Студопедия — Миманса
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Миманса






Этимологически слово «миманса» означает «решение некоторой проблемы путем рассуждений и критического исследования». Ранняя миманса (так называемая пурва-миманса, зародившаяся в IV в. до н. э.) ставила своей задачей оправдать веру, на которой основываются предписания ритуалов. В конце II в. н. э. Джаймини составил сутру. Джаймини разбирает правила жертвоприношений, изложенные в I Ведах и Брахманах, классифицирует жертвенные акты, уточняя, кто имеет право совершить конкретный обряд, и т. д. При этом характерно, что хотя анализирова­лись ритуальные действия, жертвоприношения и т. п., обращение к богам имело весьма условный характер. В связи с этим можно отметить, что один из видных представителей этой школы — Шабара — говорил, что реальны имена богов, а не сами боги.

Миманса развивает учение о познании, в котором говорится о пяти источниках «правильного познания» (прамана).

На первом месте стоит свидетельство авторитетного источника, т. е. ведийских текстов. Веды являются источником познания и руководства ритуалами. Веды священны и непогрешимы. Миманса считает, что Веды, как и Вселенная, вечны. Интересным представляется тот факт, что эта философская система не признает творца или разрушителя мира. Наряду с безличным авторитетом Вед миманса го­ворит и о личном авторитетном свидетельстве. Авторитетное заявление может ли­бо давать сведения о существовании объектов, либо указывать направление ис­полнения некоторого действия.

Второй источник познания — чувственное восприятие (пратьякша). Миман-систы, основываясь на достоверности чувственного восприятия, признают реаль­ность мира и всех его объектов. В то же время они считают, что кроме воспри­нимаемых объектов существуют и другие, такие как небеса, ад, души и т. д., о кото­рых мы узнаем из другого источника познания (Вед).

Третий источник — логический вывод (анумана); четвертый — сравнение (упа-манса).

Интересным нам представляется пятый источник — «постулирование» (артха-патти). Смысл его состоит в том, что некоторое явление, которое кажется беспри­чинным, допускается объяснять с помощью невоспринимаемого факта. Например, человек полнеет, хотя днем ничего не ест. Для объяснения мы можем допустить, что он ест ночью. «Постулирование» (это своего рода представление о гипотезе) впервые предлагается именно в индийской философии.

Кроме пяти источников правильного познания в некоторых источниках гово­рится о невосприятии, которое также дает некоторое познание. Например, чело­век утверждает, что сосуда на столе нет, потому что он не воспринимается.

Миманса говорит о самоочевидности истины при нормальных условиях. Са­моочевидная истина побуждает к действию без всяких доказательств. Так, увидев тигра, мы убегаем без всяких рассуждений и доводов. Но если истина самоочевид­на, почему мы совершаем ошибки? Ошибки — результат ненормальных связей, условий познания. Никто не будет отрицать тот факт, что если человек, глядя на луну, нажмет на глазное яблоко, он увидит две луны.

Путь к достижению блаженства. Миманса считает, что основная цель жизни че­ловека и, следовательно, цель ритуалов — достижение блаженства. Но при этом подразумевается блаженство не земное, поскольку такое блаженство мимолетно и тленно. Нужно достичь небесного блаженства. Человек должен быть готов рас­статься с этой жизнью ради достижения вечного блаженства в другой жизни.

Благодаря бескорыстному исполнению долга, ритуала, познания самого себя кармы, накопленные в прошлом, постепенно уничтожаются и душа освобождает­ся; прекращается повторное рождение.

Миманса различает душу и сознание. Сознание — не сущность души, а некото­рое качество, возникающее при наличии некоторых условий. Во сне без сновиде­ний и в состоянии освобождения душа не обладает сознанием.

Человек достигает блаженства в результате благочестивых деяний, приношения жертв. В связи с этим миманса использует концепцию потенциальной энергии. Жертвоприношение порождает в душе исполнителя невоспринимаемую потен­цию, которая может дать результаты спустя долгое время. После освобождения душа будет существовать вечно, отрешенная от всяких страданий.

Основной вывод, к которому приходят представители школы миманса: земная наша жизнь кратковременна и наполнена страданиями; не стоит заботиться о крат­ковременной земной жизни, нужно стремиться к освобождению души, достиже­нию ею небес.

 







Дата добавления: 2015-09-18; просмотров: 397. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Сосудистый шов (ручной Карреля, механический шов). Операции при ранениях крупных сосудов 1912 г., Каррель – впервые предложил методику сосудистого шва. Сосудистый шов применяется для восстановления магистрального кровотока при лечении...

Трамадол (Маброн, Плазадол, Трамал, Трамалин) Групповая принадлежность · Наркотический анальгетик со смешанным механизмом действия, агонист опиоидных рецепторов...

Мелоксикам (Мовалис) Групповая принадлежность · Нестероидное противовоспалительное средство, преимущественно селективный обратимый ингибитор циклооксигеназы (ЦОГ-2)...

В теории государства и права выделяют два пути возникновения государства: восточный и западный Восточный путь возникновения государства представляет собой плавный переход, перерастание первобытного общества в государство...

Закон Гука при растяжении и сжатии   Напряжения и деформации при растяжении и сжатии связаны между собой зависимостью, которая называется законом Гука, по имени установившего этот закон английского физика Роберта Гука в 1678 году...

Характерные черты официально-делового стиля Наиболее характерными чертами официально-делового стиля являются: • лаконичность...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия