Студопедия — Ю. А. Тихомиров 2 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Ю. А. Тихомиров 2 страница






  чальник Генерального штаба Н.Н. Янушкевич и военный министр В.А. Сухомлинов. Николай II, принявший на себя должность Верховного главнокомандующего, не обладал военным опытом и руководил боевы- ми действиями лишь номинально. Свою бездарность в ходе войны про- демонстрировали многие командующие фронтами и армиями.   Начало войны. В июне 1914 г. в боснийском г. Сараево член заго- ворщической сербской организации "Черная рука" студент Г. Принцип убил наследника австрийского престола Франца Фердинанда. Это по- служило поводом для развязывания международного конфликта.   В июле (после консультаций с Германией) Австро-Венгрия предъя- вила Сербии ультиматум. Выполнение всех его условий оскорбляло Сербию и наносило удар по ее.суверенитету. Несмотря на уступчивость Сербии, 15 июля 1914 г. Австро-Венгрия объявила ей войну. В ответ Россия, как гарант независимости Сербии, начала общую мобилизацию. Германия ультимативно потребовала ее прекратить и, натолкнувшись на отказ, 19 июля объявила России войну. Франция, союзник России, всту- пила в войну 21 июля, на следующий день - Англия. 26 июля было объ- явлено о состоянии войны между Россией и Австро-Венгрией.   Ход военных действий. В Европе сложилось два фронта — Западный (во Франции и Бельгии) и Восточный (против России). Русский фронт делился на Северо-Западный (Восточная Пруссия, Прибалтика, Польша) и Юго-Западный (Западная Украина, Закарпатье по границе России с Австро-Венгрией).   Германия планировала молниеносным ударом разгромить Францию, а затем перебросить войска против России, что позволяло ей избежать войны на два фронта. Однако Россия, немедленно выступив по просьбе союзников, сорвала стратегический замысел германского генерального штаба. В ходе военных действий на Восточном фронте выделяются че- тыре кампании.   1914 г. Первые военные действия на Восточном фронте — наступле- ние России в Восточной Пруссии и Галиции. Восточно-Прусская опера- ция сначала развивалась успешно для русской армии. Германия была вынуждена перебросить часть войск с Западного фронта, что позволило франко-английской армии выиграть битву на р. Марна и предотвратило падение Парижа. Усиленные германские части, воспользовавшись несо- гласованностью действий 1-й и 2-й русских армий в Восточной Прус- сии, нанесли им тяжелое поражение. Более успешно для русской армии сложилась ситуация на Юго-Западном фронте. Были разгромлены ав- стро-венгерские войска; занята вся Галипия. Германия спасла Австро- Венгрию от окончательного поражения, направив в Польшу подкрепле- ние, что заставило русских перейти к обороне. Кампания 1914 г. не принесла решающего успеха ни одной из воюющих сторон.   1915 г. Западный фронт стабилизировался, там происходила позици- онная борьба. Поля Европы оплели сети колючей проволоки, изрезали окопы. Германия планировала сосредоточить свои силы против России, чтобы разгромить ее. Весенне-летнее наступление Германии на Восточ- ном фронте окончилось поражением России. В результате тяжелейших боев она потеряла Польшу, часть Прибалтики, Западной Белоруссии и Украины. Однако стратегическая задача Германии - вывести Россию из войны - не была выполнена.   1916 г. Германия вновь направила основной удар против Франции. В феврале 1916 г. шли ожесточенные бои под крепостью Верден. Для ока- зания помощи союзникам Россия предприняла наступление на Юго- Западном фронте. Армия генерала А.А. Брусилова прорвала фронт и разгромила австро-венгерские войска. Вновь Германия была вынуждена перебрасывать свои части с Западного фронта для спасения Австро- Венгрии. Русское наступление помогло защитникам Вердена и подтолк- нуло Румынию выступить на стороне Антанты. На Кавказском фронте, образованном в 1915 г. против Турции (союзницы Германии), русские войска провели ряд успешных операций, заняли Трапезунд и Эрзерум. В 1916 г. Германия потеряла стратегическую инициативу.   1917 г. Февральская революция не привела к выходу России из вой- ны. Временное правительство объявило о верности союзническому дол- гу. Две военные операции (июнь - в Галипии, июль — в Белоруссии) закончились провалом. Немецкие войска захватили г. Ригу и Моонзунд- ский архипелаг на Балтике. Русская армия к этому времени оказалась полностью деморализованной. На фронте началось братание с против- ником. Вся страна требовала немедленного прекращения войны. В связи с этим большевики, придя к власти, провозгласили Декрет о мире и начали переговоры с Германией. Советская Россия вышла из первой мировой войны, заключив в марте 1918 г. Брестский мирный договор с Германией и ее союзниками (см. ниже).   Боевые действия на Западном фронте закончились после Компьен- ского перемирия в ноябре 1918 г. Германия и ее союзники потерпели поражение. Окончательные итоги войны были подведены Версальским мирным договором 1919 г. В его подписании Советская Россия участия не принимала.   Глава 30.   РУССКАЯ КУЛЬТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX   НАЧАЛА XX в.   Изменения в экономической и политической жизни после падения крепостного права создали новые условия для развития культуры. Капи- талистическая модернизация стимулировала научно-технический про- гресс, увеличивала потребность в высокообразованных людях (админи- страторах, юристах, инженерах, профессионально-технически образо- ванных рабочих). Оживление общественно-политической жизни и акти- визация идейной борьбы оказывали значительное влияние на развитие культуры. Сложился новый социальный слой - российская интеллиген- ция, для которой стала характерной не только принадлежность к умст- венному труду, но и особая духовность, озабоченность судьбой страны, стремление служению обществу и на благо народа.   В политике правительства в области культуры прослеживались две линии. Первая была направлена на удовлетворение социокультурных потребностей государства. Около 10% государственного бюджета трати- лось на культурные нужды, медицинскую помощь и социальное призре- ние. Вторая линия была нацелена на формирование общественного соз- нания в духе обновленной теории "официальной народности" и предот- вращение демократизации образования. Эта линия реализовывалась его ограничением, цензурной политикой и усилением влияния церкви на общество.   Культура России второй половины XIX - начала XX в. впитала ху- дожественные традиции, эстетические и моральные идеалы "золотого века" предшествующего времени. На рубеже XIX-XX вв. в духовной жизни Европы и России появились тенденции, связанные с мироощуще- нием человека XX столетия. Они требовали нового осмысления соци- альных и нравственных проблем: личность и общество, искусство и жизнь, место художника в обществе и др. Все это приводило к поиску новых изобразительных методов и средств. В России сложился своеоб- разный историко-художественный период, который его современники назвали "серебряным веком" русской культуры.   Просвещение и образование. В отличие от стран Западной Европы в России не было закона о всеобщем обязательном начальном образова- нии. Однако потребности производства требовали профессионально об- разованных работников. Поэтому правительство пошло на расширение сети школ. Это позволило повысить уровень грамотности населения с   в 60-е годы XIX в. до 30% в начале XX в. Система образования,     сложившаяся во второй половине XIX в., в основных чертах сохрани- лась до 1917 г.   Начальное образование давали государственные, земские и перков- но-приходские школы. В них в течение 2-3 лет обучали письму, чте- нию, счету и закону Божьему. Повышению грамотности особенно спо- собствовали земские школы. Несмотря на усилия правительства и Си- нода поддержать церковно-приходские школы, их значение постепенно снижалось.   Система среднего образования включала гимназии и реальные учи- лища. В гимназиях (мужских и женских) большое внимание уделялось естественным и гуманитарным наукам, изучению иностранных языков. В реальных училищах упор делался на прикладные естественно- технические знания.   В 1887 г. так называемым "циркуляром о кухаркиных детях" запре- щалось принимать в гимназии детей "кучеров, лакеев, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей". Без свидетельства об окончании гимназии нельзя было поступить в университет. Это было способом со- хранения сословной системы образования и торможения его демократи- зации.   Значительные сдвиги произошли в системе высшего образования. Во второй половине XDC в. были созданы университеты в Одессе и Томске, в начале XX в. - в Саратове. Быстро росло количество специальных высших учебных заведений; открылись Горный, Лесной институты, Сельскохозяйственная академия и др. Кроме государственных, появи- лись частные высшие учебные заведения. Поскольку поступление жен- щин в университеты затруднялось, то на общественные средства были открыты Высшие женские курсы в Петербурге (Бестужевские), Москве (В.И. Герье) и других городах. Накануне первой мировой войны в Рос- сии было 120 высших учебных заведений, в которых обучалось 130 тыс. студентов.   Просветительская деятельность. В пореформенной России и в нача- ле XX в. особенно усилилось стремление народа к грамотности, приоб- щению к научным знаниям, литературе и искусству. В реализации этой потребности большую роль сыграла передовая российская интеллиген- ция, создававшая различные просветительские организации при земст- вах и научных обществах, а также новые внешкольные формы обра- зования. С 60-х годов XIX в. большое распространение получили бесплатные воскресные школы для взрослых, в которых давались осно- вы грамотности и элементарные профессионально-технические знания. В конце 90-х годов начали возникать рабочие курсы. Программа обуче- ния на них предусматривала начальное, среднее и высшее образование.     Для развития культурно-просветительской деятельности были откры- ты народные дома. Они предоставляли возможность пользоваться кни- гами и журналами, устраивали публичные лекции и театрально- концертные представления.   Демократизации высшего образования способствовали вечерние на- родные университеты, в которые принимались все желающие вне зави- симости от социального статуса, материального положения и вероиспо- ведания. Наибольшую известность приобрел Московский народный уни- верситет имени А.Л. Шанявского, основанный в 1908 г.   Большую роль в популяризации научных знаний и приобщении на- рода к чтению Художественной литературы играло книгопечатание. Де- шевое издание произведений русских писателей, букварей, детских книг и учебников сделало их доступными для всего народа. Особо следует отметить деятельность И.Д. Сытина, выпустившего серию книг "Библио- тека для самообразования", и Ф.Ф. Павленкова, издававшего "Научно- популярную библиотеку по естествознанию".   Во второй половине XIX в. значительно увеличилось число обще- доступных библиотек и читальных залов. Они организовывались при земствах, учебных заведениях и музеях (Румянцевском, Политехниче- ском, Историческом).   Развитию культуры и приобщению к ней широких слоев населения способствовала деятельность научных (Исторический), технических (Политехнический), литературных (Пушкинский дом), мемориальных военных (Севастопольский, Бородинский), краеведческих музеев в сто- лицах и провинции. Особое значение для русской культуры имели Им- ператорский Русский музей в Петербурге, собрание русской живописи П.М. и С.М. Третьяковых (ставшее основой Третьяковской галереи) и Музей изящных искусств в Москве.   Наука. Во второй половине XIX - начале XX в. углубился процесс дифференциации наук, их разделения на фундаментальные и приклад- ные. Потребности индустриального развития России и новые попытки философского осмысления соотношения природы и общества наклады- вали особый отпечаток на состояние естественных и гуманитарных наук.   В естественных науках крупнейшее значение имело открытие Д.И. Менделеевым Периодического закона химических элементов. Классиче- скую теорию химического строения органических тел создал A.M. Бут- леров. Н.Д. Зелинский заложил основы учения об органическом катали- зе. А.И. Каблуков выполнил основополагающие работы в области элек- трохимии и физической химии. 60-70-е годы XIX в. стали "золотым веком" в отечественной химии.     Фундаментальное и прикладное значение имели исследования мате- матиков ПЛ. Чебьппева, A.M. Ляпунова, С.В. Ковалевской в области теории чисел, теории вероятностей и ряда разделов математической физики.   Выдающиеся открытия были сделаны в физике и механике. Работы А.Г. Столетова подготовили условия для создания современной элек- тронной техники. Переворот в электрическом освещении произвели открытия П.Н. Яблочкова (дуговая лампа), А.Н. Лодыгина (лампа нака- ливания). Большой золотой медали на Всемирной выставке в Париже (1901) был удостоен А.С. Попов за изобретение в 1895 г. электрической связи без проводов (радио). Сенсационное сообщение на Международ- ном конгрессе физиков сделал П.Н. Лебедев, подтвердивший электро- магнитную природу света, измеривший его давление на твердое тело и газы. "Отцом русской авиации" называют Н.Е. Жуковского - основопо- ложника современной гидроаэродинамики.   К.Э. Циолковский своими работами в области ракетодинамики обосновал возможность космических полетов.   Энциклопедические труды В.И. Вернадского способствовали появле- нию новых направлений в геохимии, биохимии, радиологии и разработ- ке современных экологических представлений.   Крупными- успехами было отмечено развитие биологии и медицины. И.М. Сеченов заложил основы отечественной физиологической школы, сделал ряд открытий в психологии. Нобелевские премии получили И.П. Павлов, разработавший учение о высшей нервной деятельности и фи- зиологии пищеварения, а также И.И. Мечников - автор фагоцитарной теории иммунитета. К.А. Тимирязев основал русскую школу физиоло- гии растений.   Русские географы и этнографы продолжили исследование малоизве- стных регионов Земли: Тянь-Шаня, Тибета, Туркестана, Монголии, Ин- донезии, Филиппин, Эфиопии и др. Во время путешествий П.П. Семе- нова-Тян-Шанского, Н.М. Пржевальского, Н.Н. Миклухо-Маклая, В.К. Козлова и других были созданы карты этих районов, собраны богатей- шие биологические и этнографические коллекции. Океанограф вице- адмирал С.О. Макаров совершил два кругосветных плавания, дал сис- тематическое описание Черного, Мраморного и Северного морей. Он же предложил использовать ледоколы для исследования Северного мор- ского пути. Экспедиции Э.В. Толля и А.В. Колчака начали изучение Арктики, которое продолжил Г.Я. Седов. В 1912-1914 гг. он организо- вал экспедицию к Северному полюсу, провел геодезическую съемку побережья и островов Северного Ледовитого океана.     На развитие гуманитарных наук особое воздействие оказывали об- щественные изменения, обострение социальных конфликтов, более глу- бокое, чем прежде, размежевание идейных позиций. Открытия в естест- венных науках (делимость атома, рентгеновские лучи, радиоактивность) изменили прежнее представление о материальности мира и в значитель- ной степени повлияли на общественные науки.   В философии проявилась потребность нового осмысления природы, общества и их связи с человеком. Усилились нападки на эволюционную теорию Ч. Дарвина, объяснявшую биологическое развитие естественным отбором. Многие ученые-материалисты перешли на идеалистические позиции. Значительной части научной и художественной интеллигенции стали присущи религиозно-философские искания (B.C. Соловьев, Н.А. Бердяев, П.А. Флоренский). Одновременно большое распространение в России получил марксизм как философская основа познания и преобра- зования общества (Г.В. Плеханов, В.И. Ульянов-Ленин). Он привлекал своей кажущейся универсальностью и простотой в объяснении общест- венно-исторических процессов. Однако политическая практика мар- ксистов, их нацеленность на преобразование общества революционным путем, признание преобладания материальной жизни над духовной от- толкнули от них (особенно после революции 1905-1907 гг.) часть ин- теллигенции. Все чаще философы и социологи стали склоняться к идее, что только через нравственное совершенствование, духовное очищение и творческие устремления можно создать справедливое общественное устройство.   Во второй половине XIX-XX вв. в связи с необходимостью понима- ния современных процессов и будущего России чрезвычайно вырос ин- терес к историческим знаниям. Выдающийся ученый С.М. Соловьев, чья деятельность началась еще в первой половине XIX в., написал мно- жество работ по разным историческим проблемам и фундаментальный труд "История России с древнейших времен". В нем он обосновал но- вую концепцию, объяснявшую отечественную историю природными и этническими особенностями русского народа. В.О. Ключевский, соз- давший оригинальную концепцию русской истории, оказал огромное влияние на развитие отечественной исторической науки. Различные идейные взгляды историков вызвали появление трудов, в которых исто- рия России рассматривалась или с либеральных (П.Н. Милюков), или с марксистских позиций (М.Н. Покровский).   Развитие русской экономической мысли отразилось в работах мар- ксистов (В.И. Ульянов-Ленин, А.А. Богданов) и их критиков (П.Б. Струве, М.И. Туган-Барановский). Юрист и социолог М.М. Ковалев- ский основал в Париже "Высшую русскую школу общественных наук".     В ней преподавали известные общественные деятели и учились ру эмигранты.   Литература. Художественная литература второй половины XIX - начала XX в. сохраняла традиции критического реализма: гуманизм, народность и гражданственность. Их развивали И.С. Тургенев, Н.А. Не- красов, Ф.М. Достоевский, И.А. Гончаров, М.Е. Салтыков-Щедрин, В.Г. Короленко, А.П. Чехов, И.А. Бунин, А.И. Куприн и др. Социальные и философско-нравственные проблемы особенно отразились в творчестве Л.Н. Толстого, который был мировым лидером критического направле- ния в литературе. В произведениях М. Горького наиболее явственно проявилась связь реалистического метода с постановкой острых соци- ально-политических проблем России начала XX в.   Однако художественные приемы критического реализма перестали удовлетворять многих литераторов на рубеже XIX-XX вв. Более глубо- кий интерес к личности, ее внутреннему миру, поиск новых изобрази- тельных средств и форм - все это вызвало появление модернизма в ли- тературе и искусстве. В нем существовали многие течения. Отличия определялись разницей философских, этических и эстетических пози- ций, которыми обусловливался выбор стилистики и языковых средств. Общим было новаторство, воспевание свободы личности, культ красоты и экзотики, звучность и сочность выражений, неожиданность рифм и образов. Эстетические принципы символистов были сформулированы Д.С. Мережковским, А.А. Блоком, К.Д. Бальмонтом и В.Я. Брюсовым, ставшим их признанным главой. Среди поэтов-акмеистов наибольшую известность приобрели Н.С. Гумилев, А.А. Ахматова, О.Э. Мандель- штам, М.А. Кузьмин. К футуристам принадлежали Д.Д. Бурлюк, В.В. Хлебников, В.В. Маяковский, Саша Черный. Творчество блестящего созвездия русских поэтов начала XX в. позволило назвать это время "серебряным веком" русской поэзии.   Вместе с тем в начале XX в. Россию захлестнула волна бульварной литературы, ориентированной на мещанские вкусы (низкопробная ме- лодрама, детективы, эротика).   Театр. Во второй половине XIX - начале XX в. активно развива- лось театральное искусство. Репертуар формировался в основном на национальной основе, на драматических произведениях классиков русской литературы - А.Н. Островского, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, А.М. Горького.   В московском Малом театре блистала плеяда замечательных арти- стов (М.Н. Ермолова, Г.Н. Федотова, А.И. Сумбатов-Южин). В 1898 г. К.С. Станиславский и В.И. Немирович-Данченко основали Художест- венный театр, ставший центром театральной жизни Москвы. В нем иг-     ради В.И. Качалов, И.М. Москвин, О.Л. Книппер-Чехова и др. В начале XX в. открылся театр великой русской актрисы В.Ф. Комиссаржевской в Петербурге. Началась режиссерская деятельность В.Э. Мейерхольда, искавшего новые формы сценического искусства.   Кино. На рубеже XIX-XX вв. в России появилось киноискусство, сразу получившее особую популярность. Первая демонстрация кино- фильма состоялась в России в мае 1896 г. (в Петербурге в увеселитель- ном саду "Аквариум", в Москве - в саду "Эрмитаж"). В 90-х годах оте- чественными кинолюбителями и фотографами было снято несколько документальных лент. С 1903 г. стали открываться стационарные "электротеатры", "иллюзионы". К 1916 г. в России было около 4 тыс. кинотеатров, которые ежедневно посещало до 2 млн. зрителей.   Отечественные кинофирмы А.О. Дранкова и А.А. Ханжонкова воз- никли в 1907-1908 гг. Первоначально создавались документальные лен- ты. В 1908 г. была снята первая русская игровая картина "Стенька Ра- зин и княжна", ав1911г.- первый полнометражный фильм "Оборона Севастополя". В 1911-1913 гг. в России насчитывалось около 30 отече- ственных кинофирм, выпустивших более 600 картин.   Особую известность приобрели фильмы режиссера Я.А. Протазано- ва. Звездами отечественного немого кино стали актеры Вера Холодная и И.И. Мозжухин. Хотя в основе многих фильмов лежали произведения А.С. Пушкина ("Пиковая дама", "Домик в Коломне"), Ф.М. Достоев- ского ("Бесы"), Л.Н. Толстого ("Отец Сергий"), идейно-художественный уровень большинства картин оставался крайне низким. Ставились, как правило, салонные мелодрамы и примитивные комедии. Однако в 1911- 1913 гг. в России был создан первый в мире объемный (кукольный) фильм.   Музыка. Во второй половине XIX в. окончательно оформилась на- циональная музыкальная русская школа. В начале 60-х годов XIX в. в России сложилась творческая группа композиторов, которую критик В.В. Стасов назвал "Могучей кучкой". В нее входили М.А. Балакирев, Ц.А. Кюи, М.П. Мусоргский, А.П. Бородин, Н.А. Римский-Корсаков. В их творчестве наиболее полно проявились национальный дух, уважение к народным песенным мелодиям.   Представители "Могучей кучки" и другие русские композиторы (П.И. Чайковский, А.К. Глазунов, С.В. Рахманинов) создали множество оперных, балетных, камерно-вокальных и симфонических произведений. В начале XX в. поиски новых музыкальных средств выражения продол- жил А.Н. Скрябин, в произведениях которого удивительно переплета- лись камерность и симфоничность.     Основными центрами музыкальной культуры стали консерватории в Москве, Петербурге, Одессе, Киеве и других городах, а также импера- торские Мариинский и Большой театры. Московская частная опера С.И. Мамонтова (затем — С.И. Зимина). Популяризации национальной музыки способствовала деятельность Русского музыкального общества, основанного в 1859 г. по инициативе А.Г. Рубинштейна "для развития музыкального образования, вкуса к музыке и поощрения отечественных талантов". Пропагандой произведений русских и зарубежных компози- торов занимались преподаватели бесплатной музыкальной школы, от- крытой в Петербурге в 60-х годах М.А. Балакиревым и учителем пения ГЛ. Ломакиным.   Русская вокальная школа была представлена замечательными опер- ными певцами (Ф.И. Шаляпиным, Л.В. Собиновым, А.В. Неждановой). Имена выдающихся балетных танцоров (А.П. Павловой, Т.П. Карсави- ной, В.Ф. Нижинского) навсегда вошли в сокровищницу мировой куль- туры. Хореографические постановки М.И. Петипа стали классикой ми- рового балета.   Особое значение для популяризации театрально-музыкального ис- кусства России имела деятельность С.П. Дягилева, организовавшего в Европе "Русские сезоны" (1907-1913).   Живопись и скульптура. В середине XIX в. в изобразительном ис- кусстве на'длительный период утвердился реализм. Он складывался в борьбе с академизмом первой половины XIX в., выражал принципы де- мократической и гражданственной эстетики.   В 1863 г. выпускники Академии художеств образовали в Петербурге свою "Артель". В 1870 г. ими было создано "Товарищество передвиж- ных художественных выставок". И.Н. Крамской, Г.Г. Мясоедов, В.Г. Перов, Н.Н. Ге и другие стремились развить национальные традиции и приблизить искусство к народу. Передвижники развернули просвети- тельскую деятельность, устраивали выставки во многих городах России. Наиболее яркой фигурой среди них был И.Е. Репин, оставивший огром- ное художественное наследие. В школе передвижников большое разви- тие получил исторический жанр, опиравшийся на национальные сюже- ты и народный эпос (В.И. Суриков, В.М. -Васнецов). Близкий к пере- движникам В.В. Верещагин известен как мастер батальной живописи.   К концу XIX в. влияние передвижников упало. В изобразительном искусстве появились новые направления. Портреты кисти В.А. Серова и пейзажи И.И. Левитана были созвучны с французской школой импрес- сионизма. Часть художников сочетала русские художественные тради- ции с новыми изобразительными формами (М.А. Врубель, Б.М. Кусто- диев, И.Я. Бнлибин и др.).     На рубеже XIX-XX вв. модернистские поиски привели к складыва- нию группы художников, объединившихся вокруг журнала "Мир искус- ства" (А.Н. Бенуа, К.А. Сомов, В.Е. Лансере, Л.С. Бакст, Н.К. Рерих, И.Э. Грабарь и др.). "Мирискусники" провозгласили новые художест- венно-эстетические принципы, противостоявшие реалистическим воз- зрениям передвижников, и салонность академизма. Они пропагандиро- вали индивидуализм, свободу искусства от социальных и политических проблем. Главное для них - красота и традиции русской национальной культуры. Особое внимание они уделяли возрождению и новой оценке наследия прошлых эпох (XVIII - начала XIX в.), а также популяриза- ции западно-европейского искусства.   В начале XX в. возник "русский авангард". Его представители К.С. Малевич, P.P. Фальк, М.З. Шагал и другие проповедовали искусство "чистых" форм и внешней беспредметности. Они были предшественни- ками абстракционизма и оказали огромное влияние на развитие мирово- го искусства.   В скульптуре второй половины XIX в. реалистические традиции от- разились в творчестве A.M. Опекушина (памятник А.С. Пушкину в Мо- скве) и близкого к передвижникам М.М. Антокольского, создавшего галерею скульптурных портретов и исторических деятелей России ("Иван Грозный", "Нестор-летописец", "Ермак", "Петр I"), Ряд мону- ментальных скульптурных произведений принадлежал М.О. Микешину (памятники "Тысячелетие России" в Новгороде, Екатерине Второй в Петербурге и Богдану Хмельницкому в Киеве). Под влиянием импрес- сионизма в начале XX в. скульпторы А.С. Голубкина и С.Т. Коненков использовали новые пластические формы и светотеневые контрасты.   Архитектура. Градостроительство было связано с бурным экономи- ческим развитием пореформенной России. Облик городов определяли теперь не дворцы знати, а здания общегражданского назначения - бан- ки, магазины, вокзалы, доходные дома. Расширился ассортимент строите- льных материалов - бетон, цемент, металлические конструкции, стекло.   Для второй половины XIX в. была характерна архитектурная эклек- тика - разнообразие направлений и смешение стилей. По проекту архи- тектора А.И. Резанова был построен дворец великого князя Владимира Александровича в Петербурге, в котором сочетались элементы барокко, мавританского и "русского" стиля. Постепенно "русский" стиль стал преобладать. В.его традициях были построены здания' Исторического музея (арх. В.О. Шервуд), Городской думы (арх. Д.Н. Чичагов) и Верх- них торговых рядов (арх. А.Н. Померанцев) в Москве.   В начале XX в. в отечественной архитектуре оформились три на- правления. В стиле модерн были возведены Ярославский вокзал и зда-     ние Художественного театра (арх. Ф.И. Шехтель), гостиница "Метро- поль" (арх. В.Ф. Валькот) и др. В неорусском стиле использовались мотивы древнерусского зодчества в современной интерпретации (арх. А.В. Щусев - Казанский вокзал). Постройки в стиле неоклассицизма:   Киевский вокзал, здание Музея изобразительных искусств, почтамта (арх. И.И. Рерберг) и здание Госбанка (арх. И.В. Жолтовский) - возро- ждали основные принципы архитектурной классики: монументальность, парадность, строгая симметрия.   В целом достижения русской культуры получили мировое призна- ние. Многие отечественные ученые были почетными членами европей- ских академий и научных учреждений. Имена русских путешественни- ков остались на географической карте мира. В начале XX в. в отечест- венной литературе и изобразительном искусстве зародились новые ху- дожественные формы, которые оказали значительное влияние на разви- тие европейской и мировой культуры.   Глава 31. РЕВОЛЮЦИЯ 1917 г. В РОССИИ   Вступление России в первую мировую войну на некоторое время сняло остроту социальных противоречий. Все слои населения сплоти- лись вокруг правительства в едином патриотическом порыве. Однако он продолжался недолго. Поражения на фронте в борьбе с Германией, ги- бель миллионов россиян, ухудшение положения народа, вызванное вой- ной, - все это породило массовое недовольство.   Внутреннюю ситуацию в стране усугублял экономический кризис, наметившийся в 1915-1916 гг. Промышленность, перестроенная на во-







Дата добавления: 2015-09-18; просмотров: 381. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Шов первичный, первично отсроченный, вторичный (показания) В зависимости от времени и условий наложения выделяют швы: 1) первичные...

Предпосылки, условия и движущие силы психического развития Предпосылки –это факторы. Факторы психического развития –это ведущие детерминанты развития чел. К ним относят: среду...

Анализ микросреды предприятия Анализ микросреды направлен на анализ состояния тех со­ставляющих внешней среды, с которыми предприятие нахо­дится в непосредственном взаимодействии...

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ МОРФЕМНОГО СОСТАВА СЛОВА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ В практике речевого общения широко известен следующий факт: как взрослые...

СИНТАКСИЧЕСКАЯ РАБОТА В СИСТЕМЕ РАЗВИТИЯ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ В языке различаются уровни — уровень слова (лексический), уровень словосочетания и предложения (синтаксический) и уровень Словосочетание в этом смысле может рассматриваться как переходное звено от лексического уровня к синтаксическому...

Плейотропное действие генов. Примеры. Плейотропное действие генов - это зависимость нескольких признаков от одного гена, то есть множественное действие одного гена...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.014 сек.) русская версия | украинская версия