Студопедия — ЧТО ТАКОЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ И НОРМЫ?
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ЧТО ТАКОЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ И НОРМЫ?






Понятие «ценность» употребляется в различных значени­ях. В частности, ценность рассматривается как предмет, приносящий какую-либо пользу и способный удовлетворить ту или иную потребность человека; как идеал; как норма; как значимость чего-либо вообще для человека, социальной группы, общества.

Эти понимания (или подходы) отражают ту или иную сторону ценностей, и их нужно рассматривать не как взаи­моисключающие, а как взаимодополняющие характеристи­ку ценностей.

В самом общем смысле ценность означает положитель­ную или отрицательную значимость какого-либо объекта (природного и культурного предмета, явления, идеи, поступ­ка) для субъекта (человека, группы, общества).

Существуют разные способы классификации ценностей. Так, выделяют высшие, или абсолютные, ценности (их час­то называют ценности-цели); говорят о положительных и отрицательных ценностях; разделяют их на материальные и духовные и т. д. Вместе с тем подчеркивается, что все цен-


йости находятся во взаимосвязи, в единстве и образуют це­лостный внутренний мир человека—«пирамиду ценнос­тей».

Ни одно общество, ни один человек не может жить без ценностей. При этом, безусловно, у разных людей и обще­ственных систем ценности различны. Скажем, традиционное и информационное общества отличаются друг от друга, прежде всего, своими духовными ценностями. Однако суще­ствует и сходство ценностей, ибо все мы — люди, чем бы ни занимались и где бы ни жили.

«Являясь лицом и притязая на безусловное нравствен- }
{ ное значение, я должен и в других лицах признать та- j
! кую же безусловную ценность». {

• П. И. Новгородцев (1866—1924), русский правовед j

Задайте себе простой вопрос: кому хочется быть больным и бедным, неполноценным, одиноким, уродливым и т. д.? И вы почувствуете реальную возможность сближения ценнос­тей. Индивидуальные различия состоят в том, какие ценно­сти являются доминирующими для данного конкретного лица. Для кого-то важно, прежде всего, материальное бла­гополучие любой ценой. Он готов, как говорится, «продать себя подороже», например жениться по расчету. А для дру­гого высшая ценность — любовь, и он не поступится этим чувством.

При всем многообразии есть целый ряд ценностей, одоб­ряемых и разделяемых большинством людей. Речь идет, как вы поняли, об общечеловеческих ценностях. Они представ­ляют собой набор самых общих требований к поведению че­ловека, принадлежащего любой культуре. В науке предпри­нимались попытки сравнить высшие ценности народов мира. И оказалось, что в них больше общего, чем различий. Уверенно можно говорить о наличии единой, высшей и аб­солютной социальной ценности всех культур — человека и его жизни. Все остальные ценности служат сохранению и развитию человека. К ним в первую очередь относятся добро, истина, красота, справедливость, честь, порядочность, честность, любовь, дружба, верность, патриотизм и т. д.

Роль этих ценностей огромна. Совпадение ценностей представляет собой основу любых социальных связей, при­дает им стабильность, прочность, устойчивость, способству­ет взаимодействию и сближению народов, культур, религий. Эти ценности нашли отражение в международных докумен­тах о правах человека.

Любая ценность по сути своей имеет социальный харак­тер. Под социальной ценностью в науке понимают компо­нент общественной жизни (социальной системы), наделен­ный особым значением в сознании индивидуума или в общественном сознании. Социальной ценностью может обла-


дать любой объект (материальный или идеальный), если он служит неким фокусом устремлений, желаний для личнос­ти или группы, рассматривается как важное условие суще­ствования. Естественно, что ценности активно воздействуют на сознание и поведение людей.

Возьмем, к примеру, человека, для которого важнейшей социальной ценностью является свобода. Можно предполо­жить, что такой человек будет искать условия, в которых она возможна, и будет испытывать неудовлетворенность там, где свобода ограничена. А ее утрата для него становит­ся абсолютно неприемлемой (пусть даже она компенсирова­на другими, менее значимыми для него благами). Человек будет испытывать социальный дискомфорт.

И здесь необходимо подчеркнуть соотношение между ценностью и нормой. Ценности как социальному регулято­ру свойственна высокая степень абстрактности, умозритель­ности. Ценность — это мир внутренних устремлений, она лишь указывает на нечто желаемое. Однако между тем, что усвоено «в мыслях», в сознании, и его практическим вопло­щением существует ощутимый разрыв. Так, в случае утра­ты человеком свободы она не станет для него менее ценной. Если человек не смирится с утратой, он может совершить реальные социальные действия. А действия всегда связаны с допустимой границей, или, иначе говоря, с социальной нормой.

Из этих рассуждений можно понять, что духовное регу­лирование социальных явлений представляет собой слож­ную систему, куда, помимо ценностей, осуществляющих са­мую общую регуляцию поведения, входят еще и социальные нормы.

Понятие «норма» наука трактует довольно широко. Нор­му определяют как признанный обязательным порядок, стандарт, образец, как форму регуляции и контроля различ­ных систем — биологических, технических, а также соци­альных. Норма устанавливает границу (меру) возможного и должного. Она в концентрированном виде выражает объек­тивную потребность общества в упорядочении действий и взаимоотношений людей.

В самом обобщенном виде нормы условно подразделяют на две большие группы — социальные и технические. Тех­нические нормы регулируют отношения между людьми и внешним миром, природой, техникой. Отношения такого типа можно, например, выразить формулами «человек и машина», «человек и орудие труда».

Социальные нормы (или «общественные правила») всегда регулируют отношения между людьми и их объединениями, иными словами, социальную жизнь. Эти отношения можно выразить формулой «человек и человек». И если ценность


дает нам самое общее, абстрактное представление о желае­мом, социальная норма достаточно жестко определяет стан­дарт действия, регулирующий поведение людей в обществе независимо от индивидуальных оттенков. Благодаря соци­альной норме каждый из нас имеет возможность знать, как следует поступать в той или иной ситуации. Более того, мы вправе ожидать аналогичного поведения от других людей. Так достигается нормативная упорядоченность человеческих действий.

Итак, социальную норму можно определить как обще­обязательное правило поведения, устанавливающее допус­тимые границы деятельности. За таким правилом обяза­тельно стоит санкция — награда или наказание, одобрение или порицание и т. д.

Существуют различные подходы к классификации соци­альных норм. Во всяком случае, можно твердо назвать сле­дующие виды социальных норм: моральные, правовые, по­литические, религиозные, корпоративные, а также нормы обычаев, традиций, обрядов, ритуалов и т. д. Все социаль­ные нормы взаимосвязаны и составляют единую систему со­циального регулирования. Вместе с тем принято подчерки­вать особую значимость моральных и правовых норм.







Дата добавления: 2015-09-18; просмотров: 529. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Йодометрия. Характеристика метода Метод йодометрии основан на ОВ-реакциях, связанных с превращением I2 в ионы I- и обратно...

Броматометрия и бромометрия Броматометрический метод основан на окислении вос­становителей броматом калия в кислой среде...

Метод Фольгарда (роданометрия или тиоцианатометрия) Метод Фольгарда основан на применении в качестве осадителя титрованного раствора, содержащего роданид-ионы SCN...

Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Краткая психологическая характеристика возрастных периодов.Первый критический период развития ребенка — период новорожденности Психоаналитики говорят, что это первая травма, которую переживает ребенок, и она настолько сильна, что вся последую­щая жизнь проходит под знаком этой травмы...

РЕВМАТИЧЕСКИЕ БОЛЕЗНИ Ревматические болезни(или диффузные болезни соединительно ткани(ДБСТ))— это группа заболеваний, характеризующихся первичным системным поражением соединительной ткани в связи с нарушением иммунного гомеостаза...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия