Студопедия — ИСТОРИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ИСТОРИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА






1. Становление феодальных отношений. Государство франков.

2. Мировые религии в Средние века.

3. Образование и развитие Древнерусского государства.

4. Политическая раздробленность на Руси.

5. Борьба русских земель и княжеств с монгольскими

завоевателями и крестоносцами.

6. Образование Российского государства (причины, особенности;

два центра объединения русских земель: Литва и Москва;

объединительная политика московских князей).

 

Крушение Римской империи положило начало новой исторической эпохе. Её принято называть Средневековьем. Сам термин «Средневековье» возник в начале XV в. в кругу итальянских учёных-гуманистов. По их мнению, это период между падением Римской империи и их собственным временем, период культурного упадка, когда не происходило ничего заслуживающего внимания и т.д. Но это ошибочное мнение, т.к. именно в период Средневековья были заложены основы современной цивилизации. Существуют различные подходы в периодизации Средневековья, но в отечественной историографии наиболее распространённой является следующая периодизация:

раннее Средневековье - V- первая половина XI в.;

развитое, или классическое Средневековье - середина XI – первая

половина XV в.;

позднее Средневековье, или раннее Новое время – конец XV-

первая половина XVII в.

Наряду с термином «Средние века» в исторической науке используется понятие «феодализм», обозначающее не столько хронологические рамки периода, сколько существо наиболее характерных для этого времени социально-экономических и политических процессов. Через феодализм прошла не только Европа, но и арабские государства, Индия, Иран, Китай, Турция, Япония и др. На этот период приходится возникновение Древнерусского государства, российской цивилизации.

1. Становление феодальных отношений. Государство франков. В период раннего Средневековья начался процесс создания раннефеодальных империй. В начале 20-х годов V в. на территории Аквитавии (юго-запад современной Франции) и Испании было образовано Вестготское государство. В 40-е годы V в. в долине Роны (Швейцария и Франция) возникло Бургундское королевство, в 80-е годы V века – Франкское королевство в Северной Галлии (на территории современной Франции)[9]. На территории Британии, некогда принадлежавшей римским императорам, в VI веке было четыре королевства: саксонское – на юге, три английских на севере. Страна стала называться Англией. Остготы поселились в Италии и основали королевство остготов.

На Балканском полуострове в 395 г. после раздела Римской империи на западную и восточную образовалось самостоятельное государство – Восточная Римская империя или Византийская империя, Византия. Название «Византийская» происходит от первоначального названия Константинополя - Византий. Византийцы называли себя по-гречески «ромеями». Здесь преобладал греческий язык. Византию по праву можно назвать прямой наследницей Древней Греции.

Наиболее показательным для характеристики процессов цивилизационного развития на территории Европы является Франкское королевство. Оно было образовано салическими франками под предводительством легендарного вождя Хлодвига из династии Меровингов в конце V – начале VI вв.(в произведениях римских историков германские племена назывались франками; название «франк» переводят как «отважный», «вольный»)[10]. В 496 г. Хлодвиг принял обряд крещения. Обращение в христианство обеспечило ему поддержку духовенства и облегчило дальнейшие завоевания. В VI –VII вв. Франкское королевство становится наиболее влиятельным государственным образованием в Европе.

Королевство франков было раннефеодальной монархией. Престол переходил по наследству. Всеми делами в государстве ведал королевский двор. Административную, полицейскую, фискальную (доходы казны и надзор за должностными лицами) функции осуществляли одни и те же люди. Законодательством занимался сам король. При введении основных законов он советовался с крупными феодалами – магнатами. Ко времени правления короля Хлодвига относится начало записи «Салической правды», памятника обычного права салических франков, кодификации их обычаев.

В областях и округах правили графы с сотниками. Их обязанностью был сбор налогов, пошлин и штрафов в королевскую казну.

Хозяйственная жизнь Франкского королевства была основана на передаваемой по наследству частной собственности на землю. В экономике присутствовали разные уклады: остатки рабовладельческого, патриархального, происходило формирование феодального уклада. Основу общества составляли свободные франки, которые подразделялись на категории по имущественному положению. Земля в рамках соседской общины, закреплённая за отдельной семьёй в частную собственность, называлась аллод. Важным шагом на пути феодализации стала бенефициальная реформа майордома Карла Мартелла (715-741)[11]. Вместо пешего германского ополчения был создан слой хорошо вооружённых всадников, которым раздавались земли на правах бенефиция. Бенефиций – это земельное владение феодала (сеньора), обусловленное определёнными обязанностями (военная служба) и сроком (обычно пожизненным). Владелец бенефиция становился вассалом (зависимым по условиям владения), приносил королю клятву верности и исполнения службы. Крестьяне из подданных короля превращались в зависимых от частных лиц, получивших землю.

В VIII в. на смену династии Меровингов пришла династия Каролингов. Наибольшего могущества государство франков достигло при Карле I, получившего прозвище Великий (768-814). Он подчинил себе многие территории. К началу IX в. Королевство франков простиралось от Барселоны до Эльбы и Балтийского побережья, от Ла-Манша до Среднего Дуная и Адриатики. Современные государства, целиком или частично входившие некогда в державу Карла Великого – это Австрия, Венгрия, Чехия, Нидерланды, Германия, Бельгия, Франция, Люксембург, Монако, Испания, Италия, Швейцария и др. В 800 г. Папа Лев III возложил на Карла I корону Римской империи.

При Карле Великом окончательно утвердились феодально-крепостные отношения. Бенефиции становились земельными владениями, передаваемыми по наследству – феодами. Безземельные крестьяне брали земельные наделы у владельцев земли. Сделки оформлялась письменно. Крестьянин попадал сначала в поземельную зависимость от сеньора, а через два-три поколения – в личную. Права феодалов защищались иммунными грамотами. Государственные служащие не могли вмешиваться в их владения. Судебно-административная власть, охрана порядка, местная казна находились в ведении владельца земли. Феодал имел полную власть над всем населением, проживавшим в пределах его владения.

Укрепилась система вассалитета (сюзеренитета), которая приобрела четкую структуру. Во главе феодальной лестницы стоял король(император), но он был всего лишь первым среди равных, а не всемогущим деспотом. На второй ступени находились непосредственные вассалы короля – герцоги, графы, князья, архиепископы, епископы, аббаты – крупные феодалы. Их подчинение королю часто было формальным. На третьей ступени бароны. Они пользовались иммунитетом только в своих поместьях. На четвёртой – рыцари. Рыцари не имели своих вассалов. У них в подчинении были только крестьяне. «Феодальная лестница» основывалась на принципе «вассал моего вассала – не мой вассал».

Карл Великий уделял значительное внимание развитию светской культуры. Возрождалась система образования, составлялась грамматика немецкого языка, при монастырях и церквях открывались школы.

Однако отсутствие существенных хозяйственных связей между регионами государства, завершение складывания системы феодальных отношений, ослабление вассальной зависимости феодалов от верховного сюзерена создавали условия для сепаратизма.

Вскоре после смерти Карла Великого его внуки в 843 г. подписали Верденский договор о разделе империи. На территории новых государственных образований впоследствии сформировались итальянская, французская, немецкая народности.

Таким образом, империя Карла Великого стала своеобразным центром цивилизационного становления и развития Европы в период раннего Средневековья.

В Западной Европе IX-XI вв. воцарилась феодальная раздробленность.

2. Мировые религии в Средние века. В этот период утвердились и господствовали мировые религии: в Европе – христианство, на Востоке – буддизм и ислам. Фундаментальной чертой Средневековья была исключительно сильная роль церкви.

Христианская церковь, теоретическая доктрина которой в общих чертах сформировалась в античный период, оказалась институтом, пережившим Римскую империю. Христианские проповедники занимались миссионерством среди германских племён, обращая их в новую веру. Однако в период раннего Средневековья христианское учение находилось ещё в процессе становления и окончательной выработки основных положений веры. Догматы веры вырабатывались в атмосфере острых дискуссий на Вселенских соборах. В их работе принимало участие высшее духовенство как западной, так и византийской церквей. Между римской и греко-византийской церквями нарастали догматические и политические разногласия, существенную роль в которых сыграло соперничество константинопольских патриархов и римских пап. Римская церковь претендовала на духовное лидерство во всём мире. В условиях ещё неокрепшей власти варварских королей папство нередко выступало посредником в политических конфликтах, что укрепляло престиж римской церкви. В 756 г. благодаря земельным пожалованиям Пипина Короткого (король франков из династии Каролингов) на Апеннинском полуострове возникло светское государство пап, наследником которого до настоящего времени является Ватикан. После распада Империи франков папы стали стремиться занять главенствующее положение в христианском мире. Начала складываться теоретическая доктрина о верховенстве пап как в духовных, так и светских делах.

Рост претензий римской церкви на верховенство в мире вызывал опасения не только светских властей, но и константинопольских патриархов. Противостояние двух ветвей христианской церкви было облечено в форму богословской полемики. Окончательный разрыв между западной (римско-католической) и восточной (греко-православной) церквями произошёл в 1054 г.

Культурное развитие европейских стран было подчинено церковному влиянию. Библия стала основой морали формирующихся обществ, библейские сюжеты – главной темой всего средневекового искусства, постепенно вся жизнь оказалась подчинённой церковной регламентации. Католическая церковь занимала исключительное положение в сфере науки и образования. В Средневековье центрами образования являлись монастыри. Там имелись богатые библиотеки, мастерские по переписке книг, содержались начальные школы. Под полным контролем церкви находились и университеты. Первые университеты возникли в итальянском городе Болонья (1158), Кембриджский и Оксфордский (1209) – в Англии, в Париже (1215) – во Франции и др. Ведущим было богословское образование. Однако университеты становились и центрами развития гуманитарных и естественных наук.

Основателем другой мировой религии – ислама -считается пророк Мухаммед (570-632). Он создал огромный религиозно-политический союз, в составе которого оказалась значительная часть Аравии. Вождь, наследовавший Мухаммеду, стал называться халифом (наследником), а государство - Арабским халифатом(632-1258). В период расцвета Арабского халифата в него входили Сирия, Палестина, Месопотамия, Египет, Хива, Бухара, Афганистан, значительная часть Испании, Армения, Грузия. Арабский халифат называют теократическим государством. Вся религиозная, военная и административная власть сосредотачивалась в руках халифов.

Мусульманство распространялось довольно-таки быстро. Причины можно объяснить следующими обстоятельствами:

- будучи молодой религией, оно сумело творчески переработать и вобрать в себя многое из других религий;

- ислам содержал привлекательную идею загробной жизни для правоверных;

- новая религия отличалась простотой требований;

- оправдывалась экспансия против других народов с целью привнесения истинной веры;

- ислам стал мощной консолидирующей силой, предложив новую систему ценностей, изложенных в Коране;

- арабы не заставляли насильственно принимать ислам, но немусульманское население должно было платить дополнительную подушную подать.

В исламском мире устанавливается норма жесткого приоритета государства, власти как таковой перед рыночно-частнособственническими отношениями. Новая религия сформировала основные черты исламской цивилизации, ориентированной на покорность человека высшей силе и представляющей её земной власти.

Арабо-мусульманский Восток создал в Средневековье необычайно своеобразную и яркую культуру.

Христианская Европа предпочитала воспламенять религиозную ненависть к исламу. Проповедь против «неверных» была одной из причин начала крестовых походов (конец XI – конец XIII вв.).

Таким образом, можно заключить, что под воздействием религии, ставшей идеологической основой средневековых государств, сформировались как западная, так и восточная цивилизации.

3. Образование и развитие Древнерусского государства. Древнерусское государство – раннесредневековое государство восточных славян. Оно возникло в IX в. и просуществовало до начала 30-х годов XII в. Центром был Киев, поэтому в научной литературе получило распространение название «Киевская Русь».

Возникновению Древнерусского государства предшествовал длительный, естественный процесс общественного развития. В широком значении под государством понимается страна, общество, народ, расположенные на одной территории и представленные высшим органом власти. В узком смысле слова под государством принято понимать организацию, обладающую верховной властью на определённой территории. Главными признаками государственности на этапе становления являются: 1) переход от родовой общины к соседской, когда основным объединяющим фактором является не родство, а общность территории, хозяйственной жизни; 2) наличие публичной власти, отделённой от массы народа; 3) взимание налогов на содержание этой власти.

В VI-IX вв. славяне объединялись в общности, имеющие территориально-политический характер – племенные союзы. В «Повести временных лет» Нестор называет около полутора десятков таких союзов. Названия славянских племенных союзов большей частью связаны с районом расселения. Так, поляне жили на Днепре возле Киева, дреговичи – между Прирятью и Березиной, кривичи – в верховьях Днепра, Волги и Западной Двины, вятичи – в бассейне реки Оки, ильменские словене – в районе озера Ильмень и т.д.

Соседями восточных славян были многочисленные народы, судьба которых тесно переплетается с судьбой русского народа. Это: финны – емь, сумь, карела, эсты; балты - аукштайты, жемайты, земгалы, курши, латгалы, ливы, ятваги; поволжские племена – меря, мурома, мещера, черемиса; тюркские племена – печенеги, половцы, хазары; скандинавы – варяги и др.

Во главе восточнославянских племён стояли князья из племенной знати и бывшая родовая верхушка. Важнейшие вопросы жизни решались на народных собраниях – вечевых сходах. Князья имели дружины, что свидетельствовало о появлении органов власти.

Постепенно складывались феодальные отношения. Собственность могла быть в форме личной (приусадебная земля, дом, скот, инвентарь) и общественная (пахотная земля, луга, леса, водоёмы, промысловые угодья). Пахотная земля и покосы подлежали разделу между семьями. Князья передавали права на владение землёй своим вассалам, обязанным за это нести придворную и военную службу. В зависимость от феодала попадали и крестьяне-общинники, проживавшие на этой земле. Становление земельной собственности происходило и путём захвата князьями и дружинниками пустующих земель, а также земель, принадлежавших крестьянским общинам. Эти процессы легли в основу начавшейся социальной дифференциации.

Ключом к пониманию ранней русской государственности является полюдье. Это ежегодный объезд князем своей подвластной территории, «сбор одежд» (очевидно пушнины) и сбыт собранных ценностей по Днепру и Дону в Византию и в земли Халифата.

Хозяйство славян носило натуральный характер. Главной отраслью хозяйства являлось земледелие с использованием железных орудий труда. В VI-VIII вв. у восточных славян происходило отделение ремесла от земледелия. Только из железа и стали славянские мастера производили более 150 видов различных изделий[12]. Высокопроизводительное земледелие и развитое ремесло обусловили активное развитие торговли. По территории славян проходили такие торговые пути, как «великий путь из варяг в греки», волжский торговый путь в землю волжских булгар и Хазарское царство.

В догосударственный период управление племенами сосредотачивалось в центрах именуемых «градами». Города на Руси являлись опорными пунктами власти феодалов и обороны от внешних врагов, а также центрами ремесла и торговли. Центральная часть города, защищённая валом, вокруг которого возвышалась крепостная стена, носила название кремля, крома или детинца. К кремлю примыкали поселения ремесленников – посад. Отдельные районы, населённые ремесленниками определённой специальности, слободами. На Западе средневековый город – центр торговли, ремесла, культуры. На Руси же он являлся ещё и политическим центром, к которому тяготела округа.

Старейшими городами современной России являются Старая Ладога (753 г.), Великий Новгород (859 г.), Смоленск (962 г.), Ростов Великий (862 г.), Рязань (1095 г.).

Следующей ступенью за племенными союзами становления государственности у восточных славян были суперсоюзы племён. Накануне образования Древнерусского государства их было три: Куяба (с центром в Киеве), Славия (с центром в Новгороде), Артания (предположительно с центром в Рязани или Чернигове).

К IX в. на базе полянского союза племён, по утвердившемуся в литературе мнению, сложилось крупное политическое объединение «Русь».

Итак, формирование Древнерусского государства – это результат длительного внутреннего развития восточнославянского общества.

Иная концепция происхождения Древнерусского государства признаётся сторонниками «норманнской теории». Основы которой были заложены немецкими учёными И.Г. Байером, Г.Ф. Миллером, А.Л. Шлецером, работавшими в Академии наук в 30-60-х годах XVIII в. Норманнская теория базируется на легендарном рассказе автора «Повести временных лет», летописи XII в., о призвании в качестве князей (предположительно в 862 г.) трёх варягов – братьев Рюрика, Синеуса и Трувора. Согласно этой теории Древнерусское государство было основано варягами (викингами, норманнами, то есть скандинавами). Норманнская теория подверглась критике уже в XVIII в. М.В. Ломоносовым.

Признаки научной несостоятельности норманнской теории.

1) Варяги были призваны на княжение, когда у восточных славян уже имелись признаки государственности. У славян уже давно существовали свои княжения, и варяги пришли на имевшийся престол.

2) На ранних этапах развития государственности поддерживать внутренний порядок, разрешать конфликтные ситуации можно было опираясь преимущественно на военную силу. Варяги были известны с конца VIII в. как храбрые и искусные воины. Славяне, так же как и другие европейские народы, приглашали их дружины к себе на военную службу. Новгородцы, приглашая на княжение, могли неугодного князя и изгнать.

3) Варяги внесли определённый вклад в формирование государства у восточных славян, ускорив его. Однако они не инициировали этот процесс, как пытаются доказать норманнисты, а лишь подключились к нему на одной из стадий.

В истории Киевской Руси выделяются три основных периода:

1) IX – конец X в. – время первых киевских князей (Олег, Игорь, Ольга, Святослав);

2) конец X – первая половина XI в. – время расцвета Древней Руси (Владимир I, Ярослав Мудрый);

3) вторая половина XI – начало XIIв. - закат, усиление сепаратистских тенденций (Владимир II Мономах).

Таблица 1.

Основные события в истории Древнерусского государства

 

Выдающиеся князья Годы правления Основное содержание и события их правления
Рюрик 862-879 Начал ставить опорные пункты на подвластной территории. Собирал дань со словен, кривичей, древлян, северян, радимичей
Олег 879-912 Расширение территории, присоединение новых славянских племён. Борьба за установление дипломатических и торговых отношений с Византией. 882 – объединение Новгорода и Киева под одной властью; 907 – поход на Византию; 907, 911 – договоры Киева с Византией
Игорь 912-945 Присоединение земли вятичей. 944 – договор с Византией; 945 – первое народное восстание. Убийство Игоря древлянами
Ольга 945-964 Упорядочен сбор дани. Введены «уроки» - размер дани и «погосты» - места сбора дани. Посетила Византию, тайно приняла христианство.
Святослав 964-972 Князь – воин. Выдающийся полководец Древней Руси. «Иду на вы», - с таким предупреждением посылал гонца к противнику перед нападением. 964-966 – походы на камских болгар, хазар, ясов, касогор; 967-971 – война с Византией.  
Владимир I Святославович (Креститель) 980-1015 980 – первая религиозная реформа (языческая, культ Перуна); 988 – принятие христианства как государственной религии: 988-997 – война с печенегами. Создание оборонительной системы южных степных границ Руси от кочевников (Змиевы валы – крепости по рекам – «заставы богатырские»).
Ярослав Мудрый 1019-1054 1030 – поход на прибалтийскую чудь; 1036 – разбил печенегов. Установил дипломатические связи со многими странами Европы. Русь – крупнейшее государство Европы. 1015-1016 – начало составления «Русской Правды», первого известного письменного источника права на Руси.
  Владимир II Мономах 1113-1125 Боролся против феодальных междоусобиц. В своих «Поучениях» призывал сыновей крепить единство Руси. Продолжил кодификацию законов – «Устав Владимира Мономаха».
         

Древнерусское государствоявлялось раннефеодальной монархией. Верховная власть принадлежала великому князю, старшему среди Рюриковичей. В управлении принимала участие Боярская дума, в состав которой входили старшие дружинники (княжьи мужи или бояре). Отношения между князем и старшими дружинниками носили вассальный характер. Бояре признавали авторитет киевского князя и обязаны были ему служить.

В период складывания Древнерусского государства и на первых его этапах значительную роль играло городское вече – народное собрание. Его главенствующая роль была в Новгороде, Пскове и в других крупных городах. Вече определяло отношения с князем, решало вопросы войны и мира, финансовые, судебные и другие вопросы. Так, в Новгороде по решениям вече с 1095 по 1305 г. князья менялись 58 раз, на великокняжеский киевский престол 14 из 50 князей приглашались непосредственно вече[13]. Можно говорить, что вече являлось институтом древнерусской демократии.

В выполнении своих функций князь опирался на дружину. Она состояла из старшей (бояр) и младшей. Младших дружинников в разное время называли по-разному: отроки, детские, гриди. Младшие дружинники – это зависимые от князя люди, служившие ему охраной, выполнявшие отдельные поручения, занимавшие незначительные государственные должности.

Владимир I в 988 г. ввёл институт князей-наместников, посадив своих сыновей на княжение в наиболее важные стратегические пункты Руси, а также в те земли, где были сильны сепаратистские тенденции.

 

Социальные группы населения Древнерусского государства

 

Свободные Зависимые Бесправные  
Привилегированные Непривилегированные  
- Князья, бояре, местные князья – крупные земельные собственники, владельцы вотчин (вотчина-земельная собственность, передаваемая по наследству). Платили дань великому князю, имели право сбора дани с подчинённых и принадлежащих им земель. - Такими же правами обладало высшее духовенство и «гости» - верхушка купечества, ведущая заморскую торговлю.   - Большинство населения составляли свободные крестьяне – общинники. Крестьян на Руси называли «смерды». Крестьяне-общинники объединялись в вервь (название происходит от слова верёвка, которой обмеривали земельные участки). Община базировалась на принципах коллективизма и уравнительности. Её члены были связаны круговой порукой. Внутри общины действовали принципы прямой демократии: выборность старейшин, коллективное принятие решений. - купечество, мелкие торговцы, ремесленники и др. - Крепостные смерды, их земли находились на территории вотчины. Облагались феодальной рентой в виде барщины и натурального налога. Барщина – даровой, принудительный труд крестьянина в хозяйстве феодала. Натуральный налог – ежегодный сбор денег и продуктов с крепостных феодалом. - Закупы – люди, взявшие у феодала купу (долг денежный или натуральный). - Рядовичи – лица, работавшие на вотчинника по договору – ряду. - Холопы, или челядь (рабы). Источники холопства: рождение от раба, женитьба на рабе, ключничество, преступление, бегство закупа от господина, плен. Труд холопов использовался наравне с трудом членов семьи. Частыми были случаи выкупа рабов на волю.  
Рабство на Руси носило патриархальный характер.    
Платили дань-налог государству.  

 

Социальный состав Древнерусского государства соответствовал раннефеодальному обществу.

В духовной сфере у славян господствовало язычество. Известно не менее 400 названий и имён языческих персонажей[14]. Среди них можно выделить две основные группы – это олицетворение сил природы и поклонение душам умерших предков: Сварог – бог неба и огня, Ярило – бог солнца, Перун – бог грома и молнии, Велес – покровитель скота, Макошь – богиня плодородия и др. У каждого племени и даже рода были свои боги, идолы, демоны. Сложилось влиятельное сословие жрецов («волхвов»), руководившее обрядами, сохранявшее давнюю мифологию и разрабатывавшее продуманную аграрно-заклинательную символику[15].

Множественность верований не способствовала консолидации общества, выработке общих духовных и нравственных ориентиров. Развитие Древнерусской государственности требовало изменений идеологии, господствующей формой которой являлась религия. В 980 г. Владимир I провёл первую религиозную реформу. Он предпринял попытку объединить славянские языческие божества, установить культ Перуна. Однако эта попытка потерпела крах. В 988 г. Владимир провёл вторую религиозную реформу. В качестве государственной религии был принят византийский вариант христианства. Почему?

1. Христианство в X веке представляло значительную культурную и политическую силу в Европе и на Ближнем Востоке. Языческая Русь оставалась для других стран страной «варваров».

2. Византийское христианство являлось религией, находящейся в тесном союзе с государственной властью, церковь была в политическом подчинении государства. Западноевропейская же церковь претендовала не только на духовную власть, но и светскую. Великому князю Владимиру не нужен был такой сильный оппонент внутри государства как церковь.

3. Римская христианская церковь позволяла проводить богослужение только на латыни. Византийская – допускала проведение службы на местных языках, что могло ускорить распространение новой религии в государстве.

4. Между Киевом и Константинополем существовали экономические и политические связи, что усиливало взаимный интерес.

5. Византийское христианство не содержало в своей культовой практике ничего специфически национально-этнического. Не последнюю роль в выборе веры сыграла эстетика византийского обряда. Русские купцы, побывавшие в Софии Константинопольской, говорили Владимиру: «… и не знали – на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища; и красоты такой…»[16].

6. На Руси христианство имело корни и до официального принятия. Первой из русских правителей приняла христианство княгиня Ольга. Христианами были и многие из русских купцов, бывавшие в Византии, и варяги, нанимаемые русскими князьями.

Принятие христианства имело большое значение для дальнейшего развития Руси:

- укрепляло государственную власть и территориальное единство Киевской Руси;

- выбором религии Русь связала себя с Западом, восприняв его систему ценностей, содержащуюся в христианстве;

- приобщило Русь к великой культурной традиции Византии, а через неё – к античной культуре. Древнерусская культура синтезировала в себе славянские и византийские традиции, языческие и христианские представления, превратившись в высокоразвитую и самобытную культуру.

Таким образом, Древнерусское государство сформировалось в IX веке как результат длительного естественного развития восточно-славянского общества. Пройдя несколько этапов развития, оно превратилось в крупнейшее государство Европы, став частью христианского мира.

4. Политическая раздробленность на Руси. Время с 30-х годов XII в. до конца XVв. Называют удельным периодом Руси или периодом феодальной раздробленности. Это закономерный этап в развитии не только нашей страны, но и всех крупных государств средневековой Европы. Сепаратистские тенденции в Древней Руси наметились ещё в XI в., однако они гасились волей таких выдающихся деятелей, как Владимир Мономах и Мстислав Великий. После их ухода с исторической арены новые тенденции властно заявили о себе.

К середине XII в. Русь распалась на 15 княжеств, в начале XIII в. их уже было около 50, а в XIV в. – примерно 250.

Причины феодальной раздробленности Древней Руси.

1. Расширение феодально-вотчинного землевладения. Рост экономического могущества местных феодалов.

2. Рост производительных сил. Повсеместное распространение получило пахотное земледелие. Начался переход к трёхпольной системе. Совершенствование орудий труда (археологи насчитывают более 40 видов металлических орудий труда, среди них деревянный плуг с железным лемехом, серпы, косы и др.).

3. Развитие ремёсел. Наибольших успехов достигло кузнечное дело. Как следствие – рост числа городов. К середине XIIIв. Их насчитывалось около 300.

4. Дальнейшее экономическое развитие вело к неизбежным социальным конфликтам (самые крупные восстания: в Киеве – 1113 г., Новгороде – 1136 г., Галиче – 1145 и 1188 г., Владимире-на-Клязьме – 1174-1175 г.). Для их разрешения была необходима сильная власть на местах. Местные бояре, опираясь на военную мощь своего князя, не хотели зависеть от центральной власти в Киеве. При поддержке боярства, местные князья сумели установить свою власть в каждой земле.

5. Хозяйство носило натуральный характер. Связи с рынком феодальных вотчин и крестьянских общин были слабыми и нерегулярными. Господство натурального хозяйства открывало возможность каждому региону отделиться от центра и существовать в качестве самостоятельной земли или княжества, не платить подати Киеву.

6. Экономический и политический распад Киевской Руси ускорили непрерывные войны с кочевниками (хазары, печенеги, половцы, волжские булгары). Население уходило из районов Среднего Поднепровья туда, где не было постоянного давления с их стороны. Преимущество получили Новгородская земля, Ростово-Суздальская Русь.

7. Утрата Киевом своей исторической роли связана также с перемещением основных торговых путей в Европе и Передней Азии. Они развивались в обход Киева, в этой связи упало значение некогда великого «пути из варяг в греки».

8. В Древней Руси существовал «лествичный» (от слова «лестница») или «очередный» порядок наследования престола. Престол переходил к старшему в роду, т.е. от брата к брату, а после смерти последнего из княживших братьев старшему племяннику. Сложность династических счётов, рост могущества каждого отдельного княжества, личные амбиции неминуемо вели к княжеским усобицам. Ожесточённая борьба князей друг с другом, междоусобицы стали внешним отражением глубинных процессов развития русских земель.

С точки зрения общеисторического развития политическая раздробленность Руси – это лишь закономерный этап на пути к будущей централизации страны и будущему экономическому и политическому взлёту на новой цивилизационной основе. Свидетельством являлось дальнейшее экономическое и культурное развитие отдельных русских земель.

Крупнейшими государственными образованиями периода раздробленности, сыгравшими главную роль в судьбе России, стали Владимиро-Суздальское княжество (Северо-Восточная Русь), Галицко-Волынское княжество (Юго-Западная Русь), Новгородско-Псковская земля (Северо-Западная Русь).

Северо-Восточная Русь, территориямеждуречья Оки, Волги, Клязьмы, в течение долгих веков была одним из самых глухих уголков восточнославянских земель. В VIII-IX вв. здесь появились племена вятичей, переселившиеся сюда с юго-запада, из района Воронежа. До этого здесь обитали угро-финские, а западнее – балтийские племена. Колонизация этих мест славянами шла по двум направлениям: с юго-запада и запада, из района Среднего Поднепровья, и с северо-запада, из новгородских земель. Здесь пролегала старинная торговая дорога из Новгородской земли на Волгу. Следом за торговцами шли поселенцы, которые вместе с местными племенами вятичей, а также жившими неподалёку кривичами, угро-финнами начали освоение этих мест. В XI в. здесь уже стояли крупные городские центры – Ростов, Суздаль, Ярославль, Муром, Рязань. В 1108 г. Владимиром Мономахом на Клязьме был основан город Владимир, в последствии ставший центром всей Северо-Восточной Руси. К середине XII в. Владимиро-Суздальское княжество простиралось от низовьев Северной Двины, побережья Белого моря до границ с половецкой степью, от верховьев Волги до Смоленских и Новгородских земель.

Политически самостоятельным от Киева Владимиро-Суздальское княжество стало в 1125 г., когда после смерти Владимира Мономаха оно отошло его сыну Юрию, получившему прозвище Долгорукий. Интересы Юрия Долгорукого простирались далеко за пределы его владений. Он предпринимал попытки занять и удержать Киев и Новгород. Неустанно воевал с Волжской Булгарией, которая пыталась блокировать русскую торговлю на Волжском пути, перекрывала дорогу на Каспий, на Восток. При Юрии впервые на страницах летописи в составе его владений в 1147 г. упоминается Москва.

Расцвета Владимиро-Суздальская Русь достигла при сыновьях Юрия Долгорукого – Андрее Боголюбском (1157- 1174) и Всеволоде Большое Гнездо (1176-1212). Автор «Слова о полку Игореве» говорил о могуществе Всеволода: «Ты ведь можешь Волгу вёслами расплескать, а Дон шлемами вычерпать»[17].

Владимиро-Суздальское княжество сохраняло своё первенство среди русских земель и после смерти Всеволода. Победителем в междоусобной борьбе за владимирский престол вышел его сын Юрий (1212-1238). При нём был установлен контроль над Великим Новгородом. В 1221 г. основан Нижний Новгород.

Политический строй Северо-Восточной Руси характеризовался сильной княжеской властью. Это объяснялось рядом причин. Сравнительно позднее освоение малозаселённого края сопровождалось ростом княжеского землевладения, активной градостроительной деятельностью князей. В результате формировался иной характер взаимоотношений между княжеской властью и населением: горожане оказывали поддержку князю, а боярство, пришедшее вместе с князем, оказалось в большой зависимости.

В иных условиях происходило развитие Юго-Западной Руси, находящейся на русском пограничье с Венгрией и Польшей. Здесь первоначально возникли две земли: Галицкая и Волынская. Это был богатейший край с плодородными землями,







Дата добавления: 2015-09-18; просмотров: 645. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Ситуация 26. ПРОВЕРЕНО МИНЗДРАВОМ   Станислав Свердлов закончил российско-американский факультет менеджмента Томского государственного университета...

Различия в философии античности, средневековья и Возрождения ♦Венцом античной философии было: Единое Благо, Мировой Ум, Мировая Душа, Космос...

Характерные черты немецкой классической философии 1. Особое понимание роли философии в истории человечества, в развитии мировой культуры. Классические немецкие философы полагали, что философия призвана быть критической совестью культуры, «душой» культуры. 2. Исследовались не только человеческая...

Устройство рабочих органов мясорубки Независимо от марки мясорубки и её технических характеристик, все они имеют принципиально одинаковые устройства...

Ведение учета результатов боевой подготовки в роте и во взводе Содержание журнала учета боевой подготовки во взводе. Учет результатов боевой подготовки - есть отражение количественных и качественных показателей выполнения планов подготовки соединений...

Сравнительно-исторический метод в языкознании сравнительно-исторический метод в языкознании является одним из основных и представляет собой совокупность приёмов...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия