Студопедия — Известная стандартность, предсказуемость, надежность и общепонятность поведения окружающих людей давала каждому человеку определенную гарантию безопасности.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Известная стандартность, предсказуемость, надежность и общепонятность поведения окружающих людей давала каждому человеку определенную гарантию безопасности.






Социальные нормы, возникшие у людей, создавали теперь такое положение в обществе, когда в нормальном сознательном состоянии поступки человека уже не состояли из инстинктивных реакций на внешние стимулы и не являлись простым ответом на ситуацию. Между ситуацией и порождаемым ею импульсом к действию, между самим импульсом и ответом на ситуацию стояла социальная норма, которая не выводима из ситуации, не создана ею, а связана с наиболее общими принципами человеческого общежития.

Конечно, механизм саморегуляции человечество не изобрело, а скорее всего, он возник случайно. Ритуалы, обряды, магии и выполнение других социальных норм облегчали жизнь людей, делали ее более успешной, и от этого их хотелось повторить (здесь действует обычный условный рефлекс). Затем социальные нормы вошли в повседневность и стали путем подражания передаваться из поколения в поколение.

В конечном счете постепенно у первобытных людей стало складываться мировоззрение, ставшее впоследствии своеобразным ядром духовной культуры человечества. Мировоззрение составляет не только систему взглядов на объективный окружающий мир и место в нем человека, но также обусловленные этими взглядами и ценностные ориентации, т.е. представления о том, что должно быть, которые как раз и содержатся в социальных нормах.

Социальные регуляторы, выполняя вышеуказанные функции, позволяют человеку не просто "прозябать" в этом мире, а все более полно удовлетворять свои потребности, что возможно только связав свою жизнь с другими людьми.

Нет, социальные регуляторы не сняли борьбу между людьми окончательно, они ее притупили, сделали ее в определенной мере менее кровавой и разрушительной. Столкновение интересов в борьбе за существование осталось.

Как же люди пришли к тому, что выработка и исполнение социальных норм способны облегчить всем жизнь?

Уже в глубокой древности люди стали понимать, что борьба, доведенная до непримиримости, до такого озлобления, при котором стороны уничтожают друг друга или настолько теряют уважение друг к другу, что не способны вести переговоры и устанавливать примирение, крайне вредит всем. Понимая это, люди пытались находить такие решения, которые, удовлетворяя более или менее интерес обеих спорящих сторон, давали бы им возможность продолжать и впредь совместную жизнь. Каждая сторона считала притязания противника чрезмерными, и оба спорщика сговорились обратиться к третьему, возраст, ум и опыт которого могли бы указать на справедливый исход. Родоначальник или старейшина, разрешая спор, указывал каждому: во-первых, то, что он "может", т.е. что ему позволено, на что он "имеет право"; во-вторых, то, чего он "не может", т.е. что ему запрещено, на что он "не имеет права"; и в третьих, то, что он "обязан" соблюдать. Решение это получало известный вес и оказывало влияние на спорящих; это объяснялось, с одной стороны, их доверием к авторитету старейшины, а с другой - справедливостью того, что он постановил.

Эти две черты являются чрезвычайно важными: трудно представить себе, в какую хаотическую войну всех против всех выродилось бы человеческое общежитие, если бы у людей не было бы доверия к авторитету и веры в справедливость. На этих двух началах покоится сама возможность социальных норм вообще. Однако не следует думать, что авторитетом для другого человека может быть только голос другого человека. В формулируемом правиле поведения обычно присутствует какая-то жизненная закономерность, позволяющая в конечном счете роду (племени) прогрессивно развиваться. Да и прислушаться к авторитетному решению может лишь тот, кто ищет верного, т.е. справедливого решения человеческих конфликтов.

Возможность найти авторитетный и справедливый императив и примирить спорящих всегда драгоценна: она не только устраивает совместную жизнь людей на этот раз, но и вселяет в них уверенность, что споры и столкновения вообще могут улаживаться мирно и справедливо. Однако, так как справедливость остается неизменной и одинаковой для всех (ведь она же выражает жизненную закономерность!), однажды найденный справедливый императив превращается (постепенно или сразу) в общее правило. То есть правило, не только разрешающее все подобные споры, но и предотвращающее самое их возникновение, поскольку каждый знает заранее, что он "может" и чего "не может".

Понятно, что наличность таких правил поведения делает возможным мирное общежитие. Люди могут вести совместную мирную жизнь лишь в том случае, если каждый удовлетворяет свои потребности и преследует свои интересы лишь до известных пределов. Эти пределы могли бы, конечно, и отыскиваться и устанавливаться каждым человеком для себя самостоятельно и без всяких правил, если бы люди были добры и совершенны. Но так как этого на самом деле нет даже сейчас и тем более не было в первобытном обществе, то правила поведения оказываются необходимыми.

Подведем итог. Потребность в социальных нормах возникла на самых ранних ступенях человеческого общества в связи с необходимостью урегулировать поведение людей таким образом, чтобы достичь целесообразного их взаимодействия для разрешения задач, которые не под силу одному человеку.

6.2. Понятие и виды социальных норм первобытного общества







Дата добавления: 2015-09-18; просмотров: 353. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Билиодигестивные анастомозы Показания для наложения билиодигестивных анастомозов: 1. нарушения проходимости терминального отдела холедоха при доброкачественной патологии (стенозы и стриктуры холедоха) 2. опухоли большого дуоденального сосочка...

Сосудистый шов (ручной Карреля, механический шов). Операции при ранениях крупных сосудов 1912 г., Каррель – впервые предложил методику сосудистого шва. Сосудистый шов применяется для восстановления магистрального кровотока при лечении...

Трамадол (Маброн, Плазадол, Трамал, Трамалин) Групповая принадлежность · Наркотический анальгетик со смешанным механизмом действия, агонист опиоидных рецепторов...

ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ФОРМЫ ДЛЯ ИНЪЕКЦИЙ К лекарственным формам для инъекций относятся водные, спиртовые и масляные растворы, суспензии, эмульсии, ново­галеновые препараты, жидкие органопрепараты и жидкие экс­тракты, а также порошки и таблетки для имплантации...

Тема 5. Организационная структура управления гостиницей 1. Виды организационно – управленческих структур. 2. Организационно – управленческая структура современного ТГК...

Методы прогнозирования национальной экономики, их особенности, классификация В настоящее время по оценке специалистов насчитывается свыше 150 различных методов прогнозирования, но на практике, в качестве основных используется около 20 методов...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия