Студопедия — Эллинистическая религия
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Эллинистическая религия






 

Для эллинистической эпохи характерно повышение роли религии во всем укладе общественной и культурной жизни по сравнению с V–IV вв. до н. э. Расселившиеся по всему Ближнему Востоку греки и македоняне принесли на новую родину свои исконные культы олимпийских божеств, которым они поклонялись. Однако на новых местах традиционные греческие боги подверглись серьезной трансформации как под влиянием новых условий жизни среди коренного восточного населения, так и под воздействием более разработанных и древних восточных религиозных систем. Культы греческих богов Зевса, Аполлона, Гермеса, Афродиты, Артемиды и других приобретают новые черты, заимствованные у исконных древневосточных божеств Ормузда, Митры, Аттиса, Кибелы, Исиды и др. Среди греческого населения получают признание и поклонение восточные культы Великой Матери Богов, но особую популярность приобрела египетская богиня Исида. Ей присущи многие черты греческих богинь — Геры, Афродиты, Деметры, Селены, она становится своего рода универсальным культом единого женского божества. Характерным для религиозного синкретизма является не только совмещение функций греческих и восточных черт в системе традиционных греческих или древневосточных богов, но и появление синкретических новых божеств. Наиболее ярким примером является культ Сараписа в Египте, разработанный как греческими, так и египетскими жрецами по указанию царствующего правителя. Птолемей Лаг, желая создать новый культ, который бы удовлетворял религиозной потребности как эллинов, так и местного населения, поручил его разработку гелиопольскому жрецу Манефону и элевсинскому жрецу Тимофею. Новый культ греко-египетского божества создавался на основе культа Осириса-Аписа, почитаемого при мемфисском храме, с элементами олимпийских богов Плутона, Зевса и Диониса. Под именем Осораписа, трансформировавшегося в Сараписа, новое божество было объявлено верховным богом эллинов и египтян, широко распространялось во всех вне египетских владениях Птолемеев, а затем проникло на территорию Малой Азии и Балканской Греции. В образе Сараписа стали почитать единое верховное божество, тем самым удовлетворялась потребность в вере в единого бога, тяга к монотеизму, которая была особенно велика в ряде восточных стран, например в Иудее.

В неспокойной общественной и политической обстановке эллинистического мира, в котором рушились и воздвигались царства, уничтожались и перемещались обширные массы населения, происходили глубокие перемены в жизни, политические потрясения, люди начинают обожествлять Судьбу — Удачу в качестве богини Фортуны, приносящей счастье, славу и богатство. Были обожествлены такие понятия, как Добродетель, Здоровье, Счастье, Гордость. Одной из особенностей религиозных поисков эллинизма является обожествление царствующего монарха. Маленький подданный нередко рассматривал могущественного владыку огромной державы как сверхчеловека, близкого богам, как часть божественного мира. Сами эллинистические правители, стремясь идеологически обосновать и укрепить свое Господство, сплотить свои многонациональные государства, активно внедряют свой культ среди подвластного им населения. Правители Египта, Селевкиды и ряд других эллинистических монархов принимают божественные эпитеты Сотер (спаситель), Эпифан (явленный), Эвергет (благодетель) и др. Специальные жрецы в особых храмах совершают религиозные церемонии в их честь. В эллинистический период в религиозно-политической жизни получают распространение идеи мессианства, вера в приход божественного спасителя — мессии, который должен освободить угнетенный народ от ига завоевателей. Как правило, идеи мессианства распространялись среди малых народностей, насильственно включенных в состав крупных эллинистических держав, подвергаемых жестокому угнетению центрального и местного аппарата эллинистических монархий. Особенно широко распространились идеи мессианства среди населения Древней Иудеи, насильственно включенной в состав державы Селевкидов, но они имели хождение также и в ряде малоазийских областей. В Пергаме восставшие против римского завоевания широкие массы угнетенных (132–129 гг. до н. э.), включая рабов, обожествляли Солнце, мечтали о справедливом государстве Солнца, в котором все граждане (гелиополиты) будут жить счастливо.

В целом эллинистический период характеризуется активными поисками новых религиозных форм и идей, тягой к монотеизму и этическим сторонам религиозных учений. В религиозных поисках рождались идеи, которые впоследствии войдут составной частью в христианство.

 







Дата добавления: 2015-09-18; просмотров: 352. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОВОСПИТАНИЕ И САМООБРАЗОВАНИЕ ПЕДАГОГА Воспитывать сегодня подрастающее поколение на со­временном уровне требований общества нельзя без по­стоянного обновления и обогащения своего профессио­нального педагогического потенциала...

Эффективность управления. Общие понятия о сущности и критериях эффективности. Эффективность управления – это экономическая категория, отражающая вклад управленческой деятельности в конечный результат работы организации...

Мотивационная сфера личности, ее структура. Потребности и мотивы. Потребности и мотивы, их роль в организации деятельности...

Понятие и структура педагогической техники Педагогическая техника представляет собой важнейший инструмент педагогической технологии, поскольку обеспечивает учителю и воспитателю возможность добиться гармонии между содержанием профессиональной деятельности и ее внешним проявлением...

Репродуктивное здоровье, как составляющая часть здоровья человека и общества   Репродуктивное здоровье – это состояние полного физического, умственного и социального благополучия при отсутствии заболеваний репродуктивной системы на всех этапах жизни человека...

Случайной величины Плотностью распределения вероятностей непрерывной случайной величины Х называют функцию f(x) – первую производную от функции распределения F(x): Понятие плотность распределения вероятностей случайной величины Х для дискретной величины неприменима...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.007 сек.) русская версия | украинская версия