Студопедия — Государства Западной Африки
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Государства Западной Африки






 

В I тысячелетии н. э. Западная Африка миновала стадию пер­вобытного общества и у многих народов этого региона сложились более высокие и сложные формы общественного устройства. Но­вый период в развитии человеческого общества начался с того, что оно узнало железо и научилось его обрабатывать.

Такие предпосылки возникли во многих обширных районах Западной Африки. По новым данным, в Мавритании железо ши­роко распространилось около середины V в. до н. э. — тогда же, когда и в североафриканском Средиземноморье, — а на рубеже нашей эры проникло и в остальные части Западной Африки. Бо­гатые и легкодоступные залежи железной руды на территории Мавритании и в других районах Западной Африки — их наличие подтверждает возможность независимого возникновения в одно и то же время различных центров металлургии на африканской зем­ле — способствовали дальнейшему прогрессу технологии обра­ботки железа и совершенствованию производственного инвентаря. Это, в свою очередь, стимулировало общественное разделение труда между ремеслом и сельским хозяйством.

Для селений рассматриваемого периода характерны особые кварталы, где жили члены касты кузнецов. В Западной Африке получила также некоторое распространение обработка меди, во­обще-то мало известная в Тропической Африке; из медной руды — ее добывали в Сахаре или доставляли из Северной Африки — здесь изготовляли утварь и орудия труда.

Другим важным событием этого этапа развития, охватывающе­го в основном I тысячелетие н. э., явилось внедрение многих но­вых культурных растений, в том числе хлопчатника, индигоферы, хенны, различных овощей и клубнеплодов, а также разведение домашних животных, несомненно заимствованных из Азии. По­скольку для этого периода характерны оживленные культурные связи, которые, однако, никоим образом не подтверждают вымыс­лы империалистов о расовом и культурном превосходстве тех или иных народов, заимствования могли происходить как через Север­ную Африку и зону Сахары, так и через восточноафриканское побережье. Страны бассейна Индийского океана, Оманского зали­ва и Южной Аравии издавна поддерживали очень тесные кон­такты с побережьем Восточной Африки. Наряду с совершенство­ванием методов выращивания риса и чисто местных сортов зер­новых (сорго, дурры, фонио) повышалась продуктивность сель­ского хозяйства в целом и зарождающегося ремесла (например, производства хлопчатобумажных тканей). В результате кое-где в зоне саванн производство зерна превысило потребление. Появле­ние прибавочного продукта послужило исходной точкой для серь­езных изменений в экономике и политике.

Особенно важным стимулом начавшегося процесса социальной и экономической дифференциации, связанного с преодолением первобытных форм политической * (* В советской этнографической литературе последних лет для обозначения отношений власти в первобытном обществе принят термин «потестарный» (см.: Ю. В. Б р о м л е й. Этнос и этнография. М., 1973, с. 15), так как политическими, строго говоря, следует считать такие отношения только в классовом обществе.) организации и образованием первых раннеклассовых государств, явилось в Западной Африке, как и в других регионах, оживление торговли, и в первую очередь транзитных операций через Сахару. Возникновению на террито­рии Западной Африки крупных государств — Ганы, Мали, Сонгай, городов-государств хауса и Канема-Борну — способствовала активизация обмена и торговли внутри Африки. Главную роль играла торговля через Сахару и Северную Африку по древним «дорогам колесниц» и другим путям, о которых сообщают финики­яне, греки и римляне. Благодаря торговым караванам удавалось хотя бы время от времени преодолевать огромные пустыни, воз­никшие из-за высыхания Сахары на месте единого центра неоли­тической культуры и уничтожившие важное связующее звено в прочных и длительных сношениях североафриканского Средизем­номорья с Тропической Африкой. Это позволило сохранить некий минимум контактов, которые с расцветом торговли оказались не­маловажными для общего развития некоторых народов Западного и Центрального Судана.

Караванное сообщение через пустыню пережило новый подъем после приручения одногорбого верблюда — дромедара. По срав­нению с другими животными — лошадьми или быками, которых запрягали в знаменитые колесницы, — верблюд довольно быст­ро преодолевал большие расстояния и достигал самых отдаленных оазисов. Как домашнее животное вер-блюд упоминается при­мерно со 150 г. до н. э. в надписях, найденных в Северной Африке. Он был известен при Юлии Цезаре: в битве при Тапсе в 46 г. до н. э. римляне захватили 22 верблюда нумидийского царя Юбы, правившего на территории современного Марокко. В III и IV вв. н. э. приручение и использование верблюдов для перевозки грузов и всадников, а также для хозяйственных нужд было уже широко распространено на огромных пространствах Северной Африки и Сахары среди кочевых скотоводческих племен, в том числе и среди берберов (предков туарегов). Сахара была уже не в состоянии прокормить табуны лошадей. В византийских источ­никах этого времени очень часто говорится о применении верблю­да, точнее, дромедара для передвижения на нем или перевозки грузов, из чего следует, что он уже получил признание в Сахаре. Верблюд выдержал испытание, когда после образования араб­ского халифата и завоевания Северной Африки арабами (Егип­та — в 641 г. н. э., Карфагена — в 697 г.) активизировались тор­говые связи через Сахару с Западным и Центральным Суданом.

Но еще до этого важным стимулом к расширению обмена по­служило открытие богатых россыпей золота в некоторых лесных районах Западного Судана, в том числе в верховьях Сенегала, Нигера и Вольты. Суданское золото, ценившееся за его высокое качество во многих странах Средиземноморья, быстро выдвину­лось на первое место в экспорте стран Судана. Наиболее интен­сивно его добыча велась в местности между верхним течением Сенегала и его притоком Фалеме, где находились древние центры золотодобычи Буре, Мандинг и Бамбук — последний играл очень важную роль в древнем государстве Гана. Золотом были богаты и долины других рек, например Черной Вольты. Оно имело аллю­виальное происхождение, реки сносили его с возвышенностей на равнины, где оно было легко доступно.

Добычей золота на протяжении веков занимались местные племена, находившиеся на стадии первобытнообщинного строя. Купцы-негроиды — вангара (в средневековых источниках и кар­тах так названа и сама область добычи золота) — и другие по­средники — арабы и берберы — доставляли золотой песок и слитки в города, лежавшие на зарождавшихся караванных путях Западного Судана, которые вели и в древнее государство Гану. Из многих арабских сообщений следует, что не только арабским торговцам, но и посредникам-африканцам очень часто был запре­щен въезд в области, где добывалось золото, и им приходилось вести обменные операции в форме «немой» торговли. Арабский географ XII в. Якут, ссылаясь, впрочем, на рассказ более древнего автора, рисует яркую картину такой торговли: в обмен на золо­той песок населению предлагали соль, вязанки смолистой древе­сины, голубые стеклянные бусы, медные браслеты, серьги и коль­ца-печати. При этом торговцы обычно не встречались с местными жителями.

В некоторых перевалочных пунктах, там, где транссахарские караванные пути скрещивались с потоками местной посредниче­ской торговли, правящая верхушка устанавливала контроль над доходными операциями с золотом и с помощью таможенных сбо­ров и других регулирующих мероприятий извлекала большие при­были. Для усиления своего влияния она захватывала золотонос­ные земли и вводила государственную подать правителю, которую следовало выплачивать только крупными золотыми самородками. И лишь с XIV в., когда государства Мали и Сонгай достигли более высокой ступени развития, правящая знать непосредственно возглавила возросшую добычу золота, ведшуюся теперь руками рабов * (* Насколько можно судить по имеющимся в распоряжении науки данным, ни в средневековом Мали, ни в Сонгай не велась добыча золота в пользу го­сударства с использованием рабского труда. Формы получения золота правите­лями этих государств оставались традиционными: преобладали поставки в виде дани или «немой» торг.).

Транссахарские торговые пути

 

Не менее популярным предметом торговли была соль, в кото­рой население влажных жарких стран испытывало острую нужду. Соль добывали, однако, только в немногих местностях по течению Нигера и на территории Мавритании. Она служила важным пред­метом обмена с золотоносными лесными районами Западного Судана. Большие залежи соли и солеварни на западном караван­ном пути, в Тегаззе и Тауденни, интенсивно эксплуатировались еще на рубеже I и II тысячелетий н. э. В XIV в. Ибн Баттута писал: «Тегазза — мало привлекательное место, где дома и мече­ти сложены из соляных блоков и покрыты верблюжьими шкура­ми. Деревьев там нет, один песок. Среди песков расположены соляные копи, из них толстыми пластами добывают соль. Един­ственные обитатели этого места — рабы мессуфа, которые рабо­тают в копях. Питаются они финиками, доставляемыми из Дра и Сиджилмасы, верблюжатиной и дуррой из стран Нигера».

На протяжении веков залежи соли разрабатывались, конечно, разными способами, посредниками в торговле выступали люди разных народов, но среди них всегда было много берберов пле­мени санхаджа. Обладание соляными копями, а следовательно, и безраздельный контроль над торговлей солью были главной целью складывавшихся в Западном Судане государств и союзов племен, которые боролись с воинственными племенами берберов, населяв­шими Сахару и Северо-Западную Африку.

Наряду с золотом из Судана в Северную Африку с незапамят­ных времен везли слоновую кость, страусовые перья, меха и звериные шкуры, полудрагоценные камни и в ограниченном коли­честве рабов. В обмен Судан получал в период средневековья стеклянные бусы из Венеции, льняное полотно, дешевые шелка, хлопчатобумажные ткани, медные и латунные изделия высококва­лифицированных марокканских ремесленников, в том числе ору­дия труда и домашнюю утварь, а также скобяные товары, зерка­ла, бумагу, оружие, лошадей из Северной Африки. В некоторых городах Западного и Центрального Судана, например в городах-государствах хауса, возникли специальные ремесленные предприя­тия, производившие товары для экспорта: дорогие ткани, обувь, кожаные изделия и т. д., которые достигали Средиземноморья.

Естественно, у начала караванных путей в Судане, т. е. в важ­ных узловых пунктах общеконтинентальной торговли, рано начали складываться поселения городского типа, где обосновывалась аристократия, стремившаяся укрепить свое экономическое, социальное и политическое положение; они становились центрами за­рождавшихся государств.

Наряду с главным городом древней Ганы заслуживают упо­минания известные с конца I тысячелетия н. э. торговые города на Нигере: Гао (с 890 г.), Дженне, Томбукту (XI в.), города хау­са (с X в.), а к западу от Томбукту и Ганы — Аудагост, резиден­ция правителей берберского племени лемтуна.

Западный и Центральный Судан связывали с Северной Афри­кой три главных торговых пути через Сахару. Западный маршрут начинался в Марокко, чаще всего в Сиджилмасе, где золото пе­регружали, и вел через соляные копи Тегаззы, Тауденни и Ара-вана в Томбукту, а оттуда в Западный Судан. Многочисленные ответвления соединяли дорогу с более или менее крупными селе­ниями по ее сторонам. В древнее государство Гану можно было попасть караванными тропами, которые вели из Южного Марокко в Южную Мавританию и проходили еще дальше на запад. Средняя суданская дорога, ставшая особенно оживленной после возвышения государств хауса, брала начало в районе Туниса и Триполи и через Гадамес, Гат, Аир-Агадес достигала Кацины, Кано или, идя к западу, — Гао, а оттуда шла дальше вниз по течению Нигера к самому побережью. Восточный маршрут, так называемый борнуанский торговый путь, из Триполи или Фецца-на выводил через Бильму в государство Канем-Борну на берегу озера Чад. Было, конечно, много и других дорог, но все они имели второстепенное значение, например дорога, соединявшая Фее с Туатом и Агадесом.

Названные сложные явления, обусловленные добычей и при­менением железа в виде орудий труда и оружия, расцветом транссахарской транзитной торговли, хорошо налаженным обменом и ростом общественного разделения труда, в свою очередь, вызвали решительные изменения в экономике и политике. Они привели к отмиранию первобытнообщинного строя и к возникновению ран­них государств в Западном и Центральном Судане. Точно такие же явления определяли развитие восточноафриканского побережья и глубинных районов.

Гана

 

Самым ранним образованием такого рода было государство Гана. Под названием «Страна золота» оно с VIII в. фигурирует в арабских источниках, например у ал-Фазари. Очевидно, в 734 г. арабские караваны доставили из Судана в Северную Африку «значительное количество золота». Ибн Хаукал, совершивший пу­тешествие по Западной Африке* (* Как недавно было доказано, Ибн Хаукал не бывал в странах Западной Африки и описание их составил, видимо, на основе рассказов североафриканских и испано-арабских купцов, с которыми встречался в Марокко и Алжире.), заметил в 977 г., имея в виду запасы золота: «Гана ** (** Здесь «Гана» — титул правителя. В данном случае мы встречаемся с до­вольно типичным для арабской географической литературы превращением ти­тула правителя в топоним. Более поздний автор — ал-Бакри (XI в.) — прямо говорит о том, что «Гана» — царский титул, страна нее носила название «Аукар».) же — богатейший из царей земли». Нет сомнения, что в письменных свидетельствах современников начи­ная с VIII в. упоминается именно Гана, но сообщение суданской хроники «Тарих ас-Судан», что до 790 г. в этом государстве сме­нилось 22 белых правителя, до сих пор вызывает споры. Послед­ние данные раскопок и исследований не 'позволяют, однако, пол­ностью отрицать, что на территории древней Ганы уже к началу нашей эры, особенно же начиная с IV в. н. э., мог происходить длительный процесс перехода от одной общественной формации к другой, сопровождавшийся образованием племенных объедине­ний. Возможно, указания традиционной историографии на прав­ление «белых властителей» говорят о влиянии ливийско-берберских племен и их аристократии в этом районе.

Некоторые авторы-марксисты считают, что для дальнейшего развития истории решающее значение имели политические собы­тия III и IV вв. н. э. в римской провинции Северной Африке, ког­да после поражения крупных восстаний берберов многочисленные племена были вынуждены откатиться на юг. В источниках отсут­ствуют упоминания о военных столкновениях под руководством военной знати или о слиянии берберов с негроидным населением, т. е. о таких обстоятельствах, которые могли бы способствовать ускорению общественного развития и отмиранию первобытнооб­щинного строя. Но это отнюдь не дает оснований для вывода, будто африканцы не способны к более высоким формам общест­венной жизни.

Последнего правителя «древнего» периода свергли в конце VIII в. сонинке. Из среды этой крупной этнической общности на территории Западной Африки выдвинулась династия сараколе* (* Сонинке и сараколе — названия одного и того же народа на раз­ных языках, соответственно на мандинго и фульфульде.), при которой Гана достигла в IX и X вв. известного прогресса и развитие государственности раннеклассового общества продвину­лось вперед. В этот период Гана — кстати, она отнюдь не тожде­ственна современному государству Гана, возникшему на основе бывшей английской колонии Золотой Берег, — простиралась от атлантического побережья примерно до Томбукту и от центров золотодобычи на реке Фалеме до относящихся к Южной Маври­тании участков Сахары, где вожди берберского племени лемтуна временами платили ей дань.

Как во всех формировавшихся раннеклассовых обществах, подчинение таких огромных территорий носило подчас чисто но­минальный характер, ибо выражалось только в нерегулярной вы­плате дани и в личных связях. Социально-экономическая диффе­ренциация, выделение правящей верхушки, эксплуатировавшей население, образование государственных институтов и органов власти ограничивались небольшим районом, на который, собст­венно, и распространялась власть правящей династии и знати.

Долгое время невозможно было установить, где находился торговый и административный центр древней Ганы. После неоднократно проводившихся раскопок столицу Ганы, о которой писа­ли арабские путешественники, удалось локализовать в Маврита­нии, в 330 километрах к северу от современного Бамако, на месте городища Кумби-Сале. В 1950 г. П. Томассе и Р. Мони снова производили здесь раскопки и на площади свыше 2,5 квадратных километров выявили остатки множества жилых домов, мечети и двух дворцов, что предполагает многочисленное население — оче­видно, около 30 тысяч человек. Среди находок отсутствуют золо­тые и серебряные вещи, но большое число железных предметов — ножей, наконечников стрел, гвоздей, ножниц, а также сельскохо­зяйственных орудий — свидетельствует о высоком развитии сель­ской и городской культуры. Найденные в изобилии черепки кера­мических изделий, каменные осколки с остатками росписи, не­сомненно происходящие из Марокко и других областей Северной Африки, говорят о том, что Кумби-Сале был важным центром торговли.

Материалы раскопок подтверждают, в частности, самое под­робное описание Ганы, принадлежащее перу арабского географа XI в. ал-Бакри. Он, скорее всего, никогда не был в Африке, но использовал надежные сообщения, доходившие до испано-маври­танской Кордовы. Ал-Бакри описывает город с каменными дома­ми, производящий внушительное впечатление. В одном его квар­тале с прекрасными садами и 12 мечетями жили мусульманские купцы, преимущественно арабы, и ученые.

В каждой мечети был свой имам, свой муэдзин и чтец на жалованье. В городе жили законоведы и другие образованные люди. «А город царя расположен в 6 милях от этого; называется он ал-Габа. Между обоими городами — непрерывные жилые квар­талы, постройки сделаны из камня и дерева акации. У царя есть дворец и купольная беседка, все то окружено стеноподобной ог­радой». Арабский автор описывает далее роскошь царского двора, богатство правителя, его семьи и свиты, а также знати. В это время — в середине XI в. — царская фамилия еще не приняла ислам, но царь брал себе переводчиков и многих других двор­цовых чиновников и везиров из среды мусульман.

Ал-Бакри подробно перечисляет главные доходы царя Ганы. Царь взимал дань с многочисленных племен, находившихся в от­ношениях неустойчивой вассальной зависимости; кроме того, он получал золотой динар за ввоз одного ослиного вьюка и два ди­нара — за вывоз. За вьюк меди ему платили пять мискалей, за вьюк другого товара — десять. Мискаль содержал около 3,125 грамма золота* (* 3,125 грамма соответствуют не мискалю, а дирхаму, притом дирхаму как торговой, а не монетной весовой единице. Величина же канонического золотого» мискаля составляла 4,235 грамма, а в Северной Африке — даже 4,722 грамма; вес золотого динара обычно составлял 1 мискаль.). Таможенные сборы, обусловленные моно­польным положением в посреднической торговле, несомненно, яв­лялись важным источником богатства правящей династии. Кроме того, правители Ганы рано пытались установить контроль над месторождениями золота и присвоить себе его добычу.

Ал-Бакри сообщает, что «лучшее золото в... стране — то, ко­торое находится в городе Гайарава; между этим городом и сто­лицей царя 18 дней пути по стране, населенной племенами черных, с непрерывными селениями. Когда на любой из россыпей страны этого царя находят золотой самородок, царь его забирает; людям же он оставляет из золота лишь мелкую пыль... И говорят, будто у царя есть самородок, подобный огромному камню»6.

О политической и социальной жизни Ганы в IX—XI вв. мы знаем очень мало, но все арабские путешественники и ученые единодушны в том, что одной из главных функций этого древнего, государства Западной Африки было обеспечение внутриафриканской торговли и транссахарских связей, особенно регулярного обмена золота и рабов на соль и изделия североафриканских ре­месленников, строительство и поддержание в хорошем состоянии торговых путей и рынков, а также установление монопольного контроля над ними со стороны правящей аристократии. Сборы за счет торговой монополии составляли основу налогообложения в древней Гане. Внешняя торговля, сосредоточенная преимущест­венно в руках иноэтнических купцов (арабов, берберов, евреев), еще не оказывала влияния на экономическую и социальную об­становку внутри страны и не вызывала формирования отношений эксплуатации. Как и в раннеполитических центрах Восточной Африки — Мапунгубве, Зимбабве и других, в Гане сохранялись многие пережитки патриархально-родового строя. Она может слу­жить типичным примером общества переходного типа, где в ходе формирования государственных органов подавления и соответст­вующих изменений в экономическом и социальном строе, а следо­вательно, и в сложении отношений зависимости и эксплуатации еще не были полностью изжиты традиции доклассового об­щества.

В дальнейшем многие африканские государства решительно преодолели препятствия, восходившие к первобытному обществу, и достигли более высокой ступени социального развития. Об этом пойдет речь ниже, в разделе, посвященном социально-экономиче­скому и политическому строю африканских государств в период с VIII по XVI в.

Начиная с IX в. Гана была вынуждена бороться с кочевав­шими у ее северных границ берберскими племенами, в том числе-лемтуна и санхаджа, которые контролировали залежи соли и ста­рались прибрать к рукам транссахарский торговый путь Марок­ко — Аудагост — Гана. Однако значительно более серьезную опасность представляло для Ганы движение за обновление исла­ма во главе с Алморавидами. Участвовавшая в нем военная знать родовой аристократии берберского племени геззула в пер­вой половине XI в. под предводительством проповедника-рефор­матора Ибн Ясина из Кайруана повела наступление от побережья-Мавритании и захватила большую часть Марокко, а затем и Испанию. После того как к движению примкнула верхушка бербер­ского племени лемтуна, реформаторы в 1054 г. овладели торговым центром Аудагост. Отсюда они при поддержке принявших ислам вассалов и соседей Ганы, например Текрура на реке Сенегал, двинулись на Гану.

Десять лет Гана сопротивлялась, но в 1076 г. Алморавиды взяли столицу, разграбили ее и предали огню. В правление Абу Бакра население было вынуждено платить дань Алморавидам, государство лишилось самых богатых провинций и правители Ганы, исповедовавшие прежде анимистическую религию, приняли ислам, еще раньше распространившийся среди купцов и некото­рой части знати. Непосредственное господство Алморавидов про­должалось всего 11 лет, вскоре Гана вновь обрела независимость, но она уже так и не достигла прежнего блеска. Завоевание госу­дарства Алморавидами усилило соперничество между различными племенами и династиями и их стремление к автономии, в резуль­тате многие провинции отложились. В начале XIII в.некогда не­зависимое племя сосо, одно из племен сонинке, завоевало столицу Ганы. Многочисленные купцы, жившие в городе (арабы, берберы, мандинго), покинули знаменитый торговый город и в 1224 г. обос­новались на 150 километров дальше к северу, в селении Уалата (Виру). В последующие годы Гану завоевал и сделал провинци­ей своей империи легендарный правитель Мали Сундьята.







Дата добавления: 2015-09-18; просмотров: 431. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Что такое пропорции? Это соотношение частей целого между собой. Что может являться частями в образе или в луке...

Растягивание костей и хрящей. Данные способы применимы в случае закрытых зон роста. Врачи-хирурги выяснили...

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ИЗНОС ДЕТАЛЕЙ, И МЕТОДЫ СНИЖЕНИИ СКОРОСТИ ИЗНАШИВАНИЯ Кроме названных причин разрушений и износов, знание которых можно использовать в системе технического обслуживания и ремонта машин для повышения их долговечности, немаловажное значение имеют знания о причинах разрушения деталей в результате старения...

Травматическая окклюзия и ее клинические признаки При пародонтите и парадонтозе резистентность тканей пародонта падает...

Подкожное введение сывороток по методу Безредки. С целью предупреждения развития анафилактического шока и других аллергических реак­ций при введении иммунных сывороток используют метод Безредки для определения реакции больного на введение сыворотки...

Принципы и методы управления в таможенных органах Под принципами управления понимаются идеи, правила, основные положения и нормы поведения, которыми руководствуются общие, частные и организационно-технологические принципы...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия