Студопедия — История России 46 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

История России 46 страница






Значительно обогатились географические знания русских людей. Образо­ванный человек того времени имел представление не только о Европе, но и о Китае, Индии, Ближнем Востоке и части Африки, к которой примыкала Палестина. Русские паломники посещали Царьград и Иерусалим. Приобре­тению знаний способствовали:

• торговые связи;

• военные походы;

• путешествия отдельных лиц.

При Владимире Святом на Руси стали переводить и переписывать книги. В период правления Ярослава в Софийском соборе в Киеве завели мастер­скую по созданию книг и книгохранилище.

Писцы-монахи копировали Библию, Евангелие. Из отрывков сочинений византийских и античных авторов составлялись «изборники», которые были очень популярны.

Книги писали на телячьей коже — пергаменте. На большую книгу «уходи­ло» стадо телят. Книги имели небольшие рисунки — миниатюры, рисован­ные заставки. Обложки изготавливались из дерева и кости, оковывались дра-

гоценными металлами, украшались самоцветами. До сих пор сохранилось выражение: «Прочесть от доски до доски», или «от корки до корки». Книги ценились очень дорого, поэтому их хранили, передавая как часть наследства.

Литературных произведений времен древнерусского государства сохрани­лось немного. Наиболее выдающиеся из них: «Остромирово Евангелие», «Из­борник» князя Святослава, «Моление Даниила Заточника», «Поучение детям» Владимира Мономаха, «Сказание о Борисе и Глебе» Иакова Мниха или Лазаря, «Слово о законе и благодати», «Повесть временных лет» и другие. Хотя эти про­изведения писались по заказу князей и духовенства, они донесли до наших дней сведения о жизни и быте людей того времени, содержали призыв к едине­нию против общих врагов, прославление веры и сильной княжеской власти, гордость за свой народ и Отечество.

Период феодальной раздробленности нашел отражение в летописях от­дельных земель. «Псковская летопись» звучит как героическая военная хро­ника; «Ипатьевская летопись» описывает княжеские усобицы Галицко-Во­лынской земли; «Новгородская летопись» подробно описывает наводнения, пожары, постройку дворов, крепостных стен и т. д.; «Лаврентьевская лето­пись» проводит идею единой и сильной великокняжеской власти Владимиро- Суздальской земли.

Глубина мысли, яркость образов и меткость языка отличают «Слово о полку Игореве» — повествование о неудачном походе Новгород-Северского князя Игоря против половцев (1185). Автор с горечью пишет о проблемах Отечества, раздираемого усобицами князей и разоряемого половцами, горячо выступает за единение русских земель, воспевает мирный труд земледельца.

В «Притче о человеческой душе» (конец XII в.) епископ города Турова Ки­рилл, опираясь на христианское учение, дает свое толкование смысла челове­ческой жизни, рассуждает о взаимоотношениях церковной и светской влас­ти, защищает национально-патриотическую идею единства Русской земли.

Широкое распространение получило устное народное творчество: местные сказания, «рыцарские» песни дружинников о походах, былины о богатырях — Илье Муромце, Добрыне Никитиче, Алеше Поповиче и др. Легенды попали на страницы летописей.

Известны предания о Кие и об основании Киева, о мести Ольги и многие другие. Былины и сказания обогатили наш язык поговорками, яркими обра­зами мудрой народной речи.

Музыка. Древнерусские былины, как и песни дружинников, исполняли под музыку. Свадьбы и похороны на Руси сопровождались хоровым пением и песнями-плачами. Под сводами храмов звучала византийская церковная му­зыка. Церковные хористы знали ноты, которые записывали с помощью букв.

О бродячих народных артистах (скоморохах) рассказывают летописи и фрески. Играли скоморохи на флейтах, трубах, щипковых инструментах — лютне и псалтыри, на барабанах, тарелках (кимвалах), гуслях, небольших органах.

Ремесло. Древняя Русь славилась мастерством ремесленников, изготавли­вавших изделия из железа и стали более 50 видов. Больших успехов достигло

искусство русских ювелиров. Для изготовления украшений использовалась довольно сложная техника:

• зернь: на изделие напаивался узор, состоящий из множества мельчай­ших шариков;

• скань: орнамент или рисунок наносился тонкой золотой или серебря­ной проволокой, которая напаивалась на металлическую поверхность (кру­жевное плетение из проволоки);

• перегородчатая эмаль: промежутки между сканными перегородками заполнялись разноцветной эмалью;

• филигрань: скань плющилась, надрезалась под разными углами и поли­ровалась, наполнялась блестящими камешками и узорами.

На весь мир были известны «русские» мечи с узором на клинке и художе­ственной отделкой рукояти. В совершенстве владели своим ремеслом резчи­ки по дереву, гончары, косторезы, каменщики, плотники.

Древнерусское зодчество долгое время было деревянным. Из дерева строи­лись крестьянские избы, княжеские и боярские терема, городские крепости. Для русской деревянной архитектуры была характерна многоярусность строе­ний, увенчание их башенками, теремками, наличие разного рода пристро­ек — клетей, переходов, сеней. Художественная резьба по дереву была тради­ционным украшением русских деревянных строений.

В конце X в. на Руси началось каменное строительство. В 989 г. князь Вла­димир заложил в Киеве так называемую Десятинную церковь, посвященную Успению Богородицы.

Всего на территории Руси известно около 15 каменных храмов XI—XII вв. преимущественно крестово-купольного типа, пришедшего к нам из Визан­тии и как бы в уменьшенном виде отображавшего мироустройство: четыре, шесть или более столбов (столпов) в плане образовывали крест, над кото­рым возвышался купол. Восточная часть храма называлась алтарной. Она отделялась от церковного зала, где находились верующие, невысокой пре­градой, задрапированной богатыми тканями. Сюда же вешали иконы. Впоследствии их количество увеличилось и место преграды занял иконо­стас с 5—7-ю рядами икон. В западной части располагался балкон для князя и его семьи, куда переходом можно было попасть непосредственно с кня­жеского двора.

Первые русские храмы были выстроены греческими мастерами в соответ­ствии с византийскими архитектурными традициями, а построенный при Ярославе Мудром Софийский собор в Киеве отразил сочетание славянских и византийских традиций: однокупольный византийский храм преобразовы­вался в многокупольную пирамиду, характерную для русского деревянного зодчества.

В XII—XIII вв. древнерусское зодчество пополнилось прекрасными об­разцами архитектуры: Собор Св. Софии в Новгороде, церковь Спас — Нередица, величественные Успенский и Дмитревский соборы, белокаменные Золотые во­рота во Владимире, церковь Покрова на Нерли около Боголюбова. Храмы в Древней Руси издавна были средоточием нескольких видов искусства. Ико-

ны, фрески и мозаики, торжественное богослужение, церковное пение — все это составляло в нем удивительное единство.

Живопись в основном носила религиозный характер. Русские художники вносили в произведения авторскую манеру исполнения и живые черты на­родного искусства. Это особенно было заметно в Новгородской живописи — «Николы», где преобладали яркие краски — красная, зеленая, синяя. В лицах святых было меньше, чем раньше, строгости и аскетизма, а их черты приобре­тали характерный славянский тип.

Фрески Владимиро-Суздальской земли тоже были яркими и красочными. На них нередко изображались реальные события и человеческие образы. А на иконах святые иногда очень походили на князей.

Самой почитаемой на Руси иконой считалась «Владимирская Богома­терь», выполненная неизвестным греческим живописцем XI—XII вв. Худож­нику удалось передать чувства молодой матери: радость материнства, любовь к сыну и одновременно предвидение мук, которые его ожидают.

Большой успех приходит к русским мастерам — иконописцам XI в. Алимпию, Олисею, Георгию и др.

Широкое распространение получила резьба по дереву и камню. Монумен­тальная скульптура языческих времен не нашла применения, так как церковь видела в ней напоминание о низвергнутых идолах языческой веры. На капи­телях (верхушках) колонн и стенах вырезали скульптуры святых и фантасти­ческих животных.

На шиферных и известковых плитах художники делали полуобъемные изображения — рельефы. Причем иногда на рельефах встречались античные греческие персонажи. Например, на рельефах Киево-Печерской лавры изоб­ражены Геракл и волшебница Кибела.

Влияние ордынского владычества на русскую культуру. Расцвет русской культуры был прерван нашествием Батыя и установившимся ордынским владычеством. Погибли иконы, церковная утварь. Лучшие мастера были истреблены или увезены в плен.

Многие виды ремесел были утрачены. Прекращено каменное строитель­ство, уникальное искусство резьбы по белому камню, приостановилось раз­витие фресковой живописи. Особенно сильно пострадали письменные ис­точники. Во время многочисленных набегов погибло огромное количество книг, исчезли библиотеки и школы.

Утраченные ценности восстанавливались с трудом: сказывался не только недостаток средств, но, и, самое главное, специалистов. Ведь секреты мастер­ства передавались из поколения в поколение, от отца к сыну, от мастера к ученику, и смерть мастера нередко приводила к утрате целых направлений в искусстве и ремесле. Монгольское владычество надолго прервало культур­ные связи Руси с Европой.

[1] Фреска — живопись водяными красками по сырой штукатурке.

[1] Исихазм — это многоаспектное учение о внутренней духовной сосредоточенно­сти, наиболее разработано Г. Паламой. Исихазм глубоко вошел в русскую культурную традицию. Он придал философскую глубину русскому искусству, что особенно замет­но в иконописи, подлинным шедевром которой по праву считается «Троица» Андрея Рублева.

20.2. Развитие культуры Московского государства (XIV—XVII вв.)

На рубеже XIII—XIV вв. в условиях ордынского завоевания начинается процесс формирования русского централизованного государства. На рус­скую культуру этого периода оказали влияние следующие факторы:

• были ликвидированы прежние городские вольности;

• московские правители, освобождаясь от власти ханов Золотой Орды, перенимали их политическую культуру, методы управления;

• постепенно усиливалась зависимость всех слоев населения от государ­ства; шел процесс складывания крепостного права.

Со второй половины XIV в. начинается возрождение русской культуры. Оно было вызвано успехами хозяйственного развития и первой крупной по­бедой над завоевателями в Куликовской битве.

Подъем культуры на рубеже XIV—XV вв., совпавший с ростом националь­ного самосознания, приобрел настолько широкие масштабы, что некоторые исследователи проводят сопоставление с Возрождением или его элементами. Д. С. Лихачев, ориентируясь на модель западноевропейского Ренессанса, определяет этот подъем как Предвозрождение, так и не перешедшее в Возрож­дение. Игумен И. Экономцев развивает теорию восточного Возрождения, у истоков которого находилось учение исихазма[4].

Особенности развития русской культуры в XIV—XVII вв.

• Распространение идеи единства русской земли и борьбы с ордынским владычеством.

• Возрастание значения Москвы как одного из главных культурных цент­ров. Московское царство, не успев достаточно укрепиться, оказалось един­ственным в мире православным государством. После захвата турками Визан­тии в 1455 г. Москва вынужденно стала третьим Римом. Теория псковского старца Филофея «Москва — третий Рим» более известна сейчас. В те времена было распространено понятие «Святая Русь».

• Процессы, происходившие в социально-экономическом развитии Рос­сийского государства — интенсивное расширение экономических связей между регионами страны, длительные войны с внешними врагами, широкий поток миграции населения на юг и в Сибирь в поисках воли, объединение больших масс людей в ходе социальных движений — способствовали консо­лидации русской нации, а взаимопроникновение прежде обособленных мест­ных традиций вело к развитию общности русской культуры.

• Освобождение единой русской культуры от византийского влияния и при­обретение ею самобытных национальных черт. Значительно расширяется круг проблем, которые интересуют русскую культуру и искусство. Главной темой

становится укрепление мощи единого государства. Но в то же время значи­тельный интерес проявляется к семье, к человеку, к его внутреннему миру.

• Главной особенностью культуры России XVII в. стал активно протекав­ший процесс ее «обмирщения» — освобождения от церковного влияния. Об­мирщение охватило все сферы жизни и способствовало рождению новых жанров литературы, стилей архитектуры и живописи. Литературный язык максимально сближается с разговорной речью.

• Рост международных связей способствует преодолению национальной замкнутости русской культуры.

Литература. В этот период получила развитие литература различных жан­ров. Один из распространенных видов — воинская повесть. В основу произве­дений были положены конкретные исторические факты и события, а персо­нажами являлись конкретные исторические лица. Выдающимся памятником литературы XIV в. является «Сказание о разорении Рязани Батыем». В ней рас­сказывается о взятии и разорении Рязани и о трагической судьбе княжеской семьи. Повесть включает и рассказ о герое — дружиннике Евпатии Коловрате и его отряде, наводившем ужас на врага.

Победа русских на Куликовом поле способствовала появлению многих литературных произведений. Самое яркое из них — «Слово о великом князе Дмитрее Ивановиче и о брате его князе Владимере Андреевиче, яко победили су­постата своего царя Мамая», иначе эту поэму называют «Задонщина».

В «Сказании о побоище на Дону» («Сказании о Мамаевом побоище») пове­ствуется о поездке князя Дмитрия Донского в Троицкий монастырь к Сергию Радонежскому, прощании русских ратников с женами и выступлении войск в поход. В деталях описывается битва. Автор сообщает о возвращении рус­ских домой, о гибели Мамая в Кафе, о появлении в Орде Тохтамыша.

В конце XIV в. были написаны «Сказание о взятии Москвы Тохтамышем», «Житие Дмитрия Донского» и жизнеописание его соперника тверского князя Михаила Александровича.

Итогом многолетнего путешествия по Северному Кавказу и Востоку (Ирану и Индии) в XV в. стала книга тверского купца Афанасия Никитина «Хождение за три моря».

В первой половине XVI в. с благословения митрополита Макария были созданы знаменитые Четьи Минеи. «Четьими» на Руси называли книги, пред­назначенные для чтения, в отличие от церковных книг, употреблявшихся при богослужении. «Минеи» — сборники, где все произведения распределены по месяцам и дням, в которые их рекомендуется читать. Четьи Минеи вобрали в себя и сгруппировали все книги, читавшиеся на Руси. Там были и жития, и поучения, и произведения, стоявшие вне круга церковной литературы. Четьи Минеи стали своего рода церковно-литературной энциклопедией русского средневекового общества.

В XVI в. был написан «Домострой», который содержал наставления по ве­дению домашнего хозяйства, воспитанию детей, исполнению в семье религи­озных норм и обрядов. «Домострой» проникнут идеей подчинения в государ­стве царской власти, а в семье — ее главе.

В «Истории о великом князе Московском» и посланиях Ивану Грозному князь Андрей Курбский изложил свои взгляды на характер царской власти и ее взаимоотношения с подданными.

Проблема укрепления государственной власти, ее авторитета как внутри страны, так и за ее пределами, приводит к появлению нового литературного жанра — публицистики. Одним из самых интересных публицистов XVI в. был Иван Семенович Пересветов. В своих челобитных, адресованных Ивану Гроз­ному, он предложил проекты реформ, укрепляющих самодержавную власть царя, опирающегося на дворянство.

В XIV—XVI вв. наивысшего расцвета достигает героический былинный эпос. Главными темами и образами этого времени были: Иван Грозный, Ер­мак, Марфа Посадница, взятие Казани, Новгорода, освоение Сибири. Про­изведения устного народного творчества — былины, пословицы, песни, заго­воры — стали впервые записываться в XVII в., что вносило в литературу де­мократические черты.

В XVII в. расширяется жанровый крут исторических сочинений. Наряду с традиционными летописными формами появились новые формы истори­ческого повествования: мемуары, сказания, повести. Летописная форма со­хранилась в официальных исторических трудах — хронографах. Характерной чертой публицистики стало обращение к событиям Смутного времени.

В литературе XVII в. утверждается новое стилистическое направление — барокко (от итал. bагоссо — странный, причудливый). В русской словесности в этот период появились два новых литературных жанра — драматургия и поэ­зия. Автором стихотворных пьес «О Навуходоносоре царе...» и комедии «Прит­чи о блудном сыне», написанных для придворного царского театра был Симеон Полоцкий. Сильвестр Медведев являлся наиболее вероятным составителем первого русского библиографического труда «Оглавление книг. Кто их сло­жил».

В сатирических иносказательных повестях обличаются пороки — плутов­ство, ябедничество, обман («История о российском дворянине Фроле Скобелеве»), заносчивость иноземцев на русской службе и их невежество {«Лечебник»).

Многие сатиры, как могли, защищали старину. Например, в «Повести о Горе Злосчастии» герой — безымянный молодец, который пренебрег домо­строевскими советами родителей и стал жить своим умом. Пришел он к по­хвальбе, к пьяному разгулу, а в конце концов впал в «злую немерную наготу, босоту и бесконечную нищету». Не знал, куда голову приклонить, пока не ушел в монастырь и не стал иноком.

В числе произведений литературного жанра демократической сатиры, обли­чавших пороки духовенства и посадских людей, — пародии «Повесть о Шемяки­ной суде», «Повесть о Ерше Ершовиче». Ярким образцом народной литературы является «Житие протопопа Аввакума», им самим написанное.

Образование. В XIV в. на Русь начали ввозить бумагу, с появлением кото­рой книг стало больше (и они стали дешевле). С образованием единого госу­дарства возросла потребность в грамотных людях. На Стоглавом соборе в 1551 г. было принято решение об открытии в Москве и других городах при

церквях и монастырях «книжных училищ». Обучением грамоте стали зани­маться и учителя недуховного звания, которые за «кашу да гривну денег» учи­ли грамоте в течение двух лет. Появились первые «азбуковники» — краткие словари, в которых содержались элементарные сведения по грамматике, арифметике, истории, географии. Самой распространенной формой получе­ния образования в XVII в. было домашнее обучение. Дворяне и бояре пригла­шали для обучения своих детей и учителей из-за границы. Начиналось актив­ное обучение иностранным языкам (главным образом латыни и польскому).

В 1664 г. в Москву для воспитания детей царя Алексея Михайловича был приглашен Симеон Полоцкий. Он был не просто образованным человеком, но и писателем, ученым, переводчиком. По предложению Полоцкого в 1665 г. при московском Законоспасском монастыре была открыта государственная школа для подготовки образованных подьячих для приказов. В 1687 г. грека­ми братьями Лихудами было открыто первое в России учебное заведение — Славяно-греко-латинское училище (позже — академия). Прием в него был разрешен детям любых сословий. Однако, несмотря на распространение про­свещения, крепостное население и женщины всех сословий оставались не­грамотными.

Крупнейшим событием русской культуры стало возникновение книгопеча­тания. Оно началось по инициативе Ивана Грозного и при поддержке церк­ви. В 1563—1564 гг. в Москве на Печатном дворе (казенной типографии) Иван Федоров и его помощник Петр Мстиславец напечатали первую русскую книгу «Апостол». В 1565 г. был издан «Часословец» — первая русская книга для обу­чения грамоте.

В домашнем и школьном обучении использовались такие издания, как «Букварь» Кариона Истомина, «Азбука» Василия Бурцева, «Славянская грамма­тика» украинского ученого Милентия Смотрицкого и др. Во второй половине XVII в. Печатный двор выпустил более 300 тыс. букварей, около 150 тыс. церковных учебных книг и 10—15 тыс. книг естественно-научного содержа­ния, что для того времени было значительным количеством. Большинство книг были доступны для разных слоев населения (например, буквари стоили 1 копейку).

Научные знания находились на начальной стадии развития. Их главным источником продолжали оставаться книги западноевропейских авторов, пе­реведенные на русский язык. К XIV—XVI вв. заметно вырос уровень техни­ческих знаний. В строительном деле вели сложные математические расчеты. В соледобыче бурили землю на глубину до 90 м, перегоняли соляной раствор при помощи поршневого насоса. Были знакомы с системой зубчатых колес и научились делать часы. Первые (солнечные) часы были установлены в 1404 г. в Московском кремле. Из-за границы в Россию доставлялись многие техни­ческие новинки. Так, уже в начале XVII в. (через пять лет после изобретения) в России появилась первая подзорная труба.

По мере освоения новых территорий происходило уточнение границ тер­ритории России, составление карт и географических справочников для путеше­ственников. В XVI в. были составлены первые рукописные карты северного

пути в Европу вокруг Скандинавии, а также отдельных районов белого, Студе­ного (Баренцева) и Карского морей. В XVII в. русские путешественники собра­ли сведения о Таймыре, Чукотке, Камчатке, Курильских островах. Семен Ива­нович Дежнев открыл пролив между Северной Азией и Америкой и путь из Ле­довитого океана в Тихий. Василий Данилович Поярков стал первым русским землепроходцем, совершившим плавание по Тихому океану. В 1643—1646 гг. он руководил экспедицией, которая впервые проникла в бассейн реки Амур и достигла его устья.

Енисейский казак (позже якутский казачий атаман) Михаил Васильевич Ста- духин был организатором похода на реки Оймякон и Анадырь (1641—1642 гг.). В 1649 г. в ходе сухопутной экспедиции по русскому Северо-Востоку он дошел до Анадырского острога и вышел к Охотскому морю. Русский землепроходец Ерофей Павлович Хабаров предпринял ряд экспедиций в Приамурье в 1649— 1653 гг., по результатам которых составил первый «Чертежреки Амур». Герои­ческими усилиями этих и других великих землепроходцев Россия не только прочно утвердилась на востоке Азии, но и дала миру первые научные знания об этих краях.

Религиозные споры. Религиозное мировоззрение было господствующим в Средние века, однако господство христианства в средневековой Руси было далеко не полным. В народных массах устойчиво сохранялись пережитки языческих верований, что сказывалось в разных праздниках и обрядах и про­тив чего упорную, но довольно безуспешную борьбу вела церковь.

В народных обычаях и обрядах было много проявлений невежества, суе­верий, но именно народные массы были той средой, которая в конечном сче­те питала многообразные проявления антицерковной идеологии в русской культуре XIV—XVI вв. Одним из важнейших и интереснейших явлений анти­церковной идеологии были ереси:

— стригольники: получили распространение в середине XIV в. в Новгоро­де и Пскове; идеолог вероучения — новгородский дьякон Карп; происхожде­ние названия неизвестно (есть предположение, что еретики носили особую стрижку); обличали корыстолюбие и невежество духовенства, считали Иису­са Христа пророком, но не Богом;

— антитринитарии: возникли в Новгороде, в дальнейшем получили рас­пространение в Москве (кружок вольнодумцев во главе с государевым дьяком Федором Курицыным); название связано с тем, что ее последователи отвер­гали основное положение православного вероучения — учение о Святой Тро­ице; требовали уничтожения внешних атрибутов христианского культа (икон, почитания мощей) и отказа от монастырского землевладения;

— воззрения служилого человека Матвея Башкина: получили хождения в середине XVI в. в Москве; воспевание разума и «книжного учения», крити­ческое трактование библейских текстов, отказ от православных обрядов;

— критика церкви Феодосием Косым, беглым холопом: отвергал «триеди­ного Бога», считая Христа лишь богоугодным человеком, не признавал та­инств и культа святых; проповедовал равенство людей независимо от их со­стояния, религии и национальности.

Ереси вызывали брожение в умах горожан, но они почти не затрагивали основное сословие России — крестьянство, поэтому не вылились в широкое реформационное движение. Тем не менее в церковно-философских искани­ях, искусстве, политической мысли Руси XV—XVI вв. появляются течения, родственные западноевропейскому Возрождению и Реформации.

Эпоха Возрождения (Ренессанс) в XIV—XVI вв. в Западной Европе означала переворот во взглядах на мир, Бога и человека. Появился большой интерес к науке, технике, образованию. Стали возрождаться идеалы античного — древ­негреческого и римского — искусства. Объектом пристального внимания мыс­лителей, художников, поэтов стал человек, возникло понятие «гуманизм».

Новые духовные искания затронули и церковную идеологию. Была пред­принята попытка возвратиться к правильному, первоначальному толкова­нию учения Христа, к созданию церкви, не отягощенной стяжательством и развратом. Возрождение вызвало к жизни Реформацию (широкое обще­ственно-политическое движение, направленное на борьбу с католической церковью и феодальным строем).

Своеобразной формой реформационно-гуманистического движения в Рос­сии явилось нестяжательство. Активные деятели — старец Нил Сорский, Вассиан Косой, игумен Троице-Сергиевского монастыря Артемий — выступа­ли против неправедного образа жизни; призывали духовенство совершить духовный подвиг — отказаться от владения вотчинами и прочими богатства­ми, сосредоточиться на служении Богу.

Большинство церковных иерархов были против отказа церкви от соб­ственности, которая, по их мнению, могла быть использована в благих целях. Лидером этой группировки во времена Нила Сорского являлся игумен Иосифо-Волоколамского монастыря Иосиф Волоцкий. Сторонников Иосифа на­зывали иосифлянами. Они выступали за чистоту православия. Интерес нестя­жателей к трудам древнегреческих и римских авторов, отцов западной церкви им был не свойствен. Иосифляне являлись сторонниками независимости Русской церкви от Константинополя. Учреждение Московского патриарше­ства в 1589 г. было их заслугой. Они считали себя ревностными слугами мос­ковских царей, признавали зависимость церкви от помазанника Божьего, не­редко шли на компромиссы с церковными законами во имя государственных интересов.

Архитектура. С созданием единого государства формируется общерусский архитектурный стиль. В конце XIII в. возобновилось каменное строительство. Развернувшееся в Москве грандиозное строительство притягивает лучших специалистов из других городов и стран.

В конце XV в. на Русь из Италии завезли новый строительный материал — кирпич. Итальянский зодчий Аристотель Фиораванти, возводивший Успен­ский собор в Кремле, построил первый на Руси кирпичный завод. Под руко­водством итальянцев русские мастера сложили из кирпича стены и башни Московского Кремля, Успенский и Архангельский соборы, колокольню Ивана Великого. Кирпич не полностью вытеснил белый камень, из которого по-прежнему выкладывали фундаменты и вырезали детали для украшений

фасадов зданий. Марко Руффо и Пиетро Антонио Солари построили в Крем­ле Грановитую палату. Снаружи палата была выложена гранеными камнями, от которых и получила свое название. Грановитая палата предназначалась для торжественных приемов и праздников

В XVI в. каменное храмовое зодчество объединяется с традициями русского деревянного зодчества. Итогом этого процесса стало появление шатрового стиля в русской архитектуре. Величайшим памятником шатрового стиля стал храм Вознесения в селе Коломенском, воздвигнутый в 1532 г. в честь рождения у Василия III долгожданного наследника — будущего Ивана Грозного.

Вершиной русского зодчества по праву считается возведенный в 1555—1560 гг. на Красной площади в честь взятия Казани Покровский собор (его называют также собором Василия Блаженного по имени знаменитого юродивого, погре­бенного у его стен). Этот удивительный по своей красоте храм строили русские мастера Барма и Постник. Идея храма проста: как Москва объединила вокруг себя русские земли, так и огромный центральный шатер храма объединяет в еди­ное целое красочное разнообразие восьми отдельных несимметричных разнове­ликих столпообразных храмов.

С этим собором связаны легенды. Одна говорит, что царь, подивившись красоте собора, велел выколоть глаза зодчим, чтобы они не могли больше нигде построить такой же. Другая легенда гласит о том, что, отступая из Москвы в октябре 1812 г., Наполеон приказал взорвать храм Василия Бла­женного. Храм заминировали, но не то москвичи потушили горящие фитили, не то это сделал начавшийся дождь.

Сохранились Соловецкий и Кирилло-Белозерский монастыри, постройки XV—XVI вв. в Нижнем Новгороде, Суздале, Смоленске и других городах.

В архитектуре XVII столетия прослеживаются три этапа. В первое тридца­тилетие ведется активное строительство (после изгнания из страны интер­вентов); господствуют тенденции XVI в. В 40—60-е гг. идет интенсивный по­иск и зарождается новый стиль. В конце века идет повсеместное распростра­нение нового стиля.

Известные образцы зодчества первого этапа столетия — церковь в селе Рубцове под Москвой, украшенная великолепной пирамидой кокошников; трехшатровая Успенская церковь Алексеевского монастыря в Угличе, назван­ная в народе за свое совершенство «Дивной»; храм Покрова в селе Медведкове под Москвой.

Был реконструирован Московский Кремль; в 1624—1625 гг. на приземис­той прежде Спасской башне надстроили еще один ярус, украсив его белока­менными узорами и статуями. Вслед за Спасской башней эти украшения к концу века были помещены и на других башнях Московского Кремля. В 1635—1636 гг. на территории Кремля сооружается архитектором Баженом Огурцовым крупнейшее по тем временам светское здание — Теремной дворец. Эталоном храмового зодчества 30-х гг. стала церковь Троицы в Никитниках в Москве.







Дата добавления: 2015-09-18; просмотров: 437. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Гальванического элемента При контакте двух любых фаз на границе их раздела возникает двойной электрический слой (ДЭС), состоящий из равных по величине, но противоположных по знаку электрических зарядов...

Сущность, виды и функции маркетинга персонала Перснал-маркетинг является новым понятием. В мировой практике маркетинга и управления персоналом он выделился в отдельное направление лишь в начале 90-х гг.XX века...

Разработка товарной и ценовой стратегии фирмы на российском рынке хлебопродуктов В начале 1994 г. английская фирма МОНО совместно с бельгийской ПЮРАТОС приняла решение о начале совместного проекта на российском рынке. Эти фирмы ведут деятельность в сопредельных сферах производства хлебопродуктов. МОНО – крупнейший в Великобритании...

Тема: Изучение фенотипов местных сортов растений Цель: расширить знания о задачах современной селекции. Оборудование:пакетики семян различных сортов томатов...

Тема: Составление цепи питания Цель: расширить знания о биотических факторах среды. Оборудование:гербарные растения...

В эволюции растений и животных. Цель: выявить ароморфозы и идиоадаптации у растений Цель: выявить ароморфозы и идиоадаптации у растений. Оборудование: гербарные растения, чучела хордовых (рыб, земноводных, птиц, пресмыкающихся, млекопитающих), коллекции насекомых, влажные препараты паразитических червей, мох, хвощ, папоротник...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия