Студопедия — Радбрух Густав 6 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Радбрух Густав 6 страница






Лессингт

§ 7. Цель в праве

Проведенный анализ показал, что хотя справедливость и является спе цифической идеей права, этого достаточно, чтобы из нее получило развитие понятие права. Но идея права справедливостью не исчерпы­вается. Существует двойная причина, не позволяющая рассматривать справедливость в качестве единственного основания для правовых норм в том, что касается их содержания. Правда, из понятия спра­ведливости вытекает, что равные требуют равного обращения, а раз­личные - соразмерно различиям между ними. Но оба эти вопроса остаются открытыми: кого следует рассматривать в качестве равных или различных и как с ними обращаться? Справедливость определяет лишь форму права. Чтобы выяснить содержание права, необходимо дополнительно ввести понятие целесообразности^". Вопрос о справед­ливости следует ставить и отвечать на него независимо от вопросов, ка­сающихся целесообразности и, соответственно, цели государства. Лишь в рамках вопроса о цели права государство впервые становится предметом нашего рассмотрения. Поскольку право по преимуществу выражает волю государства, а государство по большей части правовое учреждение, то вопросы о цели права и цели государства неразделимы.

При постановке вопроса о цели права интерес представляют не эмпири ческие аспекты целеполагания, которые могли бы рассматриваться как источники возникновения права, а «надэмпирическая» (iiberimpirische) идея права, которая должна служить критерием истинности права. Но ответ на эти вопросы возможен лишь при уяснении того, какой из ценностей, среди тех, которым следует приписать точно так же, как

<50> Другой девиз: Поскольку я знаю, что ты являешься другом всеобщности, то обрати внимание на то, как четко указано в Священном писании: ничто не делает государство счастливым, кроме как его единственность. -Августин.

<51> Любое право ориентируется либо на формально-юридические, либо на ма­териальные принципы. При этом под последними следует понимать прин­цип утилитаризма и принцип справедливости. - М. Вебер. История хозяйства. - С. 292.


§ 7. Цель в праве

и абсолютной ценности (абстрактно) справедливого человека, абсолют­ную значимость, наряду с целью право соответствует и предназначено служить. Здесь достаточно ограничиться ссылкой на уже имеющуюся триаду высших ценностей: этической, логической и эстетической, иде­алов добра, истины и прекрасного, поскольку тотчас становится яс­ным, что право может быть призвано служить лишь одной из этих ценностей, а именно - этической ценности Добра.

Конечно, этическая ценность Добра «вбирает» в себя способом, опи­санным выше, другие абсолютные ценности: логическую - истины, эстетическую - красоты, чтобы они как цели нравственного поведе­ния вошли в этическое учение о благах (Guterlehre), на сей раз в обла­чении этически ценностного характера. Этическое учение о благах и учение об этических обязанностях связаны отношениями взаимоза­висимости: с одной стороны, выполнение нравственного долга по­рождает моральную добронравственную личность, а с другой, такие нравственные блага, как Истина, наоборот, требуют выполнения нрав­ственного долга, приверженности Правдивости, Истинности1.

Эти этические блага, которые проявляются подобным образом, не до­стижимы все одновременно. Можно служить одному из них за счет пре­небрежения другими или даже в ущерб им. Это становится ясным сразу же после того, как мы представим себе основу (Substrat) этических Благ.

В сфере эмпирического познания мира существует лишь 3 вида пред­метов, которые могут быть опосредованы абсолютной ценностью. Это - отдельные человеческие личности, человеческие личности в це­лом и результаты человеческого труда. Приняв основу этих благ за ценностный критерий, мы можем выделить 3 различных вида ценно­стей: индивидуальные ценности, коллективные ценности и творческие ценности (Werkwerte)f52;. Ценность индивида - в этической личности. Этического свойства также и ценность, которой могут быть опосре­дованы человеческие личности в целом, но только в случае их призна­ния обществом. Эстетические и логические ценности раскрываются в произведениях искусства и науки как творческие ценности. Легко до-

1521 Подобное троичное деление ценностей дает Ясперс. Ps. d. W. Ansch (1919) S. 193 f., см. Nohl, Einf. in d. Phil. (1935), S. 66; Rechtsfunktton-Kulturfunktion des Staates; Cardozo, The Growth of the Law, 1924, P. 83: certainty, justice, utility (определенность, справедливость, полезность).

«Нравственное распознается как облеченное в форму Должного ценностное содержание жизни. Это содержание ориентируется на высшую объективную ценность нашей собственной внутренней сути» - Spranger, Lebensformen, 3 Aufl., 1922, S. 257 H.

3-301


Философия права

казать, что человек не в состоянии проявить себя в одинаковой мере во всех сферах действия этих трех ценностей.

В научной области личностью обладает лишь тот, кто служит исключи­тельно науке. И такое положение не только в науке. Мы не знаем ни одно­го великого художника, который занимался еще чем-то иным, помимо своего дела, которому он отдал всего самого себя2. Творческие ценности требуют противоположного тому, что необходимо для индивидуальных ценностей: неличных качеств, а профессионализма. В области индивиду альной ценности моральной личности действует «этика убеждений» (Gesinnungsethik), например «истина - любой ценой». В области коллек­тивных ценностей действует «этика ответственности», например «дипло­матическая ложь во имя общего блага»3. Коллективные ценности также требуют противоположного тому, что необходимо для индивидуальных ценностей. Один спрашивает: «Что будет?», другой: «А что правильно?» -как говорит Теодор Шторм, правда, по другому поводу. Наконец, меж­ду коллективной целью Власти и целью Культуры существует вряд ли разрешимое противоречие: «Власть по своей природе зло, равно как и те, кто ее осуществляет. При этом человек безошибочно попадает в руки тех сил, от которых по меньшей мере прямо зависит дальней­шее развитие культуры»4. Коллективные ценности требуют также противоположное тому, что необходимо для творческих ценностей.

Необходимо также решить вопрос о субординации ценностей: какую из них, индивидуальную, коллективную или творческую, следует поставить на первое местога;? В соответствии с принятым решением или жизненной позицией и особенно взглядами на право мы относим к одной или дру-

153) q том> как понимают государство в Южной Америке, см. статью во Frkt. Ztg. v. 3. 1. 42 (дневной выпуск): «Понятие государства и его задач не является объективным. Оно подчиняется субъективным целям. Такую систему назы­вают в Южной Америке «режимом личной власти» (Personalismus).

2 Max Weber, Wissenschaft als Beruf, 1919, S. 13.

3 Max Weber, Politik als Beruf, 1919, S. 56 ff. Примером пожертвования этикои убеждений во имя этики ответственности могут служить воспоминания Веры Фигнер: «Разум подсказал идти вместе с товарищами, которые выбрали путь террора. Чувства же возвращали назад в мир бедных и обездоленных. Лишь позднее мы осознали, что такое настроение диктовалось стремлением к нрав
ственной чистоте жизни, к более высоким жизненным ценностям. После внутренней борьбы мы побороли наше чувство, наше настроение. Мы отказались от чувства морального удовлетворения, которое давали нам жизнь и труд на
благо простых людей, и встали в строй с нашими товарищами, которые обла
дали более развитым политическим инстинктом».

4 /. Burckhardt, Weltgeschichtlichen Betrachtungen, 3 Aufl., 1918, S. 96.


§ 7. Цель в праве

гой из этих групп ценностей индивидуалистические, надындивидуалисти-ческие и полностью трансперсональные взгляды154'5. Ниже приводится ряд цитат, в которых соответствующий автор высказывает противополож­ные взгляды, будучи абсолютно уверенным в их непротиворечивости.

Popper-Lynkeus: «Если какой-нибудь неприметный индивидуум, кото­рый не угрожает ничьей другой жизни, покидает пир, не желая этого или помимо своей воли, то это несравненно более важное событие, чем все политические, религиозные или национальные события и чем все научные художественные и технические достижения всех веков и народов вместе взятых». Schiller. «Все может быть принесено в жерт­ву во благо Государства, за исключением того, кому Государство само служит средством f,4 Само по себе Государство не является целью. Оно важно лишь как условие, благодаря которому может быть реализова­на цель человечества. И эта цель заключается не в чем ином, как в раз­витии и совершенствовании всех сил отдельного человека». Этим индивидуалистическим взглядам резко противостоят надындивидуа-листические: абсолютная нравственность не что иное, как «абсолют­ная жизнь в государстве и для народа», «абсолютная нравственная общность не что иное, как сам народ», Государство - «основа и центр средоточения всех других конкретных проявлений жизни нации, ис­кусства, нравов, религии, науки; цель всех деяний в области духа -осознать это единство» (Гегель). «Нация (итальянская) - это живой организм с целями и средствами для их осуществления, который по силам и долговечности превосходит каждого из отдельных своих чле­нов или тех, что объединились в группы. Нация - моральное, полити­ческое и экономическое единство, которое полностью реализовалось в (фашистском) государстве» (Mussolini, Carta del Lavoro - «Хартия труда»). Трансперсональную точку зрения выражает Kurt Eisner. «Я ценю свою жизнь по крайней мере не более высоко, чем творение Вечного искусства. Ценность же искусства для меня не меньше ценно­сти живого существа, как это выражено другими, но страшными сло­вами: "Статуя Родена стоит страданий миллионов античных рабов"» (Treitschke). А вот как Плутарх высказывался по этому поводу: «Мы це-

41 Вместо «надындивидуально» лучше говорить «авторитарно» 51 Ни одна страна не станет великой, кроме как на почве культуры и с иде­альной целью в искусстве и науке, - Hennette Feuerbach (S. 348).

Согласно другой широко распространенной терминологии индивидуализм противопоставляется универсализму: см., напр., G Jelhnek, Allgemeine Staatslehre, 3 Aufl., 1914, S. 174; Windelband, Einleitung, l. d. Phi., 1914, S. 64; Spann, Haupttheonen der Volkswirtschaftslehre, 20. Aufl., 1930, S. 26 ff.


Философия права

ним творение искусства и презираем его создателя». Когда на острове Филе посреди Нила пожертвовали храмом в интересах оросительных сооружений, сэр Джордж Бердвуд публично осудил данную акцию. Сэр Джордж Кноллис задал ему в этой связи вопрос: «Как бы поступил сэр Джордж Бердвуд, окажись он один в горящем доме с ребенком и мадон­ной Рафаэля из Дрезденской галереи?» (56> На что сэр Джордж Бердвуд ответил, что он отдал бы предпочтение мадонне(57)6. С другой стороны, Ф. Ницше. «Великие люди, видимо, более необходимы, чем великие тво­рения, платить за которые приходится ценой человеческой жизни». [ И Герхард Гауптман возражал на упрек Р. Роллана в связи с уничтоже­нием произведений искусства в результате военных действий: «Я отдаю ' должное Рубенсу, но принадлежу к тем людям, у которых прострелен­ная человеческая грудь вызывает гораздо более сильные страдания»(58).

Резюмируем эти диаметрально противоположные точки зрения:

В пользу индивидуалистической точки зрения говорят творческие и кол­лективные ценности на службе у ценности личности. Культура - лишь средство формирования личности, государство и право - лишь учреж­дения, защищающие и стимулирующие индивида.

В пользу надындивидуалистической точки зрения говорят ценности личности и творческие, соподчиненные коллективным ценностям. Нравственность и культура - на службе государства'5" и права.

,56> Kind - Faust Manuskript Hermann Bahr. Selbstbildnis, 1923, S. 123. В отноше­нии полемики между Бердвудом и Кноллисом: Е v. Hippel. Einfuehrung i. d. R. Theorie, 1932, S. 82. Актуальный пример: продажа шедевров Рембрандта советским правительством. Та же проблема у Шоу - «Врач на перепутье» - сформулирована: «простой выбор между человеком и грудой картин», -Shaw. Bd 5. S. 358-360.

{Ъ7) О проблеме «искусство или человеческая жизнь» см. О. Linck, «Sankt Martin» (Heilbronn 1945); О. Linck, H. Kellers Brief an mich.

<5S> Во время воздушной тревоги в Токио в одном из окон был замечен свет: врач делал неотложную операцию своему ребенку. Офицер обращается к нему: «Дети еще народятся, но невыполнение приказа императора покрывает Вас несмываемым позором». (Свет был погашен. Ребенок прооперирован в темноте и, к счастью, спасен); Hermann Bahr, Selbstbildnis, 1923, S. 123; Он считал себя филистером, который, будучи вынужденным делать выбор, не колебался бы ни секунды, если бы потребовалось сжечь рукопись «Фауста» Гёте во имя спасения грудного ребенка.

<59> Надындивидуалистическая точка зрения = «тотальное государство», то есть государство, которое не признает ни интересы индивида, ни законы культуры в качестве границ своей деятельности.

6 Анализ данного примера см. у Spranger, Lebensformen, 3 Aufl., 1922, S. 258. 68


§ 7. Цель в праве

В пользу трансперсональной точки зрения говорят ценности личности и коллективные, соподчиненные творческим ценностям. Нравствен­ность наряду с правом и государством - на службе культуры.

Резюме конечных целей одним словом: для индивидуалистической точки зрения - свобода; для надындивидуалистическои - нация; для трансперсональной - культура.

Право и государство с точки зрения сторонников индивидуалистической точки зрения - связующие звенья между индивидами; для сторонни­ков надындивидуалистическои точки зрения - единое целое, стоящее над индивидами; для сторонников трансперсональной точки зрения -связь индивидов с чем-то находящимся вне их: с их общей работой, с их общим творчеством т.

Надындивидуалистическое учение воплощает свое видение государ­ства и правового сообщества в образе организма: в хорошем государ­стве, как в человеческом теле, не целое для членов, а члены для целого.

Индивидуалистическая точка зрения воплощена в образе договора'6'>?. Как и в теории социального организма, в договорной теории речь не идет о реальном государстве. В ней не утверждается, что создание ре­ального государства договорным путем телеологически обусловлено. Ее сторонники лишь высказывают предположение о том, что истинное государство (richtiger Staat) должно возникнуть в результате договора между участниками. Договор предполагается «не как фактическое ус­ловие», «а всего лишь как идея разума, которая обладает несомнен­ным потенциалом практической реализации, в частности, связывая любого законодателя необходимостью так составлять законы, как если бы они могли выражать волю всего народа, а каждый подданный, же­лающий стать гражданином, считал бы, что он с ней полностью согла-

(60> Полезны для различения правовых взглядов также категории взаимности и общности, разработанные Дармштедтером.

<6" Дармштедтер. Платон и Фихте об идее договора в платоновском «Крито-не» - договор с уже созданным государством. Я признаю государство посред­ством того, что на протяжении всей своей жизни принимаю его блага. Оно меня породило и взрастило. Я действую против этого договора и устраня­юсь от его выполнения, несмотря на собственное согласие, на чрезмерные превентивные меры государства в отношении меня, если я не готов подчи­ниться его воле, даже в тех случаях, когда оно ошибается. Вот одно из на-дындивидуалистических применений идеи договора!

Отнесение договорной теории только к индивидуалистической точке зрения оспаривает Gutermann в рецензии на эту книгу в Arch, f. Soz. Pol., Bd. 41, S. 507.


Философия права

сен. Такой подход - пробный камень любого публичного закона» (Кант). Согласно договорной идее государство существует не потому, что считается как возникающее на основе договора, а потому лишь, что может рассматриваться как образуемое в интересах каждого участ­ника договора. Поэтому для правильного понимания договорной тео­рии необходимо иметь в виду, что при применении в ней выражения «воля» следует представлять себе выражение «интерес»8.

И наконец, трансперсональную точку зрения нередко образно ассоци­ируют со стройкой. На ней строителей объединяет не целое, частью которого они являются, и не непосредственные отношения, которые их связывают, но общность выполняемого ими труда и общее творе­ние, ставшее плодом их совместных усилий'62'.

В качестве технического термина хотелось бы предложить, частично присоединяясь к Фердинанду Теннису, слово «общество» (Gesellschaft) для выражения формируемой на основе индивидуализма совместной жизни (Zusammenleben), слово «общность» (Gesamtheit) - для индивиду­алистически понимаемых коллективов, и «сообщество» (Gemeinschaft) -для трансперсональной формы человеческих связей (отношений)'6'. В то время как общество и общность служат для выражения непосред­ственных социальных связей и структур, сообщество представляет со­бой структуру, социальные связи которой опосредуются общим делом.

(62> В отношении излагаемой мною третьей точки зрения см. французскую ин­ституциональную теорию Ориу и его последователей. DIZ, 1935, S. 279 ff.: «Общество, явившееся плодом реализованной на практике идеи в резуль­тате творческих усилий, французская теория называет «институтом». «Институциональная теория» проводит различие между «институтами-лицами» и «институтами-вещами». Последние стоят на службе первых. Договорные отношения можно отнести к «институту-вещи».

т Dr. H. H. Dietze. Naturrecht in der Gegenwart (1936) в достаточной мере ис­пользуют мою терминологию: «Общество», «Общность», «Сообщество». Три цели встречаются также у Nohl, Padagog. Aufscitze, 2. Aufl. 1929, S. 148 ff.; Barker, «Introduction to Gierke. Natural Law and the Theory of Society», Vol. 1, 1934, P. XXVII п.: «Гирке часто ставит читателя перед дилеммой: «орга­низм или механизм» - что Вы выбираете?» «Но может быть, существует что-то третье (tertium quid) - организация людей, созданная и объединен­ная общечеловеческой целью?». Против культуры как конечной цели -Lagarde. (Auswahl v. M. Krammer, 123).

8 Поэтому нельзя признать удачной попытку Теодора Херцля улучшить договор­ную теорию, когда он в своей работе «Judenstaat», 6. Aufl., S. 72 ff. («Еврейское государство») хочет положить в основу государства не договор, а принцип «negotiorum gestio» (ведение дел в интересах другого лица без его поручения).


$ 7. Цель в праве

Общество, общность, сообщество диалектически взаимосвязаны. Одно переходит в другое. Стремясь к достижению формирования од­ной из структур, можно достичь формирования любой из них'64-1.

Конечная цель общества - личность. Но личность принадлежит к тем ценностям, которые достижимы лишь в тех случаях, когда их не доби­ваются, когда к ним не стремятся. Личность - это непредвиденное, это - неожиданная награда за бескорыстное самопожертвование, за преданность своему делу. Это не более чем подарок и милость. «Кто стремится обрести душу - потеряет ее. Но кто ее теряет, тот обре­тает ее для жизни». Личность обретается посредством самозабвенного стремления к цели'65'. Юноша, энергично стремящийся выработать свой собственный почерк, несомненно выработает скверный, но не ха­рактерный для него почерк. Так что тот, кто будет непосредственно направлять все свои усилия стать личностью, превратится в щеголя с зеркалом в руках, а не в личность.

То, что относится к личности, относится и к общности нации. Нацио­нальной самостоятельности нельзя достичь прямолинейно, прилагая для этого активные усилия. Это - подарок и милость (Geschenk und Gnade). Народ станет нацией не тогда, когда стремится к националь­ной самобытности(ад, но лишь когда самозабвенно посвятит себя вы­полнению общих задач. Родина, воспетая в живописи и поэзии, остается символом второго ранга. Но искусство, которое стремится выразить все великое, все, что создало человечество, неотделимо от национального. Не существует немецкой истины и немецкого Бога как цели немецких устремлений. Но то, что немец делает во имя об­щего дела, неизбежно немецкое. Нация, как и личность, - историче­ские категории, формируемые в процессе развития человеческого общества. Эти категории не являются идеалами для использования в сфере культуры <67>.

164> Для трансперсональной точки зрения дан прекрасный образ оркестра в ра­боте Marie Ваит, Riickbhck aufmein Leben. S. 55 f.

1651 Он ставит свое «Я» позади, и оно выходит вперед. Он отказывается от своего «Я» и его «Я» сохраняется. А разве не так говорил Лао Цзы: «Он не хотел ничего своего, потому что оно было совершенно». 61 Нет патриотического искусства и патриотической науки и т.д. - Cothe Мах. и. ReflN690 (Cassirer, G. и. d. geschicht. Welt, 1932, S. 8). «Шекспир или пара сапог, Рафаэль или поджигатель»... «что Шекспир и Рафаэль стоят выше, чем крепостное право, чем народ, чем социализм, выше, чем молодое поколение, выше, чем химия. Чуть ли не выше, чем все человечество» - цитата по немецкому изданию «Бесов» - Dostoiewski «Damonen», Rede des Stepan Trophimowitsch, Ausgabe Piper 1919, S. 228.


Философия права

Таким образом, общество и общность отсылают к творчеству и сооб­ществу. Но те в свою очередь отсылают обратно к обществу и к общ­ности в бесконечном процессе взаимодействия, который никогда не прерывается. Как личность требует для своего развития самоотдачи творчеству, так и истинно Великое (произведение) в свою очередь -лишь превзошедшая самое себя духовно богатая личность. «Величай­шее творит тот, кто не может иначе». Так же и нация, подобно лично­сти - предпосылка истинного творческого сообщества. Не творчество отдельной личности, не книга, пылящаяся в библиотеке, не покрытая паутиной статуя, а культура, то есть целое, состоящее из отдельных частей, животворное единство, в котором, как в фокусе, сходятся все творения культуры (6Ю, - вот в чем состоит созидательная работа обще­ства. Это единство коренится не в самих произведениях творчества, а в сознании, которое их объединяет, причем не в сознании отдель­ного индивида, которое не в состоянии воспринять во всей их полноте и совокупности, а в общем сознании нации, которое охватывает всех индивидов и связывает воедино все поколения.

И лишь акцент на отдельном звене замкнутой цепи, а не ее разрыв имеет место, когда личность индивида и коллектива или культуру рассматривают как конечную цель индивидуальной и коллективной жизни. Существование трех точек зрения на право и государство объясняется возможностью выделять различные элементы одного не­делимого целого9.

Свое эмпирическое воплощение они находят в политических парти­ях. Лишь идея мировой культуры не получает своего выражения в по­литике какой-либо определенной партии. Эта идея - не программа, а ощущение жизни, в частности, молодежного движения, ощущение, суть которого отражает слово «сообщество» (Gemeinschaft). Посколь­ку трансперсонализм в собственном смысле связывает индивидуали­стический и надындивидуалистический элементы друг с другом, он может стать фоном (личной) системы взглядов, определяющей партийную идеологию. Однако нет ни одного государства, которое создавалось бы по принципу трансперсонализма. Из практических со­ображений этот принцип можно, по-видимому, использовать как критерий лишь в отношении частичных правовых сообществ, таких,

т Lagarde.

9 Вышеизложенное показывает, что я ни в коем случае не возвожу «относитель­ное противоречие» в абсолютное, в чем меня упрекает Erich Kaufmann, Neukantische Rechtsphilosophie, 1921, S. 71, Anm.


§ 7 Цель в праве

как университеты, религиозные ордена, католическая церковь, но не в отношении всего правового сообщества, государства. Правда, сферу действия трансперсонализма распространяют и на форму государства: сословное государство. Но там, где эта идея трансперсонального госу­дарства трудящихся (Werkstaat), корпоративного государства (Stato corporativo) реализуется на практике, она служит прочным фасадом надындивидуалистического государства насилия (Machtstaat). Тем не менее, именно на критерий трансперсональности опираются задним числом кроме прочего исторически сформировавшиеся нации. Инстинкт самосохранения народов, населяющих Землю, требует, что­бы государство служило им, каждому индивиду или общности людей. Но история судит в свою очередь о государствах по тому, что люди и народы оставляют после себя: по их творениям.

В свете вышесказанного нет необходимости предпринимать попытки воссоздания в безвоздушном пространстве образа идеального госу­дарства, ориентированного на трансперсональную культуру'0. Скорее следует проследить, как индивидуалистические и надындивидуали-стические государственно-правовые воззрения распространяются в партийных идеологиях, в которых они обрели наконец свою оконча­тельную, исторически обусловленную форму.

См Radbruch. Kulturlehre des Soziahsmus 2 Aufl 1927, Radbruch. Wilhelm Meisters Sozialpolitische Sendung Logos Bd 8 1919 S 152 ff


Выше партий нет никого. Между борцами мечется безумная, обреченная жертва.

Адольф Глазбреннер

§ 8. Философско-правовое учение о политических партиях

Ниже речь пойдет о партийных взглядах, то есть о партийной идеоло­гии. Можно возразить, что в своей идеологии партия не раскрывает своей сути. Реальны лишь партийные интересы. Идеология же - вне­шняя оболочка, красивый фасад этих интересов т.

Предположим, что в основу партийного строительства положены сугу­бо партийные интересы, без каких-либо политических идей. Но даже такая партия под давлением социальной необходимости была бы вы­нуждена разработать идеологическую платформу, чтобы по крайней мере в нужный момент обосновывать общие интересы с позиций сво­его истинно партийного интереса'70'. Партийная идеология была бы действительно не более чем прикрытием партийных интересов, если бы ее необходимость не была социально обусловлена. Партийная иде­ология не только орудие борьбы с противником, но и средство при­влечения сторонников. Руководящее ядро, сплотившееся вокруг партии, всегда стремится расширить партийные ряды за счет участни­ков, чья партийная принадлежность обусловлена не интересами партии, а ее идеологией. Это они настаивают на последовательном и неустанном осуществлении партийной идеологии. И в результате партия и ее идеология становятся неразрывно связанными друг с другом.

Партийная идеология преобладает над партийными интересами и по другой причине. Партии в борьбе за свое влияние должны ширить фронт своих идей. Конкуренция заставляет партии отражать в своих программах собственный взгляд на все вопросы общественной жизни, даже на те, которые имеют очень отдаленное отношение к партийным

(69) pr Yh. Vischer в «Auch Einer» (II, 192): «Это вновь возвращает меня к парти­ям во всех спорных вопросах. Ни один колеблющийся не будет стоять проч­но на одной половине целого или на одной стороне двуединой истины. Но если цель, серьезный подход к делу и определенность требуют сделать выбор, то ни один здравомыслящий человек не испугается силы односторонности».

ит Жизнь и Действие означают то же самое, что и создавать партию и руко­водить ею. - Gothe, Bd. 38, S. 140.

7 4


§8 Философско правовое учение о политических партиях

интересам или вообще с ними не связаны. Как следствие, в партийных программах все в большей мере включаются требования, которые лишь идеологически мотивированы, но социально не обусловлены.

Поскольку интересы апеллируют к идее, наступает момент, когда идея, следуя собственной логике, начинает жить по своим законам, даже иногда вопреки партийным интересам, которым призвана служить. Вы можете по собственному желанию вызвать духов и привидения, но обратно по вашему желанию отправить их невозможно. Партийные интересы не могут использовать партийную идеологию без того, что­бы в свою очередь не служить ей Партийные интересы непроизволь­но становятся в силу общественной необходимости движущей силой партийной идеологии. Гегель называет «уловкой разума» ситуацию, когда партийная идеология помимо своей воли «заставляет работать на себя» также партийные интересы Обращаясь к партийной идеоло­гии, мы имеем дело не с химерой, а с реальной эффективной обще­ственной силой1.

Индивидуалистические взгляды на право и государство в первую оче­редь находят свое отражение в партийной идеологии и в целой гамме различных идеологий. Исходным пунктом распространения этих иде­ологий служит понятие индивида2'70.







Дата добавления: 2015-09-18; просмотров: 370. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Примеры задач для самостоятельного решения. 1.Спрос и предложение на обеды в студенческой столовой описываются уравнениями: QD = 2400 – 100P; QS = 1000 + 250P   1.Спрос и предложение на обеды в студенческой столовой описываются уравнениями: QD = 2400 – 100P; QS = 1000 + 250P...

Дизартрии у детей Выделение клинических форм дизартрии у детей является в большой степени условным, так как у них крайне редко бывают локальные поражения мозга, с которыми связаны четко определенные синдромы двигательных нарушений...

Педагогическая структура процесса социализации Характеризуя социализацию как педагогический процессе, следует рассмотреть ее основные компоненты: цель, содержание, средства, функции субъекта и объекта...

Билет №7 (1 вопрос) Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Русский литературный язык как нормированная и обработанная форма общенародного языка Важнейшая функция языка - коммуникативная функция, т.е. функция общения Язык представлен в двух своих разновидностях...

Патристика и схоластика как этап в средневековой философии Основной задачей теологии является толкование Священного писания, доказательство существования Бога и формулировка догматов Церкви...

Основные симптомы при заболеваниях органов кровообращения При болезнях органов кровообращения больные могут предъявлять различные жалобы: боли в области сердца и за грудиной, одышка, сердцебиение, перебои в сердце, удушье, отеки, цианоз головная боль, увеличение печени, слабость...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия