки гонителей. Затем он переходит к пятому этапу, поднимаясь на максимально высокий уровень, что сводит на нет его беспокойство. Он наслаждается совершенным миром и обилием богатств, найденных в безмятежном и неувядающем царстве наивысшей и невыразимой Мудрости. После пятого этапа следует шестой, который несет с собой обновление внутреннего человека, заканчивающееся совершенством. Это обновление за­вершается, когда человек обретает образ и подобие Божье и живет в этом мире, будучи не от мира. Блаженный, он уже здесь, на зем­ле, начал вести небесную жизнь. Седьмой этап - это вечный покой и совершенное, ничем не нарушаемое, блаженство, в котором все прообразы и ранги исчезают навсегда. Если смерть - это разруше­ние ветхого человека, то вечная жизнь - это цель человека нового. Таким образом, первый несет на себе тяжесть проклятия, навле­ченного грехом, а второй облачен в праведность, награда за кото­рую есть слава. «Святой Августин об истинной религии», гл. 26.)

7 Некоторые люди под совершенством духовной жизни подра­зумевают жизнь грядущую. Что касается меня, то я считаю, что в другом мире мы своими заслугами и плодами достигнем соверше­нства благодати и славы. Это будет награда и безоблачное наслаж­дение сокровенной Истиной. Но что касается самой духовной жизни, то она должна возрастать и совершенствоваться еще здесь, на земле. Здесь она берет свое начало, здесь она возрастает, испы­тывая жажду Бога, Который уклоняется от всего, что противостоит Ему. Здесь она также имеет свою цель: достичь состояния покоя и удовлетворенности Наивысшим Благом. Однако не следует забы­вать, что такой покой заключается в обладании Богом. Он возмо­жен уже в этой жизни и не является преградой для постоянного возрастания в Нем. Таким образом, если говорить об образе жизни челов







Дата добавления: 2015-09-15; просмотров: 271. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Устройство рабочих органов мясорубки Независимо от марки мясорубки и её технических характеристик, все они имеют принципиально одинаковые устройства...

Ведение учета результатов боевой подготовки в роте и во взводе Содержание журнала учета боевой подготовки во взводе. Учет результатов боевой подготовки - есть отражение количественных и качественных показателей выполнения планов подготовки соединений...

Сравнительно-исторический метод в языкознании сравнительно-исторический метод в языкознании является одним из основных и представляет собой совокупность приёмов...

Огоньки» в основной период В основной период смены могут проводиться три вида «огоньков»: «огонек-анализ», тематический «огонек» и «конфликтный» огонек...

Упражнение Джеффа. Это список вопросов или утверждений, отвечая на которые участник может раскрыть свой внутренний мир перед другими участниками и узнать о других участниках больше...

Влияние первой русской революции 1905-1907 гг. на Казахстан. Революция в России (1905-1907 гг.), дала первый толчок политическому пробуждению трудящихся Казахстана, развитию национально-освободительного рабочего движения против гнета. В Казахстане, находившемся далеко от политических центров Российской империи...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.015 сек.) русская версия | украинская версия