Студопедия — Участники Мини-модели ЮНЕСКО.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Участники Мини-модели ЮНЕСКО.

АГГА - причинная материя, образуемая из опыта живатм за бесчисленные периоды появления и уничтожения вселенных. Живатмы, попадая во вселенную при очередном ее проявлении, облекаются в оболочку из агги - "яйцехоре", именно эта причинная материя является источником стремления к разрушению. По большому счету - разрушения морока /иллюзии, неведения/.

АРИЕЦ - последователь Ведической культуры. Это понятие было заимствовано немцами у индусов: на санскрите - "арьян". В свою очередь, это слово пришло в санскрит из древнерусского языка: "апрян" - мирный, невоинственный человек /"а" - нет, против; "пря" - спор, противник; отсюда "распря" - война/.

АСИЯ - лагерь сторонников темных сил, вводящих людей в заблуждение /"а" - нет, против; "сия" - сияние, свет, просвещение/.

АСУРЫ - существа с темным сознанием - демоны, т.е. те, чья деятельность направлена на разрушение мира /"а" - нет, против; "суры" - светлые, солнечные/, т.е. противостоящие полубогам, свету.

БАСУРМАНЫ - те, кто имеет темный, невежественный ум, т.е. демоны /"б" - большой; "асур" - темный, демонический; "ман" - ум, человек/.

БРАХМОЖГЕТИ - "брахмо" - высший /например, "брам-парус" - верхний парус/; "рахма" - единый, прекрасный покров ведения /арийский корень "рах" до сих пор живет в славянском языке: на украинском и старорусском "рахувать" - значит объединять разрозненные числа, сводить к единству; "неряха"- человек, противоположный раху, т.е. красоте, опрятности; "рахта"- праздник летнего и зимнего солнцестояния; "рахманы" - брахманы - высшие, знающие, т.е. люди раха/; "жгети" - означает свет, огонь, пламя /от слова "жгет"/. Т.е. Высший, Изначальный Свет, состоящий из живатм.

ВАРНА-АШРАМА-ДХАРМА - Ведическое общественное жизнеустройство /"варна" - вар, краска, цвет; "ашрам" - временный рубеж, ступенька, уровень; "дхарма" - закон, основа, центр/ - система ступеней духовного развития, обеспечивающая благополучие.

ВОЛХВЫ - священнослужители, которые по ведической традиции были пастухами: "волов /коров/ ховающие /оберегающие/".

ГАВВАХ - тонкоматериальное излучение энергии, выделяемое при страдании живых существ: страхе, ненависти, злобе, гневе, обиде и т.п. отрицательных эмоциях. Самое сильное выделение гавваха происходит при кровоизлиянии, в процессе которого страдает не только существо, теряющее кровь, но и тысячи существ, находящихся в самой крови /лейкоциты, эритроциты, тромбоциты и т.п./. Именно поэтому существа Нави, которым гаввах служит пищей, заинтересованы не столько в убийстве других существ, сколько в кровопролитии /поэтому до сих пор существует множество скотобоен - основных и постоянных поставщиков гавваха/.

ГАРБХАДХАНА-САНСКАРА - обряд "вложения семени". Служит для зачатия добродетельного потомства /"гарбха"- внутриутробный эмбрион, зародыш, находящийся в сгорбленном положении; "дхана" - дана, данная; "санскара" - круговорот рождения и смерти: "сан" - сан, положение, "кара" - кара, наказание, обучение, причинно-следственная связь/, т.е. этот обряд способствует перевоплощению предков.

ДВИЖИ - дваждырожденные в плоти и в духе /деваконическом теле/; ибо "дви" - два; "жи" - жизнь. Те, кто способен перенести свое сознание в астральное, ментальное, будхическое и, самое главное, в деваконическое тело.

ДЕМОНЫ - те, чья деятельность направлена на разрушение природы, мира.

ДЕМОНИЧЕСКИЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ - демонический контроль и управление сознанием и мнением людей через магию, психотронное и психотропное оружие, средства массовой информации /периодическую печать, радио, телевидение/, формирующие общественное мнение, моду, идеологию, политику, стиль жизни.

ЖИВАТМА - живая, атомарная частица Творца - человеческое "Я". Является индивидуальной, самосветящейся частицей Творца, равной Ему по качеству, но не по могуществу. Как пишется в Ведах, живатма имеет размеры одной десятитысячной части диаметра волоса, т.е. она меньше любой элементарной частицы. Это говорит о том, что живатма находится за пределами пространства и времени, именно поэтому она является духовной, а не материальной.

ЖИД - иудей; в переводе с древнееврейского - "собачий пенис" - т.е. обрезанный, в отличие от понятия "гой"- мужской член.

НАВИ - демоны, жители преисподней.

ИСТОРИЯ - то, что соответствует, взято из Торы - иудейского писания /"из-торы-я"/ и является предвзятым пересказом действительных событий последователями Ветхозаветной традиции /Ветхий завет является специальным переводом Торы - для навязывания гоям рабской религии/. История предназначена для скрытия, искажения и шельмования Ведического наследия России.

КОЩУН - предание, былина, сказание; "кощунник" - сказитель былой старины; "кощунословие" - повествование о жизнеустройстве славян дохристианской России.

КУЛЬТУРА - культ света /"ур" - свет; отсюда русский клич "Ура!"/. Сторонники культуры следуют путем изменения /самосовершенствования/ себя в Природе. В отличие от них, сторонники цивилизации пытаются подчинить Природу своим корыстным целям.

КУНДАЛИНИ - "змеиная сила". Сосредоточена в дремлющем состоянии в энергетическом "яйце", находящемся на конце копчика человека. Пробуждается при помощи концентрации и поднимается по сушумне /энергетическому каналу, проходящему внутри позвоночного столба/ при условии открытых чакрамов /психическо-энергетических центров, открывающихся при достижении качеств знания/. При этом у человека проявляются сиддхи /мистические способности/, сознание переносится в тонкие тела и происходит преобразование, дающее возможность индивидуальному "я" обрести качества личности.

МАГИ - колдуны, чародеи, являются последователями цивилизации.

МРИТЬЮ-ЛОКА - корень этого слова "мр" пришел в санскрит из русского языка и означает "смерть" /отсюда - "мрак", "мразь" и т.д./; с огласовкой этот корень образует слова на "мор", "мар" и "мер" /например: мор, мороз, морг, морока, морилка, морочить, морфий, мортира, морщина, марена, марать, маразм, марихуана, марксизм, мародер, мертвец/; "лока" - означает мир, пространство /отсюда -локальный, локатор/.

НИРВАНА - т.е. "не рваное" мировосприятие, осознание нераздельности, единства своей сущности и Творца.

РОССИЯ - "рос" - рост, увеличение; "сия" - сияние, свет, святость; т.е. Россия есть сила, увеличивающая просвещение. Именно поэтому Россия является единственной страной носящей эпитет "светая", - Светая Русь.

САНАТАНА ДХАРМА - "санатана" - светая, вечная; "дхарма" - центр, основа, закон; т.е. Вечный Долг, Светая Обязанность каждого существа на земле. Закон Творца, следуя которому человек имеет возможность сохранить свой мир и счастье от воздействия зла, умиротвориться, взрастить в себе любовь к Всевышнему Господу и достигнуть таким образом совершенства.

СИДДХИ - мистические способности, проявляющиеся у человека в процессе духовного развития. Увлечение сиддхами приводит к остановке развития. Поэтому дословный перевод с санскрита слова "сиддхи" - конопляные листочки, т.е. анаша, наркотик, и именно поэтому в русском народе сидхи называют "прелестью".

ТРОЕЛИСТНЫЙ ПАДМА /лотос/ - лингам - стилизованное изображение мужского полового члена, олицетворяет животворную потенцию Всевышнего Бога.

УПАНИШАДЫ - раздел Ведических писаний.

ХАРАКИРИ - обряд самураев /тех, кто, совершая харакири, САМ направляет свой свет жизни - Ур в РАЙ/; дозволяющий в безвыходной ситуации направить свою жизненную силу, выходящую из центра ХАРА - анатомического и энергетического центра - К ИРИю, т.е. к славянскому раю.

ШАСТРЫ - Раздел Ведических писаний.

ЭГРЕГОР - информационное поле Земли /ноосфера/, создающаяся чаяниями, желаниями, устремлениями, представлениями и другой умозрительной жизнедеятельностью человечества. Существуют эгрегоры духовные, религиозные, национальные, политические, групповые, семейные.

ЯЗЫЧНИКИ - отступники от веры предков, т.е. Ведического мировоззрения.

ИМЕННОЙ УКАЗАТЕЛЬ

АГАФИОС СХОЛАСТИК /Агафий Миринейский, 536-582/ - византийский историк, адвокат, поэт. Описал походы против готов, вандалов, франков и персов. Его труд - единственный источник сведений о событиях тех времен /552-558/.

С. 74.

АДАМ БРЕМЕНСКИЙ /после 1081/ - северогерманский хронист. Сочинение "Деяния епископов Гамбурской церкви" - ценный источник по славяногерманским отношениям. Описал храм Радегаста в древнеславянском городе Ретра.

С. 106, 110, 120.

АНЖУ Петр Федорович /1796 - 1869/ - исследователь Арктики, адмирал Русского флота. Описал северное побережье Сибири, сев.-вост. берег Каспийского и берега Аральского морей. Составил карту Новосибирских островов.

С. 13

АНКЕТИЛЬ ДЮ ПЕРРОН /1731-1805/ - французский ориенталист. Изучал в Индии Зенд-Авесту и учение Зороастра. Привез 180 восточных рукописей. Осн. работы и переводы: "Зенд-Авеста", "Упанишады" и др.

С. 140.

АРИСТИЙ /Аристей, VII в. до н.э./ - древнегреческий писатель, поэт из Проконнеса. Написал эпическую поэму об одноглазых скифах-аримаспах. Сохранились фрагменты, которые содержат ценные сведения о жизни северопричерноморских народов.

С. 11.

АРИСТОТЕЛЬ СТАГИРИТ /384-322 до н.э./ - древнегреческий философ и ученый - энциклопедист. Ученик Платона, воспитатель Александра Македонского. Его трактаты и сочинения охватывают почти все доступные для своего времени науки.

С. 219.

АРРИАН ФЛАВИЙ /между 95-175/ - древнегреческий писатель, офицер. Автор дошедших до нас трактатов "Анабасис Александра" /походы Александра Македонского, в 7-ми кн./ и "Индия" /философское сочинение/. Оба произведения - важный документальный источник времен Александра Македонского.

С. 79.

АРЦИХОВСКИЙ Артемий Владимирович /1902-1978/ - советский археолог. Член-коррепондент АН СССР, профессор и зав. кафедрой Московского университета. Крупный специалист по древнерусской археологии. Более 30 лет руководил раскопками в Новгороде, где были открыты берестяные грамоты. Осн. труды посвящены новгородским и московским древностям: "Курганы вятичей" /1930/, "Основы археологии" /1955/, "Новгородские грамоты на бересте" /1953-63/ и др. Впервые в СССР ввел университетское преподавание общего курса археологии.

С. 61.

АСОВ /Барашков/ Александр Игоревич - закончил отделение геофизики и аспирантуру Московского университета. Член редколлегии журнала "Наука и религия". Осн. работы: "Русские веды" /1992/, "Велесова книга" /1994/, "Мифы и легенды древних славян" /1998/, "Звездная книга Коляды".

С. 62.

АТТАР ФАРИД-АД-ДИН /ок. 1119/ - персидский и таджикский поэт-суфий. Поэмы "Беседа птиц" /ок. 1175/, "Мухтар-наме", "Книга назидания", "Книга восхождения"; лирические стихи; антология "Жизнеописание шейхов".

С. 396.

АФАНАСЬЕВ Александр Николаевич /1826-1871/ - знаменитый издатель русских народных сказок, этнограф, систематизатор и исследователь русского фольклора. Осн. труды: "Народные русские сказки" /1865/, "Поэтические воззрения славян на природу", в 3-х тт. /1868/.

 

БОДЯНСКИЙ Осип Максимович /1808-1877/ - русский филолог. Один из основателей славяноведения в России. Профессор Московского университета. Осн. работы: "О мнениях касательно происхождения Руси" /1835/, "О народной поэзии славянских племен" /один из первых трудов, посвященных изучению славянской народной поэзии /1837/, "О времени происхождения славянских племен" /1855/. Перевел работу Шафарика "Славянские древности" и работы польских славистов. Издал ряд письменных памятников славянского наследия.

С. 95.

БОРИЧЕВСКИЙ Иван Петрович /1810-1870/ - русский этнограф. Ныне незаслуженно забыт. Издал сборник "Повести и предания народов славянского племени" /1840/.

С. 95.

БРАФМАН Яков Александрович /1825-1879/ - еврейский писатель. В 1858 г. передал записку по еврейскому вопросу Александру II. В 1869г. напечатал статью "Взгляд еврея, принявшего православие, на реформу быта еврейского народа в России", где доказывал вред еврейского самоуправления. В 1869 г. издал книгу "Еврейское братство" и затем "Книгу Кагала".

С. 5.

БРЮСОВ Александр Яковлевич /1885-1966/ - русский археолог, доктор исторических наук. Занимался археологией эпохи неолита и бронзы. Осн. труд: "История древней Карелии".

С. 40.

ВАВИЛОВ Николай Иванович /1887-1943/ - биолог, генетик. Академик АН СССР. Основоположник учений о биологических основах селекции и о центрах происхождения культурных растений. В годы Великой Отечественной войны сохранил семенной фонд элитных сортов злаков. Репрессирован, реабилитирован посмертно.

С. 230.

ВЕЛЬТМАН Александр Фомич /1800-1870/ - русский писатель. Член-корреспондент Петербургской АН. Занимался вопросами археологии и древнерусского наследия. Был директором Оружейной палаты. Осн. работы: "Индо-Германе, или Сайване" /1856/, "Атилла и Русь IV-V в." /1858/, "Первобытное верование и буддизм" /1864/, роман-путешествие "Странник" /1831-32/, романы "Кощей Бессмертный" /1833/ и "Былина старого времени" /1833/.

С. 95, 130, 133, 134, 137.

ВЕНЕЛИН /наст. фамилия - Хуца/ Юрий Ивановича /1802-1839/ - русский филолог и исследователь-славист. Осн. работы: "Древние и нынешние бомаре в политическом, народописном, историческом и религиозном их отношении к россиянам", в 2-х тт. /1829-41/, "Влахо-болгарские или дако-славянские исследования об истории болгар" /1849/.

С. 95.

ВИВЕКАНАНДА СВАМИ /Нарендранатх Датта, 1863-1902/ - индийский мыслитель-гуманист, религиозный реформатор и общественный деятель. Последователь Рамакришны. В 1893 г. выступал на Всемирном конгрессе религий, затем совершил поездки с лекциями по Америке /1894/. Позднее эти лекции были изданы: "Карма-йога", "Бхакти-йога", "Раджа-йога", "Джняна-йога". В 1897г., после возвращения в Индию, создал Миссию Рамакришны. Осн. работы: "Разум и религия", "Дух и влияние Веданты", "Мой учитель".

С. 192, 198.

ГАНДИ МАХАТМА /Мохандас Карамчанд, 1869-1948/ - политический и государственный деятель, президент Индии. Его принципы справедливого общества - необходимость сохранения и воссоздания ведического народоустройства.

С. 273.

ГАККЕЛЬ Яков Яковлевич /1901 - 1965/ - советский океанограф, полярник, доктор географич. наук. Профессор, руководитель Отдела географии Арктич. и Антарктич. НИИ. Принимал участие в различных географич. экспедициях. Один из крупнейших знатоков Арктики и рельефа дна Ледовит. океана. Открыл хребет Ломоносова, составил первую батиметрич. карту Арктического бассейна.

С. 14, 15.

ГЕЛЛАНИК /V в. до н.э./ - греческий писатель из Митилены. Пытался упорядочить собрание и описание греческих мифов и сказаний по генеалогическому, хронологическому и этнографическому принципу.

С. 46.

ГЕЛЬМОЛЬД /ок. 1125 - после 1177/ - немецкий миссионер. Описал захват германскими феодалами земель славян и их христианизацию в "Славянской хронике". Это один из важнейших источников по наследию полабских славян. Описал древне-славянский город Винету.

С. 93, 106, 115, 120, 293.

ГЕОРГИЙ АРМАТОЛ - Грешник /сер. IX в./ - византийский монах. Автор хроники в 4-х кн., в которой изложил события от "сотворения мира" до 842 г. Она была переведена в X - XI вв. на славянский язык и использована в качестве материала по всемирной истории русскими летописцами.

С. 76.

ГЕРОДОТ /ок. 484 - 425 до н.э./ - древнегреческий исследователь, прозванный иудохристианами "отцом истории". Стремился к достоверному изложению событий, много путешествовал. Автор "Истории" в 9-ти кн., посвященной описанию греко-персидской войны /500-449 до н.э./. В 4-й книге - первое в античной литературе систематическое описание жизни и быта скифов.

С. 11, 75, 77, 97, 106, 129, 131.

ГЕСИОД /VIII-VII вв. до н.э./ - древнегреческий поэт. Его сочинения: "Теогония" /"Происхождение богов" - попытка привести в систему мифологические представления греков/, "Труды и дни" /земледельческая поэма - источник сведений о календаре и технике сельского хозяйства в Древней Греции/, "Щит Геракла", "Эойя" /сведения о женщинах - прародительницах знатных родов/.

С. 11.

ГИЛЬФЕРДИНГ Александр Федорович /1831-1872/ - русский славяновед, фольклорист. Председатель Отделения этнографии императорского географического общества, член-корреспондент Петербургской АН. Крупнейший собиратель былин в Онежской губернии /записал 318 текстов с большой точностью/. Осн. работы: "О сродстве языков славянского с санскритским" /1853/, "Об отношениях языков славянских к языкам родственным" /магистерская диссертация, 1853/, "История прибалтийских славян" /1855/.

С. 366, 367, 368, 371, 374.

ГИППОКРАТ /ок. 460 - 377 до н.э./ - выдающийся врач Древней Греции, основоположник античной медицины; его труды объединены в "Гиппократов сборник".

С. 219.

ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ, Назианзин /ок. 329-390/ - арианин, деятель восточно-римской церкви, патриарх Константинополя. Один из "отцов церкви".

 

ГРИГОРИЙ ТУРСКИЙ /538-594/ - франкский писатель из среды галло-римской аристократии. С 573 года епископ г.Тура. Автор "Истории франков" /до 591/ - важнейшего источника сведений о политической жизни Франкского государства V-VI вв.

С. 315.

ГРИГОРЬЕВ Александр Дмитриевич /1874-1940/ - русский фольклорист, собиратель древнерусской литературы. Записал более 400 былин, народных песен, духовных стихов на побережье Белого моря - "Архангельские былины и исторические песни, собранные в 1899 - 1901 г." /1904/. Исследование "Повесть об Акире Премудром" /1913/ охватывает период в две тысячи лет. С 1922 г. жил в Польше и Чехословакии.

С. 364, 365, 368, 372, 374.

ГРИНЕВИЧ Геннадий Станиславович - русский языковед-исследователь. Старший научный сотрудник Отдела всемирной истории Русского Физического Общества. Занимался систематизацией и дешифровкой рунических знаков и надписей западных славян, о. Крита, этрусков, Древней Индии. Составил сводную таблицу знаков праславянской письменности. Осн. работы: "Праславянская письменность. Результаты дешифровки" /1993/, "В начале было слово" /1997/.

С. 35, 36, 43, 44, 45, 62.

ГУМИЛЕВ Лев Николаевич /1912-1989/ - русский историк, географ, этнолог. Главная тема его исследований - история этногенеза. Осн. работы: "Древняя Русь и великая степь" /1992/, "Древние тюрки" /1993/, "Этногенез и биосфера Земли" /1993/, "Этносфера. История людей и история природы" /1993/.

С. 336, 355.

ГУСЕВА Наталья Романовна - крупнейший специалист по культуре Индии. Доктор исторических наук, лауреат международной премии имени Дж.Неру, член СП СССР. Автор более 150 работ, среди которых: "Индуизм" /1977/, "Художественные ремесла Индии" /1987/, "Раджастханцы" /1988/, "Русские сквозь тысячелетия" /1998/.

С. 69.

ДАЛЬ Владимир Иванович /1801-1872/ - русский писатель, лексикограф, этнограф. Член-корреспондент Петербургской АН. За труд "Толковый словарь живого великорусского языка", в 4-х тт. /1863-66/ удостоен звания почетного академика. Другие работы: "Пословицы русского народа" /1861-62/, "Повести. Рассказы. Очерки. Сказки" /1861/.

С. 153, 389.

ДИОДОР СИЦИЛИЙСКИЙ /ок. 90 - 21 до н.э./ - древнегреческий ученый эпохи эллинизма. Сочинение "Историческая библиотека", в 40 тт. включает наследие Египта, Ассирии, Индии, Мидии, островов Зап. и Вост. Средиземноморья. До наших дней сохранилось 15 томов /события с древнейших времен до сер. I в. до н.э./, остальные - во фрагментах.

С. 11, 46, 129, 130, 132, 135, 140.

ДИОНИСИЙ АРЕОПАГИТ /V или нач. VI в./ - христианский мыслитель, первый епископ Афин, член Ареопага. Ему приписывают появившиеся в V в. в Сирии трактаты и послания с проповедью мистицизма, в которых была попытка соединить христианство с неоплатонизмом Плотина, Прокла, Ямвлиха. Впервые в подлинности авторства усомнился итальянский гуманист сер. XV в. Лоренцо Валла. По мнению Ш.Нуцубидзе /"Тайна Дионисия Ареопагита", 1942/ и Э.Хонигмана /"Петр Ивер и сочинения псевдо-Дионисия Ареопагита, 1952"/, автором книг, предписываемых Д.А., является Петре Ивер /412-488/ - грузинский мыслитель, деятельность которого проходила главным образом в г. Газа в Палестине.

С. 392, 395.

ДИОНИСИЙ ГАЛИКАРНАССКИЙ /2-я пол. I века до н.э./ - древнегреческий ритор. Автор "Римских древностей" /наследие Рима с мифических времен до 264 до н.э./ в 20 кн., где сохранил варианты ранних римских сказаний. Автор сочинений по риторике.

С. 46

ЕВСЕВИЙ КЕСАРИЙСКИЙ, Памфил /ок. 260 - 339/ - римский церковный историк и писатель, приверженец Оригена. Епископ Кесарии /Палестина/. Работы: "Церковная история" /краткий обзор всемирной жизни, Римской империи и христианства до 324 г./, "Житие императора Константина".

С. 131.

ЗУБОВ Николай Николаевич /1885 - 1960/ - советский океанолог, исследователь Арктики, доктор географич. наук. Окончил морской корпус и Морскую академию /1910/, участник Цусимского сражения. Инженер - контрадмирал. Создатель и руководитель кафедры океанологии в Моск. гидрометеорологическом институте, руководитель нескольких научных экспедиций. Выдвинул и разработал проблему ледовых прогнозов в арктических морях. Осн. труды: "Льды Арктики" /1945/, "Избранные труды по океанологии" /1955/.

С. 13

ИБН АЛЬ-ФАРИД Абу Хафс Омар ибн Али ас-Сади /1182-1235/ - египтянин. Крупнейший арабский поэт-мистик. Наиболее известны произведения: "Винная песня" и "Большая таийя".

С. 183, 391, 393, 394, 395.

ИВАНОВ Вячеслав Всеволодович /р. 1929/ - российский лингвист, филолог, переводчик. Доктор филологических наук. Работы по индоевропейскому, славянскому, общему языкознанию, по фольклору и мифологии славян. Фундаментальное исследование /совместно с Т.В. Гамкрелидзе/ - "Индоевропейский язык и индоевропейцы. Реконструкция и историко-типологический анализ праязыка и протокультуры", в 2-х тт. /1984/. Осн. работы: Иванов В.В., Топоров В.Н. "Славянские языковые моделирующие семиотические системы /древний период/" /1965/, "Мифологические географические названия как источник для реконструкции этногенеза и этнической истории славян и восточных романцев" /1976/, ст. "Славянская мифология" в энциклопедии "Мифы народов мира" /1988/.

С. 48.

ИЕРОНИМ Блаженный /340-420/ - богослов. Перевел Библию с греческого на латинский язык, за это был причислен к лику святых.

С. 80.

ИННОКЕНТИЙ IV /1195-1254/ - римский папа. Боролся за верховенство над светской властью. Идейно возглавил наступление католицизма и немецких феодалов на Прибалтику /"Дранг нах Остен"/. Поддерживал Тевтонский орден в походах в Вост. Европу. Пытался толкнуть Александра Невского на поход против татар в 1252 г., когда Русь была ослаблена. Одновременно посылал миссию к татарам для сотрудничества против Руси.

С. 85.

ИОАНН БОГОСЛОВ /I в./ - один из 12 апостолов, любимый ученик Иисуса Христа. Ему приписывается составление Евангелия от Иоанна, Апокалипсиса и трех посланий /в дей-ствительности являющихся сочинениями различных авторов/.

С. 173, 174, 390, 397, 410, 425.

ИОАНН ЗЛАТОУСТ, Хризостом /ок. 350-407/ - византийский церковный деятель, константинопольский патриарх. Видный идеолог вост.-христ. церкви. Прозвище Златоуст получил за свое красноречие. Автор многих проповедей, псалмов, комментариев к Библии. Ошибочно считают его автором литургий. Его работы интересны в культурно-историческом смысле. Причислен к лику святых.

С. 299, 309, 327, 351, 410.

ИОАНН КРОНШТАДТСКИЙ /Сергеев Иван Ильич, 1829-1908/ - протоирей, настоятель Андреевского собора в Кронштадте. Имел при жизни славу "народного святого". Канонизирован Русской православной церковью.

С. 5.

ИОАНН МАЛАЛА - Ритор /491-578/ - сириец, византийский хронист. Автор Хроники в 18-ти тт. /всемирная летопись от египтян до 563/, которая была известна русским летописцам и входила в Ипатьевскую летопись 1114 г. Содержит интересный материал о жизни Византии VI в.

С. 120.

ИОРДАН /VI в./ - алан или гот из знатного рода в Мезии. Имел духовный сан и выступал посредником между готами и Византией. Главное сочинение - "О происхождении и деяниях готов" /"Гетика"/ доведено до 551 г. Дополнил преданиями германских племен. Источник о жизни готов периода их переселения и основания государств вестготов и остготов, содержащий важные сведения по наследию древних славян, доказывающие их этногенетическую связь с венедами. Отмечает важную роль славян в жизни Византии.

С. 95, 98.

КАРАМЗИН Николай Михайлович /1766-1826/ - русский писатель. Почетный член Петербургской АН. Много сделал для становления национального литературного языка. С 1803 г. занимался русским наследием, получил звание официального историографа и пенсию от царя. В 1811 году подал Александру I "Записки о древней и новой России". С 1816 г. начали выходить первые тома "Истории государства российского", 12-й том вышел в 1821 г.

С. 102, 355.

КИННАМ /ок. 1143 - неизв./ - византийский секретарь императора Мануила I Комнина. Сохранился в отрывках труд о Византии /1118-1176/.

С. 75, 80.

КИРЕЕВСКИЙ Петр Васильевич /1808-1856/ - русский собиратель фольклора, археограф, публицист. Привлек к этому многих видных деятелей /А.С. Пушкина, В.И. Даля, Н.М. Языкова и др./. В 1838 г. были подготовлены к изданию 800 свадебных песен, но не изданы. В 1848 г. изданы 55 духовных стихов под названием "Русские народные лирические и духовные песни". Народные песни и былины из архива изданы только после его смерти и включают несколько тысяч текстов /"Песни, собранные Киреевским", 1860/.

С. 366, 371, 372, 373.

КИРША ДАНИЛОВ /Кирилл Данилович, XVIII в./ - составитель и исполнитель первого сборника русских былин, духовных и лирических песен, стихов, записанных после 1742 г. Сборник представляет большую научную ценность. Его составитель, по-видимому, уральский казак, выполнил эту работу для заводчика П.А. Демидова. Письмо Демидова к Г.Ф. Миллеру свидетельствует, что былины записаны в приуральских западно-сибирских районах. 26 текстов сборника впервые опубликовал А.Ф. Якубович в книге "Древние русские стихотворения" /1804/. Наиболее полное и научное издание /71 текст с нотами/ - "Сборник Кирши Данилова" /1901/.

С. 369, 370, 372, 373.

КЛАССЕН Егор Иванович /1795-1862/ - русский ученый-энциклопедист, доктор философии. Статский советник, секретарь Московской Коммерческой Академии, где преподавал с 1825 по 1847 гг. математику, механику, технологию и каллиграфию. Автор книг, учебных пособий. Написал ряд трудов по естественным и гуманитарным наукам: "Физика в приложении к зодчеству" /1835/, "Руководство к устройству артезианских или водометных колодцев", "Речь об основании истинного просвещения и о ходе оного в России". Наиболее известный труд - "Новые материалы для древнейшей истории славян вообще и славяно-русов до рюриковского времени в особенности" /1854/.

С. 3, 35, 49, 74, 79, 95, 96, 98, 100, 101, 102, 105, 106, 108, 147.

КЛИМЕНТ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ /Тит Флавий, ок. 150 - ок. 215/ - христианский теолог и писатель. Большой знаток греческой философии, в своих трактатах цитирует более 360 древних авторов. Осн. труды: "Увещевание к эллинам", "Педагог", "Строматы".

С. 105.

КЛЮЧЕВСКИЙ Василий Осипович /1841 - 1911/ - крупнейший представитель русской историографии, профессор Московского университета. Занимался вопросами хозяйственного и общественного развития Древней Руси. Издал: "Курс русской истории", в 5 тт. /1908/, "Сказания иностранцев о Московском государстве" /1866-67/, "Древнерусские жития святых как исторический источник" /1871/, труды по историографии с привлечением большого архивного материала.

С. 355.

КОМНИН АННА /1083 - ок. 1148/ - дочь императора Алексея I Комнина. Автор трактата "Алексиада" /события царствования Алексея I/ - ценный источник к. XI - н. XII вв. по наследию Византии и первого крестового похода.

С. 75, 80.

КОНСТАНТИН VII, Багрянородный /905-959/ - византийский император с 913 г. /фактически с 945 г./. Долгие года вынужденного бездействия провел в занятиях наукой и литературой, собрал вокруг себя ученых. Был инициатором и организатором изданий компилятивных сборников типа энциклопедий. Автор работ: "О фемах", "Об управлении империей" и др. - ставших ценными источниками по русско-византийским отношениям X в. В них есть сведения о "варварских" народах, обитавших на окраинах империи и рекомендации дипломатического характера.

С. 75, 80, 85, 98.

КОНФУЦИЙ /Кун-цзы, ок. 551-479 до н.э./ - древнекитайский мыслитель. Основные взгляды изложены в книге "Лунь юй" /"Беседы и суждения"/, составленной его учениками в VI в. до н.э.

С. 138.

КОССОВИЧ Каетан /Гаэтан/ Андреевич /1815-1883/ - русский востоковед, санскритолог. Впервые перевел на русский язык и издал "Махабхарату". В 1854 г. начал издавать оставшийся незавершенным "Санскритско-русский словарь". С 1858 г. читал лекции по санскритскому языку и литературе, преподавал древнеперсидский и авестийский языки в Петербургском университете. Осуществил издание свода древнеперсидских клинообразных надписей и перевод "Еврейской грамматики" В. Генезиуса.

С. 140.

ЛЕВ ДИАКОН, Колайский /X в./ - византийский хронист из придворных кругов. Сочинение "История", в 10-ти кн. посвящено событиям 959-976 гг. - важный источник по наследию Древней Руси /описание походов князя Светослава на Балканы/.

С. 75.

ЛЕВОЧКИН И.В. - доктор исторических наук, палеограф. Зав. сектором славяно-русских рукописных книг Отдела Рукописей РГБ, председатель Московского отделения Русского исторического общества. Рецензировал издание "Велесовой книги" в 1994 г.

С. 61.

ЛИВИЙ ТИТ /59 до н.э. - 17 н.э./ - римский ученый. Автор компилятивной работы "Римская история от основания города" в 142-х кн. /с прибытия Энея в IX в. до н.э./. Важный документ по изучению ранних периодов жизни Рима. Превозносил культ предков.

С. 46, 83.

ЛИКУРГ /IX-VIII в. до н.э./ - спартанский правитель и законодатель. Ему приписывают заимствование законов с о. Крит по велению Дельфийского Оракула и нахождение текстов Гомера в Кеми.

С. 102.

ЛОМБРОЗО Чезаре /1835-1909/ - итальянский психиатр, криминалист. Родоначальник антропологического направления в криминологии и праве. Выдвинул идею о существовании особого типа человека, предрасположенного к совершению преступлений в силу определенных биологических признаков. Работа: "Гениальность и помешательство".

С. 238.

ЛОМОНОСОВ Михаил Васильевич /1711-1765/ - выдающийся русский ученый-энциклопедист, поборник отечественного просвещения. Академик Петербургской АН, инициатор создания Московского университета. Работы в области физики, химии, астрономии, геологии, географии, литературы. В 1749 г., когда на публичном собрании Академии обсуждался доклад Миллера Г.Ф. "Происхождение народа и имени российского", резко выступил против норманской теории. В 1751 г. начал работу над созданием труда по наследию России, но закончил только 1-ю часть /"Древняя российская история от начала российского народа до кончины великого князя Ярослава Первого или до 1054 года", 1766/. Осн. труды: "Российская грамматика" /1757/, "Краткой Российской летописец с родословием" /1759/.

С. 95, 96, 348.

ЛУКАШЕВИЧ Платон Акимович /1809-1887/ - русский филолог, лингвист. Автор исследований: "Чаромятие, или священный язык магов, волхвов и жрецов" /1854/, "Примеры всесвятского славянского чаромятия астрономических выкладок" /1854/, "Объяснение ассирийских имен" /1868/, "Мнимый индо-германский мир или истинное начало образования языков" /1873/.

С. 95, 104.

ЛУРЬЕ Соломон Яковлевич /1891-1964/ - еврейский историк, автор работ по древнегреческой литературе, языкознанию, фольклору, истории, философии. Основные труды: "Антисемитизм в древнем мире" /1922/, "История античной общественной мысли" /1929/, "История Греции" /1940/, "Очерк по истории античной науки" /1947/.

С. 314, 318.

МАВРИКИЙ, Стратиг /к. VI - нач. VII вв./ - византийский писатель, живший во времена императора Маврикия. Автор трактата "Стратегикон" о военном искусстве. Особое внимание в трактате обращается на описание способов ведения войны со славянами - наиболее сильными и опасными противниками Византийской империи в VI-VII вв. Значительный интерес представляют сведения о военной организации, тактике, быте, нравах и обычаях славян. Рекомендуя разорять славянские поселения и истреблять жителей, автор предостерегает императора от возможных военных хитростей и ловушек противника.

С. 74, 93.

МАКАРИЙ /1482-1563/ - московский митрополит и всея Руси, церковный и политический деятель, писатель. Составил Минеи-четьи, Никоновскую летопись, "Степенную книгу". Под его влиянием Иван IV в 1547 г. принял царский титул. Предпринял канонизацию пантеона русских святых с целью унификации местных культов.

С. 135.

МАКСИМОВИЧ Михаил Александрович /1804-1873/ - украинский и русский ученый, философ, фольклорист, ботаник, зоолог. Профессор Московского и Киевского университетов. Изучал русское наследие и языкознание. Работы: "Откуда идет русская земля по сказанию Несторовой повести" /1837/, "О происхождении вармо-руссов" /1841/, "История древней русской словесности", "В каком веке жил Илья Муромец", в 3-х тт.; издал "Малоросские песни" /1827/ и сборник украинских песен /1849/. Перевел "Слово о полку Игореве" на украинский язык и посвятил ему ряд статей.

С. 95.

МАНЕФОН /Манетон/ /к. IV - нач. III вв. до н.э./ - древнеегипетский верховный жрец в г. Гелиополе. Написал на греческом языке "Историю Египта" /от мифических времен по 343 г. до н.э./ в 3-х тт., используя документы египетских архивов. Впервые разделил наследие Др. Египта на периоды /Древний, Средний, Новый/. Это произведение, содержащее ценные хронологические данные, нам известно через иудейского историка Иосифа Флавия, римского исследователя Евсевия и др.

С. 131, 132.

МАРКОВ Алексей Владимирович /1877-1917/ - русский фольклорист. Окончил историко-филологический факультет Московского университета. Приобрели известность собранные им "Беломорские былины" /1901/. Исследования: "К вопросу о методе исследования былин" /1907/, "Поэзия Великого Новгорода и ее остатки в Северной России" /1909/, "Обзор трудов В.Ф. Миллера по народной словесности" /1916/.

С. 364, 372.

МЕРКАТОР /латинизированная фамилия Кремера/ Герхард /1512-1594/ - выдающийся фламандский картограф. Опираясь на древние знания, предложил новый способ составления карт. Вычислил координаты магнитного полюса Земли. С нач. XVII в. по настоящее время почти все навигационные морские карты составляются в проекции Меркатора. Итог деятельности - сборник карт европейских стран, изданный после его смерти /"Атлас", 1595/.

С. 12.

МИЛЛЕР Всеволод Федорович /1848-1913/ - русский фольклорист, языковед, этнограф, археолог. Академик Петербургской АН. Изучая былины, разработал основы методологии в фольклористике. Работы: "Очерки арийской мифологии в связи с древнейшей культурой" /1867/, "Осетинские этюды" /1881-1887/, "Экскурсы в область русского народного эпоса" /1892/, "Былины новой и недавней записи" /1908/.

С. 363, 365, 372, 373.

МИЛЛЕР Герард Фридрих /1705-1783/ - немец, русский историк и археограф. В России с 1725 г. Член Петербургской АН. Сторонник "норманской теории". Проводник фальсификации наследия России. В течение 10 лет /1733-43/ обследовал архивы административных центров Зап. и Вост. Сибири и Приуралья, где собрал коллекцию документов /т.н. "портфели Миллера"/. Осн. труд: "И




<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | МАРГАРИТА 200 руб.

Дата добавления: 2015-09-15; просмотров: 298. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

Схема рефлекторной дуги условного слюноотделительного рефлекса При неоднократном сочетании действия предупреждающего сигнала и безусловного пищевого раздражителя формируются...

Уравнение волны. Уравнение плоской гармонической волны. Волновое уравнение. Уравнение сферической волны Уравнением упругой волны называют функцию , которая определяет смещение любой частицы среды с координатами относительно своего положения равновесия в произвольный момент времени t...

Медицинская документация родильного дома Учетные формы родильного дома № 111/у Индивидуальная карта беременной и родильницы № 113/у Обменная карта родильного дома...

Определение трудоемкости работ и затрат машинного времени На основании ведомости объемов работ по объекту и норм времени ГЭСН составляется ведомость подсчёта трудоёмкости, затрат машинного времени, потребности в конструкциях, изделиях и материалах (табл...

Гидравлический расчёт трубопроводов Пример 3.4. Вентиляционная труба d=0,1м (100 мм) имеет длину l=100 м. Определить давление, которое должен развивать вентилятор, если расход воздуха, подаваемый по трубе, . Давление на выходе . Местных сопротивлений по пути не имеется. Температура...

Огоньки» в основной период В основной период смены могут проводиться три вида «огоньков»: «огонек-анализ», тематический «огонек» и «конфликтный» огонек...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия