Студопедия — Музыка в античной культуре. Древнегреческая идея музыки.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Музыка в античной культуре. Древнегреческая идея музыки.






 

 

Учащийся (щаяся)_______________________________________________________

Фамилия, имя, отчество

 

С_____ по ______________ работал(а) в ___________________________________________________________________________________

наименование организации, структурного подразделения

_______________________________________________________________________________

Должность, профессия рабочего

 

Всего отработано ______ рабочих дней, пропущено_____ дней, в том числе по неуважительной причине____________.

 

Краткое описание и оценка качества выполненных работ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Характеристика личностных качеств практиканта (гражданских, коммуникативных, нравственных, волевых) __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

Поощрения, взыскания:

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

Программу практики выполнил (а) с отметкой __________________________________________________________________________________

 

 

Руководитель практики от организации

___________ ____________________________

Фамилия, имя, отчество

М. П.

 

Примерная форма дневника

 

Дата Содержание работы Отметка о выполнении
     
     
     
     

В конце каждого листа подпись руководителя от предприятия и по возможности печать

МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

Загадочный и прекрасный мир Античности. Он предстаёт перед нашим взором в многочисленных величественных памятниках архитектуры, изящных изделиях декоративно-прикладного искусства, совершенных творениях древних скульпторов. Но это — молчащий мир, будто застывший на стоп кадре. А как он звучал? Можно ли оживить его, заставить двигаться, озвучить? Всё это под силу музыке. Однако музыка античности подобна исчезнувшим цивилизациям, мы никогда не сможем узнать её подлинного звучания. И всё же…косвенные источники помогут представить её прекрасный облик.

Музыка в античной культуре. Древнегреческая идея музыки.

Вершиной развития музыкальных культур древнего Средиземноморья стала музыка Античной Греции. Она развивалась в русле цивилизаций древности и составляла с ними единый культурный комплекс, обобщив достижения музыки Древнего Египта, Шумера, Ассиро-Вавилонии, Сирии, Палестины и др. В тоже время она стала исходной точкой европейской истории музыки. Подчёркивая значение Античности для истории музыки, Р.И.Грубер писал; «Подобно тому, как “в многообразных формах греческой философии… имеются в зародыше, в возникновении почти все позднейшие типы мировоззрения” (Ф.Энгельс), так и в музыкальной области античная музыкальная культура предвосхитила ряд основных явлений позднейших эпох».[1] Он же впервые представил музыкальную культуру Античности как наследницу культур Древнего Востока и этап в развитии музыкальной культуры мира, отметив воздействие этих культур на «становление более молодой греческой музыкальной культуры, которая подытожила достижения древнейших средиземноморских культур».[2] В вопросе преемственности античной культуры он был солидарен с немецким историком Германом Абертом, который подчёркивал: «После того, как новейшая историческая наука энергично взялась за изучение культуры передней Азии и Египта, была поколеблена точка зрения целиком самобытного характера греческой музыки… Огромное увеличение объёма наших знаний о древнейшей греческой истории и культуре обнаружило с достаточной очевидностью, что эллинская культура уходит своими корнями в культуры Древнего востока, в первую очередь — Передней Азии и Египта. Этим самым история греческой музыки оказалась гораздо древнее, чем предполагали ранее.»[3].

С периода Античности обычно начинается последовательное изложение истории западноевропейской музыки. Т.Н.Ливанова подчеркивает, что «история западноевропейской музыки как процесса, поддающегося последовательному рассмотрению, начинается именно с Древней Греции: там воплощено своего рода детство нашей художественной культуры».[4]В то же время она отмечает, что музыкальное искусство Древней Греции почти не оставило памятников, сопоставимых по своей значимости с другими видами искусства. Мы можем судить о музыке Древней Греции и Рима по косвенным источникам и говорить в большей мере о музыкальной эстетике, теории, философии музыки, её роли в обществе. Нам доступны памятники археологии, изображения музыкантов на памятниках архитектуры, декоративно-прикладного искусства, упоминания о них в художественной литературе и т.д. Многочисленные труды Аристоксена, Плутарха, Филодема, Аристида Квантилиана, Птолемея и других античных учёных посвящены музыке. Существует, наконец, круг сохранившихся записей музыки, расшифровка которых остаётся интереснейшей, но спорной областью музыкальной науки и практики. Всё это даёт возможность более или менее полно представить себе облик античной музыкальной культуры[5].

К сожалению, надежды, возлагавшиеся на расшифровку нотных памятников, не оправдались. О.Флейшер красноречиво описывает ситуацию: «Когда же, наконец, эти произведения вышли из печати с полным научным обоснованием, то появилось и немало разочарованных … При виде длинных рядов переложенных нот возникало такое ощущение, как будто кто-то рассыпал полную горсть нот над системой линеек, не задумываясь над тем, куда они попадут. Некоторые места выглядели просто как издевательство над всеми музыкальными ощущениями».[6] Причины подобного разочарования кроются в природе музыки как искусства динамичного, любые системы записи фиксируют лишь её мгновения. Кроме того, музыкальные нотации древности были связаны с практикой и предназначались исполнителям. Воспроизвести эту музыку, не зная её на слух, практически невозможно. По этому поводу Е.В.Герцман пишет: «Дефекты нотной записи в какой-то степени нивелируются слуховым восприятием, воспитанном на живом процессе музицирования. Смысловые поправки такого рода вносят существенные коррективы в понимание графических изображений, приближая их к реальному интонированию. Следовательно, без сопоставления с реальным звучанием нотная запись остаётся выхолощенной формой, не отображающей в полной мере всех особенностей художественного произведения».[7] Поэтому нотные записи античной музыки не составляют главный объект научного интереса, но дополняют другие источники.

Древнегреческая концепция музыки неразрывно связана с пониманием сущности мусических искусств (в это понятие греки вкладывали несколько значений, в том числе, «искусство под покровительством муз»). Проблема определения «мусического искусства» ставилась в широком и узком смысле слова. Платон трактует понятие мусических искусств в широком смысле, как единство поэзии, риторики, музыки, орхестики (искусства танца, хоровода). Мусический в его понимании означает образованный, высочайшее же мусическое искусство — философия. В тоже время Платон отделяет певцов и музыкантов, иногда даже обозначая их специализацию (инструменталисты), а также разделяет музыку инструментальную и песнопения. Он также называет музыкой сочинение напевов и «чистое движение звуков».[8] Задачей музыки, в комплексе с философией, гимнастикой, Платон считает воспитание человека, «воспитание с помощью слова и в смысле внедрения рассудительности, и в смысле воспитания любви к прекрасному, и в смысле воспитания и тренировки с помощью слов и мифов».[9] В трудах Аристотеля (384-322 гг. до н.э.) музыка впервые выделяется как искусство в узком смысле слова, а также впервые инструментальная музыка уравнивается в правах с вокальной, связанной со словом. Инструментальную музыку (авлетику и кифаристику, названия происходят от наименования музыкальных инструментов — авлоса и кифары) он называет подражательным искусством, подражание же понимает как познавательный процесс: «Эпическая и трагическая поэзия, а также комедия и поэзия дифирамбическая, большая часть авлетики и кифаристики — всё это, вообще говоря, искусства подражательные… Подражание прирожденно людям с детства, и они тем отличаются от прочих живых существ, что наиболее способны к подражанию, благодаря которому приобретают и первые знания»[10] — пишет он.

Важное значение имело представление о музыке как о науке, оперирующей числами, в их космологическом значении, «структурном принципе неба, земли и всего, что движется в них»[11]. Музыка воспринималась как отражение звучания космоса и его гармонии. Эту концепцию развивал Пифагор и его последователи (подробнее см. раздел Древнегреческая теория и философия музыки). В.И.Вернадский считал пифагорейскую концепцию музыки важной для всего развития науки. «Через Пифагора и пифагорейцев концепции музыки проникли в науку и надолго охватили её. С тех пор искание гармонии (в широком смысле), искание числовых соотношений является основным элементом научной работы…В концепциях учёных нашего века число и числовое соотношение играют такую же мистическую роль, какую они играли в древних общинах, связанных с религиозным культом, в созерцании служителей храмов, откуда они проникли и охватили научное мировоззрение. Здесь ещё видны и живы ясные следы древней связи науки с религией»[12].

Характерной чертой античной музыкальной культуры является её связь с мифологией, что проявляется как в образном ряде античных музыкальных памятников, так и в магическом (по представлениям Античности) воздействии музыки на человека. В этом можно увидеть связь с древними представлениями о магическом воздействии звука и музыки на человека и окружающий его мир, которые ещё жили в античной культуре. Данные представления были персонифицированы в образах легендарных музыкантов: Орфея, Марсия, Олимпа, олицетворявших великую силу искусства. Сюжет мифа об Орфее в дальнейшем вдохновит Монтеверди, Глюка, Листа и других композиторов, воплотивших этот миф в своих операх и симфонических произведениях. Мифология лежит в основании античной трагедии, ставшей прародительницей европейской оперы.

Таким образом, интерпретация понятия «музыка» в античном мире была довольно широкой — от одной из составляющих мусических искусств, средства воспитания, науки до конкретных видов музыкальной практики, т.е. ремесла. Во всех случаях этот феномен трактовался как синкретический, в нём подчёркивалась неразрывная связь музыки с движением, словом.







Дата добавления: 2015-09-18; просмотров: 731. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Случайной величины Плотностью распределения вероятностей непрерывной случайной величины Х называют функцию f(x) – первую производную от функции распределения F(x): Понятие плотность распределения вероятностей случайной величины Х для дискретной величины неприменима...

Схема рефлекторной дуги условного слюноотделительного рефлекса При неоднократном сочетании действия предупреждающего сигнала и безусловного пищевого раздражителя формируются...

Уравнение волны. Уравнение плоской гармонической волны. Волновое уравнение. Уравнение сферической волны Уравнением упругой волны называют функцию , которая определяет смещение любой частицы среды с координатами относительно своего положения равновесия в произвольный момент времени t...

Эндоскопическая диагностика язвенной болезни желудка, гастрита, опухоли Хронический гастрит - понятие клинико-анатомическое, характеризующееся определенными патоморфологическими изменениями слизистой оболочки желудка - неспецифическим воспалительным процессом...

Признаки классификации безопасности Можно выделить следующие признаки классификации безопасности. 1. По признаку масштабности принято различать следующие относительно самостоятельные геополитические уровни и виды безопасности. 1.1. Международная безопасность (глобальная и...

Прием и регистрация больных Пути госпитализации больных в стационар могут быть различны. В цен­тральное приемное отделение больные могут быть доставлены: 1) машиной скорой медицинской помощи в случае возникновения остро­го или обострения хронического заболевания...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия