Студопедия — REAL PEOPLE PRESS 12 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

REAL PEOPLE PRESS 12 страница






О, я никогда этого не забуду.

А что если мы углубимся в некоторые из этих тем — что изменилось в ваших отношениях с ма­терью? Что там произошло?

 

 

Ну, думаю, я много размышляла после этой сес­сии, потому что провела целый час или полтора, будучи вынужденной — перед лицом, как мне тогда казалось, всего мира — говорить о моей матери и моих отношениях с ней, и я чувствовала себя действительно расстроенной, даже плакала, и ушла оттуда исполненная гораздо большего со­чувствия к моей матери и к тому, что она вынес­ла в своей жизни, и это изменило мой взгляд на нее и мои чувства по отношению к ней.

Итак, теперь вы ведете себя с ней не так, как де­лали бы это раньше?

 

 

О конечно. Я смотрю на нее по-другому. У меня были случаи — много случаев — когда я сидела за столом, напротив моей мамы, а в доме боль­ше никого не было, и я расспрашивала ее о ее жизни. «Как твои родители обращались с тобой?» И она мне действительно сказала: «Ну, я думаю, что сейчас моего отца могли бы арестовать за жестокое обращение с детьми, если бы он еде-

75:33 Линда:

76:23 Линда:

77:00 Коннира:

77:04 Линда: 77:06 Коннира:

 

 

лал со мной то, что делал 50 [лет назад]». По воз­расту моя мать вполне могла бы быть моей ба­бушкой, так что мы в действительности пропус­тили поколение. Она родила меня, когда ей было 45. Так что у нас большой разрыв в возрасте.

 

 

И я многое поняла о том, в каких условиях она росла, я поняла, что она так сильно меня крити­ковала из-за того, что происходило с ней самой. И она открыла для меня свое сердце. Фактиче­ски, я чувствовала себя, как будто я — ее лучший друг, и я действительно стала для нее чем-то, о чем я никогда раньше даже не думала. Слушая Вирджинию и наблюдая, как она работает с людь­ми, которые там находились, я взяла некоторые из ее техник и просто встроила их в мои отноше­ния с матерью. После того я задавала матери очень много вопросов. Хм, как если бы мы вмес­те путешествовали — и я пыталась приглашать ее в поездки. Если мне по работе надо было ехать в горы, я могла предложить ей, не хочет ли она отправиться со мной, и в этом автобусе я рас­спрашивала ее о ее жизни.

 

 

«Какие отношения были у тебя с отцом? И хотела бы ты... если бы у тебя была возможность снова выбрать, заводить ли детей, ты сделала бы это?» И я старалась вслушиваться в ее ответы и нача­ла понимать... это звучит немного странно, но я сказала себе: «Ох, Линда, если ты думаешь, что тебе не повезло с матерью, представь себе, что значило для нее иметь таких родителей», — по­тому что ее родители были очень жесткими. Они были итальянскими иммигрантами и очень суро­во с ней обращались. Таким образом, я просто начала делать более личными, мне кажется, мои отношения с ней.

Превосходно. Звучит так, будто это оказалось очень полезным для вас.

Да. О конечно. Определенно. Вероятно, для нее тоже.

178 77:08 Линда:

77:37 Коннира: 77:39 Линда: 77:40 Коннира:

77:52 Линда:

 

 

Мне бы хотелось так думать, хотя я не получила от нее соответствующей обратной связи, потому что она не тот человек, который делится подоб­ными вещами. Но я почти уверена, просто пото­му что она раскрылась мне, что она тоже чувствует примерно то же самое. Но, видите ли, это я должна была осуществить изменения. Мне думается, дол­гое время я ожидала, что моя мать изменится. «Почему она делает это и почему она делает то?» А это — как я, среди прочего, поняла после ра­боты с Вирджинией, — это моя задача, и именно мне нужно изменить позицию или попытаться сде­лать что-то еще.

Что же, это существенный сдвиг. Да, это так.

 

 

Ну, хорошо, вы также упомянули, что это повлия­ло и на другие области вашей жизни. Можете ли вы рассказать об этом немного подробнее — из­менились ли ваши взгляды и поступки в каких-то других аспектах вашей жизни?

 

 

Моя преподавательская работа. У меня есть соб­ственное дело — я работаю консультантом и про­вожу обучающие семинары для взрослых и ро­дителей, а также для коллективов, а совсем недавно, за последнюю пару лет, я стала проводить тре-. нинги лидерства для молодежи. На них я рабо­таю с подростками, с учениками средней шко­лы, и они рассказывают мне о своих родителях. И школьники, как правило, жалуются на родите­лей. Они рассказывают, что родители не прислу­шиваются к ним, или не соглашаются с ними, или что родители всегда обращают внимание только на их недостатки и никогда не говорят, как силь­но они заботятся о них и за что их ценят. И я за­метила, что прибегаю к тем же приемам, что и Вирджиния Сатир, когда говорю им: «Ты знаешь, возможно, именно тебе первому следует сказать своей маме, как ты рад, что она у тебя есть. Если ты будешь ждать, что твоя мама это скажет, она, возможно, этого не сделает. Возможно, тебе еле-

78:44 Коннира:

78:57 Линда:

79:51 Линда:

дует сказать: "Знаешь, мама, я знаю, какие жер­твы ты нам приносишь, и я действительно ценю это", — и все такое».

 

 

Итак, вы переносите то, чему научились, на дру­гих. Превосходно. А теперь, задним числом, може­те ли вы сказать что-то еще о том вашем опыте?

 

 

Я не могу представить ничего другого, — это впе­чатление сильнее прочих застряло у меня в го­лове, если не считать воспоминания о присутствии рядом со мной сильной, энергичной женщины в этом ее платье в цветочек, — так вот, кроме впе­чатления, полученного от ее работы с матерью и ее маленьким ребенком [позднее на том же се­минаре]. Она посадила ребенка в кресло, так что они двое смотрели друг другу прямо в глаза. И я не знаю, почему это так сильно на меня повлия­ло, но для меня это стало символом того, как важ­но действительно смотреть друг другу в глаза. Я имею в виду, мне с моей собственной внутрен­ней маленькой девочкой, или — может, об этом говорит старая индейская пословица: «Пройтись в чужих мокасинах» — это впечатлило меня. И все, что я пережила тогда: то, что я была открыта этому и выпустила наружу эту часть меня — все вместе я никогда не забуду.

 

 

И еще, то, как она обращалась с людьми, пред­ставляет собой сообщение, которое я несу, куда бы я ни шла. Эти уважение и достоинство, кото­рые она старается создать в отношениях между людьми. Я работаю с подростками, которых вос­принимают как беспомощных. А у взрослых — вся полнота власти. И моя работа во многом связа­на с командами, состоящими из подростков и взрослых, которые приходят, чтобы сотрудничать друг с другом. И взрослые, как правило, доми­нируют, а подростки всегда стараются вставить хоть слово. И какие-то способы, к которым при­бегала Вирджиния Сатир, чтобы установить бо­лее равноправные отношения между людьми, — это я тоже вынесла из того моего опыта.

l8o 80:31 Коннира:

80:57 Линда:

81:50 Коннира:

81:57 Линда:

 

 

Превосходно. Это тоже звучит здорово. Итак, я хочу поблагодарить вас за то, что вы пришли сюда и рассказали о том, что это значило для вас. И я думаю, что сходное воздействие ощутят многие из тех, кто смотрит эту видеозапись. Да, мне лю­бопытно узнать, было ли для вас неожиданностью оказаться вместе с Вирджинией на сцене или вы часто любите поступать так на семинарах?

 

 

Ну, я была в шоке. Я думала только о том, чтобы поприсутствовать в студии. Мы так договарива­лись. «Не хотите ли просто посидеть в зале и по­хлопать?» И я подняла руку, чтобы просто отве­тить на ее вопрос, и прежде чем я поняла, что происходит, она сказала: «Иди сюда. Поднимай­ся сюда, на сцену». И я совершенно не помню начало этой сессии. Я не помню, как она нача­лась, и как я в нее попала. Мне было бы любо­пытно увидеть, спустя 3 года, что происходило. Потому что я не помню. Люди после вели себя совершенно невероятно. Они подходили ко мне, снова и снова, и говорили: «Огромное спасибо, что поделилась этим. Я увидел мою маму», или «Я увидел свои отношения с отцом», или... и я поняла, что искренность — это очень сильная вещь. Но не просто хорошая вещь, а и мрачная, и тяжелая, и трудная.

Я думаю, что очень многие люди получат возмож­ность сделать это посредством данной записи. Еще раз огромное вам спасибо.

Была рада помочь. Спасибо.

Резюме

 

 

Ни в каком резюме невозможно суммировать все тонко­сти работы Вирджинии на этой сессии. Тем не менее, несмотря на все свои ограничения, резюме, представля­ющие собой систематизированные выводы из основного текста, оказываются полезными, поскольку позволяют организовывать и направлять нашу деятельность. В конец концов представления и убеждения, которые направляют все наши действия, тоже пред­ставляют собой краткие выводы из нашего опыта. И так же как любые другие выводы, эти представления и убеждения часто ока­зываются ограниченными, искаженными и чрезмерно обобщен­ными, делая нас несчастными.

 

 

Данную сессию можно рассматривать с точки зрения того, как Вирджиния систематически расширяла и обогащала пред­ставления и восприятие Линды. Получаемая таким образом до­полнительная информация создавала основу для изменения умо­заключений, убеждений и чувств Линды по отношению к ее матери, к ней самой и к данной ситуации. А новые представления и убеж­дения, в свою очередь, создавали прочную основу для более по­зитивного поведения.

 

 

Одно из принципиальных различий, которые постоянно под­черкивает Вирджиния, это различие между реальной женщиной — матерью Линды — и тем ее образом, который имелся у Линды. Вирджиния понимает, что Линда должна понять одну вещь: об­раз, который они рассматривают, находится внутри нее самой. Первый раз Вирджиния говорит об этом на восьмой минуте сес-

сии — 8:03, а затем неоднократно повторяет ту же мысль: 11:25, 15:48, 16:00, 32:46, 33, 44, 43:02, 43:57 и 45:48.

 

 

Проведение различия между имеющимся у нас образом мира и реальной «окружающей действительностью» открывает перед нами широкую дорогу для изменений. Осознание, что у каждого из нас есть свой собственный образ мира, заставляет нас осо­знать и то, что наши образы, вероятно, могут быть неточными и искаженными тем или иным способом. В то же время, поскольку образ изменить гораздо легче, чем сам мир, осознание этого раз­личия дает нам свободу и возможность взглянуть на мир по-дру­гому. Когда мы понимаем, что причиной конфликта являются создаваемые нами самими образы, мы можем принять на себя ответственность и измениться к своему удовлетворению, вместо того чтобы считать себя беспомощными жертвами и требовать изменений от других людей, предъявляя им обвинения, если они этого не делают.

 

 

Задавая Линде вопросы относительно того, как жила ее мать до ее рождения, Вирджиния обогатила восприятие клиентки. В первую очередь Вирджиния поговорила с Линдой о том, что критическое поведение ее матери было результатом дефектов ее воспитания [25:45]. Она возвращалась к этой теме несколько раз — 27:00, 27:38, 29:51, 30:50 и 37:08. Вирджиния также высказывала аналогичную идею и в связи с поведением самой Линды — 35:36 и снова несколько позже — 53:10 и 68:47.

 

 

Вначале Линда рассматривала проблемы, возникающие в ее отношениях с матерью, только со своей собственной точки зре­ния. Во время сессии Вирджиния несколько раз принимала по­зицию Линды, а затем переходила на позицию восприятия ее ма­тери, в особенности рассматривая все, что касается ее воспитания, чувств, ее ожиданий и намерений. После завершения сессии Линда также научилась смотреть на ситуацию с точки зрения своей ма­тери. «Ох, Линда, если ты думаешь, что тебе не повезло с мате­рью, представь себе, что значило для нее иметь таких родителей» [76:50]. В последующем интервью Линда также сказала: «Может, об этом говорит старая индейская пословица: "Пройтись в чужих мокасинах" — это впечатлило меня» [79:40].

 

 

В начале сессии Линда осознавала исключительно поведе­ние своей матери и — как реакцию на него — свое ощущение беспомощной жертвы. В конце сессии она также осознавала пред-

I

ставления, мысли и чувства своей матери и начала понимать, как на ту влияет ее прошлое и ее собственное — Линды — поведение.

 

 

Вирджиния использовала такое расширенное восприятие, что­бы изменить убеждения Линды. На ранних этапах сессии Линда была убеждена, что ее мать имела дурные намерения, и что кри­тическое поведение матери является доказательством ее ненави­сти к Линде. Когда Вирджиния использует формулировку: «Она старалась сделать твою жизнь невыносимой» [15:57], Линда ре­шительно соглашается: «Абсолютно!». Напротив, в конце сессии Линда считает, что ее мать имела добрые намерения — «Она лю­била меня помимо рассудка», — и что ее критическое и разруши­тельное поведение было результатом ограничений, берущих на­чало в тяжелых обстоятельствах ее детства.

 

 

На основе этой новой информации Линда смогла пересмот­реть свои убеждения относительно матери и принять альтерна­тивную пресуппозицию, которую предлагала Вирджиния. В на­чале сессии Линда обвиняла свою мать, теперь, если уж ей необходимо было кого-то обвинять, она обвиняла семью, в кото­рой та росла.

 

 

Разумеется, точно такую же работу можно проделать и в от­ношении предыдущих поколений, так что на самом деле все об­винения отпадут. Если бы Линда еще общалась со своими ба­бушкой и дедом, было бы важно проделать это явным образом, чтобы она не начала предъявлять обвинения им вместо своей матери.

 

 

В начале сессии Линда полагала, что ее матери следовало бы измениться. Но как выяснилось в ходе последующего интервью, она в итоге осознала, что может взять на себя инициативу в этом вопросе: «Видите ли, это я должна была осуществить измене­ния» [77:20]; «Это моя задача, и именно мне нужно изменить позицию или попытаться сделать что-то еще» [77:36]. Вирджи­ния первый раз высказала эту мысль на 27 минуте — 27:38, а затем еще несколько раз — 31:38, 37:26, 37:37 и 37:53. В этом интервью Линда также упомянула, что она перенесла данный подход и на свою собственную работу с подростками, которые хотят, чтобы их родители изменились, — она предлагает их вни­манию ту же самую плодотворную идею [78:35].

Опираясь на эти ключевые представления — так же как и на другие, упоминаемые в транскрипте, — Линда смогла взглянуть

 

 

. на себя и на мать как на равных, как на людей, которые делают в этой жизни то, что считают наилучшим, исходя из своих знаний и возможностей. В последующем интервью Линда упомянула образ, который «застрял» у нее в голове. Речь шла о том, как позднее на том же семинаре Вирджиния работала «с матерью и ее малень­ким ребенком. Она посадила ребенка в кресло, так что они двое смотрели друг другу прямо в глаза. И я не знаю, почему это так сильно на меня повлияло, но для меня это стало символом того, как важно действительно смотреть друг другу в глаза» [79:10]. Линда также отмечает «уважение и достоинство, которые она [Вирджиния] старается создать в отношениях между людьми» [79:57].

 

 

Работа с такими фундаментальными и универсальными иде­ями порождает более глубокие личностные изменения, чем рабо­та с конкретными «проблемными ситуациями», поскольку эти новые пресуппозиции будут оказывать влияние на протяжении всей жизни Линды. Пресуппозиции, как правило, не меняют че­ловека, будучи высказанными единожды, их необходимо повто­рять, чтобы создать неотразимый опыт истинности и полезности нового способа осмысления окружающего мира. Есть множество способов создать подобный неотразимый опыт, Вирджиния пред­почитала делать это, используя, в первую очередь, примеры из жизни и ролевые игры. Как показывает транскрипт, Вирджиния работала терпеливо и настойчиво, помогая Линде изменить ее способ восприятия и осмысления мира, чтобы та в итоге могла достичь желаемого разрешения.

 

 

Вирджиния всегда двигалась от конкретных жалоб, предъяв­ляемых ей клиентом, к более масштабным и универсальным воп­росам. Именно поэтому каждому из нас так легко идентифици­ровать себя с Линдой в ее путешествии и извлечь из него важные лично для нас уроки. Каждый из нас может вспомнить о людях, которых он критикует, обвиняет или ненавидит, поскольку все еще не понял, что они тоже делают лучшее из того, на что спо­собны, — ограниченные своим жизненным опытом, ошибочными представлениями и непониманием.

 

 

Позитивные пресуппозиции, которые обсуждаются здесь и в приведенном транскрипте, обладают огромной силой, однако их почти невозможно передать, пользуясь исключительно словами. В работе Вирджинии имело принципиальное значение то, что она моделировала эти пресуппозиции своим собственным пове-

 

 

дением — как на вербальном, так и на невербальном уровнях. 185 Она не просто думала, что данные позитивные пресуппозиции представляют собой эффективный способ осуществить измене­ния. Она передавала — каждым словом и каждым жестом — свою убежденность в том, что люди имеют добрые намерения, что они могут научиться чему угодно, и что они могут изменить свою жизнь. Имея в лице Вирджинии конгруэнтный живой пример данных пресуппозиций, люди, с которыми она работала, могли легче усвоить их, потому что в своем невербальном поведении она наглядно демонстрировала то, о чем говорила.

 

 

Вирджиния Сатир, таким образом, дарила вдвойне. Она де­монстрировала усиливающие убеждения, которые предлагала принять другим людям, и она проявляла такую точность в своем поведении и языке, что им было легче отвечать на то, что она демонстрирует. Хотя Вирджиния ушла от нас, ее послание на­дежды и силы живет в душе каждого, кому довелось с ней сопри­коснуться, и в работе тех, кто захотел приложить усилие и на­учиться делать то, что она делала так прекрасно.

 

 

Контакт между людьми — это не только слова. Контакт между людьми — это соединение взглядов, это голос, прикосновение, дыхание. Слова — это что-то, что вы можете прочитать в книге, увидеть на плакате, и они могут полностью отличаться от самих людей. Слова помогают, когда люди конгруэнтны.

Вирджиния Сатир

IV

 

 

Один из наиболее мощных паттернов, которые можно вы­делить в транскрипте, составляющем основное содержа­ние книги, — это использование Вирджинией пресуппо­зиций для изменения восприятия и убеждений Линды. Эффек­тивность пресуппозиций в инициации психотерапевтического изменения серьезно недооценивают даже те, кто хорошо владеет техниками гипноза. С прямым утверждением человек может со­гласиться или не согласиться, в то время как пресуппозиции он принимает неосознанно и, как правило, на сознательном уровне даже не замечает их. Ниже мы приводим несколько примеров того, как использовали пресуппозиции другие мастера психоте­рапии.

Карл Витакер

 

 

Лет восемь назад я наблюдал, как Витакер беседовал с суп­ружеской парой в первый день семинара выходного дня. Эта пара была в разводе уже пять лет и в течение еще более длительного времени ходила к психотерапевту. Они быстро установили друг с другом превосходный невербальный раппорт, согласовывая по­ложение тела и дыхание.

 

 

Во время беседы они относились друг к другу внимательно и с уважением. Очевидно, они прорабатывали свои различия мно­гие годы. Я обнаружил, что недоумеваю, почему они не пожени­лись снова, казалось, им было так хорошо друг с другом.

Приложение I Пресуппозиции

i88 Поскольку не в обычае Витакера было работать с парами, он

 

 

попросил их привести на следующий день обоих их сыновей-подростков. Один из сыновей, «бунтарь», который жил с отцом, так и не появился, но второй, «образцовый», который жил с ма­терью, пришел.

 

 

Контраст с предыдущим днем был разительным. Мать и отец сели гораздо дальше друг от друга, а сын сел между ними, намно­го ближе к матери. Хотя поведение отца было почти таким же, как накануне, поведение матери сильно изменилось. Она была намного более оживленной и сексуальной, в особенности когда говорила со своим сыном или о нем — а она делала это большую часть времени. Она долго говорила о том, сколько всего они де­лают вместе, как она уверена в нем, как им хорошо в обществе друг друга и т. д. Неважно, назовете вы это «смешиванием» или «нарушением границ между поколениями», было совершенно очевидно, что мать чрезмерно погружена в своего сына и реаги­рует на него, скорее, даже не как на сына, а как на любовника.

 

 

Сразу после того как мать еще на одном примере объяснила, как хорошо они с сыном ладят, Витакер сделал жест в их сторону и сказал: «Итак, ваш второй брак оказался гораздо более удач­ным, чем первый», — и сделал жест в сторону отца. Мать посмот­рела на него так, будто на несколько секунд перестала что бы то ни было соображать. Совершенно очевидно, она никогда раньше не думала о своих отношениях с сыном как о «браке», однако теперь ей было бы невозможно удержаться от обдумывания этой мысли. Как любил говорить Витакер: «Люди могут соглашаться со мной или не соглашаться, однако они не могут меня игнориро­вать».

 

 

Основной эффект, произведенный на эту женщину высказы­ванием Витакера, был вызван тем, что он ввел пресуппозицию об их браке. Она могла согласиться, что ее второй брак оказался удачнее, или возразить и сказать, что это неправда, но ей было намного труднее отвергнуть пресуппозицию, что она действует так, будто состоит в браке со своим сыном — в особенности пос­ле того, как только что привела длинный перечень их совмест­ной деятельности, характерной как раз для удачного брака!

 

 

Даже если бы мать на сознательном уровне отвергла замеча­ние Витакера, оно все равно произвело бы на нее действие. По­скольку большинство родителей вовсе не хотят вступить в брак

 

 

со своими детьми, мать не сможет избежать оценки ее привязан­ности к сыну в этом свете. Раньше она думала только: «Есть у меня близкие отношения с сыном или нет?» Теперь она будет думать: «Не слишком ли мы близки? Не обращаюсь ли я с ним, как с супругом?» — и постарается избегать всего, что может при­вести к слишком сильной близости. И сын будет поступать та­ким же образом в отношении матери.

Милтон Эриксон

 

 

В конце 1950-х гг. Милтон Эриксон был приглашен проде­монстрировать свои методы работы в Госпитале Управления по делам ветеранов в Пало-Альто, штат Калифорния. Психиатры привели своих самых трудных клиентов, чтобы он поработал с ними.

 

 

Одним из клиентов был молодой человек, страдавший це­лым рядом серьезных нарушений. Он сидел в холле, ожидая сво­ей очереди, и смотрел, как другие клиенты уходят в зал и через какое-то время возвращаются, — часто все еще явно находясь в трансе.

 

 

Когда его, наконец, пригласили в зал, он не имел никакого представления, что его ожидает. Первым делом Эриксон спро­сил: «Почему вы привели ко мне этого мальчика?» Когда психи­атр закончил читать длинный список расстройств, которыми стра­дал этот пациент, Эриксон скомандовал врачу: «Идите, садитесь». Затем Эриксон повернулся к молодому человеку, пристально взгля­нул ему в глаза и сказал: «Насколько сильно ты удивишься, если твое поведение полностью изменится на той неделе?» Тот с изум­лением посмотрел на него и ответил: «Я очень удивлюсь». Тогда Эриксон повернулся к психиатрам и сказал: «Уведите его». Пси­хиатры подумали, что Эриксон решил в данном случае отказать­ся от работы. Однако через неделю все проявления деструктив­ного поведения у молодого человека действительно полностью исчезли.

 

 

Эриксон, несомненно, заметил повышенную восприимчивость этого юноши и решил передать ему пресуппозицию, что его по­ведение целиком изменится. Эриксон не спросил: «Изменится твое поведение или нет?» В его вопросе уже содержалась пресуп­позиция, что поведение изменится, интерес представляло только то, насколько сильно удивится собеседник, когда это произойдет.

 

 

Когда реакция юноши — вербальная и невербальная — ска­зала Эриксону, что тот полностью воспринял данную пресуппо­зицию, он понял, что все получилось, и отослал клиента, чтобы избежать обратной реакции. Если бы молодой человек сказал: «Я удивился бы», — или если бы он выглядел неуверенным, Эриксон продолжил бы работу с ним и попробовал другие вмешательства. Однако юноша сказал: «Я очень удивлюсь», — показывая тем са­мым, что принял пресуппозицию Эриксона о скором наступле­нии изменений.

 

 

В словах Эриксона содержались еще другие важные пресуп­позиции, которые усилили это блестящее вмешательство. Когда Эриксон спросил: «Почему вы привели ко мне этого мальчика?», — его слова подразумевали, что данный клиент является ребенком, а отсюда вытекает все, обычно связываемое с этим возрастом: не­зрелость, необходимость многому научиться, зависимость, необ­ходимость в руководстве и т. д. Затем он скомандовал врачу: «Идите, садитесь», — и эти слова подразумевали, что психиатр (высту­павший в роли «родителя» для «мальчика», которого он привел) сам находится в подчиненной позиции по отношению к Эриксону.

 

 

Этими двумя короткими высказываниями Эриксон поста­вил себя в позицию высшего авторитета по отношению к тем, кто работал с молодым человеком, — как путем пресуппозиции, так и путем подтекста. Маловероятно, чтобы без этих предвари­тельных пресуппозиций его последний вопрос оказал на клиента такое сильное воздействие.

 

 

По большей части терапевтически полезные пресуппозиции вовсе не так глобальны, как у Эриксона в этом примере, и вовсе не так ошеломляющи, как у Витакера в вышеописанном эпизоде. Тем не менее они могут очень эффективно вызывать существен­ные сдвиги в восприятии и поведении человека. Множество мел­ких пресуппозиционных сдвигов, взятые вместе, могут очень силь­но повлиять на семью.

Сальвадор Минухин

 

 

Один из моих любимых примеров последовательного исполь­зования пресуппозиций — это сессия, на которой Минухин рабо­тал с семьей, пришедшей к нему в первый раз.

Проблемой, которая привела данную семью к психотерапев­ту, был десятилетний сын, нюхавший бензин. Сразу после зна-

 

 

комства Минухин повернулся к мальчику и сказал: «Я так пони­маю, тебе нравится нюхать бензин. Ты что же думаешь, что ты автомобиль?» Этот шутливый комментарий произвел немедлен­ный эффект. Все несколько расслабились, и проблема предста­вилась им чуть менее неразрешимой.

 

 

Шутка довольно очевидная. Не настолько очевидной явля­ется пресуппозиция, что серьезные проблемы можно обсуждать с юмором. Еще менее очевиден тот факт, что Минухин установил пресуппозицию, используя выражение «тебе нравится». Скажи он, например, «ты нюхаешь» или «ты привык» или «ты чувству­ешь потребность», эти слова ввели бы совершенно другие пре-~ суппозиции относительно данной проблемы. Все эти формули­ровки подразумевают, что мальчик не может контролировать данное поведение и, следовательно, его трудно будет изменить. Слова «тебе нравится» подразумевают, что поведение является результатом собственного желания мальчика, а не каким-то бе­зумным и загадочным непреодолимым побуждением.

 

 

В своем следующем вопросе, заданном мальчику, Минухин основывается именно на этом: «Какой ты предпочитаешь — эти­лированный или неэтилированный?» Когда эта вторая шутка опять смещает внимание членов семьи, все еще немного расслабляют­ся. Они думали о поведении своего сына как о серьезной пробле­ме, с которой никто не в состоянии справиться, а не как о выра­жении предпочтений мальчика. Разумеется, нюханье бензина может привести к серьезным последствиям, но тем не менее подобный сдвиг фокуса внимания членов семьи делает проблему несколь­ко более доступной для решения.

 

 

Далее Минухин принюхивается, делает глоток травяного чая из чашки, которую держит в руке, и говорит: «Хотел бы я знать, что это за сорт». После чего поворачивается к мальчику, протя­гивает ему свою чашку и просит: «Поскольку у тебя такой заме­чательный нюх, скажи мне, что это за сорт». Данное замечание основывается на предыдущих и смещает фокус внимания от пред­почтений к приобретенной способности, которая делает возможны­ми подобные предпочтения. Минухин также исходит из пре­суппозиции, что у мальчика «замечательный нюх» и тот в состоянии ощутить различие, которое не может почувствовать он сам. Это обстоятельство возвышает мальчика над Минухиным в данном отношении и изменяет подразумеваемую иерархию «вышестоя­щий психотерапевт — нуждающаяся в помощи семья».

192 Когда эти люди пришли сюда, они, вероятно, думали о пове-

 

 

дении мальчика как о чем-то ненормальном, необъяснимом и не поддающемся контролю. Тремя короткими репликами Минухин изменил их восприятие. Теперь они думают об этом поведении как о выражении предпочтений мальчика и о доказательстве его позитивной способности проводить различия. «Не поддающаяся контролю проблема» стала уже на три больших шага ближе к разрешению, потому что члены семьи теперь думают о ней со­вершенно по-другому. Вместо того чтобы критиковать мальчика, делать ему выговор или расспрашивать его, Минухин косвенным образом хвалит его за его тонкие способности к различению и создает, таким образом, основу для дальнейшей работы, в про­цессе которой предстоит направить эти способности на деятель­ность, отличную от нюханья бензина.







Дата добавления: 2015-09-15; просмотров: 297. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Методика исследования периферических лимфатических узлов. Исследование периферических лимфатических узлов производится с помощью осмотра и пальпации...

Роль органов чувств в ориентировке слепых Процесс ориентации протекает на основе совместной, интегративной деятельности сохранных анализаторов, каждый из которых при определенных объективных условиях может выступать как ведущий...

Лечебно-охранительный режим, его элементы и значение.   Терапевтическое воздействие на пациента подразумевает не только использование всех видов лечения, но и применение лечебно-охранительного режима – соблюдение условий поведения, способствующих выздоровлению...

ОЧАГОВЫЕ ТЕНИ В ЛЕГКОМ Очаговыми легочными инфильтратами проявляют себя различные по этиологии заболевания, в основе которых лежит бронхо-нодулярный процесс, который при рентгенологическом исследовании дает очагового характера тень, размерами не более 1 см в диаметре...

Примеры решения типовых задач. Пример 1.Степень диссоциации уксусной кислоты в 0,1 М растворе равна 1,32∙10-2   Пример 1.Степень диссоциации уксусной кислоты в 0,1 М растворе равна 1,32∙10-2. Найдите константу диссоциации кислоты и значение рК. Решение. Подставим данные задачи в уравнение закона разбавления К = a2См/(1 –a) =...

Экспертная оценка как метод психологического исследования Экспертная оценка – диагностический метод измерения, с помощью которого качественные особенности психических явлений получают свое числовое выражение в форме количественных оценок...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия