Студопедия — Сущность эклектики и её значение в развитии архитектурных стилей. Эклектизм и стили­заторство.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Сущность эклектики и её значение в развитии архитектурных стилей. Эклектизм и стили­заторство.






Первые признаки эклектики, кроме копирования античности в собственно архитектуре класси­цизма, проявились ещё во второй половине 18 в. в увлечении английской «готикой». Но наследие прошлого было известно ещё очень слабо и его изучение носило поверхностный характер. Поэтому в подражании стилям прошлого архитекторы делали акцент на имитации характерных декоративных орнаментальных деталей, а не на конструкцию и цельный образ, при этом композиция зданий оставалась традиционной - основанной на принципах симметрии архитектуры классицизма.

Постепенно широко распространяется приём максимального использования архитектурных эле­ментов из различных исторических эпох. Красивое теперь отождествляется с богато украшенным, и наоборот («всего должно быть как можно больше, даже много»). Чем дальше к концу столетия, тем очевиднее становится преобладание одного приёма - механического объединения декоративных дета­лей, которые с максимальной плотностью насыщают отведённые им поверхности стен.

«Эклектика» (от греческого эклектикос - выбирающий, синонимы - «историзм», «ретроспек­тивам») - это художественный стиль, основанный на сочетании разнородных стилевых элементов или произвольном выборе стилистического оформления для зданий и изделий, имеющее качественно иные смысл и назначение чем взятые за основу прототипы. Термин введен в искусствоведческий лек­сикон в 1830-гг.

Эклектика (историзм) проявилась в двух ипостасях - эклектизм и стилизаторство. Эклектизм - сочетание в одном здании, изделии различных форм заимствованных из различных стилей. Стилиза­торство,наоборот - предполагает верность формам определённого стиля в пределах одного элемента (фасада, интерьера). Стилизаторство - такое же характерное проявление эклектики, как и эклектизм. Если один фасад дома выдержан в «готическом» стиле, то другой может быть «мавританским», «ки­тайским», «венецианским» - любым. Стилизаторство получило распространение преимущественно в строительстве уникальных зданий - дворцов, музеев, театров, храмов, банков и т.д. Эклектизм господ­ствует в области строительства массового назначения - доходные дома, больницы, школы, магазины, частично - вокзалы. Стилизаторство особенно распространено в 1830-50-е гг., с приближением к концу века укореняется эклектизм.

Эклектика проявилась в заинтересованности историзмом, архитектурной архаикой и экзотикой (турецкой, китайской), классикой, ренессансом, готикой, национальными архитектурными традиция­ми, а также углублением в архитектурную утопию, идеализацию, символизм, аллегоризм. Гибкость, движимость форм и образов нового стиля виделась современникам завоеванием архитектуры, которая противопоставлялась существующим канонам классицистической красоты.

Но нужно отметить, что эклектизм - это не спонтанный коллаж форм, а творческий метод, осно­ванный на сознательном отборе исходных исторических структур, свободной их интерпретации. Именно историзм содействовал освоению всего разнообразного исторического наследия, сконцентри­рованного в старых стилях огромного опыта развития культуры. Архитекторы перенимают из опыта прошлого всё то, что объективно соответствует запросам времени и проходит через «решето» общест­венных требований.

Эклектика становится универсальным стилем буржуазии, средствами которого решалась значи­тельная по масштабам не только строительная, но и художественно-эстетическая программа (цитата: Кулагин, с. 7). Аристократия в эклектике видела средство отхода в другое, для неё более красивое прошлое, а буржуазия, еще не создав своего стиля, пыталась не уступать аристократии в художествен­ных склонностях, а также при помощи «историзма» оправдать свой экономический взлет. Все они стремились найти опору своей жизненной идеологии в области духовной и художественной культуры идеализированного прошлого. В своих творениях архитекторы не только отражали историю, сколько конструировали её в соответствии с существующими общественно-экономическими идеалами. Обра­щение к архитектурным формам минувших эпох было также проявлением возрастающего националь­ного самосознания: новое масштабное историческое мышление заставляло осознавать себя не только в историческом времени, но и в пространстве (через архитектуру).

В это время реформируется и вся система архитектурно-строительного образования. В нём всё больше устанавливалась позиция антиакадемического обучения, отрицания бесспорного классицизма и напротив - правильной считалась заинтересованность всеми различиями художественного наследия. Готовился архитектор широко подготовленный на истории культуры и искусства, тонкий архитектор-художник (

Эклектика оторвала архитекторов середины 19 в. от привычного круга форм и композиционных приемов классицизма, «расшатала» вкусы архитекторов, заказчиков и потребителей; она резко расши­рила географию использовавшихся архитектурных форм (Востока на Западе и наоборот). В этом было одно из самых важных значений эклектики: она помогла преодолеть традиционные каноны и всю систему образного мышления, которые были свойственны классицизму. Это облегчило возникновение в конце 19 в. нового стиля - модерна.

Вместе с тем, характерное для эклектики и возведенное в ранг профессионального мастерства умение приспосабливать композиционные приемы и формы почти любого стиля прошлого к функцио­нально-конструктивной основе современного здания сказалось на самом методе работы архитекторов. Так, например, в рассматриваемый период стиль и национальные особенности часто понимались архи­текторами не как объективные результаты сложных процессов развития архитектуры, а как цель, кото­рую может и должен ставить перед собой архитектор. Подготовленный романтизмом интерес к нацио­нальной истории и самобытности подтолкнул начало поисков «национального стиля» и попытки соз­дания современных «национальных особенностей» в архитектуре. При этом большая часть архитекто­ров видела возможности создания «национального стиля» в замене одних чисто внешних стилистиче­ских атрибутов, другими. Те, кто пытались идти от новой функционально-конструктивной основы зда­ний были в явном меньшинстве.

К середине 19 в. эклектика и стилизаторство господствовали уже во всей Европе. При этом в них проявились 2 основных течения: национальное и интернациональное. Первое было обусловлено про­буждением национальной жизни и национальных движений, борьбой против всякого национального гнёта, созданием национальных государств. Второе - развитием и учащением различных контактов между нациями, ломкой национальных перегородок, созданием интернационального единства капита­ла и экономической жизни вообще, а также политики, науки. Обе тенденции отражают сущность миро­вого закона развития капитализма, при этом первая преобладает на ранних стадиях развития, вторая на более поздних.

 

 







Дата добавления: 2015-09-15; просмотров: 870. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ИЗНОС ДЕТАЛЕЙ, И МЕТОДЫ СНИЖЕНИИ СКОРОСТИ ИЗНАШИВАНИЯ Кроме названных причин разрушений и износов, знание которых можно использовать в системе технического обслуживания и ремонта машин для повышения их долговечности, немаловажное значение имеют знания о причинах разрушения деталей в результате старения...

Различие эмпиризма и рационализма Родоначальником эмпиризма стал английский философ Ф. Бэкон. Основной тезис эмпиризма гласит: в разуме нет ничего такого...

Индекс гингивита (PMA) (Schour, Massler, 1948) Для оценки тяжести гингивита (а в последующем и ре­гистрации динамики процесса) используют папиллярно-маргинально-альвеолярный индекс (РМА)...

Ситуация 26. ПРОВЕРЕНО МИНЗДРАВОМ   Станислав Свердлов закончил российско-американский факультет менеджмента Томского государственного университета...

Различия в философии античности, средневековья и Возрождения ♦Венцом античной философии было: Единое Благо, Мировой Ум, Мировая Душа, Космос...

Характерные черты немецкой классической философии 1. Особое понимание роли философии в истории человечества, в развитии мировой культуры. Классические немецкие философы полагали, что философия призвана быть критической совестью культуры, «душой» культуры. 2. Исследовались не только человеческая...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия