Студопедия — Завоевания турок-османов
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Завоевания турок-османов






(Хюсейн, «Удивительные события»)

 

Хюсейн (конец XVI в. – ок. 1650 г.), автор летописи «Удивительные события», использовал в своем сочинении сообщения ближневосточных хроник двух предыдущих столетий. Ниже приводится отрывок о военно-законодательной деятельности турецкого султана Орхана (1324-1359 гг.).

 

При Орхане степень славы Османской династии возвысилась. Однажды ставший везиром1 Алаэддин сказал султану Орхану: – Хвала всевышнему, знамя победы и султаната поднято, воины прибывают к вашей счастливой столице и собираются под вашим знаменем. Отныне по правилам султанов надлежит составить несколько законов. Прежде всего надо начать чеканить монеты от вашего имени. До сего времени мы признавали монеты, оставшиеся от Сельджукидов. И не был еще приобретен большой город, подходящий для монетного двора. Теперь мы захватили такой огромный город, как Бурса.

Тогда султан назначил нужных людей, и чеканилась монета...

Второе суждение Алаэддина. Во всех самостоятельных владениях Рума и у их войска имеются особые одежды и отличительные знаки. Только у этого войска, ведущего войну с неверными, нет особой одежды и нет различия между сипахием [всадником]-господином и райятом2-простолюдином. Большинство правителей Рума надевают на голову золототканый колпак и корону. Большинство сипахиев надевают колпаки из красной материи, а некоторые – золоченые и черные колпаки. Вашему войску достойно было бы надевать колпаки из белой материи в знак почитания сунны (преданий) пророка, и это поднимает вас в глазах других правителей. Султан Орхан принял этот совет и издал указ о том, чтобы войско его и гулямы3 надевали белые колпаки...

Третье суждение Алаэддина. Вследствие существующей вражды между мусульманами и идолопоклонниками4 необходимо обязательное умножение войска для ведения многочисленных войн против неверных в обширных областях. Запишем в войско некоторое количество подрастающих мальчиков из турок с жалованьем по 1 акче в день и назовем [это войско] яя5. Каждой сотне назначим начальника из всадников (сювари6) и на каждую тысячу – одного бея. Когда придется идти в поход, пусть им выдается жалованье, а когда похода нет – жалованье их пусть остается в казне, они же в назначенных местах пусть обрабатывают землю и от положенных повинностей пусть будут свободны. Орхан-хан, приняв и этот совет брата, дал наименование пехотному войску яя, поставил в качестве сотника (юзба- ши) сювари под названием мюселлем и тысячника (бинбаши) под названием яя-бей. В качестве верховного военного судьи (кади-аскер) над этим войском был поставлен Кара Халил…


Алаэддин-паша и... Кара Халил стали снова советоваться об увеличении войска. Они представили султану Орхану следующее: «Большинство стран кяфиров с их детьми уже покорено; мужчины и женщины их превращены в рабов. Все они ваши рабы и рабыни. Взять несколько тысяч из детей неверных дозволено и возможно». Султан Орхан принял совет брата и дал указ о создании нового войска (ени чери). Вышеупомянутый [Алаэддин] выбрал некоторое количество близких к возмужалости мальчиков из кяфиров и дал им наименование девширме (сбор). Затем он распределил их среди турок (знатных, ремесленников и простых людей – райятов), чтобы они обучились турецкому языку и рабскому служению. Через несколько лет этих мальчиков отобрали у турок и поместили в аджеми-огланы а после этого выпустили ко двору. Вот этому новому отряду и дали наименование «новое войско» (ени чери, янычары). Им было положено жалованье по 1 иакче в день с надбавкой за выслугу. В походах и при султанах они стали наиболее надежными слугами династии Османов.

 

1 Везир – султанский министр.

2 Гулямы – низшая категория воинов, обслуживавшая ленников.

3 Т. е. немусульманами.

4 Яя – пехота.

5 Сювари – «всадник», владелец леца, конный рыцарь.

 

 

Битва на Косовом поле (15 июля 1389 г.)

15 июля 1389 г. на Косовом поле в Сербии сербы, хорваты и босницы встретили полчища турецкого султана Мурада и его союзников. Трагическая битва, приведшая к покорению османами югославян, нашла отражение в многочисленных произведениях.

 

(Описание битвы на Косовом поле по сербским источникам)

 

Описание битвы на Косовом поле составлено, по предположению историков, выходцем из Далмации, принявшим венецианское подданство. Переводя с греческого языка на староитальянский «Историю» византийского дипломата и историка Дуки, он вставил в текст произведения обширный рассказ о битве, в котором использовал сведения, почерпнутые из сербских источников, а также народные легенды.

 

Деспот Сербии Лазарь, сын Стефана1, узнав о столь ужасном и жестоком деле2, велел тотчас собраться всем баронам и князьям своей державы и привел это войско на большое поле Косово, расположенное недалеко от богатого города Новамонте3 у реки Сиеницы4. Боснийский король Юатко5 поручил своему племяннику Влатко Влагенику6 с 20 тысячами храбрых воинов оказать помощь своему соседу и соратнику Лазарю.

Итак, Лазарь, отдав приказание своим людям и хорошо разместив свое войско, очень настойчиво, с большим вдохновением стал воодушевлять и убеждать всех христиан отважно сражаться с турками... Со своей стороны, правитель Мурад7, боясь, что в силу могущества противника он может не сохранить превосходство, приобретенное в столь трудной борьбе, а также возжаждав христианской крови, велел своему войску выступить с большей частью военного снаряжения. Таким образом, оба эти самодержца, враги по законам, вере и власти, на следующий день сошлись в битве друг с другом вместе со своими войсками...

Мурад очень хотел своими письмами через секретных посланцев попытаться привлечь и склонить на свою сторону за большое вознаграждение капитана8 у Лазаря – Милоша Кобыловича9, человека и душой и телом настолько отважного и смелого, что нельзя было найти подобного ему в то время во всем мире...

Пришел... день назначенной битвы10. И Милош... поднялся на своего могучего коня, взял поводья из блестящих железных колец и повернул коня против вражеского войска. Переправившись через реку Сиеницу как перебежчик, он очутился один в чужом лагере и громким приветливым голосом позвал Мурада. Пришедшие турки приняли его как друга, а он сказал окружившей его толпе: «Где наш правитель Мурад? Я – Милош и хочу видеть его милость. Отведите меня лично к нему. Я знаю секретные дела, о которых можно поведать только его милости». Тогда его отвели в большой шатер правителя и подвели к тому, кого он страстно желал лицезреть. Правитель, с радостным видом повернувшись к нему, указал на ноги, чтобы по обычаю их державы он подошел поцеловать их. А Милош, смотря прямо в лицо тирану с гневом, ненавистью и презрением, сильным прыжком вплотную приблизился к нему, схватил его за ноги и мощным рывком стянул его с сиденья, так что тот упал, ударившись головой о землю, а затем, быстро обнажив хорошо отточенный острый кинжал, который для этой цели тайно носил, ударил им Мурада прямо в грудь. Удар пришелся в самое сердце, из-за этой раны варвар затем спустя немного времени скончался. Отважный христианин выполнил свое обещание и завоевал славную победу, окруженный столькими врагами...

Хотя турки были очень напуганы таким скорым и неожиданным поворотом дела, они, однако, без промедления пришли в себч, быстро посовещались между собой о том, как выйти из затруднительного положения, растерянности, вернуть надежду на спасение. И затем постарались скрыть понесенный ими урон....Они ринулись в бой с грозными военными машинами, как бешеные собаки.

А деспот Лазарь, который тогда сражался с этими дикими варварами впереди, не знал ни о смерти Мурада, ни о славном подвиге Милоша, своего доблестного рыцаря....Он приказал Влатко Влаге-нику, капитану короля Боснии, о котором мы уже говорили, с 20 тысячами соратников первым вступить в сражение. Тот храбро, с большим натиском ворвался со своими товарищами в строй противника, сокрушил всех турок, которые противостояли ему там, но когда повернул, чтобы вклиниться туда во второй раз согласно военным правилам, послышался разнесшийся по всему войску голос, будто Драгослав Пробишич11, капитан войска деспота, изменил и повернул оружие против христиан. Усльттттав эту весть, Влатко Влагеник тотчас развернул отряд назад и, обратившись в бегство, быстро отступил со своими товарищами по направлению к Боснии.

О как эта новость воодушевила турок, правильно угадавших, чем смутить наше войско! Что же сулила злая судьба несчастным христианам за их грехи? Лазарь, покинутый без боя своими капитанами, был схвачен живым со всеми знатными людьми своей державы и приведен в шатер Мурада. И увидев тирана, который с величайшими муками доживал последний час своей жизни, а рядом – Милоша, своего храброго рыцаря, лежавшего там же мертвым, Лазарь, обратив глаза и руки к небу, с благодарением, воскликнул: «О всевышний боже... Я сам и моя держава лишились всякой надежды на спасение... теперь прими и мою душу в царствие твое! Я отдаю ее тебе по доброй воле, потому что перед своей смертью я вижу, что твой и мой враг окончит свою жизнь от руки моего рыцаря». Как только Лазарь произнес эти слова, он был убит любимыми сатрапами Мурада, а вместе с ним были казнены и его товарищи – все знатные люди Лазаря. Тут наступил конец и Мураду, и благороднейшему рыцарю Милошу, и Лазарю, и всем знатнейшим людям его двора.

 

1 Деспот (князь) Лазарь Хребелянович – правитель Сербии (1371-1389 гг.).

2 Имеются ввиду грабительские набеги турок на сербские области.

3 Новамонт — г. Ново-Брдо (букв. Новая гора).

4 Сиеница – совр. река Ситница.

5 Юатко, правильнее Твртко I – король Боснии (1377-1391 гг.).

6 Влатко Влагеник, в совр. литературе Влатко Вукович – боснийский воевода.

7 Мурад I – султан Османского государства (1362-1389 гг.).

8 Капитан – воевода.

9 Милош Кобылович, в более поздней исторической традиции – Милош Обилич.

10 15 июня 1389 г.

11 Правильнее: Драгослав Прибашич.

 

(Сербский эпос «Царь Лазарь и царица Милица»)

 

Лазарь-царь садится за вечерю,

Рядом с ним – жена его Милица.

Государю говорит царица:

«Царь наш Лазарь, сербская корона!

Утром ты на Косово уходишь,

Воевод и слуг берешь с собою,

Никого не оставляешь дома,

Из мужчин никто не остается,

Кто бы мог письмо тебе доставить

И обратно с Косова вернуться.

Всех моих ты братьев забираешь,

Милых братьев, Юговичей девять.

Ты оставь хоть одного мне брата,

Для сестры сними с него присягу».

Отвечает ей царь сербский Лазарь1:

«Госпожа, жена моя Милица!

А кого из братьев пожелала б

Ты оставить в белом нашем доме?»

«Ты оставь мне Юговича Бошко»...

Только утром белый день занялся

И ворота города открыли,

Быстро вышла из дворца Милица,

Поспешила к городским воротам.

Конница проходит перед нею:

С боевыми копьями юнаки.

Впереди юнаков едет Бошко...

Подбегает к воину царица,

За узду коня его хватает,

Обнимает брата дорогого.

Тихо молвить брату начинает:

«Братец милый, Югович мой Бошко!

Царь тебя оставил«мне в подарок,

Чтоб не шел на Косово ты поле2,

И на то он дал благословенье,

Чтоб ты знамя передал другому

И со мною в Крушевце остался,

Чтоб свободен был ты от присяги».

Югович ей Бошко отвечает:

«Уходи, сестра, в свою ты башню,

Я с тобою не могу остаться.

Не отдам я знамени другому,

Хоть бы царь весь Крушевац мне отдал.

Не хочу, чтоб воины сказали:

«Глянь на труса, Юговича Бошко,

Он идти на Косово боится,

Кровь пролить за крест честной не хочет,

Жизнь отдать за веру не желает».

И коня направил он к воротам...

Лишь наутро белый день занялся,

Прилетели ворона два черных3

С Косова, с широкого простора.

Сели вороны на белой башне,

На вершине Лазаревой башни.

И один другого вопрошает:

«Не царя ли сербов эта башня?

Что же тут души живой не видно’»

Этих слов никто не слышал в башне.

Услыхала лишь одна царица,

Из дверей она выходит быстро,

Спрашивает воронов двух черных:

«Ради бога, ворона два черных,

Вы сюда откуда прилетели?

Вы не с поля ль Косова явились?

Не видали ль два могучих войска?

Не было ли битвы между ними,

И какое войско победило?»

Отвечают ворона два черных:

«Видит бог, царица дорогая,

С Косова мы утром прилетели,

Видели мы два могучих войска,

Те войска вчера сошлись на битву,

Два царя погибло в этой битве.

Может, кто из турок и остался,

А из сербов, если кто остался,

Тот изранен весь и окровавлен», –

Так они царице говорили.

Вдруг слуга Милутин приезжает,

Руку правую он держит в левой,

У него – семнадцать ран на теле,

Конь под ним забрызган алой кровью,

Спрашивает воина Милица4:

«Что с тобою, мой слуга Милутин,

Иль царя на Косове ты предал?»

Отвечает ей слуга Милутин:

«Помоги с коня сойти, царица,

Да умой студеною водицей,

Дай вина мне красного напиться,

Тяжко я на Косове изранен».

Госпожа с седла его ссадила,

И водой студеною умыла,

И вином юнака напоила.

Как пришел в себя слуга Милутин,

Начала расспрашивать царица:

«Что на поле Косовом случилось?

Где погиб царь сербский, славный Лазарь?

Где погиб Богдан, отец мой старый?

Где погибли Юговичей девять?

Где погиб наш Милош-воевода?

Где погиб Вук Бранкович в сраженье?

Где погиб наш банович Страхиня?»

Ей слуга Милутин отвечает:

«Все на поле Косовом остались,

Где погиб царь сербский, славный Лазарь,

Много копий там переломалось,

Много копий – сербских и турецких.

Стойко сербы князя защищали,

Юг-Богдан погиб в той битве первым,

Только-только началася битва.

Восемь Юговичей там погибли,

Братьев ни один из них не предал,

До конца они в бою рубились.

Оставался целым только Бошко,

Он скакал со знаменем по полю,

Разгонял он янычар турецких,

Словно сокол голубей пугливых.

Там, где крови было по колено,

Встретил гибель банович Страхиня,

Милош тоже там погиб, царица,

У Ситницы, у реки студеной,

Где погибло очень много турок,

Зарубил султана он Мурада5

И посек двенадцать тысяч турок.

Пусть господь спасет весь род юнака!

Жив он будет в памяти, у сербов,

Жив он будет в песнях и, сказаньях,

Сколько жить и Косову и людям».

 

1 Лазарь – сербский князь, правивший южной Сербией (1370 г. – погиб 15 июня 1389 г. на Косовом поле, где войско турецкого султана громило соединенную сербскую армию.

2 Косово поле – долина р. Ситницы, близ гор. Приштины. Здесь разыгралась битва сербов и турок. После некоторого успеха сербов, их потеснили. Это вызвало отступление отрядов Вуковича и Вука Бранковича, которые за это были заклеймены как изменники. Лазарь и воеводы попали в плен и были казнены сыном Мурата Баязетом.

3Ворон считался вещей птицей;

4 Милица – жена Лазаря. После его смерти правила Сербией, вассалом Турции. Умерла в 1405 г.

5 Во время Косовой битвы один из приближенных Лазаря – Обилия – пробился к султану Мурату и смертельно ранил его. Сам он был зарублен турками. Мурат умер от этой раны.

 

(Сербский эпос «Гибель Сербского царства»)

 

Сизый сокол пролетал по небу

От святого Иерусалима,

Ласточку в своих когтях держал он.

Это не был сизокрылый сокол,

Это был Илья, пророк гремящий,

И не ласточку держал святитель,

Богородицы он нес посланье.

Он отнес на Косово посланье;

Опускает царю на колени.

И само письмо проговорило:

«Лазарь царь, честной владыка сербов,

Выбирай какое хочешь царство:

Предпочтешь ли ты земное царство

Или царство вечное на небе?

Если любишь ты земное царство,

Подтяните у коней подпруги,

Опояшьтесь саблями стальными,

Нападите на табор турецкий,

И погибнет в битве войско турок.

го Предпочтешь ли небесное царство,

Ты воздвигни на Косове церковь,

Мрамора не положи в основу,

Только чистый шелк и багряницу.

Причастпся с войском в этой церкви.

И твое погибнет войско в битве.

И погибнешь, князь, ты вместе с войском».

Эти речи слушает царь Лазарь.

Сам с собою в мыслях рассуждает:

«Боже правый, что делать, открой мне.

Что избрать – небесное ли царство

Или царство краткое земное?»

Выбрал Лазарь небесное царство,

А земное царство он отринул.

Он воздвпгнул на Косове церковь,

Не из камня, из чистого шелка.

Призывает к себе патриарха

И двенадцать епископов сербских.

Причастил он и построил войско.

Тут на Косово напали турки.

Юг-Богдан повел войска в сраженье,

Вместе с Югом Юговичей девять,

Сизокрылых соколов могучих.

С каждым братом девять тысяч войска,

А у Юга старого – двенадцать.

Храбро бились они и рубились.

Семь пашей погибло в лютой битве,

А когда с восьмым они сразились,

Юг-Богдан погиб на поле брани,

И погибло Юговичей девять,

Сизокрылых соколов могучих,

И погибло их храброе войско.

В бой вступают Мрнявчевичей трое,

Бан Углёша, воевода Гойко,

И король Вукашин вместе с ними.

У каждого тридцать тысяч войска.

Храбро бились они и рубились.

Семь пашей погибло в лютой битве,

А когда с восьмым они сражались,

Два погибло Мрнявчевича храбрых,

Бан Углеша, воевода Гойко;

Зукашина изранили люто,

Был истоптан он конями турок.

Полегло Вукашиново войско.

В бой вступают дружины Степана,

Много сил у герцога Степана:

Шестьдесят с ним тысяч храброй рати.

Люто бились они и рубились,

Девяти пашей разбили войско,

А когда сразилися с десятым,

Полегли Степановы дружины,

И с дружинами погиб сам герцог.

Вот выходит против турок Лазарь,

За собою сербский князь выводит

Семьдесят семь тысяч храброй рати.

Разогнал по Косову он турок,

Не дает и оглядеться туркам,

А не только в битве с ним схватиться.

Поразил бы Лазарь войско турок –

Бранковича покарай, о боже!

во Предал Вук государя и тестя,

Одолели проклятые турки.

Сербские дружины в битве пали –

Семьдесят семь тысяч храброй рати,

И погиб князь Лазарь вместе с ними.

Был их подвиг хваленья достоин.

Все случилось по воле господней.

 

(Фрагменты косовских песен)

 

МУРАТ НА КОСОВЕ

Царь Мурат на Косово собрался.

Вот пришел, и князю сербов пишет,

В Крушевац посланье посылает

Прямо в руки Лазарю-владыке:

«Лазарь, сербский князь и повелитель.

Не бывало, да и быть не может,

Что в одной стране – два господина,

Чтобы двум налог платила рая.

Править мы с тобой вдвоем не можем,

ю Присылай ключи, плати мне подать:

Городов твоих ключи златые,

За семь лет подушную с народа.

Если же послать мне не захочешь,

Выходи на Косово с войсками.

Эту землю мы мечом поделим».

Лазарь князь прочел письмо султана,

На посланье он роняет слезы.

ЗАКЛЯТЬЕ КНЯЗЯ ЛАЗАРЯ

Вот послушайте, старый да малый,

Лазарь князь так заклинал пред боем:

«Ничего от рук тех не родится,

Кто на бой на Косово не выйдет –

Ни на поле белая пшеница,

Ни на склонах лозы винограда».

КПЯЖЕВ УЖИН

Славу славит Лазарь, князь могучий,

В граде сербском, Крушевце цветущем.

Все бояре за столы садятся,

Все бояре вместе с сыновьями.

Справа посадили Юг-Богдана,

Рядом девять Юговичей юных,

Слева Вука Бранковича место,

Господа садятся по порядку:

Против князя – воевода Милош,

ю Рядом с ним двух равных посадили,

Одного – Косанчича Ивана,

И Милана Топлицу – другого.

Князь литую чашу поднимает,

Говорит своим боярам сербским:

«За кого мне выпить чашу эту?

Если пить по старшинства сединам,

Выпил бы вино за Юг-Богдана;

Если пить по благородству крови,

Выпил бы за Бранковича Вука;

Если пить по дружеской приязни,

За девятерых бы выпил шурьев;

Девять сыновей Богдана Юга.

Если пить по красоте обличья,

За Косанчича бы чашу выпил;

Если пить по высоте и росту,

Выпил бы за Топлицу Милана;

Если пить по храбрости безмерной,

Выпил бы вино за воеводу;

И сегодня за твое здоровье,

зо Милош Обилич, хочу я выпить:

Будь здоров и верный и неверный!

Фрагменты Косовских песен

Прежде верный, а потом неверный!

Утром мне на Косове изменишь,

Убежишь к турецкому султану.

Будь здоров и за здоровье выпей,

Пей вино из чаши золоченой.

Я тебе дарую эту чашу».

Встал поспешно легконогий Милош,

До землицы черной поклонился:

«Я тебя благодарю, властитель,

Славный князь, за здравицу спасибо,

За нее и за твое даренье,

Но совсем не за слова такие.

Не был я предателем-злодеем,

Не был им и никогда не буду.

Поутру на Косовом на поле

Я погибну за Христову веру.

Враг сидит у твоего колена,

Пьет вино, своей полой прикрывшись,

Бранкович – предатель тот проклятый!

Завтра будет Видов день прекрасный,

Мы на Косовом увидим поле,

Кто предатель и кто верен князю.

И клянусь владыкою всевышним,

Поутру на Косово я выйду,

Заколю турецкого султана,

Придавлю ему ногою горло.

Если мне помогут бог и счастье,

В Крушевац вернусь я невредимым,

Я поймаю Бранковича Вука,

Привяжу его к копью покрепче

(Так кудель привязывают к прялке),

Потащу его на поле битвы».

РАЗГОВОР МИЛОША ОБИЛИЧА С ИВАНОМ КОСАНЧИЧЕМ

«Ты скажи мне, брат Иван Косанчич,

Хорошо ль разведал силу вражью?

Много ль войска собралось у турок?

Можем ли с погаными сразиться?

Можно ль турок одолеть проклятых?»

Говорит ему Иван Косанчич:

«Милош Обилич, мой брат любимый,

Я разведал войско нечестивых,

Полчища врагов неисчислимы.

ю Если б стало наше войско солью,

Плов турецкий был бы недосолен.

Вот уже пятнадцать дней бесстрашно

Я брожу по вражескому стану,

Не нашел я ни конца ни края:

От Мрамора до песков Явора,

От Явора, брат мой, до Сазлии,

От Сазлии до Чемер-Чуприи,

От Чуприи до Звечана-града,

От Звечана, брат мой, до Чечана,

От Чечана до вершины горной —

Все покрылось войском басурманским,

Конь к коню и воины рядами,

Черный лес – их копья боевые,

Стяги их летучи, словно тучи,

А шатры снегов белее горных.

Если дождь густой польется с неба,

То нигде не упадет на землю,

На юнаков и коней прольется.

Стал султан Мурат на Мазгит-поле,

Захватил и Лабу и Ситницу».

Милош Обилич спросил Ивана:

«Ой, Иван, мой побратим любимый,

Где шатер могучего Мурата?

Обещал я властелину-князю

Заколоть турецкого султана,

Придавить ему ногою горло».

Но в ответ сказал Иван Косанчич:

«Не теряй рассудка, брат любимый!

Где шатер могучего Мурата?

В середине вражеского войска.

Если бы умел летать, как сокол,

И на турка пал бы с поднебесья,

Ты не мог бы улететь обратно».

Начал Милош заклинать Ивана:

«Ой, Иван, мой побратим любимый,

Ты не брат мне, но родного ближе.

Обещай, что так не скажешь князю,

Он тревогой может омрачиться,

И от страха наше войско дрогнет.

Лучше ты скажи другое князю:

Велика врагов проклятых сила,

Но не трудно с ними нам сразиться;

В жаркой сече одолеем турок,

Нет у них воителей искусных,

Много старцев и ходжей почтенных,

Есть ремесленники и торговцы,

Никогда не видевшие битвы,

Воевать пошли наживы ради.

Есть и воины в турецком стане,

Но они внезапно все свалились

От тяжелой нутряной болезни.

Вместе с ними заболели кони,

Заболели сапом лошадиным».

ТРИ ЮНАКА

«Как зовется тот юнак бесстрашный,

Что один раз взмахнет острой саблей,

Острой саблей и правой рукою, –

Двадцать вражьих голов отсекает?» –

«Это, братья, Банович Страхиня».

«Как зовется воевода храбрый,

Четырех он копьем пробивает,

В Ситницу через себя бросает?» –

«Это, братья, Сергей Злоглядящий».

«Как зовется тот юнак храбрейший

На огромном коне рыжей масти

Перед войском с княжеской хоругвью,

Тот, что гонит десятками турок,

В волны Ситницы их загоняет?» –

«Это Бошко Югович прекрасный».

 

(Из описания дьякона Игнатия, сопровождавшего в конце XIV в. московского митрополита Пимена в Константинополь)

 

Царь Мурат пошел с войском на сербского князя Лазаря, и, слышно, оба пали на поле битвы. Сначала обманом убил его верный слуга Лазарев Милош, тогда турки выбрали царя Баязета, одержали верх над сербами, Лазаря захватили ими в плен, а с ним и многих его бояр, одних убили, других питали живыми. По приказанию султана, Лазарь был усекнут… Битва происходила на Косовом поле.

 

 







Дата добавления: 2015-09-18; просмотров: 1489. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Ваготомия. Дренирующие операции Ваготомия – денервация зон желудка, секретирующих соляную кислоту, путем пересечения блуждающих нервов или их ветвей...

Билиодигестивные анастомозы Показания для наложения билиодигестивных анастомозов: 1. нарушения проходимости терминального отдела холедоха при доброкачественной патологии (стенозы и стриктуры холедоха) 2. опухоли большого дуоденального сосочка...

Сосудистый шов (ручной Карреля, механический шов). Операции при ранениях крупных сосудов 1912 г., Каррель – впервые предложил методику сосудистого шва. Сосудистый шов применяется для восстановления магистрального кровотока при лечении...

Различия в философии античности, средневековья и Возрождения ♦Венцом античной философии было: Единое Благо, Мировой Ум, Мировая Душа, Космос...

Характерные черты немецкой классической философии 1. Особое понимание роли философии в истории человечества, в развитии мировой культуры. Классические немецкие философы полагали, что философия призвана быть критической совестью культуры, «душой» культуры. 2. Исследовались не только человеческая...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия