Студопедия — Задание 4. Интеллектуальная составляющая любого типа мировоззрения, т
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Задание 4. Интеллектуальная составляющая любого типа мировоззрения, т






Интеллектуальная составляющая любого типа мировоззрения, т. е. миропонимание, называется…

· Миросозерцанием

· Картиной мира

· Мироощущением

· Наукой

 

Задание 5

Первая посылка сенсуализма состоит в том, что единственный источник наших знаний - …

· Представления

· Воображение

· Фантазия

· Ощущения

 

Задание 6

Важнейшей чертой философского мировоззрения в эпоху Средневековья признается…

· Теоцентризм

· Антропоцентризм

· Наукоцентризм

· Космоцентризм

·

Задание 7

Формируя мировоззрение в соответствии с достижениями науки и существующей социальной действительностью, философия реализует ________функцию.

· Гуманистическую

· Объяснительно-информационную

· Идеологическую

· Аксиологическую

 

Задание 8

«Как фантастическое отражение в головах людей внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни», - именно так выразили сущность религии…

· Атеисты

· Позитивисты

· Идеалисты

· Богословы

 

Задание 9

Разрабатывая определенные представления о ценностях, формируя социальный идеал, философия выполняет ___ функцию.

· Гуманистическую

· Идеологическую

· Аксиологическую

· Прагматическую

 

Задание 10

Обожествление природы характерно для _____ мировоззрения:

· Мифологического

· Религиозного

· Натуралистического

· Космического

 

Задание 11

Обоснование материального единства мира в XIX веке было дано с точки зрения идеи…

· Прогресса

· Динамики

· Детерминизма

· Развития

 

Задание 12

Исследование познавательных, эстетических, религиозных, атеистических и других ценностей осуществляет ____________ функция философии.

· методологическая

· мировоззренческая

· аксиологическая

· критическая

 

Задание 13

Философия представляет собой…

· набор разнообразных знаний, обслуживающих повседневную жизнь людей

· мировоззрение, основу которого составляют фантазии, легенды, вымыслы

· сложившуюся картину мира, принятую специалистами

· систему взглядов на мир в целом и на отношение человека к этому миру

 

Задание 14

Вопрос о сущности сознания, его отношения к бытию традиционно именуют основным вопросом…

· мировоззрения

· культуры

· философии

· этики

 

Контрольные вопросы

1. Какие предпосылки философии Вы знаете?

2. Назовите те качества философских знаний, синтез которых делает философию «наукой о мудрости»?

3. Чем является философия: наукой или мировоззрением?

4. Обладает ли философия практической действенностью?

5. Какова роль философии в формировании научного мировоззрения человека?

6. Что понимается под мировоззрением? Назовите основные типы мировоззрения и покажите их особенности?

7. Что является способом существования религии и внешней формой её проявления?

8. В чем заключается значение философии для здоровья тела и души?

9. Почему в философии существуют различные школы и течения?

10. В чем коренное отличие материализма от идеализма?

11. Назовите главные факторы, осмысление которых привело к конкретизации основного вопроса философии, выделению в нем двух его сторон?

12. Как Вы думаете, усилилось или ослабло материалистическое направление в философии в ходе её исторического развития?

13. Раскройте, какие факторы порождают возможность идеализма в качестве одного из главных направлений в философии?

14. Что такое онтология?

15. Что такое гносеология?

 

ГЛАВА 2.

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ

ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ.

 

Без историко-философского анализа становления общества нельзя понять современные философские проблемы войны и мира, экологические проблемы, вопросы борьбы с голодом, болезнями. Без знания истории философии невозможно выработать свое отношение к основным направлениям современной отечественной и зарубежной философии. История философии учит человека теоретическому мышлению.

 

2.1. СТАНОВЛЕНИЕ ФИЛОСОФИИ. АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ И ФИЛОСОФИЯ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ.

 

Любая наука имеет свою историю. Не является исключением и философия. Различным историческим периодам развития общества соответствовали и различные исторические типы философии.

Так, ученые-философы обычно выделяют:

1. Античную философию (VI в. до н.э. - VI в. н.э.) - возникает под влиянием мифологии и науки.

2. Средневековую философию (V - XV вв.) - развивается в тесной связи с религиозным сознанием.

3. Философию эпохи Возрождения (XV - XVI вв.) - философские взгляды этой эпохи основываются на искусстве, а эстетический подход здесь играет доминирующую роль.

4. Философию Нового времени (XVII в.).

5. Философию эпохи Просвещения (XVIII - XIX вв.) - акцент на нравственно-этическую тематику, на человеческую деятельность, на мышление, основная ориентация на науку.

6. Современную философию (с середины ХХ в.).

 

 

ДРЕВНЕГРЕЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ.

 

Формирование Древнегреческой философии (V - IV вв. до н.э.) связано с рядом объективных обстоятельств:

а) экономический подъем Древней Греции в IX - VII вв. до н.э.;

б) большая роль городов и культурных центров;

в) активная политическая жизнь населения: социальное расслоение населения, классовая борьба, обширные внешние связи, непрерывные войны между отдельными греческими государствами и другие причины.

Особенностью греческой философии являлось стремление понять сущность природы, космоса, мира в целом. Для мыслителей этого периода развития человеческой истории была характерна диалектика мышления, рассмотрение космоса как непрерывно изменяющегося целого (особенно ярко диалектика представлена у Гераклита).

В философии Древней Греции выделяют ряд школ: Милетская школа, Эфесская школа, школа атомистов и др.

Милетская школа.

Представители: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен.

Все они одновременно были и естествоиспытателями: предпринимали попытки научного объяснения происхождения Земли, Солнца, звезд, высказывали предположения о причине солнечного затмения.

Фалес (625 - 547 гг. до н. э.) являлся родоначальником греческой философии. В качестве всеобщего начала мира называл воду. Вода - единый субстрат, она - вечна, вещи же, возникающие из воды - временны, преходящи.

Фалес первым в Древней Греции поднялся до уровня понимания материального единства мира.

Ученик Фалеса Анаксимандр (610 - 546 гг. до н. э.) первопричиной всего сущего считал апейрон - неопределенную по своей сущности вечную материю. Все возникает из апейрона и прекращает свое существование, превращаясь в него. В результате движения апейрона происходит рождение и гибель миров, вечный круговорот Вселенной.

По учению Анаксимена (588 - 525 гг. до н. э.), все сущее происходит из первоматерии – воздуха – и обратно в нее возвращается. Воздух бесконечен, вечен, подвижен. Сгущаясь, он образует сначала облака, затем воду и, наконец, землю и камни, разряжаясь – превращается в огонь.

Эфесская школа.

Гераклит (ок. 544 г. до н. э.) – древнегреческий философ-материалист и диалектик. Уроженец Эфеса, аристократ по рождению, царского происхождения. По Гераклиту, первооснова всего сущего – огонь, наиболее способный к изменению и подвижный. Из огня произошел мир в целом, отдельные вещи и даже души. Все рождается из огня и в него превращается. Мир, космос безначален, этот мир находится в постоянном движении и изменении. В мире нет ничего постоянного, в нем все течет, все изменяется. Однако движение Гераклит сводил к простому круговороту, т. е. он не дошел до понимания развития материи как поступательного движения. Гераклит обосновал единство и неразрывную связь борющихся противоположностей, утверждал познаваемость мира (познание начинается с органов чувств, а завершается - мышлением).

Школа Атомистов.

Левкипп (500 - 440 гг. до н. э.) – современник и соратник Демокрита, является основоположником атомистики. «Мир материален и вечен» - утверждал философ. Материя первична, вечна и бесконечна. Левкипп ввел в оборот науки три новых понятия: абсолютной пустоты, атомов, движущихся в этой пустоте, и механической необходимости.

Демокрит (460 - 370 гг. до н. э.) – один из основателей атомистики, занимался математикой, физикой, военной наукой. Он признавал два первоначала: атомы и пустоту. При этом атомы, т. е. неделимые частицы материи, неизменны: они вечны, находятся в постоянном движении и отличаются друг от друга лишь формой, величиной, положением и порядком. Атомы нельзя увидеть, их можно только мыслить. Движение, перемещение атомов - вечное, естественное состояние материи. Из соединения атомов образуются тела: распад атомов ведет к их гибели. Бесконечное множество атомов вечно движется в бесконечной, но делимой «атомизированной» пустоте; перемещаясь в разных направлениях, они иногда сталкиваются друг с другом, образуя вихри атомов. Все в природе причинно обусловлено. Так происходит бесконечное множество «рождающихся и умирающих» миров, которые не сотворены богом, а возникают и уничтожаются естественным путем, по необходимости.

Демокрит признавал познаваемость мира: в ее основе лежит теория истечения идолов (зародыш теории отражения внешнего мира в сознании человека). Он выдвинул идею развития общества от дикости к цивилизации, источник этого развития - нужда человека.

Школа Эпикурейцев.

Эпикур (341 - 270 гг. до н. э.) - в учении о природе он продолжал традиции атомистов. Особое внимание он уделял проблемам этики: цель человеческой жизни - счастье отдельного человека; высшее удовольствие человека - его душевный покой и безмятежность.

Активным поборником эпикурейской этики был римский философ Лукреций Кар.

Школа Пифагорейцев.

Пифагор (вторая половина VI - начало V в. до н. э.) – древнегреческий философ с острова Самоса. Утверждал, что начало всего сущего – есть число, соотношение чисел, а началом числа выступает единица, единое. Абсолютизировав абстракцию количества и оторвав его от материальных вещей, Пифагор и его последователи пришли к выводу о том, что количественные отношения являются сущностью вещей.

Школа Элеатов.

Парменид (род. 515 г. до н. э.) – глава элейской школы (Элеаты). Мир Парменид представлял в виде неподвижного и сплошь заполненного шара. Выступал против диалектики Гераклита и его последователей. Отрицание движения делает его родоначальником метафизики. Недоверие к показаниям чувств, высокая оценка умозрительного знания вносят в учение Парменида элемент рационализма. Бытие - есть то, что можно познать только разумом (а не органами чувств), бытие и мышление - есть одно и то же.

Зенон Элейский (490 - 430 гг. до н. э.) – древнегреческий философ. Впервые ввел в употребление диалогическую форму в философии, выдвинув ряд парадоксальных положений - апорий (затруднений), с помощью которых пытался доказать неподвижность бытия.

Апория «ДИХОТОМИЯ» (деление пополам): чтобы пройти какое-либо расстояние, необходимо вначале пройти его половину и т. д. до бесконечности; это деление будет продолжаться до бесконечности; таким образом, он делает вывод о том, что до конца расстояние пройти просто невозможно.

Апория «АХИЛЕС И ЧЕРЕПАХА»: быстроногий Ахилес никогда не сможет догнать черепаху, так как, когда он преодолеет разделяющее их расстояние, черепаха проползет еще немного, и так всякий раз будет продолжаться до бесконечности.

Апория «СТРЕЛА»: летящая стрела на самом деле покоится, а значит, движения нет.

Из апорий Зенон делает вывод, что движение реально не существует, а существует лишь в размышлениях человека, в его мышлении.

Школа Сократиков.

Сократ (470 - 399 гг. до н. э.) – древнегреческий философ. В центре его философии вопросы: Что такое человек? Что такое его сознание? Что есть добро и зло? Строение мира, физическая природа вещей непознаваемы: знать мы можем только себя самих. Это понимание предмета познания Сократ выразил формулой: «Познай самого себя». Высшая задача знания не теоретическая, а практическая – искусство жить. Философия выступает средством формирования добродетельного человека.

Важное место в философии Сократа занимает проблема знания и незнания: нравственное зло идет от незнания. Отсюда - знание служит источником нравственного совершенствования личности.

Платон (427 - 347 гг. до н. э.) – древнегреческий философ-идеалист, ученик Сократа, основатель объективного идеализма, автор свыше 30 философских диалогов («Софист», «Парменид», «Государство» и др.). Отстаивал идеалистический взгляд на мир. Бытие - есть идеальное, бестелесное образование - ИДЕЯ. Вещи причастны к идеям и существуют в силу этой причастности. Сама идея - есть вечное, неизменное, постоянное образование. Материя - в свою очередь, есть изменчивое, непостоянное и, в силу этого, непознаваемое образование.

Важнейшие объекты исследования в философии Платона: человек, общество и государство. Человек имеет бессмертную душу и смертное тело, телесное начало подчинено духовному в человеке.

В учении об обществе Платон изобразил идеальное аристократическое государство, предпосылкой которого является рабский труд («Законы»): государством правят «философы»; его охраняют «стражи», или «воины»; ниже этих обоих разрядов свободных граждан – «ремесленники».

Стоики.

Зенон из Китиона (333 - 262 гг. до н. э.).

Посидоний (II - I вв. до н. э.).

Сенека (5 г. до н. э. - 65 г.).

Марк Аврелий (121 - 180 гг.).

Все они считали, что философия не только наука, но и жизненная мудрость. Только философия способна научить человека сохранять самообладание и достоинство. Свобода от власти внешнего мира - главное достоинство мудреца.

Скептицизм.

Пиррон (IV в. до н. э.) отвергал существование причины явлений, движения. Подвергал сомнению возможность достижения достоверного знания.

Завершает классическое развитие древнегреческой философии Аристотель.

Аристотель (384 - 322 гг. до н.э.) – древнегреческий философ и энциклопедический ученый, основоположник науки логики и ряда отраслей специального знания.

В 17 лет Аристотель отправился в Афины. Образование получил в школе Платона. Был учителем А. Македонского (преподавал географию, историю, этику). В Афинах (335 г.) основал собственную школу - Ликей.

В философии Аристотель - дуалист. Признавал существование материального мира, природы как бесконечной совокупности вещей. Материя - это не конкретные вещи, а лишь их субстрат (основа), из которой они образуются. Однако, материя - есть пассивное начало, форма же представленная этой материей - есть активное начало. Главная из всех форм - и есть бог.

Аристотель явился автором геоцентрической системы мировоззрения: в центре вселенной находится Земля, вокруг нее - семь прозрачных сфер, на которых закреплены Солнце, Луна и другие планеты.

В гносеологии Аристотель утверждал, что познание начинается с чувственного восприятия. Истинное знание достигается через абстрактное мышление. Однако он метафизически противопоставлял чувственное познание абстрактному.

В социальном учении Аристотель обосновывал вечность рабовладельческого строя. Выделял 3 формы государства: монархия (власть одного), аристократия (власть немногих), демократия (власть большинства). Сам он был сторонником демократии. Человек - есть общественное животное, наделенное разумом. Только в обществе человек может формироваться как личность, воспитываться как нравственное существо.

Аристотелем завершается классический период в развитии древнегреческой философии.

 

 

СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ (V-XV вв.).

 

Если греческая философия выросла на почве античного рабовладельческого общества, то философская мысль средних веков принадлежит к эпохе феодализма (V-XV века). Средневековое мышление по существу своему - теоцентрично, т. е. реальностью, определяющей все сущее, является бог. Согласно христианской религии, бог актом своей воли сотворил мир из ничего. Христианский философ Августин Блаженный (354 - 430 гг.) говорил поэтому, что Бог - есть высшее бытие, высшая субстанция, высшая (нематериальная) форма, высшее благо. Бог открывает себя народу.

В Западно-Европейской схоластике этого периода развития философии шла борьба между двумя направлениями в философии: реализмом и номинализмом.

Реализм - учение, согласно которому, подлинной реальностью обладают только общие понятия (универсалии), а не единичные предметы, существующие в мире. Аксельм Кентеберийский (1033 - 1109 гг.) подчеркивал: общие понятия существуют до единичных вещей и представляют

собой идеи в божественном разуме. Лишь благодаря разуму, человек в состоянии познать данные вещи.

Одним из наиболее выдающихся представителей зрелой схоластики был монах доминиканского ордена Фома Аквинский (1225 - 1274 гг.). Он пытался обосновать основные принципы христианской теологии, опираясь на учение Аристотеля. Высшее начало - есть само бытие. Под бытием Ф. Аквинский подразумевает христианского Бога, сотворившего мир, как о том повествуется в Ветхом Завете.

Учение Ф. Аквинского (томизм) пользовалось большим влиянием в средние века, римская церковь официально признала его. Это учение возрождается в XX веке под названием неотомизма – одного из наиболее значительных течений католической философии на Западе (Жак Маритен – Франция).

Номинализм – (от лат. nomen – имя). Общие понятия не обладают самостоятельным существованием вне единичных вещей и формируются в процессе абстрагирования ряда общих признаков вещей и явлений в сознании человека. Расцвет номинализма приходится на XIII и особенно XIV век. Его главные представители – Росцелин (XI - XII вв.), Уильям Оккам (1285 - 1349 гг.), Иоанн Дунс Скот (1266 - 1308 гг.).

В номинализме определяющее значение получила идея божественного всемогущества, а творение рассматривается как акт божественной воли. Идеи, согласно Оккаму, не существуют в божественном уме в качестве прообразов вещей: сначала бог творит своей волей вещи, а идеи формируются в его уме уже после них, как представления о вещах.

В целом номинализм в значительной мере определил направление и характер развития философии XVI - XVII вв. Именно с номинализмом связано развитие материализма в эпоху Возрождения.

Таким образом, философия как форма общественного сознания возникла на рубеже перехода от первобытнообщинного строя к рабовладельческому в виде борьбы двух направлений: материализма и идеализма.

Философию средневековья в целом можно охарактеризовать как теоцентризм: все основные понятия соотнесены с богом и определяются через него.

 

2.2. ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

И НОВОГО ВРЕМЕНИ.

 

ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ (XV - XVI вв.).

 

Начиная с XV века, в странах Западной Европы происходит целый ряд изменений в социально-экономической и духовной жизни, знаменующих начало новой эпохи, которая вошла в историю под именем Возрождения. Складываются капиталистические производственные отношения, в духовной жизни происходит освобождение от религиозного мировоззрения. Наметился процесс секуляризации (освобождение всех областей общественной жизни от религии и церковных институтов), происходивший во всех областях культурной и общественной жизни. Самостоятельность по отношению к церкви приобретают не только экономическая и политическая жизнь, но и искусство, точные и гуманитарные науки, в том числе и философия.

Происходит возрождение античной культуры, античного образа жизни, способа мышления и чувствования (отсюда идет само название – «Ренессанс», то есть процесс «Возрождения»). Мировоззрение эпохи Возрождения ориентировано на искусство.

В центре внимания философии эпохи Возрождения - человек (поэтому философское мышление этого периода антропоцентрично): разносторонность человека - вот ее идеал. Человек здесь – не просто природное существо, он сам творец своего счастья и этим отличается от прочих природных существ. По мере того, как человек осознает себя в качестве творца собственной жизни и судьбы, он оказывается и неограниченным господином над природой.

В эпоху Возрождения возросла ценность отдельного человека. В этот период формируется понятие личности. Главное в личности - способность различать добро и зло и поступать в соответствии с этим различием. Вместе с этим появляется и второе важнейшее определение личности - человек, способный нести ответственность за свои поступки.

Философия эпохи Возрождения вновь обращается к изучению природы: природа трактуется пантеистически, то есть с точки зрения растворения бога в природе (природа и есть бог).

Философы, представители эпохи Возрождения: Николай Кузанский (1401 - 1464 гг.), Николай Коперник (1473 - 1543 гг.), Джордано Бруно (1548 - 1600 гг.), Галлилео Галлилей (1564 - 1642 гг.), Никколо Макиавелли (1469 - 1527 гг.). Н. Кузанский отвергал дуализм, заявляя «единое - есть все», единое тождественно беспредельному, бесконечному. Он явился одним из родоначальников новоевропейской диалектики (обосновал принцип совпадения противоположностей). Н. Коперник основал новую астрономическую систему – гелиоцентрическую (в центре ее находится Солнце), утверждал что Вселенная безгранична. Отождествляя космос с бесконечным божеством, Д. Бруно получает и бесконечный космос. В своих опытах он доказал, что Земля вращается вокруг своей оси (отсюда смена дня и ночи) и вокруг Солнца. Источник движения материи находится в ней самой.

Неудивительно, что учение Д. Бруно было осуждено церковью как еретическое. Инквизиция требовала, чтобы итальянский философ отрекся от своего учения. Однако Д. Бруно предпочел смерть отречению и был сожжен на костре.

Общество, учил итальянский мыслитель Н. Макиавелли, развивается не по воле бога, а в силу естественных причин. В основе развития истории лежат «материальный интерес» и сила. Н. Макиавелли выступал за создание сильного национального государства. В политической борьбе считал допустимым во имя великих целей пренебрегать законами морали и применять любые средства, оправдывал жестокость и вероломство правителей в их борьбе за власть.

 

ФИЛОСОФИЯ НОВОГО BPEMEHИ (XVII в.).

 

XVII век открывает следующий период в развитии философии, который принято называть философией Нового времени. Развитие нового буржуазного общества порождает изменения не только в экономике, политике и социальных отношениях, оно меняет и сознание людей. Важнейшим фактором такого изменения общественного сознания оказывается наука, и прежде всего, экспериментально-математическое естествознание. Бурное развитие капитализма в Англии и Нидерландах вызвало потребность в развитии науки. Отсюда, в философии на первый план выдвигаются проблемы теории познания - гносеологии.

Философы Нового времени:

а) Материалисты:

– Френсис Бэкон (1561 - 1626 гг.)

– Томас Гоббс (1588 - 1679 гг.)

– Бенедикт Спиноза (1632 - 1677 гг.) - Голландия;

б) Идеалисты:

– Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646 - 1716 гг.) - Германия

(объективный идеализм);

– Джордж Беркли (1685 - 1735 гг.)

– Давид Юм (1711 - 1776 гг.)

в) Дуализм:

– Рене Декарт (1596 - 1650 гг.).

Английский философ Ф. Бэкон явился родоначальником эмпиризма в науке. В своем философском труде «Новый органон» он подчеркивал, что в основе мира лежат натуры (т. е. свойства: вес, плотность, протяженность), а комбинации этих свойств и образуют все многообразие вещей. Ф. Бэкон, считая главной задачей философии создание нового метода научного познания, переосмысливает предмет и задачи науки, по сравнению с ее пониманием в средние века. Цель научного знания – в принесении пользы человеческому роду, в отличие от тех, кто видел в науке самоцель, а главной задачей любой науки является увеличение власти человека над природой. Ему принадлежит афоризм «Знание – сила», в котором отразилась практическая направленность новой науки. Во взглядах на сущность и формы движения, Ф. Бэкон - метафизик (абсолютизировал механическую форму движения материи).

Принципы эмпиризма, провозглашенные Ф. Бэконом, получили свое дальнейшее развитие у английского философа Т. Гоббса. В философском труде «Левиофан» Т. Гоббс обосновал учение, согласно которому, в основе мира лежит протяженность, реально существуют только единичные вещи, а общие понятия суть лишь имена вещей. Всякое знание, поэтому, своим источником имеет опыт; только один род опыта – есть восприятие, а другой – знание об именах вещей. Предметом философии Т. Гоббс считал тело, возникновение которого мы можем постичь с помощью научных понятий. Будучи метафизиком, он также абсолютизировал механическую форму движения материи. Т. Гоббс являлся отцом политологии как науки.

Нидерландский философ Б. Спиноза испытал на себе сильное влияние Р. Декарта, но не принял его дуализма и создал монистическое учение о единой субстанции, которую он назвал Богом или природой. Бог Б. Спинозы – бесконечная безличная сущность, главным определением которой является существование, бытие в качестве начала и причины всего сущего. Представление о слиянии бога и природы, которое лежит в основе учения Б. Спинозы (основной труд «Этика»), называется пантеизмом.

В своем философском мировоззрении Б. Спиноза - метафизик (абсолютизация механической формы движения). В гносеологии Б. Спиноза - рационалист. Он недооценивал роль чувственных форм познания мира, считая их способными давать лишь поверхностные сведения о предметах и явлениях. Истинное знание достигается разумом. В социальной философии - он фаталист: весь мировой процесс совершается в силу абсолютной необходимости, и человеческая воля ничего не в состоянии здесь изменить.

Заслуживает внимания учение Б. Спинозы о свободе. Он не принимал свободу как свободу воли. Путь к свободе он понимал через познание закономерностей. Именно ему принадлежит формулировка: «Свобода - есть осознанная необходимость».

Учению Б. Спинозы о единой субстанции немецкий философ Г. Лейбниц в своей работе «Монадология» противопоставил учение о множественности субстанций. Самостоятельно существующие субстанции у него получили название монад («монада», в переводе с греческого, означает «единица», «единое»). Мир состоит из самостоятельно существующих субстанций - монад: все монады неделимы и одушевлены, монады замкнуты и не взаимодействуют между собой. По своему рангу они подразделяются на: низшие - в минералах; затем идут монады, воплощенные в растениях, животных и в человеке; и, наконец, высшие монады - это Бог.

Английский философ, субъективный идеалист Дж. Беркли в философских произведениях «Трактат о началах человеческого знания» и «Три разговора между Гилосом и Филоносом», исходя из того, что человек непосредственно воспринимает только свои «идеи» (ощущения), пришел к выводу, что существование вещей состоит в их воспринимаемости. Мир - это совокупность наших ощущений, все наши знания - есть результат наших ощущений. Идеи, по Дж. Беркли, пассивны, они усваиваются бестелесной субстанцией, душой, которая активна и обладает способностями воспринимать идеи (разум) и вызывать их или воздействовать на них (воля).

Английский философ-идеалист, психолог, историк Д. Юм в работе «Исследование человеческого разума» обосновал учение, согласно которому, в основе мира лежат наши ощущения, наш опыт. Все знания из опыта, а опыт - есть смена ощущений, однако за пределы данного опыта человек выйти не в состоянии. Он отрицал объективный характер причинности, признавая при этом бесспорное существование субъективной причинности.

Идея создания единого научного метода познания (рационального метода) принадлежит французскому философу, математику Рене Декарту. Впервые в философии он разделяет всю действительность на субъект и объект познания.

В своей философии Р. Декарт выступает как дуалист, признающий наличие субстанций в основании мира. Субстанция - это есть Бог, который и создал окружающий нас материальный мир. Сотворенный мир Р. Декарт делит на два рода субстанций: духовные субстанции (они неделимы, в себе имеют врожденные идеи); материальные субстанции (они делимы, и подчи-няются в своем развитии механическим законам). Основными атрибутами субстанций выступают мышление и протяженность, остальные их атрибуты производны от этих первых: воображение, чувство, желание – модусы мышления; фигура, положение, движение – модусы протяжения.

Дуализм субстанций позволил Р. Декарту создать материалистическую физику как учение о протяженной субстанции и идеалистическую психологию как учение о субстанции мыслящей. Связующим звеном между ними оказывается Бог, который вносит в природу движение и обеспечивает постоянство всех ее законов. Р. Декартом создано представление о природе, как о гигантской механической системе, приводимой в движение божественным «толчком». Он был также выдающимся математиком, создателем аналитической геометрии.

 

ФИЛОСОФИЯ ПРОСВЕЩЕНИЯ (XVIII-XIX вв.).

 

XVIII век в истории мысли не случайно называют эпохой Просвещения: научное знание, ранее бывшее достоянием узкого круга ученых, теперь распространяется вширь, выходя за пределы университетов и лабораторий в светские салоны Парижа и Лондона, становясь предметом обсуждения среди литераторов, популярно излагающих последние достижения науки и философии. Оптимизм Просвещения был исторически обусловлен тем, что оно выражало умонастроение поднимающейся и крепнущей буржуазии. Не случайно родиной Просвещения стала Англия, раньше других вставшая на путь капиталистического развития. Для этой эпохи характерна связь науки с практикой, критика метафизики, апелляция к науке.

Видными представителями философии эпохи Просвещения были:

 Англия: Дж. Локк, Дж. Толланд, А. Коллинз, Т. Рид, А. Смит.

 Франция: Ф. Вольтер, Ж.-Ж. Руссо, Д. Дидро, П. Гольбах, Ж. Ламетри.

 Германия: Г. Лессинг, И. Гердер, И. Кант.

Первой философской величиной среди плеяды английских просветителей был Джон Локк (1632 – 1704 гг.), друг И. Ньютона, чья философия, по убеждению современников, стояла на тех же принципах, что и научная программа великого физика. Основное сочинение Д. Локка «Опыт о человеческом разуме» развило теорию познания. Отвергнув учение Р. Декарта о врожденных идеях, Д. Локк единственным источником всех идей объявляет опыт. Идеи возникают или вследствие действия внешних вещей на органы чувств (идеи ощущения), или вследствие внимания, направленного на состояние и деятельность души (идеи рефлексии). Посредством идей ощущения мы воспринимаем в вещах либо первичные, либо вторичные качества. Идеи, приобретенные из опыта, только материал для знания, но еще не само знание. Чтобы стать знанием, материал идей должен быть переработан деятельностью рассудка, отличной и от ощущений, и от рефлексии и состоящей в сравнении, сочетании и отвлечении.

В учении о государственной власти Д. Локк разработал принципы естественного права, предложил тот естественно-правовой идеал, в котором выразились потребности набирающего силу буржуазного класса. К неотчуждаемым правам человека, согласно Д. Локку, принадлежат три основных права: на жизнь, свободу и собственность. Право на собственность у него тесно связано с высокой оценкой человеческого труда.

Из Англии идеи Д. Локка были перенесены во Францию, где встретили восторженный прием. Благодаря, прежде всего, Ф. Вольтеру, а затем и другим французским просветителям, философия Д. Локка и механика И. Ньютона получили широкое распространение на континенте.

В философии Мари Франсуа Аруэ Вольтера (1694 – 1778 гг.) большую роль играет вопрос активности субъекта. Он понимал человека как существо социальное, общественность которого состоит в том, что он живет среди других людей; требовал равенства людей, понимая его как равенство политическое, равенство перед законом и правом. Социальное и имущественное неравенство Ф. Вольтер считал предпосылкой сохранения общественного равновесия и нормального развития общества. Свободу человека он также понимал в абстрактно-правовом смысле.

Своеобразное место в философии эпохи Просвещения принадлежит Жан-Жаку Руссо (1712 – 1778 гг.) – философу, социологу, одному из теоретиков педагогики. В вопросах мировоззрения Ж.-Ж. Руссо придерживался деизма. Наряду с существованием Бога признавал также и бессмертие души. Ж.-Ж. Руссо рассматривал материю и дух как два извечно существующих начала. Как социолог, Ж.-Ж. Руссо занимал радикальную позицию. Он резко критиковал феодально-сословные отношения и деспотический режим, высказывался за буржуазную демократию и гражданские свободы, за равенство людей независимо от рождения.

Автор широко известной работы «Человек – машина» Жюльен Офрэ де Ламетри (1709 - 1751 гг.) утверждает, что основу мира составляет материя, которая обладает тремя свойствами: протяженностью, движением и чувствительностью. Источник движения – в самой материи, но сущность материи и движения непознаваема. Мышление, основанное на ощущениях, является свойством определенного вида материи.

К пониманию человека Ж. Ламетри подходит механистически (человек - машина). Согласно этому подходу, «двигателем» человека выступает его материальная душа.

Один из наиболее образованных французских мыслителей Дени Дидро (1713 - 1784 гг.) в сочинении «Мысли об объяснении природы» отстаивает идею материального единства и бесконечности мира. Материя - причина самой себя, источник всякого развития - внутренняя активность материи. Признавая исходным источником познания чувства, он не отрицает значения разума и подчеркивает их взаимосвязь.

Представитель французского материализма Клод Адриан Гельвеций (1715 - 1771 гг.) признает объективный, материальный характер внешнего мира. В его работе «Об уме» утверждается: мир – это движущаяся в пространстве и во времени объективно существующая материя, познаваемая при помощи ощущений. Другим орудием познания К. Гельвеций считал память, которую определял как «длящееся, но ослабленное ощущение».

К. Гельвеций подчеркивал роль социальной среды в воспитании человеческого характера. Поведение человека подчинено «закону интересов». Основным критерием нравственности выступает «польза» общества. Общество – это совокупность индивидов. Благополучие общества обеспечивается «разумным правителем», желательно, чтобы им был философ.

Поль Анри Гольбах (1723 - 1789 гг.) в своем труде «Система природы» утверждал, что материя – это «все то, что воздействует каким-нибудь образом на наши чувства», материя - есть абстракция для обозначения окружающего нас мира. Она состоит из неизменных и неделимых атомов, основные свойства которых – протяженность, вес, фигура, непроницаемость. Движение – также атрибут материи – П. Гольбах рассматривал как простое перемещение тел в пространстве, разделяя его на два вида: механическое движение и взаимодействие мельчайших материальных частиц. П. Гольбах, как активный атеист, выступал против религии, был сторонником конституционной монархии.

Отменяя прежние, добуржуазные формы общности, философы XVIII века предлагают вместо них новую – юридическую всеобщность, перед лицом которой все индивиды равны. В этом отношении характерно творчество немецкого просветителя, философа, публициста, критика и драматурга Готхольда Эфраима Лессинга (1729 - 1781 гг.). Вся его деятельность была направлена на борьбу против политики и идеологии феодальной реакции, за свободное, демократическое развитие немецкого народа и его культуры. В философской драме «Натан Мудрый» Г. Лессинг провозглашает не только идею веротерпимости, но и право на свободомыслие, утверждает равенство народов и призывает их к дружбе.

В творчестве Г. Лессинга явственно слышатся протестантские мотивы: деятельность ремесленника, промышленника, купца, вообще всякий труд, приносящий доход трудящемуся и пользу его согражданам, - занятие почтенное. Рассудительность, честность, трудолюбие и великодушие – вот основные достоинства положительного героя просветительской драмы и романа.

 

НЕМЕЦ







Дата добавления: 2015-09-18; просмотров: 3542. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Влияние первой русской революции 1905-1907 гг. на Казахстан. Революция в России (1905-1907 гг.), дала первый толчок политическому пробуждению трудящихся Казахстана, развитию национально-освободительного рабочего движения против гнета. В Казахстане, находившемся далеко от политических центров Российской империи...

Виды сухожильных швов После выделения культи сухожилия и эвакуации гематомы приступают к восстановлению целостности сухожилия...

КОНСТРУКЦИЯ КОЛЕСНОЙ ПАРЫ ВАГОНА Тип колёсной пары определяется типом оси и диаметром колес. Согласно ГОСТ 4835-2006* устанавливаются типы колесных пар для грузовых вагонов с осями РУ1Ш и РВ2Ш и колесами диаметром по кругу катания 957 мм. Номинальный диаметр колеса – 950 мм...

Толкование Конституции Российской Федерации: виды, способы, юридическое значение Толкование права – это специальный вид юридической деятельности по раскрытию смыслового содержания правовых норм, необходимый в процессе как законотворчества, так и реализации права...

Значення творчості Г.Сковороди для розвитку української культури Важливий внесок в історію всієї духовної культури українського народу та її барокової літературно-філософської традиції зробив, зокрема, Григорій Савич Сковорода (1722—1794 pp...

Постинъекционные осложнения, оказать необходимую помощь пациенту I.ОСЛОЖНЕНИЕ: Инфильтрат (уплотнение). II.ПРИЗНАКИ ОСЛОЖНЕНИЯ: Уплотнение...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия