Студопедия — Порождающие паттерны проектирования 6 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Порождающие паттерны проектирования 6 страница






09:32 Линда: Ох, он безответственный.

 

 

09:35 Вирджиния: Значит ли это, что он не дает ей денег, которые она просит, или он не дает ей советов, или что? (Определение «безответственный» одновре­менно является и оценочным, и неконкрет­ным. Вирджиния просит Линду быть более конкретной, предлагая ей варианты описа­тельных высказываний вместо оценочных.)

09:39 Линда: Они не разговаривают. Они не разговаривают.

(Линда снова делает категориальное выска­зывание, подразумевающее, что они вообще не говорят друг с другом.)

 

 

09:41 Вирджиния (провокационным тоном): И сколько лет они уже не разговаривают? (Вирджиния ставит под воп­рос чрезмерное обобщение, сделанное Лин­дой, доводя его до крайности уточнением «сколько лет?».)

09:43 Линда: Ну, мой отец уже умер, так что они действитель-

 

 

но не разговаривают, но (смеется) прежде — все­гда, сорок лет. (Линда повторила и усилила генерализацию, которая никак не может быть истинной. Для того чтобы простить свою мать,

 

 

Линде надо научиться воспринимать ее бо­лее взвешенно. Вирджиния прервет ее и за­тем поставит под вопрос адекватность воспри­ятия Линдой своей матери — все в дружеской, шутливой манере.)

 

 

09:53 Вирджиния: Сейчас помолчи минутку, только одну минутку [повторение]. Как, ты думаешь, они поженились? (Вирджиния поворачивается к «матери Линды» и к Рэнди, который теперь играет роль ее отца.) Будьте так добры, обнимите друг друга, пожалуй­ста. Я хотела бы, чтобы ты (обращаясь к Линде) увидела, как они обнимают друг друга. Вам (об­ращаясь к «родителям») сейчас 16 и 14. Обни­митесь, пожалуйста. («Родители» обнимаются, и Линда громко смеется.) Могло быть так, когда они встретились, когда были очень молоды? Сколько им было лет? (Линда сосредоточена на пове­дении матери по отношению к ней, на том, что происходило на ее памяти. Вирджиния пе­реводит внимание Линды на поведение ро­дителей до ее рождения. Вирджиния пред­полагает наличие неких позитивных любовных отношений, чтобы обогатить образ родителей, сложившийся у Линды.)

10:04 Линда: Нет, они были старше. Тридцать, тридцать с не-

большим.

10:07 Вирджиния: Прекрасно. Итак, им было слегка за тридцать, но ты знаешь, что тогда между ними происходило?

10:11 Линда: Обнимались ли они?

10:12 Вирджиния: Да.

10:13 Линда: Сомневаюсь в этом. (Линда смеется; группа тоже

 

 

смеется. Линда снова делает экстремальное утверждение, отрицая, что ее родители ис­пытывали какие-либо положительные чувства друг к другу. Вирджиния поставит это утвер­ждение под вопрос, чтобы сделать восприя­тие Линдой ее матери более реалистичным и уравновешенным.)

8i

 

 

10:14 Вирджиния: Так, погоди минутку. Погоди минутку [повторе­ние]. Что, он или, может, ее мать обращались в брачные агентства, или как? Как это было? (Шутли­во интересуясь, не встретились ли ее родите­ли посредством брачного агентства, Вирджи­ния усиливает неявно высказанное убеждение Линды, что они не испытывали никаких по­ложительных чувств друг к другу. Таким об­разом, она подводит Линду к тому, чтобы скор­ректировать его.)

10:23 Линда: Я думаю, у них было свидание вслепую. (Линда

продолжает неявным образом отрицать лю­бые позитивные причины, по которым ее ро­дители могли бы пожениться.)

 

 

10:26 Вирджиния: Ну, можно... множество людей ходят на свида­ния вслепую, и вы можете просто встретиться и тут же расстаться. Эти двое так не поступили! (Вирджиния снова предлагает Линде осознать наличие у ее родителей каких-то положитель­ных чувств друг к другу.)

10:31 Линда: Я знаю.

10:32 Вирджиния: Так почему же?

10:34 Линда: Потому что она была одинока, а ему был нужен

кто-то, чтобы заботиться о ней.

10:39 Вирджиния: Заботиться о ней?

10:40 Линда: М-м?

10:41 Вирджиния: Или о нем?

10:42 Линда: А-а, заботиться о нем.

 

 

10:43 Вирджиния (весело): Ну, это звучит как «два сапога пара». Хорошо. (Линда смеется.) Угу (смотрит вниз и влево). Прекрасно, а как ты думаешь, они могли встречаться с кем-то еще? Он думал, что она оди­нока, но он мог встретить и кого-то еще, кто был бы так же одинок, и она тоже могла встретить другого человека и захотеть, чтобы он составил ей компанию. Ты не думаешь, что такое все же случалось? Что они встречались и с другими людь-

82 ми? (Скептически.) Был ли это единственный вы-

 

 

бор, который они могли сделать? (Вирджиния продолжает выискивать информацию о вза­имной симпатии родителей Линды, стремясь помочь той расширить и обогатить свое вос­приятие и изменить искаженную генерализа­цию относительно своих родителей.)

11:12 Линда (задумчиво): Это непростой вопрос... Я думаю,

 

 

что они встретились в подходящее время. Они оба были в возрасте и чувствовали, что им луч­ше предпринять что-то поскорее, потому что мо­жет стать слишком поздно. (Линда продолжает неявным образом отрицать, что у ее родите­лей были какие-то «позитивные» причины для брака. Вирджиния снова прямо ставит под вопрос это положение.)

11:23 Вирджиния (скептически): Скажи, ты действительно веришь в это?

11:24 Линда (широко улыбаясь): Нет, не верю (смеется).

 

 

11:25 Вирджиния: Прекрасно, я тоже. Я тоже. (Вирджиния подчер­кивает, что согласна с Линдой. Ее слова «я тоже» подразумевают, что идея принадлежит Линде, и что она соглашается с ней. Таким образом, Линде будет легче воспринять это как собственную точку зрения, а не что-то, навязанное ей Вирджинией с помощью на­стойчивых расспросов [09:53-11:23].) Но это все, так сказать, «пиар». (Используя термин «пиар», т. е. «связи с общественностью», Вир­джиния проводит различие между восприя­тием и реальностью* [модель мира].) Да-да, по­тому что ты не могла видеть, что у них происходило тогда. (Вирджиния сдвигает старую точку зре­ния Линды в прошлое путем слов «происхо­дило» и «тогда» и использует встроенную команду «видеть, что у них происходило» в

 

 

* Здесь игра слов: в английском языке слова public relations (связи с обществен­ностью) начинаются с тех же букв, что и слова perception (восприятие) и reality (реальность).

 

 

настоящем. Далее она начинает рисовать кар­тину, которая будет более полезной для Лин­ды, и говорит при этом более низким голо­сом с более серьезной интонацией.) Во что

 

 

я могу поверить, так это в то, что оба они были довольно застенчивы, и я могу представить, что он рос в семье, где вынужден был заботиться об образовании остальных детей, или что-то еще раньше, может, его отец умер, я не знаю, что имен­но. Но они по каким-то причинам не могли всту­пить в брак раньше. И, таким образом, слияние их гонад, будучи, может, не совершенно очевид­ным, должно было, тем не менее, состояться.

 

 

(Вирджиния сдвигает фокус внимания Линды с поведения ее родителей на их внутренние чувства и мотивы, предполагая, что они, например, были застенчивы или должны были выпол­нить какие-то другие обязательства, прежде чем смогли поду­мать о браке. Она также использует необычный и забавный термин «слияние гонад», тем самым подразумевая, что они были сексуально привлекательны друг для друга. Неважно, насколько точны все эти предположения, но Вирджиния последовательно направляет внимание Линды на ту привлекательность друг для друга, которую ее родители могли ощущать в первое время их совместной жизни, — т. е. снова расширяет восприятие Линды.)

11:52 Линда: Угу.

 

 

11:53 Вирджиния: И сколько раз они делали это? Сколько у них де­тей? (Косвенное упоминание сексуальных от­ношений снова призывает Линду подумать о том влечении, которое ее родители могли испытывать друг к другу.)

11:56 Линда: Трое.

 

 

11:57 Вирджиния (весело, как бы подсчитывая количество очков в игре): Трое. Что ж, это замечательно. (Смеется.) Прекрасно. Итак, вот эти два человека, и когда ты смотрела на них, ты не смогла увидеть это. (Фраза «когда ты смотрела на них, ты не смог­ла увидеть это» помещает прежнее восприя­тие Линды в прошлое и тут же указывает на то, что она сейчас узнаёт о раннем периоде

 

 

брака своих родителей. Слова «смотрела... увидеть это» представляют собой встроенную команду, которая говорит Линде: «Когда бы ты ни стала думать о своем прежнем восприя­тии, ты увидишь это», — а именно, позитивные чувства, которые свели вместе ее родителей [сдвиг временного предиката]. Выражение «ты не смогла увидеть это» подразумевает, что «это» все же было. Затем Вирджиния начи­нает предлагать Линде еще другие точки зре­ния, которые могли бы дополнить ее старые, неполные образы родителей.)

 

 

12:05 Вирджиния: Ты не смогла увидеть, что свело их вместе. (Вир­джиния снова использует ту же синтаксиче­скую форму. Отрицание «ты не смогла» вво­дит встроенную команду «смотри, что свело их вместе».) Поскольку мне кажется, что оба они были испуганными детишками. (Вирджиния по­ворачивается к «материЛинды».) Хорошо, не мог­ла бы ты сложить руки вот так. (Вирджиния пока­зывает, как охватывает себя руками, и «мать» повторяет ее жест.) Да-да, напуганными до смер­ти. «Я не хочу чувствовать; я не хочу, я боюсь, что случится это или то». Что ты знаешь о том, как она (показывает на «мать Линды») росла? (За­давая этот вопрос, Вирджиния направляет внимание Линды на поиск дополнительной информации, которая могла бы расширить и углубить ее представления о матери.)

12:23 Линда: Очень трудно.

 

 

12:24 Вирджиния: Что это были за трудности? (Линда жалуется на то, что ее мать осложняла ей жизнь. Теперь она говорит, что детство ее матери также было трудным. Такое совпадение дает Линде воз­можность понять свою мать, вместо того что­бы бороться с ней. Вирджиния становится меж­дуЛиндой и ее «матерью», лицом к Линде.) Говори со мной. (Вирджиния просит Линду обращаться к ней, а не к «матери», потому что хочет от­делить информацию о пережитых той труд.

 

 

ностях от информации о трудностях самой Линды. Кроме того, Линде будет легче гово­рить об этом с Вирджинией, а не с «матерью». В данный момент Вирджинии нужна инфор­мация. Она перейдет к организации непо­средственной встречи с сопутствующей эмо­циональной реакцией позже, после того как получит информацию о трудностях, пережи­тых матерью Линды.)

12:28 Линда: М-м-м, отец, который был деспотичным и, веро-

ятно, жестоким и...

12:33 Вирджиния: То есть ее часто наказывали.

12:36 Линда: Именно. Итальянские иммигранты, так что там

 

 

было много чего в таком духе: «Ты должна вести себя так, чтобы люди не считали тебя не такой, как они, или странной», — и много такого, хм — ей не разрешали общаться с парнями или встре­чаться с мужчинами, так что это было очень труд­но. Если он видел ее просто на одной улице с мужчиной, ее наказывали и тому подобное. (Пока Линда говорит все это, она делает руками выра­зительные жесты, но их трудно передать словами.)

12:53 Вирджиния: Он бил ее?

12:55 Линда: Ну-у, трудно сказать, но вполне вероятно.

12:58 Вирджиния: Понятно, хорошо.

12:59 Линда: Мы никогда не говорили об этом, так что я точно

не знаю.

 

 

13:01 Вирджиния: Хорошо. А теперь, что ты чувствуешь, что ты чув­ствуешь [повторение] по поводу сказанного то­бой — о том, что пережила эта дама прежде, когда у нее еще и в мыслях не было, что она станет твоей матерью, когда она еще даже и о замуже­стве не думала? (Вирджиния просто собрала информацию о детстве матери Линды, отде­ляя ее от того, что та делала уже будучи соб­ственно в этой роли. Вирджиния спрашивает об этом, поскольку есть вероятность, что Лин­да проявит в ответ более позитивные чувства.)

p 13:13 Линда (мягко): Я ощутила к ней очень сильное сочувствие.

 

 

(Это можно рассматривать как контекстный рефрейминг, поскольку Линда в данный мо­мент выражает более позитивные чувства к тому же человеку, но помещенному в контекст, отличный от прежнего. Выявление подобных чувств — это шаг к тому, чтобы включить их в текущее взаимодействие Линды с ее матерью.)

 

 

13:16 Вирджиния: Хорошо. А теперь мне хотелось бы знать, смо­жешь ли ты перевести это еще дальше — в при­знание [встроенный вопрос]. (Вирджиния зна­ет, что простого сочувствия недостаточно, и немедленно начинает работать над развити­ем этого чувства. Используя слово «переве­сти», она, тем самым, не разделяет сочув­ствие и признание, а предполагает, что оба они имеют один и тот же смысл.) Позволь мне сказать, что я думаю. (Мягко.) Она все еще пыта­ется. (Сейчас Вирджиния обращает внимание Линды на позитивные намерения ее матери [смысловой рефрейминг], и поэтому говорит мягким тоном. Опуская, что именно пытается сделать мать Линды, Вирджиния неявно пред­лагает Линде самой заполнить пропуск по­зитивными намерениями — «пытается выра­зить любовь», «быть хорошей матерью» и т. д.)

13:25 Линда: Угу.

 

 

13:26 Вирджиния (мягко): Но что она говорит тебе? Она, в сущно­сти, говорит: «Тебе следует быть толстой, потому что если ты будешь толстой, ты, вероятно, бу­дешь здоровой». (Обращая внимание Линды на позитивное намерение ее матери — желание, чтобы Линда была здорова, — Вирджиния осу­ществляет рефрейминг одной из ее жалоб, а именно, жалобы на то, что мать говорила: «Ты слишком тощая».) В то время так считали. (Об­ращая внимание Линды на окружение, в кото­ром жила ее мать, Вирджиния устанавливает новые причинно-следственные отношения: оза-

боченность ее матери проблемами веса явля­ется результатом устарелых представлений.)

13:39 Вирджиния: О чем еще ты мне говорила? 13:41 Линда: У меня слишком громкий голос.

 

 

13:43. Вирджиния: А-а, «ты говоришь слишком громко». Прекрасно. (Мягко.) Что ж, у меня такое ощущение, что громкий голос ассоциировался у нее с неприят­ностями. (Происходит рефрейминг критических высказываний, которые делала мать Линды — «ты слишком громко говоришь», — как реак­ции испуга, связанного с жестоким обраще­нием с ней в детстве. То есть это вообще не реакция на поведение Линды.)

 

 

13:53 Вирджиния: Кстати, я знаю еще кое-что. Тебе легче удава­лось наладить контакт в отношении твоего отца, чем твоей матери. (Первое предложение ос­новано на пресуппозиции, которая содержит­ся во втором, и отсылает к нему, причем это второе предложение можно понимать по-раз­ному. Оно может означать либо: «Для Линды было легче наладить контакт со своим отцом, чем со своей матерью», либо: «Линде было легче наладить контакт с отцом, чем ее ма­тери — со своим мужем», либо предложение может означать то и другое одновременно. Во втором варианте неявно проводится па­раллель между Линдой и ее матерью — ее мать также имела трудности в налаживании отношений с людьми.)

 

 

13:58 Вирджиния: Итак, она (жест в сторону «матери») смотрит на тебя, и она чувствует все утраченные части (Вы­ражение «утраченные части» является неспе­цифичным. Учитывая неоднозначность пре­дыдущего предложения, оно может означать неспособность матери войти в контакт с Лин­дой, или со своим мужем, или с ними обо­ими.) Это не твоя вина и не ее вина [никаких об­винений]. Но эта женщина (отступает в сторону и делает жест в сторону «матери Линды») дей-

 

 

ствительно никогда даже не чувствовала, что из­гоняет что-то из своей жизни. (Вирджиния сно­ва обращает внимание Линды на чувства ее матери, а не на ее поведение.) Правильно? Единственное, что действительно может помочь ей понять это — если ты поймешь это.

 

 

(Линда начинает сосредоточиваться на причинно-следствен­ных отношениях: «Поведение матери вызывает у меня плохие чувства». Возвращаясь назад, во времена детства матери Лин­ды, Вирджиния устанавливает новые причинно-следственные отношения: «Тяжелое детство матери вызывает ее плохие чув­ства и критическое поведение». Таким образом, она переопре­деляет критическое поведение матери Линды — это часть ее реакции на неприятные детские переживания; оно вообще ни­как не связано с Линдой.)

 

 

14:15 Вирджиния: Это не значит, что ты должна любить ее. Это не значит, что это очень приятно. Это не значит, что восхитительно слышать, как кто-то говорит, что ты слишком тощая.

 

 

(Вирджиния говорит о том, что размышления о внутрен­них переживаниях и чувствах матери помогут Линде понять ее поведение и научиться ценить ее как человека безотноситель­но того, нравятся ли Линде ее поступки. Начиная с отрицания «это не значит...», Вирджиния резюмирует восприятие Линды и направляет его таким образом, что создает позитивные встро­енные команды: «любить ее» «это очень приятно», «восхити­тельно слышать, как кто-то говорит, что ты слишком тощая». Обратите внимание, насколько по-другому звучало бы, если бы Вирджиния сказала что-нибудь вроде: «Это значит, что тебя все еще возмущает ее поведение, и это очень неприятно для тебя, и просто ужасно слышать, как кто-то говорит тебе, что ты слишком тощая». Этими словами Вирджиния также направ­ляла бы восприятие Линды, но не предлагала ей позитивных вариантов, а просто умножала ее горечь. В данном случае Вир­джиния использует те же речевые формы, что и несколько рань­ше [11:57, 12:05]. Она начинает с отрицания «это не значит...», а за ним, в виде встроенной команды, следует то, что она хочет передать Линде. Это разновидность негативной команды. Та­кие утверждения, как «не думайте о розовом слоне» или «не испытывайте сейчас приятных ощущений», как правило, при-

 

 

водят к тому, что слушающий — и даже читающий — их человек начинает думать о розовом слоне или о приятных ощущениях. Но, — может возразить кто-то, — Вирджиния не хотела, чтобы Линда воспринимала критику в свой адрес как нечто приятное. Но именно к такому выводу пришла Линда на той же сессии много позже [49:31].)

14:23 Вирджиния: Кстати, я так понимаю, что она (делает жест в сторону «матери») еще жива?

14:24 Линда: Угу.

 

 

14:25 Вирджиния: В следующий раз, когда она скажет это, а она скажет, будь уверена, потому что ты уже скон­струировала систему, где она собирается сказать это, и ты это получишь, что бы ты ни делала. Так вот, когда она в следующий раз скажет это. {Вир­джиния поворачивается к «матери Линды») Не могла бы ты сказать, что она слишком тощая? (По­скольку Вирджиния осуществила рефрейминг поведения матери Линды, и оно теперь свя­зано с тем, что «у нее была тяжелая жизнь», а не с осуждением дочери, Линда может ис­пытать новое чувство сближения с матерью. Теперь перед Вирджинией стоит задача свя­зать это новое чувство с тем поведением ма­тери, которое раньше так огорчало Линду.)

 

 

(Вирджиния сначала описывает кибернетическую петлю «сти­мул — реакция» между Линдой и ее матерью, затем переходит к отыгрыванию, в результате которого Линда сможет достичь бо­лее глубокого понимания своих отношений с матерью [ассоциа­ция]. При этом Вирджиния получает возможность вмешаться и изменить поведение Линды, если та по-прежнему будет реагиро­вать непродуктивным образом или если реакция ее будет такова, что вряд ли вызовет, в свою очередь, позитивный ответ у матери.)

14:34 «Мать

Линды»: Ты слишком тощая.

 

 

14:36 Вирджиния: Теперь (обращается к Линде) не могла бы ты по­дойти к ней (указывает на «мать») и поблагода­рить за то, что она уделяет тебе внимание [связ­ка и прямая команда]. (Многие люди могли бы без труда принять такой смысловой рефрей-

 

 

минг, хотя он и не вытекает прямо из преды­дущих попыток осмысления материнского по­ведения как результата ее тяжелого детства. Поскольку Линда колеблется, Вирджиния под­талкивает ее к «матери». Линда смотрит в сто­рону и действует явно без энтузиазма, одна­ко подходит к «матери» и берет ее за руку. Группа смеется. До этого момента Линда бы­стро и охотно выполняла все, о чем ее про­сила Вирджиния. Однако она отклоняет по­пытку Вирджинии трактовать слова матери как доказательство внимания с ее стороны. Вир­джиния настаивает.)

 

 

14:40 Вирджиния: Возьми ее за руку и поблагодари за внимание к тебе [прямая команда], а затем скажи: «Ты зна­ешь, я давно хотела обсудить с тобой этот воп­рос. Я знаю, что ты часто говорила мне это, но теперь я хотела бы просто сказать тебе, как я воспринимаю свое тело». Но прежде поблагода­ри ее за внимание к тебе [прямая команда]. А затем скажи, что хочешь поделиться с ней тем, как ты воспринимаешь свое тело, потому что мне кажется, она думает, что ты можешь умереть, если не будешь хорошо питаться.

 

 

(Вирджиния повторяет рефрейминг при котором озабочен­ность матери весом Линды трактуется как доказательство за­боты, однако по поведению Линды никак не заметно, что она приняла его или что она хочет последовать инструкциям Вирд­жинии и поблагодарить мать. Поскольку Линда не реагирует, Вирджиния снова поворачивается к группе и переходит от част­ного случая Линды к обсуждению более общих вопросов.)

 

 

14:59 Вирджиния: Знаете ли вы, как это бывает, когда попадаешь в замкнутый круг? Чтобы не ходить далеко, возьмем этот случай: «Я показываю свою любовь тем, что кормлю тебя». И если вы остаетесь худым, зна­чит, вы ее отвергаете. (Когда Вирджиния гово­рит: «Я показываю свою любовь тем, что корм­лю тебя», она становится на позицию матери Линды. Поскольку Линда испытывает пози­тивные чувства к Вирджинии, ей будет легче

принять такую новую трактовку поведения ма­тери.)

15:09 Линда: Ну, моя мать итальянка. Это даст тебе некоторое

представление о ней.

 

 

15:12 Вирджиния: Да, я знаю это, но не обязательно быть итальян­цем, чтобы делать это. (Поворачивается к груп­пе.) У кого из вас матери, когда хотели проявить свою любовь, полагали, что сделают это, если хорошенько накормят вас? Давайте посмотрим? Да, конечно. (Вирджиния использует реакцию группы, чтобы показать, насколько обычной вещью является озабоченность матери Лин­ды ее худобой [нормализация].) А ты так дела­ешь? (Вирджиния спрашивает Линду, посту­пает ли она так же, как ее мать, чтобы найти еще черты сходства между ними.)

15:23 Линда (явно озадаченная): Что? Да. (Не вполне ясно,

понимает ли Линда, по какому поводу она ска­зала «да».)

 

 

15:26 Вирджиния: Хорошо. Прекрасно, замечательно, может быть, ты можешь на этом остановиться. (Слова «ты мо­жешь на этом остановиться» явным образом относятся к теме еды, однако у них есть и более широкий смысл: «Ты можешь прекра­тить вести себя по-старому и открыть для себя новые возможности».) И ты будешь показывать свою любовь с помощью рук, а не с помощью еды, потому что таким путем этого не сделать. (Мяг­ко.) Но она думала именно так. Сейчас, когда ты благодаришь ее за это, что ты чувствуешь? (Вир­джиния продолжает настаивать, чтобы Лин­да поблагодарила свою мать. Сказав «когда ты благодаришь ее», Вирджиния исходит из пресуппозиции, что Линда уже это делает, и смещает фокус внимания на «что ты чувству­ешь?», после чего опять использует прямую команду.) Поблагодари ее за внимание к тебе. Благодари ее не за то, что она тебе говорит, а за то, что она проявляет внимание к тебе. (Вирд­жиния снова отделяет позитивное намерение

 

 

матери от ее критического поведения. Лин­да закрывает глаза и делает вдох, однако ее губы остаются плотно сжатыми.) Ты осознаешь это? (Словами «ты осознаешь это» Вирджиния пре­вращает свое предыдущее высказывание в пресуппозицию.) Что ты чувствуешь?

15:46 Линда: Мне трудно сделать это.

 

 

15:48 Вирджиния: Я знаю — столько времени потратила. (Линда смеется.) Позволь мне сказать, какой она тебе казалась. (Говоря «какой она тебе казалась», Вирджиния направляет восприятие Линды. При этом она использует прошедшее время «казалась», а местоимением «тебе» вводит пресуппозицию, состоящую в том, что речь идет исключительно о восприятии Линды, и что мать на самом деле могла быть совер­шенно другой, не такой, «какой казалась» [мо­дель мира].) Не сделаешь ли пальцами вот так? (Вирджиния прикладывает указательные паль­цы к вискам, изображая чертенка с рожками. Тем самым она преувеличивает точку зрения Линды до такой степени, что та почти неиз­бежно должна будет переоценить его. Линда и ее «мать» обе прикладывают пальцы к вискам таким же образом. Линда улыбается, и вся группа смеется.) Да, правильно. (Линда снова опускает руки, а «мать» продолжает изображать «рожки».) И, по-твоему, она старалась сделать твою жизнь невыносимой. Верно? (Поскольку Линда не реа­гирует на попытки приписать позитивные намерения материнскому поведению, Вир­джиния делает полный разворот и начинает преувеличивать противоположную точку зре­ния — что мать Линды была злобной и ее на­мерения были дурными. Таким образом, она восстанавливает раппорт с Линдой. Даже в этом случае Вирджиния продолжает очень тонко воздействовать на убеждения Линды относительно ее матери, например, исполь­зуя прошедшее время [модель мира] и де-

лая настолько преувеличенные высказывания относительно ее «злобности», что они начи­нают казаться смешными.)

15:59 Линда {решительно): Абсолютно!

 

 

16:00 Вирджиния: Хорошо. Итак, все, что ты видела, как бы сложи­лось вместе, и в той ситуации, в которой ты была, ты могла осознать это именно таким образом. (Вирджиния снова использует прошедшее вре­мя — «видела», «сложилось», «была», — что­бы описать представления и видение Линды [модель мира].) Но на самом деле она не такая жуткая особа [сдвиг временных предикатов]. («Мать Линды» продолжает держать пальцы у вис­ков. Линда смеется.) Она просто кажется такой. (Группа смеется.) Правильно? (Вирджиния про­должает проводить различие между тем, как Линда воспринимала свою мать — в прошлом, и тем, что та в действительности собой пред­ставляет — в настоящем, для того чтобы ак­центировать и направлять восприятие Линды [модель мира].)

16:14 Линда (смеется): Да!

16:15 Вирджиния: Прекрасно, а теперь, что ты чувствуешь, прямо сейчас, когда смотришь на нее?

16:18 Линда (со смехом): Она выглядит смешной! (Группа сме-

 

 

ется. До этого Линда со всей серьезностью говорила о «злобности» матери. Теперь по­добная мысль кажется ей смешной, хотя она все еще продолжает в это верить.)

 

 

16:20 Вирджиния (обращаясь к «матери Линды»). Прекрасно, а те­перь опусти руки. (Линде, притрагиваясь к ее локтю.) Что я прошу тебя сейчас сделать... (Вир­джиния смотрит вниз и влево, вспоминая, что Линда сказала до этого.) Смотри, когда ты вы­шла сюда, ты сказала, что чувствуешь себя силь­ной, а затем ты почувствовала что-то вроде бес­силия. Можешь ли ты сказать мне, что?

16:31 Линда: Угу.

 

 

16:32 Вирджиния (шутливо): Передо мной был нормальный чело­век, и все было в порядке. Когда ты почувствова­ла себя тем, что ты назвала «размазней»... Не могла бы ты (обращается к «матери») сделать... показать на нее пальцем (Вирджиния и «мать Лин­ды» обе наставляют на Линду указательные паль­цы) и сказать: «Ты слишком тощая, слишком громко разговариваешь и не занимаешься своей музыкой. Ты одаренная и талантливая. Я сижу тут и я это вижу, а ты ничем не занимаешься. Ты делаешь это мне назло. Ты знаешь, я хочу видеть тебя кон­цертирующей пианисткой, или как это там назы­вается, я не знаю, это неважно, поскольку ты по­нимаешь, о чем речь». Итак, скажи ей все это. (Таким способом Вирджиния вызывает у Лин­ды переживание, связанное с трудностями взаимодействия с матерью, что позволяет ей увидеть непосредственную реакцию Линды и получить подсказки по поводу своих следу­ющих шагов.)

 

 

16:57 «Мать Линды» (все еще показывая на Линду пальцем): Ты слиш­ком тощая, и ты просто сидишь тут и ничего не делаешь со всеми твоими способностями, и это на самом деле упрек мне. Я просто хочу, чтобы ты была более сильной, и чтобы ты сдерживала свой голос и...

17:13 Линда: Пффф. (Пренебрежительно фыркает.)

 

 

17:14 Вирджиния: Хорошо. Что ты делала, когда сделала так? Как ты приняла то, что она дала тебе? (Вопрос «Как ты приняла», основан на пресуппозиции,что у Линды был некий выбор. Используя слово «дала», Вирджиния вводит пресуппозицию, что поведение матери является даром, вме­сто того чтобы описывать его, как, например, «нравоучение» или «нападение». Она повора­чивается к «матери Линды».) Теперь можешь опу­стить это (указательный палец).

17:27 Линда: Я почувствовала жжение в моем... вот здесь внут-

ри себя (указывает на солнечное сплетение) и

 

 

затем, насколько я могла слышать, это та же са­мая «пластинка» (делает обеими руками движе­ние к себе, как будто ее накрывает волна), и тогда я начала... я почувствовала себя более подавлен­ной (складывает обе руки перед лицом), и я почув­ствовала гнев, что я не смогла... я смущена тем, что вы говорите. Когда я смогу сказать ей: «Я не хочу больше этого слушать» (отрицательно качает головой) и когда я смогу сказать {делает шаг в сто­рону «матери»): «Ах, спасибо, мамочка, что ты мне это говоришь и заботишься обо мне. Как чудесно, что ты обращаешь на это внимание». Когда?







Дата добавления: 2015-09-15; просмотров: 332. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

Толкование Конституции Российской Федерации: виды, способы, юридическое значение Толкование права – это специальный вид юридической деятельности по раскрытию смыслового содержания правовых норм, необходимый в процессе как законотворчества, так и реализации права...

Значення творчості Г.Сковороди для розвитку української культури Важливий внесок в історію всієї духовної культури українського народу та її барокової літературно-філософської традиції зробив, зокрема, Григорій Савич Сковорода (1722—1794 pp...

Постинъекционные осложнения, оказать необходимую помощь пациенту I.ОСЛОЖНЕНИЕ: Инфильтрат (уплотнение). II.ПРИЗНАКИ ОСЛОЖНЕНИЯ: Уплотнение...

Репродуктивное здоровье, как составляющая часть здоровья человека и общества   Репродуктивное здоровье – это состояние полного физического, умственного и социального благополучия при отсутствии заболеваний репродуктивной системы на всех этапах жизни человека...

Случайной величины Плотностью распределения вероятностей непрерывной случайной величины Х называют функцию f(x) – первую производную от функции распределения F(x): Понятие плотность распределения вероятностей случайной величины Х для дискретной величины неприменима...

Схема рефлекторной дуги условного слюноотделительного рефлекса При неоднократном сочетании действия предупреждающего сигнала и безусловного пищевого раздражителя формируются...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.049 сек.) русская версия | украинская версия