Студопедия — ПОСЛЕСЛОВИЕ. Предлагаемая вниманию советских читателей книга известного историка из ГДР, автора ряда исследований по проблемам возникновения классового обще­ства и
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ПОСЛЕСЛОВИЕ. Предлагаемая вниманию советских читателей книга известного историка из ГДР, автора ряда исследований по проблемам возникновения классового обще­ства и






 

Предлагаемая вниманию советских читателей книга известного историка из ГДР, автора ряда исследований по проблемам возникновения классового обще­ства и государственности у народов Африки, проф. Теа Бюттнер — одна из немногих в литературе стран социалистического содружества попыток научно-популярного описания истории народов, населяющих Африку к югу от Сахары. У нас в стране такой работы, к сожалению, еще нет.

Задача перед автором стояла очень и очень непростая. В сравнительно небольшой и ограниченный объем текста нужно было «вместить» картину прошлого большей части огромного материка, и притом на протяжении не­скольких миллионов лет: от возникновения человека как биологического вида до кануна колониального раздела континента в последние десятилетия прошлого века. И надо сказать, что с этой задачей Т. Бюттнер справилась вполне ус­пешно, хотя и не без некоторых потеры

Такие потери были естественны и неизбежны. Учитывая объем книги, авто­ру приходилось выбирать какой-то один аспект африканской истории, который становился центральным в авторском изложении. И конечно, другие стороны исторического процесса в связи с этим могли быть показаны лишь бегло.

В качестве центрального аспекта Т. Бюттнер избрала общий ход истори­ческой эволюции на континенте, а также место народов Африки в развитии человечества и его культуры. Такая ориентация обеспечила книге необходимую информативность. Она же предопределила и некоторые особенности работы, прежде всего ее подчеркнутую полемичность.

Здесь следует иметь в виду еще одно немаловажное обстоятельство. Труд Т. Бюттнер обращен не только к читательской аудитории ГДР — социалисти­ческого германского государства. Он адресован также читателю, живущему в капиталистических странах, говорящих на немецком языке: ФРГ, Австрии, большей части Швейцарии. Этот читатель живет и воспитывается в совершенно иной идейной и культурной обстановке, чем граждане социалистических стран. Поэтому ему приходится систематически и настойчиво разъяснять известные истины, которые для читателей социалистических стран — нечто само собой разумеющееся. Сказанное относится и к разоблачению попыток отрицать само­бытный характер африканских культур, и к классовой оценке политико-идео­логической роли традиционных взглядов колониалистской историографии на прошлое африканских народов, и к борьбе с различными расистскими и велико­державными предубеждениями и предрассудками, восходящими к не столь отдаленному прошлому. И конечно же, совершенно естественным выглядит в книге немецкого историка-марксиста настойчивый показ хищнического облика германского колониализма; ему, кстати сказать, в отечественных исследованиях, уделялось меньше внимания, чем французскому, британскому или португаль­скому.

Всем этим и объясняется, на наш взгляд, стремление Т. Бюттнер при вся­ком удобном случае подчеркнуть научную несостоятельность и политическую вредность некоторых до сих пор еще имеющих хождение на Западе теорий, относящихся к истории Африки и ее народов. В книге главный акцент делается на критике антинаучных апологетических концепций, выработанных во времена колониального владычества. Такая критика, конечно, нужна и обязательна; но при этом нельзя не видеть серьезных изменений, происходящих в буржуазной науке под влиянием современной борьбы идей в мире.

К середине 70-х годов в нескольких странах Африки сложились порой очень интересные собственные исторические школы. Ученым таких стран, как Нигерия, Сенегал, Верхняя Вольта, Кения, Народная Республика Конго, принадлежит вид­ная роль в ниспровержении тех самых колониалистских мифов, которые настой­чиво критикует Т. Бюттнер. Имена таких ученых, как нигериец Дж. Аде Аджайи, вольтиец Ж. Ки-Зербо, кениец Б. Огот, и немалое число других пользуются в научном мире высоким и заслуженным авторитетом. Именно эти историки за­нимают ведущее положение в подготовке выпускаемой ЮНЕСКО восьмитом­ной международной «Всеобщей истории Африки». К тому же со взглядами некоторых из них советский читатель познакомился по книге «Говорят африкан­ские историки» (М., 1977).

Среди западных ученых также наблюдается рост интереса к марксистским взглядам на исторический процесс. Отнюдь не все ученые просто маскируют неоколониалистскую эксплуатацию и не все выполняют социальный заказ импе­риалистических кругов, помогая оторвать национально-освободительное движе­ние в Африке от его естественных союзников. Очень многие стремятся честно понять преимущества марксистского подхода к изучению исторического разви­тия и научиться им пользоваться. Это естественный и прогрессивный процесс, и было бы неверно не замечать его.

Широко известны исследования советских африканистов, выполненные за последние полтора десятилетия. Они касаются таких важнейших вопросов, как причины и условия отставания Африки от некоторых других регионов земного шара, роль и характер общинной организации у народов континента, формационная принадлежность сравнительно высоко развитых доколониальных об­ществ Африки, характер и формы отношений эксплуатации в таких обществах. И чтобы в какой-то мере дополнить тезисы автора, относящиеся именно к названным выше аспектам социально-экономической истории народов конти­нента, мы постарались расширить оригинальный список литературы за счет от­дельных трудов советских африканистов, выпущенных в свет за указанный промежуток времени.

Т. Бюттнер особое внимание уделяет критике весьма распространенного в недавнем прошлом мнения о «неисторическом» характере африканских народов и логически вытекающего отсюда тезиса о том, что они будто бы обязаны все­ми своими культурными достижениями каким-то более развитым пришельцам извне. Подобные антинаучные построения колониалистской историографии, вне всякого сомнения, должны подвергаться разоблачению. Но здесь следует учи­тывать также одно из важнейших положений марксистской теории — тезис о неравномерном характере исторического развития. В интересующем нас случае он означает, что Африка намного опередила остальные континенты в фор­мировании человека как биологического вида. Древнейшие этапы развития че­ловека и человеческого общества вообще протекали, но всей видимости, только наафриканской земле. Но потом, когда человек расселился на большей части земной суши, население Африки по каким-то причинам потеряло преимущество в темпе развития, и в других районах земного шара, например на Ближнем Востоке, человеческие общества стали развиваться быстрее. Это нашло непо­средственное отражение в первую очередь в орудиях труда. Археологические материалы дают достаточные основания для того, чтобы утверждать, что такое техническое отставание Африки от Передней Азии и Южной Европы началось еще с эпохи позднего палеолита. Признание неравномерности исторического развития ни в коей мере не означает недооценки великих достижений африкан­ских народов и их вклада в мировую культуру. Оно никак не связано с теми антинаучными теориями, против которых вполне справедливо выступает Т. Бюттнер.

Именно неравномерность исторического развития человечества заставляет с известной осторожностью отнестись к тому решению вопроса о происхожде­нии индустрии железа в Африке к югу от Сахары, которое предлагает автор. Следует иметь в виду, что в мировом историческом процессе отнюдь не все объективные благоприятные возможности, природные или социальные, претво­ряются в действительность. Причина этого лежит как раз в неравномерности процесса: вполне может возникнуть такое положение — и не раз возникало в действительности, — когда проще и эффективнее оказывался путь заимство­вания уже открытого, нежели открытие его заново. Причем происходило все это независимо от субъективных намерений той или другой человеческой общ­ности, так как процесс культурного взаимодействия сам по себе объективен.

И надо сказать, что как раз вопрос об автохтонном или заимствованном характере африканского железа к настоящему времени в значительном боль­шинстве случаев решается не так, как описывается в книге. Среди виднейших специалистов по археологии Африки пока еще совершенно определенно преобла­дает мнение, что индустрия железа заимствовалась жителями Африки из Перед­ней Азии. Причем шло это заимствование двумя путями, которые, кстати, упо­минает и автор, а именно через долину Нила и через Северную Африку. Имею­щиеся в распоряжении науки археологические материалы свидетельствуют о том, что процесс возникновения экономической и социальной дифференциации и формирования классового общества иногда был возможен и без металла — так обстояло дело, например, в Океании. К тому же, строго говоря, социаль­ная дифференциация в любом обществе начиналась задолго до знакомства с металлическими орудиями; она предшествовала экономической и тем более классовой дифференциации. Более того, необходимой предпосылкой классообразования служило не наличие тех или иных орудий само по себе, а наличие производящего хозяйства. А такое хозяйство первоначально существовало повсе­местно на базе каменной индустрии.

Мы не располагаем, к сожалению, никакими лингвистическими доказатель­ствами тезиса о кушитоязычном характере обитателей Африканского Рога уже в III тысячелетии до н. э., упоминаемом автором. Основные антропологические типы населения, документированные как изображениями, так и костными мате­риалами, прежде всего сахарскими, сформировались не в IV—I тысячелетиях до н. э., а гораздо раньше. А поскольку речь идет даже не об антропологических, а о расовых типах, то, как справедливо замечает Т. Бюттнер, этап расообразования завершился еще в мезолитическое время, т. е. по крайней мере на пять тысячелетий раньше.

Здесь хотелось бы подчеркнуть значение для Африки исторического разви­тия таких стран, как Либерия и Сьерра-Леоне. Ведь главным был самый факт существования на африканской земле в пору колониального раздела континента независимого (пусть формально) и всеми европейскими колониальными дер­жавами признанного государства (Либерия), управляемого людьми с черным цветом кожи. Точно так же при всех отрицательных сторонах британской ко­лониальной политики в Сьерра-Леоне не стоит забывать, что именно здесь был создан первый в Африке колледж Фура-Бэй, из которого вышли многие вид­ные деятели раннего африканского национализма. Автор совершенно справед­ливо показывает, какую крупную роль играли в формировании идеологических основ современных форм антиколониализма пример Либерии и деятельность но­вой африканской интеллигенции.

Вопрос об идеологии антиколониальных выступлений на их раннем этапе (а именно этот этап и охватывает хронологически книга Т. Бюттнер) вообще представляет немалый интерес. Автор касается его лишь в самых общих чер­тах, и будет полезно сказать здесь несколько слов по этому поводу.

В предложенной советскими учеными типологии форм антиколониальной борьбы выделены три главных ее типа: «1. Массовые крестьянские движения, направленные против военных захватов, зачастую облекаемые в форму воору­женной борьбы против иноверцев... 2, Движения, требующие пересмотра сло­жившейся системы колониального управления в сторону ее „либерализации".., 3. Движения, направленные на достижение внутренней автономии колоний, а на следующем этапе и на завоевание политической независимости...» * (* История национально-освободительной борьбы народов Африки в новое время. М., 1976, с. 25.). Эти типы в целом оказываются и последовательными стадиями антиколониального сопро­тивления.

Факты антиколониальной борьбы, о которых пишет Т. Бюттнер, целиком укладываются в рамки первых двух из перечисленных выше типов. Иначе и не могло быть: наступление третьего этапа стало возможным лишь после победы Великой Октябрьской революции, с началом общего кризиса капитализма.

И если взглянуть под этим углом зрения на те выступления против евро­пейских колонизаторов, которые описаны в книге, то придется признать, что, скажем, говорить о крестьянах и ремесленниках как о «самой последовательной силе» антипортугальского восстания Кимбы Виты на рубеже XVII—XVIII вв. (с. 119) можно лишь с немалой долей условности. Т. Бюттнер справедливо от­мечает, что эти слои населения в организационном и идеологическом отношениях оставались покорны аристократии. Иными словами, как самостоятельная сила они не выступали, да и не могли выступать. Ведь как раз ведущая роль тра­диционной знати и характерна для антиколониальных движений первого типа. И по этой же причине последовательности в сопротивлении португальцам неот­куда было взяться. Точно так же не могли задаваться далекоидущими програм­мными целями и участники восстания в Момбасе в 30-х годах XVII в. (с. 112). По уровню общественного сознания и по социальному составу руководителей никаких иных целей, кроме возврата к «доброму старому времени», да еще с религиозной окраской, у участников такого рода движения и быть не могло.

Не могли быть иными, чем они обрисованы в книге (с. 177—182), и взгляды первых представителей новой африканской интеллигенции в британских владе­ниях в Западной Африке в XIX—начале XX в. Их стремление добиться более благоприятных условий сотрудничества с колониальной администрацией, не ста­вя под сомнение саму идею «цивилизующей» роли колонизатора в жизни аф­риканских народов, тоже было исторически обусловлено. Понадобился трагиче­ский опыт нескольких десятилетий колониального режима, чтобы африканская интеллигенция окончательно поняла: не может быть сколько-нибудь равноправ­ного сотрудничества с колониальной властью, которую по-настоящему инте­ресует только эксплуатация природных ресуров и населения колонии. И потре­бовалось коренное изменение международной обстановки в целом, чтобы идео­логия этой интеллигенции сделалась решительно аптиколониалистской.

Мы обязаны воздать должное большому труду, проделанному автором. Теа Бюттнер сумела в общих чертах познакомить читателя с тем, как шло ис­торическое развитие африканских народов в доколониальную эпоху, и показать ему место Африки в создании общечеловеческой культуры. Тот же из читате­лей, кто пожелает расширить и углубить свои познания в этой области истори­ческой науки, сможет обратиться к приложенному списку литературы. И книга проф. Теа Бюттнер послужит ему в этом полезном ориентиром.

Л. Е. Куббель

Теа Бюттнер

ИСТОРИЯ АФРИКИ

С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН

Редактор Н. Н. Водинская

Младший редактор Н. А. Кочнева

Художник Э. С. Зарянский

Художественный редактор

Б. Л. Резников

Технический редактор 3. С. Т е п л я к о ва

Корректор В. В. В о л о в и к

МБ № 13880

Сдано в набор 25.02.80. Подписано к печати 14.04.81. Формат 60X90 1/16. Бумага типографская № 1. Гарнитура литературная. Печать высокая. Усл. печ. л. 16,25. Усл. кр.-отт. 16,375.:Уч.-изд. л. 20,05. Тираж 10 000 экз. Изд. Л» 4687. Зак. 1029. Цена I р. 30 к.

Главная редакция восточной литературы издательства «Наука»

Москва К-45, ул. Жданова, 12/1

3-я типография издательства «Наука» Москва Б-143, Открытое шоссе, 28

1-я типография Профиздата, Москва, Крутицкий вал, 18







Дата добавления: 2015-09-18; просмотров: 386. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Травматическая окклюзия и ее клинические признаки При пародонтите и парадонтозе резистентность тканей пародонта падает...

Подкожное введение сывороток по методу Безредки. С целью предупреждения развития анафилактического шока и других аллергических реак­ций при введении иммунных сывороток используют метод Безредки для определения реакции больного на введение сыворотки...

Принципы и методы управления в таможенных органах Под принципами управления понимаются идеи, правила, основные положения и нормы поведения, которыми руководствуются общие, частные и организационно-технологические принципы...

Разработка товарной и ценовой стратегии фирмы на российском рынке хлебопродуктов В начале 1994 г. английская фирма МОНО совместно с бельгийской ПЮРАТОС приняла решение о начале совместного проекта на российском рынке. Эти фирмы ведут деятельность в сопредельных сферах производства хлебопродуктов. МОНО – крупнейший в Великобритании...

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕНТРА ТЯЖЕСТИ ПЛОСКОЙ ФИГУРЫ Сила, с которой тело притягивается к Земле, называется силой тяжести...

СПИД: морально-этические проблемы Среди тысяч заболеваний совершенно особое, даже исключительное, место занимает ВИЧ-инфекция...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия