Студопедия — Подготавливали ли христианские миссионеры и путешественники почву для колонизаторов?
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Подготавливали ли христианские миссионеры и путешественники почву для колонизаторов?






 

Миссии играли важную роль в деле укрепления позиций капи­талистических держав в Африке в XIX в. После временного за­тишья в XVIII в. они выступили как истые предшественники ко­лониальных держав, стремившихся к территориальным захватам. Хотя сами миссии неизменно отрицали какую-либо связь с коло­ниальной политикой, с середины XIX в. они всей своей система­тической деятельностью объективно и субъективно подготавлива­ли колониальное завоевание и организованное угнетение африкан­цев монополистическим капиталом. Миссии не только поддержи­вали проникновение португальцев в государство Конго, не только оправдывали варварскую работорговлю, но и сами в ней участ­вовали. В XIX в. они прокладывали капиталистическим промыш­ленным странам путь к полному покорению всей Африки. Борьба за души, приобщавшиеся к христианской вере, сопровождалась первыми шагами колонизаторов к укоренению в экономике и по­литике африканских стран.

Это бесспорный факт, хотя отдельные миссионеры субъектив­но действовали честно и им принадлежат большие заслуги, осо­бенно в обучении и образовании местных жителей, в исследовании общественных отношений и языков африканских народов. Можно также привести несчетное множество примеров, когда миссионе­ры бесстрашно критиковали и порицали жестокий гнет, который нес с собой наступавший колониализм. Миссионеры, в частности, выступали против крайностей рабовладения в Южной Африке на занятой бурами территории, против кровопролитного подавле­ния восстаний коса и зулу. Однако подобная критика исходила лишь от отдельных лиц и касалась только некоторых методов ко­лониальной экспансии, а отнюдь не самого существа колониаль­ного завоевания и порабощения африканских народов. Домо­нополистический капитализм XIX в. еще позволял миссиям, особенно протестантским, проявлять некоторый либерализм, про­возглашая «равенство» всех рас и народов, и стремился скрыть истинные намерения колонизаторов под маской «веры для всех». Однако впоследствии, даже до окончания этого периода, все эко­номические, политические, а главное, духовно-культурные начина­ния миссий были подчинены целям колониальных держав и стали неотъемлемой частью их системы.

Это в равной мере относится к представителям как католиче­ской, так и евангелической церкви.

С середины XIX в. активизировали свою деятельность в неко­торых регионах Тропической Африки католические миссии. В 1848 г. Общество Святого духа, основавшее до того времени свои опорные пункты на Антильских островах, на острове Реюнь­он и в Сенегале, объединилось с другими отделениями католиче­ской миссии. Новая организация направляла «отцов Святого духа» в район Сенегала, в Габон и в Нижнее Конго. Страны Гвинейского залива были полем деятельности многочисленных миссио­неров из Лионской африканской миссии, учрежденной в 1854 г., а с 1868 г. с необычайной энергией основывали миссионерские стан­ции, например в Восточной Африке, «белые отцы» кардинала Лавижери * (* Ш. Лавижери (1825—1892) — кардинал, основатель католического мис­сионерского ордена Белых отцов, специально предназначавшегося для пропаган­ды католицизма в Африке (1868).).

С конца XVIII в. широко распространились созданные в Вели­кобритании миссионерские общества протестантов. В 1792 г. было создано Лондонское миссионерское общество, которое уже в 1803 г. направило своих представителей в Южную Африку, чтобы просвещать койсаноязычное население. Излюбленной ареной дей­ствий общества стали также Мадагаскар и Западная Африка. В XIX в. в организации миссионерских станций, школ и хозяйст­венных предприятий участвовали Базельская миссия, Северогер­манское миссионерское общество в Бремене, Рейнское миссионер­ское общество в Бармене и многие другие.

Миссионерские общества XIX в. первоначально представляли собой крупные капиталистические предприятия, и только в конце столетия монополистические концессионные компании устранила эту невыгодную для колонизаторов конкуренцию и возложили на миссии иные задачи.

При финансовой поддержке торгового и промышленного капи­тала были основаны торговые миссионерские общества, распола­гавшие собственными судами. Евангелические миссии с особым рвением занимались этой выгодной деятельностью и не меньше других купцов обогащались за счет неэквивалентного обмена то­варами с африканцами. Миссии создавали ремесленные предприя­тия, разводили культурные растения и основывали огромные план­тации. Здесь они часто выращивали новые для Африки культуры (в Гане, например, какао-бобы, в Уганде — хлопчатник) и осваи­вали производство их в капиталистических формах. Работали на плантациях выкупленные бывшие рабы и посаженные на землю воспитанники миссий. Некоторым миссиям принадлежали огром­ные земельные угодья, в частности в Южной и Юго-Западной Аф­рике. Их пионерская деятельность в сельском хозяйстве, несомнен­но, имела большое положительное значение.

Другой отраслью деятельности миссий было школьное обуче­ние. В рассматриваемый период евангелические миссии, особенно методисты и пресвитерианцы, создали в торговых центрах Сьерра-Леоне, Либерии, Золотого Берега и Нигерии довольно широкую сеть школ. В других странах Африки школы насчитывались еди­ницами, исключение составляли начальные и ремесленные учили­ща в Южной Африке, предназначенные в основном готовить рабо­чих для миссионерских предприятий. Только к концу столетия школьное дело стало играть первостепенную роль в деятельности миссий на территории всей Африки. Этим был сделан еще один шаг к использованию миссий в империалистических интересах ко­лониальных держав.

XIX век вошел в историю как век географических и этногра­фических открытий и исследований Африканского континента. Уже с конца XVIII в. в порядке подготовки к колониальным захватам производилось систематическое изучение внутренних рай­онов Африки. Но, повторяю, вольно или невольно экспедиции под­готавливали путь к установлению колониального господства. Мно­гие исследователи в своих путешествиях и изысканиях испытыва­ли невероятные лишения и страдания, часто подвергаясь смер­тельной опасности, проявляли самоотверженность и героизм. К тому же до 1870 г. их экспедиций только частично финансирова­лись кругами, заинтересованными в колониальной политике.

Они считали себя первооткрывателями еще мало известного в Европе континента. Некоторые из их отчетов и сообщений, да­леко не равноценных по своим достоинствам, содержали важные научные сведения. Сюда относятся материалы по географии, гео­логии, климатологии и экономике, чрезвычайно интересные опи­сания историко-этнографических условий, характеризующие обще­ственное развитие отдельных народов Африки. Часть этих иссле­дователей тогда не была заражена расистскими и геополитиче­скими теориями, оправдывающими колониальные завоевания. В этнографии пользовались большой популярностью эволюцион­ные идеи, признававшие достижения и способность к прогрессу неевропейских народов, в том числе и африканцев. Эпоха братьев Гумбольдт * (* Братья Вильгельм (1767—1835) и Александр (1769—1859) фон Гумбольд­ты — видные немецкие ученые. Александр фон Гумбольдт — один из крупней­ших естествоиспытателей прошлого века, автор многих исследований по геогра­фии, биологии, ботанике, климатологии, геологии и другим отраслям науки. Участник экспедиции в Южную Америку в 1799—1804 гг.; обследовал огромные пространства в бассейнах рек Ориноко и Амазонки.) еще не миновала окончательно.

И тем не менее их открытия и исследования, даже если они предпринимались не по прямому заказу колониальных держав и заинтересованных в колониях кругов, служили подготовке начи­навшейся в ту пору колониальной экспансии и империалистиче­ского порабощения народов Африки. Первоначально организато­ром многих экспедиций было функционировавшее с 1788 г. бри­танское Африканское общество по изучению внутренних районов Африки. Позднее в аналогичной роли выступали французское Географическое общество, основанное в 1821 г., и с 1878 г. немецкое Африканское общество.

Прежде всего необходимо было получить надежные и досто­верные данные о глубинных территориях континента. Чтобы рас­ширить торговые связи, наладить добычу сырья, найти новые рын­ки сбыта, надо было точно знать, куда текут реки, каков уровень общественного развития африканского населения, возможно ли подвергнуть его капиталистической эксплуатации. Нельзя было те­рять время. Часто различные общества и разные государства одновременно организовывали экспедиции с аналогичными задачами. Стоявшая за ними торговая и промышленная буржуазия связы­вала с этими путешествиями определенные надежды.

В первую очередь попытались разгадать тайну Нигера, про­следить его течение. Судовой врач шотландец Мунго Парк с 1795 г. дважды предпринимал по заданию британского Африкан­ского общества путешествия в район Нигера. Он дошел до водопадов около Бусы, но в 1806 г. жизнь его оборвалась, прежде чем он достиг нижнего течения и устья Нигера. Только через 25 лет братья Лендеры смогли точно описать течение Нигера. До этого Аудни, Денем и Клатгпертон, не говоря о других, менее значитель­ных путешественниках, проникли в цветущие центры мусульман­ских государств Борну и Сокото. Рене Кайе в одиночку совершил труднейший переход и в 1828 г. переодетым проник в таинствен­ный город Томбукту. Французское Географическое общество ока­зало ему по возвращении на родину торжественный прием и высо­ко оценило его труды.

В 1849 г. британское правительство, в свою очередь, предоста­вило большие средства для нового путешествия в северные районы Нигерии и среднего течения Нигера. В этой экспедиции участво­вал приват-доцент Берлинского университета Генрих Барт. Он привез исключительно ценные материалы о своих путешествиях по Судану, точнее, по областям, лежащим между Борну и Том­букту. С 1850 по 1856 г. Барт нанес на карту реки Бенуэ, Шари и Логоне. Наряду с ценной естественнонаучной информацией Барт собирал рукописи — в Томбукту, например, он открыл хро­нику «Тарих ас-Судан», относящуюся к XVII в., — и записал устные предания об истории некоторых народов Центрального и Западного Судана. Таким образом Барт пополнил представления европейцев о культуре и истории африканцев новыми открытия­ми, но в капиталистических государствах они очень скоро были преданы забвению.

Этот выдающийся исследователь, в равной степени интересо­вавшийся археологией, географией, историей и естественными на­уками, в то же время был агентом британского правительства ч крупных торговых компаний. Его отчеты изобиловали указания­ми, где на Нигере удобно устроить торговые базы, он настойчиво рекомендовал насильственно вводить монокультуры. Барт не ску­пился на рекомендации колонизаторам. Англии, например, он сове­товал привлечь правящую аристократию раннефеодальных госу­дарств и племенных союзов африканцев к сотрудничеству — впоследствии оно и в самом деле принесло свои плоды. Барт ни­коим образом не был бескорыстным, далеким от политики ученым и гуманистом, каким его изображает буржуазная литература, особенно авторы из ФРГ, тщащиеся доказать «антиколониальные традиции» Германии (Р. Италиандер, Г. Шифферс). Хотя полити­ческие и идеологические воззрения Барта были противоречивыми и незрелыми, он явно оправдывал политику колониального влия­ния и захватов. Так, Барт заявлял, что его обязательная задача «доказать этим грубым детям природы превосходство духовного воспитания»22. В другом месте он называет некоторых африкан­цев «дикими народностями».

Генрих Барт ясно показывает нам предел, дальше которого не может развиваться прогрессивная буржуазная наука, ибо «бескорыстное исследование уступает место сражениям наемных писак, беспристрастные научные изыскания заменяются предвзя­той, угодливой апологетикой»23. Карл Маркс в это время слышал звуки похоронного колокола, звонившего по научной буржуазной политической экономии. Но это был погребальный звон и по всем остальным буржуазным общественным дисциплинам и теориям.

Замбези — вторая река, которая рано вызвала особый интерес исследователей и заставила их пробиваться в глубь Африки. Шотландский врач и миссионер Лондонского общества Дэвид Ливингстон в 1846 г. вышел в путь с миссионерской станции в Бечуаналенде. Десять лет потратил он на исследование бассейна верховьев и восточной части Замбези. Здесь он открыл самые большие водопады Африки, которым дал имя английской короле­вы Виктории. Тогда же Ливингстон впервые пересек Центральную Африку от портового города Луанда в Анголе до Келимане на бе­регу Индийского океана* (* Первыми пересекли Африканский континент с запада на восток и в об­ратном направлении ангольские купцы-мулаты («помбейруш» — мн. ч. от «помбейру») Перу Жуан Батиста и Анастасиу Жозе в 1802—1814 гг. Вообще же следует иметь в виду, что все европейские путешественники XVIII и XIX вв. шли, как правило, по дорогам, задолго до того проложенным самими африканцами и хорошо африканцам известным. Да и само путешествие помбейруш, строго говоря, лишь первое, о котором достоверно известно.). Во время второго путешествия (1858— 1864) он исследовал озеро Ньяса. Третья экспедиция привела Ливингстона к озерам Мверу и Бангвеулу и к верховьям Конго, где он еще не бывал. В 1869 г. он переправился через озеро Тан­ганьика и достиг арабского поселения Уджиджи. Здесь он встре­тился с Генри Мортоном Стэнли, который по поручению газеты «Нью-Йорк геральд трибюн» разыскивал его. Умер Ливингстон 1 мая 1873 г., когда занимался поисками истоков Нила.

Английская корона, Королевское географическое общество и многие другие учреждения оказывали Ливингстону великие поче­сти. Казалось, нет предела восхищению «добрым доктором», кото­рый в своих книгах изображал арабских работорговцев злодеями** (** Насмешливый тон по отношению к Дэвиду Ливингстону вряд ли уместен. В советской литературе давно признано, что путешественник был подлинным бескорыстным гуманистом, горячо и мужественно защищавшим достоинство и равноправие африканцев. Поэтому он активно боролся с арабской работоргов­лей (так же как и с португальской). И менее всего Ливингстон повинен в зах­ватнических аппетитах британских колонизаторов, использовавших научные ре­зультаты его путешествий в своих целях.). Его усилиями движение либеральной английской буржуазии за запрещение рабства одержало еще одну победу. В действи­тельности же под прикрытием борьбы с рабством промышленный капитал подготавливал империалистический раздел Африки. Труды Ливингстона служили буржуазии необходимым «иллюстра­тивным материалом».

В середине XIX в. европейские путешественники еще не зна­ли истоков Нила. Не были идентифицированы и Лунные горы, известные по карте Птолемея * (* «Лунные горы» на карте Клавдия Птоломея, по-видимому, отражали ка­кие-то неясные сведения о горных массивах африканского Межозерья.). Экспедицией Бёртона и Спика, отправившейся из Занзибара в 1857 г., начался новый период ис­следования Восточной Африки в поисках истоков Нила. Следуя из Уджиджи, они достигли озера Виктория. Только в 1862 г., уже во время второго путешествия Спика, предпринятого вместе с Грантом, путешественники установили, что Белый Нил вытекает из озера. Здесь они встретились с шедшим из Хартума С. Бейкером. Оказалось, что Нил мощным водопадом низвергается из озе­ра Виктория. В конце 70-х годов были обследованы течения Ниге­ра, Замбези, Нила и Конго.

На этом закончилась эра открытий, подготавливавших коло­ниальное завоевание континента. Началась борьба за раздел Африки. Многочисленные экспедиции во внутренние районы по­лучали теперь далеко идущие полномочия на основание опорных пунктов и станций, на заключение надувательских «договоров» с отдельными правителями и вождями. Де Бразза, Стэнли, Рольфс, Нахтигаль** (** Де Бразза, точнее, П. Саворньян де Бразза (1852—1905) — французский морской офицер, исследователь Экваториальной Африки и колониальный адми­нистратор. Г. Стэнли (1841—1904) — англо-американский путешественник, ис­следователь бассейна реки Конго, содействовал захвату бельгийскими колони­заторами территории современного Заира («Свободное государство Конго»). Г. Рольфс (1831—1896) — немецкий исследователь Северной Африки и Саха­ры, в 1885 г. — генеральный консул Германской империи на Занзибаре. Г. Нахтигаль (1834—1885) — немецкий исследователь Центрального Судана и Восточной Сахары, впоследствии колониальный администратор в Камеруне и Того.) и многие другие известны, вернее, печально известны не только как путешественники и исследователи, но и как агенты и чиновники, откровенно действовавшие по заданию и при военной поддержке колониальных держав. Капиталистические хищники, приступив к захватам, использовали труды тех, кто расчистил им почву. Союз исследователя, миссионера и колони­ального чиновника получил окончательное завершение.

 







Дата добавления: 2015-09-18; просмотров: 360. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

Решение Постоянные издержки (FC) не зависят от изменения объёма производства, существуют постоянно...

ТРАНСПОРТНАЯ ИММОБИЛИЗАЦИЯ   Под транспортной иммобилизацией понимают мероприятия, направленные на обеспечение покоя в поврежденном участке тела и близлежащих к нему суставах на период перевозки пострадавшего в лечебное учреждение...

Кишечный шов (Ламбера, Альберта, Шмидена, Матешука) Кишечный шов– это способ соединения кишечной стенки. В основе кишечного шва лежит принцип футлярного строения кишечной стенки...

Весы настольные циферблатные Весы настольные циферблатные РН-10Ц13 (рис.3.1) выпускаются с наибольшими пределами взвешивания 2...

Хронометражно-табличная методика определения суточного расхода энергии студента Цель: познакомиться с хронометражно-табличным методом опреде­ления суточного расхода энергии...

ОЧАГОВЫЕ ТЕНИ В ЛЕГКОМ Очаговыми легочными инфильтратами проявляют себя различные по этиологии заболевания, в основе которых лежит бронхо-нодулярный процесс, который при рентгенологическом исследовании дает очагового характера тень, размерами не более 1 см в диаметре...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия