Студопедия — Профессиональная аудитория.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Профессиональная аудитория.






Данная проблема наименее изучена, есть только отдельные наблюдения и рекомендации. Так, представители точных наук, естественных областей знания требуют от выступающих точных формулировок, тезисов. Для представителей данных профессий необходимо подавать информацию аналитически, расчленять ее. Данная аудитория привыкла к цифровым данным и ожидает, что будут приведены цифры и числа. Как писал П. Мицич: «Для технаря четыре цифры доказательнее 1000 слов».

В подобной аудитории обычно наиболее эффективной оказывается дедуктивная подача материала. Для «технарей», «естественников» также необходимо в выступлении обязательно выходить в гуманитарные сферы, затрагивать смежные гуманитарные проблемы. Есть исследования, которые показывают, что, собравшись вместе, физики могут говорить о физике не более часа, а потом переходят на спорт, искусство, политику и т.д.

Для представителей гуманитарных наук более эффективной оказывается индуктивная подача информации. В такой аудитории не следует злоупотреблять цифрами, она лучше реагирует на сопоставления типа в два раза больше, в полтора раза меньше и т. д. Существуют наблюдения над особенностями восприятия вузовских лекций студентами дневного отделения (теми, кто только учится) и вечерниками, для которых главное – работа. Так вот, учащиеся ценят в лекциях эрудицию лектора, любят проблемность, ждут, что лектор выделит моменты, влияющие на самообразование.

«Работающие» ценят умение коротко говорить, ждут четкого выделения главного, требуют удобного темпа и ритма, а самообразовательная значимость лекций для них практически не важна. Проблема учета профессиональных особенностей аудитории требует дальнейшего исследования.

13.5. Позитивно/негативно настроенная аудитория.

По настроенности к оратору или защищаемой им позиции выделяют позитивную (благожелательную), индифферентную (равнодушную) и негативную (неблагожелательную) аудиторию.

Благожелательно настроенная аудитория хорошо реагирует на одностороннюю аргументацию, данный прием аргументации оказывается в такой аудитории самым эффективным. Тезис надо сформулировать прямо во вступлении.

Наибольший эффект дает восходящая аргументация – от более слабых к более сильным аргументам: ооОО. Выводы в позитивно настроенной аудитории не следует формулировать эксплицитно, не надо их подсказывать аудитории: ей приятнее сделать выводы самостоятельно.

С равнодушной аудиторией ораторам приходится сталкиваться весьма часто. Внимание такой аудитории необходимо завоевать. Для нее особенно эффективным оказывается увлекательное начало, рекомендуется максимально использовать приемы захвата и поддержания внимания: говорить с повышенной эмоциональностью, чаще обращаться к аудитории и отдельным слушателям, показывать слушателям возможные выгоды от прослушивания вашего выступления (я научу вас, как избавиться от колорадского жука\ я покажу вам, как можно значительно сократить время на домашние дела', я расскажу вам о новом простом способе похудеть и т.д.), говорить коротко, рассказывать случаи из жизни. В начале целесообразно сформулировать «за» и «против», а затем уже представить свой тезис как вывод из предыдущего обсуждения, добавив некоторые дополнительные аргументы. Оптимальное расположение аргументов по силе таково: оООо. Выступление в негативно настроенной аудитории, конечно, самое трудное. Почему может сформироваться негативная аудитория? Статистика показывает, что 10% любой аудитории негативно относится к лектору, оратору или к самой теме, предмету, вынесенному на обсуждение, и т.д.

Причины – самые разные, от личной неприязни к оратору до озабоченности собственными проблемами, головной боли и т.д., поэтому не надо ставить задачу заинтересовать всех – это нереально. Негативная аудитория формируется также за счет того, что любой человек не хочет легко и автоматически поддаваться влиянию другого человека (в нашем случае оратора), принимать его тезисы в готовом виде и пытается оказывать оратору внутреннее сопротивление, которое Б.Ф. Поршнев называл контрсуггестией. Это своего рода самосохранение, попытка уберечься от чужого влияния, сохранить свой информационно-оценочный статус-кво. Это и приводит к скептицизму, который может быть усилен неопытностью или ошибками лектора, оратора.

Как же выступать в негативно настроенной аудитории? Надо прежде всего попытаться найти хотя бы нескольких союзников среди сидящих в зале и опереться на них. Вот некоторые правила выступления в негативно настроенной аудитории: не старайтесь переубедить всех; постарайтесь убедить или посеять сомнения в головах нескольких конкретных слушателей, которых вы выберете в зале; начинайте выступление с бесспорного, с того, в чем вы сразу достигнете согласия. П. Сопер советует: «Если ваше

утверждение очень спорно, отложите его до момента, когда вы заручитесь симпатией аудитории». Декларируйте информационную цель вашего выступления (я не хочу вас в чем-то переубеждать, я ставлю цель просто информировать вас)', если в процессе вашего выступления вы чувствуете, что оппозиция стала обостряться, немедленно превращайте убеждающую речь в информационную. Предпочтительнее дедуктивная подача материала, нисходящая аргументация – от сильного аргумента к менее сильным: ООоо. Эффективна двусторонняя аргументация и контраргументация; выводы необходимо формулировать эксплицитно и подсказывать их аудитории. Тезис лучше не давать в начале выступления, а дать его в заключении как вывод.

13.7. Женская/мужская аудитория.

Специфика женской аудитории в том, что эта аудитория особенно остро реагирует на негативные явления материального и бытового плана; у слушателей преобладает конкретно-образное мышление. Для женской аудитории характерна высокая эмоциональность восприятия; эта аудитория предпочитает воспринимать информацию на слух; у нее ослаблен или полностью отсутствует интерес к экономическим, научно-техническим и спортивным темам; она обычно менее информирована по всем вопросам по сравнению с мужской аудиторией.

При этом женская аудитория охотнее собирается на различные лекции и выступления. При выступлении перед женской аудиторией рекомендуется: индуктивная подача информации, высокая эмоциональность изложения, апелляция к бытовым проблемам и примерам, случаям из повседневной жизни, проблемам семьи, максимальное использование наглядности. Целесообразно рассматривать в одном выступлении только одну проблему.

Мужская аудитория обычно лучше информирована по всем вопросам, нежели женская; мужчины много читают газет и смотрят ТВ, поэтому располагают последней информацией по многим вопросам; преобладающие интересы мужчин связаны с работой и политикой. Мужская аудитория особенно нетерпелива к длиннотам, не любит слишком подробное «разжевывание» материала. Надо обязательно выдерживать регламент. При выступлении в мужской аудитории можно рекомендовать умеренную эмоциональность и преимущественно дедуктивную подачу материала. В мужской аудитории не следует слишком явно делать выводы за аудиторию; целесообразно использовать более абстрактное изложение. Мужская аудитория допускает рассмотрение двух-трех вопросов в одном выступлении; для данного типа аудитории обязательно давать аргументацию каждого выдвигаемого тезиса. Для мужской аудитории следует использовать рациональное построение выступления, причем его структура должна быть очевидной для аудитории – мужчины это любят. Эффективно использование перечисления. На вопросы в мужской аудитории надо отвечать максимально кратко.







Дата добавления: 2015-09-18; просмотров: 1358. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Принципы и методы управления в таможенных органах Под принципами управления понимаются идеи, правила, основные положения и нормы поведения, которыми руководствуются общие, частные и организационно-технологические принципы...

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОВОСПИТАНИЕ И САМООБРАЗОВАНИЕ ПЕДАГОГА Воспитывать сегодня подрастающее поколение на со­временном уровне требований общества нельзя без по­стоянного обновления и обогащения своего профессио­нального педагогического потенциала...

Эффективность управления. Общие понятия о сущности и критериях эффективности. Эффективность управления – это экономическая категория, отражающая вклад управленческой деятельности в конечный результат работы организации...

Сравнительно-исторический метод в языкознании сравнительно-исторический метод в языкознании является одним из основных и представляет собой совокупность приёмов...

Концептуальные модели труда учителя В отечественной литературе существует несколько подходов к пониманию профессиональной деятельности учителя, которые, дополняя друг друга, расширяют психологическое представление об эффективности профессионального труда учителя...

Конституционно-правовые нормы, их особенности и виды Характеристика отрасли права немыслима без уяснения особенностей составляющих ее норм...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия