Студопедия — Методологические поиски в советской исторической науке
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Методологические поиски в советской исторической науке






 

Итак, можно вполне определенно утверждать, что марксистско-ленинская концепция истории сложилась как официальная, была определяющей на протяжении многих лет существования советского государства, и, меняясь в некоторых частностях, в своих основных чертах оставалась неизменной. Вместе с тем, несмотря на идеологические клише, советская историческая наука, в силу как внутреннего развития, так и внутренних и внешних обстоятельств, временами вставала перед необходимостью ревизовать свой методологический арсенал. Это происходит в середине 1930-х годов, затем – во второй половине 1950-х – начале 1960-х годов и, наконец, явное обострение интереса к вопросам теории и методологии науки приходится на период начиная с 1980-х годов, когда нарастание интереса к проблемам научного познания, методологии исторического исследования происходило по мере ослабления, а затем и исчезновения прежнего идеологического контроля [95].

Это показывает, с одной стороны, то, что узость методологии, навязываемой историческому сообществу политической элитой, была ясна исследователям уже давно. С другой стороны, это позволяет сделать вывод, что процессы, начавшиеся в исторической науке в послевоенное время и явно проявившиеся в 1980-е годы, были не случайными, а исторически подготовленными.

Рассматривая объективную структуру процесса исследования и строение образующих ее компонентов, историки стремились распространить на историческую науку общие критерии научности, выработанные логикой развития и методологией науки. Отсюда усиление интереса к науковедению.

Уже 1960-е годы были отмечены выходом ряда фундаментальных трудов по проблемам методологии, а также изданием переводов ряда работ зарубежных теоретиков науки.

Из круга проблем теоретико-методологического характера можно выделить темы теории науки в целом (Дж. Бернал, Б.М.Кедров, Дж.Льюис и др.), теории общественно-экономических формаций, теории и методологии истории и общественных наук в целом. Особый интерес стали вызывать труды выдающихся теоретиков и практиков науки, содержащие индивидуальный опыт ученого. Причем интерес в последнем ареале был проявлен как к отечественным мыслителям различных эпох, так и к зарубежным (М.Блок, В.И.Вернадский, Е.М.Жуков, Р.Дж.Коллингвуд, П.Л.Капица, В.В.Косолапов, П.Сорокин, Н.Стефанов, Л.Февр и др.).

Советские историки старались отслеживать опыт зарубежных коллег во всей его полноте, хотя это по-прежнему облекалось в привычные для советской науки формы критики «антимарксистских», «антисоветских», «буржуазных» концепций (О.Л.Вайнштейн, И.А.Гобозов, А.А.Порк и др.).

Особое значение приобретает вопрос о соотношении истории и социологии. Стремительно развивавшаяся во всем мире социология стала в определенном смысле «теснить» историю. Советские ученые оценили такую опасность, справедливо считая, что социология не может заменить историю, адресованную именно личному началу. Так, А.Гулыга еще в конце 1960-х годов отмечал, что «целый ряд дисциплин обществоведения обращен не только к массовым процессам, но и к личности, ее уникальному духовному миру. У обществоведения два лица - социологическое и гуманитарное». Такое видение проблемы предполагает необходимость подходов к познанию законов общественного развития в рамках различных наук, в том числе и исторической, исходя из того, что у каждой общественной науки имеется свое поле деятельности. Так, «предметом истории является изучение законов общественного развития в их конкретных проявлениях», но история - наука живого знания, «история нуждается в конкретном объяснении происходящего, и простая ссылка на социологические законы вопроса не решает».[96]

Вместе с тем, социология в глазах многих в то время якобы давала возможность «моделирования» общественных процессов, вплоть до «предвидения будущего». Большинство советских историков были, однако, солидарны в том, что от законов исторической науки нельзя требовать невозможного, а именно скрупулезного объяснения и предсказания конкретных исторических событий, поступков и даже поведения отдельных лиц.

В то же время проблема предметности исторической науки, как занятой именно «областью общественной жизни», была поставлена, но по существу так и не была решена. Один из крупнейших специалистов в области методологии истории и теории познания, М.А.Барг, писал уже в 1980-е годы: «...в нашей литературе не выработано до сих пор общепринятого определения предмета исторической науки и целей осуществляемого ею познания. В одних случаях от подобного определения молчаливо уклоняются, в других случаях ответ дается в терминах равносильных отказу от него».[97]

Проблема предмета исторической науки всегда была тесно связана с проблемой метода. В этой части научный поиск был достаточно активен. В целом в отношении методов исследования советские историки не были склонны к схоластике и апологетике именно метода как такового. Было достаточно очевидно, что исследование метода идет вслед за развитием самого научного познания, является его побочным продуктом. Опасность увлечения именно методом была связана с идеализацией формы в ущерб реальному познавательному процессу. Историки уже не разделяли мнения о том, что есть единственный правильный путь нахождения истины о природе и человеке.

Вместе с тем, специфической и реальной опасностью для советских историков было то, что единственно верной методологической основой познания, в том числе и знаний исторических, была провозглашена марксистско-ленинская теория, «единственно верная», «универсальная». Четкого же разделения содержания понятий «методология» и «методика» исторических исследований не существовало. Это всегда довлело над советскими историками, ибо любые поиски в этой сфере в любое время могли быть остановлены констатацией того, что в советской исторической науке существует «всеобщий» и «единственно верный» метод.

Но тем не менее уже в советское время были поставлены вопросы о критериях научности. Конечно, здесь отечественные историки стремились обезопасить себя ссылками на зарубежные авторитеты, хотя исследователям, занимавшимися методологическими поисками или работавшими преимущественно с конкретно-историческим материалом, становилось все более ясным: ограниченность каждой теории и каждой гипотезы вызвана тем, что научная философия дает нам истину, но не всю истину и не истину обо всем. Любые специалисты, в том числе и историки, «должны остерегаться приписывать теории полноту и законченность, которыми не может обладать ни одна система, придуманная человеком».[98]

В советское время была, хотя и достаточно робко, поставлена проблема соотношения материального и идеального в истории и степени отражения этого соотношения в исторической науке, проблема роли творческих импульсов в процессе научного познания. Историки задумались об опасности произвольного упрощения изучаемых событий и явлений в случае противопоставления этих начал. Все чаще они отмечают, что в области общественной жизни все эти объяснения дополняют друг друга и взаимопроникают одно в другое.

Вместе с тем, у подобного многомерного понимания исторического процесса было и много противников. Специально следует подчеркнуть, что считать идеологические структуры советского общества единственной силой, тормозящей научный поиск в области методологии, представлять это противостояние лишь по линии «наука-власть» было бы упрощением. Ведь, с одной стороны, как показали события, многие партийные чиновники оказались на поверку не такими ретроградами, какими их, казалось бы, должно было делать их положение. С другой стороны, в собственно научной среде, как оказалось, было много противников методологических поисков. Попытки преодоления ряда «узких мест» доминировавшего позитивистского подхода к научной деятельности зачастую встречали сопротивление внутри самого научного сообщества.

В этой связи принципиально важным подчеркнуть, что исторические науки следует рассматривать в общем ряду наук, и не только общественных. Интерес к методологическим поискам были характерны для всех наук, и борьба старого и нового велась повсеместно. «Цензоры от науки», взявшие на себя, по выражению академика Н.Бехтеревой, «право и почетную обязанность проверять на правильность гипотезы из разных областей познания» (она имела в виду деятельность так называемой Комиссии по борьбе с лженаукой, образованной в системе Академии наук под председательством академика Э.П.Круглякова) и в наши дни имеют достаточный ресурс. Применительно же к советскому времени, и тем более по отношению к общественным наукам, какой является история, возможности этих могущественных противников были необычайно широки. Поэтому следует иметь в виду: изучая отечественную историографию советского периода мы должны исследовать и анализировать не только то, что было написано и сказано историками, но и попытаться понять, что они хотели и могли сказать и написать, но не сказали и не написали, что осталось на дне их чернильницы и в сознании воспитанных ими учеников, традициях созданных ими научных школ.

Важной чертой советской исторической науки, несмотря ни на какие сложности и общественные потрясения унаследованные ею от дореволюционной науки и сохраненные, явился особый интерес к личности историка. Его также можно отнести к методологическим составляющим научного творчества. Личностный фактор всегда присутствует в процессе познания, в том числе и тогда, когда речь идет об истории. Можно утверждать, что представители отечественной исторической науки интуитивно скорректировали представление, вытекающее из марксистско-ленинского понимания науки, о ее полной исторической объективности, в то время, как всякая умственная работа в значительной степени основана на интересах и эмоциях и, следовательно, в основе своей субъективна.

Объект исследования всегда, а в истории особенно, воздействует на познающего. Образно-эмоциональное начало переходит из исследуемого материала в историческое повествование подчас даже помимо намерений автора. В силу этого отечественные историки всегда сами стремились избрать для себя объект исследования. Это относится и к советским временам.

Здесь следует иметь в виду следующие обстоятельства.

В советское время получила распространение новая, по сравнению с дореволюционным временем, форма научной деятельности. Для решения какой-либо важной исторической проблемы создавался коллектив исполнителей, часто из представителей смежных наук, которые сообща работали над ее решением. Это экономило время и усилия.

В то же время в отличие от зарубежной, прежде всего европейской и американской практики, эти коллективы не создавались специально для решения одной задачи. В СССР имелись научные подразделения, которые существовали длительное время и вели работу по определенным направлениям. Это давало историкам возможность известной научной мобильности, возможность сочетания «плановой» работы с личными научными интересами и предпочтениями исследователя.

И, что в данном случае особенно важно, организация советской исторической науки обычно не препятствовала возникновению и существованию направлений, индивидуальных школ, которые формировались вокруг крупных специалистов в области истории; которые в данном случае выступали в роли своеобразных «центров притяжения» для своих единомышленников и последователей. Мы можем говорить о существовавших в разное время школах Б.Ф.Поршнева, В.З.Дробижева, И.Д.Ковальченко. В.И.Бовыкина, В.Г.Тюкавкина и других крупных специалистов. В основе этих своеобразных научных сообществ находился прежде всего личностный фактор. Это можно рассматривать как ценнейшее наследие старой школы, восходящее к временам древности и средневековья. Исторические школы формировались вокруг ученых, обладавших не только широкими знаниями и эрудицией, но и нравственным авторитетом. В условиях определенных ограничений, налагаемых на научное творчество, эти школы служили, помимо прочего, формой и способом передачи исторических знаний, историографической традиции, преемственности, формой связи в исторической науке поколений исследователей.

Ковальченко Иван Дмитриевич. (1923-1995). Закончил Исторический факультет московского университета. Историк, источниковед, историограф. Занимался проблемами методологии науки, теории познания, аграрной истории. Работал на Историческом факультете Московского университета. Действительный член АН СССР (1987).

И не в последнюю очередь эти школы помогали вырабатывать и сохранять в науке методологические подходы к историческим разысканиям. Именно это, в конечном счете, и помогло отечественной науке пережить многочисленные перестройки, идеологическое и организационное давление, попытки внедрения в науку принципа клановости и протекционизма.

Не предусмотренная в организационной структуре научных учреждений и высшей школы, данная форма научного сообщества прошла через все время существования советской исторической науки и позволила в непростых условиях сохранить, а по ряду направлений и приумножить фактологическую базу и методологический арсенал отечественной исторической науки.

Особенностью подходов исследователей к решению методологических проблем в советское время была, как уже отмечалась, сложность прямой постановки методологических вопросов как таковых. Поэтому советская историческая наука ставила и пыталась решать эти вопросы в контексте историографической, археографической, источниковедческой, информационной и методической поддержки научных исследований. Особенно тесно эти вопросы оказались связанными с динамично развивавшимся в указанный период источниковедением.

Здесь можно констатировать связь советской исторической традиции с традицией источниковедения, вообще всей отечественной мыслительной традицией рубежа XIX-XX вв. Тогда проблемы источниковедения оказались в поле внимания не только историков, но и философов, филологов, юристов, социологов. Можно упомянуть опыт интерпретации проблем источниковедения в трудах Л.П.Карсавина, А.А.Шахматова, Д.М.Приселкова, А.С.Лаппо-Данилевского, других исследователей. Источник занимал почетное место в методологических построениях историков.

Послереволюционная тенденция к усилению социологизма в науке, пренебрежение первого поколения «историков-марксистов» к кропотливой работе с источниками, к сбору фактов привели к падению в сознании историков понимания важности источниковедения.

После войны ситуация начинает меняться. В конце 1950-х гг. вновь, после длительного перерыва, заговорили о научном источниковедении, которое вооружает ученого целым рядом приемов, которые позволяет путем анализа самого документа и сопоставления его с другими источниками более или менее точно определить степень его надежности и достоверности.[99] Так, советские историки вернулись к размышлениям об источниках, важности и многогранности информации, которую они несут, и необходимости развивать умение историков считывать эту информацию.

Важно было вернуться и к тем принципам работы с источниками, которые утверждал в отечественной исторической науке В.О.Ключевский. Онтология источника, все аспекты его проявления находились в центре научной критики источников, на которую нацеливал Ключевский.

Традиции Ключевского, традиции исторического источниковедения в Московском университете не были прерваны, несмотря на все организационные неурядицы 1920-1930-х годов. Не вдаваясь в детали, отметим лишь те главные линии, которые видятся нам. Это, безусловно, творческое и педагогическое кредо академика Б.А.Рыбакова (образно выражаясь можно сказать, что в советское источниковедение мы пришли по мосту, называемому «Ремесло древней Руси», М.,1948), и наследие академика М.Н.Тихомирова, создавшего на историческом факультете МГУ кафедру источниковедения.

На протяжении всей свой научной деятельности М.Н.Тихомиров уделял большое внимание вопросам историографии. В его исследованиях можно найти оценки исторических взглядов его предшественников и коллег по историческому цеху, в основном касавшихся сюжетов истории феодальной России. Уже в последние годы жизни М.Н.Тихомиров высказал ряд замечаний общего историографического характера, имевших важное методологическое значение для изучения истории в целом.

В работе под характерным названием «О значении исторической науки» он ставит вопросы о значении истории и исторической науки, актуальности истории, ее месте в жизни человеческого общества. Отмечая устойчивость традиций изучения истории, важность этой работы для общества он отмечает важность изучения самой историографической традиции. «Тенденцию от истины могут отличить позднейшие исследователи, - пишет Михаил Николаевич, - но ни один позднейший исследователь не может прибавить к историческим фактам что-либо новое, не опираясь на современников описываемых событий. К тому же освещение фактов в трудах более ранних историков само по себе является ценным для будущих поколений. Можно написать интересную и правдивую историю на основании только архивных документов, но нельзя заполнить и восстановить те факты, которые были известны только современникам»[100].

В связи с этим ученый ставит перед историками две основных задачи. Первая «задача нашего поколения … заключается в том, чтобы дать историю нашего времени на основании и документов, и сведений современников. Документы останутся, а рассказы современников исчезнут. И никто их уже не восстановит, если они инее будут записаны». Вторая насущная задача – это собирание материалов; «для этого необходимо применить все современные технические средства». Как было бы интересно и полезно, отмечает М.Н.Тихомиров, если бы студенты могли услышать записи лекций, прочитанных в свое время Тарле, Грековым и другими корифеями исторического знания; пройдет время, и голоса теперь еще живых людей «исчезнут навсегда». «Историческая наука, - подводил итог М.Н.Тихомиров, - нуждается во внедрении новых способов собирания сведений о прошлых событиях, нуждается остро и не может обойтись без новой техники, а историки, - сетовал он, - ее почти не применяют»[101].

Именно М.Н.Тихомиров своей научной и организационной деятельностью в это время заложил основы источниковедения массовых источников, которое в 1970-х годах оформилось как самостоятельная линия в источниковедении. Именно с этим тогда было связано развитие теоретического источниковедения.

Массовые источники стали прочно ассоциироваться с массовыми явлениями, имеющими вид определенных социальных систем, подающихся структурной интерпретации. «Массовые источники отражают сущность и взаимодействие массовых объектов, составляющих эти системы, а, следовательно, строение, свойства и состояние самих систем», подчеркивается в одном из первых и научно значимом издании по данной проблематике[102]. В этой связи обратим внимание: речь здесь идет о строении, свойствах и состоянии этих систем, то есть о качественных характеристиках объектов. Работа с источниками, и тем более массовыми, - это важная составная часть методологии исторического исследования.

Считаем необходимым подчеркнуть также, что важнейшим стимулом развития отечественного источниковедения явилось решение задачи изучения социально-экономических параметров исторического бытия России, тех глубинных исторических процессов, к изучению которых собственно и приступила советская историческая наука на заключительном этапе своего развития. Именно в этой проблематике постановка источниковедческих проблем приобрела не столько теоретическое, сколько сугубо практическое значение: найти источники, реконструировать утраченные комплексы, компенсировать пробелы, выявить с помощью специальных методов скрытую, не явно выраженную в источнике информацию. Особую роль в практике анализа и использования источников сыграла уникальная российская традиция земской и фабрично-заводской статистики. Советские историки, опираясь на достижения предшественников, совершили прорыв в источниковедении

Источниковедение массовых источников дало импульс дальнейшему развитию видового источниковедения, сделало необходимым обращение к теории информации и стимулировало бурное развитие количественных методов. В первую очередь это труды И.Д.Ковальченко и его коллег и учеников.

Источниковедение массовых источников становится методом исторического исследования, построенным на внутреннем единстве онтологического и гносеологического подходов к источнику. Приемы источниковедения массовых источников выработаны на материалах истории России XIX-XX веков и применительно к социально-экономической истории в первую очередь. И это естественно. Сам метод ориентирован на широкую, относительно хорошо сохранившуюся источниковую базу. И по существу он является итогом распространения традиции исторического источниковедения на новый и новейший период отечественной истории.

Обострился интерес к истории коммунистической партии. Все чаще стали делать акцент на ее социал-демократической природе. Вернулись к взглядам и судьбам многих выдающихся социал-демократов, в первую очередь Г.В.Плеханову. Вспомнили его пророчества об азиатской деспотии как неизбежной судьбе большевистского режима. В этом контексте ученые ставили задачу изучения в сравнительно-историческом плане тоталитарных и контрреволюционных режимов. Понятия «классовые силы», «союз классовых сил» стали привлекать историков в связи с трактовкой соотношения объективного и субъективного факторов революционного процесса.

При изучении истории самой партии, кроме того, предлагалось внимательно приглядеться к проблеме формирования оппозиции внутри партии, еще раз вдуматься в смысл и сущность внутрипартийных дискуссий 1920-х годов, верифицировать цифры о числе членов партии на революционном этапе от февраля к октябрю. Историки поставили вопросы, почему не вводятся в научный оборот многие хорошо известные источники по истории партии, что мешает в этом случае реализации научных подходов в исторической науке.

Здесь необходимо заметить, что в советский период изложение и тем более поправки в концепцию истории СССР были невозможны без предварительных соответствующих «установок» в области истории КПСС. Даже учебные планы этой дисциплины, преподававшейся до этого времени практически во всех вузах страны, не могли изменяться без соответствующего благословения "сверху". Историки партии были обязаны в своей работе исходить исключительно из партийных установок.

Новым словом в истории правящей партии в свое время должна была стать шеститомная «История КПСС», однако они никак не могли завершиться изданием[103].

Тома с 1-го по пятый (книга первая), в которых освещалась история партии с 1883 по 1958 гг., вышли из печати в период с 1964 по 1971 гг., и события в них доводятся до 1945 г. Вторая книга пятого тома, (в которой события доводятся до 1959 г.), была издана лишь в 1980 гг. Работа же над изданием в целом так и не была завершена, хотя на это направление, по тогдашним понятиям «идеологически» важное, были мобилизованы лучшие специалисты в данной области. Готовые макеты книги заключительного тома, издававшиеся под эгидой ИМЛ, браковались один за другим, пока не наступил 1991 г.

Такая «заминка» послужила причиной того, что успешно начавшаяся издаваться с 1966 г. 12-томная "История СССР" также не смогла получить своего завершения[104]. А ведь тома с 1 по 8 этого издания, в котором была сделана попытка, во многих отношениях успешная, дать изложение истории страны в свете новейших по тому времени исследований, вышли в свет в течение всего двух лет, с 1966 по 1968 гг. (последним по времени выхода был шестой том). В томе 8-м изложение доведено до 1932 года. Том 9-й («Построение социализма в СССР. 1933-1941 гг.») читатели получили в 1971 году, 10-й («СССР в годы Великой отечественной войны 1941-1945 гг.») – в 1973-м, а 11-й («Советский Союз на пути к развитому социализму. 1945-1961 гг.» – лишь в 1980-м. Том по современности, повторим, так и не увидел свет.

Таким образом, ни то, ни другое издание так и не было завершено. Этот факт можно рассматривать в качестве одного из показателей кризиса советской исторической науки.

В 1980-е гг. активизируется издательская деятельность в области истории партии. Она, хотя и с различной интенсивностью, велась на всем протяжении существования советской власти. Так, осуществлялась публикация материалов ряда пленумов, съездов партии, отдельных важный партийных документов, сборники работ деятелей коммунистической партии и т.д.

Здесь необходимо пояснить: соответствующая издательская деятельность в советское время осуществлялась в специализированны историко-партийных учреждениях; в основном этим занимался ИМЛ при ЦК КПСС. Имелись и соответствующие специализированные издательства. Высшие партийные учреждения имели монополию на комментарии к документам, состав документальных сборников, направленность комментариев утверждались высшими партийными инстанциями. В этой связи следует отметить, что в исторической науке, кроме отмеченных выше, существовал целый ряд непреложных правил. Так, ссылки на работы классиков марксизма-ленинизма, на партийные документы должны были даваться по последнему по времени изданию этих документов, (Состав публикаций, даже таких принципиально важных, как, например, «КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК», мог существенно различаться. При этом в каждом более позднем издании могли быть опубликованы новые, но вместе с тем могли быть изъяты некоторые из документов, опубликованных в более ранних изданиях. Как правило, это определялось политической конъюнктурой). В 1980-х гг. была развернута работа над новым изданием «КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК», началось новое издание сочинений К.Маркса и Ф.Энгельса (параллельно на немецком и русском языках). Развернулась работа над подготовкой к изданию материалов ряда пленумов ЦК партии, стенограммы XIV съезда РКП(б), материалы которого не переиздавались со времени первой публикации. Предпринимались издания ряда тематических сборников документов, работ ряда видных деятелей коммунистической партии, в том числе и репрессированных (Н.И.Бухарин, Л.Д.Троцкий и др.). При этом отметим, что качество изданий, профессиональная подготовка кадров, осуществлявших выпуск указанной литературы, технически обеспечивавших эти издания, были очень высоки, и образцы издаваемой тогда продукции могут в известном смысле и по сей день служить эталоном издательской культуры.

Однако, несмотря на огромные усилия новой верхушки КПСС, попытки научного пересмотра концепции истории партии стали во второй половине 1980-х гг. быстро терять энергетику. Работа в этом направлении, оказывается, не приблизила истину, а "отодвинула горизонт познания". Вдруг оказалось непонятным, куда, в каком направлении, к каким истокам следует возвращаться: если к Ленину, то к какому – 90-х годов XIX в., периода первой русской революции или периода эмиграции, военного коммунизма или НЭПа? К тому же у В.И.Ленина и не оказалось развернутой концепции истории. В нем все более выявлялся не ученый, а политик, для которого на первом месте была политическая целесообразность и который и не ставил своей целью содействовать развитию исторической науки как отрасли научного знания. Деятели, которые в советской историографии ассоциировались с ленинским окружением, которые, как считалось, были хранителями его заветов и боролись с наступающим культом личности, а также те, кто в свое время создавал труды по истории партии, закладывал концепцию ее трактовки, представали отнюдь не такими однозначными фигурами. Оценка ряда исторических событий и явлений, даваемая в партийных документах прошлого, в ряде случаев не согласовывалась с историческими реалиями. Основанные на них концепции исторического процесса (М.Н.Покровского, «Краткого курса», учебника под редакцией Б.Н.Пономарева, выдержавшего огромное количество изданий, и др.) к этому времени были раскритикованы, оказались дискредитированы, так же, как ряд деятелей советской эпохи. В конце 1980-х гг. споры эти уже выплескиваются за пределы исторического сообщества. Проблемы истории, особенно в их историко-партийной трактовке, перестают быть предметом лишь научных изысканий; в общественном сознании они все теснее и определеннее связываются с актуальной общественной практикой, с проблемами, с которыми столкнулось общество в это время.

Эти обстоятельства, а также политическая подоплека происходившего, определили тот факт, что на марксистских позициях, сопротивляясь новым веяниям, объединились и те исследователи, которые догматически придерживались просталинских взглядов на историю нашей страны, и те, которые стояли на позициях ранее критиковавших их шестидесятников, то есть, говоря привычным партийным языком, и "догматики", и "ревизионисты". Эти разногласия при ближайшем рассмотрении оказались тактическими, а стратегическая цель - спасение марксизма-ленинизма в качестве универсальной теории, сохранение марксистко-ленинских подходов к истории, - оказалась более важной и на данном этапе объединяющей.

Для ориентированных подобным образом историков в равной степени оказались характерными неприятие новых веяний в науке, нежелание непредвзято проанализировать новое, их политические убеждения, наконец, их связи и интересы, лежавшие в социалистическом прошлом, наконец, продиктовали им вектор ориентации в новой реальности. История для многих из них снова оказалась "политикой, опрокинутой в прошлое". Характерно, что случилось это именно в ходе поисков «ленинской модели» развития общества и его концепции истории. Другая же часть тех, кто продолжал поиски ленинской модели, как правило, не удержались на марксистских позициях и их взгляды совершили дальнейшую эволюцию.

Как отмечалось выше, советская историческая наука имела на своем счету немало творческих достижений; нет оснований утверждать, что в ней якобы было обязательным освещение всех исторических событий и явлений лишь под определенным свыше углом зрения. Однако в ней действительно существовали сюжеты, при освещении которых следовало исходить из определенных постулатов. Историография ряда проблем отечественной истории оказалась утяжелена ленинским наследием. Советские историки это понимали достаточно отчетливо.

Конечно, в историческом цехе было понимание того, что Ленин был не историком, а политиком, и его взгляды, его работы были не трудами исследователя, а формулировками стратегии и тактики главой революционной партии, борющейся за власть, а впоследствии удерживающую эту власть, не особенно заботясь о средствах, однако прямо говорить об этом было «не принято». Понимание это росло по мере накопления фактического материала, который заставлял пересматривать некоторые ленинские оценки исторических событий и явлений. Особенно явно это проявилось на заключительном этапе развития советской исторической науки. И та обвальная критика ленинизма и Ленина лично, которая буквально прорвалась в обществе в конце 1980-х – начале 1990-х годов, была такой интенсивной, как представляется, не только потому, что историкам и обществу стали известны в больших объемах какие-то новые документальные свидетельства этого факта, но и потому, что наконец-то вырвалось наружу долго накапливавшееся в сознании представителей исторической науки недовольство вынужденным умолчанием о достаточно очевидных вещах.

Пересмотр взглядов на теоретическое наследие В.И.Ленина как на единственно возможную методологическую основу исторического анализа стал результатом развития отечественной историографии. Этому способствовали ослабление жесткости идеологического контроля в 1960-е гг., расширение источниковой базы исследований по отечественной истории, вовлечение в научный оборот работ отечественных и зарубежных авторов, в том числе тех, кто вначале ХХ века находился по другую сторону баррикад, ряд других факторов (о некоторых из них шла речь выше).

Ленинская тема в советской исторической науке на последнем этапе ее развития приобрела дополнительную остроту не только потому, что исследовательский опыт в целом ряде тем, в которых ранее доминировали ленинские взгляды, заставил скорректировать теорию и методологию социалистического строительства, но и потому, что обострилась политическая борьба по вопросам исторической перспективы существования советского государства. В общественной и научной практике В.И.Ленин воспринимался как основоположник советского государства, и внесение существенных поправок в теорию и историю создания этого государства заставляло вносить поправки и в ленинские взгляды. Это объективно означало признание краха веры в непогрешимость Вождя. Ранее обнаруживавшиеся «отклонения» от «генеральной линии» строительства социализма объяснялись «перегибами», деятельностью «антипартийных групп», «культом личности», «волюнтаризмом» и т.д. К 1980-м годам эти факторы были исчерпаны, и критический анализ вторгся, наконец, на ранее закрытую для него территорию – теоретического наследия В.И.Ленина.

Здесь следует иметь в виду некоторые обстоятельства.

Преодоление ленинских взглядов могло идти по ряду направлений и с различных позиций. Для историков самым естественным было преодолевать эти взгляды с опорой на новое знание, на новые источники. Значительная часть историков и пошла по этому пути.

Вместе с тем, важно было отделить образ реального Ленина-политика от образа Ленина-историка, созданного советской исторической традицией. Это, как представляется, и было одной из основных и очень сложной задачей, стоящей перед обществоведами. К сожалению, многие историки в критике ленинской методологии стали выходить за пределы научных оценок ленинского наследия, и хотя их человеческая позиция была во многом понятна, это в действительности привело к чрезвычайной политизации исторической науки, заставило ее действовать «на чужом поле» и вместо аргументированной научной критики ленинских исторических представлений отечественная историческая наука встала на путь в основном их чисто эмоциональной, а потому поверхностной оценки с использованием аргументации, почерпнутой из написанных много лет назад работ С.П.Мельгунова, И.В.Гессена или произведений А.И.Солженицына.

С другой стороны, советское государство за время своего существования прошло длительный и сложный путь развития, от роли «плацдарма» мировой революции до формы отечественной государственности. Между эпохой В.И.Ленина и современностью пролегла целая историческая эпоха. Практика государственного строительства уже далеко отошла от практики эпохи «военного коммунизма» и НЭПа, жизнь внесла существенные коррективы и в исторические представления ленинских времен, и в позднейшие оценки теории и практики социалистического строительства.

К 1980-м годам в общественной жизни советского государства и соответственно в общественных науках сложилась сложная и в чем-то деликатная ситуация. В условиях господства социалистической модели общества марксизм-ленинизм был господствующей идеологией, и эта идеология пронизывала все поры общества. Вместе с тем, в обществе нарастал вал критики в адрес этой идеологии, в адрес той методологии в общественных науках, которую эта идеология продуцировала. Однако в реалиях той эпохи было трудно провести четкую грань между тем, где заканчивается поле научных дискуссий и начинается поле политической борьбы, и в развитие этого – где борьба с господствующей социально-политической системой перерастает в борьбу с конкретно-исторической формой российской государственности, то есть возникает реальная опасность оппозиции не просто в отношении формы государственности, но и в отношении самой сущности российского государства. И действительно, борьба вокруг надстроечных явлений, вокруг внешних форм государственности, вокруг концепций и вопросов анализа путей социалистического строительства в СССР обернулась в конечном ито







Дата добавления: 2015-09-18; просмотров: 1606. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Общая и профессиональная культура педагога: сущность, специфика, взаимосвязь Педагогическая культура- часть общечеловеческих культуры, в которой запечатлил духовные и материальные ценности образования и воспитания, осуществляя образовательно-воспитательный процесс...

Устройство рабочих органов мясорубки Независимо от марки мясорубки и её технических характеристик, все они имеют принципиально одинаковые устройства...

Ведение учета результатов боевой подготовки в роте и во взводе Содержание журнала учета боевой подготовки во взводе. Учет результатов боевой подготовки - есть отражение количественных и качественных показателей выполнения планов подготовки соединений...

Примеры задач для самостоятельного решения. 1.Спрос и предложение на обеды в студенческой столовой описываются уравнениями: QD = 2400 – 100P; QS = 1000 + 250P   1.Спрос и предложение на обеды в студенческой столовой описываются уравнениями: QD = 2400 – 100P; QS = 1000 + 250P...

Дизартрии у детей Выделение клинических форм дизартрии у детей является в большой степени условным, так как у них крайне редко бывают локальные поражения мозга, с которыми связаны четко определенные синдромы двигательных нарушений...

Педагогическая структура процесса социализации Характеризуя социализацию как педагогический процессе, следует рассмотреть ее основные компоненты: цель, содержание, средства, функции субъекта и объекта...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия