Структурализм - 349Постмодернизм. Философские настроения конца века - 353 Вопросы для повторения - 360 Часть II. История русской философии - 361 Глава 11. Начала философской мысли в Киевской и Московской Руси - 362 Вопросы для повторения - 382 Глава 12. XVIII век. Становление философии как самостоятельной Системы знания - 382 Вопросы для повторения - 399 Глава 13. Философская мысль первой половины XIX века. Западнники и Славянофилы - 400 Вопросы для повторения - 418 Глава 14. Философия революционно-демократического движения - 418 Вопросы для повторения - 443 Глава 15. Философские взгляды народников - 444 Вопросы для повторения - 461 Глава 16. Идеалистическая философия второй половины XIX века - 461 Неославянофильство - 473 Вопросы для повторения - 489 Глава 17. Философия космизма - 489 Вопросы для повторения - 496 Глава 18. Религиозно-идеалистическая философия XX века - 497 Евразийство - 498 Новое религиозное сознание» - 500 Продолжение»философии всеединства» - 508 Интуитивизм - 515 Иррационализм - 517 Философия права - 519 Мистицизм - 523 Вопросы для повторения - 528 Глава 19. Марксистская философия в России - 529 Вопросы для повторения - 547 Список литературы - 548 Именной указатель - 553 Предисловие Дорогие читатели! Вашему вниманию предлагается книга по истории философии. Вы скажете, что по философии в последние годы издано множество книг, и будете правы. С начала так называемой перестройки и до сегодняшнего дня в России вышли.в свет десятки учебников по философии (в которых обычно есть историко-философский раздел) и по истории философии. В этих учебниках, как правило, дается более или менее полная характеристика европейской традиции, но практически не рассказывается о философской мысли в Китае и Индии, об арабской и еврейской философии, христианской философии периода патристики и христианской мистике. Но дело не только в этом. Если в сравнительно недавнем прошлом историко-философский процесс излагался в схеме борьбы материализма и идеализма, причем подчеркивалась позитивная роль материализма и негативная — идеализма, то в последние годы наметилась противоположная тенденция: в отечественных учебниках особое внимание уделяется идеалистическим и религиозно-идеалистическим концепциям при явной недооценке и даже неадекватной характеристике материалистических и диалектических идей. Это особенно заметно при изложении истории русской философии, когда много говорится о религиозно-идеалистических концепциях и недооценивается значение философии революционно-демократического движения, народников, марксистской философии в России. Налицо односторонний подход к истории философии. И это характерно не только для отечественной, но и для зарубежной литературы по истории философии. Наблюдается также обедненное изложение материалистических концепций, неадекватное истолкование философии марксизма, отсутствие или краткие упоминания о русской философии. А если к сказанному добавить имеющиеся в учебниках предложения о возможности синтеза материализма и идеализма, науки и религии, рационализма и иррационализма и т. п., то легко представить, какие недоумения и сомнения будут появляться у читателя по мере его ознакомления со все более широким кругом учебной литературы. Об этом хорошо известно преподавателям философии в учебных заведениях. Есть еще одно немаловажное обстоятельство. Многие учебники написаны тяжелым языком, с использованием сложной, подчас неоднозначной терминологии, с трудом воспринимаемой читателем. Разумеется, это не способствует эффективности изучения философии, особенно людьми, только начинающими осваивать данную дисциплину. Указанные и некоторые другие обстоятельства предопределили работу над этой книгой. Она опирается и подытоживает многолетний опыт преподавания автором философии в Казанском авиационном институте, Петербургском государственном университете путей сообщения, Институте повышения квалификации при Санкт-Петербургском государственном университете. Промежуточные итоги опыта преподавания курса истории философии были отражены в серии учебных пособий (9 выпусков за 1991-2000 гг.), в учебном пособии для вузов и колледжей»Русская философия в лицах» (М.: Юность, 1997) в соавторстве и др. Эти учебные пособия оказались востребованными в среде студентов, аспирантов и преподавателей ряда вузов Санкт-Петербурга, Москвы и других городов. Идя навстречу многочисленным пожеланиям и предложениям, автор представляет на суд читателя учебник, в котором отражена более полная и детализированная историко-философского процесса.
|