Проблема происхождения славян
По проблеме происхождения славян имеется несколько гипотез. Первым, кто попытался ответить на этот вопрос, был древнейший летописец Нестор — автор «Повести временных лет». Он определил исконную территорию славян — земли по нижнему течению Дуная и Паннонию. Отсюда и начался процесс расселения славян, то есть славяне не были коренными жителями своей земли, речь идет об их миграции. Тем самым киевский летописец явился родоначальником миграционной теории происхождения славян, известной как «дунайская» или «балтийская». Она была популярна в сочинениях средневековых польских и чешских хронистов XIII — XIV вв. Дунайскую прародину славян признавали виднейшие русские историки С.М. Соловьев и В.О. Ключевский. По мнению Ключевского, славяне переселились с Дуная в Прикарпатье. И здесь в VI в. образовался обширный союз племен во главе с племенем дулебов-волынян. Отсюда восточные славяне в VII — VIII вв. расселились на восток и северо-восток до Ильмень-озера. Таким образом, Ключевский видит восточных славян сравнительно поздними пришельцами на своей земле. К эпохе средневековья восходит рождение и распространение еще одной миграционной теории происхождения славян, получившей название «скифо-сарматской». Впервые она зафиксирована Баварской хроникой XIII в. и затем воспринята учеными XIV — XVIII в. Согласно их представлениям, предки славян продвинулись из Передней Азии вдоль Черноморского побережья на север и осели под этнонимами1 «скифы», «сарматы», «аланы» и «роксоланы». Постепенно славяне из северного Причерноморья расселились на запад и юго-запад. Иной вариант миграционной теории дал крупный историк и языковед А.А. Шахматов. По его мнению, первой прародиной славян был бассейн Западной Двины и Нижнего Немана в Прибалтике. Отсюда славяне, приняв имя венедов (от кельтов), продвинулись на Нижнюю Вислу, откуда только что перед ними ушли в Причерноморье готы (рубеж II — III вв.). Следовательно, по мнению А.А. Шахматова, Нижняя Висла — вторая прародина славян. Когда же готы ушли из Причерноморья, то часть славян двинулась на восток и юг в Причерноморье и образовала здесь племена южных и восточных славян. Таким образом, следуя этой «прибалтийской теории», славяне — пришлое население на этой земле, на которой они затем создали свои государства. Все варианты миграционных теорий едины в одном, что славяне — сравнительно позднее, пришлое население на занимаемой ими территории (VI — VIII вв.). В противоположность теориям миграционного характера, представителями автохтонцев в отечественной историографии признается автохтонность2 происхождения славян. Они считали, что славянство образовалось на обширной территории, включающей современную Польшу и значительную часть современных Украины и Белоруссии. Согласно этой точке зрения, восточные славяне являлись автохтонами. Подобные взгляды были высказаны болгарскими, чешскими и польскими учеными. Наши историки отмечают сложность самого процесса происхождения славян. По их убеждению, первоначально складывались отдельные мелкие разрозненные племена на определенной обширной территории, которые затем собирались в более крупные племена и их объединения, и наконец — в исторически известные народы, образующие нации. Таков общий путь этнического культурного и языкового развития народов и наций. Следовательно, славянские народы образовались не от единого исконного «пранарода» с его «праязыком» путем последующего расселения из какого-то первоначального центра («прародины»), а наоборот, путь развития в основном шел от первоначальной множественности племен к последующему постепенному их объединению и возможному скрещиванию. При этом мог идти и вторичный процесс — дифференциация сложившихся крупных этнических отношений. С конца I тысячелетия до н.э. до IV — V вв. н.э. — начало праславянского периода. Археологами установлено, что прародина славян простиралась от Одера на западе до Днепра на востоке, от Вислы и Припяти на севере до Дуная на юге. Ближайшими соседями славян на западе были кельтско-иллирийские племена, на севере — балтийские и финно-угорские, на юго-востоке — ираноязычные, на юго-западе — дакийские. Перемещения племен создавали для отдельных землевладельцев постоянную угрозу. Необходимость защищать жизнь, имущество и землю от захватчиков привела сначала к созданию народных ополчений, а затем — постоянных войск «дружин» во главе с князьями. Первоначально вожди и дружинники содержались на добровольные пожертвования, которые постепенно стали принимать регулярный характер и превратились в «полюдье». Эпоха «великого переселения народов» — гуннского нашествия IV — V вв. н.э. — изменила этническую европейскую карту. Под ударами гуннов рухнули западнославянские оседлости (черняховская археологическая культура). Потомки носителей зарубенецкой культуры, жившие севернее их и менее подверженные разрушению, стали расселяться на юг, причем эта волна расселения была более мощной, чем ранее на север. В области Верхнего и Нижнего Поднепровья славянские племена северян, полян, бужан и уличей в третьей четверти I тысячелетия н.э. создали одно из древнейших восточнославянских объединений, получившее название «Русская земля», в которую не вошли лежавшие рядом западные земли древлян, дреговичей, волынян, хорватов. В V — VII вв. завершился праславянский период истории. Расселение славян на обширных пространствах, их активное взаимодействие с другими племенами привели к культурной дифференциации славянского мира и членению единого языка на отдельные славянские языки. Происходило складывание современных славянских народов, у которых образовывались общественные классы с их противоречиями и начинали возникать первые государственные образования: княжество Само — в Моравии и Чехии, Прикарпатское — на Волыни, Болгарское государство на Дунае, в междуречье Днепра, Днестра и Волги — государство Киевская Русь или «Русская земля». Таким образом, в VII — IX вв. наступает новый этап славянской истории, который характеризуется расширением племенных союзов и образованием государств.
|