Студопедия — Церкви иже под колоколы
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Церкви иже под колоколы






И.В. Коновалов

 

На Руси издревле для подвески колоколов устраивались различные приспособления и сооружения: от самых примитивных до сложных ансамблей, насчитывающих до нескольких десятков колоколов. Среди всего многообразия колоколонесущих сооружений можно отметить так называемые храмы "иже под колоколы", в которых ярус звона устраивается над помещением храма.

Казалось бы, возведение звона над храмом преследует, прежде всего, экономические цели. Ведь если колокола поместить в шее главы церкви, то их расположение будет весьма высокое, и нет нужды возводить специальное здание колокольни. Но это лишь односторонний взгляд. Композиционно церкви под колоколами представляют собой замечательные архитектурные памятники. Это, например, устремленные ввысь столпы Ивановской колокольни московского Кремля, колокольня московского Новодевичьего монастыря и многие другие выдающиеся творения русской православной архитектуры.


Велико очистительное значение звона, о котором нам напоминает текст дивных молитв, произносимых при освящении колокола или звона. Очевидно, именно поэтому наши предки часто возводили именно подколокольные храмы по всей Руси.

Первым известным, но не дошедшим до нас храмом типа "иже под колоколы", был храм Иоанна Списателя Лествицы в московском Кремле, заложенный великим князем Иваном Даниловичем в 1329 году. О храме известно, что он был в диаметре около 9 метров, представлял собой неправильный восьмигранник с апсидой в восточной части и порталом с запада. В кладке здания церкви следы лестницы отсутствуют, поэтому звон в очепные (и возможно, язычные) колокола производился непосредственно с уровня земли.

Одной из самых интересных представляелся подколокольная церковь во имя сошествия Святого Духа в Троице-Сергиевой Лавре. Храм был сложен псковскими мастерами в 1476 году. Псковичи славились на Руси умением каменного строительства. Они были приглашены правительством Ивана III для выяснения причин обрушения еще недостроенного здания Успенского собора в Московском Кремле. Возводить новый собор псковичи не стали, переложив ответственность на итальянских мастеров, но вместо этого выполнили несколько важных государевых заказов по строительству, среди которых был Благовещенский собор (1486 г.) и Ризположенская церковь (1489 г.) в Московском Кремле, а также Духовская церковь в Троице-Сергиевом монастыре (1476 г.).


Духовская церковь была главной колокольней в обители до строительства в конце XVI - начале XVII в. звонницы "о пяти столпех". Есть предположение, что звонари не поднимались к колоколам, так как лестница в толще стены Духовской церкви отсутствует. Но мы считаем, что звон с земли в условиях сложной архитектуры Духовской церкви был просто невозможен, и для звона звонари попадали на ярус звона храма по системе деревянных лестниц и переходов. Лестницы могли располагаться у северной стены церкви, так как в ней первоначально отсутствовали окна и вход в храм.

Развитие подколокольных храмов шло таким же образом, как и прочих колоколонесущих сооружений русского Православия: от простого к сложному. В этом ряду нельзя не упомянуть храмы XVI века: это знаменитый кремлевский Иван Великий (1505-1600 годы), Георгиевская колокольня (первоначально - храм Архангела Гавриила) в Коломенском (1530- е годы) и большая церковь-колокольня Александровой слободы (1570-е годы). Настоящим апофеозом русского зодчества допетровской эпохи является столп храма-колокольни московского Новодевичьего монастыря. Отличительной особенностью последней является размещение двух престолов одного над другим.

 

Среди храмов "иже под колоколы" существуют и надвратные. Это, например: надвратный храм Симеона столпника в московском Даниловом монастыре; два надвратных храма московского Донского монастыря; храм прп. Сергия Радонежского в колокольне московского Новоспасского монастыря.

Подколокольные композиции использовали и зодчие эпохи классицизма. Это храм воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня в селе Воздвиженском, недалеко от Троице-Сергиевой Лавры; храм во имя святого воина Феодора Стратилата у Меньшиковой башни в Москве (оба храма возведены в XIX столетии).

Не случайно обращение к теме храмов "иже под колоколы" у современных архитекторов, создающих образ православного храма XXI века, опираясь на многовековую традицию православного зодчества.

Множество интересных проектов по оборудованию подколокольных храмов довелось выполнить специалистам Общества Церковных Звонарей. Среди них хочется отметить: храм во имя Святой Священномученицы Великой княгини Елизаветы в поселке Опалиха под Москвой; храм во имя святителя Алексия митрополита Московского при школе-интернате во имя преподобного Сергия в поселке Топорково близ Троице-Сергиевой Лавры; храм во имя целителя Пантелеимона на Пехотной улице в Москве.

 

При этом отрадно, что архитекторы прислушиваются к мнению специалистов-звонарей и, порой, идут на некоторые изменения в первоначальных проектах, с целью улучшения звуковых характеристик звона. Одним из таких изменений было увеличение высоты арки в храме святителя Алексия митр. Московского и превращение арок в некое подобие раструба.

Особо в ряду новопостроенных колоколонесущих сооружений стоит звонница Никольского монастыря в Переславле-Залесском, полностью построенная по предложениям специалистов Общества Церковных звонарей. Впервые после расцвета в XVII веке, была предложена трехарочная одноярусная композиция в стиле московско-ростовских звонниц, с размещением всех колоколов в трех пролетах в одном ярусе звона. Был применен суздальский вариант расположения колоколов: два больших благовестника подвешены слева и справа от звонаря, а за спиной звонаря находится третий, меньший по величине колокол. Благодаря этому звонарь одновременно хорошо слышит и два больших колокола, и средние колокола подбора. Более подробно о звоне в Переславском Никольском монастыре смотрите в особом материале на сайте www.zvon.ru.

Глубокое знание традиций церковной архитектуры и большой звонарский опыт современных звонарей позволяют сохранять и использовать лучшие достижения церковно-звонарской традиции прошлого в современной церковной архитектуре.

 







Дата добавления: 2015-09-15; просмотров: 469. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Опухоли яичников в детском и подростковом возрасте Опухоли яичников занимают первое место в структуре опухолей половой системы у девочек и встречаются в возрасте 10 – 16 лет и в период полового созревания...

Способы тактических действий при проведении специальных операций Специальные операции проводятся с применением следующих основных тактических способов действий: охрана...

Искусство подбора персонала. Как оценить человека за час Искусство подбора персонала. Как оценить человека за час...

Расчет концентрации титрованных растворов с помощью поправочного коэффициента При выполнении серийных анализов ГОСТ или ведомственная инструкция обычно предусматривают применение раствора заданной концентрации или заданного титра...

Психолого-педагогическая характеристика студенческой группы   Характеристика группы составляется по 407 группе очного отделения зооинженерного факультета, бакалавриата по направлению «Биология» РГАУ-МСХА имени К...

Общая и профессиональная культура педагога: сущность, специфика, взаимосвязь Педагогическая культура- часть общечеловеческих культуры, в которой запечатлил духовные и материальные ценности образования и воспитания, осуществляя образовательно-воспитательный процесс...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия