Студопедия — ПОСЛЕСЛОВИЕ АВТОРА
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ПОСЛЕСЛОВИЕ АВТОРА






 

 

Мы будем говорить об искусстве. Что это такое, и с чем его едят. Когда в прошлом веке Марсель Дюшан представил на суд зрителей свою скульптуру, как две капли воды похожую на обыкновенный писсуар, многие в очередной раз задали себе вопрос: что же такое искусство?

Вот, например, определение, которое дает советский энциклопедический словарь 1950-х годов: искусство — это средство познания и изменения жизни. Не знаю, как вам, а мне нравится.

Искусство — это живопись и скульптура, музыка и танцы. С искусством можно познакомиться в музеях, церквях, театрах… Но современное искусство давно вышло за эти рамки. И необычный человек на автобусной остановке вполне может оказаться не городским сумасшедшим, а участником перформанса, в котором и вы принимаете участие.

Предмет искусства — эстетическая информация. А первый признак отличия эстетической информации от любой другой — ее практическая бесполезность. Жизнь предстает в другом свете, а почему, зачем — люди не могут толком объяснить. Хочется побулькать? Побулькай, это будет прикольная песня. Хочется измазаться в краске, а потом приложиться голой задницей к холсту? Валяй, это будет авангардная живопись.

Вы думаете, я шучу? Ничего подобного!

За что мы ценим художников, писателей?.. За то, кто сколько написал книг или картин? Конечно же, нет. Количество не имеет значения. Мы ценим их за то, что они изменили наш взгляд на искусство или литературу.

 

А. Жабинский. Вариация на тему Венеры Веласкеса.

 

Мы с Дмитрием Калюжным изменили взгляд на эти вещи больше, чем все мазилы и писаки вместе взятые. Можно так сказать: открыли глаза… Когда вышла наша книга «Другая история искусства» всем искусствоведам и искусствоведицам нечего было сказать на это. Они посчитали наш текст за бред сумасшедших? Чепуха!

Они и сами знают, что ничего не смыслят в искусстве. Да и как может быть иначе, если мало кто из них держал в руках кисть. Разве что, создавая очередной абстрактный шадэвр.

Современная абстрактная живопись — забавная штука. Пока кто-то получал бешеные деньги за абстрактные картины, я в поте лица своего изучал технику «старых мастеров», и сейчас могу сказать уверенно: второго специалиста моего уровня в мире нет! А пока картины, написанные мною в глупой молодости, висят на стенах цвета яичного желтка в моей двухкомнатной квартире, приятно гармонируя по цвету с темно-розовым потолком. Они дороги мне как память.

Как же все мы дошли до жизни такой?

Давным-давно железо было такое плохое, что мечи ржавели прямо на глазах, за хорошего коня отдавали несколько деревень вместе с жителями, а обученный грамоте человек с превеликим трудом мог вывести несколько десятков закорючек на козлиной коже. Специально выделанная кожа тоже, кстати, стоила прилично. Так вот, в те века люди рисовали не лучше современных детей. Они не имели понятия ни о пропорциях, ни о светотени, ни о перспективе. Они могли изобразить голову больше туловища, а руки длиннее ног. Иногда они уходили в пещеры и рисовали там. Иногда кому-то из них поручали расписать церковь или создать примитивную скульптуру. Но постепенно, год за годом, мастерство их росло, церкви украшались все лучше, сильные мира сего ценили мастеров все больше, и появились люди, которые занимались изобразительным искусством профессионально, — художники. У них были ученики. Ученики и подмастерья (люди без особого таланта) старались научиться всему, что умели мастера, ведь от этого зависел их социальный статус, да и жизнь тоже. Когда приходил враг, мастеров не убивали, а чаще всего брали в плен. Сейчас смешно даже думать об этом, но тогда умение рисовать ценилось.

 

Настенная живопись в Чатал-Гуюке.

 

Разумеется, развитие искусства таким образом, когда мастерство повышается от века к веку, не противоречит никаким законам, ни Божеским, ни человеческим. Оно обусловлено врожденным эстетическим чувством, способностью обучаться и стремлением к самореализации у людей. Более того: такой рост мастерства неизбежен. Ученик превосходит учителя, накапливает знания и творческие приемы, ведь перед нами не разовый «случай» озарения, а процесс длящийся 200, 500 и больше лет!

Поэтому неудивительно, что за несколько веков художники научились практически всему. Лучшие из них оказывались в самом богатом и красивом городе — Риме. Город был расположен, кстати сказать, в самом выгодном месте тогдашнего мира. Там среди лучших из лучших они учились еще быстрее ваять скульптуры, писать фрески, создавать ювелирные украшения. Совершенство произведений поражали воображение… В Риме жили лучшие мудрецы и полководцы, драматурги и поэты, самые красивые и умные женщины. Весь остальной мир завидовал жителям столицы и сравнивал их с богами. Так родилось представление о «золотом веке». Со временем и в других местах жизнь становилась легче, и там дворцы и храмы стали украшать. Римом уже называли не только земли вокруг Мраморного моря, но и всю огромную империю, которой не было конца и края. А когда местные царьки окрепли настолько, что перестали бояться императора и его солдат, они придумали интересный психологический ход: стали убеждать друг друга в том, что «золотой век» человечества был не вчера еще, а в незапамятные времена, до страшных катастроф и потрясений, от которых они, дескать, едва-едва оправились. Страшными потрясениями они, естественно, называли свое недавнее рабство и убогое существование.

 

Фигуры портала собора в Шартре. XII век.

 

Новые времена назвали эпохой возрождения (обновления), мифический теперь уже «золотой век» — античностью (древностью), а недавнее темное свое прошлое «средним веком». Вскоре «средний век» превратился в «средние века»… а гордый Рим «переехал» с берегов Пропонтиды на берега жалкой итальянской речушки. Об этом вы можете прочитать у Николая Морозова в многотомном исследовании «Христос».

Посмотрите внимательно на скульптуры романского портала Шартрского собора, и вы поймете, что эти скульптуры сделаны учениками тех, кто ваял кариатид в афинском Акрополе. Сейчас мало кто знает, что в Афинах в те времена правил бургундский герцог, а юг Италии был населен греками и арабами. Мало кто отдает себе отчет в том, что, говоря о Возрождении, он подразумевает лишь север Италии. Потому что юг и в «средние века» был по-прежнему античным. Как и африканский север, как и почти все Средиземноморье. Средневековыми были Германия, Англия, Русь… Античность и Средневековье — это одно и тоже. Поэтому, когда вы прочтете у Ломоносова или кого-то из старых авторов о том, что славяне воевали с римлянами не удивляйтесь!

 

Кариатиды храма Эрехтейон на Акрополе.

 

Славян и римлян развели по разным векам немецкие историки, писавшие по заказу Екатерины II. На самом деле античный Рим, который теперь чаще называют Константинополем, был в основном славянским, и многие римские императоры были славянами. Но с времен западноевропейского «Возрождения» Римскую империю возглавили турки. А античность все продолжалась… Парадокс? Все византийское, привезенное турками на Запад объявлялось античным, то есть древним. Так в храмах итальянского Рима ставили «античные» колонны, специально для этих храмов заказанные в Константинополе. Итальянские банкиры покупали все, даже обломки скульптур, но многое осталось в Турции и по сей день.

 

Виртуальные супруги Пьеро де Медичи (портрет 1453 года) и Юлия Домна (портрет 200 года).

Несмотря на 1250-летнюю пропасть в традиционных датировках оба портрета выполнены в одной технике и схожими приемами.

 

Когда сравниваешь скульптурные портреты итальянского Возрождения и «древнеримские» бюсты трудно отделаться от впечатления, что выполнены они одними и теми же скульпторами. Да и сам итальянский Рим в своей «античной» части построен, как известно, архитекторами с Ближнего Востока. «О, Рим! Тебе надо быть столицей Турции», — восклицает герой Витторио Гассмана в фильме «Запах женщины». Но европейские интеллектуалы решили по-своему. На основе модной тогда нумерологии и христианской каббалы они придумали такую версию мировой истории, что православным константинопольским владыкам отводилась роль попрошаек, и даже турецкому Возрождению античности было отказано в праве на существование

Действительно, а что возрождать? Самое себя, что ли? Живое и бьющее ключом?

Что там случилось дальше, покрыто мраком истории. Правда, некоторые события связаны с приключениями в султанском гареме венецианской авантюристки Баффо. Другие — с притоком в Испанию дешевого золота из Америки. Но только античность ушла в прошлое, и началась эра рационализма. Западная Европа, став богатой, избавилась от комплекса неполноценности и стала диктовать миру свои правила.

 

Лисипп. Апоксиомен. 1-я четверть IV века до н. э.

 

В XVIII веке Иоганн Винкельман высказал мысль, что упадок античного искусства был неизбежен, потому что ему некуда было дальше развиваться. Поэтому он разделил все античное искусство на четыре периода, выраженные через стили: древний, высокий, прекрасный и стиль подражателей. В любой сфере человеческой деятельности, как только начинается подражание «недостижимому высшему образцу», как тут же и кончается эволюционное развитие этого «образца». Любопытно, что Джорджо Вазари в XVI веке не был знаком с четвертым стилем, «стилем подражателей». Он отмечал, что современное ему итальянское искусство поднялось так высоко, как не поднималось никакое до того. Если бы он знал, что позже искусствоведы скажут:

 

«Окончательно же непринужденное доверие было подорвано постоянно повторяющимися нашептываниями, что это вовсе не оригинальное искусство, что оно ведет свое происхождение от антиков: мраморный мир давно угасшей древности наложил свою холодную, мертвящую руку призрака на цветущую жизнь Возрождения».

 

На самом деле творения Микеланджело, Рафаэля, Тициана были, скорее всего, созданы в одну и ту же эпоху, что и «античные образцы», вдохновившие их. Это звучит странно, но итальянский XVI век и I–III века «Древнего Рима» существовали в одно и то же время. XIII век н. э. и V век до н. э. — тоже одна эпоха. Многочисленные стилистические параллели убедительно подтверждают это. А многовековой параллелизм не оставляет никаких сомнений. Особой же убедительностью обладает очевидная ретроградность (обратный ход) истории, начиная от рубежа эр вплоть до темных веков. По словам историков, чуть ли не тысячу лет художники только и заботились о том, как бы поскорее забыть навыки и умения. Знания об анатомии и перспективе уносили с собой в могилу. Талантливых учеников выгоняли из мастерских. На этом невозможном по логике вещей куске истории в параллель с V веком до н. э. встает IV век н. э.

Да, уровень культуры может резко упасть в связи с глобальной катастрофой, нашествием беспощадных врагов, переселением в необжитые места, но потом процесс накопления знаний восстановится. Но в истории мы видим процесс, противоречащий естеству. Мастера перестают учиться друг у друга, или, вернее, они учатся забывать, переставая век от века понимать, что такое пропорции, светотень, перспектива.

 

 

Античность была объявлена недостижимым образцом в искусстве. Наследники Жозефа Скалигера, положившего в XVII веке начало современной общепризнанной хронологии (если, конечно, и сам он не выдумка позднейших историков), расчленили живое тело искусства и растащили его части по разным эпохам. Традиционная версия держится только датировками Скалигера! Если от них отказаться, история предстанет текстом, неизбежно подверженным разным толкованиям, подобно пророчествам Нострадамуса.

В XIX веке Жюль Мишле ввел в обиход термин Ренессанс в современном значении. Как воссоздание в XV–XVI веках искусства давно минувшей Античности. К искусству раннего Средневековья снисходительно приклеили ярлычок «особенности». Свое слово сказала и Церковь, признав за этим искусством особую духовность. В том же веке история отделилась от филологии и объявила археологию вспомогательной исторической дисциплиной. Теперь уже не любители древностей призывали историков разрекламировать их приобретения, а исторические писатели диктовали археологам, что и где найти.

Вот так постепенно изменился и взгляд на искусство. Слащавый и бесплодный академизм пришел на смену могучему искусству XVI–XVII веков. Стиль подражателей возник между Вазари и Винкельманом, во времена Болонской Академии и братьев Караччи. После Мишле «исторические» художники творили банальные иллюстрации к многотомным сочинениям исторических писателей. Салонная живопись, напоминающая раскрашенную фотографию, заполнила пустоту, образовавшуюся в связи с размытостью понятия художественного мастерства.

Нельзя сказать, что историки и искусствоведы не чувствовали искуственность скалигеровских построений. Так Виолле ле Дюк писал в конце XIX века министру образования Франции:

 

«…Весьма интересно констатировать аналогии между развитием искусства скульптуры в Древней Греции (начиная с эпохи Перикла) и во Франции (начиная с XIII века). Таким образом, если продуманно соединить муляжи, сделанные с египетских скульптур собственно архаического периода… или же муляжи греческих скульптур времен архаики, а также французских статуй XII века, подобное сопоставление позволяет убедиться в том, что все три указанные стадии в развитии искусства, столь удаленные одна от другой во времени… основываются на одном и том же принципе и приводят к более или менее сходным результатам.

Если некоторые статуи королевского портала Шартрского собора разместить рядом с образцами сакральной греческой скульптуры, то возникает впечатление, что все они принадлежат к одной и той же школе — с точки зрения способа интерпретации природы, создания типов и их воплощения. Сходным образом дело обстоит и со скульптурой эпохи, когда сакральность утрачивала свое значение, то есть греческим искусством, начиная с Фидия, и французским искусством XIII–XIV веков».

 

Я нашел эти высказывания Виолле ле Дюка, когда наша книга об искусстве уже была написана. Пришлось вставить их в книгу о литературе. Почему эти эпохи с такой точностью повторяются не только на примере искусства, но и на примере литературы, науки, военного дела, француз ответить не мог. Потому что находился в плену неверных хронологических представлений.

Мы же стали изучать произведения искусства без учета общепризнанной хронологической последовательности их создания, имея в виду выявить пластическую общность подчас весьма удаленных друг от друга как в пространстве, так и во времени произведений. И пришли к выводу, что идентичные формы не могли появиться без наличия общего генетического корня. Так же и Вельфлин до нас считал, что «история живописи не только с известной точки зрения, но и по существу является историей декоративных приемов». Действительно, представление о «мертвых красках», например, могло возникнуть только на определенном этапе развития масляной живописи. Ни до, ни после.

В ХХ веке по-настоящему способные художники поняли, что искусство зашло в тупик, и почувствовали необходимость вернуться к истокам, в «средневековье», и даже раньше — в шалаши и пещеры, ближе к природе. Так возник модернизм. Но вернуться в прошлое нельзя! Нельзя возродить искусство минувших времен (как это якобы сделали в эпоху Ренессанса). И модернизм закончился крахом. Оживить расчлененный труп не удалось. Критерии мастерства были окончательно потеряны. Примитивизм не начала, а конца искусства, который предрекал Вельфлин, стал реальностью.

 

А. Жабинский. Вариация на тему одалиски Буше.

 

Парадоксальность ситуации заключается и в том, что закат живописи был предрешен, когда художники перестали использовать в своей работе достижения науки и техники. Жанр автопортрета не мог появиться раньше изобретения зеркала. Это вроде бы всем понятно. Искусствоведы же часто отрицают очевидное. Они не догадываются, как созданы многие произведения великих мастеров. Дэвид Хокни написал об этом в книге «Секреты старых картин»:

 

«Главная мысль моих изысканий состоит в том, что с начала XV века многие западные художники использовали оптические приспособления — я имею в виду зеркала и линзы (или их комбинацию) для создания точных проекций предметов.

…Ученых мои предположения привели в ужас. Их главное неудовольствие вызвало то, что я посягаю на саму идею художнической одаренности, потому что для художника пользоваться помощью оптического устройства считается „мошенничеством“».

 

Я и сам писал картины с помощью фотопроекции, и для меня в книге Хокни нет ничего нового. Но особая пикантность заключается в том, что похожие произведения были созданы и в эпоху Античности. Конечно, историки тут же вспомнят про серебряные зеркала и линзы из горного хрусталя. Ведь в трактате Плиния Старшего упоминается камера-обскура. Лично я удивляюсь, почему бы им не написать, что древние греки изобрели микроскоп или телеграф. Ведь такси и газеты в Древнем Риме уже были. А что было изобретено в Древнем Китае, долго перечислять!

 

А. Жабинский. Сафари. 2006 год.

 

С Андреем Орловым мы написали «Трое в Трое» — пародию на постмодернистский «слоистый» роман. В этой книжке герои попадают из Средневековья в Античность и обратно не с помощью машины времени или магии, а верхом на коне или просто пешком. Основой для этого литературного произведения стали наши с Калюжным хронологические исследования. Тем самым мы открыли новое направление в криптоистории. Правда, говорят, «Трое в Трое» трудно дочитать до конца. Но ведь и Библию прочитать полностью не просто. Самое же интересное, что роман не удостоился ни одной рецензии, так же как и «Другая история искусства».

Когда-нибудь и я займусь абстрактной живописью… А историки искусства и критики… Как сказано в «Мастере и Маргарите»? Ну, легкомысленны… ну, что ж… и милосердие иногда стучится в их сердца… Люди как люди.

 

 

 

Александр Жабинский

 

 

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

 

При написании книги «Другая история искусства» использовалась следующая литература:

 

I. Памятники мирового искусства. Выпуск III, первая серия. Искусство древнего Востока. М., «Искусство».

II. Памятники мирового искусства. Выпуск II, первая серия. Колпинский Ю. Д. Искусство эгейского мира и древней Греции. М., «Искусство», 1970.

III. Памятники мирового искусства. Выпуск VII, вторая серия. Колпинский Ю. Д., Бритова Н. Н. Искусство этрусков и древнего Рима. М., «Искусство», 1982.

IV. Памятники мирового искусства. Выпуск VIII, вторая серия. Смирнова И. А. Искусство Италии конца XIII–XV веков. М., «Искусство», 1987.

V. Памятники мирового искусства. Выпуск I, первая серия. Искусство Италии XVI века. М., «Искусство».

VI. Из истории мирового искусства. Ювалова Е. П. Немецкая скульптура 1200–1270. М., «Искусство», 1983.

VII. Из истории мирового искусства. Либман М. Я. Немецкая скульптура. 1350–1550. М., «Искусство», 1980.

VIII. Из истории мирового искусства. Соколов Г. Н. Римский скульптурный портрет III века и художественная культура того времени. М.,

IX. «Искусство», 1983. Лазарев В. Н. История византийской живописи. М., «Искусство», 1986.

X. Лихачева В. Д. Искусство Византии IV–XV веков. Л., «Искусство», 1986.

XI. Муратова К. М. Мастера французской готики XII–XIII веков. М., «Искусство», 1988.

ХII. Полевой В. М. Искусство Греции. Древний мир. М., «Искусство», 1970.

XIII. Из истории мирового искусства. Пугаченкова Г. А. Искусство Гандхары. М., «Искусство», 1982.

XIV. Из истории мирового искусства. Никулина Н. М., Искусство Ионии и ахеменидского Ирана. М., «Искусство», 1994.

XV. Из истории мирового искусства. Сидорова В. С. Скульптура Древней Индии. М., «Искусство», 1971.

XVI. Искусство Древнего Египта. Живопись, скульптура, архитектура, прикладное искусство. М., «Изобразительное искусство», 1972.

XVII. Памятники мирового искусства. Выпуск VI, первая серия. Европейское искусство XIX века. 1789–1871. М., Искусство, 1975.

XVIII. Памятники мирового искусства. Выпуск IV, 1-я серия. Ротенберг Е. И. Западноевропейское искусство XVII века. М., Искусство, 1971.

1. Абрамзон М. Г. Монеты как средство пропаганды официальной политики Римской империи. М., Институт археологии РАН, 1995.

2. Аргон Дж. История итальянского искусства. М., «Радуга», 1990.

3. Арсеньев Ю. В. Геральдика. Ковров, БЭСТ-В, 1997.

4. Археология и искусство Боспора. Сборник. М., ГМИИ имени А. С. Пушкина, 1992.

5. Афанасьев П. П. Страницы российской истории. М., МАИ, 1995.

6. Беляев Е. Мусульманское сектантство. М., Изд-во восточной литературы, 1957.

7. Бергер Э. История развития техники масляной живописи. М., Изд-во АХ| СССР, 1961.

8. Бибиков М. В. Историческая литература Византии. СПб. «Алетейя». 1998.

9. Бирлайн Дж. Ф. Параллельная мифология. М., «КРОН-Пресс», 1997.

10. Борисов Н. С. Политика московских князей. Конец XIII — первая половина XIV века. М., Изд-во МГУ, 1999.

11. Бушков А. Россия, которой не было. М., «ОЛМА-Пресс», Спб., «Нева» Красноярск, «Бонус», 1999.

12. Бьювел Р., Джилберт Э. Секреты пирамид. Созвездие Ориона и фараоны Египта. М., «Вече», 1999.

13. Вазари Дж. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих. М., «Искусство», 1956.

14. Вайнштейн О. Л. Западноевропейская средневековая историография. М.-Л. «Наука», 1964.

15. Валянский С. И., Калюжный Д. В. О графе Гомере, крестоносце Батые и знаке зверя. М., Крафт+ЛЕАН, 1998.

16. Валянский С. И., Калюжный Д. В. Путь на Восток, или Без вести пропавшие во времени. М., Крафт+ЛЕАН, 1998.

17. Валянский С. И., Калюжный Д. В. Явление Руси. М., Крафт+ЛЕАН, 1998.

18. Великая Скифия. Новый взгляд на историю Древнего мира. Сборник. М., «Метагалактика», 1999.

19. Великовский И. Века в хаосе. Эдип и Эхнатон. Ростов н/Д. «Феникс», 1996.

20. Великовский И. Рамзес II и его время. Ростов н/Д, «Феникс», 1997.

21. Великовский И. Народы моря. Человечество в амнезии. Ростов н/Д., «Феникс», 1997.

22. Вернадский Г. В. Монголы и Русь. Тверь, «ЛЕАН», М., «АГРАФ», 1999.

23. Винклер фон П. Оружие. М., «Софт-мастер», 1992.

24. Виппер Б. Р. Введение в историческое изучение искусства. М., «Изобразительное искусство», 1985.

25. Войцеховский А. И. Тайны Атлантиды. М., «Вече», 2000.

26. Володихин Д., Елисеева О., Олейников Д. История России в мелкий горошек. М., «Мануфактура-Единство», 1998.

27. Всемирная история (в 10-ти томах). М., Политиздат, 1955.

28. Вотяков А. А. Теоретическая история. К., «София», 1999.

29. Гарден Ж.-К. Теоретическая археология. М., Прогресс, 1983.

30. Гаттерер И. К. Начертание гербоведения. Спб., 1805.

31. Гергей Е. История папства. М., «Республика», 1996.

32. Гнедич П. П. Всемирная история искусств. М., «Современник», 1997.

33. Голомшток И. Н. Тоталитарное искусство. М., Галарт, 1994.

34. Гримберг Ф. Л. Рюриковичи, или Семисотлетие «вечных» вопросов. М., «Московский лицей», 1997.

35. Губарева М. В., Низовский А. Ю. 100 великих храмов мира. М., «Вече», 2000.

36. Гумилев Л. Н. Из истории Евразии. М., «Искусство», 1993.

37. Гумилев Л. Н. Конец и вновь начало. М., «Институт ДИ-ДИК», 1997.

38. Гумилев Л. Н. От Руси до России. М., «Сварог и K°», 1998.

39. Гумилев Л. Н. Поиски вымышленного царства. М., «Институт ДИ-ДИК», 1997.

40. Гумилев Л. Н. Этногенез и биосфера Земли. М., «Институт ДИ-ДИК», 1997.

41. Гуц А. К. Многовариантная история России. М., ACT, Спб., «Полигон», 2000.

42. Данилевский И. Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (IX–XII вв.) М., «Аспект Пресс», 1999.

43. Данилина И. Итальянский город XV века: реальность, миф, образ. М., РГГУ, 2000.

44. Дашков С. Б. Императоры Византии. М., «Красная площадь», 1996.

45. Деко А. Великие загадки истории. М., «Вече», 1999.

46. Джилберт Э. Тайны волхвов. В поисках предания веков. М., «Вече», 1998.

47. Джилберт Э., Коттерелл М. Тайны майя. М., «Вече», 2000.

48. Добиаш-Рождественская О. А. История письма в Средние века. М., «Книга», 1987.

49. Древняя Русь в свете зарубежных источников. Сборник. М., «Логос», 1999.

50. Древе А., Лешке Г., Румянцев Н. Из истории христианского культа. М., Научное общество «Атеист», 1928.

51. Дюби Ж. Европа в средние века. Смоленск, «Полиграмма», 1994.

52. Егоров Д. Н. Введение в изучение средних веков (историография и источниковедение). М., Издательство высш. жен. курсов, 1916.

53. Жеребцов А. Тайны алхимиков и секретных обществ. М., «Вече», 1999.

54. Жириновский В. В. Последний бросок на Юг. М., ЛДПР, 1997.

55. Заборов. Введение в историографию крестовых походов (латински хронография XI–XIII вв.). М., «Наука», 1966.

56. Заговор против русской истории. Сборник. М., «АНВИК»,1998.

57. Замаровский В. Их Величества пирамиды. М., «Наука», 1986.

58. Зелинский Ф. Ф. Соперники христианства. М., «Школа-Пресс», 1996.

59. Из истории и культуры Средневековья. СПб, Университет, 1991.

60. Искусство восточного Средиземноморья I–IV веков. Сборник. М., «Искусство», 1985.

61. История и антиистория. Критика «новой хронологии» академика А. Т. Фоменко. М., «Языки русской культуры», 2000.

62. Каменцова Е. И. Хронология. М., «Наука», 1967.

63. Кинрос Л. Расцвет и упадок Османской империи. М., «КРОН-Пресс», 1999.

64. Кнабе Г. С. Русская античность. Содержание, роль и судьба античного наследия в культуре России. М., РГГУ, 1999.

65. Кон-Винер. История стилей изобразительных искусств. М., «Сварог и K°», 1998.

66. Контекст 1978. Сборник. М., «Наука», 1978.

67. Косминский Е. А. Историография средних веков. М., Издательство Московского университета, 1663.

68. Культура Возрождения и власть. Сборник. М., «Наука», 1999.

69. Кураев А. Раннее христианство и переселение душ. М., Сретенский монастырь, 1998.

70. Ланда Р. Средиземноморье глазами востоковеда. М., «Наука», 1977.

71. Ле Гофф Ж. Интеллектуалы в Средние века. Долгопрудный, «Аллегро-пресс», 1997.

72. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М., «Прогресс-Академия», 1992.

73. Леонтьева Г. А., Шорин П. А., Кобрин В. Б. Ключи к тайнам Клио. Палеография, метрология, хронология, геральдика, нумизматика, сфрагистика, ономастика, генеалогия. М., «Просвещение». 1994.

74. Литвин М. О нравах татар, литовцев и москвитян. М., Издательство МГУ, 1994.

75. Литературный энциклопедический словарь. М., Советская энциклопедия; 1987.

76. Лонги Р. От Чимабуэ до Моранди. М., «Радуга», 1984.

77. Люблинская А. Д. Латинская палеография. М., «Высшая школа», 1969.

78. Маджи Дж. Весь Париж. Флоренция, Casa editvice Bonechi, 1995.

79. Маркс К., Энгельс Ф. Об искусстве. В 2-х т. М., «Искусство», 1983.

80. Малая история искусств. Мириманов В. Б. Первобытное и традиционное искусство. М., «Искусство», 1973.

81. Малая история искусств. Тяжелев В. Н. Искусство средних веков В Западной и Центральной Европе. М., «Искусство», 1981.

82. Мизун Ю. В., Мизун Ю. Г. Тайны богов и религий. М., «Вече», 1999.

83. Миллер Ю. А. Искусство Турции. Л.-М., 1965.

84. Мириманов В. Б. Искусство и миф. Центральный образ картины мира. М., «Согласие», 1997.

85. Морозов Н. А. Христос. Руины и привидения. М., «Крафт+ЛЕАН», 1998.

86. Морозов Н. А. Христос. Великая Ромея — первый светоч средневековой культуры. М., «Крафт+ЛЕАН», 1998.

87. Носовский Г. В., Фоменко А. Т. Библейская Русь. Русско-ордынская империя и Библия. Новая математическая хронология древности. М., «Факториал», 1998.

88. Носовский Г. В., Фоменко А. Т. Введение в новую хронологию. Какой сейчас век? М., «Крафт+ЛЕАН», 1999.

89. Носовский Г. В., Фоменко А. Т. Новая хронология и концепция древней истории Руси, Англии и Рима. Факты, статистика, гипотезы. М., отдел УНЦ ДО МГУ, 1996.

90. Носовский Г. В., Фоменко А. Т. Русь и Рим. Правильно ли мы понимаем историю Европы и Азии? М., «Олимп», «ACT», 1997.

91. Носовский Г. В., Фоменко А. Т., Империя. Русь, Турция, Китай, Европа, Египет. Новая математическая хронология древности. М., «Факториал», 1997.

92. Носовский Г. В., Фоменко А. Т. Реконструкция всеобщей истории. Новая хронология. В двух книгах. М., ФИД «Деловой экспресс», 1999–2000.

93. Оссовская М. Рыцарь и буржуа. Исследование по истории морали. М., «Прогресс», 1987.

94. Полас С. Нострадамус 1999. К., «София», 1998.

95. Постников М. М. Критическое исследование хронологии Древнего мира. «КРАФТ+Леан», 2000.

96. Рисунки старых мастеров. Флорентийский маньеризм, т.7, М., «Изобразительное искусство», 1983.

97. Рисунки старых мастеров. Римский маньеризм, т. 8, М., «Изобразительное искусство», 1985.

98. Рохас Карлос. Мифический и магический мир Сальвадора Дали. М., «Республика», 1998.

99. Русь и варяги. Новый взгляд на историю Европы и Руси. Сборник. М., «Метагалактика», 1999.

100. Рыбаков Б. А. Язычество Древней Руси.

101. Салливан У. Тайны инков. Мифология, Астрономия и Война со Временем. М., «Вече», 1998.

102. Савельева И. М., Полетаев А. В. История и время. В поисках утраченного. М., «Языки русской культуры», 1997.

103. Сборник русского исторического общества № 3 (151). «Антифомепко», Сборник. М., Русская панорама, 2000.

104. Сидорова Н. А., Чубова А. П. Искусство римской Африки. М., «Искусство», 1979.

105. Соловьев С. М. Об истории Древней России. М., «Просвещение», 1993.

106. Средневековая Европа глазами современников и историков под редактурой Ястребицкой А. Л., М., «Интерпракс», 1995.

107. Стасов В. В. Избранные сочинения в 3-х томах. М., «Искусство», 1952.

108. Стендаль. Собрание сочинений в пятнадцати томах, т.6. История живо' писи в Италии. М., «Правда», 1959.

109. Столяр А. Д. Происхождение изобразительного искусства. М., «Искусство», 1985.

110. Сумерки богов. Сборник. М., «Политиздат», 1989.

111. Угринович Д. М. Противоречия религиозного искусства. М., «Знание», 1976.

112. Удальцова З. В. Византийская культура. М., «Наука».

113. Уилсон К. Оккультизм. М., «Клышников — Комаров и K°», 1994.

114. Уколова В. И. Античное наследие и культура раннего средневековья (конец V — середина V11 века). М., «Наука», 1989.

115. Украинский сепаратизм в России. Идеология национального раскола, Сборник. М., «Москва», 1998.

116. Успенский Ф. И. История Византийской империи XI–XV вв. Восточный вопрос. М., «Мысль», 1997.

117. Фарлонг Д. Стоунхендж и пирамиды Египта. Ключи от храма жизни. М., «Вече», 1999.

118. Февр Л. Бои за историю. М., Наука, 1991.

119. Федоров-Давыдов Г. А. Монеты — свидетели прошлого. М., МГУ, 1985.

120. Фейнберг Л., Гренберг Ю. Секреты живописи старых мастеров. М., Искусство, 1989.

121. Фенглер X., Гироу Г., Унгер В. Словарь нумизмата. М., Радио и связь, 199.

122. Философский словарь. М., Политиздат, 1986.

123. Фоменко А. Т. Методы статистического анализа нарративный текстов и приложения к хронологии. Издательство Московского университета, 1990.

124. Фоменко А. Т. Методы статистического анализа исторических текстов, Приложения к хронологии. М., «Крафт + ЛЕАН», 1999.

125. Фоменко А. Т. Новая хронология Греции. Античность в Средневековье. М., отдел УНЦ ДО МГУ, 1996.

126. Хафнер Г. Выдающиеся портреты античности. 337 портретов в слове и образе. М., «Прогресс», 1984.

127. Хэнкок Г. Следы богов. В поисках истоков древних цивилизаций. М., «Вече», 1999.

128. Хэнкок Г., Бьювэл Р. Загадка сфинкса, или Хранитель бытия. М.,«Вече», 1999.

129. Хоуг Дж. Нострадамус. Полное собрание пророчеств. М.: «ФАИР-ПРЕСС», 1999.

130. Шахермайр Ф. Александр Македонский. М., «Наука», 1986.

131. Энциклопедия «Исчезнувшие цивилизации». Помпеи: сгинувший город. М., «Терра», 1997.

132. Энциклопедия «Исчезнувшие цивилизации». Рим: эхо имперской славы. М., «Терра», 1990.

133. Энциклопедия «Исчезнувшие цивилизации». Этруски: итальянское жизнелюбие. М., «Терра — книжный клуб», 1998.

134. Энциклопедия «Исчезнувшие цивилизации». Погребенные царства Китая. М., «Терра — книжный клуб», 1998.

135. Эразм Роттердамский. Похвала глупости. М., «Советская Россия», 1991.

136. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., «Языки русской культуры». М.,1991

137. Csapodi-Gardonyi С. Europaische buchmalerei. Leipzig und Weimar, Gustav Kiepenhener verlag, 1982.

138. Eorsi A. Az Intemacionalis gotika festeszete. Budapest, Corvina Kiado, 1984.

139. Hope С. Masterpieces ofitalian Renaissanse painting. London. Themes and Hudson, 1979.

140. Kunst der Reformationszeit. Berlin, Henschelverlag Kunst und Gestllschaft, 1983.

141. Lajta E. Malarstvo francuskie od gotyku do renesansu. Warszava, wydawnictwa artystyczne i filmowe, 1974.

142. Neubecker O. Le grand livre de l'Heraldique l'histoire, l'art et la science du blason. Bruxelles, Elsevier Sequoia, 1977.

143. Roman Jozsef. MIRO. Corvina Kiado 1981.

144. Szekely A. Spanyol festeszet. Budapest, Corvina Kiado, 1972.

145. Vegh J. Les primitifs flamands. Budapest, Corvina Kiado, 1978.

146. Gombrich E. Н. A muveszet tortenete. Gondolat. Budapest, 1974.

 

 

При написании книги «Другая история войн» использовалась следующая литература:

 

1. Александрия. Роман об Александре Македонском по русской летописи XV века. М.-Л.: Наука, 1966.

2. Алпатов В. М. История лингвистических учений. М.: Языки русской культуры, 1998.

3. Альберти Л. Б. Десять книг о зодчестве. М.: Изд-во Академии архитектуры, 1935.

4. Антифоменковская мозаика-3. Сборник. М.: Русская панорама, 2002.

5. Апокрифические Апокалипсисы. СПб.: Алетейя, 2000.

6. Апокрифы древних христиан: исследования, тексты, комментарии. М.: Мысль, 1989.

7. Армагеддон. Книга девятая. М.: МПУ, 2001.

8. Асеев Ю. С. Архитектура древнего Киева. К.: Будiвельник, 1982.

9. Базен Ж. История истории искусства от Вазари до наших дней. М.: Прогресс-культура, 1995.

10. Барг М. А. Шекспир и история. М.: 1979.

11. Библейская энциклопедия. Репринтное издание. М.: ТЕРРА, 1990.

12. Библия. Современный перевод. М.: Культурный центр «Кунцево», Всемирный Библейский Переводческий Центр, 1993.

13. Блаватский В. Д. Античная археология Северного Причерноморья. М.: издательство АН СССР, 1961.

14. Богданов А. В. Неизвестная цивилизация. М.-СПб.: Центрполиграф, МиМ-Дельта, 2002.

15. Богданов А. П. В тени Петра Великого. М.: Армада, 1998.

16. Богданович М. И. История военного искусства и замечательнейших походов. Военная история средних веков. Спб.: Типография Крайя, 1854.

17. Большая Советская Энциклопедия в 30 томах. М.: Советская энциклопедия, 1969–78.

18. Большой энциклопедический словарь. М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия»; СПб.: Норинт, 2000.

19. Брикс Г. История конницы. Примечания к «Истории конницы» Денисона. М.: АСТ, 2001.

20. Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм XV–XVIII вв., в 3-х томах. М.: Прогресс, 1992.

21. Будыко М. И. Путешествие во времени. М.: Наука, 1990.

22. Буркхардт Я. Культура Италии в эпоху Возрождения. М.: Интраде, 2001.

23. Ваганов П. Л. Физики дописывают историю. Л.: ЛГУ, 1984.

24. Валла Л. Об истинном и ложном благе. О свободе воли. М: Наука, 1989.

25. Валянский С. И., Калюжный Д. В. Другая история науки. М.: Вече, 2001.

26. Валянский С. И., Калюжный Д. В. Другая история Руси. М.: Вече, 2001.

27. Валянский С. И., Калюжный Д. В. Другая история средневековья. М.: Вече, 2001.

28. Васильев А. А. История Византии. Падение Византии. Эпоха Палеологов (1261–1453). Л.: Academia, 1925.

29. Васильев А. А. История Византийской империи. От начала Крестовых походов до падения Константинополя. Спб.: Алетейя, 1998.

30. Вегеций Ф. Р. Краткое изложение военного дела. Спб.: Алетейя, 1996.

31. Вейс Г. История цивилизации. Архитектура, вооружение, одежда, утварь. В 3-х томах. М.: Эксмо-пресс, 2000.

32. Вельфлин Г. Искусство Италии и Германии эпохи Ренессанса. М.: ОГИЗ-ИЗОГИЗ, 1934.

33. Вельфлин Г. Основные понятия истории искусства. М.-Л.: Academia, 1930.

34. Вельфлин Г. Ренессанс и барокко. Спб.: Грядущий день, 1913.

35. Верман К. История искусства всех времен и народов в 3-х томах. М.: АСТ, 2001.

36. Византия между Западом и Востоком. Опыт исторической характеристики. Спб.: Алетейя, 1999.

37. Виллани Дж. Новая хроника, или История Флоренции. М.: Наука, 1997.

38. Винкельман И. И. История искусства древности. М.: ОГИЗ, 1933.

39. Виньола Дж. Б. Правило пяти ордеров архитектуры. М.: Изд-во Академии архитектуры, 1939.

40. Воейков Н. Н. Церковь, Русь и Рим. Минск: Лучи Софии, 2000.

41. Военная археология. Оружие и военное дело в исторической и социальной перспективе. Спб.: ИИ







Дата добавления: 2015-09-18; просмотров: 512. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Роль органов чувств в ориентировке слепых Процесс ориентации протекает на основе совместной, интегративной деятельности сохранных анализаторов, каждый из которых при определенных объективных условиях может выступать как ведущий...

Лечебно-охранительный режим, его элементы и значение.   Терапевтическое воздействие на пациента подразумевает не только использование всех видов лечения, но и применение лечебно-охранительного режима – соблюдение условий поведения, способствующих выздоровлению...

Тема: Кинематика поступательного и вращательного движения. 1. Твердое тело начинает вращаться вокруг оси Z с угловой скоростью, проекция которой изменяется со временем 1. Твердое тело начинает вращаться вокруг оси Z с угловой скоростью...

Дренирование желчных протоков Показаниями к дренированию желчных протоков являются декомпрессия на фоне внутрипротоковой гипертензии, интраоперационная холангиография, контроль за динамикой восстановления пассажа желчи в 12-перстную кишку...

Деятельность сестер милосердия общин Красного Креста ярко проявилась в период Тритоны – интервалы, в которых содержится три тона. К тритонам относятся увеличенная кварта (ув.4) и уменьшенная квинта (ум.5). Их можно построить на ступенях натурального и гармонического мажора и минора.  ...

Понятие о синдроме нарушения бронхиальной проходимости и его клинические проявления Синдром нарушения бронхиальной проходимости (бронхообструктивный синдром) – это патологическое состояние...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия