Студопедия — Введение. Понятие «древность» вошло в обиход с эпохи Возрождения
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Введение. Понятие «древность» вошло в обиход с эпохи Возрождения






Алексей Алексеевич Вигасин

Понятие «древность» вошло в обиход с эпохи Возрождения. В то время его значение практически совпадало с греко-римским, античным периодом (лат. antiquitas и есть «древность»). Творцы Ренессанса рассматривали свое время как некое возрождение древности. Между древностью и ее возрождением царило мрачное средневековье.

Для европейской культуры существовала еще одна древность – ветхозаветная. Органической связи последней с античностью, естественно, быть не могло, но в христианском сознании их сближало то, что обе они предшествовали Новому Завету. В старинных общих курсах древней истории можно встретить такую периодизацию: от Троянской войны до строительства храма Соломона, затем от строительства храма до греко-персидских войн и т. д. Авторы курьезным образом пытались скрестить Священную историю с преданиями так называемой классической древности.

Священная история, естественно, начиналась с сотворения мира, греческая же – с «Илиады» Гомера. Все, что было до Троянской войны, терялось в тумане мифов. Говоря о древнейшем прошлом стран Ближнего Востока, можно было только пересказывать легенды, сохранившиеся в «Истории» Геродота, а об Индии и Китае приходилось довольствоваться поздней или совершенно фантастической информацией. Концом древности признавали обычно появление христианства (а позднее – нашествие варваров и гибель Западной Римской империи в V в. по христианскому летосчислению).

К серьезному изучению стран Востока приступили в эпоху Просвещения – в XVIII в. В то время иезуиты, жившие в Пекине, познакомили Европу с афоризмами Конфуция и удивительными «китайскими церемониями». Из Индии в Париж была доставлена загадочная рукопись, хранившаяся у выходцев из Персии – так называемых парсов, или зороастрийцев. Это была Авеста – собрание религиозных текстов древнего Ирана. Европейцы пытались найти в ней тайную мудрость пророка Зороастра. Сам язык Авесты напоминал им греческий и латынь. К концу столетия образованные чиновники британской администрации в Индии сумели убедить местных жрецов-брахманов ознакомить их со своими священными книгами на санскрите. Оказалось, что и в санскрите много общего с языками классической древности.

Интерес к Востоку возрастал с расширением колониальной экспансии. Египетский поход Наполеона Бонапарта на рубеже XVIII–XIX вв. готовился как настоящая научная экспедиция. Специально прикомандированные к армии художники копировали старинные изображения и таинственные иероглифические надписи. Мотивы египетского искусства стали тогда общеевропейской модой (достаточно вспомнить Павловский дворец под Санкт-Петербургом). Из стран Ближнего Востока путешественники привозили образцы клинообразных надписей, которые нередко принимали всего лишь за причудливые орнаменты.

В первой половине XIX в. в Египте стали проводить археологические раскопки – часто с большим размахом, но всегда без должного опыта и умения. Каждый университетский музей Европы гордился хотя бы крохотной коллекцией подлинных (а иногда и поддельных) египетских древностей. Собрания Лувра и Туринского музея в Италии можно назвать первоклассными.

В 1822 г. француз Жан-Франсуа Шампольон (1790–1832) разгадал тайну египетской письменности с помощью греческого перевода иероглифической надписи, высеченной на Розеттском камне во времена династии Птолемеев. Он показал, что часть иероглифов имеет фонетическое, а не понятийное значение, т. е. следует не толковать их смысл, а просто читать.

В распоряжении первых исследователей клинописи не оказалось билингвы (двуязычной надписи), но зато из трудов античных историков они прекрасно знали имена древних персидских царей. Гипотеза, согласно которой в одной из клинообразных надписей содержатся имена этих царей, позволила найти ключ к чтению самого простого вида слоговой клинописи – персидской клинописи.

В середине XIX в. было доказано существование индоевропейской семьи языков. Были выработаны методы сравнительно-исторической лингвистики (изучение санскрита сыграло при этом первостепенную роль). С того времени исследователи получили возможность интерпретировать тексты на неизвестных языках, если только удавалось доказать родство самих этих языков с уже известными.

В 30—40-е гг. XIX в. английский дипломат и востоковед Генри Роулинсон (1810–1895) прочитал гигантскую клинообразную надпись, высеченную в конце VI в. до н. э. по приказу персидского царя Дария I на Бехистунской скале. Одно и то же содержание излагалось в ней на трех языках – древнеперсидском, аккадском и эламском. Изучение Бехистунской надписи дало богатейший материал для окончательной дешифровки клинописи – уже не только слоговой (персидской), но и более сложной, словесно-слоговой (аккадской, или ассиро-вавилонской).

Сенсационные результаты принесли раскопки дворцов ассирийских царей в Ниневии и Хорсабаде (VIII–VII вв. до н. э.). Британский музей обогатился огромной коллекцией ассирийских рельефов, которая и поныне составляет гордость Англии.

В конце XIX в. немецкая экспедиция провела образцовые раскопки Вавилона, восстановив топографию столицы Нововавилонской державы VII–VI вв. до н. э. Знаменитые Врата богини Иштар, украшенные разноцветными изразцами, стали жемчужиной Переднеазиатского музея в Берлине. В Германию попал и найденный при раскопках в египетской деревушке Эль-Амарне скульптурный портрет царицы Нефертити – жены фараона-реформатора Эхнатона (XIV в. до н. э.). Замечательная коллекция папирусов и первоклассных образцов египетского искусства была собрана нашим соотечественником В. С. Голенищевым (1856–1947); ныне она принадлежит московскому Музею изобразительных искусств им. А. С. Пушкина.

В начале ХХ в. была открыта забытая еще в древности цивилизация хеттов, создавших в середине II тысячелетия до н. э. великую державу на территории современной Турции. К изумлению ученых, анализ клинописных хеттских документов показал, что язык их не принадлежит к числу семитских, к которым относятся языки большинства народов Передней Азии. В отличие от вавилонян, ассирийцев, финикийцев, евреев хетты, несомненно, были индоевропейцами.

Тогда же французская археологическая экспедиция при раскопках г. Сузы, столицы Элама (в Юго-Западном Иране), обнаружила черный базальтовый столб, на котором высечены законы вавилонского царя Хаммурапи, жившего в XVIII в. до н. э. Законы Хаммурапи – самый совершенный юридический документ Древнего Востока и к тому же намного более древний, чем библейское (Моисеево) законодательство.

«Штандарт» из Ура. Сцены походов и пиров [Середина IIIтысячелетия до н. э. ]

 

После Первой мировой войны последовало сразу несколько сенсационных археологических открытий. Говард Картер (1873–1939) нашел в Долине царей, около г. Фивы, единственную не разграбленную гробницу египетского фараона – гробницу Тутанхамона, юного наследника Эхнатона. В ней хранились бесчисленные сокровища, дающие яркое представление об истории и культуре Египта эпохи Нового царства (вторая половина II тысячелетия до н. э.).

История Древнего Востока (и одновременно всего человечества) постепенно оказывалась все более древней. За открытием новоассирийских дворцов I тысячелетия до н. э. последовала находка старовавилонских законов Хаммурапи начала II тысячелетия до н. э. Раскапывая еще более глубокие слои поселений в Месопотамии (между реками Тигр и Евфрат), археологи открыли культуру шумеров, о которой греки не помнили уже во времена Гомера и Геродота. В гробницах шумерского г. Ура Леонард Вулли (1880–1960) обнаружил удивительные памятники ювелирного искусства III тысячелетия до н. э. – «штандарт» со сценами походов и пиров и арфу, украшенную золотой головой быка с бородой, сделанной из лазурита.

В Северо-Западной Индии были найдены остатки крупных городов Хараппа и Мохенджо-Даро, которые почти не уступали по древности гробницам Ура и пирамидам Египта. Особенно поразил археологов уровень благоустройства домов, выстроенных из обожженного кирпича, и технически совершенная городская канализация.

Раскопки возле г. Аньяна в Северном Китае и прочтение найденных там иероглифических надписей на «гадательных костях» подтвердили информацию, содержащуюся в древних китайских хрониках. История этой страны началась значительно раньше времени Конфуция (551–479 гг. до н. э.): уже во второй половине II тысячелетия до н. э. в среднем течении р. Хуанхэ существовало государство Шан-Инь.

После Второй мировой войны удалось не только основательнее изучить уже найденные источники – письменные и археологические. Существенно расширилась та зона, где были обнаружены следы древних цивилизаций: в Закавказье и Центральной Азии, в Южной Аравии и Восточном Средиземноморье, в странах Юго-Восточной Азии. Археологи открывают все более и более глубокие слои: от изучения земледельческо-скотоводческих культур VI–IV тысячелетий до н. э. ученые переходят к VIII, IX, даже X тысячелетию до н. э. И тогда остро встает вопрос о том, что же именно считать Древним миром и где проводить его границы – хронологические и территориальные.

Видимо, исходить следует из того, что мы говорим об истории цивилизации (от лат. civilis – гражданский), а не просто об археологических культурах. Цивилизация – эпоха, которая следует за первобытностью. Есть определенные признаки, которые свидетельствуют о наступлении данной эпохи: это прежде всего изменение характера собственности, углубление социального расслоения, появление территориальной организации общества, оформление публичной власти. Внешним признаком цивилизации может служить появление письменности, связанное с радикальными переменами как в социальных отношениях, так и в сознании людей.

Уже в конце IV – начале III тысячелетия до н. э. народы, жившие в долине Нила и в низовьях Евфрата, находились на стадии цивилизации. Это время и рассматривается как начало истории Древнего мира. Концом же ее традиционно считается середина I тысячелетия н. э. Эпоха древности обнимает, таким образом, более трех тысячелетий – две трети всей «письменной» истории человечества.

Магистральная линия эволюции человечества может быть намечена лишь в самых общих чертах: повсюду человек со временем перестает пользоваться каменным рубилом, рано или поздно совершается переход от племени к государству, машинная индустрия сменяет ручной труд и т. д. Но происходит все это не только в разное время, но и в разных формах. История знает немало путей и вариантов развития; для их обозначения мы также употребляем слово «цивилизация», только во множественном числе.

Среди древних цивилизаций античная (греко-римская) занимает особое место: она сыграла важнейшую роль в судьбах Европы и тем самым всего современного мира. Все остальные цивилизации Старого Света, которые существовали в хронологических рамках эпохи древности (конец IV тысячелетия до н. э. – середина I тысячелетия н. э.), традиционно объединяются в понятие «Древний Восток».

Древний Египет

Границы Древнего Египта четко очерчены самой природой. Цивилизация сложилась в долине Нила – между его каменистыми порогами на юге и побережьем Средиземного моря на севере. Узкая долина (шириной от 3 до 20 км) кажется зеленым оазисом среди песков и камня. Оранжевые скалы, лишенные растительности, высятся на горизонте, а к водной глади местами близко подступают пески Ливийской и Аравийской пустынь.

Климат страны – засушливый и жаркий, дождей здесь почти не бывает. Это обстоятельство, возможно, причинявшее когда-то неудобства местным жителям, для современных археологов большое благо. В сухой земле Египта веками и тысячелетиями сохранялись изделия из таких непрочных материалов, как дерево, ткани, папирус. На стенах каменных сооружений и подземных гробниц заметны следы ярких красок, нанесенных художником 4–5 тысяч лет тому назад.

Древнеегипетские мастера запечатлели резцом и кистью богатейший растительный и животный мир долины Нила. Мы видим стайки рыб, резвящихся в водах огромной реки, диких кошек, прячущихся в зарослях прибрежного камыша – папируса, обезьян, срывающих сладкие плоды смоковницы (фиги).

По природным условиям страна четко делится на две части – Верхний Египет (на юге, ближе к верховьям реки) и Нижний Египет… Последний представляет собой широкую дельту, образованную целым веером рукавов Нила при впадении его в море. Территория Дельты отчасти была отвоевана у моря ежегодными речными наносами. Недаром знаменитый греческий историк Геродот называл Египет «даром Нила». Первоначально заболоченные пространства дельты Нила египтяне за многие столетия превратили в тучные пастбища, сады и виноградники. Верхний же Египет – долина к югу от Дельты – был занят пашнями, рощами финиковых пальм, зарослями смоковниц.

В Верхнем Египте археологи обнаруживают следы древнейших поселений. Они встречаются обычно на некотором удалении от поймы реки: в эпоху каменного века люди предпочитали селиться вдоль мелких водоемов, не рискуя строить свои жилища у самого берега могучего Нила.

Возникновение цивилизации

Создатели древнеегипетской цивилизации по внешнему облику больше напоминали население Средиземноморья, чем Черной Африки. Высокие, худощавые, смуглые египтяне противопоставляли себя окружающим народам: азиатам северо-востока, ливийцам запада, нубийцам юга. Антропологические и этнокультурные различия между народами подчеркивались и в изобразительном искусстве, и в литературных памятниках Древнего Египта. В средние века (начиная с VII в.) население страны заговорило по-арабски и стало частью мусульманского мира. Но и сейчас физический тип египтян напоминает тот, который мы видим на старинных рельефах.

Древнеегипетский язык вышел из употребления и был полностью забыт почти 2 тысячи лет назад. Лишь отдаленный его потомок сохранен в качестве культового египетскими христианами – коптами. Древнеегипетский язык в известной степени близок к основным языкам Передней Азии – семитским (начиная от тех, на которых говорили в древней Вавилонии и Ассирии, и до современных – арабского и иврита). Сходство имеется и с языками тех народов, которые живут в Африке по соседству с Египтом (в Ливии, Судане). Египетский язык принадлежит, таким образом, к семье афразийских (семито-хамитских) языков. Однако его родство и с семитскими языками Азии, и с берберо-ливийскими и кушитскими языками Африки не близкое. Очевидно, обособление древнеегипетского языка произошло в глубочайшей древности, за несколько тысяч лет до нашей эры.

Судя по археологическим находкам, первобытные земледельцы начали осваивать долину Нила не позднее V тысячелетия до н. э. Они сеяли ячмень, из которого пекли лепешки и варили пиво, и полбу для приготовления каши. Из зерен кунжута (сезама) выжимали растительное масло, лен использовали для изготовления тонких тканей. Все эти культуры и впоследствии занимали важное место в сельском хозяйстве Египта. Почву обрабатывали деревянной мотыгой, потом появилась и соха, в которую впрягали волов. Урожай снимали с помощью серпа, сделанного обычно из кости, в расщеп которой вставляли мелкие острые камни. Даже после освоения металлов основным материалом для изготовления орудий труда (скребков, ножей, топоров и т. п.) долгое время оставался камень. Становление древнеегипетской цивилизации приходится на медно-каменный век – энеолит.








Дата добавления: 2015-09-18; просмотров: 472. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Решение Постоянные издержки (FC) не зависят от изменения объёма производства, существуют постоянно...

ТРАНСПОРТНАЯ ИММОБИЛИЗАЦИЯ   Под транспортной иммобилизацией понимают мероприятия, направленные на обеспечение покоя в поврежденном участке тела и близлежащих к нему суставах на период перевозки пострадавшего в лечебное учреждение...

Кишечный шов (Ламбера, Альберта, Шмидена, Матешука) Кишечный шов– это способ соединения кишечной стенки. В основе кишечного шва лежит принцип футлярного строения кишечной стенки...

Реформы П.А.Столыпина Сегодня уже никто не сомневается в том, что экономическая политика П...

Виды нарушений опорно-двигательного аппарата у детей В общеупотребительном значении нарушение опорно-двигательного аппарата (ОДА) идентифицируется с нарушениями двигательных функций и определенными органическими поражениями (дефектами)...

Особенности массовой коммуникации Развитие средств связи и информации привело к возникновению явления массовой коммуникации...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия