Студопедия — Качество дошкольного образования предполагает определение следующих интегративных составляющих 8 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Качество дошкольного образования предполагает определение следующих интегративных составляющих 8 страница






 

 

25:35 Вирджиния: Теперь я хочу... я прошу тебя сделать нечто со­вершенно грандиозное, и моя просьба заключа­ется в уважении к тому факту, что (дотрагивает­ся до плеча «матери Линды» и говорит очень мягко) она выросла так, как она выросла. (Назы­вая то, что она предлагает сделать «совер­шенно грандиозным», Вирджиния признает силу возражений Линды. Она снова обраща­ет внимание той на «первичную причину» по­ведения ее матери — условия, в которых она росла.)

25:44 Линда (кивает): Угу.

ill

 

 

25:45 Вирджиния: Она выросла, не имея никакого представления о том, что такое нежность. Она этого не узнала. (Линда кивает.) У нее не было никого, кто сказал бы ей (мягким движением придвигается к «мате­ри» и притрагивается к ее руке): «О, ты замеча­тельная». Вместо этого она слышала (резко): «Для чего ты это делаешь?» (Вирджиния слегка уда­ряет по руке «матери». Линда кивает.) «Ты посто­янно не слушаешься». (Вирджиния резко подни­мает левую руку и делает угрожающий жест, как если бы собиралась ударить, и повторяет этот жест, произнося каждое из следующих трех пред­ложений.) «Я выпорю тебя». (Линда кивает.) «Ты надо думать, забеременеешь, стоит только от­вернуться». (Линда смеется.) Я не знаю. (Мягко.) Мне кажется, примерно это она и слышала. Так?

 

 

(Вирджиния продолжает осуществлять рефрейминг мате­ринского поведения, которое Линда считала результатом дур­ных намерений, и трактует его просто как результат неосве­домленности, некомпетентности и замешательства, приведших в итоге к недостатку воспитания. Подобное отыгрывание помо­гает Линде своими глазами увидеть, какой, должно быть, была жизнь ее матери, и повышает вероятность сочувственной реак­ции с ее стороны. Первые три примера Вирджиния произносит серьезным тоном, а затем прибегает к юмору — «ты забереме­неешь, стоит только отвернуться».)

26:07 Линда: Угу.

 

 

26:08 Вирджиния: Сейчас... Я просто хочу, чтобы ты была в контак­те (изображает жестами дугу от Линды к ее «ма­тери») с теми чувствами — какими бы ни были эти чувства, — которые у тебя вызывает (Вирд­жиния исходит из пресуппозиции, что возник­нут некие чувства) то, что ты находишься в кон­такте с ее внутренними ощущениями. Что это? (Вирджиния предлагает Линде переключить референтный индекс, поставив себя на мес­то матери в только что разыгранной сцене, и обратить внимание на свои ощущения в этом качестве: «ты находишься в контакте с ее внут­ренними ощущениями».) Что происходит с то-

26:24 Линда

26:29 Вирджиния 26:32 Линда: 26:33 Вирджиния:

26:46 Линда 26:47 Вирджиния:

26:59 Линда 27:00 Вирджиния:

бой? (Вирджиния исходит из пресуппозиции, что что-то происходит.)

 

 

(мягко): Я думаю, это... Я действительно боюсь почувствовать всю глубину ее боли. (Линда про­тягивает руку с раскрытой ладонью в сторону «ма­тери». Раньше Линда считала свою мать мсти­тельной, теперь у нее есть пресуппозиция о «глубине ее боли».)

(кивает): Хорошо. Я думаю, что это очень важно. Угу.

 

 

Это было так, и это было рядом с тобой все вре­мя. Твой отец не мог быть тому причиной, по­скольку этого было слишком много, боль была слишком сильна. Он тоже, тоже, как я думаю, де­лал все, что мог, чтобы облегчить ей жизнь. (Вир­джиния предполагает, что отец Линды также чувствовал боль, утверждая, таким образом, его сходство с матерью.)

(кивает): Угу.

 

 

В дополнение к заботе о детях. (Линда кивает.) Причем в то же время, поведение, которое было этим обусловлено, было отвергающим поведе­нием, но не потому, что она была нетерпимой. Хорошо. Но ты не могла этого знать. (Теперь Вирджиния осуществляет рефрейминг пре­жнего способа восприятия Линды и ее реак­ций — в прошлом — как разумного ответа в ситуации недостатка информации [смысловой рефрейминг]. Формулируя предложение «ты не могла этого знать» в прошедшем времени, Вирджиния исходит из пресуппозиции, что, во-первых, это правда, а во-вторых, теперь Линда может узнать это.)

(кивает): Угу.

 

 

Когда ты была маленьким ребенком... Не можешь ли ты опуститься на колени, чтобы показать, ка­кой маленькой ты была? (Линда становится на колени, и, соответственно, поле ее зрения

 

 

оказывается таким, каким, с тех пор как она выросла, бывало разве что случайно. Это не­вербальное приглашение снова стать малень­кой девочкой. Вирджиния позволяет Линде от­пустить руку, которую она до этого держала.) Хорошо. Итак, вот она выступает, с ее «образо­ванием». (Говоря об «образовании», Вирджи­ния снова намекает на позитивные намере­ния, стоящие за критицизмом матери Линды. Вирджиния указывает на Линду.) Твои волосы в беспорядке. (Вирджиния слегка толкает Линду в левое плечо.) Ты должна есть больше. (Вирджи­ния толкает Линду в правое плечо.) Ты водишься не с теми людьми. (Вирджиния опять толкает Лин­ду в левое плечо.) Что еще там могло быть? Ну, это, собственно, неважно. Ты знаешь, что это было.

 

 

27:15 Вирджиния: Теперь появляется твой отец (подводит к Линде ее «отца») и он — без особой суеты — как бы переманивает тебя поближе к себе (Вирджиния слегка подталкивает «отца» поближе к Линде, и он кладет руки ей на плечи. Линда — она все еще стоит на коленях — обхватывает его руками за пояс), и вы с ним общаетесь вне поля зрения твоей матери. Так это было? (Все это Вирджиния го­ворит в настоящем времени, приглашая Линду ассоциироваться с прошлым. Затем, в по­следнем предложении, она переходит с на­стоящего на прошедшее время [сдвиг времен­ных предикатов].)

27:29 Линда (улыбается, мягко, «детским» голосом): О да, он

был милым.

 

 

27:31 Вирджиния: Он был милым. Да. Хорошо. Тебе следует спро­сить себя: «Как это случилось, если он такой ми­лый, то как случилось, что она такая злобная?» Но это уже другой вопрос. (Вирджиния отдает Линде прямую команду — «Тебе следует спро­сить себя», как это возможно, что злобный демон вступил в брак с ангелом, — а затем отбрасывает этот вопрос в сторону движени-

 

 

ем руки, так что у Линды остается тема для размышлений при отсутствии какой-либо воз­можности или необходимости прямого отве­та на вопрос. Сразу после того как Вирджи­ния говорит это, Линда, которая все время смотрела прямо на нее, смотрит в сторону, вверх и вправо от себя — все это отнимает у нее четыре секунды, затем она моргает де­вять раз и слегка улыбается — вполне четкое указание на то, что она думает над предло­женным вопросом. Фактически, на вопрос Вирджинии можно ответить только словами «это невозможно», и, следовательно, Линда, должно быть, как-то неправильно восприни­мала собственных родителей.)

 

 

27:38 Вирджиния: Хорошо. Итак, в тот момент времени (Линда по­ворачивается к Вирджинии), когда ты была очень маленькой, смотрела на все глазами ребенка, ты действительно делала именно то, что было тебе необходимо, потому что никого не было рядом. ~ (Вирджиния усиливает свой предыдущий реф-

 

 

рейминг, когда она интерпретировала вос­приятие Линды как результат ограниченной способности понимания маленького ребенка. Данный способ восприятия, описываемый в прошедшем времени, теперь ассоциируется с коленопреклоненной позой и с прошлым.) Ты тогда еще не посетила этот семинар, знаешь ли. (Говоря это, Вирджиния исходит из пре­суппозиции, что поскольку Линда пришла на этот семинар, она может теперь думать по-новому. Линда смеется.) Твоя мать тоже этого не делала. (Данное предложение содержит пресуппозицию, что поскольку мать Линды не пришла на этот семинар, она все еще не мо­жет смотреть на вещи по-новому. Из обоих этих высказываний, взятых вместе, можно сделать вывод, что только Линда может осу­ществить какие-то изменения и улучшить от­ношения между ней и ее матерью.)

 

 

27:52 Вирджиния: Теперь ты выросла, и ты восприняла все эти уро­ки и в результате сказала... Ты не могла бы встать? (Вирджиния берет Линду за правую руку и мягко поднимает ее; дальше она так и продолжает дер­жать Линду за руку. Когда Вирджиния говорит: «Теперь ты выросла» и поднимает Линду на ноги, она, тем самым, предлагает ей отка­заться от старого детского поведения. Что­бы усилить эффект, Вирджиния описывает детство Линды в прошедшем времени [дис­социация].) Ты сказала в результате: «Моя мать не находила меня приемлемой. Она не находила меня достойной любви». (Линда держит руку на поясе своего «отца», он также передвигает свою руку ей на талию. Вирджиния продолжает дер­жать левой рукой правую руку Линды и говорит очень мягко. Вирджиния использует слово «на­ходила» по поводу достоинств Линды, вводя, тем самым, пресуппозицию, что на самом деле Линда «приемлема» и достойна любви.)

 

 

28:08 Вирджиния (резко): «И за это я заставлю ее заплатить!» (Вир­джиния пристально смотрит на Линду и несколь­ко раз тычет вытянутым указательным пальцем почти ей в лицо.) Месть — одна из вещей, кото­рые вырастают из этого. (Вирджиния перехо­дит на настоящее время, когда описывает жажду мести как результат прежних детских умозаключений [сдвиг временных предикатов]. Играя роль Линды, исполненной чувства ме­сти, Вирджиния обращается непосредствен­но к ней, так что Линда оказывается в поло­жении человека, воспринимающего слова Вирджинии, т. е. своей матери [переключение референтного индекса]. Линда кивает и Вирджи­ния поворачивается к аудитории.) Многим ли из вас это знакомо? «Я заставлю тебя заплатить!» (Вирджиния энергично повторяет данное выска­зывание, наставив указательный палец на ауди­торию. Линда и вся группа смеются [нормализа­ция].) Хорошо. Я хотела бы... когда вы слышите такое, я бы не хотела, чтобы вы начали впадать в

 

 

депрессию (Вирджиния снова поворачивается к Линде), но ты заключила, что если бы ты была... если бы у нее было хоть немного доброты (мяг­ко), она нашла бы, что ты достойна любви. (Вир­джиния начинает предыдущее предложение в настоящем времени, а затем переключает­ся на прошедшее, когда описывает старые умозаключения [сдвиг временных предикатов]. Используя слово «нашла бы», она исходит из пресуппозиции о привлекательности Линды.) Хорошо. Итак, ты сейчас здесь, а что представ­ляет собой она в свои 70 лет? (Упоминание о возрасте позволяет отделить ту мать, кото­рую Линда знала в детстве, и которая «за­служивает» мести, от сегодняшней матери, просто старой женщины.)

28:38 Линда: 83.

 

 

28:39 Вирджиния: 83. Хорошо. Она все еще пытается найти возмож­ность стать значимым для тебя человеком. (Ска­зав «она все еще...», Вирджиния превращает остальную часть предложения в пресуппози­цию. Линда кивает.) Я не стремлюсь заткнуть тебе рот. (Линда кивает.) Я говорю, что это вроде как два ребенка в семье, они ссорятся и один хочет убить другого. (Линда кивает.) И один говорит: «Послушай, не имеет значения, что ты делаешь, я не собираюсь этого делать\ Вот! Я первый убью тебя». И второй отвечает: «Ну, если не я убью тебя первый».

 

 

(Используя метафору с двумя детьми, Вирджиния помога­ет Линде обдумать свою ситуацию спокойно и диссоциирован-но. Метафора также содержит пресуппозицию, что конфликт является результатом ограниченного понимания и чувств, бо­лее интенсивных, чем требует ситуация. В этой истории также подразумевается ситуация симметрии и равенства — без обви­нения кого-либо из участников.)

 

 

29:04 Вирджиния: Хорошо (смотрит вниз и влево). Что мы делаем? Мы говорим об уязвимости. (Когда Вирджиния говорит «уязвимость», не вполне понятно, кого она имеет в виду — Линду или ее мать, и, та-

29:29 Линда:

29:31 «Мать Линды»:

 

 

ким образом, сходство между ними еще уси­ливается.) И у тебя все еще сохраняется ощу­щение, что она тебя отвергала. (Сказав «все еще», Вирджиния вводит 2 пресуппозиции: во-первых, данное ощущение принадлежит к более раннему времени и, во-вторых, есть разница между тем, чтобы чувствовать себя отвергнутой и быть отвергнутой [модель мира]. Линда кивает.) Теперь, когда я спросила тебя: «Мо­жешь ли ты признать тот факт, что она уделяла тебе внимание?» — это было трудно. (Вирджи­ния описывает трудности, испытываемые Линдой — «это было трудно» — в прошедшем времени, приглашая ее оставить их в про­шлом. Затем, предлагая следующую задачу, Вирджиния переключается на настоящее вре­мя [сдвиг временных предикатов].) Я хочу, что­бы ты задала ей («матери») вопрос, а ты (обра­щается к «матери Линды») отвечай, когда она тебя спросит. «Ты когда-нибудь любила и ценила меня?» (Линде.) Спроси ее об этом. (Вирджиния, стре­мясь изменить убеждение Линды относитель­но отсутствия заботы со стороны матери, про­бует теперь другой подход — и предлагает прямо спросить «мать» об этом.)

Ты когда-нибудь любила и ценила меня?

Да, но я не могла тебе об этом сказать. (Линда кивает.)

 

 

29:35 Вирджиния (обращается к «матери Линды»): Не только это. Ты мечтала, что она сможет стать тем, чем ты не смогла. (Линда улыбается.) Скажи ей об этом. (Вирджиния предполагает наличие подобной мечты. Она не ориентируется на женщину, которая участвует в инсценировке, а добав­ляет те слова, которые, как она знает, ока­жутся полезными и помогут изменить убеж­дение Линды.)

29:44 «Мать

Линды»:

Я хотела для тебя всего того, что я не имела или не могла добиться. (Линда кивает.)

29:49 Вирджиния 29:50 Линда 29:51 Вирджиния

30:11 Линда 30:14 Вирджиния: 30:15 Линда: 30:16 Вирджиния

{Линде): Ты веришь в это? (кивает): Угу.

 

 

{мягко): Подойди ближе, только на один шаг ближе (Линда делает шаг в сторону «матери») в то вре­мя как ты позволяешь себе поверить в это. (Вир­джиния опять при помощи слов <<в то время как», подразумевающих, что за ними после­дует нечто истинное, связывает задание, ко­торое легко исполнить, — подойти поближе, с чем-то, чего она хочет от Линды. Слова «по­зволяешь себе» основаны на пресуппозиции, что это произойдет само собой.) И она делала то, что делает такое множество людей — ис­пользовала в качестве способа воспитания и обу­чения слова (очень мягко): «какая ты плохая» и «почему ты не другая?» (Вирджиния снова под­черкивает ограниченный опыт матери Линды, и называет его причиной ее критического по­ведения, причем переопределяет последнее, как «способ воспитания и обучения».) И, я знаю, ты многое об этом знаешь. (Это предложение можно понять двояко. Либо: «Ты терпела это со стороны своей матери», либо: «Ты сама также это делала».) Итак, когда ты смотришь на нее сейчас, что ты чувствуешь? (С помощью этого вопроса Вирджиния проверяет, насколь­ко хорошо работает осуществляемый ею реф-рейминг и вводимые ею пресуппозиции.)

(начинает плакать): О, я чувствую любовь.

Хорошо.

И печаль.

 

 

(мягко). Хорошо. Теперь я просто хотела бы, чтобы ты побыла с этим какое-то время. (Линда кива­ет.) Поскольку раз ты (слезы бегут по щекам Лин­ды) ощущаешь это чувство любви и печали [встро­енная команда] (Линда кивает), ты начинаешь чувствовать и что-то другое здесь. (Вирджиния показывает на грудь Линды. Сказав «раз ты ощу­щаешь это чувство любви и печали», Вирд-

 

 

жиния предполагает, что Линда продолжает испытывать эти чувства и затем связывает их — опять же в качестве пресуппозиции — с появлением какого-то другого чувства.)

30:26 Линда (кивает и закрывает глаза): Угу.

 

 

30:29 Вирджиния (мягко осуществляя, по сути, гипнотическую индукцию, которая продолжается до [31:13]): Смотри, Линда, вот что несказанно огорчает меня, — какое множество людей не замечает любви, ко­торая есть в их жизни [Линда кивает), потому что рядом с ними нет никого, кто помог бы им от­крыть ее. (Линда кивает. Вирджиния намеренно использует нечеткую формулировку: когда она говорит «множество людей», она подразуме­вает и Линду, и ее мать, прямо не называя их. Высказывание о любви, которая нужда­ется в том, чтобы ее открыли, содержит пре­суппозицию, что любовь уже есть и просто ждет, пока ее осознают. Таким образом, лю­бовь воспринимается как нечто, отличное от того, что можно, например, сделать, получить или дать.)

 

 

30:44 Вирджиния (мягко): Когда мы еще являемся маленькими деть­ми, что бы мы ни делали, мы всегда делаем луч­шее из того, на что мы способны. (Линда кивает. Вирджиния снова вводит ключевую пресуп­позицию, — что люди всегда делают лучшее из того, на что они способны. Поскольку Вир­джиния использует обобщающее местоиме­ние «мы» — причем четыре раза — получает­ся, что она говорит в одно и то же время о себе самой, о Линде и о ее матери. В это тем более легко поверить, что речь идет о малень­ких детях, у которых есть вполне очевидные ограничения опыта, способности понимания и физических возможностей. Если индивид действительно принимает пресуппозицию, что люди всегда делают лучшее из того, на что они способны, то не остается места для обвинений, обиды или негодования. Если че-

 

 

ловек делает что-то дурное, значит, существу­ет нечто, что необходимо понять, и если воз­можно, изменить, а если невозможно — на­учиться этого избегать.)

 

 

30:50 Вирджиния (мягко): У твоей матери, могу тебе сказать, даже за миллион лет не смогло бы когда-либо и мыс­ли возникнуть, что она каким-то образом тебя унижает. (Линда кивает.) Она выросла во време­на невежества, она выросла в такие времена, когда чувствовала, что не может смотреть на себя как на нечто, имеющее ценность. (Линда кивает.) И она следовала тому же старому паттерну «не де­лай этого». (Вирджиния снова осуществляет рефрейминг критического поведения матери Линды и рассматривает его как результат добрых намерений, осуществлению которых препятствовало невежество и непонимание.)

31:13 Линда (кивает): Угу.

 

 

31:15 Вирджиния: Итак, сейчас... Где там твой муж? Можешь ли ты подойти и встать рядом со своей тещей? Хоро­шо. Что ты сказала о нем? «Он замечательный». Я хочу, чтобы ты посмотрела на него, и продол­жая думать, что он замечательный, вслух сказа­ла: «Я тоже замечательная». Посмотри, что с то­бой при этом произойдет. (Фраза «я хочу, чтобы ты посмотрела на него» представляет собой простое задание. Союз «и» связывает его с пресупозицией «продолжая думать, что он замечательный» и со следующим заданием, которое заключается в том, чтобы сказать ему «я тоже замечательная». Предложение «посмот­ри, что с тобой при этом произойдет» отвле­кает внимание Линды, не давая ей подумать над тем, согласна она или нет со словами «я тоже замечательная» и хочет ли она произ­носить их вслух. Участие в этой сцене «мужа Линды» позволяет ей получить доступ к не­кой позитивной самооценке. То, что он стоит рядом с «матерью Линды», помогает связать его «замечательность» и с ней.)

31:30 Линда: Я тоже замечательная.

31:34 Вирджиния: Что ты при этом почувствовала?

31:36 Линда (кивает): Я почувствовала себя... замечательно.

(Линда смеется.)

 

 

31:38 Вирджиния: Хорошо. Теперь я хочу, чтобы ты посмотрела на свою мать и осознала, что если бы она знала то, что ты теперь знаешь, она могла бы сказать то же самое [переключение референтного индекса]. (Вирджиния использует союз «и», чтобы свя­зать простую задачу — "посмотри на свою мать» — со следующей за ней пресуппозици­ей. До этого Вирджиния предложила Линде сказать: «Я замечательная», и Линда сказала и при этом замечательно себя почувствова­ла. Словами «то, что ты теперь знаешь», Вирд­жиния вводит пресуппозицию, что Линда те­перь знает больше, чем раньше, и это новое знание позволяет ей сказать: «Я замечатель­ная». Это пример допущения, заключающе­гося в том, что если человек знает больше, он может изменить свой образ действий. Вир­джиния, кроме того, подчеркивает пресуппо­зицию, что если бы мать Линды посетила этот семинар, она могла бы измениться. Однако поскольку только Линда оказалась на семи­наре, значит, именно она и может изменить­ся. Линда кивает.) И какие у тебя при этом ощу­щения?

31:52 Линда: Это... {Ненадолго закрывает глаза.) Это интерес-

 

 

но. Я чувствую себя так, будто я должна была ска­зать что-то, что действительно хочу ей сказать (голос Линды дрожит). И мучительно и прекрас­но — это очень страшно.

32:06 Вирджиния (кивает): Да, она могла бы заплакать.

32:07 Линда: Потому что это могло бы освободить все ее эмо-

ции, потому что я никогда, за всю свою жизнь не видела ее плачущей, ты знаешь — что-то вроде этого.

 

 

32:11 Вирджиния: И если она должна заплакать, не можешь ли ты принести сюда салфетки? (Чтобы уменьшить страх Линды, Вирджиния говорит шутливым тоном и использует разговорный постулат, в котором предлагает простой и непосред­ственный способ справиться со слезами ее матери. Линда кивает.) Это почти единственное, что происходит, когда люди плачут — у них льют­ся слезы [повторение]. (Линда смеется.) Я ни­когда не видела, чтобы при этом рухнул дом. (Говоря о падении дома [преувеличение], Вир­джиния предлагает рассмотреть ужас, испы­тываемый Линдой по поводу последствий, которые может иметь выражение чувств ее мате­рью, в определенной перспективе.) И если ты думаешь, что тут могут пролиться слезы, мне всегда казалось, что самым добрым, вежливым и полным заботы поступком в этом случае было бы принести салфетки. (Вирджиния снова пред­лагает простой, прямой и конкретный спо­соб справиться со слезами матери Линды, причем описывает его, исходя из пресуппо­зиции, что делать это надо с добротой и лю­бовью.)

32:29 Линда (кивает): Мне тоже.

 

 

32:30 Вирджиния: Прекрасно. Итак, сейчас, когда ты смотришь на нее и можешь установить с ней контакт и пого­ворить с ней о вещах, которые кажутся тебе му­чительными и прекрасными, какие чувства это у тебя вызывает? (Сказав: «Сейчас, когда ты смотришь на нее...», Вирджиния основыва­ется на пресуппозиции, что Линда может «ус­тановить с ней контакт и поговорить с ней о вещах, которые кажутся тебе [Линде] мучи­тельными и прекрасными», и что это вызовет у нее некие чувства. Для того чтобы ответить на вопрос: «Какие чувства это у тебя вызыва­ет?» — Линда должна выполнить остальную часть инструкции. Концентрируя внимание Линды на том, что произойдет после, Вирд-

32:44 Линда:

32:46 Вирджиния:

33:00 Линда:

33:10 Вирджиния 33:10 Линда:

33:18 Вирджиния 33:19 Линда: 33:20 Вирджиния:

33:24 Линда: 33:26 Вирджиния:

жиния, тем самым, перемещает ее в процесс выполнения задания.)

Очень страшно. (Поскольку Линда выдвигает еще одно возражение, Вирджинии необходи­мо вернуться назад и поработать с ним.)

 

 

Хорошо. Прекрасно. Когда ты думаешь о страхе, какая картина перед тобой возникает? (Вирджи­ния исходит из пресуппозиции, что возникает некая картина, и даже машет рукой в возду­хе, показывая место ее локализации. Вирджи­ния спрашивает Линду о возникающей перед ней картине, а не о том, что могла бы сде­лать ее мать [модель мира].) Страх. (Вирджи­ния снова делает руками неопределенные жес­ты в воздухе.) Что за картину ты видишь, что тебе страшно?

 

 

Только... Я не вижу картины, я просто... У меня такое чувство, что... просто, наконец, стать ближе к кому-то. (Линда явным образом утверждает наличие связи между своими трудностями в отношениях с матерью и своим начальным желанием научиться устанавливать контакт и быть ближе к другим людям [0:22, 1:02].)

(кивает): Хорошо.

 

 

Эта уязвимость или это соприкосновение (Вирд­жиния кивает), или то, что я вижу, как моя мать делает что-то, чего я никогда раньше не виде­ла, — выражает другие эмоции помимо гнева.

(кивает): Хорошо. Прекрасно. Это просто страшно.

 

 

Хорошо. Это потому что это новое. (Вирджиния осуществляет рефрейминг страха, трактуя его как реакцию на новизну, а не на некую прису­щую ситуации опасность [смысловой рефрей­минг].)

Да, в наших отношениях.

Хорошо. Скажи, насколько — в данный момент времени — велики шансы (Вирджиния предпо-

33:38 Линда:

33:47 Линда: 33:49 Вирджиния:

 

 

лагает, что шансы в данный момент времени велики), что ты сможешь рискнуть и познакомить­ся с чем-то новым, чего ты никогда раньше не видела? [Встроенная команда.]

 

 

Я задавала себе этот вопрос много раз, но только в отношении моей матери. (Поскольку Линда думает об этом вопросе в отношении своей матери, значит, она все еще сопротивляется, так что Вирджиния смещает фокус внимания на саму Линду.)

 

 

33:42 Вирджиния: Хорошо, давай взглянем на тебя, поскольку это на самом деле должно происходить с тобой. (Вир­джиния снова, как она делала уже несколько раз [8:03, 15:48, 16:00, 32:46], проводит раз­личие между собственно матерью Линды и имеющимся у Линды образом ее матери [мо­дель мира].)

Я делаю... Я чувствую, что делаю это...

 

 

Посмотри на нее сейчас. (Если Линда действи­тельно делает что-то полезное с точки зре­ния ее способности устанавливать контакт с людьми, это очевидным образом проявится в процессе ролевого отыгрывания. Сказав «по­смотри на нее сейчас», Вирджиния запуска­ет процесс опытной проверки.)

...В отношениях с другими людьми. Я чувствую, будто я работаю над моими отношениями с ма­терью в отношениях с другими людьми.

 

 

33:56 Вирджиния (твердо): Это не будет тем же самым. Все дру­гие люди — это не твоя мать. (Делает жест в сто­рону «матери Линды».) Вот твоя мать. (Вирджи­ния знает, что «работа над этим в отношениях с другими людьми» не будет даже отдаленно такой значимой для разрешения негодования Линды в отношении заклятого врага ее дет­ства. Когда Линда сможет достичь разреше­ния в ситуации с матерью, она обобщит это и на все остальные близкие отношения, но не наоборот.)

33:50 Линда:

 

 

34:05 Вирджиния: Ты знаешь, о чем я вдруг подумала? Ты не лю­бишь проигрывать. (Линда смеется.) И ты дума­ешь, что если ты начнешь говорить со своей ма­терью таким образом, она победит. Это очень сильное чувство, я думаю. Есть в этих словах не­кий смысл? (Вирджиния представляет все ска­занное как свою догадку и рассматривает Линду как эксперта в области ее собствен­ных чувств.)

34:19 Линда (нерешительно): Нет, у меня нет... я не чувствую

 

 

этого. (Хотя на сознательном уровне Линда не согласна, неосознанно она произносит сло­во «чувствую» очень решительно, в то время как остальная часть предложения звучит не­уверенно, и это показывает, что в словах Вир­джинии есть некое зерно истины.)

 

 

34:24 Вирджиния: Что ты чувствуешь? (Вирджиния легко прини­мает несогласие Линды с ее догадкой и про­сто спрашивает, что именно та чувствует.)

34:31 Линда: Я думаю, я боюсь прекратить играть в прятки со

своей матерью.

 

 

34:35 Вирджиния: Хорошо. Не могла бы ты начать... давайте разыг­раем небольшую сценку и просто посмотрим, что происходит. (Вирджиния обращается к группе, приглашая их поучаствовать в том, что, по сути, является гипнотической индукцией, пол­ной обобщений [именная группа без референт­ного индекса], произносимой совершенно дру­гим тоном и с другой скоростью и обращенной к Линде.) Что я сейчас делаю, это, я надеюсь, то, что Линда так прекрасно позволяет себе де­лать, — содержание может причинить боль, но процесс... (Вирджиния делает Линде компли­мент, используя пресуппозицию «прекрасно позволяет себе делать».) Мы все, так или ина­че, носим такие вещи в себе. И процесс разре­шения себе перейти к другому образу действий — это то, что сейчас здесь происходит. (Вирджи­ния использует пресуппозицию, что в данный момент происходит «процесс разрешения

35:11 Линда:

себе перейти к другому образу действий»

 

 

[встроенная команда]. Вирджиния снова гово­рит Линде.) Вспомни, с чем ты пришла. Ты при­шла со словами: «Я иногда чувствую себя силь­ной, и я иногда чувствую себя размазней». Что я сказала — это что ощущение «размазни» прихо­дит, когда ты чувствуешь бессилие. (Обратите внимание, Вирджиния все еще фокусирует­ся на исходном результате.)

Угу.

 

 

35:12 Вирджиния: И к какому выводу я пришла относительно твоей матери — бессилие приходит, потому что ты ни­когда по-настоящему не чувствовала, что она тебя ценит.

35:17 Линда 35:18 Вирджиния 35:20 Линда:

(кивает): Угу.

Вот что я получила. Это так?

Да. Это, может быть, чрезмерное упрощение, в том смысле, что...

 

 

35:24 Вирджиния: Да что угодно. (Вирджиния прерывает Линду, удерживая ее от беспочвенного анализа. По­добное обобщение также побуждает Линду поискать примеры.)

35:26 Линда (улыбаясь): Хорошо.

 

 

35:27 Вирджиния: Просто что-то вроде твоей установки. Ты это тоже сознаешь? (Вирджиния возвращает Линде ее заявление посредством обобщения и непо­средственно вступает с ней в конфронтацию, высказав идею о том, что ее установка также является упрощением. Вирджиния исходит из этой пресуппозиции. Она не просит Линду ска­зать, так ли это, она спрашивает: «Ты это осо­знаешь?» Слово «тоже» включает в пресуппо­зицию предыдущее высказывание — «да что угодно».)







Дата добавления: 2015-09-15; просмотров: 299. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Виды сухожильных швов После выделения культи сухожилия и эвакуации гематомы приступают к восстановлению целостности сухожилия...

КОНСТРУКЦИЯ КОЛЕСНОЙ ПАРЫ ВАГОНА Тип колёсной пары определяется типом оси и диаметром колес. Согласно ГОСТ 4835-2006* устанавливаются типы колесных пар для грузовых вагонов с осями РУ1Ш и РВ2Ш и колесами диаметром по кругу катания 957 мм. Номинальный диаметр колеса – 950 мм...

Философские школы эпохи эллинизма (неоплатонизм, эпикуреизм, стоицизм, скептицизм). Эпоха эллинизма со времени походов Александра Македонского, в результате которых была образована гигантская империя от Индии на востоке до Греции и Македонии на западе...

Основные структурные физиотерапевтические подразделения Физиотерапевтическое подразделение является одним из структурных подразделений лечебно-профилактического учреждения, которое предназначено для оказания физиотерапевтической помощи...

Почему важны муниципальные выборы? Туристическая фирма оставляет за собой право, в случае причин непреодолимого характера, вносить некоторые изменения в программу тура без уменьшения общего объема и качества услуг, в том числе предоставлять замену отеля на равнозначный...

Тема 2: Анатомо-топографическое строение полостей зубов верхней и нижней челюстей. Полость зуба — это сложная система разветвлений, имеющая разнообразную конфигурацию...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия