Студопедия — Граф Сен-Жермен
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Граф Сен-Жермен






 

Кем был этот таинственный человек и откуда он пришел? На этот вопрос до сих пор нет ответа. Даты его рождения и смерти неизвестны. Ему приписываются самые невероятные деяния. Фридрих Великий называл его «человеком, который не может умереть»; сам же граф заявлял, что прожил на свете две тысячи лет благодаря некому снадобью, способному продлевать жизнь. Он запросто пересказывал свои беседы с царицей Савской и повествовал как очевидец о чудесах, совершенных Христом на свадьбе в Кане Галилейской. Ему были известны сплетни, ходившие при дворе вавилонских царей (правда, эти слухи тысячелетней давности странным образом походили на сплетни, которые были у всех на устах при дворе короля Франции!). В знании европейской истории ему не было равных. Он небрежно упоминал то одно, то другое событие, происходившее в царствование Генриха IV или Франциска I. Одной даме он поведал ее фамильную тайну, которую, по словам Сен-Жермена, сообщил ему предок этой госпожи во время битвы при Мариньяно. Нет нужды добавлять, что дама подтвердила истинность этой истории.

Граф не был ни статен, ни хорош собой; на вид ему можно был дать около сорока лет, но одевался он изысканно. Он был темноволос и всегда улыбчив и жизнерадостен. Одежду его украшали драгоценные камни. Он говорил и писал на греческом, латыни, санскрите, арабском, китайском, французском, немецком, английском, итальянском, португальском и испанском. Эрудиция его казалась сверхъестественной. Кроме того, он был талантливым художником, виртуозно играл на клавесине и скрипке, а своими познаниями в химии далеко превосходил всех современников. Он умел удалять изъяны из бриллиантов; впоследствии это искусство было утрачено. Так, он исправил один из бриллиантов, принадлежавших королю Людовику XV, значительно увеличив тем самым цену камня. Он умел делать алхимическое золото и, разумеется, владел эликсиром жизни. Помимо всего этого, граф был невероятно богат.

Он сочинил несколько коротких опер и песенок; говорили, что он собирает коллекцию картин, отдавая предпочтение полотнам Мурильо и Веласкеса. Кроме того, он заявлял, что изобрел пароход — тот самый пароход, который послужил средством объединения человечества в последующем столетии. Граф Сен-Жермен умел делаться невидимым и вновь являться в зримом облике; об этом свидетельствуют несколько его друзей. Он гипнотизировал других людей и сам умел погружаться в гипнотический транс. Необычными были также его познания в области красителей; художники Латур и Ван Ло тщетно умоляли его открыть им тайны изготовления красок.

Слуги и камердинеры Сен-Жермена рассказывали о своем хозяине самые невероятные истории. Какой-то скептик заявил Роже, дворецкому Сен-Жермена: «Твой хозяин — лжец». Роже ответил: «Я это знаю не хуже вас. Он всем говорит, что ему четыре тысячи лет. Но я служу у него всего сто лет, а когда поступил к нему на службу, граф говорил, что ему три тысячи. Не знаю, добавил он девятьсот лет по ошибке или и впрямь солгал». Сказки о Сен-Жермене рассказывали не только слуги, но и аристократы. Приехав в Версаль, Сен-Жермен встретил там графиню де Жержи, которая заявила ему: «Пятьдесят лет назад я была посланницей в Вене. Я вас видела там и хорошо запомнила. Вы тогда выглядели точь-в-точь как сейчас, разве что чуть постарше!». Композитор Рамо, который тогда уже был стариком, вспоминал, что видел Сен-Жермена в 1701 году. В ту пору граф выглядел лет на пятьдесят, то есть, опять же, был постарше, чем в 1743 году. Король Людовик XV велел поселить Сен-Жермена в Шамборе, и в последующие годы граф имел свободный доступ в личные покои короля.

Попытаемся распутать клубок вымыслов и легенд и обнаружить истинный характер этого мага. Прежде всего, подозрительны слова Фридриха о том, что Сен-Жермен якобы не может умереть. Зачем прусскому королю-скептику понадобилось поддерживать такую фантастическую сказку? Единственное объяснение — что он был в этом заинтересован и действовал по заранее продуманному плану. Сен-Жермен приехал во Францию с французским послом, г-ном Бель-Илем. Людовик принял его благосклонно; он вел образ жизни великосветского человека. Все это заставляет сделать вывод, что Сен-Жермен явился с некой миссией, причем миссией секретной, и что его личность намеренно старались окутать покровами тайны. Слова Фридриха — не единственное тому доказательство. Показное заявление графини Жержи тоже подозрительно. Она ведь была «посланницей», т. е. ездила в Вену с дипломатическим поручением. Несомненно, король посвятил в свои тайные планы эту проницательную старую даму. Она была единственной женщиной при дворе, которой можно было доверить столь деликатное дело; а без придворной дамы способствовать распространению фантастических слухов о Сен-Жермене было бы затруднительно. Старика Рамо, вероятно, подвела память — он спутал Сен-Жермена с каким-то другим человеком; впрочем, не исключено, что и он был посвящен в тайну.

Сен-Жермен и сам выдал свою принадлежность к дипломатическим кругам. О ней свидетельствуют его поразительные рассказы об эпизодах политической истории Европы. Он имел доступ к секретным документам и изучал европейскую историю методично и целенаправленно. В остальном же, несмотря на все легенды о его незаурядных способностях, Сен-Жермен был дилетантом. Его оперы весьма посредственны; художник из него также, очевидно, был неважный, поскольку ни одно из его полотен не сохранилось. В ходе своих химических опытов граф изобрел какое-то болеутоляющее, однако рецепт его утерян. Художники Ван Ло и Латур, наверное, льстили ему, зная, что для дилетанта нет ничего приятнее, чем похвала профессионала.

Познания Сен-Жермена в языках были бы достойны удивления; однако и эта его способность небесспорна. Один свидетель утверждает, что в какую бы страну ни приезжал граф, везде его принимали за местного уроженца; а это означало, что он в совершенстве владел самыми разными языками. Но возникает вопрос: кто подтвердит этот «факт» в Китае, где Сен-Жермен, по своим собственным заверениям, бывал неоднократно? А как насчет санскрита? И если все эти языки он знал в совершенстве, то почему, как сообщают многие очевидцы, во Франции он говорил только по-французски и с заметным иностранным акцентом?

Все легенды о Сен-Жермене изобиловали преувеличениями, а короли Пруссии и Франции только способствовали этим слухам. И превращать неблагородные металлы в золото Сен-Жермен мог едва ли. Знаменитый Казанова, посетивший Сен-Жермена в Гааге, записал следующую историю. Граф алхимическим путем превратил серебряный слиток в золотой. Казанова заявил, что не верит в трансмутацию и что это всего лишь ловкость рук. Граф вежливо выпроводил гостя из дому и впредь не принимал его. Не разумнее ли было дать неопровержимое доказательство своего искусства, чем оскорблять человека лишь за то, что он не поверил в невероятное? Что же касается королевского бриллианта, то известно, что Сен-Жермен держал его у себя целый месяц. За это время он без труда мог передать его в Амстердам, где у графа было множество родственников, и обменять на камень такой же огранки и величины. Возможно, Сен-Жермен хотел убедить короля, что не все легенды о нем — вымысел, и за эту мистификацию он готов был заплатить любую сумму, необходимую для обмена неравноценных бриллиантов. Наконец, сомнительна и коллекция ценных картин, обладание которой приписывали графу. У знаменитых произведений искусства есть история и родословная, и, насколько нам известно, ни одно из полотен Веласкеса или Мурильо не могло побывать в руках Сен-Жермена.

Судя по всему, граф был чересчур занят делами, которые не позволили бы ему тратить время на коллекции и путешествия в Китай. По-видимому, он и в самом деле часто ездил на восток, но не дальше Берлина, где Фридрих ожидал его отчетов, или Вены, где находился штаб розенкрейцеров. То, что Сен-Жермен находился на службе Фридриха, несомненно. Почти с такой же уверенностью можно утверждать, что он принимал поручения и от братства Розы и Креста. Но как ему удавалось совмещать интересы этих двух заказчиков? Чтобы ответить на этот вопрос, нам придется перейти в область чистых догадок, однако не столь фантастических, как большинство легенд о таинственном графе. Самые известные кружки немецких розенкрейцеров были консервативны: они по-прежнему отстаивали политический идеал Иоганна Валентина Андреа. Это означало, что они были сторонниками монархии, поборниками германской гегемонии в Европе и противниками папы. Такая программа едва ли могла бы вызвать недовольство Фридриха. Он ведь хотел ослабить Францию, и условия для этого складывались самые благоприятные. При этом ни Фридрих, ни розенкрейцеры вовсе не стремились к уничтожению французской монархии, но невольно способствовали ее грядущему падению.

Во времена Людовика XV положении Франции было тяжелым, но не отчаянным. Талантливый министр иностранных дел, герцог де Шуазель, продолжал политику покойного Людовика XIV, нацеленную на ослабление Пруссии. Но в обычаях Людовика XV было улаживать некоторые вопросы самостоятельно, не советуясь с министрами. Переговоры с Сен-Жерменом он вел втайне. «Бессмертного» графа ему отрекомендовали как чудотворца; тому удалось заинтересовать короля трансмутациями, и они часто встречались наедине в алхимической лаборатории Людовика. Но Шуазель относился к герметическим штудиям своего государя с недоверием и вскоре начал подозревать графа Сен-Жермена в нечистой игре. Осторожно наведя справки, министр установил, что никаких средств из-за границы Сен-Жермену не поступает. Следовательно, крупные суммы граф получал из какого-то источника в пределах Франции, возможно, из германского посольства или из масонской казны.

Подрывная деятельность Сен-Жермена вышла на свет, когда граф неожиданно объявился в Голландии, где попытался выступить посредником в переговорах с правительством о заключении мира с Англией. По-видимому, это была его собственная инициатива, поскольку о ней не знали ни д'Аффри, французский посол в Нидерландах, ни Шуазель. Оба, естественно, не могли одобрить такой шаг. Д'Аффри пожаловался на эти события Казанове и направил его к графу. Вместо того, чтобы принять визит Казановы всерьез, Сен-Жермен, по своему обыкновению, разыграл великого кудесника. А на вопрос Казановы, что он делает в Голландии, граф ответил, что собирается вести переговоры о выдаче Франции крупного займа. Проницательный Казанова почуял в Сен-Жермене родную душу и пригласил его на обед. Но граф отказался, объяснив, что никогда не обедает с посторонними людьми и питается только особыми пилюлями, хлебом, овсяной крупой и тому подобным (что, кстати, была чистой правдой).

Шуазель не пожелал терпеть подобных уверток и предписал д'Аффри арестовать Сен-Жермена. Но нидерландские власти отказались выдать графа. Людовик XV официально отрекся от своего агента, но это была лишь формальность, ибо спустя несколько дней мадам д'Юрфе встретила Сен-Жермена в Булонском лесу. В волнении она бросилась к Шуазелю, но тот спокойно сообщил ей, что Сен-Жермен провел всю ночь в его кабинете. Это означало, что хранить тайну уже не представлялось возможным и Людовик велел Сен-Жермену поделиться секретными планами с министром. Зная, что Англия поддерживает Пруссию, Шуазель отнесся к этим планам неодобрительно и не пожелал иметь дело с Сен-Жерменом. Но Людовик оставил его на службе как шпиона. В этом качестве граф совершил поездки в Германию и Россию. Вскоре после его прибытия в Россию царь отказался от профранцузской политики и заключил союз с Фридрихом.

Незадолго до отъезда из Франции граф предстал перед Людовиком, чтобы ответить на его вопросы о некоем таинственном преступлении. Детали этого преступления были известны только Сен-Жермену, и он согласился раскрыть их при одном условии. «Сир, — сказал он, — станьте розенкрейцером, и я все вам расскажу». Если бы Людовик принял это предложение, возможно, ему удалось бы спасти свою династию. Но времени оставалось в обрез; принимать активные меры было уже слишком поздно, а Сен-Жермен старел вопреки своему «бессмертию». Когда на трон взошел Людовик XVI, таинственный посланец розенкрейцеров еще раз объявился во Франции. Отчаянно, но безуспешно он пытался привлечь на свою сторону нового монарха. Его послали спасти трон и королевскую семью; но, совершив последнюю попытку убедить Марию-Антуанетту, Сен-Жермен вынужден был покинуть Париж ни с чем. Он понимал, что излишней настойчивостью может лишь навлечь на себя подозрения в работе на врага. Министр Марепо уже шел по его следу, и задержаться во Франции означало угодить в тюрьму. Все заставы строго охранялись, но графу удалось бежать в Германию, где он поселился при дворе ландграфа Гессен-Кассельского, страстного алхимика. Только здесь он сознался, что ему восемьдесят восемь лет. Скончался он скоропостижно, в отсутствие ландграфа, на руках двух горничных.

Но несмотря на известие о его смерти, графа по-прежнему встречали то в одном, то в другом городе. После падения Бастилии Мария-Антуанетта получила анонимное письмо: «Окажите энергичное сопротивление. Больше никаких интриг. Уничтожьте предлог, которым пользуются мятежники, — отдалите от себя людей, в которых вы больше не нуждаетесь. Откажитесь от услуг Полиньяка и ему подобных. Они все дали клятву верности убийцам, от рук которых только что пали офицеры Бастилии…» В тот же час получила письмо и мадам Адамар, наперсница Марии-Антуанетты: «Все пропало. Вы свидетельница, что я сделал все, бывшее в моих силах, чтобы изменить ход событий. Мною пренебрегли. Слишком поздно. Я хотел посмотреть на дело, которое сработал этот дьявол Калиостро. Поистине дьявольское дело!… Обещаю встретиться с вами; но не требуйте от меня ничего. Я не в силах помочь ни королю, ни королеве, ни королевской семье…» Оба письма были написаны рукой Сен-Жермена.

Мадам Адамар отправилась на рандеву с графом, «умершим» пять лет назад. Они встретились в часовне. Сен-Жермен, понимая, что эта придворная дама не посвящена в его тайны, вернулся к старым сказкам, — впрочем, главным образом лишь для того, чтобы скрыть обуревавшие его чувства. Он только что прибыл из Японии и, «клянусь Юпитером, какой опасности они подвергли политику Людовика XIV! Вы не можете всего этого знать, мадам, но я-то видел с самого начала!..» Сен-Жермен объявлялся еще неоднократно. Во время революции его то и дело видели в Париже, и нередко — прямо на Гревской площади, где стояла гильотина. Он ведь говорил, что хочет посмотреть на «дьявольское дело», начатое его учеником, Калиостро.

Но антимонархист и великий маг Калиостро был арестован в том же году в Риме и брошен в застенки святой инквизиции. Незадолго до ареста он направил письмо в Национальное собрание, умоляя дозволить ему въезд во Францию, — ведь он «столько сделал ради свободы этого народа». Просьба его осталась без ответа. Не нужно быть ясновидцем, чтобы понять, насколько терпеливо инквизиция выслеживала свою добычу. Калиостро был обречен. Его выдворили из всех итальянских княжеств и, в конце концов, поймали в Риме.

За свою жизнь Калиостро исцелил с помощью магии сотни людей. Его дом в Страсбурге вечно осаждали калеки, которым он возвращал здоровье. Он истратил на милостыню целое состояние. Он основал множество лож, члены которых выполняли его обряды и следовали его предписаниям. В свою защиту он заявил: «Миллион европейцев верит в основанный мною Египетский обряд». Но теперь он был одинок, все покинули его. Отчаянно пытаясь спастись от инквизиции, он решил обратиться ко всем Египетским ложам, дабы те прислали в Рим своих делегатов. Этим эмиссарам предстояло устроить ему побег после ареста, при необходимости устроив пожар в Кастелло или в другой тюрьме, в которую его заточили бы. Но Калиостро доверил бумаги с изложением этого проекта двум недостойным людям, которые тотчас же выдали его инквизиции.

 

 

Эпилог

 

Во Франции же события продолжали развиваться своим чередом, и хотя гильотина вершила свой кровавый труд, магия еще не утратила своей роли. Известный нам Альет читал простолюдинам лекции по каббале, а в салон девицы Ленорман являлись узнать свою судьбу герои революции: Дантон, Демулен, Марат, Сен-Жюст и даже Робеспьер. Позже, когда клиенты знаменитой гадалки пали под ножом гильотины, Директория, а затем и Империя стали поставлять ей новых. При Наполеоне, интересовавшийся магией, мадемуазель Ленорман жила в Мальмезонском замке; здесь она предсказала Жозефине, что император разведется с ней. У Наполеона, как и Сократа, был свой демон — «красный человек», который временами являлся ему в коридорах Тюильри. Подобно императорам Древнего Рима, Наполеон узаконил свою собственную магию и подверг преследованиям сторонников всех прочих оккультных систем. Не избежал такой участи, к примеру, Фабр д'Оливе, исцелявший больных методами древнеегипетских жрецов. Под руководством своей жены-ясновидящей д'Оливе пытался возродить религию пифагорейцев. Он умер у подножья алтаря, который воздвиг для своих богов.

Фантастические призраки по-прежнему тревожили людей Запада. Магам по-прежнему хватало работы, хотя наука уже шла вперед семимильными шагами. Оккультисты и ясновидцы XIX века продолжали традиции древних мудрецов.

Ён Вронский, бывший офицер артиллерии в армии Наполеона, разрабатывал теории, основанные на пифагорейской математике и каббале. Шарль Фурье, философ и социолог, стремился к полной реорганизации общества на базе полумагических методов. В 1814 году мадам д'Эльдир, красавица восточного происхождения, поведала о своих видениях нескольким богатым французам. Викарий собора Парижской Богоматери, Вильям Эггер, обратился к оккультизму после того, как повстречал в Англии Иуду Искариота. Простой ремесленник Альфонс Канье послал свои откровения папе Пию IX. Барон дю Поте верил, что гипнотический дар связан с магией. Элифас Леви, бывший дьякон церкви Сен-Сюльпис в Париже, возродил оккультные доктрины древности, попытавшись объединить их с современной наукой и религией. Луи Люка писал о «трансцендентных» физике и химии. Барон Гульденштуббе вызывал духи знаменитых покойников — Платона, Цезаря, Германика, Абеляра и других. Духи оставляли автографы и записи в блокноте барона*. Альбер Пуассон отказался от медицинской карьеры и занялся практической алхимией. Сент-Ив д'Альвейдр разработал систему соответствий между числами, цветами, ароматами, буквами алфавита, планетами и т. д.; эту систему он запатентовал в 1909 году. Елена Блаватская и Анни Безант потрясли весь мир своими эзотерическими сочинениями и пророчествами. Станислас де Гуайта, Освальд Уэрт и Жерар Анкос продолжили дело Элифаса Леви.

Наступившая эпоха позитивистской науки не смогла разбить чары магии. Многие ученые подозревали, что оккультные силы — это какой-то пока неизученный вид энергии, наподобие электричества. Они пытались взвесить и измерить магические феномены, фотографировали призраков и посещали сеансы медиумов. Они наблюдали случаи левитации, когда люди или предметы поднимались в воздух без помощи каких-либо видимых механических приспособлений. Они исследовали «постукивание», посредством которого духи передавали сообщения живым. Они изучали эктоплазму, ясновидение, предчувствия, дома с привидениями и т. д. Некоторые из них были убеждены, что оккультные явления реальны. Другие осторожно замечали, что не следует отрицать какой бы то ни было феномен до тех пор, пока его существование не опровергнуто.

 

Заключение

 

Гегель говорит, что магия существовала во все времена и у всех народов. Наш краткий обзор оккультной истории Старого Света позволяет убедиться в том, что в этих словах нет преувеличения. Магия оказала сильнейшее влияние на развитие человеческого разума. Вопрос о том, благотворным или вредным было это воздействие, некоторые ученые уже обсуждали. Эзеб Сальверт, опубликовавший в 1829 году «Эссе об оккультных науках», считает магию орудием лжи, при помощи которого древние вожди держали свои народы в подчинении. Наука же, подразумевает Сальверт, освободила человека от предрассудков, возникающих в результате неправильных наблюдений за природой. Схожее мнение высказал в конце XIX века сэр Джеймс Фрэзер. Он также считает магию ложью; однако, с его точки зрения, ложь эта была благодетельной, ибо способствовала социальному и научному прогрессу.

Современные антропологи, например, Юбер и Мосс, утверждают, что первобытный маг вовсе не был обманщиком. И он сам, и его соплеменники верили, что он наделен сверхъестественной силой; высокое положение в племени он занимал с общего согласия. В свете открытий современной психологии эта теория выглядит более приемлемой, чем гипотеза о том, что на протяжении тысячелетий меньшинство сознательно скрывало от большинства истинное научное знание о природе. Долговечность магии заставляет предположить, что магические представления о мире глубоко укоренены в человеческой душе. Психолог Жан Пиаже показал, что вплоть до шести-семилетнего возраста каждый человек живет в магическом мире. Воззрения и склад ума ребенка сходны с таковыми у древних людей и современных первобытных народов.

Более того, магия до сих пор не утратила своей популярности у всех народов Земли. Едва ли кто-то из нас отважится заявить, что целиком свободен от магии в своих мыслях и действиях. «В каждом из нас, — пишет Малиновский, — живет желание ускользнуть от заведенного порядка и уверенности… Для большинства людей нет ничего более безрадостного и гнетущего, чем жесткая определенность, на которое построен наш мир. Даже самый закоренелый скептик временами поднимает бунт против неизбежной цепочки причин и следствий, не оставляющей места для сверхъестественного, а с ним — и для всех подарков случая и улыбок фортуны». Астрологи, мастера пальмистрии, кристалломанты и медиумы процветают в нашем обществе; едва ли их стало меньше, чем было в Древнем Риме. Прилавки книжных магазинов ломятся от продукции мистических и эзотерических сект. Пробст и Башляр безусловно правы, когда утверждают, что даже научное мышление до сих пор не свободно от магии.

Древние цивилизации ушли в небытие, и канули в Лету древние верования. Однако желания человека остаются неизменными, и все, что дает надежду на их воплощение, будет жить и возрождаться вновь и вновь, преодолевая и новоиспеченные догмы, и, подчас, даже голос разума. В сказке волшебник кормит бедняка досыта и вручает ему сокровища, спрятанные в потайной пещере. Отважный герой побеждает врагов, становится королем, женится на прекрасной принцессе, и так далее. Подобные сказки — не что иное как повести о сокровенных желаниях человека; и, повторяя их, человек выдает затаенную надежду на то, что когда-нибудь эти желания чудесным образом исполнятся. Колдунья или деревенский знахарь могли приносить людям осязаемую пользу. Едва ли они пытались осмыслить свои действия: они знали, что определенная церемония даст такой-то результат. Но почему это происходило, для них было столь же непонятно, как и для простых крестьян.

Лучшие умы Запада испытали влияние магии другого типа. Естествоиспытатели веками следовали по пути, проторенному древними философами и магами. Они верили, что оккультная мудрость таит в себе секрет мировой гармонии. Западная религия утверждала, что бунт Сатаны расколол вселенную, что дьявол отравил материальный мир и что верующий, вечно преследуемый искушениями, может обрести настоящее блаженство лишь в мире ином. Но магические системы древности не знали подобной дисгармонии. Они охватывали бытие в его целостности, со всем добром и злом, с видимым и незримым. «Один есть все, и все от него, и все в нем…». Сверхъестественные силы не отделены от материального мира, но пронизывают все сущее в нем. Добро и зло исходят из одного и того же источника, подчинены одному и тому же закону. Магический мир — это гигантская система зубчатых колес, главная ось которой — человек. Стоит убрать человека (или какую-то другую часть механизма) — и часы вселенной тотчас же остановятся.

Впрочем, даже этот образ не вполне точно описывает роль человека в магическом мире. Человек не только гармонично интегрирован в целостное бытие, но и может воздействовать на него. Он стремится познать мировой механизм. Он верит, что мудрец способен проникнуть в эту тайну, способен приводить мир материи в движение по своему желанию, способен призывать на помощь сверхъестественные силы, ангелов и природных духов. В своей чистейшей форме магия христианского мира восходит к стремлению человека причаститься к божеству путем познания, к желанию человека достичь блаженства не в загробной жизни, а на Земле, среди живых.

Этот тип магии сродни мистицизму, однако он содержит в себе и стимул к научным исследованиям: чтобы стать сопричастным Богу в познании Творения, необходимо изучать природу. В средние века единственным противовесом слепой вере были неуклюжие и, зачастую, ошибочные исследования «свойств вещей», проводимые учеными с магическим складом ума. Этот факт вслед за Мори и другими подчеркивает Торндайк в своей «Истории магии и экспериментальной науки». Магия способствовала экспериментам и, в более широком плане, развитию мышления не только в христианском, но и в древнем мире. Древние мудрецы, унаследовавшие от своих предков магические традиции, стремились преобразовать очевидные нелепости в стройную магико-религиозную систему, адекватную их более развитой цивилизации. И чем абсурднее было традиционное поверье, тем усерднее они старались окутать его сияющими покровами философской или трансцендентальной доктрины.

Отступив еще дальше в прошлое, вернувшись в эпоху первобытного человечества, мы найдем все основания полагать, что и здесь магия не сводилась к бесплодному соблюдению ритуалов. Древний колдун был благодетелем своего племени: только он мог помочь в борьбе с пугающей неизвестностью. В наше время многие испытывают потребность разделить бремя вины с исповедником или психиатром. А так называемый «дикарь» вверял свои горести и тревоги магу. Магические церемонии упорядочивали мир, регулярное общение со сверхъестественными силами помогало человеку выполнять повседневные обязанности и преодолевать давление враждебной среды. Таковы были реальные плоды, которые приносила человеку магия, изобретенная им самим и долгое время остававшаяся единственным средством достижения подобных целей. Разумеется, чародей мог обратить свою силу и во зло, ибо зло подчинялось тому же закону, что и добро. Соблазн привнести в оккультные силы разрушительный элемент сопутствовал магии во все времена. Однако магия в этом отношении не одинока. Власть имущие всегда подвержены искушению преследовать неблаговидные цели.

Впрочем, система, доминировавшая в обществе на протяжении тысячелетий, едва ли нуждается в защите. Факт остается фактом: именно магия поддерживала общественное устройство великих цивилизаций древности. И господство ее ничуть не мешало человеку трудиться, уживаться с соседями, любить и лелеять свою семью и адекватно реагировать на требования повседневности. Магия стимулировала мышление. Она освобождала человека от страхов, наполняла его чувством власти над природным миром, обостряла его воображение и питала в нем мечты о лучшей доле.

 

Библиография

 

 







Дата добавления: 2015-09-18; просмотров: 508. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит...

Кран машиниста усл. № 394 – назначение и устройство Кран машиниста условный номер 394 предназначен для управления тормозами поезда...

Приложение Г: Особенности заполнение справки формы ву-45   После выполнения полного опробования тормозов, а так же после сокращенного, если предварительно на станции было произведено полное опробование тормозов состава от стационарной установки с автоматической регистрацией параметров или без...

Этапы трансляции и их характеристика Трансляция (от лат. translatio — перевод) — процесс синтеза белка из аминокислот на матрице информационной (матричной) РНК (иРНК...

Условия, необходимые для появления жизни История жизни и история Земли неотделимы друг от друга, так как именно в процессах развития нашей планеты как космического тела закладывались определенные физические и химические условия, необходимые для появления и развития жизни...

Метод архитекторов Этот метод является наиболее часто используемым и может применяться в трех модификациях: способ с двумя точками схода, способ с одной точкой схода, способ вертикальной плоскости и опущенного плана...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия