Глава 8. Институциональные изменения и функционированиеэкономики....................................................................... 181 8.1. Институциональные изменения: понятие и причины. Теория институциональных изменений Д. Норта.................................. 181 8.2. Проблема безбилетника...................................................................... 184 8.3. Типы институциональных изменений................................................... 186 8.4. Факторы, формирующие направление институциональных изменений.................................................................................................. 188 8.5. Теория институциональных изменений Д. Норта................................. 189 8.6. Институциональные изменения и экономический рост...................... 191 Ключевые слова........................................................................................ 192 Вопросы и задания.................................................................................... 192 Глава 9. Институциональная экономическая теория: истоки и развитие................................................................................ 193 9.1. Неоклассическая экономическая теория как методологическая основа институционального анализа... 193 9.2. Традиционный (старый) институционализм......................................... 195 9.3. Основные представители старого институционализма...................... 196 9.4. Новый институционализм (неоинституционализм)............................. 199 9.5. Сравнение старого и нового институционализма................................ 200 9.6. Представители неоинституционализма................................................ 201 9.7. Основные принципы неоинституциональной экономической теории.............................................................................. 203 9.8. Ключевое расхождение между новой институциональной экономической теорией и неоинституциональной экономической теорией 207 Ключевые слова........................................................................................ 208 Вопросы и задания.................................................................................... 208 Глоссарий................................................................................................................. 210 Список рекомендуемой литературы............................................................... 213 Приложение.............................................................................................................. 214 ПРЕДИСЛОВИЕ Предлагаемое учебное пособие представляет собой краткий фундаментальный вариант курса «Институциональная экономика», соответствующий Государственному стандарту ВПО, утвержденному Министерством образования и науки Российской Федерации. Институциональная экономика — одно из наиболее популярных направлений в исследованиях современной экономической науки. Акцент на исследовании роли институтов в экономическом развитии с середины XX в. связан с критикой неоклассической экономической теории, игнорировавшей неэкономическую среду, в которой индивиды принимают решения. Неоклассическая экономическая теория делает акцент на непосредственном производстве, а институциональная экономическая теория — на организационных отношениях, которые сопутствуют производству и проникают в него. Это отношения между и внутри фирм (или организаций), связанные с приобретением всех необходимых факторов производства (сырья, материалов, оборудования, рабочей силы, зданий и т.д.) и с реализацией произведенного продукта. Это и есть «конек» институциональных экономических отношений. Совокупность институтов порождает новую форму отношений между людьми, так называемые институциональные экономические отношения. Именно поэтому в политических программах и в текстах экономических стратегий появились такие словосочетания, как «институциональные реформы», «выращивание» или «трансплантация» институтов, «институциональные ловушки» и даже «институциональное проектирование». В связи с этим курс «Институциональная экономика» стал составной частью профессиональной подготовки студентов экономических специальностей. В результате обобщения опыта преподавания данного курса в высших учебных заведениях России и зарубежных стран подготовлено оригинальное издание, раскрывающее диалектику институциональной теории и ее проявление в практике. Институциональная экономика не ограничивается изучением формальных институтов, т.е. установленных государством, принуждаю- щим к их соблюдению. Она уделяет внимание также и неформальным правилам, направляющим повседневную деятельность людей и менее заметным для исследователя. Многие правила нигде не записаны, однако люди следуют им и следят за тем, чтобы и другие также их соблюдали. Многие договоренности являются неявными, подразумеваемыми, но тем не менее соблюдаемыми в процессе хозяйственного оборота. Институциональная экономика дает свое объяснение тому, почему люди, не понуждаемые государством, соблюдают этот порядок, а также выявляет условия, при которых это становится возможным. Формирование и ускоренное развитие рыночной экономики в России вопреки логике традиционного экономического развития диктует необходимость «перезагрузки» глубокого знания объективных микро- и макрозакономерностей и тенденций развития экономики в условиях как развитых, так и развивающихся систем на уровень субъективного, или институционального, анализа. Учебное пособие нацелено на формирование институционального мышления. Знания, которые предлагает институциональная экономика, позволят лучше понять, как функционирует экономика развитых стран в XXI в. Научить студентов понимать проблемы институциональной экономики и их влияние на экономическое развитие — одна из основных задач предлагаемого учебного пособия. К настоящему времени известны работы как иностранных (Дж. Акерлоф, А. Алчян, Г. Демсец, Р. Коуз, Д. Норт, О. Уильямсон, Т. Эггертсон и др.), так и отечественных ученых: А. Аузан, Я.Р. Капелюшников, Я. Кузьминов, Д. Львов, Р. Нуреев, М. Одинцова, А. Олейник, А. Скоробогатов, В. Тамбовцев, Е. Шаститко и другие. Тем не менее проблемы институциональной экономики еще остаются в разработке, особенно относительно российской экономической практики. Работы вышеперечисленных авторов помогли кратко изложить и структурировать данное учебное пособие для студентов с учетом программы для бакалавров. Основная задача книги — привить навыки работы с основными категориями, используемыми в рамках новой институциональной теории, и ознакомить с ключевыми проблемами в данной области. Кроме того, показать, как институты влияют на динамику и результаты экономического развития, а также на эффективность размещения ресурсов и рост благосостояния отдельных участников обмена. Данное учебное пособие посвящено анализу основ институциональной экономики, и прежде всего ее фундаментальных проблем.
Рассматриваются институты (формальные и неформальные) с позиции их определения, значения, функций, а также ситуации, в которых возникают институты: дилеммы заключенных, координации, неравенства. Раскрыты такие понятия, как институциональная структура общества, институциональный анализ, институциональная экономика. Это позволило показать связь между институтами и трансакционными и трансформационными (производственными) издержками, рассмотреть права собственности, контракты, организации и формы их взаимодействия с институтами. Предмет последующего изложения — объяснение государства как института. Далее исследуется влияние институтов и институциональных изменений на функционирование экономики и экономический рост. В заключение предлагается анализ неоклассической экономической теории, критика ее институционалистами, излагается различие между традиционным (старым) и новым институционализмом. По существу предлагаемое издание — это краткое изложение курса институциональной экономики. Здесь есть все то, что и в учебниках, где дано более подробное его изложение. В данной книге нет ни одного лишнего слова, только самое главное, поэтому она доступна для студентов различной профессиональной подготовки. Приобретенные знания должны расширить понятийный аппарат экономического анализа с точки зрения институционального подхода; сформировать навыки осуществления элементарного институционального анализа. Усвоение институциональной экономики необходимо для дальнейшего углубленного изучения экономической теории в ее взаимосвязи с вопросами экономической политики и общественного развития. Структура учебного пособия состоит из анализа теоретических проблем институциональной экономики, дается общая характеристика основного ее содержания, рассматриваются фундаментальные вопросы вкупе с проблемами современной России. Книга содержит достаточно материала для подготовки бакалавра и специалиста. Для изучения курса «Институциональная экономика» необходимо предварительно ознакомиться с такими дисциплинами, как «Микроэкономика», «Макроэкономика», «История экономических учений», «Основы правоведения», «Социология», «Политология», а также желательно знакомство с основами теории игр. Данное учебное пособие стало результатом многолетнего опыта преподавания экономической теории в ведущих вузах. Целью предлагаемого учебного пособия является научить студентов понимать организационные проблемы, возникающие в экономике при взаимодействии людей, и находить возможные способы их решения, основанные на использовании формальных правовых инструментов и неформальных механизмов. Автор благодарит всех авторов, посвятивших свои исследования проблемам институциональной экономики, и, конечно, особенно тех, кто творчески, глубоко и продуманно изложил их в учебной литературе. Надеюсь, что данное учебное пособие также внесет определенную лепту в познание институциональной экономики. Удачи! Автор
ГЛАВА 1 ИНСТИТУТЫ. ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ 1.1. Институт: понятие. Институциональные экономические отношения Что такое институт в институциональной экономической теории? Сразу оговоримся: это совсем не обязательно образовательное учреждение. Это другое понятие. И оно весьма сложное. Можно выделить несколько определений института. Θ Институты — правила поведения (игры) людей в эконо- мике и обществе. Институты — контракты или соглашения, так как они являются разновидностью правил поведения. Институты — организации, например фирму институционалисты трактуют как сеть контрактов. Институты — законы, указы, директивы, постановления, те. механизм координации и стимулирования поведения людей, обеспечивающий порядок в их взаимодействии в экономике и обществе. Институты — всякий способ сознательной организации трансакций (сделок), будь то контракты, организации или рыночный механизм. Итак, мы подошли к развернутому определению института. Θ Институт (institution) — набор формальных или не- формальных ограничений, включая механизмы, обеспечивающие их соблюдение. Эти ограничения, по существу, являются правилами игры, цель которых — направлять индивидуальное поведение в социально-значимое поведение[1]. Институты определяют и ограничивают набор альтернатив, которые имеются у каждого человека. Примеры: собственность, денежная система, государство, фирма, опека, брак и т.д. Наиболее распространена классификация правил поведения, введенная американским ученым, лауреатом Нобелевской премии Дугласом Нортом: конституционные (или политические) правила, фиксирующие иерархическую структуру государства, определяют структуру принятия решений и в явной форме отмечают, как осуществляется контроль за перечнем вопросов, подлежащих решению; экономические правила, являющиеся основой возникновения прав собственности, имеют своим продуктом не только права, но и обязанности, поскольку в процессе взаимодействия одни агенты должны соблюдать права других; правила контрактации, определяющие способы, порядок и условия заключения и реализации контрактов (договоров). Поскольку институты охватывают кроме экономических и другие отношения, то институциональная теория как бы соединяет экономическую и общественные науки, такие как социология и политология. В этом аспекте институциональная теория является важным шагом в сторону интегрального анализа экономического и общественного развития. Объектом нашего изучения, конечно, будут экономические институты. Θ Институты создаются людьми. Они их развивают и изменя- ют. Возникает вопрос: институты, институциональная экономика — это объективные или субъективные процессы? В классической экономической теории отношения между людьми по поводу создания благ рассматривались как объективные, т.е. от воли и сознания человека не зависящие. Не будем этот вопрос обсуждать. Это доказано гениальным ученым-экономи- стом К. Марксом. Согласимся, что это так. Но права собственности, властные распоряжения и т.д. — зависят от человека. Таким образом, можно утверждать, что институциональная экономика субъективна, хотя и отражает объективные отношения. Поскольку институциональная сущность субъективна, ее всегда следует изучать от первого лица. Институциональные факты существуют только с точки зрения индивида, и поэтому следует мысленно вжиться в институт, чтобы понять и изменить его, если этого требует реальная жизнь. На основе правил поведения возникли правовые нормы, сформировались механизмы контроля над их соблюдением и защиты с целью организации взаимоотношений между людьми на разных уровнях: экономическом, социальном, политическом. Правила (институты) в широком смысле слова аналогичны правилам игры в командных спортивных играх. Институты состоят из формальных правил и неформальных (кодексов поведения), которые лежат глубже формальных правил и дополняют их. Например, в спортивной игре формальные правила и неформальные (кодексы) образуют в совокупности весь характер игры. Некоторые команды добиваются успеха, постоянно нарушая правила и таким образом устрашая противника (и имеют соответствующую репутацию). Насколько результативна такая стратегия — это зависит от эффективности контроля над соблюдением правил и суровости наказания. Иногда кодексы поведения — честное спортивное соперничество — удерживают игроков в рамках правил, даже если нарушения сулят им успех в игре. Точно так же и в экономике. Многие агенты рыночной экономики нарушают формальные правила, так как эти нарушения дают возможность «больше заработать». И нередко они не наказываются за такие нарушения. Например, торговля продуктами питания, не отвечающими технологическим стандартам. Какой же выход из такой ситуации? Только один: суровое наказание. Когда же появились институты и институциональные экономические отношения? Акцент на роли институтов в экономическом развитии с середины XX в. связан с критикой неоклассической экономической теории, игнорировавшей неэкономическую среду, в которой индивиды принимают решения. Неоклассическая экономическая теория делает акцент на непосредственном производстве, а институциональная экономическая теория — на организационных отношениях, которые сопутствуют производству и проникают в него. Это отношения между и внутри фирм (или организаций), связанные с приобретением всех необходимых факторов производства (сырья, материалов, оборудования, рабочей силы, зданий и т.д.) и с реализацией произведенного продукта. Это и есть «конек» институциональных экономических отношений. Совокупность институтов порождает новую форму отношений между людьми, так называемые институциональные экономические отношения. Θ Институциональные экономические отношения находят- ся вне и внутри организаций по поводу движения ограниченных ресурсов и общественного продукта с целью удовлетворения безграничных потребностей населения. Они носят не вещный характер, так как это организационные или управленческие отношения. Они фиксируются на бумаге и электронном носителе, но иногда на доверии. Все эти отношения одеты в «менеджерский мундир». Институты, взаимодействуя с производством и проникая в него, обеспечивают динамичность экономики и общества. Поэтому курс «Институциональная экономика» включен в Федеральный стандарт образования ВПО. Совокупность институтов, собственно, и составляет фундамент институциональной экономики. Институты включают формальные правила и неформальные ограничения, а также механизмы, обеспечивающие их выполнение. Достаточным свидетельством наличия института будет регулярное применение санкций по отношению к тем лицам, которые нарушают правила. Как провести границу между формальными и неформальными правилами поведения или формальными и неформальными институтами? 1.2. Институты: формальные и неформальные Θ Формальные институты — это правила, записанные в не- котором официальном источнике, за выполнением которых следит специально выделенная группа людей (судебная система, полиция, репрессивный аппарат). Наличие принуждения со стороны государства — это характерная черта формальных правил. Θ Неформальные — общепринятые условности и кодексы по- ведения. Неформальные правила не закрепляются ни в одном официальном источнике, и их исполнение гарантируется не угрозой установленных законом санкций, как в случае с правилами формальными, за их исполнением следят не специалисты, а все члены данного общества. Возникая как средство координации устойчиво повторяющихся форм человеческого взаимодействия, неформальные ограничения являются: • продолжением, развитием и модификацией формальных правил; • социально санкционированными нормами поведения; • внутренними, обязательными для выполнения стандартами поведения. Распространенная и сравнительно простая для объяснения форма неформальных ограничений — это обычаи, которые призваны решать проблемы координации поведения. Θ Обычай (традиция) — укоренившееся, повторяющееся с давних пор в каком-либо обществе действие[2]. В обычаях прошлого много умного и интересного: это трудовые традиции, мудрые народные преданья, традиционные народные праздники, почтительное отношение к женщине, к старшим, к их жизненному опыту, воспитание у подрастающего поколения правильного отношения к культурному наследию прошлого, которое содействует развитию у людей чувства любви, уважительного отношения ко всему тому, что доставляет людям радость, веселье, эстетическое наслаждение. Обычаи непосредственно связаны с повседневной жизнью народа — это гостеприимство, свадебные, похоронные обряды и религиозные верования. Обычаи обладают следующими характеристиками: • широко применяются в области предпринимательской деятельности; • не предусмотрены законодательством; • могут быть как устными, так и зафиксированными в письменном виде (на уровне организации). Кроме национальных обычаев имеют место международные обычаи. Международный обычай является источником международного права в случаях, когда отношения не урегулированы международным договором. Правило, содержащееся в международном обычае, действует только для тех государств, которые в той или иной форме его признали. Особенно велико их значение в областях международной торговли, международного торгового мореплавания и международных денежных расчетов. Необходимым условием признания международного обычая источником права, или, как его называют, обычной нормой международного права, является признание его всеми или некоторыми государствами, выраженное в активной форме (например, совершение определенных действий в отношении к пиратству) либо путем воздержания от действий. В Гражданском кодексе РФ обычаи (в ГК РФ для обозначения обычаев используется термин «обычаи делового оборота») фактически признаны вспомогательным источником права. Под обычаем делового оборота признается, согласно ст. 5 ГК РФ, «сложившееся правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе». Если условие договора не определено сторонами, то соответствующие условия определяются обычаями делового оборота, применимыми к отношениям сторон (п. 5 ст. 421 ГК РФ). Формальные и неформальные ограничения отличаются друг от друга только по степени проявления[3]. Представьте себе путь от неписаных обычаев и традиций до писаных законов. Создание юридических систем, призванных решать все более сложные конфликты и споры, влечет за собой появление формальных правил. Таким образом, развитие взаимоотношений внутри сложных организаций порождает формальные структуры, призванные регулировать отношения «принципал — агент». По агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала. Формальные правила могут дополнять неформальные ограничения и повышать их эффективность. Они могут снижать издержки получения информации, надзора и принуждения и таким образом позволяют неформальным ограничениям регулировать более сложные обменные операции. Формальные правила могут вводиться для того, чтобы модифицировать, пересмотреть или изменить неформальные ограничения. Формальные правила включают политические, юридические и экономические правила и контракты. Иерархия этих правил — от конституций до законодательных актов и обычного права, до законодательных постановлений и распоряжений и, наконец, до индивидуальных контрактов — составляет общие и конкретные ограничения. Конституции обычно составляются таким образом, чтобы изменить их было труднее, чем законодательные акты, а законодательные акты — труднее, чем индивидуальные контракты. Политические правила в самом широком виде определяют иерархическую структуру общества, его фундаментальную структуру принятия решений и наиболее важные характеристики контроля над политическими процедурами. Во всех обществах, от самых примитивных до самых развитых, люди накладывают на себя ограничения, которые позволяют структурировать отношения с окружающими. Проще описать формальные правила, создаваемые обществом, и следовать им, чем описать неформальные правила, которыми люди структурируют свои взаимоотношения и следуют этим правилам. Нужно усвоить, что неформальные правила имеют большое значение в деловой и общественной жизни. Важно понять, что как формальные, так и неформальные правила (ограничения) пронизывают всю нашу жизнь. То, что неформальные ограничения важны сами по себе (а не просто как дополнение к формальным правилам), очевидно из того, что одни и те же формальные правила в разных обществах имеют разные проявления. Дискретные институциональные изменения, например революции, военные завоевания или захваты противниками, приводят, безусловно, к новым системам формальных правил. Но интересно (хотя на это редко обращают внимание, особенно сторонники революционных изменений), что, несмотря на полное изменение формальных правил, общества упорно сохраняют старые элементы. Даже революция в России в 1917 г. — самая, возможно, полная из известных формальных трансформаций — не уничтожила многие неформальные ограничения, такие как празднование религиозных праздников. Теперь вопрос: откуда берутся неформальные ограничения? Ответ: они возникают из информации, передаваемой из поколения в поколение, как бы из уст в уста. Они являются частью культурного наследия. Культура с помощью языка задает концептуальные рамки для кодирования и интерпретации информации, которую предоставляют мозгу наши чувства. Культурный фильтр обеспечивает непрерывность, благодаря которой неформальные решения проблем обмена, найденные в прошлом, переносятся в настоящее и делают прежние неформальные ограничения важным источником непрерывности в ходе длительных социальных изменений. Выводы. Установлено, что неформальные ограничения являются: • продолжением, развитием и модификацией формальных правил, т.е. нередко писаные формальные законы являются результатом набора неформальных неписаных ограничений, развившихся в контексте устойчиво повторяющихся взаимодействий (например, обмена) между игроками (участниками деловых операций). В то же время неформальные ограничения возникают из формальных правил, несмотря на то что они никогда не были их частью; • социально санкционированными нормами поведения; например, дуэль (XIX в.); несмотря на убедительность довода, что один из дуэлянтов может быть убит, отказ от поединка недопустим, так как дуэль рассматривалась обществом в качестве признанного способа решения споров между людьми благородного происхождения; следовательно, выбор продиктован социальными нормами, а не формальными правилами; • внутренне обязательными для человека стандартами поведения, т.е. те кодексы поведения, которые человек накладывает сам на себя, имеют смысл только в контексте неформальных ограничений. Индивид принимает такие решения, которые означают отказ от богатства или дохода в пользу иных ценностей, имеющих значение в рамках его индивидуальной функции полезности. Итак, обычаи — это правила, никогда не придумываемые специально. Но в их соблюдении заинтересован каждый. Самая простая иллюстрация обычая — правила дорожного движения. Важная характеристика обычая состоит в том, что, учитывая издержки обмена, обе стороны (агенты) весьма заинтересованы в их минимизации. Практикой доказано, что обмен поддерживает тенденцию к закреплению принятых обычаев. С точки зрения общих ресурсов, затрачиваемых на трансакции (сделки) в рамках всей экономики, на обычаи, решающие проблему координации, приходится большая часть трансакционных издержек по сравнению с другими неформальными ограничениями. 1.3. Взаимодействие формальных и неформальных институтов Взаимодействие формальных и неформальных институтов может находиться: • в гармонии, т.е. когда обычай совпадает с законом. Тесная увязка, соответствие формальных правил неформальным нормам поведения способствуют эффективному функционированию организации или всей экономики. Находясь в гармонии, формальные и неформальные правила взаимно усиливают друг друга; • нейтральном состоянии, т.е. обычай не противоречит закону, он просто охватывает такой круг поведения, о котором закон ничего не говорит. Это относится, скажем, к обычаю гостеприимства. Нет ни одного закона, который бы гласил: если ты попал к кому-то в гости, тебя обязаны напоить, накормить, а ты обязан все это съесть и выпить, иначе смертельно обидишь хозяина. Однако закон и не запрещает этого делать. Иначе говоря, формальные и неформальные правила могут быть не согласованы друг с другом, в этом случае люди будут действовать, руководствуясь неформальными правилами, а правила формальные будут носить церемониальный характер; • состоянии рассогласования (формальное — одно, неформальное — другое); • состоянии конфликта (пример: захватчики насаждают свои традиции). В этом случае неформальные правила подталкивают людей к сопротивлению правилам формальным. Подобное состояние конфликта между различными группами правил наиболее отрицательно сказывается на развитии экономики или организации, поскольку в этом случае значительно возрастают издержки контроля и принуждения к исполнению неформальных правил. Сильная религиозная вера или преданность идеалам, например коммунизму, дают нам исторические свидетельства того, какие жертвы человек может принести ради своих убеждений. Нередко обычаи приобретают моральную силу, когда им следуют почти все члены общества. В этом случае каждый индивид заинтересован в том, чтобы все, с кем он общается, следовали одним и тем же обычаям. В результате возникает «мораль кооперации». Она позволяет членам общества совершать повседневные акты обмена, не вдумываясь в детальное содержание условий каждого акта обмена. Привычки, обычаи, традиции и условности — вот те слова, которыми мы обозначаем устойчивость неформальных ограничений. Именно сложное взаимодействие формальных правил и неформальных ограничений наряду с механизмами принуждения к их исполнению формируют нашу обычную жизнь и направляют нас в тех повседневных (само это слово вызывает в сознании представления об институциональной стабильности) делах, которыми наполнена наша жизнь. Правила и нормы соединяются в различных сочетаниях, каждая комбинация дает нам возможность с удовлетворением осознавать, что мы знаем, что делаем и куда идем. Функция правил состоит в том, чтобы облегчать обмен. Обмен предполагает заключение сделок в рамках существующего набора институтов. Существующая структура прав (и характер контроля над их соблюдением) определяет предоставляемые игрокам возможности по максимизации личной выгоды посредством осуществления экономических обменов. 1.4. Значение институтов Значение институтов состоит в том, что все они организуют взаимоотношения между людьми, задают структуру побудительных мотивов взаимодействия — будь то в экономике, социальной сфере или политике. Подчеркиваем: институты активно влияют на функционирование экономических систем. Учреждая частную и другие формы собственности, фирмы, фондовые рынки и прочие организации, люди получают больше возможностей для действия. Иначе говоря, создавая институциональную среду, люди невероятно расширяют человеческую власть. Человек начинает приписывать предмету или индивиду определенный статус. Такими примерами служат деньги, частная собственность, должности в государственном и политическом руководстве и т.д. Θ Основная формула институционального факта — «X счи- тается У в контексте С». К примеру, определенные процедуры считаются выборами президента, некоторая позиция в шахматах считается как шах и мат, определенное движение в футболе считается забитым голом. Все это иллюстрирует общую форму приписывания статусной функции «^считается У в контексте С». Во всех этих случаях X обозначает некоторые свойства индивида, положения вещей или предмета, а У наделяет индивида, положение вещей или предмета особым статусом, но только в определенном контексте. Во всех этих случаях индивид или предмет приобретают функцию, которая может выполняться лишь благодаря коллективному соглашению о наличии соответствующего статуса. Оказывается, что факты являются институциональными понятиями только в том случае, если они коллективно признаны. В этом аспекте РЭУ им. Г.В. Плеханова, Национальный исследовательский ядерный университет МИФИ или МГУПИ — это институты как образовательные учреждения, а сама наука не является институтом. С позиции неоинституционалистов, длительные различия в функционировании экономических систем формируются под влиянием развития институтов. Однако современная экономическая практика в России не проявляет достаточного интереса к роли институтов и функционировании экономики и экономическом поведении, поэтому до сих пор недостаточно разработаны аналитические принципы, которые позволили бы включить институциональный анализ в теорию экономики и экономическую историю. Но несомненно, что со временем подобное отношение к значимости институтов в экономическом развитии изменится. Нельзя не понимать, что институты уменьшают неопределенность, организационно структурируя повседневную жизнь. Они организуют взаимоотношения между людьми. В разных странах это делается по-разному. Говоря языком неоинституционалистов, институты определяют и ограничивают набор альтернатив, которые имеются у каждого человека. Институты включают в себя все формы ограничений, созданных людьми для того, чтобы придать определенную структуру человеческим взаимоотношениям. Возможны различные варианты возникновения институтов в результате столкновения новых и старых, формальных и неформальных правил (рис. 1.1).
В общем виде система правил поведения может быть представлена в интерпретации В. Ванберга следующим образом[4] (рис. 1.2). Правила поведения делятся на естественно наследуемые, генетически передаваемые и приобретаемые, передаваемые через культуру. Последние в свою очередь делятся на личные и социальные, а социальные — на неформальные и формальные. Наконец, формальные социальные правила включают частное и общественное (публичное) право. Частное право регулирует поведение не только отдельных индивидов, но и негосударственных организаций. В рамках общественного права выделяются правила, ограничивающие деятельность правительства и государства.
Несомненно, такая классификация полезна, потому что помогает понять многообразие правил, о которых ведут речь неоинституционалисты. Общественная жизнь и экономические процессы в современном мире подчиняются писаным законам, или формальным правилам. Однако установлено: даже в самых развитых экономиках формальные правила составляют небольшую (хотя и очень важную) часть той совокупности ограничений, которые формируют стоящие перед обществом ситуации выбора. В повседневном общении с другими людьми — дома, за пределами семьи, на работе — наше поведение в огромной степени определяется неписаными кодексами, нормами и условностями. В основе неформальных ограничений лежат формальные правила, но далеко не всегда последние служат очевидным и непосредственным источником ситуаций выбора в нашем повседневном взаимодействии с окружающими. 1.5. Функции институтов Θ Главные функции институтов — обеспечение порядка и со- кращение неопределенности обмена, а также обеспечение предсказуемости поведения людей. Каждый институт выполняет в отношении своих участников определенные функции, обеспечивающие совместную деятельность людей, стремящихся к удовлетворению потребностей. Рассмотрим их (рис. 1.3). Таким образом, институты создают структуру побудительных мотивов человеческого взаимодействия, закрепляющих поведение каждого члена института и делающих это поведение предсказуемым, уменьшая неопределенность и эффективно организуя повседневную жизнь. ФУНКЦИИ ИНСТИТУТОВ Т. Рис. 1.3. Функции, выполняемые институтами 1.6. Ситуации, в которых возникают институты Институты можно классифицировать в зависимости от ситуаций, в которых оказываются люди, определенным образом взаимодействующие друг с другом. Э. Ульман-Маргалит (Ш1тап-Маг%аШ, 1977) выделила три типа первичных ситуаций, которые приводят к появлению норм поведения: дилемма заключенного; дилемма координации; дилемма неравенства. Эти ситуации не охватывают все типы взаимодействия людей, но они включают наиболее эмпирически значимые случаи. Рассм
|