Студопедия — Ислам в Волжской Булгарии и Казанском ханстве в IХ − середине ХVI вв.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Ислам в Волжской Булгарии и Казанском ханстве в IХ − середине ХVI вв.






Со времен Волжской Булгарии, Золотой Орды, Казанского ханства не сохранилось большого количества письменных источников (известны единицы, в большинстве литературные) и поэтому арабо-персидские сочинения (Х–ХVI вв.) являются главным источником общественно–политической мысли булгаро-татар. Единственный известный науке булгарский письменный источник домонгольского периода под названием «Большой тирйак» (1220–21гг.) – труд по медицине, принадлежит перу Таджаддина Булгари, оказавшемуся волею судеб в Мосуле (Ирак).

Арабо-персидские источники X–XII вв. (ал-Истахри, Ибн Хаукал, анонимный автор персидского сочинения «Худуд ал-алам», ал-Гарнати) свидетельствуют о том, что уже с 922 года – даты официального принятия ислама булгарами – большинство жителей Волжской Булгарии называли себя мусульманами. С этого времени ислам становится государственной религией булгар. Ал-Гарнати пишет о том, что булгары исповедовали суннитский ислам ханафитского толка...

Характерной чертой принятия ислама в Волжской Булгарии было то, что мусульманская религия с самого начала распространения преломлялась на местной почве. Культово–обрядовые нормы ислама входили в быт и сознание булгаро-татарского народа, переплетаясь с некоторыми устоявшимися языческими традициями и обычаями. Например, тот факт, что булгарский правитель малик Алмас объявил себя наместником Бога на земле, свидетельствует скорее о влиянии языческого культа правителя, чем о мусульманском влиянии...

С Х века в Волжской Булгарии руническая графика была заменена арабской. Арабский язык стал языком науки и религии. Открываются мектебе и медресе. Официальное принятие ислама способствовало установлению тесных контактов не только с Ближним, но и Средним Востоком. Поскольку IХ–ХII века принято считать эпохой расцвета арабо-мусульманской философии, которая в это время, как считают некоторые авторы занимает даже ведущее положение в мировой духовной культуре, уже постольку можно судить о достаточно высоком уровне цивилизации Волжской Булгарии, так как в Средневековье влияние арабо-мусульманского мира на все сферы жизни булгарского общества было значительным.

Благодаря торговле в Волжской Булгарии распространялась письменная литература, ибо базары в Средней Азии, куда ездили булгарские купцы и шакирды являлись и центрами книжной торговли. Например, на бухарском базаре можно было купить рукописные книги на арабском, тюркском, дари и других языках. У книжных лавок встречались ученые и поэты, вели беседы, давали наставления ученикам мударрисы...

Булгарские ученые, возвратившись на родину, писали свои труды по образцу восточных авторов, составляли к их произведениям комментарии, распространяли их религиозно-философские идеи в Поволжско–Уральском регионе. Так, Бурханаддин ал-Булгари (ум. 1204) составил комментарии к книгам самаркандских и несефских ученых. Известно также его собственное сочинение под названием «Рисала» (Трактат).

Энциклопедичность средневековых арабо-мусульманских авторов характерна и для мыслителей Волжской Булгарии. Упомянутый Бурханаддин ал-Булгари известен своими трудами по фармакологии, риторике и религии.

В ХIII веке Булгар – столица Волжской Булгарии, имевшая известные на Востоке медресе, становится одним из лучших мусульманских культурных центров. Сюда стремятся для продолжения образования и восточные ученые. Арабский историк XV века…

Как и в странах арабо-мусульманского мира, у булгар была развита вычислительная математика, так необходимая в торговле, строительстве, ремесленном деле. Археологические раскопки в городах Биляре и Суваре свидетельствуют о применении булгарами сложных математических расчетов, включая геометрию и тригонометрию.

Развитие астрономических знаний стимулировала сама мусульманская религия, многие обряды которой требовали точного соблюдения сторон света и времени года, определения конкретных дат. Булгарские мечети построены с соблюдением киблы – направления на Мекку: михраб – ниша в стене, обращенной в сторону Мекки, находится в юго-западной части, а минарет – в северной. Булгарские мусульманские погребения поражают точностью ориентировок, нередко до одного градуса.

Турецкий библиограф ХVII века Хаджжи Халифа пишет о развитии астрономии у булгар. Он сообщает, что некий булгарский ученый произвел астрономические наблюдения на севере в 700 верстах от Булгара.

В Волжской Булгарии высокого уровня развития достигла и медицина. Булгарам были известны природные лекарства: различные виды растений и камни. В Афганистане, Северной Индии, части Ирана с давних времен в лечебной практике использовалась мазь «чарме-и булгхар» (булгарская кожа) против кожных болезней и главным образом при тяжелых ранениях. На развитие медицинских знаний булгар бесспорное влияние оказала «Книга исцеления» Ибн Сины.

Самыми распространенными сочинениями в Волжской Булгарии были труды по религиозным дисциплинам: комментарии к Корану, книги по фикху, сборники хадисов.

Один из неразрешенных вопросов для булгар – об этом велись споры среди имамов и мударрисов вплоть до ХХ века – был связан с краткостью ночи летом и дневного света зимой и вследствие этого, затруднительностью совершения пятого намаза – ясту, который совершался после заката солнца, когда наступают полные сумерки...

Волжская Булгария к середине ХIII века стала одной из самых исламизированных стран. По этому поводу Гильом де Рубрук писал: «Эти булгаре – самые злейшие саррацины, крепче держащиеся закона Магометова, чем кто-нибудь другой».

В 1236 году Волжская Булгария перенесла величайшую катастрофу – монгольское нашествие. Многие города Булгарии были разрушены. Тем не менее, булгары быстро восстановили разрушенное, а последующая политика Золотой Орды способствовала процветанию Волжской Булгарии. Волжская Булгария, несмотря на то, что после монгольского завоевания была включена в состав Золотой Орды, обладала некоторой автономией. Булгария в золотоордынский период сохраняла свое имя, свои города, правителей и экономику; даже монетное дело следовало булгарской традиции чеканки, не испытывая монгольского влияния[. Во многом благодаря исламу формируется этническое самосознание булгар. С этого времени ислам перестал быть религией интеллектуальной элиты, сделавшись религией народных масс...

Особо следует сказать о булгаро-татарском населении, которое компактно проживало не только в Среднем Поволжье, но и на Урале, юго–западных регионах Сибири. После монгольского нашествия, на волне миграционных процессов, ислам получает достаточно широкое распространение и на Урале, и в районах Сибири…

Волжская Булгария, оправившись после монгольского завоевания в период конца ХIII–XV веков являлась автономной частью Золотой Орды – государственного образования, занимавшего громадную территорию: от реки Иртыш и западных предгорий Алтая на востоке и до низовьев реки Дунай на западе, от Булгара на севере – до кавказского Дербентского ущелья на юге.

В начале ХIII века золотоордынцы приняли ислам, что способствовало образованию единого культурного поля, которое не могли разделить ни политические, ни расовые, ни языковые барьеры. Веротерпимость была присуща государственному и общественному строю Золотой Орды. В Сарае были как христианские, так и иудейские храмы. Также и в общественной жизни Волжской Булгарии была полная веротерпимость, которая находилась в соответствии с торговыми наклонностями булгар.

Если создателями золотордынского государства в основном была монгольская знать чингизидов, ассимилированная вскоре местным населением, то его этническую основу составили тюркоязычные племена Восточной Европы, Западной Сибири и Арало-каспийского региона: кипчаки, огузы, волжские булгары, маджары и другие. Золотая Орда была не только страной кочевников. Этот еще и оседлое, земледельческое, городское общество.

Центром духовной и материальной культуры была столица государства – Сарай. Арабский путешественник XV века Ибн Арабшах писал: «Сарай сделался средоточием науки и рудником благодатей, и в короткое время в нем набралась (такая) добрая и здоровая доля ученых и знаменитостей, словесников и искусников, да всяких людей заслуженных, какой подобная не набиралась ни в многолюдных частях Египта, ни в деревнях его»...

Таким же средоточием науки и культуры был в то время Булгар, ставший как бы северной столицей Золотой Орды, который арабский путешественник ХIV века ал-Омари назвал «одним из известных городов Улуса Джучи».

Принятие ислама в Золотой Орде дало большой импульс для развития городов и городской культуры, послужило причиной распространения арабской письменности и литературы. В Золотой Орде получили широкое распространение творения Фирдоуси и Рудаки (Х в.), ал-Маари и Омара Хайяма (ХI в.), Аттара и Низами (ХII в.), Руми и Саади (ХIV в.), многие из которых были энциклопедистами: математиками, астрономами и поэтами.

Их сочинения вдохновляли тюркских поэтов и ученых на создание своей тюрко-татарской литературы (в равной степени тюрко–узбекской, тюрко-туркменской, тюрко-киркизской, тюрко-казахской), получившей высокое развитие в ХIV веке – в эпоху могущества Улуса Джучи. Именно в этот период были написаны такие памятники средневековой тюрко-татарской литературы как поэмы «Гулистан би-т-тюрки» Сайфа Сараи, «Хосров ва Ширин» Кутба, «Мухаббат-наме» Хорезми, «Джумджума султан» Xусама Катиба, «Кысса-и Рабгузи» поэта Рабгузи, прозаическое произведение «Нахдж ал-фарадис» Махмуда ал-Булгари.

Некоторые из этих произведений, а именно, «Хосров ва Ширин» и «Гулистан би-т-тюрки» являются творческими переводами одноименных поэм Низами и Саади. Вместе с тем, поэмы Кутба и Сараи были созданы как вольные переводы, проникнутые духом тюркского мира, больших городов и просторных степей. Если в поэмах Сараи и Кутба воспеваются такие общечеловеческие качества как справедливость, скромность, верность, то поэма Рабгузи посвящена описанию жизни и деятельности пророков от Адама до Мухаммада. В «Нахдж ал-фарадис» Махмуда ал-Булгари рассказывается о жизни пророка Мухаммада и четырех праведных халифов, описываются морально–этические нормы жизни мусульман, перечисляются положительные и отрицательные качества людей.

Все эти произведения свидетельствуют о достаточно высоком для своего места и времени уровне развития письменной литературы тюрко–татар и в целом духовной культуры Золотой Орды, являясь ценнейшими источниками средневековой восточной литературы и философии...

Ислам в золотоордынский период прочно занял определяющее место в булгаро-татарском обществе. Этому способствовало и то обстоятельство, что в правление хана Узбека (1312–1342) ислам стал играть ведущую идеологическую роль в духовной жизни Золотой Орды, хотя был официально принят еще в ХIII веке при хане Берке (дата правления 1256–1266).

О тесных культурных, экономических, политических связях Золотой Орды и Египта свидетельствует факт обмена ими в течение двух столетий более пятидесятью посольствами. Этому способствовало не только единство религии, но и то, что в Египте к власти пришла тюркская династия мамлюков (1250–1517), которая привлекала на берега Нила тюрок, в частности, в качестве переводчиков. Связи между Египтом и Золотой Ордой, с одной стороны, создали благоприятные условия для проникновения духовного наследия мусульманского Востока в Поволжье. С другой стороны, культура Золотой Орды проникала в Египет.

Известно о посольстве булгар в 1330–31 гг. к египетскому султану ан–Насиру с просьбой прислать царю булгар меч и знамя победы над врагами. Это посольство еще раз свидетельствует об известной автономии Булгарии в составе Золотой Орды.

Примерно с середины XV века, после распада Золотой Орды на отдельные ханства, исторический процесс формирования татарского народа, его духовной и материальной культуры вновь протекает в условиях самостоятельного государства, центром которого становится Казань. Возникновение Казани татарский историк Ш. Марджани относит к булгарскому периоду. Казанское ханство одновременно является продолжением и Волжской Булгарии и Золотой Орды.

Источники свидетельствуют, что первым правителем Казанского ханства был золотоордынский хан Улуг-Мухаммад (по другим сведениям его сын Махмутек), пришедший к власти в 1445 году. В формировании Казанского ханства прослеживается непосредственная преемственность с булгарским государством. Эту мысль подтверждают археологические раскопки, археографические данные, она глубоко отложилась в народной памяти: в татарских легендах, баитах.

Образ жизни народов в Казанском ханстве был почти такой же, как в Волжской Булгарии. «Казанское государство выступило на поприще исторической жизни сразу в виде зрелого организма, с прочно сложившимися бытовым и культурным укладом; оно совершенно не знало стадии постепенного формирования, и это явление может быть объяснено лишь древностью его населения и преемственностью культуры и расы».

Казанское ханство обладало достаточно развитой для своего времени материальной и духовной культурой. Широкое распространение получили строительное дело, архитектура, различные ремесла, чеканились монеты. В источниках сохранились сведения о знаменитой соборной восьмиминаретной Нуралеевой мечети, о которой писал еще Марджани. Русский историк М. Худяков предположил, что она явилась прообразом для московского храма Василия Блаженного, сооруженного в 1555–60 гг. в честь взятия Казани.

Ислам в Казанском ханстве остается государственной религией, имеет распространение не только среди элиты, но и среди массы простого татарского населения. Муллам принадлежало почетное место в государстве, их было очень много. Глава мусульманского духовенства избирался из числа сейидов, то есть потомков пророка Мухаммада [мнимых]. Сейидов могло быть несколько человек, тогда как глава духовенства был один (мог быть и сейид), который считался вторым лицом после хана и «в моменты междуцарствия, в силу своего высокого положения, обычно становился во главе временного правительства». Сейиды принимали участие в процедуре престонаследия, принятия ханом присяги, в подготовке договоров с другими государствами, в воинских делах, дипломатической деятельности. Кроме сейидов из мусульманского духовенства в Казанском ханстве, подобно духовным лицам Волжской Булгарии, были: шейхи (проповедники), муллы и имамы (лица совершающие богослужения в культовых зданиях), дервиши (аскеты), хаджжи (верующие, совершившие паломничество в Мекку), хафизы (знающие наизусть Коран).

Мусульманское духовенство отвечало за систему образования населения. В Казани были многочисленные мектебы (начальная конфессиональная школа), медресе (средняя конфессиональная школа), наиболее известное – медресе Кул-Шерифа, библиотеки. Грамотность даже среди простого народа была достаточно высокой и считалась обязательной для духовенства, чиновников правительства, феодалов и купцов. Применялась письменность на арабской графике.

Казанское ханство отличалось полной веротерпимостью, характерной для Волжской Булгарии и Золотой Орды. Об этом свидетельствует наличие в Казани христианского храма – армянской церкви, не навязывание мусульманской религии насильственным путем язычникам–соседям, «которые при постоянном общении с более культурными татарами, невольно воспринимали их привычки, обычаи, верования и религиозные представления»...

В XV–ХVI веках политические и культурные связи Казанского ханства с арабо-мусульманским Востоком становятся еще интенсивнее. В это время некоторые представители тюркских народов, в том числе и татары, обучались и даже преподавали в мусульманских учебных заведениях.

Ислам в XV–ХVI вв. как государственная религия играл главенствующую роль в культурной, идеологической жизни булгаро-татарского общества, регламентируя все стороны его жизнедеятельности. Ислам этого периода был традиционным, с некоторыми местными привнесениями, не влиявшими на его догматику. Ислам в первое время проникновения в Волжскую Булгарию являясь, в основном, религией интеллектуальной элиты, к середине ХVI века становится религией народных масс.

Ислам периода преследования – (1552 1788 гг.)

…После завоевания Казани ислам из государственной религии превращается в преследуемую. Основные принципы колонизаторской политики царского правительства сводились к уничтожению татарской национальной культуры, языка и литературы, подавлению этнического самосознания, лишению политических и экономических прав. Поэтому царизмом проводится политика христианизации татарского населения. В 1555 году в Казани учреждается особая епархия во главе с архиепископом Гурием, задачей которой и являлось крещение татар, чувашей, мари и других народов края. Во многих татарских деревнях были разрушены мечети, разогнаны муллы. Мусульманское духовенство было разорено, но не сломлено. Естественной реакцией на эту идеологию и практику стало усиление в жизни татар-мусульман религиозного начала как духовного фактора сохранения своей самобытной культуры и этноса. Поэтому татары, как правило, отказывались креститься. Если в ХVI веке миссионерам удалось создать более или менее значительные группы крещеных татар, то впоследствии новокрещенные быстро вернулись к исламу, а вместе с ними и часть окрестившихся ранее.

С разрушением государственности у татар, естественно, пропали ее различные инфраструктуры: военные, политические, идеологические. Ислам после 1552 года перестал существовать как государственная религия, но его идеология сохранилась в форме индивидуальной практики, которую регламентировали муллы, выбираемые общинами татар. При этом роль религии, по сравнению с предыдущим этапом возросла...

В этот период ислам выполняет «охранительную функцию» для татарского народа. С помощью ислама татарам удается сохранить себя как этнос и не раствориться в массе христианского, русского народа.

Вся вторая половина ХVI и начало ХVII веков отмечены многочисленными выступлениями и восстаниями татар за восстановление независимого государства (1552–1558, 1571–1574, 1582–1584). Самыми значительными были: восстание муллы Батырши (Абдулла Галиев) в 1755 году и участие татар в Пугачевском восстании (1773–75 гг.)…

Цель восстания Батырша изложил в воззвании, которое написал весной 1755 года и распространил среди татаро-башкирского населения. Однако восстание, едва начавшись, провалилось. Батырша был схвачен, заключен в Шлиссельбургскую крепость, где написал свои знаменитые письма императрице Елизавете Петровне, которые так и остались без ответа. Не выдержав тюремного заточения, он бросился на караул и умер от разрыва сердца. Восстание, проходившее в Уфимской и отчасти в Казанской губерниях, было жестоко подавлено правительством...

В воззвании Батырша усматривал бедственное положение мусульман в отсутствии «обновления» религии, которую надо было возобновить, освободить от порчи. Он призывал обратиться к наследию пророка и его последователей и таким образом решить проблему. Тем самым, Батырша объективно выступал в духе зарождающегося татарского религиозного реформаторства: необходимо отбросить позднесредневековые схоластические толкования религии, обратившись к временам Мухаммада и его сподвижников. В письме к царице Елизавете Петровне Батырша выступал за признание ислама со стороны властей, прекращение преследования религии, надеясь на добрую волю просвещенного монарха.

Результаты восстания возымели действие: указы правительства от 27–28 сентября 1755 года гласили о прекращении взыскания налогов за новокрещенных, об удалении казанского архиерея Луки Канашевича, передаче служивых татар из губернской канцелярии в распоряжение адмиралтейской конторы. Правительство хотело успокоить мусульман Поволжья и Приуралья. Однако спокойствие продолжалось недолго. Уже в 1760 году начал проповедовать свое учение мулла Мурад, а в 1773–75 гг. 85 тысяч татар участвовало в Пугачевском восстании, поскольку объявивший себя русским царем Петром Федоровичем Пугачев обещал всем нерусским народам самые широкие привилегия. Мусульманам, в частности, было обещано признание ислама, освобождение от непосильных налогов, местное самоуправление.

Эти восстания окончательно убедили царские власти в бесперспективности политики христианизации, ассимиляции «инородцев». Екатерина II пошла на уступки: 1776 – купечество получает право торговли по всей России, в 1782 году создан орган самоуправления мусульман – Казанская татарская Ратуша, 1784 год – мурзы уравниваются в правах с русским дворянством, 1788 год – указ об учреждении Оренбургского Магометанского Духовного собрания мусульман в Уфе. Все эти привилегии, в основном, касались татарской элиты: дворянства и духовенства. Екатерина II надеялась с помощью материальных благ привлечь на свою сторону наиболее образованную часть татарского общества и таким образом нивелировать выступления большей части населения. Для простого народа почти ничего не изменилось. Правда, возможность свободно осуществлять мусульманскую культово–обрядовую деятельность было шагом вперед по сравнению с предыдущей политикой христианизации. Тем не менее, создание Духовного собрания мусульман было на пользу правительству, так как позволяло контролировать многочисленное мусульманское население России: муфтий и три кади (мусульманские судьи) назначались властями и получали жалованье от государства и потому, в основном, проводили угодную правительству политику.

Хотя ислам в 1552–1788 гг. являлся преследуемой религией, его социальная значимость для общества возросла: в тяжелые времена он способствовал консолидации татарского этноса, помогая сохранению его духовного мира.

 

 


[1] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 3. – С. 245.

[2] «Миддлтаун» - социологическое исследование среднестатистического американского города, проведенное супругами Линдт в 1920-х гг. – Прим. сост.

[3] Единственным исключением являются частные и временные привычки, соответствующие элементам культуры, находящейся в процессе умирания или искоренения. – Прим. авт.

[4] Культура приносит удовлетворение, естественно, не в абсолютном, а в относительном смысле. Например, для раба подчинение и тяжелый подневольный труд, соответствующие его статусу, фактически не представляют собой ничего приятного; однако по сравнению с мучительной альтернативой телесного наказания или казнью за бунтарское поведение соблюдение культурных требований, предъявляемых его статусом, может давать ему удовлетворение или «подкрепление». Сельскохозяйственные работы тоже не могут сами по себе доставлять удовольствие, но обеспечивают удовлетворение, поскольку приносят то или иное вознаграждение, например, пищу. – Прим. авт.

[5] Культурный паттерн — культурный образец, шаблон. - Прим ред.

[6] Остров у юго-восточного побережья Австралии.

[7] Государственное образование в Западной Африке XVI-XIX вв. (сейчас территория Нигерии).

[8] Центральным для архаического сознания является представление о душе (духе). Архаический человек считает, что всякое живое существо обладает душой (собственно жизнь и есть душа). Душа живет в своеобразном «домике» (например, душа человека - в теле, душа дерева - в его стволе и т. д.) и никогда не умирает. Во время сна, болезни, после смерти и в ряде других случаев душа выходит из своего дома и может поселиться в другом доме (могиле, рисунке, скульптуре и т. д.).

[9] Жизнь.

[10] В пьесе У. Шекспира «Буря» герой, отличавшийся уродством. Калибан разбил зеркало, увидев в нём своё отражение. – Прим. сост.

[11] Из многих значений глагола filer здесь обыгрывается по крайней мере три: «следить» (ср. в русском языке филёр); «тянуть», «подтягивать» (о петле на чулке); «плести», «вплетать» (например, в тексте: une metaphore filee - сквозная метафора). - Прим. перев.

[12] В подлиннике обыгрывается второе значение глагола renverser «выворачивать наизнанку». - Прим. ред.

 

[13] Эпоха объединения Германии при Бисмарке. – Прим. пер.

[14] Императив – повеление, приказ. – Прим. сост.

[15] Мана – особая сверхъестественная сила в мифологии народов Меланезии и Полинезии. – Прим сост.

[16]
[16] Фонвизин Д.И. Собр. соч.: в 2 т. Т. 1. – М., Я., 1959. – С. 273.

[17]
[17] Слонимский Ю.Балетные строки Пушкина. – Л., 1974. – С. 10.

[18]
[18] Здесь речь идет об английской мужской моде: французские женщины и мужчины…. Моды строились как взаимно соответственные – в Англии каждая из них развивалась по собственным законам.

[19]
[19] Противопоставление этих двух видов бунта Оскар Уайльд позже положил в основу «Портрета Дориана Грея»

[20]
[20] После 90-х годов XVII в. такие ботфорты получили название a la Souvoroff в честь вошедшего тогда в Англии в моду Суворова.

[21]
[21] Цитируем первоначальный текст. В дальнейшем первая строка была: «Красавцы молодые».

[22]
[22] Теоретик дендизма столь же редко бывает денди в своем практическом поведении, как теоретик литературы – поэтом.

[23]
[23] Памятник русского права. Вып. 8. Законодательные акты Петра I. – М., 1961, С. 459-460.

[24]
[24] «Грамота» от 21 апреля 1787г., ср.: «Наказ», статья 482.

[25]
[25] Истоки подобного поведения заметны уже в Петербурге в 1818-1820 годы. Однако серьезных поединков у Пушкина в этот период еще не отмечено. Обидевшись на Пушкина за эпиграмму «За ужином объелся я..» (1819), Кюхельбекер вызвал его на дуэль. Пушкин принял вызов, но выстрелил в воздух, после чего друзья примирились. Дуэль с Кюхельбекером не воспринималась Пушкиным всерьез.

[26]
[26] Предположение же Вл. Набоковым о дуэли с Рылеевым все еще остается поэтической гипотезой.

[27]
[27] По другим правилам, после того, как один из участников дуэли выстрелил, второй мог продолжать движение, а также потребовать к барьеру. Этим пользовались бретеры.







Дата добавления: 2015-09-15; просмотров: 1328. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Приложение Г: Особенности заполнение справки формы ву-45   После выполнения полного опробования тормозов, а так же после сокращенного, если предварительно на станции было произведено полное опробование тормозов состава от стационарной установки с автоматической регистрацией параметров или без...

Измерение следующих дефектов: ползун, выщербина, неравномерный прокат, равномерный прокат, кольцевая выработка, откол обода колеса, тонкий гребень, протёртость средней части оси Величину проката определяют с помощью вертикального движка 2 сухаря 3 шаблона 1 по кругу катания...

Неисправности автосцепки, с которыми запрещается постановка вагонов в поезд. Причины саморасцепов ЗАПРЕЩАЕТСЯ: постановка в поезда и следование в них вагонов, у которых автосцепное устройство имеет хотя бы одну из следующих неисправностей: - трещину в корпусе автосцепки, излом деталей механизма...

Типовые ситуационные задачи. Задача 1.У больного А., 20 лет, с детства отмечается повышенное АД, уровень которого в настоящее время составляет 180-200/110-120 мм рт Задача 1.У больного А., 20 лет, с детства отмечается повышенное АД, уровень которого в настоящее время составляет 180-200/110-120 мм рт. ст. Влияние психоэмоциональных факторов отсутствует. Колебаний АД практически нет. Головной боли нет. Нормализовать...

Эндоскопическая диагностика язвенной болезни желудка, гастрита, опухоли Хронический гастрит - понятие клинико-анатомическое, характеризующееся определенными патоморфологическими изменениями слизистой оболочки желудка - неспецифическим воспалительным процессом...

Признаки классификации безопасности Можно выделить следующие признаки классификации безопасности. 1. По признаку масштабности принято различать следующие относительно самостоятельные геополитические уровни и виды безопасности. 1.1. Международная безопасность (глобальная и...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия