Студопедия — Философия Древней Индии. Социально-исторические предпосылки и духовно-культурные источники.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Философия Древней Индии. Социально-исторические предпосылки и духовно-культурные источники.






Социально-исторические предпосылки и духовно-культурные источники.

Древнеиндийская цивилизация и её самобытная культура формировались на основе синтеза культуры арийских кочевых племён, проникших на Индостан во второй половине второго тысячелетия до н.э., и местной протоиндийской цивилизации Хараппы и Мохенджо-Даро. Разрушив сначала эту высокоразвитую городскую цивилизацию, кочевники со временем перешли на оседлую жизнь и создали свои государства, ассимилировав многие цивилизационные достижения аборигенов. Религия завоевателей – брахманизм, религия жертвоприношения основывалась на Ведах (Веды- знание). Это большой комплекс текстов, многие века существовавших в изустной традиции, что само по себе – уникальное явление в мировой культуре. А так как для индоарийцев это было священное знание, переданное людям самими богами, то благоговейная строгость и точность в их сохранении и воспроизведении было главной заботой и делом жреческой касты брахманов, занимавшей высшее место в иерархии сформировавшихся индоарийских государств. Эти государства имели жесткую сословную структуру, состоявшую из 4-х основных каст (варн). Духовная власть принадлежала брахманам, а реальная политическая – военной аристократии, кшатриям. Вайшьи – каста свободных землевладельцев и ремесленников, а также шудры (неприкасаемые, полностью бесправное аборигенное население) обеспечивали высшие касты всем необходимым.

Состав Вед:

 

Группы памятников Название и время создания Основное содержание Главная идея и назначение
I 4 самхиты (сборники гимнов, жертвенных формул, песнопений и заклинаний).    
  - Ригведа (Веда гимнов) ок. XV-IX вв. до н.э. Только одна Ригведа по объёму превосходит совокупный объём гомеровских “Илиаду” и ”Одиссею”.     1028 гимнов, посвящённых богам индоарийского пантеона, обитателей 3-х основных мировых сфер: неба (Сурья – солнце, Ушас – заря, Варуна- божество мирового порядка), земли(Агни – жервенный огонь, Сома – священный напиток, опьяняющий и дарующий бессмертие и др.); воздушного пространства (Ваю – бог ветра, Индра – бог молнии, грозы и разрушительных стихий - центральная фигура всего пантеона, ему посвящено более четверти (250) всех гимнов, и др.). С исключительной полнотой представлена мифология индоарийцев, в которой обожествляются силы природы. Гимны не только прославляют богов, но и содержат обращение к ним о тех или иных, главным образом материальных благах. Предназначались для исполнения во время жертвенных обрядов.
  Яджурведа (Веда яджусов, яджус - жертвенная формула) IX-VII вв. до н.э. Книга жертвенных изречений, целиком посвящена ритуалу, подробному описанию жертвоприношений.   Основная идея – признание безграничной магической силы жертвоприношений. Знание тайн ритуала даёт жрецам - брахманам власть над самими богами.
  Самаведа - книга песнопений. (Веда саманов; саман – особого рода песнопения) IX-VIII вв. до н.э. Повторяются в основном тексты Ригведы, но с подробным указанием, как они должны исполняться. Предназначена для тщательного регулирования музыкальной составляющей жертвенного обряда.  
  Атхарваведа – книга заклинаний. VII-VI вв. до н.э. Заклинания против болезней, злых духов, заговоры любовные, приворотные, о долголетии, счастье, благосостоянии и т.д., огромный материал о магии и колдовстве у индийцев. Если предыдущие три самхиты использовались в торжественных жертвоприношениях, связанных с возлиянием сомы, то назначение Атхарваведы – повседневный ритуал индийцев и соответствующие магические действия, которые совершали домохозяин и члены его семьи. Памятник “народной религии” в противоположность “религии жрецов”.  
II   Брахманы – (брахмана-поучение брахмана-“жреца”) брахманские комментарии к ведам. IX-VII вв. до н.э. Пересказываются мифы самхит, даётся религиозная интерпретация их основным идеям. Проводится идея о самодовеющей ценности ритуала. В ведийское мышление вводится теологическая теория и космогония (учение о происхождении мира).  
III   Араньяки – “лесные книги” середина 1-го тысячелетия до н.э. Даётся умозрительное обоснование ритуала, практики жертвоприношения как по своему значению космического действия. Раскрывается символика жертвенного акта. Предназначались для отшельников, покидавших мир и проводивших жизнь в лесу (аранья- лес). Впервые вводится понятие Атмана как сущности всего живого.  
IV Упанишады (букв. сидеть у нас учителя)- “сокровенные учения ”, ”тайные наставления”. 108 преимущественно уже философских текстов, из которых 13 признаются основными, созданными в VIIIв. до н.э.- II в. до н.э. По объёму варьируются от нескольких до сотни страниц. Эпигонские же, в основном подражательские тексты данного цикла создавались вплоть до XVI в. н.э. (наиболее поздняя Алла – упанишада была написана в конце этого века по приказу Акбара). Образно-символическое мифологическое мировоззрение предшествующих частей вед в упанишадах сменяется философскими рассуждениями, в центре которых природа человеческого “я” и её отношение к космической целостности бытия. Основные идеи: идея тождества Брахмана как безличного бесконечного духовного абсолюта, объективного первоначала всего существующего и Атмана - духовного абсолюта на уровне индивидуального, в том числе человеческого существа, обеспечивающего его жизнь и познавательную деятельность; идея кармы – как универсального закона, ставящего каждое существо в зависимость от совершенных ранее поступков; идея сансары как круговорота перевоплощений, определяемого кармой; идея праны, дыхания – высшей из жизненных сил, порождающей все остальные; идея мокши - “конечного освобождения ” как цели человеческой жизни; идея трехэлементного состава каждой вещи (гуны). Идея дхармы как универсального морального закона, регулирующего все. в том числе и человеческое бытие и др.  
           

 

В целом же значение Вед для Индии хорошо выражают слова Дж.Неру: ”Из этих далёких истоков глубокой древности берут своё начало реки индийского мышления и философии, индийской жизни, культуры и литературы”.

 

Основные философские системы (даршаны)

 

Время создания упанишад – период глубокого кризиса брахманизма как религии и идеологии. Творцами упанишад были уже не брахманы, а кшатрии. На основе упанишад возникли 6 ортодоксальных (т.е. признающих авторитет вед, “астика”) и 3 неортодоксальные (“настика”), говоря современным языком диссидентские философские системы, занимающие критическую по отношению к ведам позицию, причём одна из них – Локаята (или Чарвака) радикально оборвала связь со всей ведийской культурной традицией. За исключением Локаяты все остальные философские системы признают ведийское учение о карме и сансаре и ставят задачу индивидуального освобождения как цели человеческого существования. Освобождение же всякий раз понимается как сбрасывание с души сковывающих её пут кармы и соответственно как разрыв круговорота сансары, непрерывной цепи перевоплощений (рождений и смертей в разных обликах и состояниях). Понимание же путей и средств достижения такого освобождения или спасения варьируется в различных философских системах. Ортодоксальные системы группируются парами по их генетическому и концептуальному родству. Ключевую же роль в философии и культуре Индии сыграли в своё время и продолжают играть две из них: санкхья и веданта.

 

Название системы, этимология термина, основоположник, основной первоисточник Основные онтологические категории и представления о реальности Путь и средство освобождения или спасения Состояние свободы
1) Ньяя – (правило, рассуждение, логика); мудрец Готама,”Няя-сутра”; Основное внимание уделено процессу познания, прежде всего законам логики как орудию всякого познания. Обретенние истины через умозрение Мокша как отделение вечного познающего ”я” от его временных свойств
2) Примыкает к Ньяя Вайшешика (вишеша - особенной, отличный); мудрец Канада. “Вайшешика - сутра” Основа различия вещей - различное сочетание первичных элементов реальности – атомов (ану)- вечных, неизменных, материальных частиц. Пассивные по природе, они приводятся в движение духовной невидимой силой. Непрерывное самосовершенствование как путь к истинному знанию. Мокша как освобождение от ига материи.
3) Санкхья – (число, счёт, рассуждение через перечисление принципов бытия; мудрец Капила (7 в. до н.э.); “Санкхья-карика” Даётся дуалистическая трактовка реальности, в основе которой постулируется два исходных первоначала: Практити (материя) и Пуруша (дух). 1-ая активна, но лишена сознания, 2-й наделён сознанием, но пассивен, лишен жизненной энергии. Состав практити образуют три непрерывно взаимодействующие между собой космических силы (Гуны): тамас – пассивность, инерция; раджас – созидающая энергия; саттва – просветлённое самосознание. Развиваясь вследствие соединения с Пурушей, Практири порождает 24 компонента реальности. Через преодоление незнания (авидья), осознание своей противоположности с Практики и единства с Пурушей индивид на основе йогических методов медитации и концентрации добивается их максимального разведения. Мокша как результат разъединения Пуруши (познающего) и Пракрити (познаваемого).
4) Йога (связь, соединение, связывание); Патанджали (1 в. до н.э.) “Йога-сутра”   Выступает как практическое применение санкхьи для достижения психического и физического самоконтроля на основе её онтологии, учения о реальности. Освобождение духа из потока миропроявления (сансары) и оков кармы Самадхи как максимальное самопогружение с утратой всех внешних восприятий.
5) Миманса (исследование, рассуждение, дискуссия); мудрец Джаймини, (прибл. 4 в. до н.э. – 2 в. н.э.), автор “Миманса- сутры” Тесно связана с Ведантой. Обе представляют реставрацию идей ведизма, прежде всего – упанишад. Правила ведийского ритуала абсолютизируются Джайними гораздо сильнее, чем это делали когда-то ведийские жрецы. Спасение и освобождение через тщательное выполнение всех ритуальных действий.    
6) Веданта (конец, завершение вед); мудрец Бадараяна; автор “Брахма - сутры” (2 в. до н.э.). В период средневековья, на волне возрождения традиционного индуистского мировоззрения заняла и продолжает сохранять доминирующие позиции в культуре Индии. Самый выдающийся и знаменитый представитель не только Веданты, но и в целом индийской философии – Шанкара (788 – 820 г. н.э.) Единственной подлинной реальностью является Брахман – вечный, неизменный, бесконечный, единый, объективный духовный абсолют, тождественный Атману как неизменной и вечной сущности индивидуальной души. Окружающий же человека изменчивый, бесконечно разнообразный чувственно-воспринимаемый мир – всего лишь Майя, неподлинное, иллюзорное бытие, источник незнания, заблуждения (авидья), пёстрое привлекательное покрывало, скрывающее истинную реальность, полностью поглощающее сознание не познавшего Истину индивида и поэтому обрекающее его на страдание в круговерти Сансары. Осознание иллюзорности, неподлинности чувственно данного мира, и на этой основе проникновение, слияние с подлинной реальностью – Брахманом – Атманом. Мокша как результат подлинного знания, слияния с духовным абсолютом, когда всякая индивидуалистическая самость, эгоизм, противоположности субъективного и объективного, своего и чужого, внешнего и внутреннего, “я” и ”не-я” снимаются в акте йогической медитации и самоуглубления.

 







Дата добавления: 2015-09-15; просмотров: 441. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Йодометрия. Характеристика метода Метод йодометрии основан на ОВ-реакциях, связанных с превращением I2 в ионы I- и обратно...

Броматометрия и бромометрия Броматометрический метод основан на окислении вос­становителей броматом калия в кислой среде...

Метод Фольгарда (роданометрия или тиоцианатометрия) Метод Фольгарда основан на применении в качестве осадителя титрованного раствора, содержащего роданид-ионы SCN...

Измерение следующих дефектов: ползун, выщербина, неравномерный прокат, равномерный прокат, кольцевая выработка, откол обода колеса, тонкий гребень, протёртость средней части оси Величину проката определяют с помощью вертикального движка 2 сухаря 3 шаблона 1 по кругу катания...

Неисправности автосцепки, с которыми запрещается постановка вагонов в поезд. Причины саморасцепов ЗАПРЕЩАЕТСЯ: постановка в поезда и следование в них вагонов, у которых автосцепное устройство имеет хотя бы одну из следующих неисправностей: - трещину в корпусе автосцепки, излом деталей механизма...

Понятие метода в психологии. Классификация методов психологии и их характеристика Метод – это путь, способ познания, посредством которого познается предмет науки (С...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия